Научная статья на тему 'Современные вопросы подготовки медицинских психологов в университете'

Современные вопросы подготовки медицинских психологов в университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская психология / образование / подготовка / medical psychology / education / training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Наталья Владимировна

Введение. В статье представлена история клинической психологии как образовательной специальности, различные версии и синонимы понятия «клиническая психология». Цель работы — определение основных задач подготовки медицинских психологов. Обозначены теоретические и научно-практические сферы и задачи деятельности клинических психологов и тонкости их обучения в cовременных условиях. Подробно представлена подготовка клинических психологов в университете по специализации «Клинико-психологическая помощь ребёнку и семье». Определены вопросы практической подготовки специалистов, выполнения выпускных квалификационных работ, значение диагностического инструментария

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зверева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern issues of training medical psychologists at the university

Introduction. The article briefly presents the history of clinical psychology as an educational specialty, various versions and synonyms of the concept of “clinical psychology” at different time stages for the time being. The goal is to highlight and discuss modern issues in the training of medical psychologists. Main content. The practical and scientific-practical areas and tasks of the activities of clinical psychologists and the subtleties of their training at the present time are outlined. The training of clinical psychologists at Moscow State University of Psychology and Education in the specialization “Clinical and psychological assistance to children and families” is presented in detail. Conclusion. The problems of practical training of specialists, performing final qualification works, and the importance of diagnostic tools are discussed. New ideas for development of training and education for clinical psychologists are suggested

Текст научной работы на тему «Современные вопросы подготовки медицинских психологов в университете»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(2) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156

153

REVIEW

© ЗВЕРЕВА Н.В., 2024 УДК 159.99 616.8

Зверева Н.В.1'2

Современные вопросы подготовки медицинских психологов в университете

'ФГБОУ ВО «Московский городской психолого-педагогический университет», 127051, Москва, Россия;

2ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Министерства высшего образования и науки России, 115522, Москва, Россия

Резюме

Введение. В статье представлена история клинической психологии как образовательной специальности, различные версии и синонимы понятия «клиническая психология». Цель работы — определение основных задач подготовки медицинских психологов. Обозначены теоретические и научно-практические сферы и задачи деятельности клинических психологов и тонкости их обучения в современных условиях. Подробно представлена подготовка клинических психологов в университете по специализации «Клинико-психологическая помощь ребёнку и семье». Определены вопросы практической подготовки специалистов, выполнения выпускных квалификационных работ, значение диагностического инструментария.

Ключевые слова: медицинская психология; образование; подготовка

Для цитирования: Зверева Н.В. Современные вопросы подготовки медицинских психологов в университете. Российский педиатрический журнал. 2024; 27(2): 153-156. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156 https://elibrary.ru/zitrsl

Для корреспонденции: Зверева Наталья Владимировна, канд. психол. наук, проф. каф. нейро- и патопсихологии развития ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; вед. науч. сотр. отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», [email protected]

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки. Конфликт интересов. Автор подтверждает отсутствие конфликта интересов.

Поступила 25.03.2024 Принята к печати 23.04.2024 Опубликована 20.05.2024

Nataliya V. Zvereva12

Modern issues of training medical psychologists at the university

'Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, 127051, Russian Federation; 2Mental Health Research Center, Moscow, 115522, Russian Federation

Summary

Introduction. The article briefly presents the history of clinical psychology as an educational specialty, various versions and synonyms of the concept of "clinical psychology" at different time stages for the time being.

The goal is to highlight and discuss modern issues in the training of medical psychologists. Main content. The practical and scientific-practical areas and tasks of the activities of clinical psychologists and the subtleties of their training at the present time are outlined. The training of clinical psychologists at Moscow State University of Psychology and Education in the specialization "Clinical and psychological assistance to children and families" is presented in detail.

Conclusion. The problems of practical training of specialists, performing final qualification works, and the importance of diagnostic tools are discussed. New ideas for development of training and education for clinical psychologists are suggested.

