УДК 80
Л. К. Салиева
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления, МГУ им. М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕКСТОВ М. БАХТИНА
Понятие «ответственность речевого поступка» М. М. Бахтина, в отличие от понятий «карнавал» и «диалог», не освоено наукой в должной мере.
В статье рассматриваются два противоречащих принципу ответственного слова метода создания ложных картин мира, а именно: 1) подмена денотативного значения слова при сохранении положительной коннотации, или наоборот; 2) создание нарративных текстов на основе строгого отбора фактов.
Ключевые слова: ответственность речевого поступка; манипуляция; картина мира; нарративный текст; ложное именование.
Salieva L. K.
Ph.D., Associate Professor, the Foreign Languages Department, Faculty of State Management, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
MODERN DISCOURSE THROUGH THE LENS OF M. BAKHTIN'S TEXTS
The concept of answerability of speech act in contrast to the concepts of carnival and dialogue has not been adequately mastered by the science. The article examines two methods of creating false world view that are contradictory to the principle of answerability: 1) the substitution of denotative meaning of the word while maintaining a positive connotation (or vice versa); 2) the creation of narrations on the basis of rigorous selection of facts.
Key words: answerability of speech act; manipulation; world view; narrative; false nomination.
Одно из названий современности - эпоха М. М. Бахтина [4; 5; 18]. Однако часто его концепция не воспринимается целостно, а только в отдельных ее элементах. Такие понятия, как «диалог» и «карнавал» стали популярными, в то время как базовое понятие «ответственность» находится на периферии внимания.
М. М. Бахтиным было показано (предсказано), что суть кризиса нашего времени состоит в безответственности слова (речевого поступка) [6], ведущей к невозможности воспроизводства общества. Поступок, осуществление решения, «стягивает, соотносит и разрешает
в едином и единственном и уже последнем контексте и смысл, и факт, и общее, и индивидуальное, и реальное, и идеальное, ибо все входит в его ответственную мотивацию...» [6, с. 32]. Свойствами поступка, по М. М. Бахтину, являются включенность в конкретный жизненный контекст, утверждение предмета речи как ценности, новизна смысла (продолженная в духе целого, однажды признанного), ответственность за утверждение нового смысла, новой ценности. Только ответственность своей жизнью за утверждение нового смысла в любой сфере, будь то наука или искусство или что-то третье, создает единство личности и правду ситуации. Ответственность поступка обеспечивает единство культуры и деятельности. Безответственность ведет к культурному нигилизму, разрыву между мотивом и продуктом поступка, действительным свершением и его содержательным смыслом, абстрактным и конкретным, теоретическим и практическим мирами. «Вследствие того, что теория оторвалась от поступка и развивается по собственному внутреннему имманентному закону, поступок, отпустивший от себя теорию, сам начинает деградировать ... Если мы возьмем современный поступок оторвано от замкнувшейся в себе теории, то получим биологический или технический акт ... Жизнь может быть осознана только в конкретной ответственности. Философия жизни может быть только нравственной философией» [6, с. 52-53].
Особую значимость проблема ответственности речевого поступка приобретает в информационную эпоху, когда власть осуществляется посредством управления информационными ресурсами и информационными потоками. Другой великий русский мыслитель ХХ в. Ю. В. Рождественский писал: «Слово как лексис становится особенно ответственным, так как правильное именование, лежащее в основании лексических единиц, не только толкует назначение и применение всех вещей, но и определяет их понимание, воспитание людей и управление общественными процессами. Здесь этический центр философии языка. В ХХ в. слишком много было создано неправильных имен - "мифологем". Отсюда невозможность разумного устроения жизни, так как каждая мифологема, увы, есть желание пользы себе в ущерб другим. Примеры многочисленны. <...> Этические задачи языка: "не лгать, не лжесвидетельствовать" - не новы, но существенны. В современных условиях возникли новые этические задачи, отвечающие информационному обществу. Это задачи об именах: не создавай имен, в которых лишь частичная правда, не искажай
толкование имен и мыслей другого. Эти новые этические задачи связаны с конструированием текстов массовой информации прежде всего» [26, с. 64-65].
