УДК 657.1
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СПЕЦИФИКУ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
З.С. ТУЯКОВА,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: [email protected]
Т.В. ЧЕРЕМУШНИКОВА,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет
В статье структурированы виды деятельности предприятий инфокоммуникационной сферы экономики для цели бухгалтерского управленческого учета, рассмотрены внутренняя структура деятельности телекоммуникационных компаний, исследовано состояние рынка инфокоммуникаци-онных услуг и их нормативно-правовое регулирование, выявлены основные тенденции развития инфокоммуникационной индустрии в России, выделены организационно-технические особенности процесса оказания услуг связи, влияющие на организацию управленческого учета.
Ключевые слова: инфокоммуникационная деятельность, информационная деятельность, конвергенция, телекоммуникационная деятельность, телекоммуникационные компании, услуги связи, управленческий учет, бизнес-процессы
Развитие деятельности предприятий инфокоммуникационной индустрии, обусловленное процессами конвергенции телекоммуникаци-
онных и информационных технологий, требует структурирования их деятельности, приобретающего особую актуальность в условиях многообразия действующих современных нормативно-правовых документов, регулирующих развитие данной сферы экономики в России. Трансформация традиционных услуг связи в новые свойства инфокоммуникационных услуг приводит к изменению бизнес-процессов в телекоммуникационных компаниях, оказывающих в свою очередь существенное влияние на ведение управленческого учета в компаниях.
Инфокоммуникационная деятельность основана на применении телекоммуникационных и информационных технологий, развитие которых осуществлялось ранее отдельно и независимо друг от друга. Телекоммуникационные технологии включают методы и способы передачи информации (данные, голос, видео) на расстояние по линиям связи различных видов, а информацион-
ные технологии - методы и способы накопления, обработки, хранения и обеспечения целостности информации [1, с. 6].
Телекоммуникационная инфраструктура представлена сетями и линиями связи, оборудованием сетей (системы передачи и коммутации), терминалами и оконечными устройствами.
Информационную инфраструктуру составляет совокупность баз данных, средств обработки информации, взаимодействующих сетей связи и терминалов пользователя.
Развитие телекоммуникационной и информационной деятельности до сих пор рассматривается отдельно в российских статистических сборниках. В то же время переход от индустриального к информационному обществу, интеграция телекоммуникационных и информационных технологий и систем привели к расширению видов деятельности в области связи, радиовещания, телевидения и использования современных информационных технологий, называемых в настоящее время ин-фокоммуникационной сферой экономики. Это отмечается, в частности, в работах таких ученых России и ближнего зарубежья, как В.А. Вайпа-на [3], П.П. Воробиенко [1], С.Р. Гладких [3], К.А. Забродской [2], Р.С. Ибрагимова [3], Т.А. Кузовковой [4, 5], Л.А. Никитюк [1],
Рис. 1. Структура различных видов деятельности предприятий инфокоммуникационной индустрии России
Л.Д. Реймана (см. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук «Формирование и развитие рынка ин-фокоммуникационных услуг». Санкт-Петербург, 2004 г.).
Анализ публикаций современных отечественных ученых и содержания Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволил структурировать содержание инфокоммуникационной деятельности по трем основным направлениям (рис. 1).
Первое направление включает деятельность в области связи, которую можно подразделить на почтовую, курьерскую и телекоммуникационную деятельность, что соответствует общей логике ОКВЭД.
Почтовая и курьерская деятельность включают в себя деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в том числе и почтовых переводов денежных средств. Телекоммуникационная деятельность представляет собой деятельность по приему, передаче и доставке информации.
Второе направление охватывает деятельность в области информационных технологий, которая связана с разработкой программного обеспечения и сервисов на его основе, предоставлением услуг
по проектированию, внедрению, тестированию информационных систем и разработке про-граммно-аппарат-ных комплексов.
Третъе направление - это деятельность в области массовых коммуникаций, включающая издательскую и полиграфическую деятельность, а также деятельность в области радиовещания и телевидения.
Среди выделенных направлений деятельности на-
иболее динамично развивается телекоммуникационная деятельность, имеющая, кроме того, также социальную значимость для регионов и страны в целом, поэтому нами детально рассмотрена внутренняя структура этой деятельности, которая представлена в схематичной форме на рис. 2.
