А. С. Тупаева
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРЕССЕ: ОПЫТ ОСВЕЩЕНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»
Ключевые слова: образ благотворительности, печатные издания, федеральная пресса.
В статье исследуется и анализируется образ современной благотворительности в информационном пространстве федерального печатного издания "Российская газета" за 2012 г. Выявлены понятие, цели благотворительности. Выяснено кто на сегодняшний день является основным благотворителем и благополучателем.
Keywords: image of charity, printing editions, federal press.
In article the image of modern charity in information space of the federal printing edition "Russian Newspaper" for 2012 is investigated and analyzed. The charity purposes are revealed concept. It is found out who today is the main philanthropist and the beneficiary.
Введение
Проблема места и роли средств массовой информации интересует ведущие умы мира уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики.
Когда появляется пресса, то она по силе и массовости своего воздействия превосходит все, что существовало до нее. Если устным выступлением можно воздействовать на сотни, самое большее, на тысячи людей, вводя их в гипнотический транс, то с помощью печатного слова это можно проделывать уже с десятками миллионов людей. Таким образом, можно резюмировать, что СМИ оказывают колоссальное влияние на жизнь и мировоззрение широких слоев населения. Изучение "повестки дня" печатного издания - актуальный и важный процесс [3].
С этой целью было проведено качественноколичественное исследование образа
благотворительности в федеральной прессе, на примере печатного издания "Российская газета". Была выбрана выборочная совокупность статей за декабрь 2012 г.
Цель исследования: выявить конструируемый образ благотворительности в информационном пространстве федерального печатного издания "Российская газета".
Задачи исследования:
1. выявить понятие образа
благотворительности;
2. выявить цели образа благотворительности;
3. принципы образа благотворительности;
4. проблемы образа благотворительности;
5. субъекты образа благотворительности (благодатели);
6. объекты образа благотворительности (благополучатели);
7. направления, виды образа
благотворительности;
8. отношение образа благотворительности;
Специфика периодического издания: благотворительность рассматривается с разных ракурсов. Благотворительность описывается как неотъемлемая часть КСО крупной компании, государственная задача, церковная помощь, то есть она идет в привязке с теми или иными социальными институтами. Также спецификой раскрытия образа благотворительности в данной газете является то, что статьи насыщены аналитическим материалом и дополнены мнением профессионалов в своем деле: крупные предприниматели, известные актеры общественные деятели, члены правительства. Были выявлены новые структурные элементы,
составляющие понятие благотворительности:
- вымогательство у бизнесменов
стройматериалов в качестве благотворительной помощи, а на самом деле хищение материальных ценностей;
- понятие «меценат» дополнено новым
смыслом: облагодетельствованное учреждение
сможет оказывать меценату бесплатно "услуги, относящиеся к их уставной деятельности";
- объединение множества
благотворительных организаций и НКО;
- объединение усилий в области социальной
сферы и благотворительности по поводу
совершенствования нормативно-правовой базы представителей НКО, чиновников. То есть принятие законов в области благотворительности совместно с представителями социальной сферы.
- создание собственных школ по профессиональному интересу известными общественными деятелями;
- корпоративная социальная
ответственность бизнеса;
«В благотворительные акции все активнее втягивается малый бизнес, особенно в муниципальных образованиях, где он нередко
определяет экономический потенциал территории. И если раньше под социальной ответственностью подразумевалось только благотворительность, меценатство, филантропия, то сейчас в российских компаниях все активнее стали применяться такие инструменты КСО, как добровольчество и корпоративное волонтерство (Е. Березина
Филантропы начинают и выигрывают // Российская газета 18.12.2012, №5964 (291).
- благотворительность как терапия (на примере циркового искусства)
"В Санкт-Петербурге уже на протяжении двенадцати лет работает уникальный благотворительный проект - "Упсала-Цирк", где
помогают детям из групп социального риска, используя цирковое искусство как терапию" (А.Шевнина Циркотерапия // Российская газета
18.12.2012, №5964 (291)).