В статье рассматриваются два метода создания ложных смыслов и ложных картин мира при помощи слова. Это, во-первых, подмена денотативного значения слова при сохранении положительной коннотации, и наоборот, во-вторых, «просеивание фактов» при написании историй.
Начнем с первого. Ответственное употребление слова, по М. М. Бахтину, означает использование его во всей смысловой полноте, в которую входят «и его содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), и наглядно-выразительная (слово-образ), и эмоционально-волевая (интонация слова) в их единстве» [6, с. 34] в исторической ретроспективе, когда слово несет в себе эхо всех своих предшествующих употреблений. Такое слово способно обеспечить воспроизводство общества посредством передачи новым поколениям значимой информации. В противном случае имеет место вандализм, нарушается связь времен.
СМИ, по словам Ж. Бодрийяра, формируют «неореальность» [11, с. 104], в создание которой вносит вклад также и реклама. Последней принадлежит важная роль в формировании системы ценностей общества потребления. Как отмечает Г. Дебор, идет «непрерывная опиумная война, которая ведется с целью уничтожить даже в мыслях людей различия между товарами и жизненными ценностями...» [15].
Проиллюстрируем сказанное примерами из списка «100 лучших слоганов мировой рекламы» [31]:
Продукт замещает личность человека
I am what I am REEBOK
I am Canadian Molson Canadian Beer
It's all about you \|S(\||
Nothing comes between me and my Calvins Calvin Klein Jeans
Продукт - хорошая жизнь
Life tastes good COCA-COLA
Live unboring Ikea
Pure Life NESTLE
Продукт - настоящее, неподдельное
It's the real thing Coca-Cola
Pure Gold Benson&Hedges Cigarettes
Продукт - вдохновение, жизненная сила
It Gives You Wiiings RED BULL
Inspired Living Haier (бытовая техника)
Продукт - свобода
Liberte toujours GAULOISES
State of Independence SAAB
Продукт - счастье
Happiness is a cigar called Hamlet Hamlet
Happiness is egg shaped BritishEggMarketing Board
Продукт - лучшее будущее
Let's Make Things Better SHARP
Let's Make Things Better Philips
Making Tomorrow Better ONGC (Oil & Natural Gas Commission, India)
Также используется прием изменения коннотации с отрицательной на положительную при сохранении предметного содержания:
Obey Your Thirst
Sprite
Ответственность за слово и перед словом как определяющий фактор целостности общества и в его истории, и в его современности -основа философии М. М. Бахтина, сущностная для информационной эпохи. Здесь важно помнить, что под словом подразумевается не только слово как лексис, но и слово как произведение речи. Отсюда для нашего рассуждения другим не менее значимым аспектом философии М. М. Бахтина является развитие им теории нарратива как теории риторической. В силу того, что благодаря совмещению словесного, визуального и аудиального воздействия мультимедийный рассказ о событиях стал постоянным контекстом человеческой жизни и формирует реальность, в которой мы живем, существенное значение приобретает именно риторический подход к нарративным текстам, раскрывающий не только способы конструирования картин мира в повествовательном тексте, но и возможности использования картин мира в качестве аргументов для продвижения своих идей.
Нарратив по природе своей является ситуативно-обусловленной интерпретацией ряда событий. Именно этот момент подчеркнут
в следующем высказывании М. М. Бахтина: «Перед нами два события: событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания . события эти происходят в разные времена . и на разных местах, и в то же время они неразрывно объединены в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте <...>. Мы воспринимаем эту полноту в ее целостности и нераздельности, но одновременно понимаем и всю разность составляющих ее моментов» [9, с. 403-404]. Целостность и нераздельность создается оценкой, которая и проецирует определенное эмоционально-оценочное отношение к предмету речи, делая его иллюстрацией той или иной идеи. М. М. Бахтин говорит об интонационной и семантической метафорах [8, с. 213]. Метафорическое переосмысление и значения слова и поэтической формы - закон развития и обыденного и поэтического языков. Однако М. М. Бахтин предупреждает: не надо путать вдохновение и содержание [7, с. 5-6].