Телекоммуникационная деятельность сгруппирована по четырем направлениям: предоставление услуг телефонной связи; предоставление услуг документальной связи; передача (трансляция) и распределение про-
Телекоммуникационная деятельность в Российской Федерации
В области телефонной связи
Международной
Междугородной
Внутризоновой
Местной
Радиосвязи
Сотовой связи
Транкинговой связи
Персонального радиовызова
Спутниковой связи
Космической связи
В области документальной связи
Телеграфной связи
Факсимильной связи
Телефакс
Бюрофакс и ДР.
В области передачи (трансляции) и распределения
программ телевидения и
звукового радиовещания
Предоставление прочих услуг связи
Техническое обслуживание сетей связи
Сдача в аренду каналов связи
Контроль за системами и средствами связи
Обеспечение регулирования использования радиочастот и
др.
Рис. 2. Структура деятельности телекоммуникационных компаний
грамм телевидения и звукового радиовещания; предоставление прочих услуг связи.
Деятельность в области телефонной связи включает международную, междугороднюю, внутризоновую и местную (городскую, сельскую) связь, а также предоставление подвижной радиосвязи, в том числе спутниковой, сотовой, транкин-говой связи, персонального радиовызова.
К деятельности в области документальной электросвязи отнесены: деятельность в области телеграфной связи и телематических служб, а также факсимильные службы, службы обработки сообщений и электронной почты, службы телеконференций, информационной службы, включая справочные службы и службы доступа к информационным ресурсам, службы голосовой связи, службы передачи речевой информации с использованием пакетной коммуникации; деятельность в области передачи данных и обмена информацией между персональными компьютерами, предостав-
ление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них.
Деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения и звукового радиовещания связана с передачей и распределением программ телевидения и радиовещания через системы электросвязи (кабельные, радиорелейные, спутниковые линии связи и др.).
Прочая деятельность в области телекоммуникаций включает: техническое обслуживание сетей электросвязи; сдачу в аренду каналов связи; контроль за системами и средствами связи, а также радиоэлектронными средствами, высокочастотными устройствами различных пользователей и производственно-технологическими сетями связи; регулирование использования радиочастот центрального и децентрального назначения и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения.
Нормативно-правовое регулирование телекоммуникационной деятельности обеспечивается документами разных уровней регулирования.
К документам самого высокого уровня регулирования можно отнести Конституцию РФ, а также федеральные законы и кодексы законов.
В соответствии с Конституцией РФ регулирование телекоммуникационных услуг на территории Российской Федерации отнесено к компетенции федеральных органов1.
Система федерального законодательства в сфере телекоммуникаций и информаций включает:
- Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»2;
- Гражданский кодекс РФ, ч. 4, введенная Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-Ф33;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»4;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»5;
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»6, регулирующий отношения в сфере поиска, получения, производства и распространения массовой информации;
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»7 устанавливающий правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи
1 Конституция Российской Федерации (ст. 7) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). URL: http:// www.consultant.ru.
2 О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (в ред. от 28.12.2013). URL: http://www.consultant.ru.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 23.07.2013). URL: http://www.consultant.ru.
4 Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. 28.12.2013). URL: http://www.consultant.ru.
5 Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ (в ред. от 08.11.2007). URL: http://www. consultant.ru.
6 О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. от 02.07.2013). URL: http://www. consultant.ru.
7 О почтовой связи: Федеральный закон от 17.07.1999 №
176-ФЗ (в ред. 06.12.2011). URL: http://www.consultant.ru.
в Российской Федерации и порядок ее регулирования, включая правоотношения между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи.
Реализацию государственной политики в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации.
Документы данного ведомства характеризуют второй уровень регулирования. В частности, данным ведомством разработаны методические рекомендации по ведению ведущими операторами связи раздельного учета доходов и расходов, где рассматриваются последовательность ведения учета в разрезе видов деятельности, частей сети и услуг связи, а также образцы форм для ведения такого учета8.
Следующий уровень регулирования включает различные корпоративные документы. Так, например, в открытом акционерном обществе (ОАО) «Ростелеком» в целях обеспечения прозрачных и понятных для акционеров механизмов управления компанией и соблюдения высоких этических норм при ведении бизнеса действуют Кодекс корпоративного управления и Этический кодекс. Данные документы закрепляют признанные во всем мире высокие стандарты корпоративных практик, а также регулируют такие вопросы, как: конфликт интересов; запрет на использование служебного положения и инсайдерской информации; порядок подготовки и раскрытия информации о результатах деятельности. Кроме того, в компании действует ряд корпоративных положений: об операциях с ценными бумагами; об информационной политике; о дивидендной политике; о политике управления рисками; положение о комитете по стратегии совета директоров и др.9.
К документам четвертого уровня относятся локальные документы, разрабатываемые само-
8 Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи: приказ Мининформсвязи России от 21.03.2006 № 33 (в ред. от 25.01.2007). URL: http://www.consultant.ru.
9 Годовой отчет ОАО «Ростелеком» по итогам 2012 г. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
стоятельно в телекоммуникационных компаниях. К основным документам данного уровня можно отнести: положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета (финансового, управленческого, налогового); организационно-производственную структуру организации; регламенты бизнес-процессов; график документооборота; рабочий план счетов; формы внутренней отчетности и другие документы экономического субъекта.
Уровень развития инфокоммуникационной сферы до начала 1990-х гг. в России можно характеризовать как очень низкий, что объясняется существовавшей государственной монополией, исключавшей наличие конкуренции. Результатом процесса демонополизации, начавшейся в середине 1990-х гг., является функционирование на российском рынке многочисленных телекоммуникационных компаний и наличие серьезной конкуренции, особенно в сфере предоставления подвижной и документальной электросвязи, радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи.
В настоящее время основную долю российского рынка связи занимают операторы «большой четверки»: ОАО «Ростелеком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» («МТС»), ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «МегаФон», предоставляющие полный спектр основных услуг связи и формирующие более 80% доходов рынка10. В частности, ОАО «Ростелеком» является универсальным оператором связи национального масштаба и обладает крупнейшей в России сетью связи, доступом к последней миле и кабельному колодцу, а также сильными позициями в государственном секторе11.
По итогам рейтинга, ежегодно проводимого Институтом экономических стратегий Российской академии наук, наиболее «стратегичными» телекоммуникационными компаниями по результатам 2012 г. признаны: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом», ОАО «Ростелеком», ООО «Гарс Телеком - Управление телекоммуникациями», Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь», группа компаний «Те1е2 Россия», Закрытое акцио-
10 Годовой отчет ОАО «Ростелеком» по итогам 2012 r. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
11 Годовой отчет ОАО «Ростелеком» по итогам 2012 г. URL: http://www.rostelecom.ru/ir/disclosure/annual_reports.php.
нерное общество «Компания ТрансТелеКом»12.
Сегодня рынок инфокоммуникационных услуг все более приближается к олигополии, так как телекоммуникационные компании вынуждены не только конкурировать, но и договариваться между собой в рамках различных государственных проектов13. Это связано с тем, что совместное использование инфраструктуры позволяет внедрить новые технологии и снизить тарифы на услуги связи.
Анализ публикаций отечественных экономистов, освещающих проблемы инфокоммуникацион-ной деятельности, позволил выделить основные тенденции ее развития в современной России:
- более высокие темпы развития данного вида экономической деятельности по сравнению с другими сферами экономики;
- повышение спроса на увеличение объемов передаваемой информации, скорости и качества ее переработки;
- постоянное техническое совершенствование и замена специального оборудования и устройств, внедрение новых технологий;
- интеграция телекоммуникационных и информационных технологий и сетей в процессе оказания услуг связи;
- расширение участников рынка услуг связи и посредников - контент-провайдеров, сервис-провайдеров и системных интеграторов;
- переход от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию и предоставлению пакета услуг связи;
- развитие процессов слияния и поглощения телекоммуникационных компаний;
- наличие конкуренции, связанной с быстрой изменчивостью и многообразием услуг связи, появлением новых их видов и изменением предпочтений потребителей услуг.
Дальнейшее развитие указанных тенденций предъявляет повышенные требования к формированию достоверной, полной и релевантной информации о результатах деятельности телеком-
12 Официальный сайт Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук. URL: http://www. inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/2012_ 09/ES2012_09_Yulia_Leonova_Larisa_Polkovnikova.html.
13 Российский рынок связи и телекоммуникаций: итоги 2012 года и прогнозы на будущее. URL: http: //www. iksmedia. ru/news/4679836.html.
муникационных компаний, отражаемой в системе бухгалтерского управленческого учета.
Осуществление телекоммуникационной деятельности существенно отличается от деятельности сферы материального производства, поэтому нами систематизированы основные особенности данного вида экономического вида деятельности (рис. 3).
Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, не имеющего вещественной формы и предопределяющего соответствующую структуру себестоимости услуг связи, где отсутствуют затраты на сырье и материалы, использование которых имеет вспомогательный характер.
Материалы и запасные части используются в основном для поддержания в нормальном техническом состоянии оборудования и средств связи, а также на ремонтных и эксплуатационных работах.
Вторая особенность обусловлена неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства, а также непрерывностью предоставления услуг связи. Это предъявляет высокие требования к качеству услуг (точности, срочности, надежности, неизменности), а также к функционированию средств связи. Данная особенность характерна для телефонной связи, но не распространяется на такие услуги, как интерактивные игры, создание домашних страниц, интернет-шоппинг, универсальную почту, электронную литературу.
Третья особенность связана с процессами конвергенции телекоммуникаций и информационных технологий, которые привели к разделению единого процесса производства и потребления услуг связи на две сферы деятельности - производство и сервис. При этом производственная деятельность обеспечивает процессы обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации, а сервисная деятельность предназначена для обслуживания клиентов, приема и доставки услуг пользователям.
Четвертая особенность (массовый характер потребления услуг связи) требует наличия разветвленной и надежной сети связи. Поэтому телекоммуникационные компании и их структурные подразделения функционируют практически
во всех городах и крупных населенных пунктах, размещение которых увязывается с административно-территориальным делением страны.
Пятая особенность заключается в возможности взаимодействия в процессе предоставления услуг связи нескольких телекоммуникационных компаний. При этом содержание передаваемой информации не должно подвергаться искажению, что обусловливает необходимость единых требований к технологии ее передачи и к правилам технической эксплуатации средств связи, в качестве которых могут быть выделены:
- мультисервисность - независимость технологий предоставления услуг от транспортных технологий;
- широкополосность - возможность гибкого и динамического изменения скорости передачи информации в широком диапазоне в зависимости от текущих потребностей пользователя;
- мультимедийность - способность сети передавать многокомпонентную информацию (речь, видео-, аудиозаписи) с необходимой синхронизацией этих компонент в реальном времени и использованием сложных конфигураций соединений;
- интеллектуальность - возможность управления услугой, вызовом и соединением со стороны пользователя или поставщика услуг;
- инвариантность доступа - возможность организации доступа к услугам независимо от используемой технологии;
- многооператорность - возможность участия нескольких операторов в процессе предоставления услуги и разделение их ответственности в соответствии с их областью деятельности [3, с. 9].
Шестая особенность обусловлена наличием в России не только крупных традиционных, но и альтернативных операторов связи, конкурирующих друг с другом за привлечение потребителей услуг связи.
Седьмая особенность связана с динамичными темпами развития технологии передачи данных и с появлением новых видов предоставляемых услуг.
Следующая особенность характеризуется переходом от оказания единичных услуг к сервисному обслуживанию пакета услуг на основе универсальной платформы их формирования.