Таким образом, понятие благотворительности с каждым годом расширяется, появляются новые структурные элементы. Если затрагивать цели благотворительности, то в 2012 г. в анализируемой газете были озвучены новые цели конструируемого образа.
- помощь общественных и культурных деятелей начинающим талантам (обмен опытом);
- учреждение благотворительных фондов бизнесменами (улучшение социальной обстановки в регионе):
"Сегодня многие известные бизнесмены учреждают свои фонды. Не ради какой-то материальной выгоды. Просто потому, что живут в этой стране и хотят, чтобы здесь жили их дети". (Ю.Кривошапко Картина маслом // Российская газета
- Федеральный выпуск 06.12.2012 №5954 (281)
- благотворительный прием главы города-
чиновника (в целях формирования в обществе культуры меценатства и благотворительности: (О.Глазунова Мэр Липецка собрал на
благотворительном приеме больше миллиона рублей // Российская газета 25.12.2012).
По материалам газеты, союз благотворительных организаций, должен ставить перед собой следующие цели:
- обеспечение информационной поддержки благотворительных проектов и частных инициатив;
-координация деятельности организаций и благотворителей;
-консультации и обучение специалистов;
-формирование культуры благотворительности
в целом.
Резюмируя, скажем, что цели образа благотворительности с каждым годом расширяются и становятся более многогранными и охватывают большее количество благополучателей и благодателей. Среди новых принципов, выявленных в образе благотворительности на странице газеты можно отметить следующие:
- принцип сотрудничества и объединения усилий между НКО и СМИ;
- принцип анонимности среди предпринимателей:
«При этом, исходя из собственного опыта, в "Упсала-Цирке" отмечают - в последнее время бизнес гораздо активнее занимается благотворительностью, делает это охотнее и все меньше хочет себя афишировать». (А.Шевнина Циркотерапия //
Российская газета 18.12.2012, №5964 (291)).
Что касается проблем, то у современной благотворительности мы выявили следующие:
- со стороны работников государственных
органов было выявлено злоупотребление должностными полномочиями, воровство
ценностей, предназначенных на благотворительные нужды;
- незаинтересованность бизнеса заниматься благотворительной деятельностью. Идут споры по поводу того, почему предприниматели неохотно участвуют в благотворительности. Одни считают, что дело в психологии людей, нацеленных на получение прибыли:
«Хотя дело не только в стимулах, но и в психологии. Когда мы говорим, что бизнес должен быть социально ориентированным, нужно
отдавать себе отчет в том, что он изначально нацелен на получение прибыли. Проявляет ли компания социальную ответственность, в конечном итоге зависит от людей, которые там работают. Если они хотят стабильности и процветания своей страны, они будут заниматься благотворительностью и без всяких налоговых стимулов». (Ю.Кривошапко Картина маслом //
Российская газета - Федеральный выпуск 06.12.2012 №5954 (281).
Другая точка зрения основывается на том, что в современной России отсутствуют налоговые стимулы для занятия меценатством:
«Но, как было отмечено, в последние годы идет снижение объема пожертвований. Связано это с налоговой политикой в России, которая сейчас не очень располагает к меценатству, поскольку пожертвовать деньги спонсор может только из чистой прибыли - уже после того, как он заплатил все налоги. И получается, что жертвователь платит дважды - сначала налоги, которые идут в том числе на выполнение государством социальных обязательств, а потом -еще раз на социальные проекты, до которых у государства руки не доходят.
"Вопрос стимулирования участия коммерческих организаций в благотворительной деятельности является достаточно актуальным. Налоговые льготы, в первую очередь, для мелких и средних предприятий являются существенным условием для принятия решения заниматься благотворительностью или нет., - считает
эксперт-консультант Общественной палаты, председатель правления фонда "Общественное признание" Павел Абакумов. (М. Грицюк МВД
поздравило детей военнослужащих в Чечне // Российская газета 25.12.2012).
