Научная статья на тему 'Современный просветительский дискурс: когнитивно-прагматический аспект'

Современный просветительский дискурс: когнитивно-прагматический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
527
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИКА / ДИСКУРС / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / PRAGMATICS / COGNITIVE DISSONANCE / DISCOURSE / COGNITIVE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полуйкова Светлана Юрьевна

Цель данного исследования описание современного просветительского дискурса в рамках когнитивно-прагматического подхода: выявление механизма когнитивного воздействия на адресата. На основе теории когнитивного диссонанса выделены различные типы взаимодействия адресата с просветительской информацией, а также основные когнитивные стратегии и тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный просветительский дискурс: когнитивно-прагматический аспект»

манифестируется и в других семантических пространствах, например, таких как воля и обладание.

Литература

1. Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории. Коллективная монография к юбилею член-корреспондента РАН, доктора филологических наук Н.Д. Арутюновой. Иркутск, 2003.

2. Арская, М.А. Семантическая категория эстетической оценки «прекрасное - безобразное» и ее онтология в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук / М.А. Арская. - Иркутск, 2002.

3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М., 1999.

4. Бондарко, А.В. Грамматическое значение и смысл / А.В. Бондарко. - Л., 1978.

5. Виноградова, Н.Г. Категория обладания и ее языковая онтология в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Виноградова. - Иркутск, 2001.

6. Журинская, М.А. О выражении значения неотторжимой принадлежности в русском языке / М.А. Журинская // Семантическое и формальное варьирование. - М., 1979. С. 295 - 347.

7. Малинович, Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса / Ю.М. Малинович. - Иркутск, 1989.

8. Прожилов, А.В. Соматические состояния человека и их языковая онтология в современном немецком языке: дис. . канд. филол. наук / А.В. Прожилов. - Иркутск, 1999.

9. Селиверстова, О.Н. Экзистенциальность и посес-сивность в языке и речи: дис. ... д-ра филол. наук / О.Н. Селиверстова. - М., 1983.

10. Топка, Л.В. Прагма-семантическая категория нека-тегоричности в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.В. Топка. - Иркутск, 2000.

УДК 81.0 : 81'33

С. Ю. Полуйкова

СОВРЕМЕННЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Цель данного исследования - описание современного просветительского дискурса в рамках когнитивнопрагматического подхода: выявление механизма когнитивного воздействия на адресата. На основе теории когнитивного диссонанса выделены различные типы взаимодействия адресата с просветительской информацией, а также основные когнитивные стратегии и тактики.

Прагматика, дискурс, когнитивный диссонанс, когнитивные стратегии.

The aim of this study is to describe the modern educational discourse within the cognitive-pragmatic approach: identification of the mechanism of cognitive impacts on the addressee. Different types of interaction of the addressee with the educational information and essential cognitive strategies and tactics are defined in the paper on the basis of the theory of cognitive dissonance.

Pragmatics, cognitive dissonance, discourse, cognitive strategies.

Просветительский дискурс как форма современной социальной практики представляет собой актуальный, но мало изученный объект исследования. До настоящего момента отечественные и зарубежные лингвистические исследования посвящены в основном «поучительным» трактатам эпохи Просвещения и более поздних времен. В рамках просветительского дискурса XXI в. сложилось несколько направлений: профессиональное, политическое, правовое, гражданское; научное, медицинское просвещение; освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений; просвещение граждан, находящихся в экстремальных условиях (инвалидов, мигрантов и т.п.). Ценностное наполнение просветительского дискурса определяется пониманием просвещения как деятельности для «общественной пользы», способствующей поступательному развитию человека и позитивному преобразованию общества. Поэтому этот феномен имеет ярко выраженное нравственное содержание и связан в общественном сознании с такими общекультурными ценностями, как: гуманизм, гражданственность, стремление к познанию, жизнь, здоровье, толерант-

ность. Представляет интерес исследование дискурсивной практики в указанных сферах, выявление, как специфических особенностей, так и интердискурсивных признаков в когнитивном, коммуникативнопрагматическом и лингвокультурном аспекте.

Предпринимаемый в данном исследовании анализ современного просветительского дискурса в «системе координат» когнитивно-прагматического подхода предполагает рассмотрение когнитивных механизмов воздействия автора просветительского текста на адресата. В роли последнего выступает индивид и группа людей, объединенных определенными социальными, профессиональными и личностными потребностями (например, родители; люди, интересующиеся здоровым образом жизни и т.п.). Отметим при этом важный момент: данные потребности могут быть как актуальными, так и потенциальными. В первом случае личность сама осознает необходимость получения определенной информации (например, родители детей с ограниченными возможностями), во втором случае личность не осознает важности какой-либо темы или проблемы (например, широкие слои населения, которые не задумываются о

проблемах детей с ограниченными возможностями). Это обуславливает трудности, возникающие у автора просветительского текста при выборе соответствующих стратегий и средств воздействия.

