Племенной мир
© 2012
Д. Л. Бродянский СОВЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ
Изображения сов найдены в культурах неолита и бронзового века в Приморском крае, Сибири, Японии и Орегоне (США). Иногда птицы являются частью изображения совы-лося-женщины или совы-женщины. В Приамурском крае филин считался помощником шамана, а совы, как верили, защищали детей. Существуют и сосуды в форме совы.
Ключевые слова: первобытное искусство, Приморский край, Орегон, полиэйкониче-ские изображения
В Приморье на памятниках неолита и палеометалла найдены семь изображений сов: мелкая пластика из камня, керамики (рис. 1), кости и два мобильных петроглифа: один неолитический (рис. 4) и один из янковской культуры палеометалла — филин на плите из бухты Аякс на острове Русский (рис. 5). Обилие таких находок побудило автора обратить внимание на изображение этих повсеместно распространённых птиц — ночных хищников. В Приморье обитают филин обыкновенный, рыбный филин (вес до 4 кг, размах крыльев до 2 метров), иглоногая сова, уссурийская совка, ошейниковая совка, длиннохвостная неясыть1.
Первая такая находка сделана в 1955 г. при раскопках поселения Тетюхэ-При-стань2. Это маленькая ретушированная фигурка (рис. 1: 1) — сова-женщина. В 1970 г. автор получил из рук школьников села Петровичи мобильный петроглиф-скульптуру из слоя с рудненской керамикой. В этом полиэйконическом камне соединены два антропоморфных изображения: тигр и медведь в геральдическом противо стоянии, всё это — внутри рыбы-сома, на торце, противоположном морде сома — две головки сов (рис. 4: 5). Мощным побудительным толчком заняться этой темой послужила полиэйконичная керамическая фигурка, найденная И. С. Жущи-ховской в маргаритовском комплексе Киевка (рис. 2). В этой фигурке соединены изображения женщины, лося и совы3. Керамическая фигурка совы найдена в слое бойсманской культуры в Бойсмана II (рис. 1, 2)4. Серия фигурок сов найдена на
Бродянский Давид Лазаревич — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и антропологии ДВФУ. E-mail: [email protected].
1 Животный мир Уссурийской тайги, 234-238.
2 Окладников 1959, 54, рис. 19, 2.
3 Бродянский, Жущиховская 1995.
4 Бродянский 2002, рис. 31,5.
Лузановой сопке: 2 фигурки из позвонков рыб (рис. 1: 4, 5), сланцевая сова (рис 1: 6) — все в пункте Лузанова 2, в слое зайсановской культуры, сланцевая фигурка совы — женщины (и, возможно, лося) — в пункте Лузанова 6, в зайсановском слое (рис. 1: 6). Последняя фигурка очень похожа на сову из Тетюхэ-Пристань (Рудной Пристани). Последняя по времени находка — плита из бухты Аякс с изображением филина (рис. 5)5. На этой плите филин соседствует с уткой, удодом, тигром, змеёй, обезьяной, устрицей и весь этот зоопарк — в рыбе-гипероглифе.
Два изображения совы найдены на Нижнем Амуре (рис. 6). Это ретушированная полиэйконическая фигурка6, найдена в Сакачи-Аляне и отнесена А. П. Окладниковым к мезолиту, и фрагмент венчика сосуда из Тахты с клювом совы — находка А. П. Окладникова 1969 года7. Эта находка — одна из серии сосудов вознесеновской поздненеолитической культуры. В. Е. Медведев включил Тахту в ряд древних культовых центров на Нижнем Амуре.
В Японии среди множества дзёмонских фигурок-догу8 выделяется серия фигурок женщин-сов (рис. 7). «На голове статуэток изображаются несколько выступов, очертаниями напоминающих оперение рогатой совки «мимидзюку». Обычный размер этих фигурок 10-12 см»9.
На Чукотке, на озере Тытыль, на неолитической стоянке Тытыль V М. А. Ки-рьяк (Дикова) нашла каменную фигурку совы или филина (рис. 9: 2)10.
Широко известно изображение совы на верхнем фризе Томской писаницы (рис. 3): сова соседствует с фигурками лосей и фигурками человечков 11. Автор дважды, в 1979 г. и 1998 г., видел эту сову, но только статья Е. А. Миклашевич побудила сравнить сюжет на Томской писанице с фигуркой из Киевки: сова-женщина-лось. В догу-совах птица объединена с фигурой женщины. Человек, лось, птица соединены в пермском зверином стиле.
