Современный национальный план нумерации для телефонных сетей связи общего пользования — его характеристика и условия для внедрения
Каледин В.В., Козадаева ЛА., ЦНИИС
1. Необходимость пересмотра
Разнообразные и значительные изменения, произошедшие за последние 15-20 лет в обществе, существенно повлияли на национальные планы нумерации для телефонных сетей общего пользования всех стран. К настоящему времени национальные Администрации многих европейских стран уже пересмотрели национальные планы нумерации своих стран, чтобы сделать их соответствующими возросшим потребностям общества и возможностям современной техники. Пересмотр стал возможным и необходимым, поскольку:
• замена аналогового оборудования всех уровней сети на цифровое позволило устранить все ограничения, связанные с обработкой номерной информации;
• открытие границ между государствами и свободное перемещение людей в Европе вызвало необходимость введения номеров и префиксов, согласованных (гармонизированных) во всех странах, для наиболее важных служб и услуг;
• введение конкуренции на рынке связи потребовало обеспечить достаточный ресурс нумерации для новых операторов, услуг, а также ввести механизмы выбора оператора и переносимости номера для прямого участия абонента в выборе оператора;
• появление новых сетей, в том числе подвижной связи и сетей, работающих по протоколу 1Р их взаимодействие с традиционными сетями фиксированной связи, а в дальнейшем и их возможная конвергенция, вызвали необходимость унифицировать планы набора номера при взаимодействии их абонентов, а также всех типов соединений.
2. Характеристика современного национального плана нумерации
Национальный план нумерации должен быть стабильным на длительную перспективу, поскольку его изменения, хотим того мы или нет, затрагивают все население страны (абонентов, производителей, операторов). Частые его изменения не выгодны для страны с экономической точки зрения и в целом негативно влияют на деловую и социальную жизнь общества.
Современный национальный план нумерации должен обеспечить:
• достаточную номерную емкость для географических и негеографических номеров, коротких номеров и префиксов для будущих пользователей и услуг, так как ограниченность ресурса нумерации
не должна препятствовать развитию конкуренции и появлению новых, перспективных услуг, которые по своей природе могут быть и нетелефонными;
• ресурс номеров на перспективу, т.е. чтобы были свободны одна-две первые лидирующие цифры национального номера, которые могут потребоваться либо для введения нового типа услуг, либо для обеспечения перехода на увеличенную длину национального номера;
• недискриминационный доступ к нумерации для новых участников рынка, предусматривающий равный доступ к ресурсам нумерации, обеспечивающий идентификацию операторов и услуг. Именно для этого вводятся механизмы кодов доступа и кодов идентификации операторов. При этом пользователи должны иметь одинаковый доступ к новым операторам и услугам, т.е. планы набора номера должны быть унифицированы;
• нумерацию, которая была бы "дружественной" к пользователю, т.е. у абонентов должна быть одинаковая длина номера, одинаковый план набора номера между абонентами всех типов сетей, возможность по номеру определить стоимость вызова;
• реализацию на национальной сети гармонизированных решений, рекомендованных международными организациями связи (например, номер 112, префиксы Пн и Пмн=0 и 00, алгоритмы, обеспечивающие реализацию выбора оператора и переносимость номера);
• новые подходы в назначении и использовании коротких номеров и нумерации услуг, т.е. в зависимости от статуса услуги/ службы короткий номер может быть назначен либо Администрацией связи (федеральные номера), либо операторами на основе саморегу-лируемых отношений (номера для услуг, которые предоставляются провайдерами услуг абонентам сетей фиксированной и подвижной связи на ограниченной территории), либо самим оператором (вну-трисетевые номера).
Современный план нумерации должен иметь техническую поддержку, которая заключается в следующем:
• программное обеспечение станций всех уровней должно обеспечивать прием и передачу не менее 24-х цифр номера вызываемого пользователя, поскольку может быть набрана или сгенерирована дополнительная информация. Необходимо формировать номер вызывающего пользователя в формате национального или международного номера для его правильной идентификации;
• местная цифровая телефонная станция должна иметь развитые абонентские базы данных с большими возможностями для введения и обработки новых параметров, например, кодов операторов М1, МН связи или переносимости номера;
• в программном обеспечении должны быть реализованы но-
вые алгоритмы с возможностями по преобразованию номеров в процессе установления соединения (например, короткие номера (112 и др.) могут быть преобразованы в национальные номера Е.164);
• должна обеспечиваться модернизация парка терминального оборудования сетей фиксированной связи. Пользователей следует убеждать использовать современные телефонные аппараты, которые становятся все более интеллектуальными и имеют возможность хранения номеров в "адресной книге" терминала, тональный набор номера, посылку SMS сообщений.