В наше время убеждающий потенциал нарратива вполне осознан, и эта форма речи стала основной в управлении массовым сознанием как в коммерческих, так и в политических целях [1; 3; 11; 12; 16; 17; 21; 22; 23; 25; 30; 32; 33; 34; 35; 37; 38; 40; 41; 42; 45].
В чем заключается действенность нарратива?
Повествование - отбор и монтаж элементов событийного ряда, при помощи которого автор достигает реализации своего пафоса косвенным путем - посредством рассказывания истории, создающей определенную точку зрения на предмет речи, т. е. его образ [17; 30; 35; 42]. История является результатом смыслопорождающего отбора ситуаций, фактов, лиц, действий и их свойств. «Отбор элементов и их свойств создает не только историю, но также перцептивную, пространственную, временную, идеологическую и языковую точку зрения, с которой воспринимаются и осмысливаются события» [42, с. 14].
Риторика испокон веков рассматривает повествование как вид сильного аргумента, использующегося во всех родах речи [20, с. 347]. В повествовании образ события создается при помощи разложения некоего отрезка действительности (реальной или вымышленной) на ряд отдельных атомарных событий. «Этот ряд может в принципе дробиться до бесконечности, но в текст изложения входят только некоторые из них. Для читателя эта связь естественна и очевидна, а смысловые пропуски незаметны» [14, с. 244]. Автор выбирает те события и факты, совокупность которых повлечет за собой определенный
вывод, создаст определенный образ предмета речи. Эффективность повествования как довода обусловлена во многом тем, что в основе выделения и объединения аудитории словом лежат дейксис и модальность, которые в повествовании одновременно «служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия» [14, с. 226].
Начиная со второй половины XIX в., проблематика риторики переходит в поэтику. В этой связи необходимо отметить, что теория повествования и сюжето сложения великого русского ученого А. Н. Весе-ловского [13] имеет непреходящее значение для науки и просвещения. Историческая поэтика А. Н. Веселовского говорит о том, что сюжет -это метафорическая картина мира и потому, как и всякая метафора, является суггестивным приемом воздействия. Он также пишет о жанрах дидактической литературы (позже в трудах Г. Г. Шпета, получивших название прозопоэтических жанров [43]), которые используют поэтические приемы в прозаических целях (для достижения практических интересов), он показывает, почему поэтический образ может переходить в миф.
Суггестивный потенциал метафоры состоит в том, что один предмет непосредственно замещает другой, и это не оставляет места рассуждению. Данное утверждение согласуется с современным широким пониманием метафоры, например Максом Блэком, когда предмет речи видится сквозь определенную сетку понятий, положений, событий [10]. Медийные тексты конструируют истории о реальных людях [22, с. 176], и эти истории являются теми метафорами, которыми мы живем. Для правильной оценки содержания СМИ, которое в основном сформировано текстами прозопоэтических жанров, необходимо помнить, что эти тексты поэтические по строению, но созданы для репрезентации идей, создания картин мира. Аргументация здесь осуществляется при помощи суггестивных образов, чем и обусловлен их мифотворческий потенциал. Такой прием является манипуляцией, так как имеет целью заставить человека вынести определенное решение, не осознавая мотивов своего поступка.
Идеальным средством создания нужных картин мира может служить кино. В связи с этим обращает на себя внимание ряд фильмов и театральных постановок, посвященных британской монархии XX в., таких как Bertie & Elizabeth (фильм, 2002), The Queen (фильм, 2006), The King's Speech (фильм, 2010), The Audince (пьеса и постановка,
2013), Wallis & Edward (фильм, 2005), W./E (фильм, 2011), William & Kate (фильм, 2011). Эти произведения появились на фоне резкого падения имиджа монархии после интервью Дианы в ноябре 1995 г. (программа «Panorama»).
В структуре нарратива можно выделить два типа элементов: те, которые используются для создания образа мира, и те, которые управляют восприятием: к последним относится сюжет, композиция, архитектоника, ритм, к первым - события, составляющие сюжет, герои (их номенклатура и атрибуты), мысли, язык, невербальные элементы (зрительный и звуковой ряды). Для проведения качественного контент-анализа [29] надо выделить категории, значимые с точки зрения распространения стиля. Это можно сделать, опираясь на содержательные элементы нарратива.
