Научная статья на тему 'Современный экстремизм: кто виноват и что делать? Рецензия на монографию А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)»'

Современный экстремизм: кто виноват и что делать? Рецензия на монографию А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.В. Римский / экстремизм / модерн / культура / кризис / A.V. Rimsky / extremism / modernity / culture / crisis

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шестаков Юрий Александрович, Руденко Андрей Михайлович

Монография А.В. Римского, философа культуры и правоведа, подводит итоги его почти 20-летней творческой работы по противодействию экстремизму. По мнению рецензентов, в монографии во всей полноте и с безупречной логикой раскрыта идея о том, что проблема экстремизма тесно связана с цивилизационным и культурным противоборством России и Запада, экстремизм продуцируется модерном как феноменом культуры, порожденным Западом в качестве цивилизационного типа, парадоксально способствуя этим элиминации культуры как таковой. Автором монографии дано исчерпывающее обоснование необходимости бескомпромиссного противодействия «рукотворной мифологизации» в сфере массовых коммуникаций на государственном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шестаков Юрий Александрович, Руденко Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Extremism: Who Is to Blame and What to Do? Review of A.V. Rimskiy's monograph "Man in the Practices of Extremism (Philosophical and Cultural Interpretation)"

The reviewed monograph by A.V. Rimskiy, a cultural philosopher and jurist, summarizes the results of his almost 20 years of creative work on countering extremism. According to the reviewers, the monograph reveals in its entirety and with impeccable logic the idea that the problem of extremism is closely linked to the civilizational and cultural confrontation between Russia and the West, extremism is produced by modernity as a cultural phenomenon generated by the West as a civilizational type, paradoxically contributing to the elimination of culture as such. The author of the monograph provides an exhaustive justification for the need for uncompromising counteraction to "man-made mythologization" in the field of mass communications at the state level

Текст научной работы на тему «Современный экстремизм: кто виноват и что делать? Рецензия на монографию А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)»»

УДК 130.2

DOI 10.52575/2712-746X-2024-49-3 -619-624

Современный экстремизм: кто виноват и что делать? Рецензия на монографию А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)»

Шестаков Ю.А., Руденко А.М.

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Донского государственного технического университета, Россия, г. Шахты, Ростовская обл. 346505, ул. Шевченко, д. 147 [email protected], [email protected]

Аннотация. Монография А.В. Римского, философа культуры и правоведа, подводит итоги его почти 20-летней творческой работы по противодействию экстремизму. По мнению рецензентов, в монографии во всей полноте и с безупречной логикой раскрыта идея о том, что проблема экстремизма тесно связана с цивилизационным и культурным противоборством России и Запада, экстремизм продуцируется модерном как феноменом культуры, порожденным Западом в качестве цивилизационного типа, парадоксально способствуя этим элиминации культуры как таковой. Автором монографии дано исчерпывающее обоснование необходимости бескомпромиссного противодействия «рукотворной мифологизации» в сфере массовых коммуникаций на государственном уровне.

Ключевые слова: А.В. Римский, экстремизм, модерн, культура, кризис

Для цитирования: Шестаков Ю.А., Руденко А.М. 2024. Современный экстремизм: кто виноват и что делать? Рецензия на монографию А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)». NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(3): 619-624. DOI: 10.52575/2712-746X-2024-49-3-619-624

Modern Extremism: Who Is to Blame and What to Do? Review of A.V. Rimskiy's monograph "Man in the Practices of Extremism (Philosophical and Cultural Interpretation)"

Yuriy А. Shestakov, Andrey M. Rudenko

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State Technical University 147 Shevchenko St, Rostov region, Shakhty 346505, Russian Federation shesyur@,mail.ru, [email protected]

Abstract. The reviewed monograph by A.V. Rimskiy, a cultural philosopher and jurist, summarizes the results of his almost 20 years of creative work on countering extremism. According to the reviewers, the monograph reveals in its entirety and with impeccable logic the idea that the problem of extremism is closely linked to the civilizational and cultural confrontation between Russia and the West, extremism is produced by modernity as a cultural phenomenon generated by the West as a civilizational type, paradoxically contributing to the elimination of culture as such. The author of the monograph provides an exhaustive justification for the need for uncompromising counteraction to "man-made mythologization" in the field of mass communications at the state level.

