Научная статья на тему 'Союз медиапедагогики и краеведения'

Союз медиапедагогики и краеведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Союз медиапедагогики и краеведения»

ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ

С. ПЕНЗИН, доцент Воронежский государственный университет

4 декабря 2004 года в культурной жизни Воронежа произошло знаменательное событие: на здании Дворца культуры им. Кирова в торжественной обстановке открыта мемориальная доска, посвященная выдающемуся писателю, актеру, кинорежиссеру В.М. Шукшину. Инициатор проекта - Воронежский государственный университет, кафедра культурологии. Приятно, когда научный поиск дает конкретные результаты, предложение ученого претворяется в жизнь.

Все началось с введения нового курса «Кино и современность» для будущих культурологов на факультете философии и психологии. В 2004 году исполнилось десять лет со дня основания кафедры культурологии, и все эти годы в ВГУ проводится кинообразование студентов. Современное киноискусство занимает особое место в культуре общества, обладает уникальными возможностями для развития и воспитания личности. У него богатые и подчас сложные выразительно-изобразительные средства, начальные сведения о которых обязательны, чтобы адекватно воспринимать фильм, объективно его оценивать и анализировать.

Для эстетического воспитания публики кино (как и другие средства массовой коммуникации) должно вступить в союз с педагогикой, ибо правильно учить легче, чем переучивать и перевоспитывать. В результате возникло новое научно-педагогическое направление - медиаобразование, составной частью которого является кинообразование. 18 июля 2002 года учебно-методическое управление Министерства образования РФ зарегистрировало специализацию 031330 - «Медиаобразование» в рамках специальности 031300 - «Социальная пе-

Союз медиапедагогики и краеведения

дагогика». Одновременно ЮНЕСКО объявило о десятилетии медиаобразования.

Новое направление педагогики охотно пользуется поддержкой смежных наук -искусствоведения, психологии, социологии, культурологии и др. Приступая к чтению курса «Кино и современность», разрабатывая его программу, я подумал: а что, если соединить медиаобразование с краеведением, организовать дополнительные просмотры на тему «Кино в Воронеже»? В нашем городе нет киностудий, но это не означает, что центр Черноземья - белое пятно на кинематографической карте страны.

В 2004 году мы отмечали два юбилея: 105-летие со дня рождения А. Платонова и 75-летие В. Шукшина. Естественным было желание приурочить к этим датам просмотры экранизаций их произведений.

Андрей Платонов родился в Воронеже, где в 1999 году возле одного из корпусов ВГУ ему сооружен памятник. Андрей Платонов был разносторонне одаренным: поэтом, прозаиком, драматургом, критиком, военным корреспондентом... Менее известна еще одна грань его таланта, связанная с кинематографом. Наш великий земляк -почти ровесник века и кинематографа. Он знал, что «синематограф» - массовое искусство. Всю жизнь писатель сочинял сценарии и подавал на них заявки на кинофабрики. Увы, замыслы не становились фильмами. Имя Платонова не украшает историю отечественного кино. Один из самых болезненных ударов судьбы - полное пренебрежение Платоновым-кинодраматургом. Первые экранизации его произведений ждало то же «хождение по мукам», что и его книги. Достаточно вспомнить картину Л. Шепитько «Родинаэлектричества» поод-

ноименному рассказу, которая была снята в 1967 году, а на экраны выпущена лишь через двадцать лет.

В учебном пособии «Кино Андрея Платонова» для слушателей курса «Кино и современность» я рассказал об удивительном открытии. Раньше я разделял общее мнение исследователей творчества Платонова, будто ни один сценарий писателя при его жизни до экрана не дошел. Это оказалось ошибкой. В 1927-1929 годах Платонов написал три сценария («Епифанские шлюзы», «Песчаная учительница», «Машинист») и отправил либретто (подробные заявки) в сценарный отдел Московской фабрики «Совкино» (ныне «Мосфильм»). В I томе «Очерков истории советского кино» в перечне работ 1931 года упомянут фильм «Айна». И - о чудо! - оказывается, картина поставлена по Платонову: «Айна» («Песчаная учительница»), «Союзкино» (Моск. ф-ка). Сцен. М. Смирнова (по теме А. Платонова), реж.Н. Тихонов». Через 16 лет был снят звуковой римейк «Песчаной учительницы» по сценарию все той же М. Смирновой: «Сельская учительница» (реж. М. Донской). Утру жизни Платонов посвятил также сценарии «Июльская гроза», «Тит-че-ловек», «Семья Иванова».