Keywords: medical psychology; education; training

For citation: Zvereva N.V. Modern issues of training medical psychologists at the university. Rossiyskiy Pediatricheskiy zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2024; 27(2): 153-156. (In Russian). https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156 https://elibrary.ru/zitrsl

For correspodence: Nataliya V Zvereva, MD, PhD, DSci., Prof. of the Department of neuro- and pathopsychology of development, Moscow State University of Psychology and Education; leading researcher, Department of medical psychology, Mental Health Research Center, [email protected]

Information about the author:

Zvereva N.V., https://orcid.org/0000-0003-3817-2169

Acknowledgment. The study had no financial support. Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

Received: March 25, 2024 Accepted: April 23, 2024 Published: May 20, 2024

здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию» [1]. В настоящее время используются два термина: медицинская и клиническая психология. В основных своих значениях они совпадают, есть нюансы в определении должностей специалистов, работающих в медицине (медицинские психологи), и специалистов по образованию (специальности в дипломе — клинические психологи),

Введение

т-линическая психология — это «область психо-К логической науки, изучающей частные и общие Ж. % закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических факторов на укрепление

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(2) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156

154 _

ОБЗОР

в научной специальности до 2022 г. «медицинская психология» (психологические науки), с 2022 г. — «клиническая психология» (психологические науки).

Цель работы — определение основных задач подготовки медицинских психологов в университетах.

Точное определение времени начала подготовки психологов по специальности «клиническая психология» — 2000 г., когда был издан приказ Минобразования России № 686 от 02.03.2000 об организации психологического образования по специальности 030302.65 «Клиническая психология» и принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 022700 «Клиническая психология», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2000 № 236. Одним из инициаторов появления и утверждения этой специальности был Ю.Ф. Поляков, руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР и заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (до 2001 г.). До этого времени подготовка клинических, или медицинских (как тогда было принято) психологов проводилась в МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и некоторых других университетах в рамках специализаций по специальности «психология». Со времени открытия факультетов психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и ЛГУ (ныне СПбГУ) в 1966 г. возникла подготовка в рамках кафедр нейро- и патопсихологии (МГУ им. М.В. Ломоносова) и медицинской психологии (ЛГУ) психологов для работы в медицинских учреждениях и участия в научных исследованиях по этим направлениям. Именно с 2000 г. медицинские вузы (медицинские академии и университеты) получили право и возможность готовить специалистов — клинических психологов на базе своих учебных заведений. Одними из первых начали подготовку классические университеты (Москва, Санкт-Петербург) и медицинские (Москва, Санкт-Петербург, Курск и др.), педагогические университеты (РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге с 2000 г., МГППУ с 2006 г. и др.). Таким образом, в настоящее время обучение идёт в медицинских и педагогических университетах. Специализации на первых этапах (в 2000-х гг.) определялись преимущественно самими вузами, например, в МГППУ на факультете клинической и социальной психологии были специализации «Психология дизонтогенеза», «Клиническая психология раннего детства», «Психологическая реабилитация».

Появление новой специальности — именно специ-алитета, а не бакалавриата по клинической психологии, способствовало расширению базы преподаваемых дисциплин, увеличению основной учебной литературы по всем предметам, потребности в формировании новых навыков и практических умений клинических психологов. В 2006 г. МГУ им. М.В. Ломоносова выпустил «Программы дисциплин Государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 030302.65 — «Клиническая психология» [2]. Это издание в определённой мере служило руководством не только к базовым программам подготовки, но и к возможным дополнениям к ним, которые предлагались сотрудниками факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. На уровне образовательного стандарта с 2000 г. предлагались разные виды деятельности, к которым

готовили специалистов — клинических психологов для работы в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой: это диагностическая, экспертная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная, консультативная, научно-исследовательская, культурно-просветительная, учебно-воспитательная работа. Опыт подготовки специалистов был учтён при принятии новых стандартов обучения. В 2011-2015 гг. обучение проводилось по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего профессионального образования поколения 3 по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» (квалификация (степень) «специалитет»), который был утверждён приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2057. С 2016 г. обучение клинических психологов ведётся по стандарту ФГОС высшего образования поколения 3+ по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специа-литета), утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2015 № 1181. Именно последний вариант ФГОС реализуется при подготовке клинических психологов в настоящее время во всех университетах, где выпускают клинических психологов, среди них — классические, а также медицинские и педагогические (психолого-педагогические) университеты.