Далее приведем анализы количественного исследования (контент-анализ) печатного издания "Российская газета" за 2012 г. В списке лауреатов Национальной премии "Человек года-2011" -
выдающиеся деятели, многие из которых в пояснениях не нуждаются, в том числе и коллектив "Российской газеты". Сегодня интернет-аудитория "Российской газеты" - пять с половиной миллионов посетителей. Газета занимает первое место по цитируемости публикаций.
Виды статей Кол- во
Информационное сообщение (отчеты, информационные заметки о мероприятиях) 9
Информация о нуждающихся, их координаты 1
Информация о благотворительных мероприятиях: акции, марафоны, концерт 6
Интервью, опрос 3
Статистика 1
Всего 20
Как видим из табл. 1, основным форматом освещения образа благотворительности является тип "информационное сообщение". Если говорить о субъектах (благодателях), то в газете явно преобладает благотворительная деятельность представителей бизнеса.
Таблица 2 - Субъекты благотворительности
Особого внимания заслуживает роль бизнеса и религиозных структур в развитие благотворительности на сегодняшний день. В 2012 году активизировалась работа церкви в области меценатства и волонтерства, увеличилось количество пожертвовании от бизнеса.
"За прошедший год, по некоторым экспертным оценкам, российский бизнес направил на благотворительные цели около 150 млрд. рублей". (А.Шевнина Циркотерапия // Российская газета
18.12.2012, №5964 (291)).
"Отметим, что многие владельцы крупных 1Т-компаний охотно жертвуют средства на благотворительность, исследования и поддержку некоммерческих проектов". (А.Благовещенский
Цукерберг пожертвовал 500 миллионов // Российская газета 19.12.2012).
«Вагит Алекперов: В 90-е годы в нашей стране был негативный опыт, когда
благотворительным обществам дали налоговые послабления, а те, пользуясь предоставленной возможностью, начали просто отмывать деньги.
Сегодня действительно нужны новые законы, которые бы стимулировали крупный и средний бизнес заниматься благотворительностью. Государство везде успеть не может. Оно реализует комплексные программы, развивая здравоохранение, образование. К
решению точечных проблем могли бы подключаться предприниматели. В США и Европе такая практика действует давно. Там в качестве стимула применяется система налоговых вычетов. Думаю, что мы могли бы взять этот опыт за основу». ( М. Грицюк МВД поздравило детей военнослужащих в Чечне //Российская газета 25.12.2012).
«Самые громкие и глобальные социальные проекты у нас в стране делаются не силами чиновников и помощи сверху, а чаще всего являются инициативами либо бизнеса, либо же зарубежных благотворителей".
Церковная благотворительность на сегодняшний день становится обширнее и многограннее. Она включает следующие виды и организационные формы:
Церковная благотворительность
становится не только уделом активных христиан, но и сферой особого внимания всего церковного организма". (Епископ Смоленский и Вяземский
Пантелеимон (председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению) Социальное служение Церкви выходит на новый уровень // Российская газета 19.12.2012, №5965 (292).
- поддержка многодетных и неполных
семей;
- проведение конкурса социальных проектов в сфере защиты семьи. Благодаря этому конкурсу в разных регионах появляются приюты для беременных и матерей с детьми, центры защиты материнства, организовывается психологическое консультирование женщин в женских консультациях, появляются профессиональные мастерские для безработных, склады вещевой помощи и пр.
- организационная помощь в работе добровольцев
Таким образом, церковная
благотворительность на страницах газеты получила широкое освещение. Если анализировать результаты исследования, касающиеся объектов
благотворительности, то в "Российской газете" не прослеживается конкретного объекта
благотворительной помощи.
