ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 2
Арун Моханти,
профессор Школы международных исследований Университета Джава-харлала Неру (Индия), e-mail: [email protected]
Иванов Андрей Владимирович,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета (Россия), e-mail: ivanov_a_v_58@mail. ru
ШЮЗ ИНДИИ, РОССИИ И КИТАЯ: ОТ ДЕКЛАРАЦИЙ К РЕАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ
В настоящее время развивается многоуровневая евразийская интеграция в рамках ШОС, ЕврАзЭС, трехстороннего сотрудничества России, Индии и Китая и других объединений. Статья посвящена перспективам интеграции России, Индии и Китая в ходе реализации мегапроектов на территории Евразии: строительства широтных и меридиональных транспортных и энергетических коридоров, способных вывести сотрудничество евразийских народов на качественно новый уровень. Реализация подобных мегапроектов потребует серьезных дискуссий и согласования. Сотрудничество Индии, России и Китая при участии других стран будет, действительно, устремленным к общему лучшему будущему, если в ходе разработки и реализации этих уникальных транспортно-энергетических евразийских мегапроектов самое пристальное внимание будет уделено вопросам экологии и сохранению культурного наследия народов. Развитие евразийской интеграции будет сопровождаться общецивилизационной трансформацией, т.е. переходом от нынешней тупиковой — техногенно-потребительской — модели земного общежития к новому типу мироустройства, который в последнее время получил название духовно-экологической цивилизации.
Ключевые слова. Индия, Россия, Китай, Евразия, сотрудничество, ме-гапроекты, духовно-экологическая цивилизация.
Arun Mohanty,
Professor, School of International Studies, Jawaharlal Nehru University (India), e-mail: [email protected].
Andrej Vladimirovich Ivanov,
Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Philosophy Department, Altai State Agricultural University (Russia), e-mail: [email protected]
THE ALLIANCE OF INDIA, RUSSIA AND CHINA: FROM DECLARATIONS TO REAL PROJECTS
Multilevel Eurasian integration is currently proceeding in the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the Eurasian Economic Community (EEU), trilateral cooperation between Russia, India and China, and other associations. This article examines integration prospects for Russia, India and China in the course of implementing mega-projects on the territory of Eurasia: the construction of latitudinal and meridional transport and energy corridors capable of bringing the cooperation of Eurasian peoples to a new level. The implementation of such mega-projects will require serious discussion and negotiation. Cooperation between India, Russia and China with the participation of other countries will in fact be directed toward a better future for all concerned if, during the development and implementation of these unique Eurasian transport and energy mega-projects, the most serious attention is paid to the ecology of the preservation of the cultural heritage of the peoples involved. The development of this Eurasian integration will be accompanied by a general civilizational transformation, i. e. a transition from the current dead-end techno-consumer model of community life to a new kind of world order, one that has recently been termed spiritual-ecological civilization.
Key words: India, Russia, China, Eurasia, cooperation, mega-projects, spiritual-ecological civilization.
Нынешняя взрывоопасная ситуация в мире, во многом спровоцированная попытками стран Запада во главе с США перекроить мировую геополитическую карту и добиться односторонних экономических и политических преимуществ, вновь со всей остротой поставила вопрос о необходимости формирования многополярного мира, где устойчивыми центрами силы могут быть только союзы государств, выстроенные на прагматических основаниях и взаимовыгодных исторических перспективах. Таковы объединения БРИКС и ШОС, все более превращающиеся в оплот геополитического равновесия, справедливости и порядка в мире.
Вместе с тем в свете последних событий становится очевидным, что именно взаимная поддержка трех крупнейших государств Евразии — России, Индии и Китая — оказывается наиболее действенным средством блокирования односторонних санкций против той или иной страны, если проводимая ею политика начинает зримо расходиться с правилами игры, которые ей жестко предписывают страны Запада. Даже политический нейтралитет оказывается здесь исключительно эффективным. Если взять ситуацию с присоединением Крыма к России и с событиями, происходящими сейчас на украинском юго-востоке, то понятно, что ни КНР, ни Индия не могут прямо поддержать Россию, учитывая их собственные проблемы с тем
же Синьцзяном, Тибетом или Кашмиром. Однако сам по себе отказ двух великих азиатских государств от поддержки западных санкций в отношении России дает возможность гораздо более взвешенной международной оценки украинских событий и поиска выходов из политического тупика.
