Научная статья на тему 'Современный этап развития библиотечной профессиологии: рецензия на монографию Т. Ф. Каратыгиной (1937-2016) «Свети, и будет светло: профессиологические штудии»'

Современный этап развития библиотечной профессиологии: рецензия на монографию Т. Ф. Каратыгиной (1937-2016) «Свети, и будет светло: профессиологические штудии» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1911
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MONOGRAPH / LIBRARY PROFESSIOLOGIYA / SUBJECT AND SCIENTIFIC MATTER / PERSONIFICATION / KOMMEMORATION / TOLERANCE / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Галина Александровна

В статье содержится оценка деятельности видного отечественного библиотековеда, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Т. Ф. Каратыгиной. Особое внимание уделяется её монографии «Свети, и будет светло», посвящённой 85-летию МГИК. Показано, что эта монография находит широкий положительный отклик как в нашей стране, так и за рубежом, вносит существенный вклад в разработку и осмысление актуальной теоретической и практической проблемы библиотечной профессиологии. Яркая и привлекательная черта монографии рассмотрение персонификации библиотечной деятельности как фактора повышения престижа библиотечной профессии. Многолетние исследования автора монографии свидетельствуют о том, что в современный период активно осуществляется научный поиск в области библиотечной профессиологии. Ключевые слова: монография, библиотечная профессиология, учебная и научная дисциплина, персонификация, коммеморация, толерантность, профессиональное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF A LIBRARY PROFESSIOLOGIYA: THE REVIEW OF T. F. KARATYGINA’S (1937-2016) MONOGRAPH “SHINE, AND WILL BE LIGHT. PROFESSIOLOGICHESKY STUDIES”

Article contains an assessment of activity of a visible domestic bibliotekoved, the doctor of pedagogical sciences, professors, the honored worker of culture T. F. Karatygina. The special attention is paid her monograph “Shine, and Will Be Light” devoted to the 85 anniversary MSUC. It is shown that this monograph gets a wide positive response as in our country, and abroad. The real work makes an essential contribution to development and judgment of an actual theoretical and practical problem a library professiologiya. Striking and attractive trait of the monograph consideration of personification of library activity as factor of increase of prestige of a library profession. Long-term research of the author demonstrates that during the modern period scientific search in the field of a library professiologiya is actively carried out.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития библиотечной профессиологии: рецензия на монографию Т. Ф. Каратыгиной (1937-2016) «Свети, и будет светло: профессиологические штудии»»

(довременный этап развития

библиотечной профессиологии: рецензия на монографию т. ф. каратыгиной (1937-2016) «свети, и будет светло: профессиологические штудии»

УДК 023

Г. А. Иванова

Московский государственный институт культуры

В статье содержится оценка деятельности видного отечественного библиотековеда, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Т. Ф. Каратыгиной. Особое внимание уделяется её монографии «Свети, и будет светло», посвященной 85-летию МГИК. Показано, что эта монография находит широкий положительный отклик как в нашей стране, так и за рубежом, вносит существенный вклад в разработку и осмысление актуальной теоретической и практической проблемы — библиотечной про-фессиологии. Яркая и привлекательная черта монографии — рассмотрение персонификации библиотечной деятельности как фактора повышения престижа библиотечной профессии. Многолетние исследования автора монографии свидетельствуют о том, что в современный период активно осуществляется научный поиск в области библиотечной профессиологии. Ключевые слова: монография, библиотечная профессиология, учебная и научная дисциплина, персонификация, коммеморация, толерантность, профессиональное сознание.

G. A. Ivanova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

present stage of development

of a library professiologiya: the review

of t. f. karatygina's (1937—2016) monograph

"shine, and will be light. professiologichesky studies"

Article contains an assessment of activity of a visible domestic bibliotekoved, the doctor of pedagogical sciences, professors, the honored worker of culture T. F. Karatygina. The special attention is paid her monograph "Shine, and Will Be Light" devoted to the 85 anniversary MSUC. It is shown that this monograph gets a wide positive response as in our country, and abroad. The real work makes an essential contribution to development and judgment of an actual theoretical and practical problem — a library professiologiya. Striking and attractive trait of the monograph — consideration of personification of library activity as factor of increase of prestige of a library profession. Long-term research of the author demonstrates that during the modern period scientific search in the field of a library professiologiya is actively carried out.