Очень важно, на каких текстах растут наши дети. Нарратив массовой коммуникации для детей закладывает фундамент массового сознания ближайшего будущего [24]. Частичное представление о детском медийном нарративе можно получить на основе исследования продукции одного из самых успешных проектов на рынке детской мультимедийной продукции «Человек-паук» (издательство Marvel), который существует на разных материальных носителях (в качестве комиксов, карточной игры, на телевидении, в кинофильмах и видеоиграх). Был проведен качественный контент-анализ журналов за 2009 год и 400 карточек. Результаты представлены (http://psyjournals.ru/ sociosphera/2010/n3/35467.shtml). Здесь же приведем такой пример: бонусные карточки с надписью «Укради!» с пояснением, что данная карточка дает право украсть (не взять, а именно украсть) некоторое количество карточек у любого игрока. Подобные приемы делают нормативными элементы зла в той части образа мира, которая представляет добро. Искажение смыслов является самой худшей формой вандализма, поскольку подрывает основы общества.
Заключение. Работа М. М. Бахтина «К философии поступка» написана в 1919-1921 гг. в начале бурного развития общества и средств массовой коммуникации. И. Пешков отмечает, что «М. М. Бахтин с самого начала писал глобально новую риторику», риторику массового общества, он создавал новую «риторическую парадигму, корень которой в архитектонике поступка» [23]. Пожалуй, наиболее полное воплощение это намерение М. М. Бахтина нашло в современной риторике Ю. В. Рождественского, окончательно оформленной в конце
ХХ в. в таких работах, как «Теория риторики», «Принципы современной риторики», «Философия языка и учебный предмет». Ю. В. Рождественский писал, что в XX в. глобальная безответственность речевого поступка стала реальностью, которой нельзя избежать: «...создание СМИ как коллективного и глобального текста сделало фактически невозможным правовой контроль над содержанием текстов. СМИ постепенно содействовали распространению безграничной возможности диффамации уже не только личности, но и целых общественных групп, институтов, страны, продукции; расшатывали семейные устои, агитировали за разрушение гражданского порядка в обществе. Притом что de-jure цензурные законы по-прежнему сохраняются в разных формах и направлены на то, чтобы препятствовать развитию общества вседозволенности» [26]. Такое положение вещей «выдвигает первую задачу риторики. Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру данного общества» [27, с. 10].
Сейчас много говорят о важности критического мышления и введении специальных курсов критического мышления [19]1 , часто его развитие связывают с курсом медиаграмотности и понятием медиа-компетентности [33; 44]. Однако, как показывает наше рассуждение, развитие критического мышления надо начинать на уроках литературы и риторики. Не имея должных филологических знаний, противостоять рассмотренным в статье видам манипуляции практически невозможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс: Монография. -
СПб. : Норма, 2006. - 182 с.
1 Также см. ВолковЕ.Н. Критическое мышление: библиография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolkov.net/critic.think/bibliography/ bibliogr.crit.think.html
2. Аристотель. Поэтика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// philosophy.ru/library/aristotle/poet.html
3. Барт P. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 196-238.
4. Бахтин М. М. pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. - Т. 1. - СПб. : РХГИ, 2001. -552 с. (Русский путь).
5. Бахтин М. М. Творчество и наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. - Т. 2. - СПб. : РХГИ, 2002. - 712 с. (Русский путь).
6. Бахтин М. М. К философии поступка // Работы 1920-х гг. - Киев : Next, 1994. - С. 9-69.
7. Бахтин М. М. Искусство и ответственность // Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. - С. 5-6.
8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. - С. 181-187.
9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfU.ru/bitstream/10995/ 84/1/783188.pdf
10. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. - М. : Прогресс, 1990. - С. 153-173.
11. БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М. : Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с. (Мыслители ХХ в.).
12. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. - 2000. - №3. - С. 29-42.
13. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М. : Высшая школа,1989. -406 с. (Классика литературной науки).
