СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В УиСА МИРЕ -ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛОЖНОСТИ
Ю.С. Сизова, канд. экон. наук, старший преподаватель Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11131
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, сопровождающие предпринимательскую деятельность в наши дни. Установлены особенности и сферы влияния УиСЛ реальности. Выявлены трудности, с которыми сталкивается предприниматель в современных изменчивых условиях. Определены основные инструменты, помогающие управлять предприятиями. Также, в работе рассказано о возможностях, которые дает новая цифровая экономика и информатизация общества в целом. Определены черты, необходимые предпринимателю, чтобы преуспеть в бизнесе и факторы противодействия неопределенности. Таким образом, в процессе исследования установлено, что УиСЛ несет как сложности, так и предоставляет широкое поле для деятельности. Это - новый изменчивый мир, в котором можно достичь успеха, лишь обладая гибкостью и интеллектом.
Ключевые слова: предприниматель, УиСЛ мир, неопределенность, информатизация, экономика восприятия, конкуренция, дизайн-мышление.
Современный мир сегодня не такой как был ранее. На смену стабильности и обеспеченности пришла неопределенность и меняющиеся условия. Предприниматель вынужден подстраиваться под сегодняшнюю реальность и быть гибким. Иначе, его просто смоет волной тех, кто оказался более сообразительным и кто способен реагировать на новые обстоятельства быстрее.
Мир VUCA, представляющий собой аббревиатуру английских слов «volatility» (нестабильность), «uncertainty» (неопределенность), «complexity» (сложность) и «ambiguity» (неоднозначность) - это то, что окружает нас сегодня.
Термин VUCA сегодня стал привычным и широкоупотребимым, а явления этого мира наблюдаются во всех сферах деятельности, в том числе и в бизнесе. Хариш Манвани пришел к следующим выводам: мы живем в мире, которые нестабильность и неопределенность стали новой нормой, компании ранее успешные теперь находятся вне кокурентной борьбы и новые ме-гатренды развития формируют наше будущее [1]. В этой ситуации нестабильности момент мы окружены «черными лебедями», о которых писал в своей книге экономист и писатель Нассим Николас Талеб,
имея в виду труднопрогнозируемые и редкие события, имеющие значительные последствия [2]. Кишоре Кумар Дас и Афтаб Ара отмечают, что мы движемся от мира проблем, решение которых требует проведение быстрого анализа и скорости приятия решений к миру дилемм, которые требуют терпения и решимости в условиях неопределенности. Работа над решением этих дилемм требует разносторонности и новых профессиональных навыков [3]. Новые условия отличаются от тех, к которым привыкли предыдущие поколения. Ранее можно было действовать по понятному сценарию и предвидеть результат действий. Сегодня же, в мире перемен, нестабильность прямо пропорциональна большим возможностям. Сейчас, нестандартные подходы и риски могут стать отправной точкой в достижении больших вершин. Устоявшиеся схемы не всегда срабатывают. Как отмечает Варнеке, успех в прошлом не является гарантом успеха в будущем [4].
В наши дни, чтобы быть успешным среди большого количества доступной информации и всесторонней коммуникации, предприниматель должен трансформировать устаревшие взгляды и искать новые пути развития, постоянно обновляться
и быть интересным. В противном случае, внимание к продукту будет утеряно. В условиях большой конкуренции это произойдет достаточно быстро. "УЦСА распространяется повсеместно. Особенно, данная среда присуща сфере технологий и потребительским рынкам. Однако мы можем видеть, что современный бизнес уже адаптировался к новому темпу жизни. Если раньше признаком успешности считалась хорошая идея и глобальное финансирование, то сейчас намного больше ценится скорость реализации проектов. Это говорит о том, что понятия в данной области стали другими. Ввиду изменчивости рыночных условий, можно утверждать, что бизнес-среда, также, подпадает под эти колебания. Наряду с новыми возможностями, появляются сложности. В результате чего, предприниматели вынуждены находить нестандартные решения и применять их на практике. Что, в свою очередь, проявляется поиском новых способов развития и усовершенствования предпринимательской деятельности.
Ввиду изменчивости мира и нескончае-мости всех процессов, мы можем утверждать, что данная сфера всегда будет требовать изучения, необходимость в чем есть и сегодня. Для движения вперед человек нуждается в знаниях. Все это подтверждает актуальность рассматриваемой темы.
