УДК 159.9 Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2011. Вып. 4
Е. В. Зиновьева
«современные проблемы теоретической и прикладной психологии». международная конференция в егу, ереван (республика Армения), 28-зо октября 2011 г.
С 28 по 30 октября 2011 г. в городе Ереване (Республика Армения) состоялась международная научная конференция «Теоретические и прикладные проблемы современной психологии», организатором которой выступил факультет философии и психологии Ереванского государственного университета, в частности заведующий кафедрой общей психологии профессор Грант Михайлович Аванесян. Целями конференции стали обсуждение актуальных вопросов теоретической и прикладной психологии, нахождение общих граней и разработка перспектив сотрудничества. В Армении это первая столь масштабная конференция по психологии, собравшая представителей из разных стран и регионов планеты, среди которых можно назвать Россию, Грузию, Белоруссию, Украину, США, Францию, Иран, Аргентину. На конференции обсуждались вопросы, посвященные современным проблемам теоретической и прикладной психологии, а также основные направления развития психологической науки и практики. Название конференции: «Современные проблемы теоретической и прикладной психологии» — предполагало широкий круг дискуссий на разные темы и привлечение специалистов из всех возможных областей и направлений теоретической и прикладной психологии. Программа конференции предусматривала работу по следующим научным направлениям: тенденции развития психологических исследований и инновационных технологий; проблемы устойчивости развития личности; психологические проблемы экстремальных и кризисных ситуаций; психологические проблемы социального влияния; проблемы послевузовского и дополнительного образования психологов. Рабочими языками конференции были армянский, русский и английский, преобладали русский и английский языки.
Среди участников, приглашенных на конференцию, стоит назвать таких известных ученых, как профессор В. М. Аллахвердов (Россия, Санкт-Петербург), доцент А. В. Шаболтас (Россия, Санкт-Петербург), профессор С. Н. Ениколопов (Россия, Москва), И. Имедадзе (Грузия, Тбилиси), профессор Ф. Коте (Франция, Авиньен).
Прежде чем перейти к тому, как проходила сама конференция, и к основным идеям, прозвучавшим на ней, хотелось бы немного представить сам Ереванский государственный университет и факультет философии и психологии.
Ереванский государственный университет (ЕГУ), основанный в 1919 г., является ведущим учебно-научным и культурно-образовательным центром как Еревана, так и Республики Армения в целом. ЕГУ активно стремится к партнерству с лучшими мировыми университетами, участвуя в различных международных программах сотрудничества.
В структуре Ереванского государственного университета присутствуют 20 факультетов, на которых обучаются по разным специальностям около 13 тысяч студентов.
© Е. В. Зиновьева, 2011
У факультета философии и психологии Ереванского государственного университета есть своя история развития. Первоначально на базе исторического факультета сформировалось отделение философии и социологии, которое в дальнейшем получило статус факультета. Факультет философии и социологии отделился от исторического факультета ЕГУ в 1982 г., до 1990 г. на этот факультет будущие философы и социологи поступали вместе, а с третьего курса их делили по специальностям. В 1992 г. на факультете было открыто отделение психологии, в связи с чем факультет был переименован в факультет философии, социологии и психологии. В 2004 г. от факультета отсоединились отделения социологии и социальной работы, а сам факультет был переименован в факультет философии и психологии.
В настоящее время на факультете открыты кафедры общей психологии, социальной психологии, психологии личности, действуют научно-исследовательские лаборатории экспериментальной психологии, психологии профессиональной деятельности личности, личности и социальной среды. С октября 2008 г. на факультете работает Центр прикладной психологии, в задачи которого входят улучшение уровня образования студентов-психологов и специалистов в области психического здоровья с помощью тренингов и практики, предоставление студентам, сотрудникам ЕГУ и населению консультационных услуг и услуг развивающего характера, осуществление научно-исследовательских работ в области прикладной психологии. На факультете реализуются магистерские программы по психологии менеджмента и организационной психологии, психологии кризисных и экстремальных ситуаций, клинической психологии и психотерапии, социальной и политической психологии, психологии личности, психологии развития. Все желающие преподавать на факультете должны сдать экзамены на знание армянского, русского и английского языков.
К началу работы конференции был подготовлен сборник материалов [1].