3. Типы планов нумерации
Bозможности цифровых станций и терминального оборудования, целесообразность унификации плана набора номера, необходимость увеличения ресурса нумерации обусловили во многих странах выполнение такого радикального изменения, как смену типа национального плана нумерации, т.е. переход от открытого плана к закрытому плану.
B настоящее время в мире действуют два типа планов нумерации — "открытый план" и "закрытый план". Различие между ними заключается в процедуре набора номера на местной сети и в формировании ресурса коротких номеров для экстренных, справочных и других служб местных сетей.
B соответствии с рекомендацией Е.164 MCЭ-Т основой любого типа национального плана нумерации является национальный номер (№ац = NDC+SN = АBC + Х1Х2Х3Х4Х5Х6Х7).
Открытый план — это такой план, когда существуют два различных плана набора номера. Bнутри местной сети набирается местный номер абонента (SN), а для выхода в другую зону нумерации надо набирать национальный номер с междугородным префиксом "Пн. Ресурс для коротких номеров формируется за счет ресурса нумерации местных сетей, т.е. в каждом коде АBC необходимо выделить ресурс местной нумерации, который начинается на "1 и 0" для коротких номеров "1UV" и префиксов "Пн=0 и Пмн=00". Такое выделение приводит к неэффективному расходу нумерации, так как происходит дублирование выделения нумерации в каждом коде АBC.
Например, в настоящее время в России на сети фиксированной связи принят открытый план нумерации, причем на местных сетях действует нумерация разной значности (от 5-ти до 7 цифр), что приводит к необходимости выделять значения "Х1, Х2 и Х3= 0, 8" для коротких номеров и Пн. Кроме того, существуют еще служебная связь (АBC0ХХ(Х)) и выход на телефониста BPM (АBC8Х), которые всегда используют 7-значную нумерацию местных сетей. B результате получается, что при 10-значном национальном номере потенциальный ресурс каждого кода АBC сокращается с 10 до 8 млн. номеров при 7-значной нумерации и до 6,4 млн. при смешанной 5-7-значной нумерации в субъекте федерации. Такой расточительный подход к реализации плана нумерации не эффективен и не практичен. B настоящее время в ряде регионов РФ уже отмечается нехватка номеров в коде АBC, что вызывает необходимость перехода на увеличенную значность местного номера.
Закрытый план — это такой план, когда существует один (универсальный) план набора номера как для местного вызова, так и для выхода в другую зону нумерации. При закрытом плане нумерации всегда набирается национальный номер. Закрытый план, в свою очередь, может быть в двух вариантах:
1) с набором дополнительной цифры перед №ац (доп.цф + №ац), что создает новый ресурс "номеров не Е.164", которые можно использовать в качестве коротких номеров. B качестве дополни-
тельной цифры чаще всего используется префикс выхода на междугородную сеть, т.е. "Пн+Ынац", но могут быть и другие методы, такие, например, как использование кода страны (Кс=1 в США) или префикса выбора оператора (во Франции);
2) без набора дополнительной цифры перед Ынац (только Ынац), что исключает значительные затраты нумерации на префикс Пмн=00 и позволяет использовать цифры "0Х" для национальных целей.
Главное преимущество закрытого плана нумерации любого типа заключается в универсальном плане набора номера для установления всех типов вызовов внутри страны как для местного вызова, так и для междугородного вызова, что сокращает число ошибок в наборе номера. Универсальный план набора номера действует во всех типах сетей (подвижной, фиксированной и ІР), что является более подходящим для развития конкуренции.
Помимо внешнего удобства для пользователей от введения универсального плана набора номера, есть еще внутренняя экономическая выгода, так как чем меньше разнообразия в планах набора номера, тем проще вести разработку и сопровождение программного обеспечения станций. Закрытый план обеспечивает более эффективное использование общего ресурса нумерации за счет однократного выделения ресурса для коротких номеров и префиксов из отдельного индекса.
