Н.В. Шелюбская
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
Шелюбская Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.
В 2000 г. Европейский союз взял курс на создание к 2010 г. конкурентоспособной, динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности к уже существующей Рамочной программе НИОКР добавлена новая Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013).1., а также программа интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 -государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР.2... Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства.
Концепция Европейского единого исследовательского пространства (European Research Area - ERA) была впервые предложена Европейской комиссией в январе 2000 г. в документе «Вперед к Европейскому научному пространству», а затем была сформулирована на Лиссабонском саммите в качестве одной из главных задач развития ЕС на период до 2020 г. Принятый
1.. Программа по конкурентоспособности и инновациям включает три направления: стимулирование предпринимательства; поддержка ИКТ, развитие эффективной энергетики. Программа не предусматривает проведение НИОКР.
2.. Конкретный показатель - 3% ВВП был принят на Барселонском саммите в марте 2002 г.
документ был нацелен на преодоление основных «вызовов» XXI в. (отставания в финансировании НИОКР, разрыва между уровнем фундаментальных исследований и коммерческим использованием результатов НИОКР, отсутствия стимулов к нововведениям, фрагментарности политики и ресурсов). Концепция ERA предусматривает создание внутреннего исследовательского рынка со свободным перемещением ученых, технологии и финансов; устранение фрагментарности исследовательских политик и координацию на наднациональном уровне национальных и региональных мероприятий и программ; разработку и финансирование панъевропейских инициатив..3... Основным стержнем создания единого пространства должна стать Рамочная программа НИОКР ЕС.
В 2007 г. ЕК представила на суд европейской общественности «Зеленую книгу» - «ERA: новые перспективы», в которой сформулированы шесть основных направлений развития ERA:
- создание кадровой базы, состоящей из профессиональных исследователей с высокой степенью мобильности между институтами, дисциплинами, секторами и странами;
- построение интегрированной сетевой исследовательской инфраструктуры мирового класса, доступной исследователям Европы и третьих стран благодаря информационным технологиям;
- усиление роли исследовательских институтов, расширение их участия в частно-государственном партнерстве и сотрудничестве с частным бизнесом. Построение на базе исследовательских институтов научно-инновационных кластеров, включая виртуальные научные сети, задача которых - специализация на междисциплинарных исследованиях и концентрация кадровых и финансовых ресурсов;
- эффективное движение знаний из государственного сектора НИОКР в сферу промышленности на основе гармонизированного режима охраны интеллектуальной собственности;
- координация национальных исследовательских программ и приоритетов, включая разработку совместных межстрановых программ государственного финансирования с общими европейскими приоритетами, их совместную реализацию и оценку;
3.. Towards a European Research Area. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. - Brussels, 18.1.2000. COM (2000) 6final http://ec.europa.eu/research/era/ pdf/towards-a-european-research-area_com_2000
- открытие Европейского научного пространства для третьих стран, прежде всего для «соседей»4...
В 2007 г. было проведено широкомасштабное обсуждение этих направлений в научном сообществе, бизнес-среде и правительственных кругах, позволившее выработать дальнейшие шаги по созданию ERA. Свою точку зрения на перспективы ERA высказали представители органов ЕС, правительств, научного и бизнес сообществ, гражданского общества (университеты, финансирующие агентства, государственные НИИ и центры, администрации регионального, национального и наднационального уровней, НКО, крупные компании и МСБ, коммерческие и некоммерческие ассоциации, торговые палаты, технологические платформы, профсоюзы и т.д.)..5..
За период с 2000 г. создание ERA стало стержнем исследовательской политики в ЕС, был предпринят ряд важных инициатив по координации научных усилий и укреплению потенциала. В их числе: создание новых институциональных элементов, усиление работы по анализу, мониторингу и распространению лучшей практики, картирование ресурсов и политик, развитие различных видов частно-государственного партнерства, использование методологии Форсайта для разработки стратегии и т.д. Эти инициативы тесно связаны с 7-й Рамочной программой (7РП), предусматривающей организацию Европейского исследовательского совета, Европейского технологического института, координацию исследований через механизм технологических платформ и ERA-сетей, а также принятие национальных целевых финансовых индикаторов, составление «дорожной карты» развития европейской инфраструктуры, совместные технологические инициативы.
