http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ REMEDIAL PEDAGOGY AND INCLUSIVE EDUCATION
УДК 37.062.1
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-107-113
Сергей Тихонович Кохан1,
кандидат медицинских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: ispsmed@mail.ru
Андрей Владимирович Патеюк2,
доктор медицинских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: ispsmed@mail.ru
Антон Александрович Чередайко3,
магистрант группы МСТ 16-3, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: anton.cheredayko@mail.ru
Современный взгляд преподавателей на организацию инклюзивного образовательного процесса в университете
В статье представлены результаты исследования отношения преподавателей Забайкальского государственного университета к совместному обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социально-политическим отношением к инвалидам. Существуют социально-психологические барьеры как у самих студентов с ОВЗ, так и у преподавателей вуза, не имеющих специальной подготовки к работе в инклюзивных группах. Для выявления проблем в учебном процессе инклюзивного образования среди профессорско-педагогического состава Забайкальского государственного университета было проведено анкетирование 75 % преподавательского состава (63 % женщин и 12 % мужчин). Результаты исследования показали, что, по мнению преподавателей, общество в целом безразлично и неоднозначно относится к инвалидам. У большинства анкетируемых общение с инвалидами носит эпизодический характер. Инфраструктура вуза пока недостаточно подготовлена к приёму студентов с ОВЗ. Преподаватели считают, что студенты-инвалиды нуждаются в специальных учебниках, видеоматериалах и других технических средствах для улучшения учебного процесса. Необхо-
1 С. Т. Кохан - анализ, систематизация материала.
2 А. В. Патеюк - анализ, работа с литературой, оформление статьи.
3 А. А. Чередайко - сбор и обработка материала.
© Кохан С. Т., Патеюк А. В., Чередайко А. А., 2017
107
димо оснащение образовательных учреждений спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов; создание толерантной социокультурной среды, волонтёрской помощи студентам с ОВЗ; а также со студентами-инвалидами должна постоянно проводиться социальная работа. Для полноценного проведения инклюзивного образования важно обеспечить дополнительную подготовку преподавателей с целью получения знаний об особенностях инвалидов для улучшения учебного процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты-инвалиды, отношение преподавателей
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в образовательной политике России происходят существенные изменения. Опираясь на социальные требования государства и общества в целом, подразумевающие обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, формируется особая культура поддержки и помощи учащемуся в учебно-воспитательном процессе1. Благодаря этому, в высших учебных заведениях России в целом2 и Забайкальского края в частности увеличилось количество студентов с проблемами здоровья, которые имеют возможность обучаться наравне со своими здоровыми сверстниками, что способствует наиболее полной их самореализации [8; 10; 11].
Инклюзивное образование подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа людей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфику учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учётом психофизических возможностей человека с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации, практикующие инклюзивное образование, должны организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение человека с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и студенческом коллек-тивах3, основанный на понимании проблем, нужд студента с ОВЗ и на желании ему помочь [4; 5; 6; 10; 12].
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: ред. от 02.03.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - Ч. 1, № 53. - 31 дек. - Ст. 7598.
2 Аюбова М. Н. Инклюзивное образование и его грани: метод. пособие. - Душанбе: Ирфон, 2013. - 216 с.
3 Социальная работа с инвалидами: учеб. посо-
бие / С. Т. Кохан [и др.]. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 241 с.
Включение в современный образовательный процесс студентов с ОВЗ - достаточно сложный процесс не только в части инфраструктуры, но и в части гуманизма и толерантности со стороны как студентов, так и профессорско-педагогического состава. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социально-политическим отношением к инвалидам (лицам с ограниченными возможностями). Существуют социально-психологические барьеры как у самих студентов с ОВЗ, так и у преподавателей вуза4, не имеющих специальной подготовки к работе в инклюзивных группах [1-3; 7; 9].
Методология и методы исследования. Для выявления проблем, возникающих в учебном процессе инклюзивного образования, среди профессорско-педа-гогического состава (ППС) Забайкальского государственного университета было проведено анкетирование ППС. Всего было опрошено 75 % преподавательского состава, который включал 63 % женщин и 12 % мужчин. Заключение об отношении преподавателей к обучению студентов-инвалидов делались на основании полученных ответов на анкету, разработанную в Региональном центре инклюзивного образования. Статистическую обработку полученных результатов осуществляли на ПК.
Результаты исследования и их обсуждение. Из числа участвующих в исследовании преподавателей 100 % считают, что необходимы специальные условия для получения высшего образования инвалидами.
На вопрос, как общество относится к лицам с ОВЗ, 57 % преподавателей, ответили, что враждебно и безразлично; 27 % ответили, что дружелюбно, а 15 % написали свой вариант ответа, где, по их мнению, общество относится к людям с ОВЗ со страхом.
