К. Ф. Механцева
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УСТОЙЧИВОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье на основе анализа современных требований к построению систем менеджмента качества предлагается выделять в процессной модели промышленных предприятий на уровне процессов управления такие два ключевых процесса, как управление устойчивым развитием и управление инновационным развитием. Современная процессная модель предполагает применение цикла PDCA, что и легло в основу предлагаемых моделей двух ключевых процессов. Обе модели позволяют идентифицировать деятельность в каждом процессе, реализуя таким образом возможность повышения результативности и эффективности промышленного предприятия в целом.
Ключевые слова
Промышленное предприятие, устойчивое развитие, инновационное развитие.
K. Ph. Mechantseva
MODERN POSSIBILITIES OF SUSTAINABLE AND INNOVATIVE DEVELOPMENT PROCESSES MODELING ON INDUSTRIAL ENTERPRISES
Annotation
In article on the base оп the analysis of current requirements for quality management system building the author proposed to extract in the industrial enterprise process model on the management processes level such two key processes as the process of sustainable development management and innovative development management. Modern process model involves the use of PDCA cycle, which formed the basis of the proposed models of two key processes. Both models allow the identification of activities in each process, thus realizing an opportunity to improve the effectiveness and efficiency of industrial enterprise in the whole.
Keywords
Industrial enterprise, sustainable development, innovative development
Критические изменения экономической ситуации в мире как никогда требуют от современного бизнеса новизны, гибкости и толерантности «со скоростью мысли». Если в прошлом веке деятельность организации была сосредоточена на производстве, его поставщиках и потребителях, то новый век существенно расширил границы самих предприятий и организаций, диверсифицируя деятельность за счет управления совершенно иными объектами: изменениями, инновациями, энергоэффективностью, рисками, устой-
чивым развитием и т. д. [15]. Громоздкость функционального подхода к управлению очевидна. Процессный подход к управлению, являясь основной для моделирования и анализа деятельности современных организаций, становится одним из самых действенных инструментов повышения эффективности бизнеса. Многочисленные и весьма разновекторные взгляды на его реализацию как теоретиков, так и практиков свидетельствуют о его востребованности и требуют обобщения [17]. С этих позиций концепция
TQM, реализованная в семействе стандартов ISO 9000, превратилась в уникальную площадку, на которой формируется новое знание о процессном подходе.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [14] является базовым в семействе стандартов 9000 и содержит теперь не только представления о процессном подходе, но и модель процесса. Действующая в настоящее время версия стандарта (пятая), была опубликована в 2015 г. Четыре предыдущие версии публиковались соответственно в 1987, 1994, 2000 и 2008 гг. При этом принципиальные изменения на концептуальном уровне документ претерпел в 2000 г. — категория «качество» из экономической превратилась в экономико-статистическую за счет нового определения, а 22 элемента системы менеджмента качества были заменены процессным подходом. Не менее революционные изменения произошли и в версии 2015 г., которая существенно развивает представления о процессном подходе, отраженные в следующих ключевых изменениях:
- менеджмент процессов включает цикл «планируй — делай — проверяй — действуй» (PDCA) и риск-ориентированное мышление; впервые в стандартах приведено схематичное изображение любого процесса с иллюстрацией взаимосвязи его элементов;
- цикл PDCA может быть реализован в каждом процессе, а также для всей системы менеджмента качества, что «позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения»;
- введено понятие «среда организации», которое неразрывно связано с системой менеджмента качества и ее процессами, а также требованиями всех заинтересованных сторон.
В соответствии с требованиями раздела 8 «Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг»
предприятие должно «планировать, внедрять процессы, необходимые для выполнения требований к поставке продукции и предоставлению услуг», а также «осуществлять управление этими процессами».
Точечный анализ ISO 9001 2015 г. показывает, что современные системы менеджмента качества эволюционируют именно на основе процессного подхода. Теперь не только система процессов, но и сам процесс опираются на методологию PDCA «планируй — делай — проверяй — действуй», тем самым концентрируя внимание на последовательности действий процесса, которые не упоминаются в его определении. Тогда с позиции моделирования любого процесса возникает необходимость расширения представлений о процессном подходе и его ключевых определений, а моделирование процесса может быть реализовано путем представления деятельности в процессе по этапам цикла PDCA.
