СОВРЕМЕННЫЙ ОФИС КАК ИМИДЖ КОМПАНИИ
С.П. ЛОГИНОВА
В данной работе рассматривается проблема обустройства офиса. Как с помощью интерьера повысить работоспособность, эмоциональный настрой, сохранить здоровье сотрудников. Большое внимание уделяется освещению помещений, так как это очень важная проблема для нашего региона с коротким световым днем.
Ключевые слова: офис, обустройство, проектирование, помещение, зонирование, дизайн, цветовая гамма, кабинет.
Современный офис - это не только удобство, но и имидж компании. Изменение в имидже офиса происходит вместе с развитием дизайнерской мысли и представлении о комфорте. Некоторые тенденции развития насчитывают сотни лет. Еще совсем недавно интерьер таких помещений - это далеко не приватные обстановки. Но в последнее время пропасть между домашней обстановкой и офисной уменьшается.
Профессиональное и продуманное обустройство офиса - одна из составляющих успеха любой компании. Правильное проектирование и зонирование офиса, создание привлекательного дизайна интерьера, подбор функциональной и красивой мебели играет весьма важную роль. Именно от этого будет зависеть возможность сотрудников компании эффективно и плодотворно трудиться, а также впечатление о компании, которое будут получать гости офиса. Безусловно, оно должно быть приятным. Каждая деталь интерьера должна быть строго выверена для того, чтобы офис был комфортным и в то же время создавал оптимальную рабочую обстановку.
Обустройство офиса включает в себя множество нюансов: оптимизация внутреннего пространства, проектирование искусственного освещения, выбор стиля дизайна интерьера и цветовой гаммы, подбор мебели и многое другое. Первым и основным этапом является разработка проекта размещения рабочих мест и зонирования офисного пространства. Здесь необходимо учитывать специфику направления деятельности компании. К примеру, если офис предназначен в первую очередь для приема клиентов, то необходимо уделить пристальное внимание приемной и залу для обслуживания посетителей, которые должны располагать к приятному общению. Если же офис предназначен в основном для внутреннего пользования, то усилия лучше перенести на обустройство рабочего пространства и создания комфортных условий для сотрудников.
Сегодня для офиса можно использовать помещение различной площади. Это может быть зал, где работают несколько десятков человек, или небольшая комната, в которой размещаются два-три сотрудника. Как показывает практика, в современных условиях, когда у каждого специалиста рабочий стол оснащен компьютером и другой необходимой аппаратурой, площадь на одного человека достигает 5-7 м2.
Если комната небольшая, не следует располагать рабочее место спиной к двери или к окну. Рабочее место в этом случае следует сместить или затемнить, обустроить так, чтобы на монитор не попадали блики.
Это уменьшает утомляемость глаз. В том случае, если площадь помещения большая и в ней много рабочих мест, то желательно создать локальную зону для каждого сотрудника. Зониро-
вание осуществляют расстановкой мебели. Рабочие места хорошо сгруппировать блоками. Иногда для подчеркивания границы зоны перпендикулярно к стене устанавливают стеллажи или легкие изящные перегородки с шумопоглощающими покрытиями.
Модульные перегородки зонируют помещение, сохраняя при этом единство пространства, и способствуют шумопоглощению.
Такое зонирование хорошо тем, что позволяет быстро и оперативно переоборудовать офисное пространство в соответствии с изменяющимися требованиями к планировке помещения. Модули бывают с двойным остеклением (иногда стекла тонируют), встроенными жалюзи, с комплектами навесной мебели. Глухие части модуля могут быть отделаны панелями различных цветов и текстур. Согласно советам и рекомендациям психологов и дизайнеров, желательно отдать часть офиса или использовать отдельное помещение под зону отдыха, где можно разместить мягкую мебель, журнальный столик, комнатные растения и т.д.
Хорошо известно, что правильное освещение является необходимым условием для работы. И далеко не все работодатели подозревают, что искусственное освещение является причиной высокой утомляемости сотрудников и соответственно, более низкой производительности труда. Особенно актуальной эта проблема становится в зимнее время, когда темнеет рано и офисные работники вынуждены трудиться в условиях плохого искусственного освещения.
Согласно статистике, неправильное проектирование освещения в офисе способно снизить работоспособность сотрудников на 25-30 %. Безусловно, наиболее здоровым для человеческих глаз является естественное освещение. Поэтому в светлое время суток следует использовать его максимально эффективно. Для этого необходимо, чтобы глубина офисного помещения была не более 6 м, а в качестве разграничителей между рабочими местами лучше использовать прозрачные стеклянные перегородки. Они не только обеспечивают достаточно высокую звукоизоляцию, но и позволяют естественному освещению проникать в глубину помещения. К сожалению, во многих офисах эти требования не соблюдаются.
Еще одним препятствием естественному свету является банальная пыль на окнах. За месяц грязь покрывает окна настолько, что около 30% естественного света в помещение не попадает. Мыть окна в офисе следует каждые 2-3 недели, а если окна офиса выходят на оживленную улицу -раз в неделю.
Для того чтобы использовать естественное освещение наиболее рационально, можно использовать специальные отражатели, которые монтируются под потолком, благодаря чему свет
проникает во все уголки офисного помещения. В зависимости от изменения естественного освещения, датчики изменяют расположение отражателей.
