Современные вызовы для французских организаций по финансированию устойчивого развития в Африке
fO
сч о сч
со
о ш m
X
<
m о х
X
Мариничев Николай Андреевич
магистр международных отношений Института политических наук Парижа (Sciences Po Paris), магистрант, Московский государственный институт международных отношений (университет), [email protected]
Мариничев Андрей Альбертович
аспирант, Российский государственный университет народного хозяйства им. В.И. Вернадского, [email protected]
Савина Виктория Витальевна
кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», [email protected]
Финансирование устойчивого развития на сегодняшний день находится в центре процесса достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и механизмов перераспределения официальной помощи развитию, обеспечиваемых содействием со стороны государств-доноров и неправительственных организаций, участвующих в данном процессе. Усилия мирового сообщества по достижению ЦУР в Африке во многом пересекаются с геополитическими интересами глобальных факторов и определяют положение современной Африки как одной из ключевых точек борьбы за влияние ключевых мировых держав. Таким образом, историческое присутствие Франции в Африки, её активное использование механизмов мягкой силы для сохранения своего влияния в данном регионе, в частности механизмов по финансированию устойчивого развития, представляют для Российской Федерации исключительный интерес для изучения, использования наиболее действенных практик и учёта рисков, с которыми сталкиваются французские организации, представленные на континенте. Ключевые слова: цели устойчивого развития ООН, финансирование устойчивого развития, НПО, механизмы предоставления официальной помощи развитию, мягкая сила, Франция, Россия, Африка.
Введение
Финансирование устойчивого развития на сегодняшний день находится в центре процесса достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и механизмов перераспределения официальной помощи развитию, обеспечиваемых содействием со стороны государств-доноров и неправительственных организаций, участвующих в данном процессе [2].
Вызовы, стоящие перед глобальной системой финансирования устойчивого развития, отражаются в деятельности национальных структур, обеспечивающих финансирование в целях устойчивого развития [1, 5]. Так, Французская Республик сегодня находится на в эпицентре глобальных преобразований, связанных как с институциональным пересмотром особенностей финансирования устойчивого развития, так и с глубинными политико-социальными и экономическими трансформациями, которые неизбежно воздействуют и на официальную помощь развитию Франции.
Актуальность рассмотрения данной тематики для Российской Федерации обусловлена тем значительным вниманием, которое уделяется сегодня глобальной повестке в области ЦУР ООН. Об ответственности России наравне с другими великими державами за сохранение и устойчивое развитие человечества заявлял Президент России В. Путин в своих посланиях Федеральному собранию в 2020 и 2021 годах. При этом очевидно, что именно Африканский континент на сегодняшний день находится в наиболее уязвимом положении в контексте мирового экологического и экономического кризиса. Усилия мирового сообщества по достижению ЦУР в Африке во многом пересекаются с геополитическими интересами глобальных факторов и определяют положение современной Африки как одной из ключевых точек борьбы за влияние ключевых мировых держав [3].
Таким образом, историческое присутствие Франции в Африке, её активное использование механизмов мягкой силы для сохранения своего влияния в данном регионе, в частности механизмов по финансированию устойчивого развития, представляют для Российской Федерации исключительный интерес для изучения, использования наиболее действенных практик и учёта рисков, с которыми сталкиваются французские организации, представленные на континенте [7].
Особенности финансирования устойчивого развития
Французские официальные организации во главе с Французским Агентством по развитию (AFD) сегодня направляют свои усилия туда, где потребности в трансформации в целях устойчивого развития наиболее очевидны - в Африку. Так, по решению Французского правительства, 85% финансирования, распределяемого через AFD, направляется в страны Африки южнее Сахары и Средиземноморье.
В то же время очевидно, что культурные, языковые, исторические связи в не меньшей степени обуславливают то, что французские программы по финансированию устойчивого развития особенно активны на Африканском континенте. При этом подчас в силу этих же факторов усилия Франции сталкиваются со скрытым или явным сопротивлением местных правительств, с недоверием воспринимающих помощь, исходящую от бывшей империи.
Таким образом, для выявления ключевых вызовов для французских организаций по финансированию устойчивого развития необходимо вначале определить институциональную структуру и теоретические аспекты финансирования устойчивого развития в целом.
