Список литературы
1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под редакцией Сластенина. М.: Академия, 2002. 576с.
2. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.для студ.выс.и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Под редакцией С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателя. СПб.: КАРО, 2001. 368 с.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА. Каринова Ж.М.
Каринова Жанна Мурадымовна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10, муниципальное образование «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Аннотация: четкий социальный заказ современного общества требует от школы и соответственно от учителя иностранного языка обеспечить деятельностный аспект образованности, построить обучение иностранному языку на компетентностной основе.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность.
Нет ничего более лёгкого, чем быть занятым.
И нет ничего более трудного, чем быть результативным.
Ален Макензи
Моя компетенция - это то, что я знаю, моя компетентность - это то, что я могу. Развивая свою профессиональную компетентность - мы развиваем свою творческую индивидуальность, формируем восприимчивость к педагогическим инновациям, адаптируемся в меняющейся педагогической среде. И от нашего профессионального уровня зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности учителя иностранных языков в современном образовательном учреждении:
1. работа в методических объединениях и творческих группах;
2. инновационная деятельность, освоение новых технологий;
3. активное участие в педагогических конкурсах, форумах, фестивалях;
4. использование информационных технологий;
5. и наконец, различные формы педагогической поддержки.
Но все это не будет эффективным, если каждый из нас сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. А для этого необходимо создавать благоприятные условия и сильную мотивацию для педагогического роста. Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие, т. е. в самом образовательном учреждении, на мой взгляд, должна быть система стимулирования сотрудников, различные формы
педагогического мониторинга, внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, презентации собственных достижений [1, 118].
В чем преимущества компетентностного подхода в изучении иностранного языка?
Я думаю, успешность человека зависит не от количества знаний, а от их качества, от того насколько правильно умеет человек пользоваться имеющимися знаниями при решении различных проблем. И чтобы сделать учение привлекательным, желательно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно -познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов. Все это применяю и в своей работе, на уроках иностранного языка, так как применение таких интерактивных методов обучения как проектная и исследовательская деятельность, способствует формированию ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
На уроках иностранного языка развиваю речевые умения в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения, например, немецкоязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:
• социокультурная компетенция - приобщаю учащихся к культуре, традициям и реалиям немецкоязычных стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; формирую умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
• речевая компетенция - развиваю коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
• языковая/лингвистическая компетенция - ввожу новые языковые средства (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
• развиваю личность, направленное на формирование понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• воспитываю качества гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Компетентностный подход позволяет не только познакомить ребенка с новым языком и новыми для него фактами культуры стран изучаемого языка, но и помогает ему овладеть понятиями и умениями совершать действия, необходимые для успешной жизни, а также формировать личностное эмоционально-ценностное отношение к чужой культуре [3, 169].
Таким образом, идея компетентностного обучения иностранному языку - это системный подход к формированию личности ребенка.
Список литературы
1. Артамонова Е. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях
модернизации образования // Воспитание школьника, 2008. № 1. С. 2-6.
2. Маторина О.П. Содержание образования на основе компетентностного подхода /
О.П. Маторина, О. А. Соколова // Инновации в образовании, 2013. № 1. С. 61-71.
3. Романова О.В. Модель формирования профессиональной компетентности учителя
// Педагогика, 2012. № 2. С. 63-70.