Для спецкурса я выбрал рассказ А. Платонова «Река Потудань» (Потудань - правый приток Дона, протекающий по нашей Воронежской области). Этому рассказу повезло в кино больше других платоновских произведений: он передан на экране в двух вариантах, причем полярных: первый максимально адекватен сюжету и тексту первоисточника, второй - «свободный полет» на заданную тему. Первый - дебют выпускника ВГИКа, ныне ставшего одним из самых известных наших кинематографистов

А. Сокурова, второй поставлен зрелым мастером, находившимся в зените славы, -

А. Кончаловским. Оба фильма - и «Одинокий голос человека», и «Возлюбленные Марии» - с разных позиций верно передали дыхание и смысл платоновского произведения. При сравнении их у студентов раз-

горелись бурные споры. Обращение к творчеству Платонова помогло убедить студентов, что экранизация - перевод книги на язык кино, а переводчики всегда должны избегать буквализма.

Если в первой половине ХХ столетия наиболее полно выражал народную жизнь Платонов, то во второй половине эту эстафету продолжил другой наш гений - Шукшин, которому удалось осуществить мечту Андрея Платонова - соединить литературу и экранное искусство. Благодаря таланту, исключительной энергии и крестьянской сметливости, Василий Макарович проник в замкнутую, элитарную кинематографическую среду и создал в полном смысле слова народный кинематограф.

Впервые к нам в Воронеж молодой В. Шукшин приезжал в 1959 году на съемки приключенческого фильма «Золотой эшелон», где он исполнял одну из главных ролей. В фильме мелькают наши прибрежные улицы (Батуринская, Освобождения труда и др.), лица актеров воронежского драмте-атра. Второй раз, уже как режиссер и автор сценария, В.М. Шукшин побывал у нас на премьере своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень» во Дворце культуры им. Кирова. После просмотра начинающий режиссер внимательно выслушал мнения зрителей, ответил на вопросы, поделился планами: он уже приступал к съемкам картины «Ваш сын и брат».

Первый вопрос, который заинтересовал студентов: почему был выбран именно Воронеж? Оказывается, на пути шукшинского «первенца» к экрану возникли препятствия: резкая критика влиятельных деятелей столичного кинопроката, обнаруживших в ленте «мелкотемье» и иные «просчеты». Для того времени, когда было покончено с «оттепелью», подобных обвинений часто оказывалось вполне достаточно, что-быположить картину «на полку». Подробности о визите к нам Василия Макаровича мне удалось узнать от кинокритика Г. Капралова, который сопровождал Шукшина в поездке в Воронеж.

«Я понял: с прокатом картины дело затянется, - вспоминал Г. Капралов. - Я работал в «Правде» и возглавлял секцию критиков театра и кино в Союзе журналистов. Решил помочь талантливому дебютанту, которого лично еще не знал. Придумал маневр, как обойти недоброжелателей: покажем фильм рабочей аудитории в каком-нибудь промышленном городе недалеко от Москвы. Обсудим его вместе со зрителями. Корреспонденцию о встрече опубликуем в «Правде». Позвонил в Воронеж моему коллеге Н. Печерскому, тот договорился с Дворцом культуры завода синтетического каучука. В Воронеж отправились Шукшин, оператор Валерий Гинзбург, критик Борис Галанов и я».

Обсуждение фильма в заводском Дворце культуры прошло очень доброжелательно. Картина понравилась. Статья об этом примечательном событии в Воронеже появилась на страницах «Правды». Воронежцы, сами того не ведая, спасли ленту, дали ей зеленый свет. В том же 1964 году на Международном кинофестивале в Венеции фильм «Живеттакой парень» получил гран-при по разделу произведений для молодежи, а на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде - премию «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение».

Свою лекцию я так и назвал: «Шукшин в Воронеже»; о двух его визитах в наш город рассказал на страницах газеты «Воронежский курьер». Статью закончил пожеланием: «Когда мы оценим по достоинству творчество Шукшина, на здании ДК им. Кирова обязательно появится доска, ему посвященная». Дирекция завода и администрация Дворца культуры откликнулись на предложение газеты, обратились в городскую комиссию по культурному наследию с просьбой установить мемориальную доску, посвященную знаменательному для Воронежа событию. Пока необходимые документы обсуждались в городском управлении культуры, в мэрии, скульптор Александр Соломин подготовил эскиз будущей доски.