Keywords: monograph, library professiologiya, subject and scientific matter, personification, kommemoration, tolerance, professional consciousness.

ИВАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

252 IVANOVA GALINA ALEKSANDROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of

management of information and library activities of social and humanitarian faculty of Moscow state Institute of culture

e-mail: [email protected] ©Иванова Г. А., 2016

В 2015 году исполнилось 85 лет со дня создания старейшего вуза культуры нашей страны — Московского государственного института культуры, юбилей которого был отпразднован в главном концертном зале Российской Федерации — Государственном Кремлёвском дворце.

Обращаясь к собравшимся с кратким приветственным словом, ректор МГИК Иван Васильевич Лобанов отметил, что основным потенциалом вуза является его профессорско-преподавательский состав, который способен сделать МГИК в ближайшем будущем лидером в сфере вузовского образования нашей страны.

Среди учёных нашего института, которые внесли вклад в его становление и развитие, следует особо отметить доктора педагогических наук, профессора кафедры библиотековедения и книговедения МГИК Татьяну Фёдоровну Каратыгину. Юбилей вуза совпал с её весомым личным юбилеем. В 2015 году исполнилось ровно 60 лет, как она переступила порог МГИК (в наименовании 1955 года — Московский государственный библиотечный институт — МГБИ) и навсегда связала с ним свою жизнь и деятельность.

Продолжая дело своего отца, известного отечественного библиотековеда, теоретика и практика библиотечного дела, одного из организаторов МГБИ — Фёдора Ивановича Каратыгина, Татьяна Фёдоровна свято чтила традиции родного вуза, отмечая его юбилейные даты выпуском книг, посвящённых славной истории института. Широко известны её книги «Чтоб не распалась связь времён...» и «Фёдор Иванович Каратыгин — педагог, учёный, человек, стоявший у истоков МГУКИ», посвящённые, соответственно, 75-летию и 80-летию нашего института.

К 85-летию МГИК, в 2015 году, вышла в свет новая книга Т. Ф. Каратыгиной — монография «Свети, и будет светло». Основная идея книги выражена в её заглавии. Автор поясняет: «поэтическая метафора явственно высвечивает основное предназначение земного бытия всех без исключения людей,

состоящее в осознании первостепенной значимости и непреложной личной ответственности каждого из нас за позитивное развитие окружающего мира» [1, с. 3].

Монография Т. Ф. Каратыгиной уже имеет широкий положительный отклик как в нашей стране (рецензии в журналах «Современная библиотека», «Библиография и книговедение», «Библиотечное дело», «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств»), так и за рубежом. Так, в «Информационном бюллетене Центральной библиотеки Болгарской академии наук» в декабре 2015 года была опубликована рецензия на данное издание видного болгарского учёного, доктора наук, профессора Александры Кумановой.

Свой труд Татьяна Фёдоровна посвятила коллегам-библиотекарям, а также профессионалам высшей квалификации, которые осуществляли подготовку библиотечных специалистов в разные исторические периоды, формируя при этом их профессиональное сознание. Представлены и авторские методические приёмы, связанные с воспитанием у молодёжи гордости за свою профессию, с передачей профессии по наследству, поддержанием высокого престижа профессии в наши дни.

Важно отметить, что исторический персонифицированный аспект в книге «сочетается с рассмотрением профессиологии как учебной и научной дисциплины и определением её места в лоне соционики и феноменологии, подкрепляется характеристикой использования методологии просопографии и комме-морации для выработки профессионального сознания» [1, с. 2].

Составляющие монографию семь глав, построенные на принципе нелинейной хронологии, позволили автору ярко и целостно представить собственную концепцию библиотечной профессиологии. В числе глав: «Про-фессиология в контексте персонификации библиотечного дела», «Время не властно над именем», «Нам услышанным быть хотелось бы», «Чтоб не распалась связь времён...», «Наставникам за благо воздадим»,

«Портреты учителей и коллег в зеркале времени», «Слово, слова, слава, книга, библиотека... Взгляд через столетия».