Таблица 3 - Объекты благотворительности
объекты Кол-во статей
дети 4
инвалиды 1
дети из социальных приютов 2
многодетные и неполные семьи 4
Люди без постоянного места жительства 2
все 6
малоимущие 2
сироты 2
учащиеся 1
военнослужащие и их семьи 2
учреждения культуры 1
начинающие предприниматели 1
Всего 28
Субъекты Кол-во статей
Предприниматели 10
Частные лица 6
Некоммерческие и благотворительные организации 6
Государственные органы 4
Представители печатных изданий 2
Представители религиозных организаций 3
Представители зарубежных благотворительных организаций 3
Всего 34
Виды Конкретный пример помощи
Денеж- ная 6 Через Интернет, расчетный счет, через терминал, выигрыш в лотерее, ящики для сбора пожертвований, банковские терминалы,
Органи- зацион- ная 7 Открытие профессиональной школы, цирковое искусство как терапия, деревня 808, конкурс социальных проектов в сфере защиты семьи, организация психологического консультирования женщин в женских консультациях, создание Благотворительного фонда Кремниевой долины США, благотворительный прием, марафон, аукцион, посещение реабилитационных центров, приютов, обществ трезвости и центров поддержки семьи, открытие профессиональных мастерских для безработных
Матери альная 4 склады вещевой помощи
Челове- ческая 2 Добровольчество, корпоративное волонтерство, КСО, цирковое искусство как терапия
Интел- лекту- альная 2 исследованиями в области образования и здравоохранения
Всего 21
На страницах газеты выявлены множество видов благотворительной помощи: начиная с
организационной, денежной, заканчивая
материальной, человеческой и интеллектуальной. В образе благотворительности появились новые виды оказания благотворительной помощи: стратегическая благотворительность, социальное инвестирование, "венчурная филантропия. «Сегодня российские
компании все больше используют понятие
"социальные инвестиции", акцентируя внимание на том, что материальные, технологические,
управленческие ресурсы, направленные на решение социальных вопросов, являются не расходами, но формой бизнеса - стратегическими инвестициями в устойчивое развитие компании и в перспективе будут
© А. С. Тупаева - ст. препод. каф. инновационного agnya@yandex.ru.
приносить ей доход. Это оправдано, если рассматривать долгосрочные перспективы бизнеса в России. В этом случае КСО - это эффективный инструмент выстраивания параллельных связей между бизнес-структурами, властью и
обществом». (Е.Березина Филантропы начинают и выигрывают // Российская газета 18.12.2012, №5964 (291)
Таблица 5 - Отношение к благотворительности
Положительное Отрицательное Нейтральное
14 2 0
" В последнее время традиции благотворительности, к большой нашей радости, возвращаются в нашу страну. Медленно, но возвращаются, - подытожила Афанасьева. - Для многих мотивацией является не РЯ их компании, а человеческое желание помочь конкретным детям или конкретному проекту. Бизнес и состоятельные люди готовы к благотворительности, но часто вопрос состоит в том, как до них донести информацию об организации, которой нужна поддержка. Зачастую социальные организации имеют непривлекательный имидж и не могут донести до потенциальных спонсоров свои цели. Люди больше хотят помогать не тем, кого просто жалко, а тем, кто придумывает способы, как справиться с ситуацией ярко и профессионально". (А.Шевнина Циркотерапия // Российская газета
18.12.2012, №5964 (291))
Литература
1. Тупаева А.С. Феномен благотворительности в информационном пространстве региональных изданий: опыт освещения газеты "Вечерняя Казань" / А.С. Тупаева // Вестник Казанского технологического университета. № 18. - 2012. - С. 269-273
2. Ю.Николаева Структура повестки дня: что знаем, а что
волнует?!, Москва. 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnp.ru/publications/our-
publications/media/smivsom
3. Бурганова Л. А. Конструирование партнерской модели коммуникативных практик органов внутренних дел / Л.А., Бурганова, А.И.Хуснутдинова // Вестник Казанского технологического университета. № 17. -2012. - С. 260-266.
и финансового менеджмента КНИТУ,