Основными институциональными элементами ERA являются Рамочные программы ЕС, панъевропейские программы («Эврика» и КОСТ), международные научные организации и центры (ЦЕРН, Европейское космическое агентство, Европейский научный фонд и др.), региональные и национальные организации и программы. Стержнем создания ERA служит Рамочная программа НИОКР ЕС, на которую приходится около 80% панъевропейских НИОКР - предыдущая пятилетняя 6РП (2002-2006) и действующая в на-
4.. Inventing our Future Together. The European Research Area. New Perspectives. Green Paper 04.04.2007. - Mode of access; http://ec.europa.eu/research/era/pdf/era-greenpaper-en.pdf
.5.. На он-лайновый опросник с 1.05.07 по 31.08.07 г. поступило 685 ответов от 200 частных лиц и организаций, включая Европарламент, Социально-экономическую комиссию, Региональную комиссию, 36 университетов, 13 государственных ведомств, 30 государственных НИИ, 8 финансирующих агентств, 42 негосударственных некоммерческих центра, 13 коммерческих ассоциаций, 35 прочих. К 1.12.07 поступило дополнительно 145 ответов от 130 организаций в свободной форме, выражающих позиции и точки зрения.
стоящее время семилетняя 7РП (2007-2013). Остальные 20% составляют работы в рамках прочих программ и проектов и международных соглашений в области сетей и инфраструктуры.
Особенности 7-й Рамочной программы НИОКР ЕС
По сравнению с предыдущими программами, в 7РП можно выделить следующие новые элементы:
- акцент на тематических направлениях, а не на инструментах;
- существенное упрощение функционирования программ;
- оптимальный учет требований промышленности при проведении исследований с помощью новой схемы технологических платформ и инициатив; финансирование фундаментальных передовых исследований;
- осуществление международного сотрудничества с третьими странами по всем направлениям;
- создание «регионов знаний» - трансрегиональных научных центров;
- стимулирование частных инвестиций в перспективные направления.
Общий бюджет программы составляет 50,521 млн. евро, в том числе
по основным блокам: «Сотрудничество» (тематические направления) -32,4 млрд., «Идеи» (фундаментальные исследования) - 4,2, «Люди» (кадровый потенциал) - 7,5, «Возможности» (организационно-информационная инфраструктура) - 2,8, Евратом - 4,7, Совместный исследовательский центр -1,8 млрд. евро. В состав 7РП входят также программы Евратома по ядерным исследованиям: «Исследования по термоядерной энергии», «Расщепление ядра и противорадиационная защита» и Совместного научно-исследовательского центра по ядерной и неядерной энергиям.
Среди наиболее важных шагов, предпринятых ЕС, следует отметить новую форму поддержки фундаментальных исследований, а также частно-государственного партнерства и координации национальных программ. Новый Европейский исследовательский совет (European Research Council - ERC) будет заниматься в рамках направления «Идеи» 7РП грантовой поддержкой фундаментальных исследований «на переднем крае науки». Второй важной инициативой являются планы по созданию Европейского технологического института (European Institute of Technology - EIT) с целью усиления связи между сферами подготовки кадров, НИОКР и инноваций-6-. В отличие от уже действующих многочисленных европейских исследовательских сетей, в его состав будут входить не институты или университеты, а только их отдельные подразделения. Финансирование будет осуществляться из различных источ-
6.. По мнению экспертов, EIT создается по модели американского MIT. авт.
- Прим. 111
ников, включая ERC, но не полностью по линии Рамочной программы. Таким образом, Европейский исследовательский совет и Технологический институт будут дополнять друг друга: совет будет играть роль финансирующей организации, а институт - функциональной.