4. Условия внедрения современного плана нумерации
Поскольку введение новаций в нумерацию требует больших организационных, финансовых, временных и других затрат, то для их введения предпринимаются различные меры, чтобы внедрить изменения максимально удобно и безболезненно для пользователей и с минимальными экономическими потерями для операторов. К таким мерам относятся планирование этапов для параллельного действия старой и новой нумерации, комбинирование способов, дифференцированный подход к введению изменений в зависимости от готовности сети и т.д. Так, например, Швейцария переходила с открытого на закрытый план нумерации с префиксом "Пн=0" и 9-значным национальным номером (0Ынац) в течение 8 лет (2000-2008гг.). На каждом этапе очень важным моментом является организация подробного информирования пользователей о предстоящих изменениях. Следует отметить, что переход на закрытый план нумерации экономически выгоден только на цифровой сети, так как аналоговые станции не могут поддержать прием национального номера для установления вызова на местной сети.
Опыт европейских стран указывает на устойчивую тенденцию к переходу на закрытый план нумерации. При введении номера "112", который вводится исключительно для удобства путешественников, большинство стран сохранило ранее действующие номера экстренных служб, а функции номера " 112" делегировало службам полиции или пожарным или скорой помощи. В перспективе планируется ввести еще три коротких гармонизированных номера вида "116ххх" — для психологической помощи детям и взрослым.
5. Перспективные вопросы нумерации
К таким вопросам следует отнести нумерацию для терминалов, действующих в ІР сетях, включая сеть Интернет. В настоящее время для таких терминалов (РС, БІР-, 1Р-телефоны и др.) следует назначать номера Е. 164, т.е. так же, как и для терминалов традиционных сетей. Для взаимодействия абонентов традиционных сетей с абонентами сети Интернет разрабатывается механизм ЕЫиМ. Отдельной проработки требуют вопросы определения местоположения ІР-абонен-
тов при их выходе на экстренные спецслужбы.
Следует отметить, что, несмотря на развитие ІР сетей и появление таких новых схем идентификации, как именования и адресация, действующая нумерация абонентов по Рек. Е.164 МСЭ-Т будет существовать еще очень долго. Прямым подтверждением этому является то, какой большой ресурс нумерации обеспечили страны в результате пересмотра своих национальных планов нумерации — до 100 номеров на одного жителя страны1. США рассматривают возможность к 2025 г. увеличить длину национального номера с 10 до 11 цифр, что обеспечит им до 600 номеров на каждого жителя страны.
Заключение
Современный план нумерации должен содействовать развитию конкуренции на рынке электросвязи, упростить набор номера пользователю, обработку номера оператору и управление нумерацией регулятору. Оптимальным, с точки зрения расхода ресурса и удобства пользователей, является закрытый план нумерации, который обеспечивает универсальный план набора номера на всех типах сетей (фиксированной, подвижной, ІР-сетях) и максимальное использование ресурса нумерации. Новации нумерации должны внедряться поэтапно, по мере готовности сетей, т.е. их качественной ци-фровизации (24 цифры номера, наличие развитых баз данных).
Следует отметить, что в России в настоящее время сеть подвижной связи имеет закрытый план нумерации с префиксом Пн. Сеть фиксированной связи является смешанной аналогово-цифровой, имеет открытый план нумерации и на ней планируется осуществить переход на закрытый план нумерации. Очень важно, чтобы на сетях
фиксированной и подвижной связи были одинаковые планы нумерации и планы набора номера, т.е. "ПнЫнац".
В целом на сети ССОП РФ планируется переход на новые префиксы Пн=0 и Пмн=00 и короткие номера 1 иУ, причем для всех экстренных служб заявлен только один номер "112" вместо ныне действующих номеров "01 -04". Определены сроки (2008-2009 гг.), но не предусмотрены ни переходные периоды, ни этапы, ни дифференцированный подход в зависимости от степени готовности региона. В результате план на 2008 г. (переход на номера 1 иУ) не реализован. Чтобы выполнить указанные работы и не тормозить замену префиксов "Пн и Пмн", можно сохранить существующую инфраструктуру и разные номера экстренных служб, но добавить " 1" к действующим номерам, т. е. назначить номера "101, 102, 103 и 104" вместо "01, 02, 03 и 04". Такой подход позволит, с одной стороны, ввести номер " 112" и постепенно развивать и совершенствовать структуру этой службы, а с другой стороны, осуществить запланированный переход на новые префиксы "Пн = 0 и Пмн = 00".
При переходе на закрытый план нумерации необходим дифференцированный подход, так как, например, для Москвы этот переход является актуальным, а для других регионов — нет. Переход на закрытый план нумерации — это стратегическая линия развития нумерации, для выполнения которой нужны определенные условия, т.е. качественная цифровизация сети фиксированной связи и поэтапный подход.
Международный опыт показывает, что период параллельного действия старой и новой нумерации облегчает абонентам привыкание к новациям, а операторам позволяет реализовывать их в процессе плановой модернизации сети.