Научная статья на тему 'Современный статус налогового аудита в российском предпринимательстве'

Современный статус налогового аудита в российском предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / НАЛОГОВАЯ ФУНКЦИЯ / КОНТРОЛЬ / AUDIT SERVICES / RELATED SERVICES / TAX REFORM / TAX FUNCTION / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислая И. А.

В статье рассмотрен современный статус аудиторской деятельности в условиях перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Обоснован вывод о том, что в условиях взаимных инвестиций из России и в Россию изменилась функция налогового аудита для отечественной бизнес-среды, что предполагает изменение статуса современного аудита в целом. В связи с этим в статье проанализирован сложившийся функционал аудита и обоснована потребность в более расширенном наборе аудиторских услуг, усиливающих гарантии качественной постановки, ведении и результативности налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article considers the current status of auditing activity in the context of the transition of Russian organizations to international financial reporting standards. The conclusion is substantiated that under the conditions of mutual investments from Russia and Russia, the function of tax audit for the domestic business environment has changed, which implies a change in the status of modern audit as a whole. In this regard, the article analyzes the existing audit functionality and substantiates the need for a more extensive set of audit services that enhance the quality assurance of performance, management and effectiveness of tax accounting.

Текст научной работы на тему «Современный статус налогового аудита в российском предпринимательстве»

УДК 657.6

Кислая И. А.

СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС НАЛОГОВОГО АУДИТА В РОССИЙСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В статье рассмотрен современный статус аудиторской деятельности в условиях перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Обоснован вывод о том, что в условиях взаимных инвестиций из России и в Россию изменилась функция налогового аудита для отечественной бизнес-среды, что предполагает изменение статуса современного аудита в целом. В связи с этим в статье проанализирован сложившийся функционал аудита и обоснована потребность в более расширенном наборе аудиторских услуг, усиливающих гарантии качественной постановки, ведении и результативности налогового учета.

Ключевые слова

Аудиторские услуги, сопутствующие услуги, налоговая реформа, налоговая функция, контроль.

JEL: H71, M42

Kislaya I. A.

STATUS OF TAX AUDIT IN RUSSIAN BUSINESS

Annotation

Article considers the current status of auditing activity in the context of the transition of Russian organizations to international financial reporting standards. The conclusion is substantiated that under the conditions of mutual investments from Russia and Russia, the function of tax audit for the domestic business environment has changed, which implies a change in the status of modern audit as a whole. In this regard, the article analyzes the existing audit functionality and substantiates the need for a more extensive set of audit services that enhance the quality assurance of performance, management and effectiveness of tax accounting.

Keywords

Audit services, related services, tax reform, tax function, control.

Последние годы государство поступательно усиливает регулирование и надзор на рынке аудиторских услуг, что связано с активизацией финансового рынка в целом. Уже ряд лет стабильно функционирует Совет по аудиторской

деятельности, активно привлекаемый к решению профессиональных вопросов делового сообщества; независимо от аудиторской профессии сформирована система надзора за качеством оказываемых аудиторских услуг; наконец, пере-

ход российских организаций в 2017 г. на международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита окончательно изменил статус аудиторской деятельности в целом. Следствием стало увеличение количества членов в национальных саморегулируемых организациях аудиторов, а российский рынок аудиторско-консалтинговых услуг достиг определенного уровня зрелости.

Знаменательным было организованное Контрольным управлением Президента РФ совещание, проведенное 25 декабря 2015 г. по вопросу организации контроля исполнения Поручения Президента РФ № Пр-2629 от 19.12.2015 о повышении роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель предусмотренного в поручении комплекса мер - создание эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности и формирование условий конкурентоспособности российских аудиторских организаций, в т. ч. на международных рынках аудиторских услуг. Помимо этого в поручении указаны меры, повышающие результативность и качество обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Среди прочего они предусматривают создание информационного ресурса о результатах обязательного аудита, чтобы применять его сведения для повышения эффективности регулирования и контроля субъектов экономической деятельности; организацию учета аудиторских организаций, проводящих такой аудит. Что не менее важно, президентское поручение предписывает усовершенствовать конкурсные процедуры отбора аудиторских организаций путем внедрения антидемпинговых механизмов, включающих сокращение доли стоимостных критериев и определение типовых нестоимостных критериев, а также порядка их оценки; повышение ответственности аудиторских организаций за результаты своей деятельности.