«Технологические платформы» представляют собой неформальные сетевые объединения, формирующиеся по отраслевому или междисциплинарно -му принципу с целью укрепления частно-государственного партнерства при выработке средне- и долгосрочной научно-технической политики в данном секторе, приоритетов финансирования НИОКР, координации стратегий государственного и частного секторов, национального и наднационального уровней. «Платформы» объединяют всех заинтересованных «игроков», в них входят исследовательские институты, разработчики политики, представители региональных или центральных администраций, групп потребителей, регулирующих органов, неправительственных организаций при лидирующей роли промышленных компаний. Первая «платформа» была создана в 2001 г. (авиакосмос), в настоящее время их число превысило 30 (в том числе, в области водородной энергетики, наноэлектроники, медицины, сталелитейной промышленности и т.д.).7.. «Технологические платформы» внесли большой вклад в определение приоритетов 6-й и 7-й Рамочных программ, в настоящее время идет работа по «конструированию» 8-й программы. Вслед за международными «платформами» страны - члены ЕС начали создавать подобные объединения и в национальных рамках в целях разработки национальной научно -технической стратегии.
Продолжением деятельности технологических «платформ» стала организация так называемых «Совместных Технологических инициатив» (Joint Technology Initiatives - JTIs), которые являются новым важным элементом 7РП и ERA. JTIs представляют собой формализованную форму («европейское совместное предприятие») частно-государственного партнерства, создаваемую для поддержки транснациональной кооперации в областях науки и технологии, наиболее значимых для европейской промышленности. Аккумулируя финансовые средства из различных источников (частная промышленность, Рамочная программа НИОКР, Структурные фонды, государственные ассигнования), эти «совместные предприятия» будут играть роль агентств, финансируя научно-технические проекты..8... В 7РП намечено создание шести подобных объединений, в частности в области топливных элементов и водорода, авиакосмоса и воздушного транспорта, инновационной медицины, на-
7. ftp://ftp/cordis/lu/pub/technology-platforms
8.. ЛЬ являются структурой ЕС, их деятельность подчиняется законодательству о конкуренции ЕС, особенно в части государственной помощи, антитрастового регулирования и контроля за слиянием.
ноэлектроники, компьютерных систем и глобального мониторинга окружающей среды и безопасности.
Новым элементом координации национальных программ является также так называемая «Инициатива Статьи 169», представляющая собой первую европейскую сеть национальных финансовых агентств. В 2006 г. были одобрены четыре «Инициативы Статьи 169» по специальным программам 7РП, в том числе три инициативы в рамках блока «Сотрудничество»: совместная программа исследований в области использования ИКТ в целях повышения качества жизни пожилых людей, программа исследований Балтийского моря, программа в области метрологии. В блоке «Возможности» предусмотрена совместная с программой «Эврика» инициатива по стимулированию НИОКР в малом и среднем бизнесе («Eurostars»)..9.. Эти схемы финансирования открыты и для третьих стран.
Формирование приоритетов Рамочных программ, координация национальных приоритетов, так же как и разработка долгосрочной научно-технической политики в странах ЕС, опирается на расширяющееся использование механизма «Форсайт». Практически все 27 стран ЕС в настоящее время применяют «Форсайт» для «проектирования» своего долгосрочного развития. Работы, проводящиеся в Рамочных программах НИОКР ЕС, направлены на разработку методик и распространение лучшего опыта..10... Европейская сеть мониторинга практики «Форсайта» (EFMN - the European Foresight Monitoring Network) проводит с 2005 г. в рамках ЕС постоянное наблюдение как в странах-членах, так и в третьих странах, а также предоставляет информацию об этой работе разработчикам политики, исследователям инновационной политики и участникам форсайт-проектов. В 2006 г. в «портфеле» EFMN имелось свыше 1000 форсайт-проектов из стран ЕС, Японии, США, Канады, Китая, Кореи и Бразилии. Ежегодно EFMN публикует на своем сайте около 40 кратких версий национальных и международных форсайт-проектов, их анализ, а также отчеты об основных перспективных научно-технических направлениях для ЕС. В базу данных входят также и российские региональные и тематические форсайт-проекты.
9. ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/fp7/docs/faqs-a169_en.pdf
10.. Международное сотрудничество в «разработке будущего» осуществляется, как правило, на субрегиональной основе. В странах ЕС проекты на национальном уровне составили около 50%, на региональном - около 40, на уровне ЕС - 10, на межгосударственном - 1%. Данные по 290 проектам. EFMN Mapping Report 2005 www.efmn.eu.
