УДК 130.2
Тарасова Оксана Валериевна
Tarasova Oksana Valerievna
доцент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета
Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЯМ «ТРАДИЦИОННАЯ» И «ИННОВАЦИОННАЯ» КУЛЬТУРЫ
THE MODERN APPROACH TO CONCEPTS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE CULTURES
Аннотация:
Summary:
В статье на основании исторического становления понятия «культура» предпринята попытка дать определение современному термину «инновационная культура». Автор предлагает комплексный подход к рассмотрению данного феномена с позиции социальности, который объединяет науку, образование и культуру. Утверждается, что именно инновационная культура будет способствовать развитию инновационного общества в России.
On the basis of historical development of the culture concept the author makes an attempt to define the modern term "innovative culture". The article offers an integrated approach to consideration of this phenomenon from the perspective of sociality, which unites science, education and culture. The author claims that it is the innovative culture that will promote the development of innovative society in Russia.
Ключевые слова:
культура, инновация, культурогенез, жизнедеятельность, поведение, личность, инновационная культура.
Keywords:
culture, innovation, culture genesis, life activity, behavior, personality, innovative culture.
Фундаментальная проблема отличия того, что существует помимо воли и независимо от человека - божественного мира, природы, и того, что создано человеком, как во внешнем, окружающем его, так и во внутреннем мире, рассматривается в философии на протяжении всей истории развития человечества.
Основанием и социальным регулятором культуры является традиция. Традиция - это ценностный опыт, который передается в диахронии и синхронии с достаточной долей обновления. Иначе это была бы догма, а не традиция. Это же соответствует и культуре, так как она очень динамичная система и постоянно обновляется, развивается. Из этих определений следует, что инновационность является неотъемлемым свойством культуры и необходимым условием куль-турогенеза. Именно инновационная культура способна оказывать влияние на традиционную культуру, культуру общества, государства и личности, способствуя возникновению новых ценностных ориентиров и культурных форм поведения.
Кларк Уисслер подходит к определению культуры более комплексно. Культура - это фиксированный комплекс неких взаимосвязанных идей и понятий. Джеймс Форд, говоря о культуре, очень близок к пониманию данного феномена Уисслером. Он говорил, что культура может быть оптимально определена через поток идей, перетекающий от одного индивида к другому посредством характерного поведения. Уолтер Тейлор понимал под культурой все интеллектуальные конструкты-идеи, которые осознаны и приняты индивидом из окружающей его среды или созданы по ходу жизни непосредственно им. Автор монографии «Философия творчества» под инновационной культурой понимает знания, умения, навыки и опыт систематической целенаправленной подготовки, комплексного развития и всестороннего освоения различных новшеств во всех отраслях человеческой жизнедеятельности при условии сохранения динамического триединства: прошлого, современного и будущего с позиции формирования принципиально нового [1]. Российский философ Б.К. Лисин рассматривает инновационную культуру как форму общечеловеческой культуры, определяет ее как часть общекультурного процесса, характеризующего степень восприимчивости личностью, группой, обществом инноваций. Причем данная степень может находиться в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации.
Инновационная культура характеризует осознанное стремление общества к материальному и духовному самообновлению, являясь исходной предпосылкой качественных изменений в жизнедеятельности людей и методологической основой прогресса и гармонизации всех сфер жизнедеятельности общества. Именно инновационная культура определяет соотношение между
- 3QB -
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
инновациями, выросшими из традиций, и традициями, служащими основой творческого процесса, который в свою очередь является источником инновационной культуры [2].
Инновационная культура должна рассматриваться комплексно с позиции социальности как феномен, который объединяет науку, образование и культуру. Также инновационная культура пересекается с социальной и с профессиональной практикой в различных сферах сообщества. Без сформированной и достаточно развитой инновационной культуры профессионалов не обойтись ни в управлении, ни в экономике, ни в образовании, ни в самой культуре. Механизм формирования и развития инновационной культуры должен включать в себя элементы науки и образования, которые помогут каждой самостоятельной личности определить цели, задачи, пути, формы и методы их достижения.
В.В. Зубенко определяет инновационную культуру общества как исторически сложившуюся «систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности» [3]. «Двойственность» инновационной культуры подчеркивается в работах В.И. Долговой, выделяющей ее, с одной стороны, как особый вид культуры, а с другой - как элемент, присутствующий в каждом виде культуры [4].