На этом фоне к функционалу аудита предъявляются повышенные требования, способствующие усилению гарантий в объективной результативности ведения бухгалтерского и налогового учета и формированию соответствующей отчетности. Вопросы развития информативности современного аудита являются первоочередными для многих исследователей, как в научной среде, так и в практической деятельности [1-5]. Исследуются приемы аудиторской практики, их отраслевые особенности, форматы представления рабочих документов и пр. Но еще во многом остается открытым вопрос о структуризации аудиторских услуг в условиях повышенных требований к аудиту. В связи с этим является актуальным исследование вопросов, вытекающих из новых требований налогового законодательства, анализ их влияния на управление рисками, а также повышение значимости для налоговой функции аудита данных с привлечением новых аудиторских технологий. В настоящей статье предпринята попытка систематизировать максимальный набор услуг аудиторской деятельности в условиях перехода организаций на международные стандарты финансовой отчетности и выделении в самостоятельную учетную отрасль налогового учета. В связи с тем что налоговый режим и административная система России пребывает сегодня в стадии реформы, направленной, главным образом, на дальнейшее совершенствование налогового законодательства, трансфертного ценообразования и налогового режима для холдинговых компаний, российские компании испытывают острую необходимость в качественной постановке, ведении, а также контроле налогового учета. Это связано, прежде всего, с деофшоризаци-ей, ужесточением налогового законодательства, а также притоком капитала из Китая и вложениями российских инвесторов в зарубежную экономику. Также пользуются спросом услуги, связанные с

постановкой бизнес-процессов, разработкой методологии контроля результатов налогового учета. В связи с практикой взаимодействия бизнеса и налоговых органов растет спрос на налоговый и юридический консалтинг, в т. ч. связанный с услугами по защите налогоплательщика в налоговых службах и арбитражных судах. Особо востребованными стали различные экономические экспертизы, доказывающие правоту налогоплательщиков или правоту предприятий в хозяйственных спорах.

Аудиторская деятельность в настоящее время делится на аудит и сопутствующие аудиту услуги. Успешная деятельность индивидуальных аудиторов, а также аудиторско-консалтинговых организаций требует от исполнителей, помимо высокой профессиональной компетентности, правильности применения методики и методологии проведения сопутствующих аудиту услуг на всех ее этапах. Современное бизнес-сообщество и государство ожидают от аудиторской профессии качественных аудиторских и иных услуг. Мировые финансовые рынки требуют единообразного подхода к применению бухгалтерских и аудиторских стандартов в международном масштабе. Для этого, помимо перехода на Международные стандарты аудита, вве-

дены международно-признанные требования профессиональной этики и независимости аудиторов, а также система аттестации аудиторов и непрерывного повышения квалификации. Результаты проведенного анализа рейтинга аудиторских организаций за 2016 г. агентством «Эксперт» представлены на рисунке 1. В 2016 г. наблюдался рост доходов от налоговых практик - до 6,47 млрд руб., в целом прирост составил 3,5%. Как утверждают эксперты, спрос на услуги налогового консалтинга изменился. Если раньше основным направлением были судебные споры, то теперь увеличилось количество услуг по комплексному сопровождению налоговых проверок: подготовка возражений на акты налоговых проверок, представление интересов налогоплательщика в налоговых органах, подготовка апелляционных жалоб в вышестоящие налоговые органы. Одной из причин можно считать повышение эффективности рассмотрения налоговыми органами споров на досудебной стадии [7]. Таким образом, прогнозируется, что спрос на налоговый консалтинг останется сравнительно стабильным, хотя акцент в работе сместится от использования налоговых резервов к защите бизнеса от активизировавшихся в кризис налоговиков.