Сейчас, нестандартные подходы и риски могут стать отправной точкой в достижении больших вершин. Устоявшиеся схемы не всегда срабатывают. Из-за большого количества предложений, присутствующих на рынке товаров и услуг, потребитель стал разборчивым. Уже недостаточно предложить свой продукт, необходимо быть изобретательным, доказать, что он не просто лучший, он особенный. Такое положение вещей стало неотъемлемой частью современной бизнес-среды. Риск и отсутствие страха ошибок способствуют успеху. Не боясь терпеть неудачи, признавая их и работая над собой, предприниматель двигается вперед, что требует умения критично оценивать свои поступки и открывающиеся возможности. Часто, для удерживания своих позиций необходимо
трансформироваться, рискнуть внедрить инновации. Однако, не все компании готовы к таким изменениям. Примерами здесь могут послужить Kodak и Nokia, которые были лидерами рынка, но не смогли вовремя пересмотреть свою политику, и потеряли позиции.
Очевидно, что все изменения, происходящие в России, экономического, социального, политического характера, способствуют созданию новой реальности, для которой характерны черты VUCA мира. Эта новая среда обусловлена не только глобальными геополитическими и технологическими рисками, а также, специфическими условиями ведения бизнеса.
Главной предпосылкой сложности и неопределенности в современном мире выступает распространяющаяся повсеместно цифровая революция, которая является этапом развития информационного общества. О нем начали говорить в последние десятилетия ХХ в., когда появлялись и развивались компьютерные технологии, а вместе с ними и новые возможности обработки и использования информации.
Появление интернета и распространение мобильных средств коммуникации стало новым этапом развития информационного общества. На основании новых технологий образовалась цифровая культура, которой присуща массовая цифрови-зация. Практически все общественные процессы попали под ее влияние. Что, в результате, привело, к созданию цифровой информационной экосистемы, важной частью которой стала цифровая экономика, способная проникать во все сферы деятельности и оказывать влияние на условия ведения бизнеса. Ввиду массовой информатизации общества о новых тенденциях предприниматель вынужден уметь быстро трансформироваться, учитывать индивидуализацию спроса. Большую роль в коммуникационном процессе играют постоянно развивающиеся социальные сети. Их пользователи могут узнавать все новое в режиме онлайн. Что, в свою очередь, требует от бизнеса экспоненциального ускорения в реагировании на изменения спроса.
Новая цифровая культура тесно взаимодействует с бизнесом. Необходимо не просто изготавливать высокотехнологичный продукт, но и быть встроенным в информационную инфраструктуру. На этом, как раз, основывается развитие интернета вещей, который охватывает все, что касается быта человека. В связи с цифровиза-цией общества, формируются новые требования к товарам, являющимся наиболее востребованными. Все они должны иметь возможность взаимодействия с другими устройствами и сервисами, представляя собой взаимосвязанную экосистему, а не существовать обособленно. Все эти черты присущи новому цифровому VUCA миру, в котором предприятиям приходится вести бизнес, подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия.
Вследствие трансформации предложений на рынке, отношение к ним у потребителей также изменятся. Сегодня, клиент стал центром всех бизнес-процессов. Известная компания Forrester Research назвала новую реальность «Age of the Customer», что переводится как «Эра покупателя». Современные тенденции привели к тому, что потребитель стремится сам активно влиять на то, какой продукт именно ему нужен. Это, по мнению Дж. Пайна и Дж. Гилмора, называется «экономикой восприятия» [5]. Индивидуализация спроса подразумевает под собой неизбежное тесное взаимодействие с клиентом, умение быть гибким при создании продукта, а также, в процессе его поставки. Потребитель должен быть вовлечен во все стадии реализации. Это является основным требованием нового общества.
Как мы видим, VUCA мир имеет массу особенностей. Из-за высоких технологических и рыночных условий, предприниматель должен предоставлять также хорошие условия труда. Уровень образования растет, доходы и расходы повышаются. В результате чего, запросы каждого отдельного сотрудника изменяются соответственно. Кроме этого, многие хотят развиваться. Поэтому, довольно часто персонал заинтересован в гибком графике работы, в наличии, творческой составляющей, в возможности карьерного роста и реализации по-
тенциала. Глобальность современно мира способствует взаимной интеграции более креативных сотрудников в другие регионы и страны, где им будут предоставлены лучшие условия труда. Такова реальность VUCA мира для предпринимателя.
Немало сил и креативности затрачивается в конкурентной борьбе. Сегодня, без использования цифровых платформ в большинстве секторов экономики невозможно развивать свой бизнес. Это говорит о радикальных изменениях, произошедших в данной сфере. VUCA-реальность является основой зависимости конкурентоспособности предприятия от уровня организации внутренней среды и от его способности использовать преимущества других субъектов с целью создания эффективного взаимодействия с потребителем и удовлетворения его спроса.