© Шестаков Ю.А., Руденко А.М., 2024

Keywords: A.V. Rimsky, extremism, modernity, culture, crisis

For citation: Shestakov Yu.A., Rudenko A.M. 2024. Modern Extremism: Who Is to Blame and What to Do? Review of A.V. Rimsky's monograph "Man in the Practices of Extremism (Philosophical and Cultural Interpretation)". NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 49(3): 619-624 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2024-49-3-619-624

В настоящее время проблема сохранения культурно-исторической идентичности нашего Отечества выходит на первый план. Происходит это в связи с началом специальной военной операции и открытого, фактически вооруженного, противостояния с цивилизационным Западом и технико-технологическим Севером. С одной стороны, эта ситуация, по видимости, делает ненужным обоснование истоков и сути противоборства. Там, где начинается вооруженное противостояние, сопровождающееся гибелью людей, в том числе и мирного населения, вроде бы излишним становится поиск культурфилософских и антропологических оснований борьбы. Однако, с другой стороны, именно эта ситуация и делает такую экспликацию остро необходимой. В сущности, обоснование сохранения отечественной цивилизации, сохранения своей идентичности, права оставаться собой является обоснованием противоборства. Следовательно, не детский вопрос: «кто первый начал?», а научно-обоснованное выяснение того антропогенного негатива, который несет всему человечеству доминирование Запада как культурного феномена, является подлинно насущным для объяснения антагонизма России как государства-цивилизации и данного цивилизационного типа. В этой связи огромной ценностью обладает монография А.В. Римского «Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая интерпретация)» [Римский, 2023].

Работа стала плодом долголетнего труда, который воплотился в двух диссертационных исследованиях, на основании защиты которых Алексей Викторович снискал степени кандидата и доктора философских наук, а также в десятках статей о борьбе с экстремизмом на основе использования культурфилософского знания, борьбе, которой он посвятил не только свою научную, но и служебную жизнь, являясь работником правоохранительных органов и преподавателем кафедры государственно правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

Автор монографии сосредотачивает свое внимание на культурфилософской интерпретации экстремизма, который, несомненно, является одной из глобальных проблем современности, ставящей под вопрос выживание человека и сохранение культуры как таковой. Принимая во внимание то обстоятельство, что истоки этого феномена изучены явно недостаточно, что явления здесь (особенно в средствах массовой коммуникации и идеологическом дискурсе) постоянно выдаются за сущность, что видимость заслоняет подлинные факторы, продуцирующие этот феномен, продуктивная попытка «философского понимания природы, культурно-исторических и актуальных форм экстремистских практик в диахронных и синхронных измерениях» [Римский, 2024а, с. 7] является серьезным вкладом в решение этой глобальной проблемы современности путем, прежде всего, выяснения детерминант его появления и превращения в серьезную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности.

Во-первых, автор, уяснив причины данного явления, справедливо увязывает его с кризисным состоянием социума. Экстремизм продуцируют, выражаясь словами исследователя, «кризисные, пограничные и чрезвычайные ситуации в жизнедеятельности и социокультурных практиках» [Римский, 2024а, с. 40]. На первый план в ситуации нарастания экстремистских настроений в обществе выходит угроза экзистенциальной определенности общества. Экстремизм не только порождает социальный и культурный хаос. Он порождается им.

Во-вторых, автор обоснованно усматривает качественную определенность модерного «экстремизма», тождественную с его бытием, отличие от домодерного «протоэкстремизма» [Римский, 2023, с. 194]. Он верно подметил и смог доказать, что экстремизм модерна есть его порождение как культурного феномена, продуцируемого прежде всего западной цивилизацией с ее атрибутами индивидуализма и рационализма [Римский, 2023, с. 91]. Воспользовавшись методологией исследования модерна В.П. Римского, автор монографии делает акцент на «модернизацию Модерна», на постоянно сменяющие и взаимно отрицающие друг друга «мифы модерна», модерна как отрицания самого себя в проявлениях «антимодерна», «контрмодерна», «неомодерна» [Белоненко, Римский, 2015, с. 78] и т. п., как на доминирующий фактор, продуцирующий лавинообразный рост экстремистских настроений в социумах как классической модернизации, так и модернизации неорганической, неестественной, догоняющей, наиболее ярким примером которых является Россия. Он убедительно доказывает, что этот рост приводит в конце концов к революциям, которые на деле являются не «локомотивами истории», а локомотивами модернизации, инструментами, методами, формами, которые способствуют развитию по западному образцу. Причем модернизации резкой, радикальной, «стрессогенной», а потому и травмирующей социум, подрывающей традицию, которая является основным транслятором культуры.