Практика российских промышленных предприятий, реализующих процессный подход при построении систем менеджмента качества и не только их, весьма обширна. Исследования показывают [18], что чаще всего процессная модель включает три группы процессов: основные (базовые) процессы, обеспечивающие (вспомогательные) процессы и процессы менеджмента, в то время как несколько лет назад встречалось разделение на две группы — добавляющие ценность и не добавляющие ценность. Анализ интегрированных систем менеджмента качества показывает [20], что группа процессов менеджмента расширяется в зависимости от интеграции систем, построенных на базе дополняющих стандартов, совместимых с семейством ISO 9000. Тогда совершенно логично именно к этой группе процессов — группе процессов менеджмента — отнести и процессы «управление устойчивым развитием» и «управление инновациями» [16, 17].
Процесс «управление устойчивым развитием» является в соответствии с BS 8900:2006 [2, 3] «возможностью для инноваций», поэтому мы считаем его приоритетным в паре процессов «управление устойчивым развитием» и «управление инновациями». Процесс «управление устойчивым развитием» может быть разработан на основе BS 8900:2006, в котором сформулированы требования к реализации принципов устойчивого развития на основе определения задач и соответствующей им программы устойчивого развития организации с выделением причастных сторон и ресурсов. Там же представлен пример матрицы зрелости устойчивого развития, позволяющий оценить результаты управления устойчивым развитием организации. В поддержку данному стандарту может выступать и Руководство по отчетности в области устойчивого развития [7], в котором «предложены принципы отчетности, раскрытия информации и стандартные рекоменда-
Выделенный процесс «управление инновациями» является чрезвычайно востребованным для российских промышленных предприятий, поскольку поддержка инновационной деятельно-
ции для подготовки отчетов по устойчивому развитию организаций независимо от их размера, отрасли или расположения». В Руководстве также представлено международное справочное пособие для всех тех, кто заинтересован в раскрытии экологических, социальных и экономических показателей и взаимоотношений с другими организациями. В дочернем стандарте BS 8901:2009 [3] указано, что «организация должна определить, документально оформить, реализовать, поддерживать и совершенствовать систему управления устойчивым развитием в соответствии с требованиями, а также определить способы выполнения этих требований», что в свете реализации процессного подхода по ISO 9001:2015 позволяет говорить о процессе «управление устойчивым развитием» как о наилучшем управленческом решении [10]. Наиболее значимая часть модели процесса с точки зрения его реализации представлена нами в таблице 1.
сти остается одним из самых актуальных вопросов в научной и бизнес-среде, а также на государственном уровне. Реализация принятой в 2011 г. Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г.
Таблица 1 — Моделирование процесса «управление устойчивым развитием» в цикле PDCA
_Plan (планируй)_
идентификация заинтересованных сторон и их потребностей; формирование (пересмотр) миссии предприятия; разработка (корректировка или актуализация) политик;
разработка (корректировка или актуализация) организационной стратегии развития; разработка (корректировка или актуализация) системы измеримых целей устойчивого развития, включающей риски;
формирование программы устойчивого развития организации
_Do (делай)_
развертывание целей в области устойчивого развития организации; реализация деловых (бизнес-стратегий) и функциональных стратегий; реализация среднесрочных проектов;
разработка (корректировка или актуализация) сети процессов и самих процессов_
_Check (проверяй)_
мониторинг системы измеримых целей устойчивого развития, включающей риски
_Action (действуй)_
формирование (и возможно) регистрация Отчета об устойчивом развитии организации
[19] позволила России подняться в рейтинге 1ШЕАО [12] с 52-го места в 2011 г. на 49-е в 2014, однако кризис 2014 г. приравнял вопрос управления инновациями к условию выживания российских промышленных предприятий в новых экономических условиях.
В отличие от управления устойчивым развитием, методология управления инновациями имеет в своем арсенале не только богатую историю, но и целый набор моделей — модель технологического толчка [5], совмещенную модель инновационного процесса [11, 6], цепную модель [9], японскую модель [8], интеграционную и сетевую модель [1], модель инновационного отбора «Ворота» [4], модель создания нового знания [13] и др. Однако конвергенция этих достижений пока не произошла на уровне европейских стандартов [21].
