УДК 37:004(045)
Войтович И. К.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ СЕРВИСОВ GOOGLE
В статье рассматриваются вопросы создания электронных образовательных ресурсов на основе пакета инструментов Google, которые представляют собой информационную экосистему. Пакет сервисов Google рассчитан на людей, не имеющих специального технического образования, но стремящихся к созданию своих электронных образовательных ресурсов. ^ецифика каждого учебного предмета определяет набор инструментария из данного пакета. Преподавателю иностранных языков необходимы ресурсы, позволяющие разместить текстовые учебные материалы, аудио и видео файлы, тесты обучающего или контролирующего характера, т. е. платформы, позволяющие разместить все это в одном месте. Отмечается, что инструментарий Google отличается относительной простотой использования, он современен и снимает многие сложности по использованию мультимедийных материалов в силу хорошей сочетаемости входящих в пакет сервисов. Анализируются необходимые инструменты Google для создания электронных образовательных ресурсов по иностранным языкам: сайт, блог, календарь, диск. В ходе практического опыта по их созданию на основе инструментария Google установлено, что для размещения контента больше подходят сайт и блог; календарь необходим для организации учебного процесса; диск, формы и блог помогают выстроить взаимодействие.
Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, информационные компетенции, иностранные языки.
Voytovich I. K.
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES BASED
ON GOOGLE SERVICES
The article supports the idea that the information ecosystem Google gives a wide range of tools for the creation of electronic educational resources. Google services are aimed at the people without special technical education who strive to create their own educational resources. The specifics of every subject determine a set of tools employed. A foreign language teacher needs the resources for posting textual teaching materials, audio and video files, tests for learning and control, that is the platform which allows posting everything in one place. It is also noted that the tools provided by Google are relatively easy to use; they are modern and minimize the complexity of installing multimedia materials due to good compatibility of services included in the package. The article analyzes the most useful tools to create e-learning resources in foreign languages: Google sites, Blogger, Calendar, Disk. In the course of practical experience in the creation of the electronic educational resources with the help of Google tools it was found that Google sites and Blogger are more suitable for posting content; Calendar is necessary for the organization of education process; Disk, Forms and Blogger help to provide course interaction.
Key words: e-learning, electronic educational resources, information competence, foreign languages.
Во время проведения республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников традиционно проводится научно -методический семинар для учителей английского языка школ г. Ижевска и Удмуртской Республики. Семинар проводится совместными усилиями представителей компании Релод и преподавателей Института иностранных языков и литературы. Цель семинара - ознакомить учителей с новинками в области языка, информационных технологий и зарубежных учебно-методических пособий. Во время одного из подобных мероприятий были презентованы электронные учебные курсы, созданные при помощи сервисов Google, и показаны образовательные возможности Google. Реакция аудитории была неожиданной. Учителя слушали с большим интересом, но в конце презентации задали вопрос: «И вам это разрешают?» Как выяснилось, создание электронных образовательных ресурсов приветствуется, но только не на сервисах Google. Оказывается, вокруг сервисов Google сложилась двойственная ситуация. В ряде школ и даже регионов России не разрешают использовать Google для внедрения технологий электронного обучения, в других же их, напротив, активно внедряют и находят их применение удобным и эффективным.
В действительности предлагаемый Google инструментарий имеет много преимуществ. Прежде всего, Google предлагает бесплатный пакет качественных и современных инструментов, работающих с любого компьютера. Это особенно важно в условиях слабой материально-технической базы образования и отсутствия достаточных средств для закупки платных сервисов и электронных образовательных платформ или оболочек (LMS, CMS). Более того, Google создал своеобраз -ную информационную экосистему, все сервисы которой хорошо сочетаются друг с другом. Это особенно важно в случае недостаточно высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями, что и отличает преподавательскую или учительскую среду. Пакет сервисов Google рассчитан на людей, не имеющих специального технического образования, но стремящихся к созданию своих электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Естественно, специфика каж -дого учебного предмета определяет набор инструментария из данного пакета. Так, преподавателю иностранных языков необходимы ресурсы, позволяющие разме -стить текстовые учебные материалы, аудио и видео файлы, тесты обучающего или контролирующего характера. Следовательно, ему необходимы платформы, позволяющие разместить все это в одном месте. В качестве депозитария учебного материала могут выступить сайты или блоги Google. Обе оболочки достаточно удобны, понятны, имеют привлекательный набор тем и шаблонов на разные вкусы и цели, и позволяют легко встраивать аудио, видео файлы и онлайн тесты. Вертикальная и горизонтальная навигация дают возможность логично структурировать учебный материал. Естественно, логика его размещения определяется целями и задачами учебного курса, спецификой учебного материала и личными предпочтениями автора курса. Однако, как показывает практика, удобнее размещать учебный мате -риал на вертикальной панели навигации, а учебно-методические комментарии, рекомендации по работе с учебными материалами, портфолио преподавателя, календарь, регулирующий учебный процесс, и другую информацию общего или организационного характера на горизонтальной навигационной панели сайта. Совместимые с сайтом или блогом Google видео возможны только через YouTube. Это значит, что можно либо подбирать готовые видео клипы, либо выкладывать свои видеоматериалы в YouTube и уже оттуда инсталлировать их в сайт или блог.
Размещение аудио файлов осуществляется через разрешение приложений (опция «Добавить файл»).
Сайт и блог Google также позволяют разместить презентации. Их можно добавить либо в виде приложения к странице сайта, либо как встроенную прямо на поле страницы единицу подобно видео. Для этого, однако, презентация РРТ должна быть конвертирована в презентацию Google при помощи диска Google. Диск Google может функционировать как отдельный, независимый от сайта или блога, инструмент для размещения контента. Это очень удобно, и в отличие от Яндекс диска диск Google позволяет хранить необходимые материалы в режиме офф-лайн, который позволяет использовать их даже при отсутствии интернета в классе.
Осуществление взаимодействия при помощи инструментария Google многообразно. Можно развернуть дискуссию в блоге и присоединить его к сайту, потому что непосредственно через сайт это сделать пока невозможно. Для работы над совместным проектом хорошо подойдут Формы Google, Группы Google или Документы Google - все они открывают доступ участникам проекта и позволяют вносить правки в проектные материалы. И, наконец, Календарь Google. Специфика взаимодействия через Календарь связана с организацией учебного процесса, определением графика работы, сроков выполнения заданий, напоминанием о необходимости их соблюдения и т. д.
Таким образом, сайт, блог, диск и календарь Google позволяют создать полноценный электронный интерактивный и мультимедийный образовательный ресурс, использование которого возможно как в формате дистанционного обучения, так и в формате гибридного или смешанного обучения. Режим обучения может быть традиционным (со стационарного компьютера или ноутбука) или мобильным, при котором доступ к ЭОР открывается через планшет, телефон, смартфон или другое мобильное устройство.
УДК 811.11
Дейкова Л. А.
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Данная статья посвящена проблеме изучения иностранных языков с помощью многообразных компьютерных программ. В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т. е. практическое владение иностранным языком. В данном контексте необходимо активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для творческой активности и лингвокультурного развития. В достижении всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов в обучении английскому языку. Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой