Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
631
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНДИВИД / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / ГОСТИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ТЕКУЧАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушина О. И.

В статье рассматривается новая социологическая проблема, связанная с ролью и местом дистанционных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), цифровых средств общения в межличностных отношениях, их влиянием на отдельного индивида и изменениями в обществе в целом. Объектом исследования являются межличностные отношения, реализуемые посредством использования цифровых технологий и мобильных устройств. Представлен анализ концептуальных положений современных теорий общества о предпосылках и причинах трансформации межличностных отношений и феномена интимности при переходе и широкому распространению коммуникации посредством мобильных устройств. Охарактеризованы новые цифровые формы межличностного общения, такие как онлайн-знакомства, гостинг. Рассмотрено их влияние на трансформацию личной сферы индивида и его психологическое благополучие. Сделан вывод, что, несмотря на очевидные преимущества использования современных ИКТ в повседневной жизни человека, простота и молниеносность установления контакта, множественность вариантов выбора приводят к психологической нагрузке, к проблеме продолжительного сохранения близких отношений между партнерами. У человека возникает и нарастает чувство одиночества среди людей в современном мире, что несет в себе угрозу для благополучия социума в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY DIGITAL COMMUNICATIONS AND THEIR IMPACT ON BUILDING PERSONAL RELATIONSHIPS

The article examines a new sociological problem related to the role and place of remote information and communication technologies (ICT), digital means of communication in interpersonal relations, their impact on the individual and changes in society as a whole. The object of the study is interpersonal relations implemented through the use of digital technologies and mobile devices. The analysis of the conceptual provisions of modern theories of society on the prerequisites and causes of the transformation of interpersonal relationships and the phenomenon of intimacy in the transition and wide distribution of communication through mobile devices is presented. New digital forms of interpersonal communication such as online dating, ghosting are characterized. The use of ICT, especially mobile devices (gadgets) and the transition of online dating to a mobile plane with the help of various digital applications in social networks, has led to disappearance of the boundary between real and virtual space is becoming much more blurred, and the level of certainty in the environment is decreasing in social space and in personal relationships for both the initiator and the recipient of communication. The easiness to contact with potential romantic partners breeds a lower commitment to maintaining the relationship. If in the real world there are always doubts, then the Internet space offers an infinite number of partners who are definitely open to acquaintances and communication. Therefore, the rupture of digital relations occurs without explanation, simply interrupting communication, there is no need for efforts to end the relationship. Conclusion dwells upon the fact that, despite the obvious advantages of using modern ICT in everyday life, the simplicity and lightning speed of establishing contact, the multiplicity of choices lead to psychological strain, to the problem of long-term preservation of close relations between partners. A sense of loneliness among people in the modern world arises and grows, posing a threat to the society’s well-being as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Научная статья УДК 316.47

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.13

Современные цифровые средства коммуникации и их влияние на построение личных отношений

Ольга Игоревна Якушина

Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья имени Н.М. Федоровского, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7048-8852

Аннотация. В статье рассматривается новая социологическая проблема, связанная с ролью и местом дистанционных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), цифровых средств общения в межличностных отношениях, их влиянием на отдельного индивида и изменениями в обществе в целом. Объектом исследования являются межличностные отношения, реализуемые посредством использования цифровых технологий и мобильных устройств. Представлен анализ концептуальных положений современных теорий общества о предпосылках и причинах трансформации межличностных отношений и феномена интимности при переходе и широкому распространению коммуникации посредством мобильных устройств. Охарактеризованы новые цифровые формы межличностного общения, такие как онлайн-знакомства, гостинг. Рассмотрено их влияние на трансформацию личной сферы индивида и его психологическое благополучие. Сделан вывод, что, несмотря на очевидные преимущества использования современных ИКТ в повседневной жизни человека, простота и молниеносность установления контакта, множественность вариантов выбора приводят к психологической нагрузке, к проблеме продолжительного сохранения близких отношений между партнерами. У человека возникает и нарастает чувство одиночества среди людей в современном мире, что несет в себе угрозу для благополучия социума в целом.

Ключевые слова: коммуникация, индивид, межличностные отношения, дистанционные технологии, цифровые приложения, цифровая трансформация отношений, гостинг, психологические последствия, текучая современность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Якушина О.И. Современные цифровые средства коммуникации и их влияние на построение личных отношений // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 97-106. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.13.

Original article

Contemporary Digital Communications and Their Impact on Building Personal Relationships

Olga I. Yakushina

All-Russian Scientific-Research Institute of Mineral Raw Materials named after N.M. Fedorovsky, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7048-8852

Abstract. The article examines a new sociological problem related to the role and place of remote information and communication technologies (ICT), digital means of communication in interpersonal relations, their impact on the individual and changes in society as a whole. The object of the study is interpersonal relations implemented through the use of digital technologies and mobile devices. The analysis of the conceptual provisions of modern theories of society on the prerequisites and causes of the transformation of interpersonal relationships and the phenomenon of intimacy in the transition and wide distribution of communication through mobile devices is presented. New digital forms of interpersonal communication such as online dating, ghosting are characterized. The use of ICT, especially mobile devices (gadgets) and the transition of online dating to a mobile plane with the help of various digital applications in social networks, has led to disappearance of the boundary between real and virtual space is becoming much more blurred, and the level of certainty in the environment is decreasing in social space and in personal relationships for both the initiator and the recipient of communication. The easiness to contact with potential romantic partners breeds a lower commitment to maintaining the relationship. If in the real world there are always doubts, then the Internet space offers an infinite number of partners who are definitely open to acquaintances and communication. Therefore, the rupture of digital relations occurs without explanation, simply interrupting communication, there is no need for efforts to end the relationship. Conclusion dwells upon the fact that, despite the obvious advantages of using modern ICT in everyday life, the simplicity and lightning speed of establishing contact, the multiplicity of choices lead to psychological strain, to the problem of long-term preservation of close relations between partners. A sense of loneliness among people in the modern world arises and grows, posing a threat to the society's well-being as a whole.