Новые элементы информационно-аналитической службы
Одним из основных механизмов координации научно-технических политик и создания единого европейского инновационного пространства являются информационно-аналитические службы и сети. Главным информационным порталом Рамочной программы является CORDIS, предоставляющий подробные сведения по всем аспектам научной политики ЕС. В последние годы, как в системе Рамочной программы, так и вне ее, сформирован ряд новых информационных сетей и порталов, в частности ERA-Link, ERA-NET, ERAWATCH, PRO INNO и др.
Сеть национальных контактных точек (ERA-NET), которые действуют во всех странах ЕС и ассоциированных с Рамочной программой странах, предназначена для оказания помощи потенциальным участникам совместных проектов по всем направлениям 7РП.
ERA-Link - информационная сеть для европейских ученых, работающих в США, выполняет три функции: создание сети исследователей, распространение информации, привлечение диаспоры к участию в совместных европейских проектах и помощь в возвращении специалистов на родину.....В 2004 г.
был проведен опрос европейской исследовательской диаспоры в США, который подтвердил необходимость создания такой сети.12.,.
Важным инструментом мониторинга, бенчмаркинга и координации научной и инновационной политик ЕС стал новый механизм информационно-аналитической службы, созданный по инициативе двух Генеральных директоратов европейской комиссии: Директората по исследованиям (ERAWATCH) и Директората по предпринимательству и промышленности (PRO INNO Europe).
В 2007 г. Генеральный директорат по исследованиям совместно с Институтом по изучению перспективных технологий (входит в состав Совместного исследовательского центра) запустил информационно-аналитическую службу ERAWATCH, направленную на реализацию ERA. Это - веб-сайт (разработанный совместно с CORDIS), предоставляющий информацию по национальной и региональной исследовательской политике, ее основных субъектах, организациях и программах. На ERAWATCH впервые сосредоточена информация о состоянии исследовательских систем по 43 странам (27 стран
11.. В США работают около 100 тыс. европейских исследователей, и ЕС рассматривает их как важный ресурс ERA независимо от того, остаются они в США или возвращаются.
.12.. A Survey of Potential Users of European Researchers Abroad Link (ERA-Link). A communication tool for the European researchers in the USA. Final Report. January 2005 ftp://ftp.cordis.europa.eu/pyb/era/docs/eralink_final_report_2005.. pdf.
ЕС, 7 ассоциированных стран с Рамочной программой, а также США, Канада, Япония, Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, Китай, Индия и Бразилия). Данная база содержит информацию по текущим официальным документам, исследовательским программам, финансирующим организациям, ходе выполнения исследований, а также по таким важным индикаторам как расходы на НИОКР, публикации и патенты. Для проведения межстранового сравнительного анализа разработана методология расчета показателей в области НИОКР по пяти темам: человеческие ресурсы, государственные и частные инвестиции, продуктивность, влияние НИОКР на конкурентоспособность и занятость, НИОКР и общество. Информация собирается с помощью национальных организаций, входящих в сеть ERAWATCH, и предоставляется в страновом разрезе и в агрегированном виде. Работа этой службы финансируется через Рамочную программу НИОКР.
PRO INNO Europe - новая инициатива Директората по предпринимательству и промышленности в области анализа и координации инновационной политики ЕС. Она объединила ранее разрозненные проекты по изучению инновационной политики: PAXIS, Инновационное табло - TrendChart on Innovation, включая Innovation Scoreboard, а также различные серии обследований инновационной политики. Эта служба поддерживается группой высших должностных лиц, ответственных за инновационную политику, а также находится в тесном контакте с Сетью инновационных регионов и Сетью инновационного предпринимательства. PRO INNO Europe состоит из трех блоков («анализ политики», «изучение политики» и «реализация политики») и восьми модулей. Проекты по реализации политики финансируются из Рамочной программы.