Все это заставляет на новом уровне вернуться к обсуждению стратегических перспектив сближения Индии, Китая и России. В истории России о важности такого тройственного союза для укрепления стабильности всего мира говорил еще основатель Советского государства В.И. Ленин, а в 1998 г. о крайней желательности их объединения высказался тогдашний премьер-министр Е.М. Примаков. Любопытно, что еще в конце XIX в., словно предчувствуя нынешний глобальный кризис, выдающийся мыслитель и политический деятель Индии Свами Вивекананда писал: «Европа находится на кратере вулкана. Если духовный огонь не уравновесит огонь черный — это будет катастрофа. Следующий сдвиг... придет из России или из Китая»1. Подобные идеи можно найти и у современных российских, индийских и китайских политиков и ученых, хотя, как известно, есть осложняющие моменты во взаимных отношениях между государствами, скажем между Китаем и Индией относительно некоторых гималайских территорий. Однако в последнее время Индия и Китай существенно продвинулись в решении спорных территориальных вопросов, а интеграция потенциала трех великих государств, на долю которых приходится 40 % населения Земли, 60 валютных операций и свыше 50 % мирового товарооборота, сулит такие взаимные стратегические выгоды, ради которых можно поступиться национальными амбициями и сиюминутными интересами. Принципиально важно, что взаимные торговые расчеты между Россией и Китаем, Россией и Индией, как это зафиксировано в последних межгосударственных договоренностях, предполагается вести в национальных валютах. Нет оснований сомневаться в общем выводе, который сделал несколько лет назад В.Я. Портяков, тщательно проанализировавший экономический потенциал и интересы трех стран: «.. .Зона совпадающих интересов и взаимодополняемости России, Китая и Индии в мировой экономике шире зоны их реальных и потенциальных конфликтных интересов. Это создает стабильную основу для наращивания масштабов и диверсификации форм трехстороннего сотрудничества, для взаимодействия в рамках интеграционных процессов в Азии»2.
1 Цит. по: Никхилананда С. Вивекананда. СПб.: Об-во Рамакришны, 1991. С. 50.
2 Портяков В.Я. Россия, Китай и Индия в мировой экономике // Россия в глобальной политике. 2005. № 5. С. 143-158.
Прежде чем перейти к анализу конкретных мегапроектов, способных придать новый импульс трехстороннему сотрудничеству, необходимо коснуться некоторых важных мировоззренческих аспектов.
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что многоуровневая евразийская интеграция, будь то трехстороннее сотрудничество России, Индии и Китая, многостороннее объединение в рамках ШОС или ЕврАзЭС, ни в коем случае не направлена против кого-то, не носит агрессивного характера. Напротив, объединение народов Евразии объективно идет на пользу всему миру, в том числе и западному, делает мировой политический ландшафт более устойчивым и разнообразным, обеспечивает истинную, а не ложную глобализацию, когда народы объединяются добровольно и совместно вырабатывают правила международной игры, учитывая объективные интересы и традиции друг друга.
Во-вторых, объединение Индии, России и Китая открывает перспективы перехода к какому-то новому типу мироустройства, где на смену культу военной силы, идеологии бездумного материального потребления и конкурентно-конфликтной социально-политической ментальности придут ценности миротворчества, открытости и кооперации между странами и народами, приоритета человеческого и природного капитала по отношению к капиталу финансовому и техногенному, гармоничной коэволюции общества и природы. Хочется надеяться, что развитие общества вновь будет опираться на вечные и объективные ценности крепкой семьи, дружбы, идейной и религиозной терпимости, нестяжательства, всестороннего личного совершенствования.