Наш климат диктует свои условия - работать только при естественном освещении, особенно зимой, практически невозможно. Искусственное освещение является одним из главных благ цивилизации, однако, только при условии грамотного его использования. Последствия работы при плохом освещении знакомы многим офисным работникам - высокая утомляемость, головные боли, заметное ухудшение зрения. Падает и производительность труда - вместо того, что сосредоточится на работе, человек вынужден бороться с дискомфортом и раздражением.
Есть более дорогостоящие, «интеллектуальные» варианты индивидуального освещения, которые могут использовать те работодатели, которые заботятся о здоровье своих сотрудников. Принцип действия системы настольного освещения active light заключается в смене световых сценариев в соответствии со временем суток или индивидуальной настройкой. Изменяется не только интенсивность света, но и его цвет. К примеру, утром, когда свет холодный, в свете интеллектуальной системы освещения преобладает голубой оттенок, днем свет становиться зеленоватым, а к вечеру в свете преобладают желтый и оранжевый оттенки. Регулировать подобное индивидуальное офисное освещение можно и в соответствии с погодой.
Создание дизайна офиса начинается с определения основных функциональных зон. К ним относятся, как правило, кабинет руководителя, рабочие места для сотрудников и та часть офиса, которая будет использоваться с презентационными целями.
Основное требование к помещению, где будет размещен персонал - функциональность. Желательно, чтобы она сочеталась с простотой оформления помещения, которая, впрочем, не исключает выполнения требований комфортабельности. Для того чтобы сотрудники офиса трудились продуктивно, им должно быть удобно на своем рабочем месте.
Что касается выбора цвета для элементов интерьера офисного помещения - коврового покрытия, стен, офисной мебели, то большинство дизайнеров давно отошли от искусственного обеднения цветовой палитры, которое еще недавно считалось чуть ли не обязательным. Поэтому вместо белого цвета более предпочтительными сегодня являются пастельные цвета - различные оттенки голубого, серого или зеленого. Эти цвета являются столь же приятными глазу, сколь и практичными. Однако помещение, выполненное исключительно с использованием мягких цветов, вызывает ощущение незавершенности, а то и просто скуку. Помочь здесь сможет яркий цветовой элемент. Это может быть и постер, и комнатное растение. Имеет смысл разместить на стенах картины, сюжет которых отличался бы динамичностью - как показывают исследования, такие картины оказывают на сотрудников офиса стимулирующее воздействие, программируя их на проявления активности. Впрочем, часто при оформлении офиса, где постоянно кипит бурная деятельность, ставится другая задача -несколько приглушить накаленные страсти. В этом случае свою роль смогут сыграть развешанные на стенах пейзажи. В качестве цветового пятна может
быть использована и офисная мебель необычной расцветки. К примеру, зону отдыха в помещении офиса можно оформить с использованием дивана с яркой обивкой - это отлично способствует не только физическому, но и эмоциональному расслаблению.
Презентационная зона офиса, наряду со своими прямыми задачами, выполняет также и имиджевую функцию. Поэтому целесообразно при ее отделке использовать более дорогие материалы. Желательно, чтобы стиль, в котором отделана презентационная зона, соответствовал деятельности компании и ее корпоративному стилю. Для банковского учреждения отличным выбором при оформлении презентационной зоны становятся ценные породы дерева и отделка мрамором. Для компании, деятельность которой связана, к примеру, с рекламой, отделка может быть выполнена с использованием синтетических материалов и металла. Как только клиент входит в офис, он сразу же должен почувствовать его атмосферу, а также характерные черты, присущие данному учреждению - динамизм или спокойная уверенность, современный подход или здоровый консерватизм.
Презентационные помещения, как правило, отличаются значительной площадью, на которой размещается минимум мебели. Этим как бы подчеркивается благосостояние компании, которая может себе позволить не экономить на офисной площади.
Для нормализации атмосферы в офисе часто устанавливаются аквариумы с рыбками или искусственные фонтаны. Считается, что вода успокаивает, а также способствует установлению благоприятной энергетики помещения.
При выборе места для кабинета директора не стоит пренебрегать и таким важным моментом, как вид из окна. Если вид из окна оставляет желать лучшего, его можно имитировать. Иногда в современных кабинетах руководителя одна стена выполняется стеклянной. Это служит сразу двум целям: кабинет визуально расширяется, а сотрудники чувствуют, что за ними постоянно наблюдает недремлющее око руководства. Чтобы руководитель чувствовал себя комфортно, стекло может быть затемненным или снабженным жалюзи.
На размерах кабинета директора желательно не экономить, тем более, если в компании имеется традиция проводить в нем производственные совещания. Впрочем, комната для совещаний может быть и отдельным помещением, расположенном в непосредственной близости от кабинета руководителя. Для оформления кабинета часто используются картины - не репродукции, а оригиналы. Возможно использование и работ известных дизайнеров. В этом случае обстановка кабинета директора не только лишний раз подчеркивает благосостояние компании, но и является отличным вложением.
Литература:
1. http://biznesofis.ru/Ofisnaya_mebel/Obustroystvo _ofisov-2.html
2. http://www.goodgoods.ru/pages/content/1135166 279.html
3. http://www.nayada.rU/information/article/8.htm
4. http://stroipanorama.ru/stat_predmeti_menu/ofmb1/
5. http://best-stroy.ru/articles/r9/r9_10/228
6. http://www.skmsk.ru/information/obustroistvo_ofis
a/osvecshenie/
7. http://www.skmsk.ru/information/obustroistvo_ofis a/zvet_v_ofise/