Особенности телекоммуникационной деятельности
Характерные черты услуг связи
Особенности функционирования телекоммуникационных компаний
Отсутствие вещественной формы, наличие виртуальной среды
Непрерывность процесса, неотделимость во времени производства и потребления услуг
Незначительная доля материальных затрат в структуре себестоимости услуг связи
Высокая степень автоматизации работ
Высокие требования к качеству услуг
Высокие требования к функционированию средств связи
Разделение единого процесса на две сферы - производство и сервис Наличие посредников при предоставлении услуг связи - контент-провайдеров и системных интеграторов
Массовый характер потребления услуг Наличие сетевой структуры
Предъявление единых требований к технологии передачи информации
Необходимость лицензирования деятельности и сертификации средств связи
Оказание услуг как базовыми, так и альтернативными операторами связи
Присутствие жесткой конкуренции на рынке услуг связи
Короткий жизненный цикл услуг связи
Появление новых видов услуг связи и форм их предоставления
Переход от единичных услуг к сервисному обслуживанию (к пакету услуг)
Необходимость наличия высокотехнологической базы, своевременного обновления производства в соответствии с научно-техническим прогрессом
Социальная значимость телекоммуникационной деятельности
Переход к использованию единой платформы оказания услуг связи и информационных услуг
Регулирование деятельности компаний на федеральном и региональном уровнях
Рис. 3. Особенности деятельности телекоммуникационных компаний в рыночной экономике России
Последняя особенность обусловлена не только коммерческим характером телекоммуникационной деятельности, но и ее социальной значимостью, что требует регулирования этой
деятельности на уровне государства.
Выделенные особенности телекоммуникационной деятельности являются объективной о сновой специфики ведения бухгалтерского
управленческого учета, они систематизированы нами и представлены в таблице.
В частности, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг связи определяет отсутствие незавершенного производства в телекоммуникационных компаниях. Высокая трудоемкость и фондоемкость услуг связи обусловливают преобладание в структуре себестоимости расходов на заработную плату и амортизацию основных средств. Предъявление высоких требований к качеству услуг требует соответствующего учета обеспечения качества этих услуг.
Качество оказываемых телекоммуникационных услуг зависит от качества: применяемых
средств связи (типа используемого оборудования); организации сетей связи (схемы построения сетей связи и системы коммутации); технологических процессов (использования сетей и средств связи); труда (квалификации персонала); эксплуатации средств связи и управления.
Качественные критерии услуг связи можно условно подразделить на две группы: функциональные и потребительские. В составе функциональных свойств услуг можно выделить доступность, достоверность, бесперебойность, своевременность, конфиденциальность, в составе потребительских - культуру обслуживания потребителя, время обслуживания потребителя, режим работы компании и др.
Особенности телекоммуникационной деятельности Влияние на процесс формирования информации бухгалтерского управленческого учета
1. Незначительная доля материальных затрат в структуре себестоимости услуг связи 1. Отсутствие незавершенного производства. 2. Преобладание в структуре себестоимости расходов на заработную плату и амортизацию
2. Высокие требования к качеству услуг связи 1. Необходимость отражения затрат на качество услуг связи и обслуживание абонентов. 2. Преобладание в себестоимости услуг косвенных расходов
3. Высокие требования к функционированию средств связи 1. Целесообразность сбора информации о нагрузке на оборудование связи (по часам, дням, месяцам и сезонам года). 2. Учет простоев в часы спада нагрузки. 3. Учет резервного оборудования связи
4. Высокая степень автоматизации работ Организация расчетов в биллинговой системе
5. Наличие посредников при предоставлении услуг связи - контент-провайдеров и системных интеграторов Необходимость выделения бизнес-процессов по передаче информации с учетом затрат и результатов всех компаний, участвующих в процессе предоставления услуг связи
6. Наличие сетевой структуры 1. Введение системы взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами за сетевые ресурсы с отражением расходов на оплату услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. 2. Перераспределение доходов между несколькими операторами, участвующими в одном производственном процессе
7. Лицензирование деятельности и сертификация средств связи Отражение в учете расходов на лицензирование видов деятельности, сертификацию средств связи
8. Присутствие жесткой конкуренции на рынке услуг связи 1. Осуществление расходов на инновации и капитальные вложения. 2. Необходимость ведения управленческого учета по бизнес-процессам
9. Необходимость наличия высокотехнологической базы, своевременного обновления производства в соответствии с научно-техническим прогрессом Корректное определение ожидаемого срока полезного использования оборудования и средств связи
10. Переход к использованию единой платформы оказания услуг связи и информационных услуг 1. Учет пакета комплексных услуг связи. 2. Корректное распределение затрат по отдельным видам услуг связи
11. Регулирование деятельности предприятий связи на федеральном и региональном уровнях 1. Соблюдение законодательства в области связи. 2. Ведение раздельного учета доходов и расходов отдельными группами российских операторов связи
Влияние особенностей деятельности на специфику организации управленческого учета
в телекоммуникационных компаниях
Указанные особенности влияют на преобладание в целом доли косвенных затрат в себестоимости услуг телекоммуникационных компаний.