14. Волков А. А. Основы русской риторики. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 1996. - 344 с.
15. Дебор Г. Э. Общество спектакля. Перевод Болеслава Немана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/ society_of_spectacle.html?q=lib/theory/debord/society_of_spectacle.html
16. Дерябин А. Телевизионные новости как коммуникативное событие // Дискурс. - 1998. - № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dedovkgu.narod.ru/bib/derjabin.htm
17. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 т. - Т. 2. - М. : М. и С. Сабашниковы, 1998. - С. 60-281.
18. Кожинов В. В. Судьба России. Вчера, сегодня, завтра. - М. : Молодая гвардия, 1990 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono. ru/libris/lib_k/kozh_bahtin.html
19. Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад). Краткое
изложение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evolkov.net/ critic.think/basics/delphi.report.html
20. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - М.-Л., 1950-1983. - Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1952. - 996 с.
21. Луканина М. В., Салиева Л. К. Нарративное манипулирование // Государственное управление: электронный вестник. - Вып. 46. - Октябрь 2014. -С. 1-13.
22. Москаленко Е. С. Личностный нарратив как когнитивный принцип организации массмедийного дискурса // Вестник ИГЛУ. - № 1. - 2009. -С. 175-180. (Сер. Филология).
23. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/ bahtin/peshkov.html
24. Платон. Государство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.philosophy.ru/library/plato/01/0.html
25. Репьевская М. В. Подходы к изучению нарратива // Вестник ЮУрГУ. -2012. - № 25. - С. 136-143. (Сер. Лингвистика).
26. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. - М. : Флинта : Наука, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist. narod.ru/text7/35.htm
27. Рождественский Ю. В. Теория риторики. - М. : Добросвет, 1997. - 298 с.
28. Рождественский Ю. В. Философия языка и учебный предмет // Философия языка. Культуроведение и дидактика. - М. : Грантъ, 2003. - С. 9-146.
29. Салиева Л. К. Информационный аспект деятельности специалиста по связям с общественностью // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества: сб. материалов Третьей всерос. науч.-практ. конф. - М. : Флинта : Наука, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istina.msu.ru/ publications/article/4488894/
30. Салиева Л. К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. - 2012. - № 3. -С. 116-128. - (Сер. 21. Управление: государство и общество).
31. Сто лучших слоганов мировой рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.adme.ru/rejting-adme/100-luchshih-sloganov-mirovoj -reklamy-23755/
32. Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. - 2004. -№ 6-7. - С. 56-75. - (Сер. Социология).
33. Трубина Е. Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к специальному курсу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.myword.ru
34. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова). - Тверь : ТГУ, 2001. - 58 с.
35. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. Вып. 5. - 2002. - С. 5-31.
36. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 с.
37. Федосеева Е. В. Изменение структуры нарратива как основа риторически модифицированного массмедийного дискурса // Вестник ИГЛУ. - № 3. -2012. - С. 122-127.
38. Чернякова М. В. Реализация манипулятивного потенциала концептуальной метафоры в российском и американском политическом нарративе, посвященном войне в Ираке 2003-2004 гг.: дис. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. disserCat.ru
39. Человек-паук. Герои и злодеи. (Marvel. An Eaglemoss Publication. 2009. № 2. Сериал).
40. Шейгал Е. И. Политический скандал как нарратив // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. / ВГПУ; СГУ -Волгоград : Перемена, 1998. - С. 55-68.
41. Шейгал Е. И. Многоликий нарратив // Политическая лингвистика. -Вып. (2) 22. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. 2007. - С. 86-93.
42. Шмид В. Нарратология. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с. (Studia philologica) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fictionbook.ru/author/volf_shmid/narratologiya/read_online.html?page=1
43. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на тему Гумбольдта). - 3-е изд., стереотип. - М. : КомКнига, 2006. - 216 с. (Академия фундаментальных исследований: философия).
44. Masterman L. Teaching the Media. - L. : Comedia Publishing Group, 1985. -341 p.
45. Ochs E. Narrative Lessons // Duranti A. (ed.) A Companion to Linguistic Anthropology. - Oxford : Blackwell, 2004. - P. 269-287.