Согласно решениям Саммита Земли в Рио-де-Жанейро 1992 года, проведенного под эгидой ООН, концепция устойчивого развития состоит из трех составляющих (экономической/экологической/социальной). Целью международных усилий, следовательно, становится экономически эффективное, социально справедливое и экологически устойчивое развитие. В свою очередь финансирование устойчивого развития, согласно Европейской Комиссии - это процесс, который «основан на парадигме, согласно которой для достижения ЦУР и целей Парижского соглашения по климату необходимо полностью раскрыть потенциал всех финансовых потоков - частных и государственных, национальных и международных».
Современная институциональная основа финансирования устойчивого развития была заложена в 2015 году в рамках Ад-дис-Абебской программы действий, принятого в рамках Третьей международной конференции по финансированию развития. Аддис-Абебская программа действий заложила солидную базу, определяющую ключевые тенденции, которые должны приниматься во внимание при финансировании устойчивого развития: технологическое и инфраструктурное развитие, социальная защита, вопросы изменения климата и так далее.
Не менее важным фактором стало закрепление обязательств стран достичь цели в выделении 0,7% от валового национального дохода на официальную помощь развитию. При этом к 2020 году на решение вызовов устойчивому развитию должно было выделяться не менее 100 миллиардов долларов в год.
Стоит отметить, что помимо международной конференции по финансированию развития рамочным регулярным мероприятием должен был стать ежегодный Форум Экономического и Социального Совета по мониторингу финансирования развития [6].
Таким образом, начиная с Аддис-Абебской программы действий, были не только поставлены амбициозные цели, но и тщательно продумана рамочная структура финансирования устойчивого развития, включающая множественные инструменты такие как: мультифакторный подход, объединяющий усилия не только государственных агентств, но и НПО и бизнеса; инновационные формы финансирования, например, смешанное финансирование.
Современные вызовы финансированию устойчивого развития
В то же время современная система финансового обеспечения устойчивого развития сталкивается с глубокими вызовами. Несмотря на все усилия международного сообщества текущий уровень финансирования далёк не только от желаемых гипотетических показателей, но и от поставленных целей и составляет в общем около 0,2% мирового ВВП. Доминирующим фактором в выделении финансирования, по-прежнему остаётся государство, хотя уникальными компетенциями по реализации самых эффективных проектов по достижению целей устойчивого развития обладают неправительственные организации. Однако они, в свою очередь, часто не могут эффективно обеспечить финансовую и практическую вовлечённость местного населения и/или транснациональных компаний в реализацию долгосрочных проектов [10].
Так, стоит отметить, что в 2022 году объем официальной помощи развитию, предоставленной членами Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР, составил историческую сумму в 204 млрд. долларов США, или 0,36% от совокупного валового
национального дохода стран КСР. Это самый высокий показатель за всю историю.
В 2022 году Франция выделит 15,1 млрд. евро на официальную помощь развитию, или 7,8% от общего объема оПр 30 стран-членов кСр. Эта сумма соответствует 0,56% валового национального дохода Франции, что выше среднего показателя по ОЭСР (0,36%), но ниже международного обязательства в 0,7%. В соответствии с законом 2021 года Франция будет стремиться к достижению 0,7% от валового национального дохода к 2025 году [4].
Таким образом, можно констатировать, что представленные суммы являются важным порогом в предоставлении финансирования в целях устойчивого развития. Однако эти суммы все еще недостаточны и значительно ниже взятых на себя обязательств.
Так, по подсчётам французской НПО Oxfam, для борьбы с бедностью, неравенством и изменением климата в развивающихся странах к 2030 г. необходимо мобилизовать 27 трлн. долл. Что составляет около 4% мирового ВВП.
Ещё одним значительным вызовом, с отголосками которого сталкиваются французские структуры в Африке, являются локальные политические риски, которые могут ставить под сомнение существующую систему финансирования устойчивого развития в целом. Например, экономист и социолог Тома Пикетти в своей книге «Краткая история равенства» утверждает: «...ресурсы, предоставляемые европейскими агентствами и НПО через каналы распространения, которые фактически обходят официальные государственные африканские каналы, способствуют дальнейшему ослаблению процесса государственного строительства, особенно в странах Африки Южнее Сахары, где установление территориального суверенитета, признаваемого различными местными игроками и социальными группами, после деколонизации так и не успело оформиться».