Инновации конечно же неизбежны. Они и необходимы. Но лишь инновации, продуцируемые в рамках традиции, оформленные ею, существующие в традиционной матрице. Современная отечественная аксиология недаром утверждает, что вообще «...никакие культурные инновации не возникнут, если они не найдут опору в традиционных ценностных ориентациях» [Котлярова, 2010, с. 86]. Именно поэтому автор актуализирует свою идею, объясняя экстремизмом «цветные» революции в качестве явлений, созданных «искусственно», имея ввиду, по-видимому, именно разрыв с традицией, трактуя их как «конструируемые» и «манипулятивные», «политико-технологические» [Римский, 2023, с. 174] феномены, приводящие к «квазиреволюциям», которые не является локомотивами модернизации, то есть все-таки развития, хоть и по западным лекалам, а представляют собой лишь способ обеспечить интересы уходящих со сцены истории вследствие глобализации, «западного» универсализма и «северного» глобализма, реализуя деструктивным путем их претензии на перераспределение мировых ресурсов в свою пользу.

В-третьих, закономерно, с учетом вышесказанного, постулирование автором тезиса: культура и экстремизм фактически антагонисты. «Постсовременный экстремизм - это реакция на попытки лишения человека и целых цивилизаций традиционалистского, онтологического и аксиологического базиса, замены его квази-религиозностью, политико-идеологическими мифами и виртуальной, симулятивной массовой культурой» [Римский, 2024, с. 8], - утверждает автор. Он пишет о маргинальных личностях и девиантных практиках как о носителях и проявлениях экстремистской идеологии, о «контркультурных» и «субкультурных» сообществах как о субъектах экстремисткой деятельности [Римский, 2023, с. 28], а также о прочих «квазикультурных» проявлениях экстремизма. «Экстремизм в поведении несовместим с личной культурой, культурным развитием личности», - утверждает философ уже в одной из своих ранних работ [Римский, Артюх, 2009, с. 249]. В другой работе, также послужившей основой упоминаемой монографии, автор указывает на то, что «экстремизм стремится радикально переделать "скверный" окружающий мир, что фактически становится признанием своей недостаточной сакральности и легитимности, что и вызывает желание разрушить, деформировать наличную "профанную" реальность.» [Римский, Рязанова, 2019, с. 711]. Исследователь говорил о том, что «экстремист всегда носитель экстремальной практики разрушения общества в "антисистемном бытии-вместе"» [Римский А.В., Римский В.П., 2021, с. 466]. Алексей Викторович подчеркивает, что экстремистские антисистемные сообщества «взрывают социум» [Римский, 2024а, с. 11] именно потому, что представляют

собой «антимиры» культуры, состоящие из ее «антивещества», которое при столкновении с подлинной культурой аннигилируют ее, элиминируя нормы, институты, общественную деятельность, общественные отношения, субъекты общества и в итоге само общество в качестве социокультурной системы.

В-четвертых, автор выявляет механизмы формирования питательной среды для этого акультурного и антикультурного феномена. На его взгляд, прежде всего «медийность и цифровизация современной культуры и повседневной жизни молодого человека порождает массовые информационные и сетевые каналы порождения и трансляции экстремизма» [Римский, 2024а, с. 12]. И действительно, современная эпоха -это эпоха, в которой средства массовой информации и коммуникации превратились из транслятора ценностей в их творца, демиурга. Поэтому именно такой взгляд на основу формирования массового экстремизма выглядит наиболее релевантным современной ситуации. Особенно хотелось бы отметить в этой связи опасность «мифологизации прошлого», создания рукотворных мифов, продуцируемых СМИ и СМК, действующих в интересах разнообразных акторов Запада, - опасность, которую автор упоминает и признает (так, в одной из своих ранних работ он говорит о том, что противодействие экстремизму находится на путях «признания инаковости и индивидуальности» культурных феноменов [Римский, Борисов, 2012, с. 121]), хотя и не отводит ей главной роли конкретно в этой монографии.

