УДК 316
Алдакимова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Северо-Кавказского института бизнеса,
инженерных и информационных технологий
aldakimova. olga@mail. ru
Olga V. Aldakimova
candidate of pedagogical sciences,
head of the department social and humanitarian
disciplines of the North Caucasian institute
business, engineering and information technologies
aldakimova. olga@mail. ru
Современный подход к проблеме юного материнства: зарубежный и отечественный опыт
Modern approach to the problem of young motherhood: international and national experience
Аннотация. Статья посвящена актуальной социальной проблеме -юному материнству. Нами рассматривается опыт организации социальной поддержки в сфере подросткового родительства в России и за рубежом, особенности поддержки несовершеннолетних матерей на примере функционирования Центров «Маленькая мама» г. Москва и «Мать и дитя» по подростковой репродукции г. Краснодара.
Ключевые слова: юное материнство, подростковая беременность, социальная поддержка, социальная работа, социальные программы поддержки несовершеннолетних.
Abstract. The article is devoted to pressing social problem - young motherhood. We consider the experience of organization of social support in the area of teen parenthood in Russia and abroad, features support for underage mothers on the example of the functioning of the Centre "Young mother" in Moscow and "Mother and child" on adolescent reproduction in t. Krasnodar.
Key words: young motherhood, adolescent pregnancy, social support, social work, social support programs minors.
Во всем мире, как и в современной России, наблюдается снижение порога материнства, идет процесс омоложения ранней беременности, когда возраст роженицы 15-17 лет, и эту статистику, к сожалению, уменьшить не удается. Обращаясь к истории, следует отметить, что этот феномен достаточно закономерен - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается, что дети "взрослеют" раньше. С одной стороны, это -положительное явление, с другой, - часто выпадает то обстоятельство, что
раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков, юношей и девушек по многим вопросам, включая их правовое сознание, а также создание служб помощи для адаптации их к взрослой жизни.
Последние исследования свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни у подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [1,с.97]. Результатом этого являются, незапланированная беременность у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; временное оставление ребенка в Доме малютки; отказ от ребенка, и, как следствие, социальные проблемы, с которыми сталкивается подросток - прекращение занятий в школе, закрытие тем самым дальнейшего образования, самореализации, карьеры, материальные затруднения и фатальность, в связи с чем он становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.
Перечисленные проблемы не все, с которыми столкнется юная мать. В России является негативным отношение общества к несовершеннолетним матерям и юным беременным. В большинстве случаев отец будущего ребенка не готов оказывать помощь молодой матери: ни материальной, ни моральной. Поэтому большая часть несовершеннолетних девушек остается не замужем и растит малыша самостоятельно. Согласно статистике, большинство несовершеннолетних матерей воспитывалось в малообеспеченных, неблагополучных, асоциальных семьях. Таким девушкам в первую очередь необходима психологическая, педагогическая и материальная поддержка. Именно общество и социальные службы призваны обеспечить такую поддержку юной матери, столкнувшейся с подобными проблемами.
В современной науке понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества. Проведя анализ научной литературы, мы отмечаем, что еще в ХУШ веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается.
Для дальнейшего рассмотрения проблем юного материнства в России считаем необходимым проанализировать зарубежный опыт наших коллег в данном направлении. В ряде стран работают Программы профилактики подросткового материнства. Так, например, в США существуют две
концепции сексуального просвещения подростков: "Обучение контрацепции" и "Обучение воздержанию" [2]. В 1996 году Конгресс США постановил публичный закон PL 104-193, известный как "Социальная реформа». Законом вместо программ "Обучение контрацепции" вводится программа "Обучение воздержанию", на реализацию которой ежегодно (с 1998 г.) выделяется по 50 миллионов долларов. Деньги используются на реализацию программы "Обучение воздержанию", на руководство, консультирование и обследование взрослых с целью содействия половому воздержанию, фокусируя работу на группах с высоким риском рождения детей вне брака.
Термин "обучение воздержанию" означает образовательную или мотивационную программу, которая имеет исключительной целью определения положительных сторон жизни (социальных, психологических и связанных со здоровьем), которые могут быть реализованы благодаря половому воздержанию, а также учит, что половое воздержание -единственно верный способ избежать нежелательной беременности, передающихся половым путем заболеваний и других, связанных со здоровьем, проблем.