Научно-практические задачи и сферы деятельности клинических (медицинских) психологов за четверть века изменились, но по-прежнему требуют теоретической подготовки в мультидисциплинарном ключе обучения, а также практической подготовки с обязательным прохождением обучения и сбором материала к выпускным квалификационным работам на клинических (иногда образовательных) базах практики. По сравнению с ГОСом 2000 г. во ФГОС 3 поколения появились психотерапевтическая, педагогическая и проектно-инноваци-онная деятельность, к которой готовят специалистов. Предлагаемый по ФГОС 3 поколения набор специализаций: «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение», «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-психологическая помощь ребёнку и его семье», «Психология здоровья и спорта», «Клинико-со-циальная реабилитация и пенитенциарная психология». Так, специализация «Клинико-психологическая помощь ребёнку и семье» реализуется на факультетах клинической психологии (институтах психологии внутри вуза) в МГППУ, РГГУ, РПГУ, КФУ, ЮУрГУ и других университетах страны. Подготовка ведётся в разных вузах по одной специальности и пока с ограниченным числом специализаций. Есть базовый набор образовательных программ, который обязательно преподаётся во всех вузах, готовящих специалистов — клинических психологов, но есть и вариативный компонент, наполнение которого конкретными дисциплинами — это право выбора каждого вуза и факультета. Итоговая государственная аттестация включает обязательное выполнение и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы и, по выбору вуза, итоговый государственный экзамен.

Основные проблемы при подготовке специалистов — клинических психологов в университетах свя-

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(2) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156

155

REVIEW

заны с подбором профессорско-преподавательского корпуса, а также базами практики.

Подготовка ведётся к разным видам деятельности в каждом вузе, среди них можно выделить практико-ориентированные. Традиционный вид деятельности клинических психологов — диагностика включает в себя нозологический, топический, дифференциальный, динамический аспекты; диагностику психического ди-зонтогенеза. Практические навыки и компетенции требуются и при осуществлении реабилитации и восстановлении здоровья; коррекции и абилитации. Большое значение в практике подготовки отводится формированию знаний и умений для проведения психологических или комплексных психологических экспертиз в образовании, трудовой деятельности, военной и судебной экспертиз и др. Сравнительно новым является практический ракурс работы в рамках психологии здоровья — укрепление представлений о здоровье как ценности, что созвучно современным ценностям общества.

Университетская среда с её традициями научной работы, профессорско-преподавательским составом, студентами и аспирантами как нельзя лучше подходит для реализации научной теоретической деятельности по следующим направлениям общей и клинической психологии: сопоставление категорий нормы и патологии, соотношения развития и распада психики; социальное и биологическое в психике человека, развитие биопсихосоциальной модели здоровья и болезни; виды дизонто-генеза, вклад психологических факторов в формирование психопатологии, возникновение психосоматических расстройств и нарушений психического развития и др.

Междисциплинарное положение клинической, медицинской психологии, патопсихологии, «смежное», по выражению Б.В. Зейгарник, с медициной, требует большого цикла фундаментальных биологических и медицинских дисциплин, которые, безусловно, должны читаться специалистами по этим направлениям. При подготовке специалистов — клинических психологов необходимо уделять внимание вопросам и навыкам взаимодействия специалистов разных научно-практических направлений (медиков, психологов, педагогов, биологов и др.) для успешного решения как практических, так и научных задач изучения человека и оказания ему помощи в трудных ситуациях, связанных прежде всего с его здоровьем (физическим и психическим).

Дисциплины биологического цикла (анатомия центральной нервной системы, физиология, генетика и др.) и базовые медицинские (неврология, психиатрия, внутренние болезни и т.п.) легко обеспечить преподавателями в медицинском университете, сложнее — в педагогическом и даже классическом университете. Обязательно должна быть фундаментальная подготовка по психологическим дисциплинам: общая психология, возрастная (в том числе детская), социальная и др. Эти предметы чаще читаются узкими специалистами в классических университетах, и сложнее найти их в медицинских вузах. Такие проблемы отчасти отражают опасности редукционизма клинической психологии в сторону либо биологии и медицины, либо педагогики.

Более чем 100-летний путь развития клинической психологии и её ветвей требует теоретических курсов по основным её направлениям (пато- и нейропсихология,

психология аномального развития, психологическая коррекция, реабилитация и восстановление высших психических функций и др.). В распоряжении университетов — большое количество учебников и учебных пособий [3].