Привлечение ряда положений теории когнитивного диссонанса, активно разрабатываемой западными исследователями, к анализу просветительского дискурса раскрывает перед исследователем новые возможности [5]. В русле данной теории представляется возможным выделить различные типы адресата просветительского дискурса. Отметим при этом, что речь идет не о типичных характеристиках людей, а о «ситуационных», то есть проявляющихся в различных ситуациях. Это означает, что один и тот же человек может по-разному реагировать на различную информацию. Более того, в разные моменты своей жизни он может различно реагировать на одну и ту же информацию.

В зависимости от характера контакта с просветительской информацией можно выделить следующие типы адресата просветительского дискурса.

Для первого типа характерен добровольный контакт с просветительской информацией, которому может предшествовать достаточно активный поиск соответствующей информации. Причины могут быть разными: от любопытства и чистого удовольствия от получения новых сведений, в особенности имеющих отношение к каким-либо интересам или хобби, до поиска информации, имеющей отношение к релевантным текущим или предстоящим действиям людей. «Если данная область информации имеет прямое отношение к какому-то предстоящему или возможному поведению индивида, можно ожидать возникновения значительной мотивации к получению когнитивных элементов в этой области, равно как и активного поиска такой информации» [5, с. 163].

Активность поиска информации и его избирательность зависят от степени когнитивного диссонанса у адресата:

1. Относительное отсутствие диссонанса. Если диссонанс отсутствует вовсе или невелик сам по себе, у человека не будет никакой мотивации к поиску новой и дополнительной информации (при условии, что мы рассматриваем только этот источник мотивации) и при этом не будет и мотива избегать какого-либо конкретного источника информации. Например, некурящий человек не будет специально искать или избегать информации о вреде курения.

2. Наличие умеренного диссонанса. Наличие такого диссонанса и последующее возникновение стремления, направленного на его уменьшение, приведут, с одной стороны, к поиску информации, благодаря которому диссонанс уменьшается, и, с другой стороны, к избеганию информации, которая увеличила бы уже существующий диссонанс. Например, в голове курящего человека существует диссонанс между удовольствием, привычкой, нежеланием бросать курить и информацией о вреде курения для его здоровья. Следовательно, он может искать информацию, оправдывающую курение или подтверждающую его безопасность, и в то же время может избегать новых фактов о его вреде. При этом важным для исследования просветительского дискурса является

тот факт, что «столкнувшись с потенциальным источником информации, человек обычно не знает точного характера знания, которое он мог бы приобрести с его помощью. Поэтому ему приходится реагировать в рамках собственных ожиданий» [5,

с. 166].

3. Наличие чрезвычайно большого диссонанса. При таких обстоятельствах человек может активно искать и подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Если он может увеличить диссонанс настолько, что тот превысит сопротивление изменению того или иного элемента системы, это позволит ему изменить какие-то из когнитивных элементов и с их помощью заметно уменьшить или даже полностью устранить диссонанс [5, с. 168]. Проиллюстрируем это, вернувшись к примеру с курящим. Представим себе человека, в сознании которого постепенно накапливается все больше и больше когнитивных элементов, диссонирующих с курением, он все чаще задумывается о том, чтобы бросить курить. Можно ожидать, что он будет искать информацию, от которой ждет еще большего увеличения собственного диссонанса: подтверждения разрушающей силы курения. Как только диссонанс увеличится в достаточной мере, индивид способен пойти на изменение представлений, таким образом, устраняя существующий в системе диссонанс целиком, и принять решение бросить курить.

Ко второму типу относятся люди, которые, не предпринимая каких-либо добровольных действий, получают новую информацию. Рассмотрим в русле заявленного подхода некоторые ситуации вынужденного контакта адресата такого типа с просветительской информацией.

1. Случайное восприятие. «Если система связанных когнитивных элементов характеризуется абсолютным или близким к абсолютному отсутствием диссонанса, в таком случае, как уже говорилось, заметной тенденции к избеганию потенциальной новой информации наблюдаться не будет» [5, с. 171]. Важно, что случайно воспринятая информация может внести диссонанс в эту гармоничную систему. Например, новые для адресата данные о вреде водопроводной воды или выращенных в искусственных условиях фруктах могут вызвать у него опасения за свое здоровье и, как следствие, отказ от их употребления.