Особенно важна опора на эти цели и ценности бытия в уникальных культурно-биосферных и многонациональных регионах, подобных Алтаю или Гималаям. Именно здесь человечеству следует учиться хозяйствовать и сотрудничать на Земле по-новому, сохраняя природные и культурные богатства и используя их во благо не только всех проживающих здесь народов, но и всего мира. Судя по всему, интеграционные процессы различного уровня, идущие сегодня на евразийском пространстве, не оставят неизменными глобальные правила мировой финансовой и социально-экономической игры, а будут сопровождаться общецивилизационной трансформацией, т.е. переходом от нынешней тупиковой — техногенно-потребительской — модели земного общежития к новому типу мироустройства, который в последнее время получил название духовно-экологической цивилизации3.
3 См., в частности, об этой новой цивилизации: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: АГАУ, 2010; Они же. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.
К необходимости духовно-экологической смене вектора мирового развития мы еще вернемся, а пока обратимся к тем вполне реальным проектам, которые были озвучены в самое последнее время и напрямую касаются возможности вывести уровень сотрудничества трех великих государств на принципиально новый уровень.
Первый проект был озвучен в марте 2014 г. на заседании Президиума Российской академии наук председателем РАО «РЖД России», доктором политологии В.И. Якуниным и ректором МГУ академиком В.И. Садовничим. Он получил название «Трансевра-зийский пояс РАЗВИТИЕ (RAZVITIE), ТЕПР». Проект подразумевает кооперацию и солидарное взаимодействие евразийских стран, прежде всего России, Белоруссии, Казахстана и Китая, в создании единой транспортной, энергетической и телекоммуникационной широтной инфраструктуры, которая должна связать порты Приморья и пограничные пункты Китая, с западной границей Белоруссии. На втором этапе предполагается проложить транспортный коридор в Америку через Берингов пролив, обеспечивая рентабельный поток грузов по оси Европа — Евразия — Америка. Важно, что мегапроект подразумевает создание не просто очередного транспортного коридора, а пояса усиленного комплексного развития территорий, через которые он пройдет, особенно Сибири и Дальнего Востока, с особым упором, что очень важно, на экологическую безопасность и решение социальных проблем. В мегапроекте прямо заявлено, что он «даст импульс развитию Сибири и региональной экономике, свяжет отдаленные регионы с центром, позволит создать новые рабочие места и социальную инфраструктуру. Свободные пространства Сибири и Дальнего Востока послужат площадкой для создания индустрий и поселений нового техно-промышленного и социо-культурного уклада»4.
Второй транспортный проект был предложен китайской стороной в самом начале 2015 г. Он предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали из Пекина в Москву через территорию Казахстана5, что трактуется как создание «Нового Шелкового пути», объединяющего внутриконтинентальное пространство Старого Света. Важно, что китайская сторона подчеркивает не только свой технический опыт создания высокоскоростных магистралей, но и необходимость учета требований к сохранению окружающей среды.
4 11 марта 2014 г. состоялось очередное заседание Российской академии наук // Российская академия наук. 2014. 11 марта. URL: http://www.ras.ru/news/news_release. aspx?ID=0c3705ee-0c1d-4830-963a-e7fe4ad99569&print=1
5 Самофалова О. Китай готов вложиться в мегастройку в России // Взгляд. 2015. 22 янв. URL: http://www.vz.ru/economy/2015/1/22/725700.html
Оба транспортных проекта находятся пока в стадии обсуждения и научной проработки, но вполне совместимы и потенциально могут быть объединены в один, образовав как бы два параллельных яруса евразийской транспортной интеграции Востока и Запада. В эту концепцию многоярусного транспортного широтного евразийского пояса при желании может быть органично встроен и третий проект — инициатива Южной Кореи по ее превращению в морские ворота Евразии через соединение железных дорог Корейского полуострова с Транссибом6.