Другая институциональная проблема, которую можно выделить, связана с самим механизмом перераспределения французской официальной помощи развитию [9].
Объем помощи, распределенной Французским агентством по развитию AFD в 2022 году, составил 9 млрд. евро, из которых всего 917 млн. евро было направлено на прямые гранты, в том числе для НПО, а при этом 5,7 млрд. евро - в виде льготных суверенных кредитов для африканских правительств.
Очевидно, что французские НПО сталкиваются со значительными ограничениями, в том числе в виде коррупционных факторов, когда средства распределяются через правительства африканских стран, а не через AFD. Средний региональный показатель Индекса восприятия коррупции (ИВК) в странах Африки южнее Сахары равен 32 баллам из 100, что значительно отстаёт от показателей развитых стран.
Французское правительство предпринимает усилия, чтобы сохранить прогресс в достижении среднего показателя среди стран ОЭСР по объему официальной помощи развитию, направляемой через организации гражданского общества. Однако на сегодняшний день официальная помощь развитию в виде кредитов африканским правительствам по-прежнему доминирует [8].
Наконец, рассматривая правила предоставления официальной помощи развитию, можно отметить, что они зачастую являются слишком жесткими и слабо адаптированными к потребностям НПО.
Амбициозные проекты французских НПО требуют значительного финансирования. На сегодняшний день привлечение финансирование остается сложным процессом из-за ограничений на долю софинансирования, получаемую от традиционных государственных доноров. В большинстве случаев эта
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
Сл>
fO
es о es
со
о ш m
X
<
m о х
X
доля не превышает 50% от общего бюджета проекта вне зависимости от его масштаба. Следовательно, остальное финансирование НПО вынуждены искать, обращаясь к бизнесу и другим частным фондам. Очевидно, что независимые частные не в состоянии предоставить объём финансирования, сопоставимый с государственными программами.
Последней группой вызовов, оказывающих влияние на французские организации, действующие в Африке, являются различные внешнеполитические факторы. Французские организации по финансированию устойчивого развития не могут самостоятельно устранить эти факторы, учитывая их политический и дипломатический характер, но должны принимать их во внимание.
Современные отношения между Францией и Африкой находятся не в самом лучшем состоянии. "Антифранцузские" настроения вызывают все большую озабоченность у французских политиков. Эти настроения косвенно сказываются и на отношении к французским НПО в Африке.
Многие представители интеллигенции и правящих кругов Африки убеждены, что Франция имеет геостратегические интересы в этом богатом сырьем регионе и что присутствие ее армии и многочисленных НПО также отражает ее стремление сохранить свое влияние на международной арене.
Нарастающая критика французской операции "Бархан" (2014-2022 гг.) в Мали, Чаде, Буркина-Фасо и последующий вынужденный вывод французских военных контингентов из ряда африканских стран отражают сложную дипломатическую ситуацию.
На деятельность французских НПО влияют и внутренние кризисы в Африке, которые зачастую определяют их возможности по реализации и финансированию своих проектов.
Например, французское правительство часто не выделяет средства на программы в странах, которые МИД Франции маркирует «красным» цветом (страны, где проявляются наиболее острые политические кризисы). При этом ситуация в некоторых африканских странах может меняться очень быстро, что сказывается на возможностях финансирования гуманитарных программ, запланированных на 5-7 лет вперёд [11,12].
Кроме этого, даже частично уходя из Африки, Франция оставляет новым игрокам больше возможностей для влияния и закрепления в регионе. Китай, Россия, США, Индия, Турция стремятся занять лакуны, остающиеся после потери Францией части своих позиций.
Так, например, в Африке сегодня расположено более 10 тыс. китайских компаний, миллион китайских иммигрантов и около 260 тыс. китайских рабочих, большинство из которых заняты в проекте "Один пояс - один путь".
Выводы и рекомендации
Для обеспечения эффективности финансирования устойчивого развития в Африке и его долгосрочного эффекта любому государству, которое использует свою мягкую силу, в частности НПО, реализующие проекты в области устойчивого развития, необходимо предпринять несколько ключевых шагов.
Во-первых, представляется важным закрепить на официальном уровне взятые обязательства по объёмам финансирования устойчивого развития.
Во-вторых, необходимо создать более сбалансированную схему использования инструментов финансирования устойчивого развития путем увеличения, в частности, прямых государственных грантов для НПО, участвующих в проектах устойчивого развития в Африке.