Мифологизированное историческое сознание, отрицающее преемственность, активно формируемое ныне в процессе осуществления коммуникативных и образовательных культурных практик, опасно тем, что создает иллюзию полной свободы выбора своего исторического пути, иллюзию возможности произвольного «творения будущего», являющуюся в сущности проявлением потери историчности, в результате которой история становится шизофренической. Будущее нельзя творить из пустоты. Оно исторически обусловлено. Социум может осуществлять свое историческое творчество только на основе «габитуса», культурного капитала, доставшегося от предков, соотносящих себя с национально-государственным сообществом. В силу этого оно достижимо в определенном, ограниченном своим размером веере возможностей, в коридоре, обусловленном историческим творчеством предыдущих поколений. «Культурная безграничность» выливается в культурный произвол, чреватый аномией, анархией и, как следствие, экономическим и политическим хаосом, «войной всех против всех» (используя аллюзию Т. Гоббса), что и представляет собой торжество экстремизма. Подобную ситуацию можно наблюдать во многих странах, ставших жертвами разнообразных «цветных» революций, инициируемых извне и произошедших во многом благодаря внешне детерминируемой деформации массового сознания. История этих национально-государственных сообществ посредством самого разнообразного контента (средств массовой информации, социальных сетей, образовательной системы, квазирелигиозных организаций и т.п.) подавалась как «разорванная», как процесс, не основанный на преемственности, а потому вполне подверженный рукотворной коррекции в необходимую «поезду современности» (и, главное, его «локомотиву») сторону. Яркий пример такой ситуации демонстрирует как раз Украина.

Периоды аксиологического «включения» в мир Запада (цивилизации, сформированной на основе антитрадиционалисткой культуры) объявляются «подлинными», а периоды противостояния ему в рамках своеобразной, отечественной культуры, составляющей трансисторическое аксиологическое ядро нации, ее ценностную сущность - «неподлинными», «ненастоящими», а потому - ненужными для ориентации в нынешнем национально-государственном бытии и построения бытия будущего. Подобная «шизофренизация», раскол исторического сознания, провоцирует экстремизм, который, в свою очередь, закономерно ведет к расколу в обществе, гражданской войне и в итоге создает угрозу утраты нацией возможности безопасного существования и развития. Не случайно автор монографии в одной из своих работ говорит о необходимости

ценностного единения общества в противодействии экстремизму, когда «право как социальный институт становится коридором возможностей идентификации молодежи с обществом и предполагает интолерантность к экстремизму» [Римский, 2019, с. 432].

Проясняя нашу точку зрения на возможности устранения негативных последствий мифологизации исторического сознания, порождающего экстремизм, надо упомянуть о том, что сущность этого явления - в элиминации принципа объективности в подаче исторического материала, что принципиально угрожает национальной безопасности, составляя питательную среду для различных экстремистских движений. Средством устранения этой угрозы является государственная защита исторической информации от злонамеренного искажения на основе «признания окультуривающей, по отношению к обыденному сознанию, роли теоретического уровня исторического сознания, в частности философской и философско-исторической науки, понимания недопустимости прямой подмены научных понятий образами, символами и представлениями, сформировавшимися на обыденном уровне» [Шестаков, 2022, с. 404]. Это позволит национально-государственному сообществу сохранить достоинство и единство, надежно обеспечив защиту от распространения экстремистской идеологии.

Таким образом, авторская концепция А.В. Римского сути и причин этого негативного явления позволяет ответить на два основополагающих и сакраментальных вопроса, касающихся экстремизма: «кто виноват?» и «что делать?». Наш призыв, предлагающий углубить борьбу с «цифровым экстремизмом», задействуя мощнейший ресурс Всемирной паутины в деле формирования коммуникации между двумя уровнями исторического сознания для того, чтобы научное историческое и философско-историческое знание выполняло окультуривающую функцию по отношению к историческом сознанию, является лишь небольшим дополнением достаточно полной, стройной и логически безупречной концепции философа, обосновывающей культурные и антропологические истоки, типологизацию, а также формы и методы распространения экстремизма в современном обществе.