Эти широтные транспортные мегапроекты, казалось бы, относятся исключительно к Северной Евразии и не затрагивают интересов южных стран типа Индии. С этим можно было бы согласиться, если бы в последнее время не были озвучены два стратегических меридиональных евразийских проекта, непосредственно способствующие объединению России, Индии и Китая и потенциально превращающие всю Евразию в уникальный регион сотрудничества народов. Так, идею проведения прямой транспортной магистрали из России (Тува) через территорию Западной Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в Индию и Пакистан летом 2014 г. озвучил министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу7. Это создало бы единый меридиональный евразийский континентальный мост, связывающий северные земли Евразии, богатые водой и другими природными ресурсами, с ее южными районами, где есть избыток рабочей силы, ценные товары тропических стран и специфические рекреационные услуги, которых нет на севере. И конечно, наличие высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей существенно облегчило бы культурные, туристические и научные связи между тремя нашими народами, если к ним, конечно, готова подключиться китайская сторона. Здесь есть позитивные сигналы, ибо китайское руководство неоднократно подчеркивало свою стратегическую заинтересованность в прокладке транспортных магистралей в самых разных направлениях и не раз высказывало желание существенно укрепить свои отношения с Индией, о чем мы уже говорили выше.
В свою очередь министр иностранных дел Индии недавно предложил провести трансконтинентальный газопровод из Юго-Западной Сибири в Индию через ту же китайскую провинцию Синь-
6 См. об этом проекте подробнее: Воронцов А.В. Евразия справа налево // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13. № 1. С. 127-134.
7 Шойгу предложил продлить железную дорогу от Тувы до Китая, Пакистана и Индии // Взгляд. 2014. 3 апр. URL: http://www.vzglyad.ru/news/2014/4/3/680352. html
цзян8. Этот газопровод под названием «Алтай» уже рассматривался в рамках двухсторонних российско-китайских отношений, но пока не был реализован из-за расхождений в цене на газ, а также больших экологических издержек, которые он сулит: трасса должна пройти по уникальным природным территориям Горного Алтая (Россия), включая «Зону покоя Укок» — объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в рамках номинации «Золотые горы Алтая». Плоскогорье Укок непосредственно примыкает к 54-километровому участку западной границы между Россией и Китаем. Против такого маршрута газопровода активно выступает экологическая общественность России, осознавая, к каким серьезным и необратимым экологическим последствия может привести реализация этого проекта в хрупких высокогорных алтайских ландшафтах, откуда берут исток крупнейшие реки региона — Обь, Иртыш и Ховд. Против прямого газопровода в Китай через заповедные земли Укока выступают также коренные местные жители — алтайцы-теленгиты. Для них плоскогорье Укок — это сакральная и заповедная земля, где покоятся их предки и расположены места совершения религиозных обрядов. Существует даже специальный сайт с названием «Сохраним Укок» (http://saveukok.ru), где читатель может найти необходимую информацию об этой жемчужине Горного Алтая, расположенной на самой границе между Россией, Монголией, Казахстаном и Китаем. Существует вполне реальный и очень значимый международный проект расширения номинации ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая» через включение в него непосредственно примыкающих к российскому Укоку национального монгольского парка «Таван Богд», китайского национального парка «Канас», а также находящегося в непосредственной близости казахстанского «Катон-Карагайского» национального парка. Проект позволил бы не только сохранить заповедные алтайские земли, но мог бы стать символом единения четырех государств Евразии на путях к новой духовно-экологической цивилизации. К сожалению, этот уникальный экологический и культурный проект оказывается несовместимым с сугубо технократическими планами проведения прямого газопровода из России в Китай через плоскогорье Укок и перевал Канас. Более того, он прямо ставит под угрозу судьбу и российских, и китайских особо охраняемых природных территорий на Алтае.
