Создание благоприятных условий для обслуживания судов в морских рыбных портах Северного бассейна
А.М. Васильев, Ю.Ф. Куранов
Институт экономических проблем КНЦ РАН
Аннотация. В статье анализируются причины сокращения выгрузок рыбопродукции в Мурманском морском рыбном порту в 1991-1998 гг.; предлагаются меры, направленные на повышение привлекательности порта для рыбопромысловых судов.
Abstract. In the paper the reasons of reduction of the fish products unloadings in the Murmansk port in 19911998 have been analyzed, some measures directed to improving of this situation have been offered.
1. Введение
Морской грузооборот Мурманского морского рыбного порта за 1991-1997 гг. снизился в 4,4 раза (с 1044 тыс. т до 236 тыс. т), обусловив возникновение ряда негативных последствий в экономике рыбной промышленности Северного бассейна. Задачей исследования является выработка рекомендаций, направленных на увеличение численности промысловых судов посещающих порт.
2. Современная ситуация на Северном бассейне
Как известно, российские промысловые суда вывозя за границу рыбу, добытую за пределами отечественной 12-мильной прибрежной зоны, не подпадают под таможенное законодательство России. Практически эти операции российскими законами не регулируются и рыбаки руководствуются экономической целесообразностью. Для заинтересованности рыбаков в доставке рыбы в порты Северного бассейна в рыночных условиях необходимо создавать организационные и экономические условия, по крайней мере, не хуже, чем в Норвегии. В настоящее время все они, как показано ниже, не в пользу России и неадекватны политическим изменениям.
1. В портах Северного бассейна в оформлении прихода (отхода) судна и груза участвует множество надзорных инстанций (до 10), услуги которых надо оплачивать, в том числе государственных, содержащихся за счет бюджетных средств. В норвежских портах количество проверяющих и оформляющих инстанций сведено к 3-4.
2. Рыбопродукция, доставленная в российские порты из-за пределов 12-мильной зоны, в том числе судами, не заходящими в иностранные порты, проходит таможенное оформление, требующее больших затрат времени и финансовых средств.
3. Тарифы за погрузочно-разгрузочные работы в рыбных портах Северного бассейна, в том числе в Мурманском морском рыбном порту (ММРП), значительно выше, чем в норвежских.
4. Цены на предметы материально-технического снабжения, в частности на топливо, в ММРП также выше, чем в портах Норвегии.
В результате этих различий стоимость захода в порты Северной Норвегии, по данным рыбопромышленников, составляет 1000-1600 долл., в ММРП - от 3,0 до 3,5 тыс. долл.; по затратам времени различия достигают 1 суток.
5. В российских портах отсутствуют крупные оптовые покупатели, способные оплатить значительные объемы рыбопродукции. Из-за этого судовладельцам приходится продавать рыбу через посредников, теряя при этом определенный доход. Кроме этого, отсутствие крупных надежных покупателей приводит к значительной дебиторской задолженности.
6. Цены на рыбопродукцию, как правило, в Норвегии выше, чем в России.
Нет необходимости доказывать экономическую целесообразность и заинтересованность региональных властей, береговых предприятий рыбопромышленного комплекса и населения в доставке рыбного сырья и полуфабрикатов с моря в отечественные порты. Это дополнительные рабочие места, доходы бюджетов всех уровней, обеспечение заказами предприятий, обслуживающих рыбную отрасль, увеличение конкуренции на внутреннем рынке и снижение цен на рыбопродукцию, рост эффективности экспорта.
Изучение многочисленных предложений сторон, заинтересованных в заходах судов в Мурманский морской рыбный порт, в также анализ ситуации позволяют сделать следующие предложения.
1. Для ускорения оформления приходов и отходов судов необходимо придать этим процедурам заявительный (оповестительный) характер, установив предельные нормативы времени и материальную ответственность за задержку их оформления без уважительных причин.
2. Таможенное оформление судов, не посещавших иностранные порты, целесообразно максимально упростить и производить его у причала. В советское время эти суда не подпадали под таможенное законодательство.