Неотделимость процесса производства и потребления услуг связи является объективной основой неравномерности нагрузки работы оборудования (в течение суток, дней недели, месяца, года), что обусловлено ритмом деловой и личной жизни людей.
Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей в периоды максимальной нагрузки компании вынуждены создавать дополнительные производственные мощности и рабочие места, которые могут использоваться частично или простаивать при спаде нагрузки.
Биллинговые системы в телекоммуникационных компаниях - это современные виды оборудования для учета и тарификации предоставляемых услуг связи, позволяющие получить практически любую информацию о соединениях абонентов. Появление новых участников рынка при предоставлении услуг связи, в частности сервисной сферы обслуживания, приводит к необходимости выделения и обоснования новых бизнес-процессов по передаче информации с учетом затрат и результатов всех служб компании, содержание которых рассмотрено авторами в специальной статье [8].
Необходимость перераспределения доходов вызвана прежде всего наличием сетевых услуг, в предоставлении которых участвуют несколько телекоммуникационных компаний. Механизм перераспределения доходов от реализации услуг связи между организациями, непосредственно участвующими в предоставлении конкретных услуг, зависит от условий заключенных договоров между операторами связи.
Единые требования к технологии передачи информации предопределяют отражение расходов на лицензирование, а также сертификацию средств и оборудования связи.
Одной из современных тенденций функционирования и развития сферы связи является, как подчеркивалось выше, усиливающаяся конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг.
Одним из путей, способствующих укреплению финансового положения компании на рынке связи в этих условиях, является ведение учета по
бизнес-процессам, организация которого подробно изложена нами в других публикациях [6, 7].
Переход к использованию единой платформы оказания услуг связи и информационных услуг приводит к необходимости учета не только отдельных услуг связи, но и их пакетов. Новые сети, в частности IP-сети, могут использоваться для передачи информационных потоков различной природы: голосового трафика, данных цифрового видео, что позволяет сократить издержки телекоммуникационной компании на их передачу. Поэтому возникает потребность в учете сложных услуг, например FMC (Fixed Mobile Convergence), в которой используются ресурсы мобильной и фиксированной сетей, а также комплексных пакетов услуг (например, услуга TriplePlay -комплексная услуга получения пользователем доступа к Интернету, кабельному телевидению и телефонии).
Внедрение пакетных технологий в телекоммуникационных компаниях невозможно без корректного распределения затрат по отдельным видам услуг связи, что является одной из задач управленческого учета.
Одной из особенностей функционирования операторов телекоммуникаций является государственное регулирование в части учета доходов и расходов по услугам, тарифы на которые установлены на законодательном уровне. В настоящее время Федеральная служба по тарифам раз в год устанавливает предельные уровни тарифов на услуги местной, внутризоновой и междугородной связи для операторов, включенных в реестр естественных монополий.
Всех операторов связи в России можно условно разделить на две категории: первым согласно рекомендациям Минкомсвязи России необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, вторым вести данный учет необязательно. К первой категории относятся операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи, компании, являющиеся субъектами естественных монополий в области связи, и операторы, занимающиеся оказанием универсальных услуг. Вторую категорию операторов составляют все другие операторы связи, которые могут не вести раздельного учета доходов и расходов, а руководствоваться
федеральными нормативными актами в области бухгалтерского учета.
Таким образом, вышеизложенные особенности телекоммуникационной деятельности обусловливают необходимость управленческого учета по бизнес-процессам, направленного на своевременное получение управленческой информации для принятий эффективных решений в условиях жесткой конкуренции телекоммуникационных компаний.
Список литературы
1. Воробиенко П.П. Инфокоммуникации: термины и определения / П.П. Воробиенко, Л.А. Никитюк // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2011. № 6/2. С. 4-6.
2. Забродская К.А. Инфокоммуникационные услуги: сущность, особенности, классификация / К.А. Забродская // Вестник связи. 2013. № 5. С. 27-31.