Использование цифровых платформ и развитие глобальной логистики несет множество возможностей. При помощи современных технических средств, предприниматель может стать опасным конкурентом для любой крупной компании, находясь в любой точке планеты [6]. Главной реакцией бизнес-среды на VUCA реальность стало появлений предприятий нового типа. Многие из них сегодня опираются на информационные технологии. Активное использование социальных сетей и интернета способствовало формированию, так называемой «викиномики» (от слов «вики» и «экономика»). Первыми этот термин предложили ученые Д. Тапскотт и Э.Д. Уильямс. Они трактуют его как некое децентрализованное хозяйство, не имеющее привязки к территории, где люди, для решения самых разнообразных вопросов, взаимодействуют и сотрудничают между собой посредством всемирной сети [7]. Наиболее успешными в данном контексте становятся предприятия, которые смогли успешно внедрить и использовать цифровые платформы. С их помощью предприниматель имеет возможность продавать свой продукт в любой точке мира, где есть интернет. Примерами таких платформ являются кампании eBay, Amazon.com, Alibaba.com, Яндекс, Mail.RuGroup.
VUCA реальность предполагает под собой определенный подход к менеджменту. В условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности должны присутствовать ценности, которые смогут работать в связке с современными условиями труда. Здесь можно выделить несколько основных принципов. Во-первых, в основе управления предприятием должен лежать приоритет личности, ценности каждого сотрудника, взаимодействия с ним, а после, процессы и инструменты. Во-вторых, необходимо понимание того, что готовность изменяться намного важнее первоначально утвержденного плана. В-третьих, нужно помнить, что постоянное взаимодействие с заказчиком важнее согласования, а качественный продукт важнее пакета документов к нему. То есть, мы видим, что в этом деле нужно иметь дивергентное мышление, при помощи которого предприниматель способен предлагать новые идеи и воплощать их в жизнь, разрабатывать неординарные формы деятельности, заинтересовывать сотрудников и вызывать у них исследовательский интерес. Все это необходимо делать, чтобы выйти в топ, или хотя бы «удержаться на плаву».
Как следствие новой предпринимательской философии, появился новый термин «agile», то есть «гибкий». Это является точным описанием того, каким в наше время нужно быть предпринимателю. Согласно этому понятию, команда исполнителей и клиент должны иметь интерактивное взаимодействие. Благодаря чему, последний может предлагать вносить любые необходимые изменения в процессе выполнения. Что является неотъемлимой частью экономики восприятия. Как сказал предприниматель Р. Варданян, «мы, от организованных процессов движемся в системный хаос, основной работы которого являются agile-методы» [8].
Для успешного ведения бизнеса современный предприниматель использует массу разных техник и способов. К основным из них можно отнести scrum-методику, метод kanban, модель бережливого подхода, ASD-методологию. Наиболее универсальной из них считается технология scrum
(возможность изменять условия заказа на протяжении всего процесса его выполнения). Ее принципы используются во многих сферах деятельности. Это могут быть IT-компании, банки, страховые организации, промышленные предприятия. Из мировых гигантов можно выделить Microsoft, Oracle, Siemens [9]. Предприниматель, обладающий гибким умом и высоким интеллектом, обречен на успех. Такие люди не относятся к неопределенности со страхом. Основное чувство, которое возникает у них, это - интерес. Ведь здесь можно проявить весь свой креатив, создать что-то новое, стать первым. Кроме этого, хороший управленец умеет слышать других, находить общий язык с людьми. Что немаловажно в нашей сегодняшней изменчивой реальности.
Для достижения успеха в современной реальности предпринимателю важно обладать дизайн-мышлением. Это важное умение, которое может быть использовано не только для управления проектами, но и для реализации стратегий в VUCA мире. Его можно рассматривать как способ решения трудных, слабо структурированных проблем, которых очень много в новой реальности [5]. Главными чертами, характеризующими дизайн-мышление успешного предпринимателя, является клиентоориен-тированность и антропоцентричность, которые просто необходимы в условиях экономики восприятия. Основные техники здесь направлены на работу с «tacit knowledge» (неявным знанием) потребителя, где удовлетворение запросов осуществляется при помощи соучастия. То есть, в данном случае, важно войти в положение потребителя и понять что ему нужно, проявить эмпатию и понимание.
На практике предприниматель, как правило, генерирует идеи и создает условия для их воплощения. Можно сказать, что с появлением такого подхода к ведению бизнеса, зародилась новая парадигма менеджмента, которую уже обозначили как «Менеджмент 3.0». На данную тематику известным предпринимателем и спикером Юргеном Аппело была написана книга с одноименным названием, в которой изложено видение современного менеджмента,
необходимость построения его новой модели, обоснование перехода к адаптивному управлению. Автор говорит о том, что, сегодня, в основе всего лежит приоритет человека, его ценностей и потребностей. Такая бизнес-философия отражает все требования VUCA, вместе с тем, подчеркивая важность умения подстраиваться под новые условия, а также, нести социальную ответственность [10].