© Якушина О.И., 2023

Keywords: communication, individual, interpersonal relationships, transformation, remote technologies, digital applications, digital transformation of relationship, ghosting, psychological consequences, fluid modernity

Funding: Independent work.

For citation: Yakushina, O.I. (2023) Contemporary Digital Communications and Their Impact on Building Personal Relationships. Theory and Practice of Social Development. (7), 97-106. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2023.7.13 (In Russian)

Введение. Межличностные отношения как одна из форм общественной коммуникации всегда были предметом детального изучения социологами, поскольку они являются неотъемлемой частью взаимодействия людей как членов общества. В XXI в. коммуникация претерпела существенные изменения, обусловленные прежде всего применением новых цифровых технологий и технологических устройств, гаджетов, которые предоставили возможность виртуального общения и тем самым сгенерировали новые формы коммуникации. Очевидно, что технологии оказывают влияние на все сферы общества, всё глубже проникая и становясь их интегральной частью, что особенно явно проявляется в отношениях между людьми - это способ, с помощью которого мы каждый день взаимодействуем друг с другом.

Методологическую основу настоящего исследования, посвященного влиянию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на личную сферу современного человека и общество в целом, составили общенаучные принципы объективности, детерминизма, методы познания -традиционный анализ документов, анализ и синтез данных, сравнительно-исторический анализ. Эмпирической базой исследования послужили открытые данные научных публикаций в журналах, книгах, социологические исследования, материалы, размещенные в социальных сетях и на онлайн-платформах в среде Интернета.

С социологической точки зрения интерес для изучения представляет то обстоятельство, насколько мобильные приложения для знакомств влияют сегодня на практики вступления субъектов в личные отношения. Для нас в первую очередь важно было установить связь этого процесса с распространением цифровых инноваций.

Современные теории общества и цифровая коммуникация. В современном мире радикального индивидуализма, множественных идентичностей и динамичных отношений, неограниченных рынков и потребительства мобильные знакомства идеально подходят для общества, в котором «туризм» отношений стал образом жизни для миллионов людей. Как отмечал М. Ка-стельс (Castells, 2001), индивидуальное использование электроники и технологий является одной из основных характеристик человека в цифровую эпоху. Привлекательность ИКТ обусловлена их внутренними качествами: технологии трансформируют сферу и качество наших чувств и восприятий, изменяя организацию когнитивных процессов в обществе в направлении многомерного восприятия мира. Разнообразные ИКТ, новые медиатехнологии сегодня используют для поддержания межличностных отношений, например, через социальные сети и онлайн-сообще-ства (Stoicescu, 2019).

Для объяснения первопричин происходящих изменений в обществе обратимся к работам известных социологов - Э. Гидденса и З. Баумана, создавших теории современного общества. Их идеи остаются актуальными и в XXI в.

Монография Э. Гидденса «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах» (Гидденс, 2004) была написана, когда еще не было столь широкого распространения Интернета, однако в ней указаны и обоснованы причины социальных изменений в XX в., которые привели к «сексуальной революции». Это прежде всего развитие технологий в области контрацепции, освободившие секс от связи с репродуктивной функцией человека, и последствия борьбы за равноправие в обществе, которые привели к радикальной перестройке личной сферы индивида.

В трансформации интимности Э. Гидденс выделяет три главных понятия: пластичную сексуальность, чистые отношения, любовь-слияние.

Пластическая сексуальность стала предварительным условием сексуальной революции. Отделение от интеграции с репродукцией обусловило потерю связи половых контактов с их физиологическими последствиями - частыми беременностями и возможной смертью женщины в результате родов, что явилось радикальным изменением в восприятии в социуме отношений мужчины и женщины, принципиально важным для последующего их развития (Гидденс, 2004).

Любовь-слияние - это активное и неожиданное чувство, которое противоречит таким категориям, как «навсегда» или «ты и только ты». Поиск «особого человека» отходит на второй план, при этом во все большей степени принимаются в расчет «особые отношения». Любовь-слияние предполагает равенство в эмоциональной отдаче, что ближе всего к прототипу чистых отношений. Она развивается лишь в той мере, в какой каждый партнер готов поделиться заботами, интересами и потребностями с другим и стать уязвимым по отношению к нему. В отличие от романтических

чувств любовь-слияние не обязательно моногамна в смысле сексуальной эксклюзивности. Чистые отношения сохраняются при этом только «впредь до дальнейшего уведомления», когда каждый извлекает из этих отношений достаточную для себя выгоду (Гидденс, 2004).

Чистые отношения - это часть родового реструктурирования интимности (Гидденс, 2004), в значительной степени идеальный тип (в том смысле, в котором употреблял данный термин М. Вебер (1990)), поскольку они основаны на сексуальном и эмоциональном равенстве, предлагают потенциал для партнерства, в котором ценность близости и счастья выше других социальных или культурных интересов. Это недолговечные ввиду их случайного характера отношения, в которых участники получают определенное удовлетворение друг от друга; если выгодный обмен прекращается, то заканчиваются и отношения (Гидденс, 2004).

Когда обсуждают исследования в области любви, интимности и сексуальности, то обычно не рассматривают идеи известного социолога З. Баумана. Однако еще в 2003 г. он опубликовал работу «Текучая любовь: О хрупкости человеческих уз» (Ваитап, 2003), которая представляет интерес в отношении способов развития межличностных отношений, поскольку особое внимание в ней уделено именно усилению влияния мобильных приложений и Интернета на процесс поиска партнера. Тезис ученого касается хрупкости человеческих привязанностей в эпоху безудержной индивидуализации, потребления, быстрых социальных и технологических изменений. З. Бауман отмечает тенденцию к завышению ожиданий - консультанты и эксперты внушают нам, что любые обязательства в отношениях рассматриваются как отказ от других романтических возможностей, которые могут быть более удовлетворительными и полноценными, поэтому окончательный выбор в пользу стабильности и обязательств невыгоден. Внимание человека сосредотачивается на удовлетворении себя в отношениях, и подчас это влечет за собой возникновение множественных связей из-за разнообразия вариантов доступного выбора для каждого индивида (Ваитап, 2003: VIII-X).

На смену отношениям партнерства приходит взаимодействие через Интернет как матрица для одновременного соединения (контакта) и разъединения индивидов. В Сети подключение и отключение являются равноправными выборами, имеют одинаковый статус и значение; соединения устанавливаются по запросу и могут быть разорваны по желанию. Такие связи - это «виртуальные отношения» современности, где предоставляемые возможности бесконечны и скоротечны, сменяют друг друга с невероятной скоростью и всегда обещают быть только лучше предыдущих. В такие отношения легко вступать, выходить из них - тоже. Они кажутся простыми и удобными в использовании по сравнению с тяжелыми, медленными, инертными, «настоящими» реальными отношениями (Ваитап, 2003: XI—XII). Так, если речь идет о товаре, то в случае обнаружения брака или неудовлетворительных потребительских качеств, он может быть заменен на другой. Даже если что-то новое не оказывается более приемлемым, то это не играет роли, так как его не планируют долго использовать. З. Бауман делает акцент на аналогии современных межличностных отношений с потребительством - идеально пригодные к употреблению, аналогично исправные автомобили, компьютеры или мобильные телефоны в рабочем состоянии отправляют на свалку лишь с небольшим сожалением или без сожаления в тот момент, когда их «новые и улучшенные версии» появляются в магазинах (Ваитап, 2003: 13).

З. Бауман обращается к «чистым отношениям», рассматривая их как преобладающую модель партнерства между людьми, в которое вступают лишь с целью получить что-то от другого и которое продолжается до тех пор, пока обе стороны считают, что им это выгодно (Ваитап, 2003: 89-91). Если «обязательства бессмысленны», то партнера легко сменяют в социальных сетях. Индивиды теряют навыки работы над отношениями, не видят в них смысла. Неуверенность и сомнения в выборе только увеличиваются, повышая риски, которые перераспределяются вместе с ощущением тревоги (Ваитап, 2003: XIII). Широко распространенное, обыденное осознание того, что все отношения «чисты» (то есть хрупки и вряд ли продлятся дольше, чем пропадет удобство, которое они приносят), не может создать условия для доверия. Беспрецедентная текучесть, гибкость, хрупкость, быстротечность проникают во все виды социальных связей, еще несколько десятилетий назад составлявшие прочный, надежный каркас общества, внутри которого можно было строить разветвленные связи человеческих взаимоотношений (Ваитап, 2003: 89-91).

Появление пространственной близости в виртуальном смысле благодаря Интернету как информационно-коммуникационной сети делает человеческие связи более частыми, интенсивными, но поверхностными, краткими, они не развиваются в близкие отношения. Подобные контакты не требуют времени и усилий как для установления, так и для разрыва. Виртуальная близость может быть завершена простым нажатием кнопки (Ваитап, 2003: 62). З. Бауман отмечает, что именно онлайн-знакомства в Интернете, которые находятся на пике популярности сегодня, превращают отношения в игру и развлечение. Это коммодификация отношений, когда люди «покупают» партнеров без страха последствий, не дорожат ими, потому что всегда могут вернуться

за новой, более подходящей «покупкой». Когда люди вступают в отношения как потребители сексуальной сферы, они теряют способность рассматривать внутреннюю ценность другого человека. «Текучие» современные люди определяют свое отношение к другому не с точки зрения моральной ценности, а, скорее, с точки зрения способности получать удовольствие от взаимодействия с ним. Снижение рисков - то, что остается от рационального выбора в реальном мире изменчивых шансов, ценностей и нестабильных правил. Интернет-знакомства, в отличие от сложных, обременительных офлайн-переговоров о взаимных обязательствах, идеально (или почти идеально) соответствуют новым стандартам рационального выбора (Bauman, 2003: 65-66). Прекращение отношений теперь - действие мгновенное, без финансовых убытков, изменения образа жизни или сожаления. Вот главное преимущество знакомств в Сети.