Для стимулирования развития прибрежного рыболовства и улучшения социально-экономической обстановки в прибрежных поселениях необходимо создавать в них по мере необходимости пункты для оформления пограничных формальностей.
Значительная часть судов Северного бассейна строилась в Германии, Польше, странах Балтии и на Украине. В условиях недостатка финансовых средств и острой необходимости проведения ремонтных и модернизационных работ целесообразно временно, на 10 лет (время списания этих судов), отменить импортные пошлины на детали и комплектующие изделия. Это позволит загрузить мощности судоремонтных заводов, обеспечить 2-3 тыс. рабочих мест и возместить потери бюджетов от отмены импортных пошлин за счет налогов.
Это же относится и к закупкам оборудования за рубежом для развития отечественного судостроения.
Для решения этих вопросов региональным властям следует обратиться в соответствующие инстанции, составив социально-экономические обоснования.
3. Сравнение стоимости услуг в портах Северной Норвегии и ММРП показывает, что без учета стоимости погрузочно-разгрузочных работ и таможенного оформления они в Мурманском порту ниже; а с их учетом - примерно в два раза выше. Для исключения нареканий судовладельцев целесообразно сделать тарифы "прозрачными", рассмотреть возможность снижения их на погрузочно-разгрузочные работы.
ММРП может иметь дополнительные доходы за счет оказания дополнительных сервисных услуг. Для этого целесообразно разработать бизнес-план по созданию соответствующих агентирующих структур.
Другим вариантом по снижению финансовых затрат на содержание портового хозяйства и его модернизацию может быть сдача отдельных причалов в долгосрочную аренду заинтересованным организациям.
4. Отсутствие кредитоспособных крупных покупателей в ММРП, продажа рыбы через посредников являются одной из главных причин, ограничивающих доставку рыбопродуктов в Россию в значительных объемах. Назрела необходимость создания крупного оптового регионального комплекса, который должен обеспечивать: прием судов с промысла, санитарное и ветеринарное оформление рыбопродукции, выгрузку груза, хранение рыбопродукции, проведение аукционов по продаже рыбных товаров оптовым отечественным и зарубежным покупателям, формирование партий товаров в соответствии с заключенными контрактами и отправку их покупателям, предоставление текущей и фьючерской информации о продукции и покупателях.
Региональные оптовые комплексы целесообразно создавать на базе предприятий, располагающих причалами, погрузочно-разгрузочными механизмами, холодильными мощностями, железнодорожными и автомобильными подъездными путями, а также имеющих опыт торговли рыбопродукцией. Такими в Мурманске являются ММРП, АО "Севрыбсбыт" и ТПК "Севрыбсервис".
Организацию оптовых комплексов необходимо рассматривать как товаропроводящий механизм гарантированного сбыта рыботоваров отечественных товаропроизводителей. Созданием их одновременно решается ряд взаимоувязанных проблем экономического, социального и политического характера.
Функционирование регионального оптового комплекса позволит: скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложения рыбных товаров многих поставщиков региона; предоставить всем поставщикам возможность устойчивого выхода на рынок; легализовать все товарные потоки оптового и розничного звеньев и тем самым пополнить бюджеты всех уровней. Кроме того, в условиях цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке появится возможность ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на основе высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков. Создание упорядоченной системы сбыта рыбных товаров позволит поддерживать отечественных производителей, предприятия розничной торговли и общественного питания в части минимизации издержек, связанных с продажей и закупкой рыбных товаров в широком ассортименте. С другой стороны, государство сможет
осуществлять цивилизованный контроль за безопасностью распределяемых продуктов питания, исключить доступ на рынок рыбных товаров опасных для здоровья населения.