В условиях дифференциации библиотечной науки всё явственнее начинает заявлять о себе такое направление, как профессио-логия, трансформирующаяся одновременно в учебную дисциплину. Поэтому наибольший интерес с теоретических позиций вызывает первая глава книги — «Профессиология в контексте персонификации библиотечного дела».

В вузах культуры по специальности «Биб-лиотечно-информационная деятельность» дисциплина «Библиотечная профессиоло-гия» включена в учебные планы подготовки магистров. В МГИК её преподавала Т. Ф. Каратыгина. Содержание монографии даёт основание утверждать, что преподавание данной учебной дисциплины было теснейшим образом связано с научно-исследовательской деятельностью Татьяны Фёдоровны, а также с её озабоченностью состоянием научно-методического обеспечения учебного курса. Вот почему монография особенно востребована как преподавателями, так и студентами, особенно магистрантами.

Рассмотрев профессиологию как общетеоретическое направление современного библиотековедения и учебную дисциплину, Т. Ф. Каратыгина отметила, что понятие «профес-сиология» стало входить в библиотечную среду в два последние десятилетия ХХ века. Она обозначила базовую проблематику научных изысканий в этой области, представила профессиологические концепции отечественных библиотековедов, опиравшихся на наследие Л. Б. Хавкиной, А. А. Покровского и других видных деятелей библиотечного дела.

Нельзя не согласиться с утверждением о том, что укреплению позиций професси-ологии способствовали защищённые в первой половине 1990-х годов в МГУКИ докторские диссертации А. С. Чачко «Библиотекари как социально-профессиональная группа» и А. И. Каптерева «Методологические и теоретические основания профессионализа-

ции библиотечных специалистов», а также с тем, что основные положения этих исследований вошли в современную концептуальную научную базу совершенствования человеческого фактора библиотечной деятельности, формировать которую начали ещё такие известные теоретики и организаторы библи-отечно-информационного дела, как К. И. Абрамов, А. Н. Ванеев, Ю. В. Григорьев, М. Я. Дворкина, С. А. Езова, О. Л. Кабачек, В. П. Леонов, С. Г. Матлина, Ю. П. Мелентьева, В. В. Скворцов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, Э. Р. Сукиасян, Ю. Ю. Черный и другие.

Заслуживающей внимания, на мой взгляд, является трактовка Т. Ф. Каратыгиной библиотечной профессиологии как учебной дисциплины, как политематической (плюралистической, многофасетной) дисциплины, включающей в свой состав конгломерат таких курсов, как собственно «Библиотечная профессиология», «Библиотечная профессионализация» и «Профессиональная культура библиотекаря». Однако вряд ли возможно в магистерских учебных планах выделять обозначенные курсы как самостоятельные. Это, скорее, направления, входящие в понятие «библиотечная профессиология». Да и сама автор отметила в книге, что «конгломерат представленных направлений, обнимаемых понятием "библиотечная профессиология", как учебная дисциплина, не только предопределяет солидную теоретическую и практическую подготовку слушателей, учащихся, студентов, но и помогает выработать любовь к профессии библиотекаря, учит уважительному и серьёзному к ней отношению» [1, с. 17].

Неоспоримой заслугой автора является рассмотрение профессиологии в лоне соци-оники и феноменологии, а также убедительный вывод о том, что понятия «библиотечная профессиология» и «библиотечная феноменология» могут употребляться как равнозначные. Вполне обоснован вывод и о персонификации как важнейшем направлении профессиологии. Доказано, что персонификация реализуется через библиотечную

^ Новые книги

«портретистику», путём отражения образов выдающихся людей в информационном поле. Среди жанров этих портретов автор называет мемуаристику, биографику, апологетику и другие.

Инновационный характер имеет параграф, в котором рассматривается просопография как условие формирования профессионального сознания специалистов библиотечно-информационной сферы. Рассмотрев направления использования достижений просо-пографии как в прикладном, так и учебно-научном плане, Татьяна Федоровна высказалась о необходимости разработки курса по выбору «Просопография» как специальной исторической дисциплины на примере авторов разных периодов российского библиотечного дела.