Отметим, что тенденции, описанные З. Бауманом на момент написания им работы о «текучей любви» в 2003 г., только зарождались и не проявились еще в эксплицитной форме, обнаруживая новые феномены трансформации современной интимности и межличностных отношений. Именно в этом состоит ценность работы З. Баумана как предвестника описанных тенденций, которые были очевидны и логично вытекали из процессов трансформации общественной сферы в XXI в.

В последнем интервью З. Баумана1 ему был задан вопрос о том, изменилось ли что-то с течением времени и развитием информационных технологий в его взглядах. Ученый охарактеризовал свои «старые» мысли с точки зрения современной реальности, в которой социальные сети оказываются на первом плане, и никто не может себе представить жизнь без смартфона в руках, когда доступ в Интернет - «всегда на кончике собственного пальца». Он отметил, что произошедшие изменения в коммуникации внесли нечто кардинально новое в жизнь человека, обеспечив доступ к каждому на Земле в режиме 24/7 в любой момент, что, однако, не способствует поддержанию связей между людьми, а делает их ещё более хрупкими. Раньше невозможно было просто исчезнуть из жизни другого, в обществе же развитых иКт личные отношения - это уже не социальные узы, а просто временная связь. Благодаря включенности каждого индивида в виртуальную среду сохраняется иллюзия единства с другими и отсутствия одиночества, потому что в ней в любой момент можно найти кого-то другого для общения. Современные человеческие узы З. Бауман сравнивает с привязанностью к гаджетам: если раньше при покупке устройства предполагалось его использовать десятилетиями, а при поломке ремонтировать, то сейчас гораздо проще просто купить что-то новое на замену; аналогично с этим современные люди не хотят работать над отношениями, гораздо проще их прервать, чтобы выстроить новые с другим партнером2. И хотя традиционное отношение к браку по-прежнему преобладает в обществе, но любовь перестала быть работой на всю жизнь, ее можно волшебным образом найти или уничтожить, просто зайдя в Интернет. Однако следует признать, что все еще сохраняется некое противоречие между стремлением человека к комфорту и удобству в жизни и желанием близости, настоящей любви, постоянства в отношениях.

В результате анализа описанных выше концепций можно заключить, что причины трансформации межличностных отношений при переходе к широкому использованию ИКТ лежат в быстротечности и изменчивости современной социальной среды, множественности вариантов доступного выбора, в потребительском подходе современного человека к личным отношениям, в нежелании работать над ними.

Цифровая среда межличностной коммуникации. Сеть является мощным инструментом коммуникации. Растет число онлайн-платформ, предназначенных для поиска информации, обмена сообщениями, однако это не обеспечивает условий для исключительно позитивной социальной реализации человека.

Известно большое число официальных (Росстат, ВЦИОМ) и независимых агентств и платформ (Statista, Pew Research Senter, GreecBrains, Skillfactory, Левада-центр и др.), выполняющих анализ и оценку использования мессенджеров и социальных сетей, однако в исследованиях при анкетировании населения недостаточно внимания уделяется детализации использования по разному назначению мобильных приложений, социальных сетей, в том числе для построения личных отношений, это рассматривается в общем плане - как любая коммуникация посредством информационных технологий Интернета.

По данным немецкой компании Statista, на октябрь 2021 г. в мире социальными сетями пользуются около 4,5 млрд чел.3 В топ-5 самых популярных входят Facebook (в РФ запрещена),

1 Attwood F. Interview with Zygmunt Bauman // Sexualities. 2018. Vol. 21, iss. 1-2. P. 131-138. https://doi.org/10.1177/1363460717693671.

2 Ibid.

3 Social media - Statistics & Facts [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://www.statista.com/top-ics/1164/social-networks/#topicOverview (дата обращения: 19.07.2023).

YouTube, WhatsApp, Instagram (в РФ запрещена) и Facebook Messenger (в РФ запрещена). Следом идёт TikTok, на 11 позиции - Snapchat, Twitter - на 151. В российском сегменте социальными сетями пользуются около 99 млн чел., или 67,8 % населения2. Самым популярным сервисом остается YouTube, затем - ВКонтакте, WhatsApp3. В среднем один пользователь зарегистрирован в 6-7 социальных сетях и проводит в них в среднем 2 часа 27 минут в день4.

Росстат в рамках ведения официальной статистики реализует ежегодное выборочное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Оно проводится для представителей различных групп и слоев населения методом личного интервью в целях получения официальных статистических данных, характеризующих, в том числе, востребованность у граждан информационных технологий (ИТ) и информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС); мобильных телефонов, персональных компьютеров и сети Интернет. По данным Росстата, в 2022 г. 79,9 % россиян использовали для выхода в онлайн-пространство мобильный телефон или смартфон (81,8 % городского и 71,8 % сельского населения)5. Так, в Анкете-2022 Росстата6 в числе 30 вопросов присутствуют формулировки общего характера, имеющие целью установление того, для каких действий используются населением информационные системы - для получения государственных услуг, участия в онлайн-играх, ведения блога, ведения телефонных разговоров или видеотрансляций с использованием Skype, WhatsApp, Telegram, Viber или других приложений, выхода в социальные сети (например, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир), общения с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (например, WhatsApp, Telegram, Viber и др.). Однако в анкете нет конкретных вопросов об использовании интернет-пространства для построения личных отношений.