аудит

**

прочие услуги (консалтинг)

Рисунок 1 - Распределение выручки крупнейших аудиторских организаций по

итогам 2016 г.*

* Источник: RAEX (Эксперт РА) по данным участников рэнкинга. http://raexpert.ru/ratings/auditors/2016. Расчеты составлены по данным компаний, принявшим участие в рэнкинге аудиторских организаций.

** - инициативный и сопутствующий аудит, а также сопутствующие аудиту услуги.

Особым спросом в рамках налогового консалтинга пользуется сегодня услуга, связанная с обеспечением налоговой функции в организации, т.е. анализ и управление рисками, с которыми компании могут столкнуться в будущем, и выработка решений по минимизации возможных проблем. Это связано с новыми требованиями налогового законодательства на фоне международной интеграции капитала. Обеспечение налоговой функции предполагает максимальную прозрачность бизнеса с целью определения того, какие юрисдикции имеют право взимать налоги на доходы, получаемые организацией. Кроме того, повышенное внимание общества и СМИ к уплачиваемым организациями налогов привело к возникновению новых репутационных рисков бизнеса, для минимизации которых необходимо углублять понимание налоговых вопросов на высших уровнях организации, повышать эффективность управления этими вопросами и контроля над ними.

На этом фоне все большее значение приобретает способность налоговой функции меняться и получать финансирование, необходимое для трансформации своей деятельности, с тем, чтобы соответствовать новым требованиям.

Компания PwC, представляющая собой международную сеть организаций и предлагающая профессиональные услуги в области консалтинга и аудита, провела глобальное исследование по изучению и освещению широкого круга вопросов и задач в области организации налоговой функции компаний. По результатам исследования было выявлено, что 70% компаний, принявших участие в международном опросе PwC, заявили о наличии у них налоговой стратегии. Из них в 58% случаев стратегия была утверждена высшим руководством, а в 74% случаев стратегия была введена в течение последних пяти лет. При проведении опроса были выявлены три самых важных показателя эффективности налоговой функции (рис. 2).

Показатели эффективности налоговой функции

Управление налоговыми рисками

Управление эффективной налоговой ставкой в целях ее снижения

Управление эффективной налоговой ставкой в целях обеспечения ее устойчивости в долгосрочной перспективе

Рисунок 2 - Показатели эффективности налоговой функции

Также были выявлены основные навыки, которыми должны обладать профессионалы в сфере налогов и которые будут наиболее востребованы в течение ближайших пяти лет:

- понимание процессов / рисков / механизмов контроля (70 %);

- технологии (67 %);

- коммуникативные навыки (60 %);

- управление проектами (51 %);

- технические налоговые [8].

Стоит акцентировать внимание на том, что сотрудники, обеспечивающие поддержание налоговой функции на должном уровне, должны обладать навыками работы с производственными и информационными технологиями. Умение работать с данными технологиями проявляется не столько в способности сбора и обработки информации, сколько в способности анализировать данные для принятия корпоративных решений. Одних

лишь технических навыков в налоговой сфере уже недостаточно. Налоговые специалисты также должны уметь управлять проектами и обладать коммуникативными навыками, чтобы успешно оптимизировать процессы в различных функциях и действовать в качестве эффективного бизнес-партнера и члена корпоративной команды. Для этих целей необходимо убедительное, комплексное, тщательно продуманное экономическое обоснование по решению возникшей проблемы, соответствующее ожиданиям руководства организации. К таким преимуществам относится оптимизация управления денежными средствами, снижение эффективной налоговой ставки, согласованность с другими бизнес-направлениями, повышение управляемости бизнеса, а также обеспечение стратегическими сведениями других ключевых бизнес-областей, таких как бизнес-планирование, разработка новых продуктов и услуг, сделки слияния и поглощения [8].