Сама конференция началась с пленарного заседания, на котором с приветственным словом выступили ректор ЕГУ Арам Симонян, председатель постоянной комиссии по вопросам науки, культуры, молодежи и спорта Республики Армения Артак Давтян, председатель Государственного комитета науки Самвел Арутюнян и заведующий кафедрой общей психологии факультета философии и психологии ЕГУ Грант Аванесян, который представил программу конференции, включающую не только научные доклады и обсуждения, но и знакомство с культурными традициями Армении. Он также рассказал присутствующим об истоках, развитии и современном состоянии психологии в Армении. Из доклада можно сделать вывод о том, что в настоящее время психология в Армении активно развивается, в том числе за счет сотрудничества и создания международных проектов, постепенно признается ее важность общественными и социальными институтами Армении, появляются психологические исследовательские центры, создаются рабочие места.
Далее были представлены доклады В. М. Аллахвердова (Санкт-Петербургский государственный университет) «Новый взгляд на природу сознания»; А. В. Шаболтас (Санкт-Петербургский государственный университет) «Факультет психологии СПбГУ сегодня: основные направления и перспективы международного сотрудничества»; И. Имедадзе (Институт психологии им. Д. Узнадзе) «Методология интерактивной теории поведения»; С. Н. Ениколопова (Российская академия медицинских наук) «Агрессия и насилие в современной психологии».
Завершился первый день конференции концертом народной музыки и посещением центра современных искусств г. Еревана.
Второй день конференции включал в себя работу секций и стендовые доклады. Были представлены следующие секции.
Теоретические и прикладные проблемы психологических исследований. В рамках работы данной секции были освещены такие вопросы, как: связь антропологической психологии Б. Г. Ананьева и современной психологии (Н. А. Логинова, Санкт-Петербургский государственный университет); понятие «сознание» как методологическая проблема в психологии (Г. В. Акопов, ПГСГА, Самара); креативность и инновационность (С. Р. Ягловский, НИУ-ВШМ, Москва)1; когнитивный феномен принятия решения на примере поведения потребителя (Д. Айрапетян, ЕГУ, Ереван); вклад объективных и субъективных факторов в организацию совмещенного выполнения задач, где в качестве объективных факторов рассматривались различные условия выполнения сложноорганизованной компьютерной деятельности, а в качестве субъективных — личностные и индивидуальные свойства (И. В. Блинникова, М. С. Капица, А. Б. Леонова, МГУ); принципы построения системы психологической оценки с целью отбора персонала (Г. Аванесян, ЕГУ), существующие подходы к определению ментальной репрезентации (Г. Исаян, Р. Нагдаян, Национальная академия, Ереван).
новые направления в исследованиях психологии личности. На секции обсуждались такие направления исследований в психологии личности, как: исследование предрасположенности к виктимному поведению в зависимости от пола (К. Аракелян, А. В. Шаболтас, Санкт-Петербургский государственный университет); изучение стабильности личности во времени (В. Варданян, США); исследование проявления сверхуверенности как феномена когнитивного бессознательного (Е. В. Зиновьева, Д. Н. Волков); развитие личности посредством формирования диспозиционных установок (В. Надарешвили, Институт психологии им. Д. Узнадзе); использование искусства как средства гармоничного развития личности (С. Саргисян, ЕГУ); кросскультурное исследование ценностных ориентаций жителей Армении (Н. Хачатрян, С. Аратунян, ЕГУ).
Экстремальные, кризисные и конфликтные ситуации. Данная секция была посвящена вопросам психологии кризисных и экстремальных ситуаций, в частности проблемам представления об отдыхе в напряженных профессиональных ситуациях у специалистов центра психологической поддержки пострадавшим в аварии на СаяноШушенской ГЭС (А. С. Кузнецова, МГУ); особенностям противостояния личности возможным угрозам в связи с трансформацией общества (М. Мкртумаян, ЕГУ); истокам, природе и причинам насилия над женщинами, включая женщин Армении (Н. Алексанян, Франция); домашнему насилию как проблеме современного общества (С. Андре-саян, Центр по правам женщин, Ереван); гендерным различиям в устойчивости к влиянию психокоррекционных мероприятий (Л. Степанян, ЕГУ).