Список литературы

Белоненко Е.О., Римский В.П., 2015. Время и самоидентификация модерна. Научные ведомости

Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право, 2(199): 65-80. Котлярова В.В., 2010. Традиционные ценности в современной культуре. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 1: 84-86. Римский А.В. 2019. Молодежный экстремизм: сфера социально-правового контроля. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 44(3): 427-433.

Римский А.В. 2023. Человек в практиках экстремизма (философско-культурологическая

интерпретация). Белгород, Эпицентр, 200 с. Римский А.В. 2024. Человек в практиках экстремизма: философско-культурологические

конфигурации: автореферат дис... док. филос. наук. Белгород, 34 с. Римский А.В. 2024а. Человек в практиках экстремизма: философско-культурологические

конфигурации: дис... док. филос. наук. Белгород, 274 с. Римский А.В., Артюх А.В. 2009. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 16(71): 244-249. Римский А.В., Борисов С.Н. 2012. Культурно-исторические формы религиозного экстремизма: от традиционализма к модерну. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 5(49): 114-122. Римский А.В., Римский В.П. 2021. «Разрушение вместе» или О специфике экстремистских

сообществ. Nomothetika: Философия. Социология. Право, 46(3): 489-498. Римский А.В., Рязанова Н.А. 2019. Экстремизм и насилие в практиках «цветных переворотов»: «сакральная жертва» и «чрезвычайное положение». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 44(4): 704-713.

Шестаков Ю.А. 2022. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России. Nomothetika: Философия. Социология. Право, 47(2): 399-407. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407

References

Belonenko E.O., Rimskiy V.P., 2015. Time in modern identity. Scientific bulletin of Belgorod State University. Philosophy. Sociology. Law, 2(199): 65-80 (in Russian).

Kotlyarova V.V. 2010. Traditional values in modern culture. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice, 1: 84-86 (in Russian).

Rimskiy A.V. 2019. Youth extremism: sphere of social and legal control. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law, 44(3): 427-433 (in Russian).

Rimskiy A.V. 2023. Man in the practices of extremism (philosophical and cultural interpretation): monograph. Belgorod, Publ. Epicenter, 200 p. (in Russian).

Rimskiy A.V. 2024. Man in the practices of extremism: philosophical and cultural configurations: abstract of the dissertation... doc. philos. Belgorod, 35 p. (in Russian).

Rimskiy A.V. 2024 a. Man in the practices of extremism: philosophical and cultural configurations: dis... doc. philos. Belgorod, 274 p. (in Russian).

Rimskiy A.V., Artyukh A.V. 2009. Extremism and terrorism: notion and essential forms. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law, 16(71): 244-249 (in Russian).

Rimskiy A.V., Borisov S.N., 2012. Cultural and historical forms of religious extremism: From traditionalism to modernity. Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 5(49): 114-122 (in Russian).

Rimskiy A.V. Rimskiy V.P., 2021. «The Destruction Together» or On the Specifics of Extremist Communities. Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law, 46(3): 489-498 (in Russian).

Rimskiy A.V., Ryazanova N.A., 2019. Extremism and violence in the practices of "Color coups": "Sacred sacrifice" and "State of emergency". Scientific bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law, 44(4): 704-713 (in Russian).

Shestakov Yu.A. 2022. Historical Consciousness of Russian Youth in the Context of Ensuring National Security of Russia. Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law, 47(2): 399-407 (in Russian).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 26.05.2024 Received May 26, 2024

Поступила после рецензирования 20.08.2024 Revised August 20, 2024

Принята к публикации 30.08.2024 Accepted August 30, 2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шестаков Юрий Александрович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты, Россия.

Руденко Андрей Михайлович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных

дисциплин, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yuriy Ä. Shestakov, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State Technical University, Shakhty, Russia.

Andrey M. Rudenko, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of "Social and Humanitarian Disciplines", Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State Technical University, Shakhty, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.