Чтобы успешно провести проверку, следует обеспечить решения по вышеуказанным направлениям. Необходимо:

- привлекать к проверке расчетов с бюджетом высококвалифицированных специалистов;

- обеспечивать сотрудников оперативной информацией и нормативными документами по вопросам налогообложения;

- организовать внутрифирменный обмен информацией и разработками по актуальным вопросам налогообложения, с тем чтобы аудиторы повторно не работали над решением типичных проблем;

- организовать эффективный контроль качества письменной информации по вопросам налогообложения, предоставляемой клиентам;

- выработать внутрифирменный подход к технологии налогового консультирования и разработать специальные формы рабочих документов, которые должны оформляться по результатам проверки расчетов с бюджетом.

Таким образом, высокая динамика развития бизнес-среды и условия жесткой рыночной конкуренции предопределяют необходимость применения качественно новых, прогрессивных методов управления хозяйственной деятельностью коммерческих организаций. Компании, дошедшие до определенной точки развития, требуют грамотно отлаженной системы управления предприятием, позволяющей выйти на другой, более сложный (международный) уровень интеграции бизнеса. Условия налогообложения в мире стремительно меняются, что влечет за собой существенные последствия для налоговой функции.

Помочь в решении данных задач руководителям компаний призваны аудиторско-консалтинговые организации. Специалисты данных организаций могут оказать влияние на выполнение указанных операций, что в свою очередь отразится на управлении налоговыми платежами, рисками, операционными затратами, а также во внутреннем и внешнем информационном взаимодействии. Консультанты могут предложить практические решения в области налогообложения, которые основаны на обширных знаниях и опыте аудиторско-консалтинговых организаций, а также на разработанных ими методологиях.

На сегодняшний день специалистами аудиторско-консалтинговых организаций могут оказываться следующие виды консультационных услуг в области налогообложения:

- построение эффективной налоговой функции;

- налоговые аспекты слияний и поглощений;

- косвенное налогообложение;

- трансфертное ценообразование;

- соблюдение налогового законодательства;

- структурирование международного налогообложения;

- таможенное регулирование;

- индивидуальное налогообложение;

- разрешение налоговых споров. Ниже раскрыта наполняемость

каждой сопутствующей аудиту услуги в

области налогообложения конкретными прикладными приемами (табл. 1), что делает возможным оптимизацию налоговой нагрузки организации в целом.

Таблица 1 - Набор прикладных приемов сопутствующих аудиту услуг

в области налогообложения

Виды услуг в области налогообложения Перечень услуг, в рамках сопутствующей аудиту услуги

Построение налоговой функции Формирование налоговой стратегии Разработка ключевых показателей эффективности реализации налоговой стратегии Унификация методологии ведения налогового учета Оптимизация бизнес-процессов Налоговая оптимизация Разработка систем контроля и оценки налоговых рисков Разработка системы налогового прогнозирования Оптимизация процессов ведения налогового учета в контексте «ускорения сроков закрытия отчетного периода» Разработка организационной структуры налоговой службы Распределение ролей и полномочий сотрудников налоговой службы Методологическая поддержка автоматизации налогового учета в ERP-системах

Косвенное налогообложение Содействие при возмещении НДС Услуги, связанные с применением пониженной ставки НДС Консультирование в отношении НДС при оказании услуг иностранным компаниям Консультационные услуги и другое содействие в применении освобождений по НДС Анализ затрат по НДС и оттока денежных средств, а также предоставление рекомендаций по структурированию финансовых потоков Консультирование по вопросам НДС при осуществлении деятельности в рамках Таможенного союза Консультирование по вопросам НДС, взимаемого в других странах Консультации и сопровождение в процессе подготовки и внедрения электронных счетов-фактур Консультирование в области акцизов

Налоговые аспекты слияний и поглощений Анализ предынвестиционных рисков как для покупателя, так и для продавца Решение налоговых вопросов в процессе подготовки к первичному публичному размещению (IPO) Структурирование сделки с учетом налоговых, финансовых и других факторов Анализ связанных со сделкой документов (включая договор купли-продажи) Содействие в проведении переговоров Решение вопросов, связанных с персоналом при проведении сделки Анализ налоговых составляющих финансовой модели Обеспечение эффективного с точки зрения налогообложения структурирования сделки, в том числе консультации по разработке стратегии до реализации сделки Предоставление услуг по проведению интеграционных мероприятий после завершения сделки Содействие в реализации изменений в вашем бизнесе, необходимых в ходе осуществления сделки