Яркой и привлекательной частью монографии является рассмотрение персонификации библиотечной деятельности как фактора повышения престижа библиотечной профессии и социального статуса библиотекаря. Автор вполне обоснованно выделяет одну из положительных тенденций развития современного библиотечного дела — персонифицированный подход к данной отрасли с целью определения личного вклада отдельных теоретиков и практиков в его развитие, выявления роли авторских научных школ, а также углубления профессиональной ориентации молодёжи, активизации патриотического воспитания, пробуждения любви к профессии. В книге на конкретных примерах показано, как в современный период осуществляется переход к анализу деятельности всего библиотечного сообщества и самых разных его представителей.

Ещё одна важная проблема поднята в книге — это проблема коммеморации как транслятора ценностно-смысловых характеристик библиотечной профессии. Помимо общефилософского подхода, в трактовке понятия «коммеморация» (это всё, что связывает человека с прошлым; это память, требующая осознания этой связи) раскрывается и чисто прикладной смысл — это деятельность, свя-

занная с сохранением памяти о событиях. Показывая успехи учёных в данном направлении, автор обращает внимание на принципиальные моменты, связанные с отражением проблем коммеморации в научной и учебно-педагогической деятельности вузов культуры.

К достоинству книги следует отнести рассмотрение вопросов толерантности как социально-нравственного приоритета библиотечного сообщества. Автор твёрдо отстаивает ту позицию, что благодаря толерантности для представителей профессионального сообщества открывается окно в мир информации и знаний, появляется возможность сделать так, чтобы всё позитивное, накопленное человечеством в целом за всю его историю, было бы в равной мере доступно каждому жителю. И ещё один вывод заслуживает внимания: соблюдение постулатов толерантности, базирующихся на достижениях мировой философской мысли, связанной с процессом познания в интересах сохранения общечеловеческих ценностей, позволяет наиболее оптимально помочь как каждому индивиду в отдельности, так и обществу в целом в осуществлении созидательной деятельности.

Заслуживают также внимания идеи автора о межнациональной основе библиотечной теории и практики, о межкультурном взаимодействии. Особый интерес вызывает деятельность творческой группы студентов МГИК «Имя на фоне истории», целью которой является составление персонифицированных характеристик, определение критериев успешности труда библиотечных представителей разных регионов, прежде всего тех, откуда прибыли студенты.

На страницах монографии объёмно представлены личности вузовских педагогов — первоклассных лекторов, наставников, воспитателей студентов и аспирантов. В связи с этим особо обращают на себя внимание очерки о М. П. Гастфере, Ф. И Каратыгине и О. С. Чубарьяне. В этих публикациях даются оценки и многим авторитетным в библиотечном мире специалистам, учёным, организа-

торам библиотечного дела, таким как В. В. Серов, Г. П. Фонотов, В. Г. Сидоров, а также рядовым библиотекарям. Эти ретроспективные реконструкции на фоне истории МГИК позволяют невольно задуматься о повышении престижа современного преподавателя, педагога высшей школы, об укреплении его роли в осуществлении педагогики сотрудничества со студентами.

Подытоживая сказанное, отметим, что в современный период активно осуществляется научный поиск в области библиотечной профессиологии, намечаются перспективные направления исследований в этой области. Свидетельством тому является замечательная монография Татьяны Фёдоровны Каратыгиной. Это прекрасный

подарок нашему вузу к 85-летнему юбилею, а также всем тем, кто трудится в библиотечной сфере. Содержание книги, её высокая культура оформления, достойный полиграфический дизайн, безупречный эстетический вкус в подаче материала — всё это даёт основание утверждать, что монография Т. Ф. Каратыгиной, несомненно, с большим интересом будет встречена широкой читательской аудиторией.

К великому сожалению всего нашего коллектива, недавно Татьяны Фёдоровны не стало. Она оставила нам свою книгу — как напутствие будущим поколениям библиотечных работников, как призыв беззаветно любить свою профессию, которой она отдала всю жизнь.

Примечания

1. Каратыгина Т. Ф. Свети, и будет светло. Профессиологические штудии : монография. Москва : Экон-Информ, 2015. 506 с.

References

1. Karatygina T. F. Sveti, i budet svetlo. Professiologicheskie shtudii [Shine, and will be light. Professiologichesky studies]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2015. 506 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.