По данным Росстата, доля населения в возрасте 15-74 лет, которая имеет активные личные страницы в социальных сетях, весьма высока как в городе (75,7 %), так и на селе (70,7 %), доля общения с помощью систем мгновенного обмена составляет соответственно 72,8 % и, 63,1 %7, что указывает на рост интенсивности использования этого сегмента коммуникации и усиление его воздействия на личную жизнь индивида.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своих аналитических обзорах8 представляет результаты опросов россиян. В выпуске от 13.06.2023 г. о пользовании Интернетом9 приводятся такие данные: 74 % россиян ежедневно заходят в глобальную Сеть, при этом доля «heavy users» (проводят более 4-х часов в день) составила 35 %, это каждый третий; не интересуются Сетью совсем 16 % (как правило, 60+). За пять лет доля ежедневных пользователей интернета выросла на 12 пунктов. Вместе с тем беспрерывный поток информации (соцсети, мес-сенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта) размывает границы между реальным и виртуальным для человека и порой приводит к хронической усталости. Однако растет доля тех, кто считает, в наше время в Сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый россиянин.

По данным обзора ВЦИОМ от 18.04.2022 г., в топ-5 наиболее популярных социальных сетей и мессенджеров среди россиян вошли WhatsApp (87 %), YouTube (75 %), «ВКонтакте» (62 %), Telegram (55 %) и «Одноклассники» (42 %). Viber и TikTok с той или иной периодичностью используются 37 и 35 % граждан соответственно10. Причинами посещения соцсетей названы: общение

1 Social media - Statistics & Facts [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://clck.ru/3569eq (дата обращения: 19.07.2023).

2 ВЦИОМ назвал самые популярные соцсети в России [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://clck.ru/32T9V3 (дата обращения: 19.07.2023).

3 Там же.

4 Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях — главные цифры [Электронный ресурс] // Sostav. URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 19.07.2023).

5 Информационное общество [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 19.07.2023).

6 Об утверждении формы федерального статистического наблюдения "Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей : приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.05.2022 № 404 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

7 Использование населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, 2022 год [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/3569hi (дата обращения: 19.07.2023).

8 Аналитические обзоры [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews (дата обращения: 19.07.2023).

9 Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://clck.ru/3569ia (дата обращения: 19.07.2023).

10 Российская аудитория социальных сетей и мессенджеров: изменения на фоне спецоперации [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-so-cialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii (дата обращения: 19.07.2023).

с друзьями и родственниками (58,7 %), проведение свободного времени (42,9 %), чтение новостной информации (39,5 %), поиск товаров (26,9 %), изучение информации о брендах (21,9 %)1.

Новый цифровой формат коммуникации затронул личную сферу человека: ухаживания, свидания, отношения переместились в виртуальную среду. Теперь есть бесконечное множество потенциальных партнеров, доступных через социальные сети и приложения мобильных устройств, смартфонов. Новые ИКТ предлагают доступ к большему количеству связей, можно контактировать с теми, кого вообще никогда бы не встретили в повседневной жизни. Есть возможность использовать опосредованную коммуникацию, чтобы узнать побольше о потенциальных партнерах, прежде чем (и если) встретиться с ними в реальности.

С момента создания сайтов онлайн-знакомств их использование превратилось из маргинальной социальной практики в широко распространенный способ поиска новых романтических или иных партнеров. Мобильные средства коммуникации стали основным средством онлайн-связи, изменив форму и функции коммуникации. Существенный сдвиг с точки зрения развития технологий произошел в 2008 г., когда были открыты App Store и Google Play (первоначально под названием Android Market), предоставив гражданам доступ к программам-приложениям, среди которых стали постепенно выделяться приложения для онлайн-знакомств.

В социологическом исследовании межличностных отношений - любви и чувств, выполненном Е. Иллуз уже при широком распространении мобильных приложений в обществе (Иллуз, 2020), проанализировано влияние на человека виртуального общения. Внимание ученого обращено именно на роль сети Интернет в современном обществе по сравнению с периодом премо-дерна и раннего модерна. Исследование подтверждает, что раньше выбор партнера был гораздо проще, так как сегодня он бесконечно широк за счет использования мобильных устройств, притом что каждый человек имеет свой собственный набор критериев, которые связаны не столько с социальным и экономическим статусом потенциального партнера, но и с возможностью установления с ним физической, эмоциональной близости.

Мобильные приложения: влияние на межличностные отношения. Закономерным результатом развития ИКТ стало конструирование и широкое использование так называемых мобильных устройств (гаджетов), которые можно легко носить с собой без привязки к определенной точке выхода в Интернет. И хотя онлайн-знакомства не являются чем-то новым для социума, поскольку Интернет существует в широком доступе десятилетия, однако мобильные приложения для знакомств стали неотъемлемой частью жизни тех, кто находится в поиске, предлагая им удобную интерактивную практику выбора партнера. Опосредованная коммуникация не имела ранее аналогов, и ее последствия для межличностных отношений еще предстоит изучить и объяснить с научной точки зрения.