Продолжение табл. 1

Виды услуг в области налогообложения Перечень услуг, в рамках сопутствующей аудиту услуги

Трансфертное ценообразование Помощь в подготовке документации по трансфертному ценообразованию, включающей обоснование используемой методологии и соответствие текущих цен по контролируемым сделкам рыночному уровню, а также уведомлений о контролируемых сделках Диагностика рисков трансфертного ценообразования и подготовка рекомендаций по усовершенствованию существующей политики ценообразования, в том числе путем реорганизации производственно-сбытовой структуры поставок, изменения подхода к формированию цен Обоснование используемой методологии и соответствия текущих цен рыночному уровню Консультирование по вопросам структурирования внутригрупповых сделок на основе принципа соответствия цен рыночному уровню, в частности при передаче прав на интеллектуальную собственность, осуществлении финансовых операций Помощь международным компаниям в адаптации глобальной политики в области трансфертного ценообразования к требованиям российского законодательства Разработка и содействие в создании торгово-закупочных структур Рекомендации по выстраиванию функции по вопросам трансфертного ценообразования на предприятии и процедуры эффективного взаимодействия между соответствующими службами предприятия в рамках работ по соблюдению положений по трансфертному ценообразованию Консультирование по вопросам разработки методологии трансфертного ценообразования в отношении услуг и моделей распределения затрат на услуги управленческого характера Разработка бизнес-процессов и системы внутреннего контроля для целей соблюдения политики трансфертного ценообразования Содействие в урегулировании споров, возникающих по итогам проведения налоговых проверок по вопросам ценообразования для целей налогообложения (включая споры в рамках ст. 40 Налогового кодекса РФ, так и в рамках новых положений Налогового кодекса РФ по контролю цен для целей налогообложения)

Соблюдение налогового законодательства Постоянные изменения в законодательстве Процедуры налогового администрирования Практическое применение законодательства (постановления местных налоговых органов, судебная практика, т.д.)

Структурирование международного налогообложения Выбор эффективной структуры собственности, управления и операций с налоговой точки зрения Структурирование операций по репатриации прибыли и использованию убытков Структурирование инвестиций внутри страны и за рубежом Формирование цепочки поставок и совместного предоставления услуг, эффективных с налоговой точки зрения

Таможенное регулирование Консультирование по вопросам таможенной стоимости товаров, в том числе при трансфертном ценообразовании Услуги, связанные с классификацией товаров Услуги по проверке соблюдения таможенного законодательства Практическая поддержка в спорах с таможенными органами Помощь в вопросах определения страны происхождения товара Услуги, связанные с получением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов Иные услуги (планирование таможенных расходов, проверку внешнеторговых договоров, выбор таможенных представителей и др.)

Виды услуг в области налогообложения Перечень услуг, в рамках сопутствующей аудиту услуги

Индивидуальное налогообложение Правовая экспертиза действий и решений налоговых органов Сопровождение камеральных и выездных налоговых проверок Подготовка возражений на акты, жалоб на решения по результатам налоговых проверок Досудебная поддержка в ходе споров с налоговыми органами Представление интересов клиента во всех судебных инстанциях Подготовка мировых соглашений Подготовка договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков Подготовка соглашений о ценообразовании (APA) Сопровождение взаимосогласительных процедур (MAP)