Расчет платы за пересечение границы, взимаемой в соответствии с дополнениями, внесенными в Закон РФ "О государственной границе"
Автотранспорт БМРТ "Горизонт" ТСМ "Орленок" СРТМ "В.Яковенко" СТР "Альпинист" МРТР "Балтика"
Количество перевозимого груза, г 15 1843 262 200 109 23
Сбор за пограничное оформление, минимальных размеров оплаты труда 2,0 7,0 5,0 5,0 5,0 3,0
Сумма за пограничное оформление, руб. (двойное пересечение границы) 334 1169 835 835 835 503
Величина сбора, приходящаяся на 1 т перевозимого груза, руб. 22,3 0,6 3,2 4,2 7,7 21,9
Расчеты показывают, что чем меньше объем перевозимой продукции автотранспортом или морским судном, тем большая величина сбора приходится на 1 т перевозимого груза. Следует учесть рост административных расходов от служебных командировок легковым автотранспортом.
В целях сокращения времени на таможенное оформление рыбопродукции и финансовых затрат при заходе судов в порт представляет интерес организация свободного склада на территории южного района рыбного порта. В зоне, находящейся в режиме свободного склада, допускается производство определенных операций с товарами. Было бы целесообразно получить разрешение таможенных властей на включение в число этих операций переработку рыбы и оформление таможенных процедур перед ее продажей (глава 12 Таможенного кодекса РФ).
5. Цены на рыбопродукцию в рыночной экономике являются решающим фактором для определения покупателей и мест продаж.
До финансового кризиса этого года цены в России на белую рыбу сравнялись с ценами в Норвегии и, таким образом, лишь влияние других факторов, перечисленных выше, предопределяло преимущественный сбыт ее на зарубежных рынках. В настоящее время цены в России на треску в 2 раза ниже, чем в Норвегии и подъем их весьма проблематичен из-за низкой платежеспособности населения.
Не содействуют увеличению поставок рыбных товаров в российские порты намерения Думы РФ по принятию Закона о введении платы за пользование объектами животного мира и дополнений к "Закону РФ о границе" о взимании платы за пересечение границы.
Согласно принятому Думой РФ Закону "О налоге на пользование объектами животного мира", в число облагаемых попадают треска, моллюски, раки, лососевые.
Окончательное принятие его по расчетам специалистов вызовет увеличение цены на облагаемые биологические объекты как минимум на 14 % (Финансовые известия, 1998). Это приведет к еще большей неконкурентоспособности этих видов продукции на российских рынках и к еще большему оттоку на зарубежные.
По нашему мнению, совпадающему с позицией Комитета по рыболовству Мурманской областной администрации, в нынешней ситуации вводить плату за ценные объекты целесообразно только в случаях продажи их за рубеж. Мало того, такую плату в размерах, заставляющих рыбаков переориентировать рыбные потоки, следовало бы ввести с началом рыночных реформ. Это ускорило бы решение проблем, перечисленных в пунктах 1-4, а при продолжении продажи рыбопродукции за рубеж -иметь значительные средства для структурной перестройки рыбной отрасли.
Что касается дополнений к "Закону РФ о границе", то принятие их приведет к еще большему ограничению поставок рыбы на российский рынок, в том числе массовых видов. В таблице приведены предварительные расчеты величины платежей, в случае принятия дополнений к закону о границе.
Наряду с сокращением поставок в порты Северного бассейна донных видов рыб, уменьшилась и доставка морским транспортом массовых пелагических видов рыб. Одной из основных причин является удаленность ММРП от центральных районов России и удаленность от мест промысла Архангельских портов.
В заключение следует подчеркнуть, что никакие усилия по улучшению организационных и экономических условий захода судов в порты Северного бассейна не могут вернуть дореформенных объемов, так как добыча рыбы снизилась в 2,5-3,0 раза.
3. Заключение
Осуществление предлагаемых мероприятий, заключающихся в упрощении оформления таможенных процедур, в снижении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, в организации крупного оптового комплекса по продаже рыбопродукции, в придании территории Южного района порта таможенного режима "свободного склада", в повышении цен на квоты, реализуемые за рубеж привело бы к росту грузооборота порта примерно в 2 раза.
Литература
Новый закон может разрушить рыбную отрасль. Финансовые известия, № 15 от 3 марта 1998.