социальное влияние. Были представлены к обсуждению следующие доклады: «Социально-психологические аспекты деятельности российских губернаторов XVIII — начала XX веков» (В. М. Марасанова, ЯГУ им. П. Г. Демидова); «Проблемы социального влияния» (ЕГУ); «Генезис семейных ролей в связи с самосознанием» (С. Се-дракян, Университет практической психологии и социологии, Ереван); «Феномен
1 Отмечалось наличие двух видов инновационности — сенсорной и когнитивной, указывалось, что именно эти два психологических фактора играют ключевую роль в обеспечении успешного прохождения инновационного процесса.
психологического влияния и его основные виды» (Н. Ароян, ЕГУ); «Социально-психологические аспекты посредничества при переговорах» (О. В. Аллахвердова, Санкт-Петербургский государственный университет); «Особенности влияния политического имиджа» (И. Газарян, ЕГУ); «Исследование любви в диадических отношениях мужчины и женщины» (О. А. Екимчик, КГУ им. Н. А. Некрасова); «Вербальные и невербальные типы социального влияния (С. Шахвердян, ЕГУ).
консультирование и психологическая коррекция. В рамках данной секции шла дискуссия по таким проблемам в области психологического консультирования и пси-хокорекции, как эффективность внушения в психотерапии (С. Кадоян, Ереванский государственный педагогический университет); поиск механизмов возникновения энуреза у детей и эффективность психотерапии (Г. Газарян, ЕГУ)2; краткосрочное психологическое консультирование по вопросам адаптации подростков и их семей (К. Д. Хло-мов, МГППУ); особенности переноса в детской психотерапии (И. Ханамарян, ЕГУ); влияние бессознательного в процессе психотерапии (В. Микаэлян, ЕГУ).
психологические особенности профессиональной активности и карьеры. Основные доклады: «Удовлетворенность трудом как фактор формирования субъективного смысла профессиональной деятельности» (М. М. Абдуллаева, МГУ), «Исследование синдрома профессионального выгорания у врачей РА» (С. Касабян, А. Маркарян, ЕГМУ, Ереван), «Профессиональная активность и психологическая безопасность личности» (С. Амироян, А. Галустян, ЕГУ), «Социально-психологические факторы, препятствующие проявлению лидерских качеств» (Р. Петросян, ЕГУ).
Итогом второго дня конференции стали посещение Центра прикладной психологии и дома-музея С. Параджанова, а также дегустация национальной армянской кухни.
На третий день конференции проходил симпозиум «Социально-психологические аспекты образования». Обсуждались психологические проблемы вузовского, послевузовского и дополнительного образования, в том числе программы, направленные на поддержку и развитие личности студента (Л. Баско, Ф. Коте, Франция); были затронуты вопросы формирования профессиональной идентичности в образовательном процессе (В. Папоян, ЕГУ), использования компьютерных технологий в процессе обучения (А. Берберян, Русско-армянский государственный университет, Ереван), использования кроссвордов в качестве контроля знаний в высшей школе (С. Каданян, Русско-армянский государственный университет, Ереван), проблемы экологического образования (К. Атаян, ЕГУ). Особый интерес вызвал доклад И. В. Блинниковой (МГУ) «Движение глаз в процессе запоминания незнакомых слов на иностранном языке». Было показано, что запоминание иностранных слов в большей степени связано с установлением прочной ассоциативной связи между внешней формой слова и его значением, заданным на русском языке.
По окончании симпозиума все участники конференции были приглашены на экскурсию, включающую в себя посещение Гехарда (монастырского комплекса недалеко от Еревана), а также Гарни (древнеармянского языческого храма).
Приятно вспомнить теплую и комфортную рабочую атмосферу конференции. Представленные доклады и материалы конференции отражают многообразие существующих исследовательских интересов в психологии и дают представление о том,
2 Было показано, что наиболее эффективным психотерапевтическим подходом при энурезе можно считать бихевиоральный.
в каких направлениях развивается психологическая наука в Армении. В настоящее время в Армении остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных специалистов психологов и преподавателей, исследования в большей степени носят сугубо прикладной характер либо являются неким анализом существующих взглядов на ту или иную заявленную проблему. В то же время перспективы развития психологической науки в Армении весьма оптимистичны, так как сейчас у студентов и преподавателей вузов Армении появилось больше возможностей для сотрудничества и проведения совместных международных исследований, в том числе и благодаря этой конференции.
Яитература
1. Международная научная конференция «Современные проблемы теоретической и прикладной психологии». 28-30 октября 2011 г. Армения, г. Ереван. Сборник материалов. Ереван, 2011. 442 с.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.