Несмотря на все сложности, VUCA вызовам можно противостоять. Для решения проблем и борьбы с нестабильностью нужно искать возможности для активного развития, изучать рынок, устанавливать социальные связи, искать мотивацию. Неопределенность разрешается при помощи создания сценариев и стратегий, проведения экспериментов, мониторинга и анализа среды, понимания своих целей, поиска новых идей, отсутствии боязни рисковать. Сложности возникают у всех. Решением для них является контроль, редукционное мышление, системное мышление, упрощение, сбор мнений. И, наконец, неоднозначность можно побороть, зная свое четкое видение, изучая потребности клиента, используя дизайн-мышление. В новой среде необходимо действовать даже при неполных данных. Именно так сегодня принимаются решения. VUCA - это и угроза и возможность одновременно. В любом случае, лучший способ предвидеть будущее -создать его таким, как хочется.
Интересно, что на вызов VUCA есть ответ, при чем, довольно многообещающий. Если расшифровать данную аббревиатуру в позитивном ключе, можно найти проти-
водействие: «vision» (видение) - коммуникация, вера, фокус на целях; «understanding» (понимание) - любопытство, эмпатия, открытый ум; «clarity» (ясность) - упрощение, интуиция, системное мышление; «agility» (прыть) - решительность, инновации или смерть, возможности и полномочия. Как мы видим, под основными терминами представлены качества и действия, необходимые для ведения успешной деятельности в сегодняшней VUCA реальности.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ведение предпринимательства в наши дни сопоставимо с работой в экстремальных и неоднозначных условиях, где необходимо быстро принимать решения, параллельно учась чему-то новому. VUCA среду можно сравнить с ощущениями альпинистов, стоящих у подножия вершины - они осознают весь риск, но не могут отказаться от возможности ее покорить [11]. Также и в бизнесе, азарт и желание достичь цели заставляет предпринимателя действовать. Порой, риск оказывается оправданным и приводит к большому успеху. В любом случае, приобретается незаменимый опыт, сила и знания.
Таким образом, основная идея, которую транслирует VUCA говорит о том, что неважно в какой сфере вы ведете свою деятельность, есть только два пути развития событий - бизнес или меняется, или умирает. То есть, для достижения успеха необходимо осознавать, что стабильность нестабильна, а изменения означают рост, потому что, в этом случае, бизнес живет и развивается.
Библиографический список
1. Хариш Манвани. Прибыль - не всегда самое главное. - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://ideanomics.ru/lectures/12745
2. Нассим Николас Талеб. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. - М.: КоЛибри, 2011. - 218 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://readbooks.me/books/?name=chernyy-lebed-pod-znakom-nepredskazuemosti
3. Kishore Kumar Das & Aftab Ara. Harley Davidson' Success Speaks - Brand Image and Culture: An HR Perspective // Bonfring International Journal of Industrial Engineering and Management Science, May 2014. - Vol. 4. № 2. - PP. 48-56.
4. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие: пер. с нем. Яз. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999. - 280 с.
5. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.
6. Матушкин, М.А. Логистический менеджмент как драйвер повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 1 (65). - С. 23-27.
7. Тапскотт Дон, Уильямс Энони .Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. - М.: BestBusinessBooks, 2009. - 595 с.
8. Варданян Р. Я не самый удачливый инвестор // Ведомости. - 2018. - С. 8-9.
9. Матушкин, М.А. Методы и инструменты управления предприятием в условиях VUCA-реальности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 5 (74). - С. 92-95.
10. Апелло Юрген. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами.- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://readli.net/agile-menedzhment-liderstvo-i-upravlenie-komandami/
11. Савельева А. Как бизнесу выжить в "УЦСА мире. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://delo.ua/business/kak-biznesu-vyzhit-v-vuca-mire-347230
MODERN ENTREPRENEUR IN VUCA WORLD - ADVANTAGES
AND CHALLENGERS
Yu.S. Sizova, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. The paper considers the factors impacting entrepreneurial activity nowadays. The features and spheres of VUCA reality influence are revealed. The challenges faced by an entrepreneur faces in the current volatile environment are brought into light. The basic tools to help manage enterprises are identified. Also, the paper describes the opportunities offered by the new digital economy and the informatization of society as a whole. The features necessary for an entrepreneur to succeed in business and factors to counter uncertainty are defined. Thus, in the course of the research, it was established that VUCA has both difficulties and provides a wide field for activity. This is a new changeable world in which success can be achieved only with flexibility and intelligence.
Keywords: entrepreneur, VUCA world, uncertainty, informatisztion, economy of perception, competition, design thinking.