Через сорок лет после премьеры фильма и встречи с его автором это событие увековечено мемориальной доской на здании заводского Дворца культуры. На доске будто запечатлены два кадра (сбоку - перфорация). На первом - портрет Василия Макаровича 1964 года на фоне Чуйского тракта. Именно этой панорамой начинался и заканчивался фильм «Живет такой парень». На втором - памятная надпись, шрифт для которой взят такой же, что и в титрах шукшинской картины: «В мае 1964 года в этом Дворце культуры Василий Макарович Шукшин впервые представил зрителям свой фильм «Живет такой парень». Материалом для доски послужил камень гарбо, привезенный с Украины.

Торжественное открытие мемориальной доски послужило импульсом пробуждения у студенческой молодежи интереса к творчеству Шукшина. Посмотрев в малом зале ДК им. Кирова фильм «Живет такой парень», студенты захотели познакомиться и с другими работами Василия Макаровича. В учебное время сделать это было невозможно, т.к. курс «Кино и современность» небольшой, всего 34 часа. На помощь пришел студенческий киновидеоклуб им. В.Шукши-на, организовав просмотр фильмов «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Кстати, в предыдущие годы мы организовывали киновечера памяти выдающегося писателя и режиссера. На один из них приглашали студентов ВГИКа, которые привозили дипломную работу В.М. Шукшина «Из Лебяжьего сообщают», другие учебные короткометражки, снятые по рассказам Василия Макаровича. А режиссеры Ринита и Юрий Григорьевы приезжали в наш киноклуб на премьеры своих «шукшинских» фильмов: документального «На родине Шукшина» и художественного «Праздники детства», снятого по мотивам ранних рассказов Шукшина.

Для студентов приобретение знаний о кино в киноклубе - это дополнительное образование, которое позволяет в опреде-

ленной мере компенсировать недостатки общего школьного и вузовского образования, способствует адаптации молодого человека к быстроменяющейся информации и развитию его творческого потенциала.

Последнее прекрасно иллюстрирует судьба одной из активисток киноклуба им.

В.М. Шукшина Галины Евтушенко. Она окончила филологический факультет университета, преподавала в школе Острогожского района Воронежской области. Потом окончила аспирантуру ВГИКа и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Она неоднократно приезжала в родной город и показывала в киноклубе свои документальные фильмы «Вожди», «Александр Калягин: монолог о любимых», «Где-то я вас видел» и другие, удостоенные многих наград отечественных и зарубежных кинофестивалей. В 2004 году на XXVI Московском международном кинофестивале Г. Евтушенко поставила своеобразный рекорд: в рамках программы «Россия, которую мы обрели» были показаны четыре ее фильма! Это «Чердачная история», ее дебют в игровом кино, и документальные ленты «Ну-ка, отними», или фантики «Красного Октября», «Никто не узнает», «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи».

Премьера последнего фильма состоялась в киноклубе им. В.Шукшина. Знакомство с работами нашей землячки помогает студентам лучше усвоить тему «Виды кино», убедиться в необходимости документального кинематографа.

В 2004 году в ВГУ изданы программывсех курсов по специальности 020600 - «Культурология». В программу курса «Кино и современность» включена тема «Кино в Воронеже». Ее краткая аннотация: «Бурное строительство «синематографов» в Воронеже в начале ХХ века. Первые киносъемки в Воронеже, посвященные артисту цирка А. Дурову. Кинематограф А. Платонова. Воронежцы-кинодраматурги Е. Габрилович, Л. Гуревич. Выпускники ВГУ, ставшие кинорежиссерами: А. Гришин, Г. Евтушенко. С. Папов и

другие актерыворонежских театров, снимавшиеся в кино. Съемки в Воронеже одного из первых звуковых фильмов «Летчики», фильма С. Бондарчука «Судьба человека» и др. Начало киноклубного движения, рождение киноклубов им. В. Шукшина «Друзья десятой музы» и др. В. Шукшин в Воронеже. Первые очаги медиаобразования. Съемки телевизионных, научно-исследовательских, учебных фильмов в Воронеже. Кинофестивали в Воронеже».