НПО должны иметь возможность продемонстрировать свои уникальные навыки в реализации проектов по достижению ЦУР. В то же время необходимо следить за тем, чтобы
ресурсы, предоставляемые НПО и другими структурами по каналам прямого распределения, не шли в обход официальных государственных каналов, тем самым еще больше ослабляя процесс государственного строительства в африканских странах.
В-третьих, для обеспечения необходимого уровня финансирования проектов НПО стоит внедрять инновационные способы привлечение средств:
- средства частного сектора: смешанные схемы финансирование "грант/кредит" или смешанная экономическая модель, в которой НПО выступает в качестве демонстратора, а затем частная компания или государственное агентство принимает эстафету по расширению масштабов проекта, вмешательство консорциума НПО/частной компании;
- средства государства: государственные агентства-доноры должны изменить традиционные правила и критерии со-финансирования проектов по устойчивому развитию, адаптировав их по реальные потребности наиболее эффективных НПО.
В заключение следует отметить, что финансирование устойчивого развития - это чрезвычайно сложный, но и крайне важный механизм. Очевидно, что Франция сегодня находится в центре глобальных преобразований, включающих как институциональное переосмысление финансирования устойчивого развития, так и глубокие глобальные политические, социальные и экономические преобразования, которые неизбежно отражаются на официальной помощи развитию. Российская Федерация, со своей стороны, может использовать финансирование проектов по устойчивому развитию в Африке как инструмент своей мягкой силы для закрепления в экономически и стратегически привлекательном регионе. Опыт Франции в этой области может стать солидной базой наработок и примеров, которые помогут выработать российские механизмы финансирования устойчивого развития в Африканском регионе.
Литература
1. Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России. (2021, April 21). http://kremlin.ru/events/president/news/65418
2. Мариничев, Н. А. Перспективы развития высокотехнологичных отраслей АПК в условиях цифровой трансформации России и Франции / Н. А. Мариничев // Научные труды студентов Ижевской ГСХА: Сборник статей / Отв. за выпуск Н.М. Ите-шина. Том 1 (14). - Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. - С. 1905-1909. - EDN VOKYXH.
3. Перспективы развития высокотехнологичных отраслей АПК в условиях цифровой трансформации России и Франции / Н. А. Мариничев, А. В. Мариничева, В. В. Савина, А. В. Гончаров // От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства АПК, Екатеринбург, 24-25 марта 2022 года. - Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. - С. 27-29. -EDN UFNSSR.
4. AFD. (2022). Groupe AFD - Résultats 2022. AFD. https://www.afd.fr/fr/ressources/groupe-afd-resultats-2022
5. European Commission, "Investing in sustainable development. Progress Report 2018-2020", Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2022, 156 pages, ISBN 978-92-76-47819-5
6. Focus 2030, "La Politique D'aide Au Développement De La France", Focus 2030, 23 mars 2023. https://focus2030.org/La-politique-d-aide-au-developpement-de-la-France.
7. LOI n 2021-1031, 4 août 2021, de programmation relative au développement solidaire et à la lutte contre les inégalités
mondiales (1), NOR: EAEM2019665 L, ELI: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2021/8/4/EAEM2019665L/jo/t exte
8. Madon, Gérard, Yves Maigne, Etienne Sauvage, & Sarah Vignoles, "Électrifier l'Afrique rurale. Un défi économique, un impératif humain", Observ'ER, 2019, 448 pages, ISBN-978-2-913620-63-6
9. Pigeaud, Fanny. "L'Afrique et le sentiment antifrançais", Bertrand Badie éd., La France, une puissance contrariée. L'état du monde 2022. La Découverte, 2021, pp. 189-195.
10. Piketty, Thomas, "Une brève histoire de l'égalité", Paris, Seuil, «Sciences humaines», 2021, 368 pages, ISBN 9782021485974
11. Résolution 69/313 de l'Assemblée générale, Programme d'action d'Addis-Abeba issu de la troisième Conférence internationale sur le financement du développement (Programme d'action d'Addis-Abeba), A/RES/69/313, 17 août 2015, accessible à l'adresse https://undocs.org/fr/A/RES/69/313
12. Sachs, Jeffrey. "The Case for Aid." Foreign Policy, January 21, 2014. https://foreignpolicy.com/2014/01/21 /the-case-for-aid/.