2. Восприятие на основе нерелевантности. Возможна ситуация, в которой человек обнаруживает, что, наряду с интересующими его сведениями, он вынужден воспринимать факты, никак не связанные с его мотивациями. Например, зачастую просветительские акции (спектакли, молодежные вечеринки, комиксы) вызывают у людей интерес, предлагая, в первую очередь, развлечение. Это заставляет их воспринимать сообщения просветительского содержания. Пропаганда здорового образа жизни, отказа от курения и т. п., как правило, не имеет отношения к тому, что исходно привлекало публику.

3. Вынужденное восприятие. Иногда новая информация (а следовательно, и новое знание) принудительно доводится до сведения человека. Событие

или факт могут быть настолько широко распространенными, что избежать знакомства с ними становится практически невозможным. Значительное внимание, уделяемое в последнее время газетами и журналами проблеме возможной взаимосвязи между курением и раком легких, послужило причиной того, что большинство курильщиков волей-неволей оказались под воздействием этой информации благодаря ее широкой гласности.

При этом реакция людей на вынужденное восприятие информации просветительского текста, которой при обычных условиях они постарались бы избежать, может быть различной.

1. Неправильная интерпретация. Хорошо известным фактом является то, что люди склонны осознавать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы это соответствовало уже существующим убеждениям.

2. Восприятие сообщения как недостоверного. Реципиент может, например, признать основную идею, но считать, что его случай является исключением из общего правила. Сюда можно отнести рассуждения типа «Да, курение опасно, но со мной этого не случится».

3. Забывание увеличивающей диссонанс информации. Это не самая легкая задача, поскольку «опасная» информация будет привлекать внимание человека уже потому, что она порождает диссонанс. Но если восприятие новой информации сравнительно недолговременно и если повседневный опыт человека лишен прочих напоминаний об этой информации, можно обнаружить свидетельства подобного избирательного забывания.

В силу такого разнообразия в характере взаимодействия адресата с просветительской информацией, автор просветительского текста может либо привлечь аудиторию, уже предрасположенную к восприятию материалов такого характера, либо потерпеть неудачу при попытке привлечь внимание сколько-нибудь значительного числа тех, кто либо имеет противоположные интересы, либо до этих пор не был заинтересован в восприятии подобной информации [5, с. 178]. Следовательно, вопрос о выборе адекватных стратегий и средств воздействия стоит перед автором просветительского текста особенно остро. А поскольку коммуникативное взаимодействие в просветительской сфере направлено, прежде всего, на изменение картины мира адресата, то для данного типа институционального дискурса основными стратегиями являются когнитивные.

Лингвисты по-разному трактуют понятие «стратегия». При этом используются термины «речевая стратегия», «коммуникативная стратегия», «коммуникативно-речевая стратегия». По А.В. Голоднову, речевая стратегия - это система осуществленных адресантом операций выбора и комбинирования, тематического оформления и текстового кодирования коммуникативных действий под контролем соответствующей стратегической цели [1]. В.Е. Чернявская предлагает говорить о коммуникативно-речевой стратегии как интегративном понятии, подразумевающем неразрывное единство речевых, познава-

тельных и коммуникативных действий [6]. В данном исследовании мы опираемся на определение коммуникативной стратегии Иссерс О.С., которая рассматривает коммуникативную стратегию как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего [3].

Следующий за коммуникативной стратегией уровень в системе коммуникации - коммуникативный прием, или, в другой терминологии, тактика [3], [6]. Если стратегию понимать как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, то тактикой следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии. Необходимо обратить внимание на динамический характер тактики, обеспечивающий гибкость стратегии, оперативное реагирование на ситуацию.

Когнитивный тип стратегий является наиболее важным в любом акте коммуникации, поскольку посредством данных стратегий достигается взаимное приспособление моделей мира участников диалога.

Когнитивные стратегии обращены к ментальным процессам адресата просветительского дискурса, направлены на изменения его картины мира. Для анализа процесса их функционирования важное значение приобретает понятие фрейма, который определяется, с одной стороны, как структура данных для представления стереотипной ситуации, с другой стороны как психологическая «рамка», определяющая мысли и действия человека [2], [4]. Фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания и оказывают влияние на то, как человек интерпретирует отдельные события, как реагирует на них. Они направляют его внимание и расставляют акценты в переживаниях. Следовательно, с психологической точки зрения фреймы определяют характер взаимодействия человека с окружающим миром и его поведение в нем.

В рамках изучения факторов, обеспечивающих перлокутивный эффект просветительского текста, наибольший интерес представляет фрейм «проблема», включающий такие элементы, как: название проблемы, симптомы, причины ее возникновения, участники проблемной ситуации, их отношение к проблеме. Актуализируя процесс решения проблемы, автор просветительского текста привносит следующие элементы: условия, трудности, результат решения проблемы, сигналы обратной связи (фиксирующие происходящие изменения в ходе решения проблемы) и др.