В помощь слушателям курса «Кино и современность» для изучения данной темы Воронежский гос. педагогический университет в 2004 году выпустил подготовленное мною своеобразное учебное пособие «Кино в Воронеже». В него вошли очерки о

В. Шукшине, о Г. Евтушенко и другие материалы, находящиеся на стыке медиапедагогики и краеведения. Например, в нем рассказано о телефильме «Кучугуры и окрестности» Воронежской студии ТУ. Телефильм удостоен премии ТЭФИ, диплома VII фестиваля неигрового кино, а его режиссер Владимир Герчиков - Государственной премии РФ.

Кучугуры - село на границе Воронежской и Курской областей. Когда-то оно было очень большим, сейчас в нем около 2 тысяч жителей. «Важно понять, - говорил режиссер, - как, по каким правилам живут там люди. Мои герои - это те, кого раньше звали аутсайдерами. В какой-то момент деревня вообще оказалась брошенной, на ее костях строили города. Продовольствие можно, дескать, купить за границей. О сельских жителях вспоминали, лишь когда требовалось голосовать. У меня 8-10 главных героев. Если мы поймем этих людей, лучше уясним себе и все, что происходит в стране».

Нужно ли напоминать, что для воспитания патриотизма немаловажное значение имеет уважительное отношение к «малой родине» - любовь к родной природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем из них, кто терпит нужду. Воронеж - культурный центр Черноземья. Когда спрашиваешь, что такое го-

родская культура, студенты, не задумываясь, перечисляют театры, музеи, библиотеки, вузы, называют произведения местных писателей, живописцев, композиторов. Вспоминают прославленный Воронежский русский народный хор, клубы и дворцы культуры, художественную самодеятельность, архитектурные памятники.

- А кому поставлен памятник возле кукольного театра «Шут»?

- Да это же Белый Бим, черное ухо.

Верно: то отлит из бронзы четвероногий

трогательный герой повести воронежского писателя Г. Троепольского и одноименного фильма. Моя задача - убедить молодежь, что культура родного края - это еще и кино.

Наука о воспитании всегда имела дело с идеалом, советовала, как сформировать совершенную личность. Медиаобразование призвано продолжить эстафету. Союз ки-нообразовательных курсов с краеведением помогает развивать у студентов общеэстетическую культуру, формировать у них эстетические взгляды, вкусы, идеалы.

Г. МАКСИМОВА, доцент Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Фрейд, занимаясь преподавательской деятельностью, устанавливал ярко выраженные наставнические отношения с большинством своих студентов. Когда они заканчивали обучение, он давал им кольца, все равно как обручальные. Но если в дальнейшем кто-либо высказывал несогласие с ним, он забирал кольцо назад, как в случае с наиболее прославленным своим учеником Карлом Юнгом. Таким способом Фрейд утверждал исключительную власть учителя над учениками [1, с.320].

Современные методы обучения были сформулированы еще Яном Амосом Комен-ским в «Великой дидактике», увидевшей свет в 1649 г. - через 80 лет после изобретения книгопечатания. Печатная книга, учебник и классно-урочный, групповой метод обучения образуют основу того учебного процесса, который продолжает доминировать в системе образования [2, с.8].

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи и методы систем образования. Наши студенты находятся в водовороте информационного потока, электронной коммуникационной сети и ежедневно приобретают такой опыт общения с миром, которого никогда не было и

Технологии медиаобразования

не будет у нас, преподавателей. Потому предполагать себя единственным или главным источником знаний даже в своем направлении некорректно. В современном педагогическом процессе, нанаш взгляд, предпочтительней принятие и использование сложившейся реальности, что предполагает диалогическую, личностно-ориентированную парадигму образования.

Преподавателю остается либо сделать свой предмет информационно замкнутой областью, рискуя при этом утратить его непосредственную связь с жизнью, либо хотя бы частично перейти на позиции медиа образования [3].

Это создает совершенно новую ситуацию в образовательной системе. Процесс образования индивидуализируется, лично-стно ориентируется. Максимально приближенный к диалогической форме, он может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Хотя процесс организован и выстроен преподавателем и только он в состоянии сделать систематизированные выводы по представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции уступает место активному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.