И. С. Жущиховская познакомила археологов с книгой С. М. Эйкинса, Т. И. Коннэлли и Д. Л. Дженкинса «Археология Орегона». Обложку книги украшает каменный сосуд с изображением совы (рис. 8). Ниже совы хорошо видна рука-сова-человек. Сосуд найден в районе Даллес, на плато в долине р.Колумбия, там же изображение совы есть среди наскальных рисунков Лонг Нарроус 12. В том же районе в низовьях р.Колумбия, штат Орегон, найдена каменная сова (рис. 9: 1)13.
Две костяных фигурки сов (рис. 9: 3) найдены в знаменитом поселении Ку -бенино, на берегу реки Онеги в Архангельской области14. Поселение открыл в 1873 г. И. С. Поляков, а очерк о древнем искусстве русского Севера написала С. В. Ошибкина. Оба имени причастны к археологии Приморья: И. С. Поляков в 1881 г. поучаствовал в открытии культуры, которую с 1972 г. мы называем янковской, а пятикурсница МГУ С. В. Ошибкина участвовала в раскопках А. П. Оклад-
5 Бродянский 2011.
6 Бродянский 2002, рис. 1,1.
7 Медведев 2005, рис. 1:1,2.
8 Памятники древнего искусства 1973, 29, 68, 69.
9 Соловьёва 2012, 109.
10 Кирьяк (Дикова) 2003, вклейка 3.
11 Миклашевич 2011, 80, рис. 2.
12 Жущиховская 2012, 94-95.
13 Фест 1985, 161, рис. 153.
14 Иванов 1992, 45-54, рис. 71, 2, 3.
никова в Тетюхэ-Пристань в 1955 г., тогда же она написала отчёт об этих раскопках. Рукописный экземпляр этого отчёта долго хранился во Владивостоке в музее им. В. К. Арсеньева. Упоминается ли в нём фигурка совы, тогда же найденная, проверить, увы, нельзя: отчёт умыкнул из музея В. И. Дьяков, о чём сам и сообщил (редкостное откровение)15.
Вне сомнения, автор привёл и использовал лишь малую часть находок изображений сов в искусстве первобытных культур. Вряд ли семантика этих фигурок и петроглифов может быть исчерпывающе дешифрована, но попробуем всё же разобраться.
Символу реакции времени Александра III Победоносцеву приписали «совиные крыла, распростёртые над Россией». Символом мудрости сову сделали на телевидении. Ни то, ни другое ничем не обосновано. Амурские нанайцы держали филинов и сов в доме, полагая, что они охраняют маленьких детей16. Филин числился среди помощников шамана 17. У айнов сова — хранительница деревни 18.
В фольклоре амурских народов есть множество сюжетов, связанных с трансформацией персонажей: П. П. Шимкевич записал нанайское сказание о том, как лисица превращается в сокола, сокол — в женщину19. В эвенкийской и орочской мифологии существует божество по имени Бугады мусун — «дух-хозяин природы». Это божество женского пола. Оно обладает двоякой персонификацией — антропоморфной и зооморфной. С одной стороны, это прародительница рода, старуха, с другой — лосиха или оленуха20. У добрых шаманов помощники — птицы: орёл, сова, филин21. Идея своеобразного трансформера прослеживается в фигурке из Киевки (рис. 2) и в Томской писанице (рис. 3). Женская природа совы отражена в серии японских догу и в фигурках из Рудной Пристани и Лузановой 6. Сова-сосуд — Тахта и штат Орегон. Совы, филин — участники сложных многофигурных композиций в петроглифах из Петровичей и бухты Аякс. В последнем случае автором высказано предположение, что несколько камней с изображением ряда животных в жилищах янковской культуры (Бойсмана III, бухта Аякс) воспроизводят ритуалы новогоднего праздника фонарей с танцем дракона и рыб-созвездий в древнем Китае22.