В свете предложений индийской стороны и в случае принятия этого проекта Китаем и Россией вырисовывается гораздо более пер-
8 Серов М., Ходякова Е. СМИ: Индия хочет получать российский газ через Китай // Ведомости. 2014. 24 июнь. URL: http://www.vedomosti.ru/business/ articles/2014/06/24/smi-indiya-hochet-poluchat-rossijskij-gaz-cherez-kitaj
спективный и безопасный трансконтинентальный энергетический проект, позволяющий:
а) Китаю и Индии существенно продвинуться в вопросах обеспечения своей энергетической и экологической безопасности, ибо газ намного экологичнее угля и атомной энергетики. Напомним, что Индия является крупным инвестором в энергетический сектор России, а Китай — потенциально крупнейшим потребителем произведенных в России энергетических ресурсов;
б) России существенно диверсифицировать свои поставки газа, не завязываясь полностью на капризную Европу;
в) подключить к этому проекту другие страны, занимающие исключительно важное геополитическое местоположение на карте Евразии. Имеются в виду Монголия и Казахстан. В случае проведения газопровода из России в Китай и далее в Индию через Монголию были бы газифицированы ее западные регионы с городами Баян-Ульгием и Ховдом и улучшена экологическая обстановка. Территории Монголии ныне угрожают наступающие пески Гоби, и наличие газа существенно облегчило бы антропогенную нагрузку на ее степные и полупустынные западные ландшафты. При проведении газопровода через Восточный Казахстан были бы решены многие энергетические, экологические и экономические проблемы не только Казахстана, но и западных районов Алтайского края. Как монгольская, так и казахстанская сторона неоднократно устами своих высокопоставленных лиц выражали заинтересованность в проведении газопровода из России в Китай через территории их стран. Выбор транзита газа через Монголию или Казахстан — предмет научных проработок и переговоров. В принципе возможно задействование в проекте территорий обеих стран;
г) обойти и сохранить нетронутыми плоскогорье Укок и ледники горного массива Табын-Богдо-Ула, обеспечивающие экологическую стабильность всего Алтая как ключевого культурно-биосферного региона Евразии и всей планеты.
Есть все основания предположить, что оба обрисованных выше глобальных трансъевразийских проекта — строительство транспортного коридора и прокладка газопровода из Сибири в Индию через территории Западной Монголии и китайского Синьцзяна — вполне органично срастаются в рамках глобального мегапроекта по сотрудничеству Северной и Южной Евразии по великой меридиа-нальной оси Алтай — Гималаи. И транспортную магистраль, и газопровод имеет смысл вести в едином пространственном коридоре, учитывая, что строительство и эксплуатация газопровода требует обязательной прокладки дорог; а крайне затратное строительство автомобильной и/или железнодорожной трасс по территориям пу-
стынь и высокогорья требует значительных усилий и капитальных вложений, где возможности крупных газовых компаний типа китайской "CNN" и российского «Газпрома» были бы явно не лишними. Тут, конечно, возникают большие сложности технического характера, связанные с прохождением этого транспортно-энергетического мегакоридора через высокогорные территории Евразии. Однако у китайской и индийской сторон накоплен большой опыт прокладки транспортных магистралей на больших высотах. У наших китайских коллег есть опыт подобного строительства, если вспомнить строительство Каракорумского шоссе или железной дороги в Лхасу через тибетское высокогорье. Что касается индийской стороны, то С.П. Бансал пишет: «.. .Горные дороги Индии, включая Дарджилинг-Гималайскую железную дорогу, Горную железную дорогу Нилгири и Железную дорогу Калка — Шимла, были причислены к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО как "выдающиеся примеры смелых, изобретательных решений сложных инженерных задач, положивших начало важной железнодорожной сети в условиях пересеченной, гористой местности"»9.
Важным итогом этого стратегического транспортно-энерге-тического мегапроекта могло бы стать реальное усиление взаимодействия стран, через территории которых он пройдет, перевод их отношений на качественно новый уровень взаимной экономической и гуманитарной ответственности, политического доверия и исполнения межгосударственных обязательств. Возможно, что последуют качественные улучшения и в двусторонних отношениях между ними, скажем между теми же Индией и Китаем, ибо трансгималайский маршрут газопровода поставит вопрос о месте его прохождения, взаимном обеспечении безопасности его прокладки и эксплуатации.
Главным же следствием взаимной увязки и практической реализации всех описанных выше проектов могло бы стать превращение Евразии в широтно и меридионально интегрированную транспортно-энергетическую и экономическую пространственную целостность с уникальной культурно-биосферной осью Алтай — Гималаи, как ее геополитическим и геокультурным сердцем, где ведут диалог христианская, исламская, буддийская, китайская и индийская цивилизации, открытые для всего остального мира.
Понятно, что реализация подобных мегапроектов — дело отнюдь не ближайшего будущего. Тут еще будут серьезные дискуссии, уточнения и согласования. Но в любом случае без научной про-
9 Алтай — Гималаи: два устоя Евразии / Гл. ред. С.П. Бансал, С.В. Макарычева. Барнаул: АГАУ, 2012. C. 11.