Один из трех модулей «анализа политики» - Европейское инновационное табло представляет собой наиболее полную, постоянно обновляемую базу данных о тенденциях инновационной политики в ЕС. В настоящее время информацию для базы данных представляют 39 государств: 27 стран - членов ЕС, Исландия, Норвегия, Швейцария, Хорватия, Турция, Израиль, США, Канада, Япония, Бразилия, Китай и Индия. Впервые с 2008 г. в Европейское инновационное табло включены данные по инновационному развитию России и Украины - проект BRUIT.
Международный проект BRUIT - «Сравнительный анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского инновационного табло» явился примером плодотворного сотрудничества ученых России, Украины и Великобритании. Проект предусматривал выполнение трех видов работ: сбор и анализ статистических данных, характеризующих инновационную деятельность, качественный анализ государственных мер инновационной политики, написание сводных отчетов по странам, и, наконец, ознакомление широкой общественности с результатами исследования.
В целом, деятельность двух информационно-аналитических служб взаимно дополняет друг друга: ERAWATCH концентрирует усилия на начальном этапе инновационного процесса - в основном на типах научно-исследовательской политики, включая показатели «input», в то время как PRO INNO - рассматривает инновационную политику в целом, включая показатели «output», показывая ее эффективность на конечном этапе.
Новая инициатива предпринята также в рамках Программы по конкурентоспособности и инновациям. Эта семилетняя программа (2007-2013) стоимостью 2,170 млрд. евро, включает три направления: стимулирование предпринимательства; поддержку ИКТ; развитие эффективной энергетики. Программа не предусматривает проведение НИОКР. В блоке «стимулирование предпринимательства» создается новая европейская сеть поддержки бизнеса и инноваций (EEN), которая объединяет две уже действующие сети: сеть из 270 Европейских информационных центров (Euro Info Centres - EIC) и сеть из 250 Инновационных центров (Innovation Relay Centres - IRC). В EEN входят 600 организаций - контактных точек из 40 стран, включая 27 стран ЕС. Основные функции контактных точек: предоставление информации, подготовка технических запросов и предложений, услуги для МСБ, поддержка в поиске европейских партнеров, помощь на стадии переговоров и т.д. Россия также подключилась к этой сети, в частности в 2005 г. был запущен совместный российско-британский проект «Gate2BIN» по организации подобного центра в России, который играет роль инструмента бизнес-технологической кооперации инновационных компаний, прежде всего ММБ, а также научных организаций России и ЕС.13..
В 2008 г. был открыт новый портал, представляющий информацию об объектах научной инфраструктуры и соответствующих услугах в странах -членах ЕС и ассоциированных странах. Разработчики научной политики, исследователи, эксперты могут получить сведения в страновом и тематическом разрезе о деятельности межгосударственных крупных центров коллективного пользования, национальных институтах и исследовательских установках, базах данных, коллекциях, сетях и т.д. На веб-сайте представлена подробная информация об инфраструктурных сетях в таких областях, как ядерная физика и физика частиц; астрономия и астрофизика; естественные, гуманитарные, социальные науки, компьютерные науки, материаловедение, биомедицина и науки о жизни, электронно-коммуникационные инфраструктурные проекты. Данная информационная сеть вносит свой вклад в создание единого европей-
13.. По материалам британо-российской конференции «Сотрудничество ЕС-Россия: повышение конкурентоспособности и устойчивого развития малых и средних предприятий за счет международной бизнес-технологической кооперации», Москва. 19.03.08.
ского научного пространства, в котором исследователи, независимо от их дислокации, могут получить доступ к любому инфраструктурному объекту.
Перспективы участия России в создании единого
европейского инновационного пространства
Сотрудничество России со странами ЕС развивается в основном в рамках двухсторонних контактов, панъевропейских программ (Рамочная программа НИОКР ЕС, «Эврика», «Северное измерение», КОСТ), участия в создании и деятельности крупных исследовательских проектов (ЦЕРН - Большой адрон-ный коллайдер, ИТЕР, лазер на свободных нейтронах). За последние десятилетия произошла эволюция принципов российского подхода к сотрудничеству - если первоначально участие в программах рассматривалось, прежде всего как средство получения дополнительной финансовой помощи, то в настоящее время оно строится на основе паритетного участия в проектах и программах. Российская сторона объявила о готовности 100%-ного финансирования российских участников, входящих в состав европейских консорциумов.