Сокол, орёл, в целом хищные птицы часто ассоциируются с Солнцем, может быть, ночные хищники — совы ассоциируются с Луной? Здесь автор вступил на шаткие мостки гипотез, ничем не подкреплённых. Надеюсь, что коллеги-археологи обнаружат множество неизвестных автору изображений сов и пополнят ряд наблюдений, приоткрывающих смысл и назначение этих изображений. В Приморье изображения сов найдены в трёх культурах неолита: бойсманской, рудненской, зайсановской — и в двух культурах палеометалла: маргаритовской, янковской. Не сомневаюсь, что в Сибири, на Урале, в Европейской России изображений сов не меньше, Томской писаницей и Кубенино дело не ограничивается.
15 Дьяков 1992, 21-22.
16 Смоляк 1976, 141-142.
17 Смоляк 1976, 141-142.
18 Арутюнов, Щебеньков 1992, 179.
19 Шимкевич 1896, 127.
20 Аврорин, Лебедева 1978, 29.
21 Аврорин, Лебедева 1978, 51.
22 Бродянский 2011.
Рис. 1. Приморье, неолит: совы. 1 — Рудная Пристань, 2 — Бойсмана II, 3-5 — Лузанова II, 6 — Лузанова 6, 1, 5, 6 — камень, 2 — керамика, 3, 4 — кость.
Рис. 3. Томская писаница.
Рис. 4. Приморье, Петровичи, неолит: скульптура-петроглиф
Рис. 5. Приморье, бухта Аякс, янковская культура: плита с петроглифами (песчаник).
Рис. 6. Приамурье: 1 — Сакачи-Алян, мезолит, камень; 2 — Тахта, керамика.
Рис. 9. Совы: 1 — Орегон, Даллес, камень; 2 — Чукотка, Тытыль V, камень; 3 — Кубени-но, кость.
ЛИТЕРАТУРА
Аврорин В. А., Лебедева Е. П. 1978: Орочские тексты и словарь. Л.
Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. 1992: Древнейший народ Японии. М.
Бродянский Д. Л., Жущиховская И. С. 1995: Полиэйконическая фигурка из Киевки // Вестник ДВО РАН. 3, 105-108.
Бродянский Д. Л. 2002: Искусство древнего Приморья (каменный век — палеоме-талл). Владивосток.
Бродянский Д. Л. 2011: Две плиты и курант — Янковский звёздный зоопарк // Горизонты тихоокеанской археологии (Тихоокеанская археология). Вып. 20, 226-233.
Дьяков В. И. 1992: Многослойное поселение Рудная Пристань и периодизация неолитических культур Приморья. Владивосток.
Животный мир Уссурийской тайги: Полевой атлас-определитель животных юга Дальнего Востока России. Владивосток.
Жущиховская И. С. 2012: Археология Орегона: панорама прошлого // Древности Азии и Америки (Тихоокеанская археология). Вып. 22, 80-105.
Иванов В. В. (ред.) 1992: Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы).
М.
Кирьяк (Дикова) М. А. 2003: Древнее искусство Севера Дальнего Востока как исторический источник (Каменный век). Магадан.
Медведев В. Е. 2005: Неолитические культовые центры в долине Амура // Археология, этнография и антропология Евразии. 4, 40-69.
Миклашевич Е. А. 2011: Документирование повреждений петроглифов Томской писаницы // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы). Т. 1. Кемерово.
Окладников А. П. 1959: Далёкое прошлое Приморья. Владивосток.
Смоляк А. В. 1976: Представления нанайцев о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.
Соловьёва Е. А. 2012: Оригинальные керамические изделия эпохи дзёмон в коллекции университета Тохоку (г. Сёндай, Япония) // Древности Азии и Америки (Тихоокеанская археология) Вып. 22, 106-113.
Памятники древнего искусства. Искусство догу и верования. 1973. Т.3. Токио. (на яп.яз.).
Фест К. Ф. 1985: Искусство коренных народов Северной Америки. М.
OWLS IN THE PREHISTORIC ART
D. L. Brodyansky
The images of owls can be found in the neolithic and bronze age cultures of Primorsky region, Siberia, Japan and Oregon (USA). Sometimes the images of the birds make up a part of such characters as owl-moose-woman and owl-woman. In the everyday life of the people of Priamursky region eagle-owls were considered to be the helpers of shamans and owls were believed to protect children. There are vessels made in the shape of an owl.
Key words: Pre-historic art, Primorsky region, Oregon, multi-image artworks