Успех мобильных приложений для знакомств - в простоте их подключения и использования. Они учитывают информацию о местоположении, чтобы связывать пользователей на основе их топографической близости, что способствует немедленному взаимодействию, позволяя плавно перемещаться между физическим и цифровым пространствами (De Wiele, Campbell, 2019). Изменяя модели и методы общения, мобильные приложения предоставляют коммуникативные преимущества, которые могут уменьшить психологические и социальные издержки, возникающие, когда человек отказывается от романтического свидания. При этом каждое из них позиционирует себя как уникальное, предоставляющее такие возможности, которые пользователи не смогут найти ни в одном из других.

Мобильные приложения предлагают доступ к множеству потенциальных партнеров, возможность общаться, обмениваться сообщениями, а также вспомогательный инструмент - алгоритм, который подбирает наиболее совместимых партнеров (Stoicescu, 2019).

Основные услуги, которые предоставляют приложения для знакомств, можно разделить на три больших категории (Finkel et al., 2012): доступ, коммуникация, мэтчинг (т.е. алгоритм объединения набора данных для подбора наиболее подходящих друг для друга партнеров на основе анализа доступных в приложении анкет). Рассмотрим их подробнее.

Доступ - первая услуга мобильных приложений, она относится к возможности знакомства с максимальным количеством партнеров, с которыми в реальности шанс взаимодействия был бы достаточно низок. Доступ не означает возможность связи или отношений, а только инициирует ее, информирует пользователей о существовании доступных партнеров со схожими целями и интересами, предоставляя сервис применения фильтров как по предпочтениям, так и по географическому местоположению, возрасту, внешним параметрам. Можно просматривать множество

1 Российская аудитория социальных сетей и мессенджеров: изменения на фоне спецоперации [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-socialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii (дата обращения: 19.07.2023).

анкет одновременно. Мобильное приложение дает возможность познакомиться с максимальным количеством людей, написать сообщение любому из них, а также отфильтровать их по параметрам за минимальное количество времени.

Коммуникация относится к опосредованному смартфоном взаимодействию с другими пользователями приложения - потенциальными партнерами, которое включает обмен не только текстовыми сообщениями, но и фото-, видео- и даже аудиоинформацией. Для пользователей создается впечатление атмосферы приватности, когда гораздо проще рассказать о себе, представить свой образ другому человеку в выгодном свете с помощью опосредованной коммуникации и ресурсов, предлагаемых конкретным мобильным приложением.

Мэтчинг - математический алгоритм, который определяет подходящих друг другу партнеров (мэтчи) среди пользователей конкретного приложения. В основе его лежит предположение, что есть исходная совместимость среди пользователей приложения, которые ранее никогда не встречались и не были знакомы, и ее можно оценить с помощью разработанного алгоритма. Такие мэтчи представляют пользователю не случайный выбор, а тех потенциальных партнеров, с которыми у него есть наибольшая вероятность получить искомый результат в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе. Исключаются те пользователи, общение с которыми было бы неэффективно.

Современные онлайн-знакомства все больше следуют рыночной логике: индивид сравнивает конкурирующие «товары» (то есть профили-анкеты потенциальных партнеров в мобильном приложении для знакомств), однако эти товары стандартизированы и похожи друг на друга, фактически не имеют никаких отличительных черт, что обусловлено однотипными вопросами анкет различных социальных сетей. Поэтому нет причин для тщательного поиска своей родственной души, второй половинки. Выбор просто осуществляется в пользу наилучшего из представленных вариантов, который всегда можно поменять на другой, потому что они никогда не заканчиваются в он-лайн-пространстве. Процедура выбора должна быть рационализированной, сложной и основанной на рыночной логике определения наилучшей возможности из конкурирующих вариантов (Иллуз, 2020). И хотя цель профилей - показать индивидуальность конкретного человека, его преимущество по сравнению с тысячами других, большинство анкет стандартизированы, потому что для создателей приложений необходимо, чтобы собранные данные были объективно измеряемы для настройки алгоритма мэтчей. По своей сути приложения для знакомств декларируют научную основу измерения совместимости между потенциальными партнерами при помощи сопоставления информации, представленной в их анкетах, но вместе с тем эти программы делают выбор за человека, предлагая легкий путь, ранжируя информацию и ограничивая в самостоятельном решении.

Складывается парадоксальная ситуация: те люди, кого можно встретить в цифровом пространстве приложений, рассматриваются как более реальные партнеры, нежели те, с которыми можно познакомиться в повседневной жизни. Если в реальном мире всегда присутствуют сомнения, так как невозможно наверняка знать, находятся ли эти люди в поиске, есть ли у них интерес к романтическим отношениям, то Интернет предлагает бесконечное число партнеров из числа тех, кто наверняка открыт знакомствам и заинтересован в общении. Логичным следствием такого положения дел становится постоянное чувство неудовлетворенности у пользователя приложений, разработка им новых поведенческих стратегий непрерывного поиска лучшего варианта.