Одно из высокоразвитых государств Европы - Швеция стала первой страной в мире, которая внедрила в систему образования занятия по половому воспитанию. На законодательном уровне в программу школьного обучения с 1955 года введено преподавание предмета «Сексуальность и личные отношения» и он стал обязательным для изучения в школе. Руководство страны предпочитает вложить немалые денежные средства в воспитание подростков на этом этапе, чем тратить огромные средства на реабилитацию и лечение последствий неграмотного отношения к своему здоровью подростков впоследствии. К каждому классу в школе подходят индивидуально, и после наблюдений и анкетирования принимают решение о том, как проводить занятия. Примерно в 11-12 лет начинают обсуждать общее анатомическое строение, изменения, которые происходят с телом с возрастом, различия между мужчиной и женщиной. Со школьниками в 13-15 лет проводят беседы о сексуальных и личных отношениях. Эти обсуждения могут происходить не только на занятиях по половому воспитанию, но и на уроках биологии, религии, истории, этики, социологии и литературы. В гимназии, где учатся подростки 16-19 лет, обсуждаются и освещаются более подробно вопросы любви, сексуальности, контрацепции, мастурбации, порнографии.
Один из первых положительных опытов выхода их сложившийся ситуации уже получен в Республике Беларусь. С 2004 года Домом милосердия Белорусской православной церкви впервые в Белоруссии стартовал проект «Маленькая мама». Дом милосердия оказывает духовную и материальную поддержку несовершеннолетним девушкам, которые готовятся стать матерями. Данный проект, в первую очередь, направлен против прерывания беременности. В рамках проекта «Маленькая мама» с этой категорией девушек работают священники и медики. Поддержка молодым мамам осуществляется до наступления их совершеннолетия [3].
Приведенная статистика в интервью директора центра Ирины Лопатиной просто ужасает. «Из 1454 несовершеннолетних москвичек, которые забеременели в 2013 году, мамами стали только 560 малолетних родительниц, остальные в силу разных причин прервали беременность. Но из этих 560 - 20 сразу отказались от младенца, им просто некуда идти с ребенком». В Москве функционирует Кризисный центр «Маленькая мама». Он рассчитан на 34 человека: 17 мам и столько же малышей. Пока здесь живут только 7 мам. За текущий 2014 год планируется помочь 200 мамам. Главная задача - предотвратить социальное сиротство [4]. Подобные центры с одноименным названием работают в Санкт-Петербурге и Томске.
В Краснодарском крае функционирует общественная организация «Центр социальной поддержки и защиты граждан «Мать и дитя» служба для несовершеннолетних матерей и их детей. Те, кто сюда обращаются - это городские девочки и юные жительницы края. Услуги им предоставляются конфиденциально, независимо от их возраста. Проживать в центре можно до 2-х месяцев, это не слишком долго, но в данной ситуации и такой срок имеет огромное значение. В центре проводят консультации и оказывают помощь юрист, психолог, диетолог, педиатр, гинеколог, массажист, узкие специалисты. В 2012 году, когда Центр только начал свою работу, юных мам, обратившихся за помощью, было четыре. В 2013 году их стало уже 16 (5 из них воспитанницы госучреждений, 4 - прошли реабилитацию в условиях стационара). С 2013 года программа построена как многоуровневая и в работу включаются несовершеннолетние беременные девушки с ежемесячным патронажем на дородовом и послеродовом сопровождении. Основная цель работы - снижение процента отказа от новорожденных детей.
Таким образом, раннее материнство является в настоящее время одной из основных проблем современной молодежи. Раннее начало половой жизни является в известной степени сигналом родителям, обществу, государству о существующей проблеме. Это дает нам право утверждать, что несовершеннолетнее материнство может исключительно квалифицироваться как проблема. Не возраст сам по себе, а сама социальная среда не позволяет молодой маме социально адаптироваться и выработать для себя, а значит, и для будущего ребенка, положительный жизненный сценарий. Без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не смогут самостоятельно помочь себе в решении многих проблем, которые встают перед ними.
Литература:
1. Скутнева С. В. Тендерное измерение жизненного самоопределения молодежи: монография. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. -131с.
2. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников//Актуальные проблемы российского образования. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2010
3. Проект «Маленькая мама». Дом Милосердия в Минске. [Электрон. ресурс] / Официальный портал Белоруской Православной Церкви. Минск, 2013. - Режим Интернет доступа: http://www. church. by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0089.html.
4. Кризисный центр «Маленькая мама». Интернет-ресурс: http://www. com-children.ru>... malenkaya-mama
Literature:
1 . Skutneva S. V. Tender measurement of vital self-determination of youth: monograph. Tolyatti: TGUSpublishing house, 2007. - 131р.
2 . Comparative analysis of two models of sexual education of the American school students//Actual problems of Russian education. Materials VI of the International Christmas educational readings. M, 2010
3 . Little Mother project. The Mercy house in Minsk. [Electron. resource] / Official portal Belarusian of Orthodox Church. Minsk, 2013. - Mode access Internet: http://www. church. by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0089.html.
4 . Crisis center "Little Mother". Internet resource: http://www. com-children.ru> ... malenkaya-mama