Заявленная ISO серия стандартов в области менеджмента инноваций еще не разработана, хотя структура ее определена и включает 7 частей: Вступление и терминологию, Инструменты оценки инноваций, Управление креативностью, Менеджмент Взаимоотношений, Руководство по применению проектного мышления в качестве стратегической методологии устойчивых инноваций, Стратегическое управление знаниями. В стандарте ISO 9000:2015 инновация определена как «новый или измененный объект, создающий или перераспределяющий ценность», а в примечании указано, что «деятельность, результатом которой является инновация, как правило, управляема», поэтому наиболее значимую часть данного процесса мы предлагаем реализовать в следующей последовательности действий (табл. 2).
Таблица 2 — Моделирование процесса «Управление инновациями» в цикле PDCA*
_Plan (планируй)_
маркетинговое исследование (классификация известных потребностей); маркетинговое исследование (выявление потребностей);
формирование набора характеристик продукции (product), услуги (service), технологии (technology), процесса (process) или системы (management system); маркетинговое исследование (классификация выявленных потребностей);
формирование набора показателей_
_Do (делай)_
разработка предложения инновации на основе изменения структуры характеристик; разработка проекта внедрения инновации;
оценка эффективности проекта внедрения инновации, включая риски; реализация проекта внедрения инновации; разработка товарной политики;
установление уровня и определение динамики изменения цены; разработка программы продвижения;
разработка программ сбыта_
_Check (проверяй)_
анализ системы показателей качества, результативности и рисков; идентификация методов анализа показателей качества;
группировка показателей качества по характеристикам продукции (product), услуги (service),
технологии (technology), процесса (process) или системы (management system)_
_Action (действуй)_
установление нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих скорейшее распространение инноваций в организации; совершенствование деятельности предприятия на уровне подпроцессов, процессов, сети процессов; итоговое координирование мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия
Процессный подход на современном этапе, превратившись в требование к системам менеджмента качества, стал общепризнанным инструментом моделирования деятельности современных промышленных предприятий и организаций, нацеленных на долгосрочный и устойчивый успех. Его применение в рамках предыдущих версий семейства стандартов ISO 9000 эволюционировало от моделей процесса производства продукции через цепочку основных процессов до системы процессов с переносом акцентов в последней на процессы менеджмента и, таким образом, модели организации в целом. Впервые стандарты ISO, разработанные на платформе SL, дают возможность не только интеграции подсистем менеджмента, но и на основе стратегического видения направлений развития распространить практику моделирования на процессы, реализующие последние научные и практические достижения в самых разных областях знаний. Риск-ориентированное мышление на уровне процессов планирования может стать действенным инструментом фильтрации упомянутых выше достижений, что поможет промышленным предприятиям избежать серьезных потерь на пути реализации стратегии их развития.
С этих позиций наиболее актуальными задачами процессного моделирования в системах менеджмента промышленных предприятий станут:
1) идентификация процессов управления помимо регламентированных группами стандартов, гармонизированных с семейством 9000, которые теперь могут быть обозначены как «процессы управления развитием», поскольку именно эта группа представлена в ISO 9001:2015 наибольшим числом процессов;
2) идентификация входов и выходов процессов управления развитием в соответствии с моделью процесса по ИСО 9001:2015 как взаимосвязей, обес-
печивающих целостность системы процессов;
3) оценка сбалансированности системы процессов с точки зрения достижения запланированных результатов.
Решение именно этих задач в кризисный период российской экономики обеспечит промышленным предприятиям не только и не столько их выживание, сколько именно дальнейшее развитие.
Библиографический список
1. Example of systems integration and networking model. Source: Trott (1998), cited in Mahdi (2002, Ref. 61, p. 45).
2. BS 8900:2006 «Guidance for managing sustainable development».
3. BS 8901:2009 «Specification for sustainability management system for events».
4. Cooper, R. G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. — Cambridge (MA) : Perseus Publishing, 2001.
5. Dodgson, M., Rothwell, R. ^ds.). Handbook of industrial innovations. — Aldershot : Brookfield, 1994.
6. Freeman, C. National system of innovation // Historical perspective. Cambridge Journal of Economics. — London : Pinter, 1995.
7. GRI Sustainability Reporting Guidelines (G4).
8. Imai, K., Nonaka, I., Takeuchi, H. Managing the new product development game. Uneasy Alliance. — Boston : Harvard Business School Press, 1985.
9. Kline, S. J., Rosenberg, N. Overview of innovation // Positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / ed. by R. Landau and N. Rosenberg. — Washington : National Academy Press, 1986.
10. Mekhantseva, K. Organization quality and sustainable development management board: statistical model & it's realization // Recent economic crisis and future development tendencies: proceedings
of 7th International conference of association of economic universities of South and Eastern Europe and the Black Sea Region (ASECU. — Rostov-on-Don, 2011.