Contemporary challenges for French sustainable development finance
institutions in Africa Marinichev N.A., Marinichev A.A., Savina V.V.
Moscow State Institute of International Relations (University), Russian State University of National Economy named after V.I. V.I. Vernadsky, Moscow Economic Institute
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
Financing for sustainable development today is at the center of the process of achieving the UN Sustainable Development Goals (SDGs) and mechanisms for the redistribution of official development assistance provided by assistance from donor states and non-governmental organizations participating in this process. The efforts of the world community to achieve the SDGs in Africa largely intersect with the geopolitical interests of global factors and determine the position of modern Africa as one of the key points in the struggle for the influence of key world powers. Thus, the historical presence of France in Africa, its active use of soft power mechanisms to maintain its influence in this region, in particular mechanisms for financing sustainable development, are of exceptional interest for the Russian Federation to study and use the most effective practices and taking into account the risks faced by French organizations represented on the continent.
Keywords: UN sustainable development goals, sustainable development financing, NGOs, official development assistance mechanisms, soft power, France, Russia, Africa. References
1. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. Prezident Rossii. (2021, April 21).
http://kremlin.ru/events/president/news/65418
2. Marinichev, N. A. Perspektivy razvitiya vysokotekhnologichnykh otras-ley APK v
usloviyakh tsifrovoy transformatsii Rossii i Frantsii / N. A. Mari-nichev // Nauchnyye trudy studentov Izhevskoy GSKHA: Sbornik statey / Otv. za vypusk N.M. Iteshina. Tom 1 (14). - Izhevsk : Izhevskaya gosudarstvennaya sel'-skokhozyaystvennaya akademiya, 2022. - S. 1905-1909. - EDN VOKYXH.
3. Perspektivy razvitiya vysokotekhnologichnykh otrasley APK v usloviyakh tsifrovoy
transformatsii Rossii i Frantsii / N. A. Marinichev, A. V. Marini-cheva, V. V. Savina, A. V. Goncharov // Ot modernizatsii k operezhayushchemu razvi-tiyu: obespecheniye konkurentosposobnosti i nauchnogo liderstva APK, Yekaterinburg, 24-25 marta 2022 goda. - Yekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2022. - S. 27-29. - EDN UFNSSR.
4. AFD. (2022). Groupe AFD - Résultats 2022. AFD. https://www.afd.fr/fr/ressources/groupe-afd-resultats-2022
5. European Commission, "Investing in sustainable development. Progress Report
2018-2020", Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2022, 156 pages, ISBN 978-92-76-47819-5
6. Focus 2030, "La Politique D'aide Au Développement De La France", Focus 2030,
23 mars 2023. https://focus2030.org/La-politique-d-aide-au-developpement-de-la-France.
7. LOI n 2021-1031, 4 août 2021, de programmation relative au développement
solidaire et à la lutte contre les inégalités mondiales (1), NOR: EAEM2019665 L, ELI: https://www.legifrance.gouv. fr/eli/loi/2021/8/4/EAEM2019665L/jo/texte
8. Madon, Gérard, Yves Maigne, Etienne Sauvage, & Sarah Vignoles, "Électrifier
l'Afrique rurale. Un défi économique, un impératif humain", Observ'ER, 2019, 448 pages, ISBN-978-2-913620-63-6
9. Pigeaud, Fanny. "L'Afrique et le sentiment antifrançais", Bertrand Badie éd., La
France, une puissance contrariée. L'état du monde 2022. La Découverte, 2021, pp. 189-195.
10. Piketty, Thomas, "Une brève histoire de l'égalité", Paris, Seuil, «Sciences humaines», 2021, 368 pages, ISBN 9782021485974
11. Résolution 69/313 de l'Assemblée générale, Programme d'action d'Addis-Abeba
issu de la troisième Conférence internationale sur le financement du développement (Programme d'action d'Addis-Abeba), A/RES/69/313, 17 août 2015, accessible à l'adresse https://undocs.org/fr/AZRES/69/313
12. Sachs, Jeffrey. "The Case for Aid." Foreign Policy, January 21, 2014. https://foreignpolicy.com/2014/01/21/the-case-for-aid/.
X X
o
OD A C.
X
OD m
o
2 O
ho M