СОЗДАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Умарходжаева Д.М.
Умарходжаева Дилноза Мирзакировна - преподаватель, кафедра «Тиллар»,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена выработке у обучающихся умений правильно выговаривать слова и уметь слушать. В процессе общения для студентов важно развиватьу них функцию говорения.
Ключевые слова: речь, иностранный язык, общение, высказывание, знание, навык, умение, учебная деятельность.
Умение обучающихся правильно выговаривать слова и слушать считается важным в изучении иностранного языка. Для формирования умений, необходимых для восприятия, понимания и устного воспроизведения содержания текста, воспринимаемого на слух, а также для составления собственных устных высказываний существует необходимость обучения данным навыкам.
Базой для формирования таких умений может стать использование фильмов, методов активного обучения, графических органайзеров. Одним из многоаспектных и сложных явлений, выполняющих функцию средства общения между студентами, является говорение. Это один из видов человеческой деятельности и, кроме того, в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание. У студента сначала возникают мысли, которые реализуются в слова. Для того чтобы студенты от своих мыслей переходили к непосредственному их оформлению, надо побуждать их говорить. Отсюда возникает необходимость в создании естественной речевой ситуации, когда обучаемый в меньшей степени чувствует, что он занимается учебной деятельностью.
В традиционной педагогике учебная деятельность в основном проходила в режиме «учитель - ученик». В последнее время учебное занятие немыслимо без групповой работы, где студенты всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками).
Данная форма работы располагает к общению на заданную тему. Так, происходит процесс по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства и делать выводы. Речевая компетенция проверяется через умения аудирования, чтения, говорения, письма.
На основе текстов совершенствуются данные навыки. Достигаемый уровень по аудированию - комплексное восприятие формы и содержания высказывания; по чтению -быстрое извлечение информации из текста; по говорению - умение оформить мысль в цельное высказывание соответственно орфоэпическим, грамматико-стилистическим и лексико-стилистическим нормам; по письму - выражение мысли в графической форме соответственно орфографическим, пунктуационным, грамматико-стилистическим и лексико-стилистическим нормам. При систематической работе над совершенствованием языковых навыков личность становится не только коммуникабельной, контактной в различных социальных группах, но и саморегулируемой в обучении [1, с. 1].
Студентам следует иметь в виду, что у выпускника вуза, который будет трудиться в нынешнее время, должны быть развиты определённые навыки: гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельность приобретения необходимых знаний; грамотная работа с информацией для исследования определённой задачи; умение критически мыслить; искать пути рационального решения проблем; способность генерировать новые идеи и творчески мыслить. Для развития этих навыков необходимо разнообразить образовательную программу и заинтересовать студентов стараться глубже познать азы своей будущей специальности, связанные с преподаванием английского языка в
системе непрерывного образования нашей республики. Поэтому для того, чтобы у обучаемого появилось «чувство» иностранного языка, ему нужно упражняться в репродуктивных видах речевой деятельности, таких как слушание, чтение и письмо. Также преподаватель должен привить ему навыки понимания иноязычных языковых структур и выработать у студентов умение воспроизводить эти структуры с пониманием не столько устройства самого языкового инструментария, сколько понятийного содержания, выражаемого с его помощью. В противном случае акценты обучения переместятся на усвоение знаковой организации языка, на правила соединения слов и их нормативного воспроизведения, а коммуникативная функция будет сведена к нулю. При этом объектом воспроизведения должен стать не текст на иностранном языке, а информация, заключенная в нем. Для этого желательно, чтобы в учебном процессе было мало ситуаций, когда изучение дисциплины превращается для обучающегося в запоминание и воспроизведение языкового материала.
Студенты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно находя необходимую информацию не только в учебниках, но и в других источниках. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Список литературы
1. Действовать ещё более сплочённо и решительно на пути будущего Родины - веление
времени // Учитель Узбекистана. Ташкент, 207. № 24 (2471). 16 июня.
К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИЯХ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Каримова Л.Р.
Каримова Лола Рихсиваевна - преподаватель, кафедра «Тиллар»,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье названы технологии активизации обучения. Перечислены требования к учебному пространству и учебным материалам по иностранному языку. Ключевые слова: технология, обучение, английский язык, вуз.
В образовательных учреждениях инновационная деятельность рассматривается в качестве важного направления стратегического развития. На основе создания, усвоения и распространения инноваций в сфере образования организованы современные открытые, адаптивные, индивидуализированные, создающие новые знания педагогические процессы. При этом новые образовательные технологии сформировали технологические инновации, новые экономические механизмы в сфере образования - экономические инновации, новые методы в обучении - педагогические инновации, новые организационные структуры -организационные инновации и обеспечили их единство.
Создание в образовательных учреждениях инновационной образовательной среды тесно связано с использованием новейших технологий в обучении студентов иностранному языку [1, с. 14].
Весьма важно при обучении иностранному языку использовать различные технологии активизации обучения:
• технология контекстного обучения: студент получает осмысленные знания. Для того чтобы знание стало таковым, в процессе обучения студент должен совершить двойной переход: от информации - к мысли, а от мысли - к действию/поступку. Чтобы получить
69