Таким образом, виртуальная коммуникация оказывает влияние на характер межличностных отношений: онлайн-знакомства коренным образом изменили среду знакомств, особенно в отношении форм доступа, общения и подбора партнеров. Кроме того, средства, с помощью которых одинокие люди инициируют контакт с потенциальными «половинками», во многих случаях принципиально отличаются от того, как это происходит при обычных офлайн-знакомствах. Акцент в приложениях сделан на удаленном предварительном знакомстве с потенциальным партнером: индивид просматривает на своем телефоне профили и анкеты претендентов, прежде чем перейти к коммуникации с кем-то из них. Это совершенно иная плоскость восприятия по сравнению с личным знакомством. Существует разрыв между тем, что люди находят привлекательным в профиле и при личной встрече с другим человеком, проблема усугубляется сравнением нескольких вариантов ^пке1 et а1., 2012).

Онлайн-знакомства - симптом социальных и технологических изменений, которые превращают общение и ухаживания в коммодифицированную игру. Виртуальные отношения все больше вытесняют реальные, а широкое использование опосредованной коммуникации с использованием ИКТ подталкивает людей больше думать о временных связях, чем о партнерских отношениях на всю жизнь. Свидания превращаются во временное развлечение, когда партнеры рассматривают друг друга в качестве объектов для одноразового, временного использования, поскольку всегда можно нажать кнопку «удалить» и начать новый поиск.

Межличностная коммуникация: новые формы. Одним из современных феноменов мобильного общения, напрямую связанных с развитием ИКТ и способов их реализации посредством

мобильных приложений, является «гостинг» (англ. ghosting - приведение, исчезновение). В широком смысле это стратегия разрыва отношений без объяснения причин, прекращение общения в сети Интернет через социальные сети и на сайтах знакомств.

Впервые понятие гостинга получило распространение в 2000-е гг. ICQ, одно из самых популярных интернет-приложений для коммуникации, было выпущено в 2012 г., однако феномен гостинга приобрел широкое распространение только в 2015 г. На сегодняшний день, по нашему мнению, не так много социологических или психологических исследований, например (Finkel et al., 2012; Иллуз, 2020), связанных как с самим понятием, так и с последствиями поведенческой практики гостинга - характеристикой роли, места цифровых технологий и их влияния на межличностные отношения в контексте общества в целом.

Отечественные исследователи рассматривают гостинг как форму остракизма (Бойкина, 2022) или в связи с трудовой занятостью (Иванова, Рябинина, 2019).

Специалисты, изучающие данное явление, дают различные определения гостинга, распространяют его на разные сферы жизни индивида и виды отношений, охватывая не только романтические, но и рабочие, дружеские, семейные формы коммуникации индивидов. Можно выделить следующие формальные определения:

- стратегия, используемая для разрыва отношений с партнером, к которому когда-то существовал романтический интерес, при этом инициатор в одностороннем порядке прекращает технологически опосредованное общение с реципиентом (внезапно или постепенно) вместо словесного объяснения незаинтересованности (Koessler et al., 2019);

- одностороннее прекращение коммуникации (временное или постоянное), что приводит к разрыву отношений (внезапному или постепенному), обычно осуществляемому с помощью одного или нескольких технологических средств (LeFebvre et al., 2019);

- процесс, при котором один из партнеров резко обрывает общение (коммуникацию), как правило, в начале отношений (Manning et al., 2019);

- стратегия расторжения (отношений), при которой инициатор прекращает всякое общение (коммуникацию) с другим человеком, игнорируя попытки восстановить взаимодействие (Powell et al., 2021).

Особенно активно феномен гостинга стал распространяться в связи с изоляцией, вызванной пандемией COVID-19. Люди не встречались лично, не разговаривали напрямую, и постепенно им стало проще общаться через бесконтактные текстовые сообщения. Эта тенденция лишь продолжает расширяться.

Гостинг связывают именно с романтическими отношениями, исходя из того, что это акт одностороннего, преднамеренного резкого отключения от всех форм контактов с использованием ИКТ, исчезновением из личной коммуникации с партнером без каких-либо объяснений.

Как правило, гостинг возникает из-за потери интереса к партнеру или несовпадения с ним во взглядах, культурном уровне. Инициатор в одностороннем порядке разрывает романтические отношения, избегая онлайн- и офлайн-контактов с реципиентом. Именно прекращение коммуникации (например, отсутствие ответов на телефонные звонки, на текстовые сообщения смс или в социальных сетях и т.д.) представляет собой ключевую характеристику феномена. Гостинг часто выбирается в качестве стратегии расставания, потому что инициатор может избежать прямого разговора с реципиентом. Поведение, которое считалось бы грубым в контексте общения лицом к лицу (например, игнорирование кого-либо), может стать обычной стратегией в контексте он-лайн-знакомств из-за относительной анонимности и простоты, обеспечиваемой опосредованными формами общения.

С помощью ИКТ можно общаться не только с одним, а одновременно с несколькими романтическими контрпартнерами. В виртуальном пространстве, где люди встречаются и контактируют друг с другом вне своей социальной среды, создается ощущение, что они не несут ответственности, если кого-то бросят. В случае онлайн-отношений в социальных сетях, но без обязательств люди более склонны к гостингу ввиду отсутствия возможных последствий. Он не требует никаких усилий в качестве средства прекращения отношений, а мобильные устройства лишь еще более упростили этот процесс.