4 Там же.
Наличие опыта общения с инвалидами в повседневной жизни у преподавателей следующее: у 65 % - эпизодические контакты, у 21 % - систематические контакты, у 13 % - отсутствие опыта.
Анкетирование показало, что большая часть преподавателей (54 %) относятся к студентам-инвалидам положительно, остальные опрошенные выразили к таким студентам уважение и жалость.
Как показал опыт, преподаватели о наличии обучающихся студентов с ОВЗ в группах, в которых они преподают, узнают из личного наблюдения (42 %); получают информацию от сотрудников деканата (36 %); других информируют сами студенты-инвалиды (21 %). Нами установлено, что 82 % опрошенным преподавателям нужна дополнительная информация об особенностях студентов с инвалидностью. Опрос респондентов показал: 12 % преподавателей считают, что студентам с ОВЗ лучше всего обучаться с педагогом на дому; 25 % полагают, что обучение должно проходить в вузе в общей группе вместе с обычными студентами, 27 % считают, что такие студенты должны обучаться дистанционно; по мнению 35 %, студенты-инвалиды должны обучаться в отдельных группах, с индивидуальным подходом.
На вопрос, какие проблемы возникают у студентов-инвалидов при обучении в вузе, 39 % опрошенных считают, что это могут быть проблемы, связанные с инфраструктурой учебного заведения; 34 % сводятся к проблеме преодоления психологического барьера, связанного с поступлением в высшее образовательное учреждение, и 22 % считают проблемой ограниченный доступ к социальным и образовательным ресурсам.
Адаптированная образовательная учебная программа и индивидуальные учебные планы являются важным условием для успешного получения образования студентами с ОВЗ. Необходимость этого записана в законе «Об образовании в Российской Федерации» и внедряется в высших учебных заведениях, что способствует переходу к инклюзивному образованию и даёт возможность обучаться студентам с разными потребностями за счёт увеличения сроков обучения и снижения учебной нагрузки. Такие формы обучения, как дистанционное образование и экстернат, отвечают этим требованиям и являются эффективными для студентов с ОВЗ.
Преподаватели считают, что потребность в специальных учебниках и видеоматериалах у студентов с ОВЗ возникает постоянно, так думает 100 % респондентов.
По мнению опрошенных, адаптация студентов с инвалидностью в вузе проходит сложно и длительно, так считают 43 %; 37 % затрудняются ответить на данный вопрос; 20 % считают, что студенты с ОВЗ адаптацию проходят быстро.
Преподаватели ответили, что 43 % их коллег положительно воспринимают студентов-инвалидов, 27 % - отрицательно и равнодушно, а 30 % - затрудняются ответить на этот вопрос.
На вопрос, какая помощь должна оказываться студентам с инвалидностью в вузе, 62 % преподавателей считают, что необходимо создание условий для комфортного обучения; 14 % приходят к мнению, что должны обеспечивать жильём; 13 % считают, что необходима помощь в трудоустройстве; 5 % говорят о необходимости повышенной стипендии.
По результатам исследования мы пришли к выводу, что основными проблемами, по мнению преподавателей, являются:
- трудоустройство (27 %);
- проблемы в обучении (24 %);
- проблемы в общении (16 %);
- материальные проблемы (13 %);
- проблемы планирования семьи (9 %);
- проблемы организации досуга (7 %).
Основными проблемами, с которыми
сталкивается студент-инвалид в процессе дальнейшего трудоустройства, являются:
- отсутствие специально оборудованных рабочих мест (32 %);
- отказ работодателя в приёме на работу (25 %);
- состояние здоровья (16 %);
- отсутствие работы по специальности (14 %);
- удалённость места работы (7 %);
- низкий уровень зарплаты (6 %).
Студенты-инвалиды должны заниматься спортом, а также посещать музеи, театры, стадионы - так считают 95 % преподавателей. Для лиц с ОВЗ образовательная организация должна устанавливать особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной
физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажёрных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Рекомендуется в учебный план включать некоторое количество часов, посвящённых поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
На вопрос, в каких группах комфортно работать, 77 % преподавателей ответили, что не имеет значения; по 10 % ответили, что в группах с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата; 3 % ответили, что в группах с нарушением слуха.
Респонденты считают негативными качествами, свойственными инвалидам -замкнутость, озлобленность, раздражительность, отмечают и положительные качества, такие как ответственность, волю, стремление к обучению, упорство, терпение, мужество.