работки и обсуждения стратегических направлений объединения Евразии не будет и никаких практических успехов.
Здесь необходимо вернуться к теме, затронутой выше. Сотрудничество Индии, России и Китая при участии других стран будет действительно устремленным к общему лучшему будущему, если в ходе разработки и реализации этих уникальных транспортно-энергетических евразийских мегапроектов самое пристальное внимание будет уделено вопросам экологии, сохранения культурного наследия народов. Скажем, мегапроект по объединению Северной и Южной Евразии пройдет по хрупким горным территориям и степным ландшафтам, где неосторожное вторжение в экосистемы тех же Алтая и Гималаев чревато катастрофическими последствиями. Необходимость духовно-экологических приоритетов евразийского и мирового сотрудничества, особенно при реализации крупных техногенных проектов, была с особой силой подчеркнута на Первом Алтайском форуме «Соразвитие общества, человека и природы в контексте диалога цивилизаций», который состоялся под эгидой Международного общественного форума «Диалог цивилизаций» в Горном Алтае в мае 2014 г. и собрал около ста авторитетных политиков, ученых и бизнесменов со всего мира. В принятой на этом форуме «Алтайской хартии» говорится, что в основе становящейся духовно-экологической цивилизации будут лежать новые мировоззренческие основания:
— «признание органической включенности человека в природно-космические циклы и зависимости. Из этого фундаментального принципа "соразвития природы и общества" следует исходить при разработке и оценке любых государственных проектов, научно-технологических решений и методик;
— приоритет духовных ценностей над материальными, а также подчиненность экономики целям развития ведущих сфер культуры — науки, искусства и образования;
— преимущество диалогического способа обсуждения и решения возникающих межцивилизационных, межгосударственных, межрелигиозных и межэтнических проблем, при котором умение слушать и понимать "другого" — залог понимания и признания твоей собственной позиции;
— объединение представителей различных национальных и религиозных сообществ вокруг защиты общего природного и духовного наследия человечества, без чего нам не выжить и не встать на путь общего процветания»10.
10 Алтайская хартия // Altai Forum 2014. 2014. Май. URL: http://altaidialog.ru/ node/5
Хочется верить, что именно Индии, Китаю и России в тесном сотрудничестве с другими евразийскими странами и народами суждено первыми проложить дорогу к этому новому типу циви-лизационного существования, где реализация очерченных выше интеграционных транспортно-энергетических мегапроектов при соблюдении всех экологических требований может стать очень важным шагом на пути к построению более безопасного, просвещенного и справедливого мира.
ЛИТЕРАТУРА
Алтай — Гималаи: два устоя Евразии / Гл. ред. С.П. Бансал, С.В. Макарычева. Барнаул: АГАУ, 2012.
Воронцов А.В. Евразия справа налево // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13. № 1. С. 127-134.
ИвановА.В., ФотиеваИ.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: АГАУ, 2010.
Никхилананда С. Вивекананда. СПб.: Об-во Рамакришны, 1991.
Портяков В.Я. Россия, Китай и Индия в мировой экономике // Россия в глобальной политике. 2005. № 5. С. 143-158.
REFERENCES
Bansal, S.P., Makarycheva, S.V. (eds) Altaj — Gimalai: dva ustojaEvrazii. Barnaul: AGAU, 2012.
Ivanov, A.V., Fotieva, I.V., Shishin, M.Ju. Duhovno-jekologicheskaja civilizacija: ustoi iperspektivy. Barnaul: AGAU, 2010.
Ivanov, A.V., Fotieva, I.V., Shishin, M.Ju. Na putjah k novoj civilizacii (ocherki duhovno-jekologicheskogo mirovozzrenija). Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2014.
Nikhilananda, S. Vivekananda. St. Petersburg: Ob-vo Ramakrishny, 1991.
Portjakov, V.Ja. "Rossija, Kitaj i Indija v mirovoj jekonomike." Rossija v global'noj politike, No. 5, 2005, pp. 143-158.
Voroncov, A.V. "Evrazija sprava nalevo." Rossija v global'noj politike, Vol. 13, No. 1, 2015, pp. 127-134.