При подготовке клинических психологов в нашей стране следует учитывать опыт зарубежных коллег, например, Великобритании [4], Польши [5] и др. Рассмотрим пример подготовки клинических психологов МГППУ на факультете клинической и специальной психологии. Важно, что учебный план практикоориен-тирован с 1-го курса: учебно-ознакомительная практика в 1-м семестре; постепенное смещение соотношения теоретического обучения/практики в сторону последней на 5-6-х курсах. Преподавателями практик и ведущими практикумов должны быть специалисты, владеющие психологической диагностикой, реабилитацией, супервизией и т.п. в зависимости от вида практикумов и практик. В специализации находят отражение традиции отечественной (московской) школы медицинской (клинической) психологии (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.В. Лебединский, Ю.Ф. Поляков, В.И. Лубовский и их учеников и последователей) [6].

В области практической подготовки практикумы и сбор материалов к курсовым и дипломным работам осуществлялся до пандемии СОУГО-19 всегда только на базах. Обучение не прекращалось и в период локдауна, когда возможности сбора материала и работы на практических базах были очень ограничены. В этот период зачастую набор эмпирического материала к дипломным работам осуществлялся студентами случайным образом, через интернет, редкие видеозаписи и т.п. Пандемия закончилась, но её отзвуки остались — в частности, сохранились проблемы с допуском студентов в медицинские и образовательные учреждения (и в медицинских, и в педагогических университетах). У специалистов возникает вопрос о достоверности полученных через интернет материалов, хотя, безусловно, необходимо идти в ногу со временем и учитывать нюансы работы с пациентом не только вживую, но и онлайн.

Обсуждение истории специальности и примеров её реализации в современном университете инициирует ряд вопросов:

1) Государственному экзамену по клинической психологии — быть или оставить этот контроль за знаниями и компетенциями в ведении аккредитации деятельности специалиста?

2) Какие права у студентов по сбору материалов к выпускной квалификационной работе (договоры с организациями, с родителями и т. п.)?

3) Как относиться к интернет-сбору материалов, а в последующем диагностике и работе в этом поле?

4) Когда, как и кто будет проводить аккредитацию медицинских (клинических по образованию) психологов?

5) Как быть с устройством на работу выпускников по специальности «клиническая психология»?

6) Как влияет цифровизация на всех участников взаимодействия: клинического психолога, пациента и его родных, специалистов смежных профессий?

Есть общие трудности, которые встречаются на пути обучения клинических психологов в университетах: низкая доступность клинических баз практики (особенно в последнее время); отсутствие возможности полно-

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(2) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-153-156

156 _

ОБЗОР

ценного отбора студентов при поступлении (только по результатам ЕГЭ невозможно отобрать лучших для работы в клинической психологии). Необходимо вводить экзамены/собеседования/творческие задания при наборе абитуриентов на факультеты клинической психологии. В процессе обучения мы сталкиваемся и с увеличением студентов с академическими задолженностями, повышением числа отчислений и академических отпусков, тенденцией части студентов трудоустраиваться на старших курсах (часто в ущерб занятиям).

Позиция автора статьи: необходимо оставить все варианты подготовки клинических психологов, но определиться со специализацией подготовки в соответствующих вузах. Нельзя готовить клинических психологов только через переподготовку (сейчас может осуществляться в разных, не всегда профильных учреждениях, неясным преподавательским сообществом). Надо готовиться к принятию закона о психологической помощи и возможной коррекции подготовки будущих специалистов. Следует думать о магистратурах (или аналогах ординатуры) для более тонкой подготовки узких специалистов как форме уточнения специализации для уже получивших образование клинических психологов. Требование не только аккредитации, широких и глубоких знаний в теоретической части клинической психологии, но и знания современных и адекватных средств диагностики (отечественных и зарубежных) в соответствии и с доказательной наукой, и с традициями отечественной науки и практики.

За подготовку медицинских психологов в университетах — наличие научной базы и научных школ, т. е. всегда больше вероятность разработки актуальных и даже экстренных форм работы и помощи. В обучении должны быть разумное соответствие методов номоте-тического и идиографического подходов в диагностике и работе, особый учёт индивидуальных характеристик пациента, реализация аналога индивидуализированного подхода в медицине.