Чтобы это понять и осознать, начнем с базового единичного понятия - «инновация» или «нововведение». Под инновацией мы будем понимать реализованное новшество, причем независимо от сферы его применения. Логично возникает вопрос: будет ли сама идея инновацией или инновация - это уже реализованная идея? Идея может быть инновационной, когда человек, реализующий данную идею, твердо уверен, что из этой идеи получится продукт - инновация. При этом вполне вероятно, что в некоторых случаях идея может быть и новшеством. Так сказать не совсем инновационная идея может реализоваться в инновационный продут, например в другой сфере применения. История науки знает много таких примеров.
В настоящее время интерес к инновационной культуре наблюдается не только в научных кругах. Долгое время инновационному развитию и формированию инновационной культуры не уделялось должного внимания. И только в 1980-1990-х гг. вопросы инновационной активности и культуры вышли на первый план. Это связано с тем, что происходящие в мире процессы стали нуждаться в новых управленческих, организационных и правовых подходах. Мировое сообщество достаточно остро почувствовало необходимость в профессионалах с новыми инновационными компетенциями, которые будут иметь своей целью распространение нового типа культуры.
В настоящее время все больше представителей органов власти и бизнеса уделяют пристальное внимание вопросам инновационного развития, особо выделяя проблемы формирования инновационной культуры, поскольку именно инновационная культура будет способствовать развитию инновационного общества в России.
Проанализировав различные подходы к понятиям «культура» и «инновационная культура», подведем итоги:
1. С позиции социальной философии до сих пор не сформировалось и не существует общих подходов к пониманию феномена инновационной культуры. Многие исследователи рассматривают ее как область общекультурного процесса, как особый вид культуры, значительную часть культуры всего общества и как основной элемент культуры. Поэтому возникает необходимость объединить усилия ученых и специалистов разных областей для совершенствования понятийно-категориального аппарата инновационной культуры.
2. Инновационная культура является основополагающим компонентом инновационного общества. К такому выводу приходят не только исследователи и деловая общественность, но и представители власти различных уровней. Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества большое внимание стало уделяться вопросам формирования и развития инновационной культуры, как отдельной личности, так и общества в целом. А это значит, что перед научным сообществом стоят важные задачи по определению векторов развития инновационной культуры и выявлению факторов, способствующих ее формированию.
3. Инновационная культура общества находит свое отражение в том, что именно общество является реализатором и потребителем всех возможных инноваций. К процессам создания и потребления инноваций как продуктов инновационной культуры должен быть причастен каждый член общества или отдельно взятого социума. Это оказывает непосредственное влияние на духовное совершенствование и стремление к самореализации и саморазвитию личности.
4. С другой стороны, субъект инновационной культуры - личность, человек, профессионал -одновременно является как частью общества, так и продуктом инновационной культуры данного общества. Без сформированной инновационной культуры личности невозможно формирование инновационной культуры общества в целом. Но и формирование инновационной культуры личности воз-
можно только в инновационно-культурном обществе. Эта взаимосвязь и взаимозависимость является, на наш взгляд, обязательным условием формирования инновационной культуры личности и способствует становлению высокоинтеллектуальных и креативных профессионалов [5].
5. Также следует отметить, что разработанной методологии формирования инновационной культуры на данный момент не существует, ее только предстоит сформировать, апробировать и внедрить на разных уровнях и в различных сферах. Именно такая методология будет выступать общим показателем сформированной инновационной культуры общества, способной с помощью профессионалов создавать инновационные продукты, то есть содействовать научно-техническому прогрессу и самосовершенствованию личности.
Ссылки:
1. Гераимчук И.М. Философия творчества : монография. Киев, 120 с.
2. Шабатура Л.Н. Онтогенез традиции : монография. Екатеринбург, 2002. 264 с.
3. Зубенко В.В. Инновационная культура общества - основа инновационного развития государства // Вюник Донецького уыверситету. Сер. В: Економка i право. 2007. Вип. 1. С. 209-215.
4. Долгова В.И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. 1999. Т. 2, № 1.
5. Тарасова О.В., Яцевич О.Е. Экзистенциальные модели деятельности человека // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3.