Сотрудничество России с ЕС в Рамочной программе НИОКР осуществляется с 1994 г., когда российским научно-исследовательским организациям впервые был открыт доступ к отдельным разделам Рамочных программ ЕС. С 2003 г. России был предоставлен доступ уже ко всем семи направлениям 6-й Рамочной программы (2002-2006), российские коллективы получили возможность входить в состав консорциумов и получать долю финансирования, выделяемого ЕС. По мнению руководителей Европейской Комиссии, без широкого участия российских ученых и специалистов в реализации многих европейских проектов, 6-я Рамочная программа не смогла бы достичь поставленных в ней целей.
За период с 2002 по 2006 г. более 300 групп из России были задействованы в более чем 200 совместных проектах во всех тематических областях и подпрограммах общей стоимостью более 2 млрд. евро. (Россия также возглавила первую пятерку бывших стран Советского Союза по количеству участников в проектах 6-й Рамочной программы: Украина - 63 группы, Узбекистан - 13, Грузия и Беларусь - по 10)„14...
Вместе с тем участие российских научных коллективов в Рамочных программах ЕС не соответствует их потенциалу. В числе причин, тормозящих сотрудничество, эксперты выделяют информационную составляющую, в том числе недостаточную информированность потенциальных российских участников о содержании и инструментах программ; низкую эффективность «кон-
14. INTAS/ESA workshop,17-18 May, Bratislava, Slovakia http:/www.intas.be/work-shops/Bratislava/documents/presentations/meerovskaya
тактных точек», незначительную вовлеченность в международные исследовательские сети и т.д.
В настоящее время начаты переговоры по заключению соглашения об ассоциированном членстве России в 7-й Рамочной программе, что позволит вывести научно-техническое сотрудничество на качественно иной уровень, даст возможность развернуть совместные проекты в научной и технологической сферах по актуальной для России и ЕС тематике, оказывать большее влияние на формирование приоритетов рамочных программ, включить Россию в информационно-аналитическое поле ЕС. Однако новый статус не только расширит права российских исследователей по участию в европейских проектах, но поставит Россию перед необходимостью выполнять определенные обязательства, в частности регулярно вносить взносы в бюджет Рамочной программы.
Безусловно, полноправное участие России в Рамочной программе может принести дивиденды обеим сторонам, внесет свой вклад в формирование единого общеевропейского научного пространства, но потребует тщательной проработки всех условий и сторон сотрудничества, включая организационные, правовые, визовые, таможенные, финансовые и прочие вопросы.
* * *
За прошедшие годы концепция Единого исследовательского пространства ЕС по сути своей трансформировалась в создание единого инновационного пространства. Вместе с тем ЕС еще предстоит решить проблему фрагментарности национальных инновационных политик, расширения мобильности ученых, ликвидации барьеров, особенно трансграничного сотрудничества бизнес-сообщества и университетских ученых, усиления координации национальных и региональных программ финансирования, интенсифицировать трансферт технологии между научными институтами и промышленностью. Важным инструментом мониторинга, бенчмаркинга и координации научной и инновационной политик ЕС является постоянно расширяющийся и модифицирующийся механизм информационно-аналитической службы. Ее основные черты: интерактивный режим, достоверность, открытый доступ, целее-вая направленность, сетевой характер, предоставление оперативной и аналитической информации, привлечение широкого круга экспертов и участников и т. д.
Присоединение России к Рамочной программе НИОКР ЕС в статусе ассоциированного члена расширило бы возможности участия России в формировании европейского исследовательского пространства и его информационно-аналитических элементов. Создание российской национальной консо-
лидированной базы данных о финансировании конкретных совместных проектов и ходе их реализации дало бы возможность проводить мониторинг и прослеживать динамику развития сотрудничества в географическом и отраслевом разрезах. Информационный портал для российской научной диаспоры в странах ЕС также мог бы способствовать развитию сотрудничества.