Заключение

Заинтересованность государства и профессионального сообщества в обеспечении клинических психологов достойным инструментарием (разработка отечественных и полноценная адаптация лучших зарубежных методик), утверждение профессионального стандарта «Клинический психолог» — вот важные вехи улучшения подготовки и последующей работы специалистов — клинических психологов. Необходимо решить несколько важных практических вопросов по деятельности клинических психологов: обеспечение инструментарием для диагностики и коррекции, возможность постоянного повышения квалификации с практическими занятиями. У психологов должно быть своё поле ответственности при работе в мультидисциплинарной бригаде, и сообщество специалистов должно поддерживать своих членов. Возможно, потребуется разделение специальности по более дифференцированным вариантам специализаций: клинике, в которой будут работать, по научному/прикладному/практическому направлениям работы.

Всегда существуют этические вопросы при подготовке будущих клинических психологов. Профессия психолога вообще и клинического психолога в частности становится всё более широко распространённой и популярной,

востребованной. Разработка юридических оснований для деятельности клинических психологов не снимает вопрос о программах дисциплин обучения: базовых фундаментальных циклов и практикумов и предметов по выбору в вузовском компоненте. Должно быть совершенствование подготовки специалистов, применения современных образовательных и обучающих технологий при сохранении высокого качества общегуманитарной направленности и преемственности деятельности специалистов.

Литература

1. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996; (2): 3-8.

2. Тхостов А.Ш., Балашова Е.Ю., ред. Программы дисциплин Государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». М.: МГУ; 2006.

3. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. М.: Академия; 2015. EDN: https://elibrary.ru/xgadhz

4. Беребин М.А. Образовательные модели подготовки клинических психологов: анализ зарубежной практики. В кн.: Зверева Н.В., ред. Клиническая психология 21 века: методология, теория, практика. М.; 2023: 19-44. https://elibrary.ru/tbuplu

5. Александрович М.О., Кардась-Гродзинская Э. Психология и медицина в работе специалистов в Польше. В кн.: Зверева Н.В., Рощина И.Ф., ред. Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии. М.: Сам полиграфист; 2021: 9-18. https://elibrary.ru/skhovu

6. Зверева Н.В., Мешкова Т.А., Щербакова А.М., Хромов А.И. Достижения и проблемы в подготовке клинических психологов в университете (к 10-летию первого выпуска клинических психологов факультета КСП МГППУ). Клиническая и специальная психология. 2019; 8(2): 198-209. https://doi.org/10.17759/ cpse.2019080211 https://elibrary.ru/wuqdgg

References

1. Polyakov Yu.F. Clinical psychology: status and problems. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. 1996; (2): 3-8. (in Russian)

2. Tkhostov A.Sh., Balashova E.Yu., eds. Programs of disciplines of the State educational standard of professional education in specialty 030302.65 - «Clinical psychology». [Programmy distsiplin Gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 030302.65 - «Klinicheskaya psi-hologiya»]. Moscow: MGU; 2006. (in Russian)

3. Zvereva N.V., Goryacheva T.G. Clinical Psychology of Children and Adolescents [Klinicheskaya psikhologiya detey i podrostkov]. Moscow: Akademiya; 2013. https://elibrary.ru/xgadhz (in Russian)

4. Berebin M.A. Educational models of training clinical psychologists: analysis of foreign practice. In: Zvereva N.V., ed. Clinical Psychology of the 21st Century: Methodology, Theory, Practice [Klinicheskaya psikhologiya 21 veka: metodologiya, teoriya, praktika]. Moscow; 2023: 19-44. https://elibrary.ru/tbuplu (in Russian)

5. Aleksandrovich M.O., Kardas'-Grodzinskaya E. Psychology and medicine in the work of professionals in Poland. In: Zvereva N.V., Roshchina I.F., eds. Modern Diagnostic Directions in Clinical (Medical) Psychology [Sovremennye napravleniya diagnostiki v klinicheskoy (meditsinskoy) psikhologii]. Moscow: Sam poligrafist; 2021: 9-18. https://elibrary.ru/skhovu (in Russian)

6. Zvereva N.V., Meshkova T.A., Shcherbakova A.M., Khromov A.I. Achievements and problems in the university training of clinical psychologists (on the 10th anniversary of the first graduation of clinical psychologists at the Faculty of Clinical and Special Psychology MSUPE). Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. 2019; 8(2): 198-209. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080211 https:// elibrary.ru/wuqdgg (in Russian)

Сведения об авторах:

Зверева Наталья Владимировна, канд. психол. наук, проф. каф. нейро- и патопсихологии развития ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Министерства просвещения России; вед. науч. сотр. отдела медицинской психологии ФГБРУ «Научный центр психического здоровья» Министерства высшего образования и науки России, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.