Изложенные данные говорят об индифферентном отношении общества к инвалидам, что в свою очередь влечёт неготовность преподавателей к работе с инвалидами; отсутствует опыт работы со студентами с ОВЗ; в университете нет разработанной учебно-методической литературы, в аудиториях недостаточная оснащённость специальными техническими средствами, в том числе компьютерной техникой, интерактивными досками, аудио- и видеоматериалами. Учебно-практическое оборудование в большей степени затрудняет работу с студентами с ОВЗ и на сегодняшний день делает её неэффективной. Исследование показало положительные результаты по вопросам готовности преподавателей проходить курсы подготовки и переподготовки, необходимые для обучения всех студентов с инвалидностью, респонденты готовы изменить свои установки в отношении учащихся с инвалидностью, отличающихся от своих сверстников. В целом все преподаватели сходятся во мнении, что в условиях высшего образования в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для пребывания студентов-инвалидов, формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и реализации уже имеющегося плана работы университета в этом направлении.
Заключение. На сегодняшней день в России наблюдается недостаточная проработанность законодательства в той его части, которая касается интеграции студентов с инвалидностью в общественную жизнь, что свидетельствует о неготовности государственных институтов к повсеместной реализации практики инклюзии.
К основным технологиям инклюзивного образования следует отнести: дистанционные, интерактивные и портативные технологии. Отметим, что использование рассмотренных технологий повышает познавательную активность студентов, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс и стимулирует самостоятельную деятельность.
К основным проблемам, возникающим в системе высшего образования Забайкальского государственного университета, относятся: неприспособленность условий и финансирования в высших учебных заведениях, как следствие - неполный охват потребностей студентов с инвалидностью; отсутствие дифференциального подхода образовательных сред и условий, разницы в направлениях подготовки, организационных формах и источниках финансирования; отсутствие адаптированной учебной программы и учебных планов, включающих индивидуальные сроки и объём освоения учебных дисциплин для студентов с особыми образовательными потребностями; неготовность преподавателей и отсутствие у них навыков общения со студентами с ОВЗ.
Эмпирическое исследование состояния инклюзивного образования в Забайкальском государственном университете позволяет отметить среди положительных сторон исследования желание студентов проходить обучение совместно со студентами с ограниченными возможностями здоровья; стремление студентов с ОВЗ получить высшее образование в Забайкальском государственном университете; готовность преподавателей получать навыки, необходимые для обучения всех студентов с инвалидностью, развивать и совершенствовать своё профессиональное мастерство. Отрицательным является незнание некоторых преподавателей университета термина «инклюзивное образование»; в университете отсутствует современная материально-техническая оснащённость аудиторий; на данный момент в вузе большое количество
студентов с ограниченными возможностями здоровья; необходима материальная и психологическая поддержка преподавателям, обучающим студентов с ОВЗ.
Для улучшения условий профессионального образования студентов с инвалидностью преподаватели считают необходимым обеспечить вуз учебно-методическими материалами, адаптированными для студентов с ОВЗ; создать безбарьерную среду в учебных корпусах и общежитиях университета; развивать материально-техническую базу, психологически подготовить про-фессорско-педагогический состав.
Результаты анкетирования показали, что, по мнению преподавателей, общество в целом безразлично и неоднозначно относится к инвалидам. У большинства анкетируемых общение с инвалидами носит
эпизодический характер. Инфраструктура вуза недостаточно подготовлена к приёму студентов с ОВЗ. Преподаватели считают, что студенты-инвалиды нуждаются в специальных учебниках, видеоматериалах и других технических средствах для улучшения учебного процесса. Необходима оснащение образовательных учреждений спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов; создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи студентам с ОВЗ; а также со студентами-инвалидами должна постоянно проводиться социальная работа.
Особое внимание следует обратить на необходимость обеспечения дополнительной подготовки преподавателей с целью получения знаний об особенностях инвалидов для улучшения учебного процесса.
Список литературы
1. Бесан А. Э., Коновалова М. Д. Изучение социально-психологической адаптации студентов в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. М., 2016. С. 618-625.
2. Гусева В. Ю. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2, № 1. С. 26-29.
3. Заборина Л. Г. Практика оказания психологической помощи в рамках социально-психологического тренинга студентам с ограниченными возможностями здоровья // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 41-46.
4. Карельская Л. П. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью // Альманах современной науки и образования. 2015. № 12. С. 84-86.
5. Козьяков Р. В. Некоторые особенности социально-психологической адаптации студентов-инвалидов в вузе // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 357-360.
6. Коновалова М. Д. Особенности социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде вуза // Психология обучения. 2014. № 11. С. 55-62.
7. Леонов В. В. Толерантность преподавателей высшей школы по отношению к студентам-инвалидам при интегрированном обучении // Молодой учёный. 2014. № 2. С. 777-781.
8. Михальчук Е. В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (дата обращения: 17.05.2017).
9. Мысина Г. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования // Живая психология. 2016. Т. 3, № 4. С. 249-260.
10. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2013. 334 с.
11. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / С. Т Кохан [и др.]; под ред. С. Т. Кохана. Чита: ЗабГУ, 2016. 280 с.
12. Сухоруков Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.
Статья поступила в редакцию 16.08.2017; принята к публикации 08.09.2017
Библиографическое описание статьи
Кохан С. Т., Патеюк А. В., Чередайко А. А. Современный взгляд преподавателей на организацию инклюзивного образовательного процесса в университете // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 107-113. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-107-113.
Sergey T. Kokhan1,
Candidate of Medicine, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: ispsmed@mail.ru
Andrey V. Pateyuk2,
Doctor of Medicine, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: ispsmed@mail.ru
Anton A. Cheredayko3,
Master Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: anton.cheredayko@mail.ru
Modern View of Teachers on Organization of Inclusive Educational Process at the University
Results of the research on opinion of Transbaikal State University teachers about co-education of students with special health needs are presented in the article. Realization of the rights of the disabled people for higher education is accompanied by a number of the problems connected with reforming of education system and socio-political attitude towards the disabled people. There are social and psychological barriers both for students with special needs and for teachers of higher education institution who do not have special preparation for work in inclusive groups. For identification of the problems in educational process of inclusive education among the teaching staff of Transbaikal State University, 75 % of teachers (63 % of women and 12 % of men) took part in the survey. Results of the research have shown that, according to the teachers, society in general indifferently and ambiguously treats the disabled people. For the majority of the teachers questioned, communication with the disabled people has incidental character. Infrastructure of the university is still insufficiently prepared for enrollment of students with special needs. Teachers think that the disabled students need special textbooks, video records and other technical means for improvement of educational process. The university needs special sport equipment for the disabled people, creation of tolerant sociocultural environment, volunteers' help to students with special needs. Moreover, social work with these students has to be carried out constantly. For inclusive education, it is necessary to provide additional training for teachers to learn how to work with the disabled people for the improvement of educational process.
Keywords: inclusive education, disabled students, teachers' attitude
References
1. Besan A. E., Konovalova M. D. Izuchenie sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov v protsesse inklyuzivnogo vuzovskogo obucheniya // Reabilitatsiya, abilitatsiya i sotsializatsiya: mezhdist-siplinarnyi podkhod. M., 2016. S. 618-625.
2. Guseva V. Yu. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya studentov s ogranichennymi voz-mozhnostyami // Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoi oblasti. 2016. T. 2, № 1. S. 26-29.
3. Zaborina L. G. Praktika okazaniya psikhologicheskoi pomoshchi v ramkakh sotsial'no-psikholog-icheskogo treninga studentam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogicheskie nauki. 2017. T. 12, № 2. S. 41-46.
4. Karel'skaya L. P. Sotsial'naya integratsiya molodykh lyudei c invalidnost'yu // Al'manakh sovre-mennoi nauki i obrazovaniya. 2015. № 12. C. 84-86.
5. Koz'yakov R. V. Nekotorye osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov-inva-lidov v vuze // Molodoi uchenyi. 2016. № 7. S. 357-360.
6. Konovalova M. D. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'noi srede vuza // Psikhologiya obucheniya. 2014. № 11. S. 55-62.
1 S. T. Kokhan: analysis, material systematization.
2 A. V. Pateyuk: analysis, work with literature, execution of article.
3 A. A. Cheredayko: collecting and processing of material.
7. Leonov V. V. Tolerantnost' prepodavatelei vysshei shkoly po otnosheniyu k studentam-invalidam pri integrirovannom obuchenii // Molodoi uchenyi. 2014. № 2. S. 777-781.
8. Mikhal'chuk E. V. Sostoyanie inklyuzivnogo obrazovaniya v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 2. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (data obrashcheniya: 17.05.2017).
9. Mysina G. A. Sotsial'no-psikhologicheskoe soprovozhdenie studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v ramkakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Zhivaya psikhologiya. 2016. T. 3, № 4. S. 249-260.
10. Pcikhologo-pedagogicheckie osnovy obucheniya studentov c OVZ v vuze: khrestomatiya dlya prepodavatelei sfery vysshego professional'nogo obrazovaniya, rabotayushchikh so studentami c OVZ / pod red. B. B. Aicmontaca. M.: MGPPU, 2013. 334 c.
11. Reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / S. T Kokhan [i dr.]; pod red. S. T. Kokhana. Chita: ZabGU, 2016. 280 s.
12. Sukhorukov D. V. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya obrazovatel'nykh shkol // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. T. 1. S. 38-42.
Received: August 16, 2017; accepted for publication September 8, 2017
Reference to the article
Kokhan S. T., Pateyuk A. V., Cheredayko A. A. Modern View of Teachers on Organization of Inclusive Educational Process at the University // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 107-113. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-107-113.