Прагматический аспект просветительского послания отражает «столкновение» различных картин мира, установок его участников, и реализуется посредством использования следующих когнитивных стратегий и тактик:

- стратегия согласования направлена на определение общего в восприятии адресанта и адресата составляющих фрейма;

- стратегия информирования заключается в предоставлении нового, неизвестного адресату знания, и как результат мы имеем дополнение картины проблемной ситуации в его сознании;

- стратегия актуализации уже имеющихся у адресата знаний (о наличии проблемы, о ее симптомах и т. д.) позволяет «высветить» разрозненные и часто не осознаваемые адресатом элементы общей картины проблемной ситуации. Например, актуализация элемента «описание проблемы» позволяет сфокусировать внимание адресата на сути проблемы, причинах ее возникновения, ответственности за наличие проблемы и др., а актуализация элемента «решение проблемы» - на желаемом состоянии, на поиске ресурсов, необходимых для его достижения.

Наиболее важной стратегией в просветительском дискурсе является сообщение адресату новых знаний, новой информации и как результат - изменение образа проблемной ситуации в его сознании. Значимость данной стратегии обусловлена тем, что адресатом данного вида дискурса, как было упомянуто выше, являются люди с уже сформированными установками и представлениями, которые необходимо изменить. Для реализации данной стратегии автор просветительского текста использует различные тактики, в частности, следующие:

1. Тактика опережающей контраргументации реализуется путем постановки под сомнение возможных возражений адресата и последующего «вытеснения» старых знаний и установок адресата.

2. Для опровержения возможных сомнений используется также тактика понижения, когда потенциальные сомнения преподносятся как незначительные, несущественные, легко опровергаемые.

3. Тактика рефрейминга позволяет иначе интерпретировать те или иные элементы фрейма. С психологической точки зрения, произвести рефрейминг -значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного. Адресант может переакцентировать внимание реципиента с одного элемента на другой, например, с «описания проблемы» на «решение проблемы». При этом элемент «описание проблемы» фокусирует внимание на том, что «неправильно» или «нежела-

тельно» и актуализируется в вопросах: «В чем проблема? Почему это является проблемой? Что ее вызвало? Чья в том вина?». Вопросы «Как этого достичь? Что для этого необходимо?» актуализируют элемент «решение проблемы», то есть то, что «желательно» или «необходимо». Основной задачей адресанта является концентрация внимания адресата на цели или желаемом состоянии, ориентация на позитивное будущее, мотивирование на поиск ресурсов, необходимых для его достижения. Это реализуется также через прием когнитивного моделирования образа будущего как настоящего, то есть создание воображаемой ситуации, где желаемое состояние или результат уже достигнуты: «Если бы ты это сделал, то чтобы изменилось? Как бы ты себя чувствовал?»

Обобщая сказанное выше, следует заметить, что перечень когнитивных стратегий и тактик может быть продолжен. Выявление и описание когнитивных стратегий, механизмов воздействия просветительского текста на реципиента является не только важной задачей теоретического плана, но и имеет практическую значимость при создании современной просветительской литературы.

Литература

1. Голоднов, А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): дис. ... канд. филол. наук / А.В. Голоднов. - СПб ., 2003.

2. Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. - СПб., 2008.

3. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - М., 2008.

4. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М., 1979.

5. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб., 1999.

6 . Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия / В.Е. Чернявская. - М., 2006.

УДК 82.01

Ю.Р. Скрипникова

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ПОЧТЫ ДУХОВ» И.А. КРЫЛОВА

Статья посвящена рассмотрению проблемы жанровой природы «Почты духов» И. А. Крылова. Автор актуализирует вопрос о наличии в издании элементов философского, сатирического и плутовского романа. Литературное произведение изучается в культурологическом контексте, определяются условия создания «Почты духов», анализируются методы и приемы, используемые писателем. Делается вывод о совмещении в произведении Крылова элементов философского и плутовского романа.

Сатирический журнал, философский роман, роман просветительской сатиры, плутовской роман, роман в письмах, фабула, персонификация, художественное обобщение.

The article considers the problem of genre nature of I.A. Krylov’s “The Spirits’ mail”. The author touches upon the question of presence of the elements of philosophic, satirical and picaresque novel in the publication. The literary work is studied within cultural context. The paper covers the conditions of creation of “The Spirits’ mail” and analyses the methods and techniques used by the author. The author comes to the idea that the elements of philosophic and picaresque novel are combined in Krylov’s work.

Satirical journal, philosophical novel, novel of enlightening satire, picaresque novel, novel in letters, plot, personification, generalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.