3. Ибрагимов Р.С., Вайпан В.А., Гладких С.Р. Перспективы правового регулирования отношений в сфере инфокоммуникационных услуг // Право и экономика. 2010. № 3. С. 4-12.
4. Кузовкова Т.А. Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций / Т.А. Кузовкова, Н.Е. Зоря // Т-Сотт. Телекоммуникации и Транспорт. 2012. № 12. С. 43-45.
5. Кузовкова Т.А. Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций / Т.А. Кузовкова // Электросвязь. 2009. № 2. С.16-19.
6. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Классификация затрат телекоммуникационных компаний по бизнес-процессам // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8. С. 233-240.
7. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Организация бюджетирования по бизнес-процессам в управленческом учете телекоммуникационных компаний // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 41. С. 10-20.
8. Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Содержание и структура бизнес-процессов телекоммуникационных компаний как объектов управленческого учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13. С. 369-375.
Issues on accounting
MODERN TYPES OF INFO-COMMUNICATION ACTIVITIES AND THEIR IMPACT ON SPECIFICS OF THE MANAGEMENT-ACCOUNTING ORGANIZATION
Zauresh S. TUIAKOVA, Tat'iana V. CHEREMUSHNIKOVA
Abstract
The article considers types of enterprises' activities in the info-communication industry for a purpose of management accounting. It displays the internal structure of telecommunication companies' activities, the info-communication services market and its legal regulation, the main tendencies in the development of the information and communication industry in Russia, the organizational and technical characteristics of the process of communication servicing and the impact on organization of management accounting.
Keywords: info-communication activity, information activity, convergence, telecommunications activities, telecommunications companies, com-
munications services, managerial accounting, business-processes
References
1. Vorobienko P.P., Nikitiuk L.A. Infokommu-nikatsii: terminy i opredeleniia [Info-communications: terms and definitions]. Vostochno-Evropeiskii zhurnal peredovykh tekhnologii - East European journal of advanced technologies, 2011, no. 6/2, pp. 4-6.
2. Zabrodskaia K.A. Infokommunikatsionnye uslugi: sushchnost', osobennosti, klassifikatsiia [Info-communication services: essence, characteristics and classification]. Vestnik sviazi - Journal of communication, 2013, no. 5, pp. 27-31.
3. Ibragimov R.S., Vaipan V.A., Gladkikh S.R. Perspektivy pravovogo regulirovaniia otnoshenii v sfere infokommunikatsionnykh uslug [Prospects of legal regulation in the sphere of info-communication services]. Pravo i ekonomika - Law and economics, 2010, no. 3, pp. 4-12.
4. Kuzovkova T.A., Zoria N.E. Nauchnye osnovy ekonomiki otrasli infokommunikatsii [Scientific basics of Economics of the telecommunications industry]. T-Comm. Telekommunikatsii i Transport -T-Comm. Telecommunications and Transport, 2012, no. 12, pp.43-45.
5. Kuzovkova T.A. Ekonomicheskie aspekty konvergentnogo razvitiia infokommunikatsii [The economic aspects of the convergent development of info-communication]. Elektrosviaz'- Telecommunications, 2009, no. 2, pp. 16-19.
6. Tuiakova Z.S., Cheremushnikova T.V. Klas-sifikatsiia zatrat telekommunikatsionnykh kompanii po biznes-protsessam [Classification of business-process costs in telecommunication companies]. Vest-nik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of Orenburg State University, 2013, no. 8, pp. 233-240.
7. Tuiakova Z.S., Cheremushnikova T.V. Or-ganizatsiia biudzhetirovaniia po biznes-protsessam
v upravlencheskom uchete telekommunikatsion-nykh kompanii [Budgeting by business-processes in management accounting of telecommunication companies]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2013, no. 41, pp. 10-20.
8. Tuiakova Z.S., Cheremushnikova T.V. Sod-erzhanie i struktura biznes-protsessov telekom-munikatsionnykh kompanii kak ob"ektov uprav-lencheskogo ucheta [The content and structure of business-processes in telecommunication companies as the objects of management accounting]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Orenburg State University, 2012, no. 13, pp.369-375.
Zauresh S. TUIAKOVA
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
Tat'iana V. CHEREMUSHNIKOVA
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]