Разрешение налоговых споров Консультационные услуги: Анализ и планирование налоговых последствий по операциям с движимым / недвижимым имуществом и прочими активами Консультации по покупке и/или продаже недвижимости, транспортных средств и других активов с точки зрения эффективности налогового планирования Разработка и структурирование персональных и корпоративных пенсионных планов Анализ и оптимизация налоговых последствий по налогу на доходы физических лиц в разрезе международного налогообложения; Создание и / или анализ планов отложенного вознаграждения, основанных на акциях Помощь в структурировании инвестиционного портфеля с использованием трастов и других инструментов У^уги по подготовке налоговой отчетности: - подготовка деклараций по налогу на доходы физических лиц и их подача в налоговые органы; - взаимодействие с налоговыми органами в отношении налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налога на имущество, земельного и других налогов; - подготовка документов, подтверждающих уровень дохода и полноту уплаты налогов в РФ для целей осуществления зарубежных инвестиций и покупки недвижимости за рубежом; - проверка налоговых деклараций, подготовленных третьими лицами; - проверка налоговых уведомлений и подготовка платежных инструкций для уплаты налога; - переговоры с налоговыми органами по предоставлению различных вычетов, зачета налогов, уплаченных в иностранных государствах, помощь в обращении за получением различного рода справок и документов из налоговых органов (об отсутствии задолженности, о подтверждении статуса налогового резидента и т. д.); - анализ налоговой ситуации прошлых лет с целью определения выполнения обязанности по правильности и полноте исчисления и уплате налога на доходы физических лиц; - проведение сверки расчетов с налоговыми органами и помощь в получении подтверждения об отсутствии задолженности; - помощь в уведомлении налоговых органов об открытии /закрытии счетов в зарубежных банках, а также в подготовке уведомлений об участии в иностранных организациях

Таким образом, объемный перечень возможных аудиторских услуг в области налогообложения подтверждает наличие разнообразных проблем взаимоотношения государства и бизнеса. Государство пытается увеличить налоговые поступления в условиях растущей конкуренции на рынках труда и капитала, а бизнес, в свою очередь, оптимизировать налоговую нагрузку с привлечением услуг налогового аудита. Налоговые органы усиливают стратегию контроля над соблюдением налоговых требований, компании - находятся в поисках баланса конкурирующих интересов, стремясь обеспечить не только соблюдение законодательных требований, но и повысить эффективность деятельности. В результате деятельность в области налогового аудита может обеспечить достойный компромисс между фискальными органами и отечественным предпринимательством.

Библиографический список

1. Василенко, А. А. Характеристика специфических аудиторских процедур налогового аудита // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-5. -С. 1181-1184.

2. Каширина, М. П. Использование методов экономического анализа при проведении налогового аудита // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 4. -С. 13-15.

3. Мельник, М. В., Бердников, В. В. Анализ и контроль в коммерческой организации : учебник. - М. : Экс-мо, 2011.

4. Чайковская, Л. А., Мамруко-ва, О. И. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием:

проблемы, новации законодательства и тенденции повышения эффективности // Международный бухгалтерский учет. -2012. - № 40. - С. 35-49.

5. Яруткина, H. A. Развитие методического инструментария налогового аудита : дисс. к. э. н. - Йошкар-Ола, 2011.

6. Об аудиторской деятельности : [Федеральный закон № 307-Ф3 от 30.12.2008 (ред. от 01.05.2017)].

7. http://raexpert.ru.

8. http://www.pwc.ru.

Bibliographic list

1. Vasilenko, A. A. Characteristics of specific audit procedures for tax audit // Fundamental research. - 2013. - № 4-5. -P.1181-1184.

2. Kashirina, M. P. Use of methods of economic analysis in conducting tax audit // Audit and financial analysis. - 2012. -№ 4. - P. 13-15.

3. Melnyk, M. V., Berdnikov, V. V. Analysis and control in a commercial organization : textbook. - M. : Eksmo, 2011.

4. Chaikovskaya, L. A., Mamruko-va, O. I. Tax control over transfer pricing: problems, innovations of legislation and tendencies of increasing efficiency // International accounting. - 2012. - № 40. -Р. 35-49.

5. Yarutkina, N. A. Development of methodical toolkit of tax audit : diss. of candidate of economic sciences. - Joshkar-Ola, 2011.

6. On Auditing Activities : [Federal Law № 307-FZ from 30.12.2008 (as amended on 01.05.2017)].

7. http://raexpert.ru.

8. http://www.pwc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.