11. Rothwell, R. Towards the Fifth-generation innovation process // International marketing review. — 1994. — № 1. — Vol. 11. — P. 7-31.
12. Global innovation index 2014 [Electronic resource]. — Mode of access : www.globalinnovationindex.org.
13. Trott, P. Innovation management and new product development. — 3rd ed. — New York : Pearson Education Limited, 2005.
14. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования : [утв. Приказом Росстандарта № 1391-ст от 28.09.2015].
15. Механцева, К. Ф. Статистическое моделирование качества организации: теория, методология, практика : дисс. д-ра экон. наук. — Ростов н/Д, 2008.
16. Механцева, К. Ф. Статистическое моделирование реализации стратегии современного промышленного предприятия на основе процессного подхода // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2015. — № 2 (50). — С. 100-107.
17. Механцева, К. Ф., Карпова, О. К., Юрков, А. А. Экономическое моделирование процессов управления современных организаций в аспектах инновационного и устойчивого развития. — Ростов н/Д, 2012.
18. Скрипко, Л. Е. Процессный подход в управлении качеством : учеб. пособие. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 2011.
19. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : [утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 08.12.2011].
20. Хохлачева, С. В. Самооценка интегрированной системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. — 2015. — № 4.
21. Хохлявин, С. А. Менеджмент инноваций на основе европейских стандартов // Мир стандартов. — 2015. — № 1.
Bibliographic list
1. Example of a systems integration and networking model. Source: Trott (1998), cited in Mahdi (2002, Ref. 61, p. 45).
2. BS 8900:2006 «Guidance for managing sustainable development».
3. BS 8901:2009 «Specification for a sustainability management system for events».
4. Cooper, R. G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. — Cambridge (MA) : Perseus Publishing, 2001.
5. Dodgson, M., Rothwell, R. ^ds.). Handbook of industrial innovations. — Aldershot : Brookfield, 1994.
6. Freeman, C. National system of innovation // Historical perspective. Cambridge Journal of Economics. — London : Pinter, 1995.
7. GRI Sustainability Reporting Guidelines (G4).
8. Imai, K., Nonaka, I., Takeuchi, H. Managing the new product development game. Uneasy Alliance. — Boston : Harvard Business School Press, 1985.
9. Kline, S. J., Rosenberg, N. An overview of innovation // Positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / ed. by R. Landau and N. Rosenberg. — Washington : National Academy Press, 1986.
10. Mekhantseva, K. Organization quality and sustainable development management board: statistical model & it's realization // Recent economic crisis and future development tendencies: proceedings of 7th International conference of association of economic universities of South and
Eastern Europe and the Black Sea Region (ASECU). — Rostov-on-Don, 2011.
11. Rothwell, R. Towards the Fifth-generation innovation process // International marketing review. — 1994. — № 1. — Vol. 11. —P. 7-31.
12. Global innovation index 2014 [Electronic resource], — Mode of access : www.globalinnovationindex.org.
13. Trott, P. Innovation management and new product development. — 3rd ed. — New York : Pearson Education Limited, 2005.
14. GOST P ISO 9001-2015. National standard of Russian Federation. Quality management system. Requirements : [Order of Rosstandart № 1391 from 09.28.2015].
15. Mekhantseva, K. Ph. Statistical modeling of quality of the organization: theory, methodology, practice : diss, of Dr. of economic sciences. — Rostov-on-Don, 2008.
16. Mekhantseva, K. Ph. Statistical modeling of realization of strategy of the
modern industrial enterprise on the basis of process approach // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2015. — № 2 (50). — P. 100-107.
17. Mekhantseva, K. F., Karpova, O. K., Yurkov, A. A. Economic modeling of management processes of the modern organizations in aspects of an innovative and sustainable development. — Rostov-on-Don, 2012.
18. Skripko, L. E. Process approach in quality management. — SPb. : Publishing house of SPSUEF, 2011.
19. Strategy of innovative development of Russian Federation for the period till 2020: [Order of Government of Russian Federation № 2227-r from 12.08.2011].
20. Hokhlacheva, S. V. Self-assessment of integrated quality management system // Quality management methods. — 2015. — № 4.
21. Hokhlyavin, S. A. Management of innovations on the basis of the European standards // World of standards. — 2015. — № 1.