Гостинг отличается от других способов разрыва отношений именно тем, что в коммуникации между партнерами отсутствует явное объяснение или объявление о расставании. В результате партнер не сразу осознает, что произошло, и ему остается самостоятельно интерпретировать, что может означать отсутствие связи. Однако резкое прекращение отношений оставляет человека в замешательстве и без ответа, когда его со-коммуникатор просто «исчезает» из общения, не называя причин. Такое поведение может показаться простым выходом из неудобной ситуации, однако оно способно оказать негативное воздействие на индивида,

который столкнулся с гостингом, нанести ему психологическую травму. В краткосрочной перспективе - это замешательство, поскольку без объяснения сам акт прекращения общения не является очевидным, а ситуация остается незавершенной. В долгосрочной - это в первую очередь боль и неуверенность, поскольку в определенной степени гостинг имеет связь с такими явлениями, как социальное отвержение, остракизм, что может повлиять на все последующие отношения индивида.

Легкость и доступность, обеспечиваемая современными технологиями коммуникации, делает гостинг все более распространенным. Он становится обычной практикой для людей молодого и среднего возраста, тех, кто активно использует мобильные приложения для знакомств.

Сегодня в опубликованных источниках можно найти лишь единичные исследования, посвященные влиянию на индивида конкретно интернет-знакомств и гостинга как отдельных форм личных отношений (Бойкина, 2022; Campaioli et al., 2022), что делает его привлекательным объектом для исследования в дальнейшем.

Заключение. В целом проведенное исследование позволило нам заключить, что новые явления межличностных отношений, такие как онлайн-знакомства, гостинг, являются современной стратегией развития и прекращения отношений в виртуальном пространстве коммуникативных интернет-площадок. На наш взгляд, это проявление избегающего типа поведения, которое реализуется онлайн путем разрыва технологически опосредованных связей между романтическими партнерами. Популярность такого рода моделей поведения обуславливается широким распространением цифровой коммуникации, делающей сам процесс общения опосредованным и в связи с этим более психологически комфортным. При разрыве отношений можно легко избежать прямого конфликта с партнером и необходимости обсуждения его причин, просто прекратив коммуникацию с ним. Однако легкость установления и утраты контактов, множественность вариантов выбора партнера для общения лишают индивида психологической устойчивости в интернет-взаимоотношениях, так как они теряют свою ценность и могут быть заменены новыми. Все это в совокупности формирует для человека пространство, в котором при множестве виртуальных контактов и простоте их установления он парадоксально испытывает чувство одиночества и неудовлетворенности общением в Сети.

Мы считаем, что понимание логики поведения индивидов при использовании мобильных приложений для онлайн-знакомств и развития личных отношений может стать основой для обеспечения их психологического благополучия за счет своевременной коррекции возникающих сложностей, что положительно скажется на ситуации с коммуникацией в социуме в целом.

Список источников:

Бойкина Е.Э. Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 2. С. 131-140. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110212.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 804 с.

Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004. 208 с.

Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Трудовой гостинг как организационное отчуждение // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 7. С. 1411-1428. https://doi.org/10.18334/ce.13.7.40836.

Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение. М., 2020. 401 с.

Bauman Z. Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge, 2003. 176 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Campaioli G., Testoni I., Zamperini A. Double Blue Ticks: Reframing Ghosting as Ostracism through an Abductive Study on Af-fordances // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2022. Vol. 16, iss. 5. https://doi.org/10.5817/CP2022-5-10.

Castells M. The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford, 2001. 292 р.

De Wiele C.V., Campbell J.F. From Swiping to Ghost: Conceptualizing Rejection in Mobile Dating // It Happened on Tinder: Reflections and Studies on Internet-Infused Dating. Amsterdam, 2019. Р. 158-175.

Finkel E.J., Eastwick P.W., Karney B.R., Reis H.T., Sprecher S. Online Dating: A Critical Analysis from the Perspective of Psychological Science // Psychological Science in the Public Interest. 2012. Vol. 13, iss. 1. P. 3-66. https://doi.org/10.1177/1529100612436522.

Koessler R.B., Kohut T., Campbell L. Integration and Expansion of Qualitative Analyses of Relationship Dissolution trough Ghosting. Ontario, 2019. 53 p. https://doi.org/10.31234/osf.io/3kvdx.

LeFebvre L.E., Allen M., Rasner R.D., Garstad S., Wilms A., Parrish C. Ghosting in Emerging Adults' Romantic Relationships: The Digital Dissolution Disappearance Strategy // Imagination, Cognition and Personality. 2019. Vol. 39, iss. 2. P. 125-150.

Manning J., Denker K.J., Johnson R. Justifications for 'Ghosting Out' of Developing or Ongoing Romantic Relationships: Anxieties Regarding Digitally-Mediated Romantic Interaction // It Happened on Tinder: Reflections and Studies on Internet-Infused Dating. Amsterdam, 2019. Р. 114-132.

Powell D.N., Freedman G., Williams K.D., Le B., Green H. A Multi-Study Examination of Attachment and Implicit Theories of Relationships in Ghosting Experiences // Journal of Social and Personal Relationships. 2021. Vol. 38, iss. 7. P. 2225-2248. https://doi.org/10.1177/02654075211009308.

Stoicescu M. The Globalized Online Dating Culture: Reframing the Dating Process through Online Dating // Journal of Comparative Research in Anthropology and Sociology. 2019. № 10. P. 21-32.

References:

Bauman, Z. (2003) Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge. 176 р.

Boykina, E. E. (2022) Modern Faces of Social Ostracism: Ghosting, Orbiting, Phubbing, Cancel Culture. Journal of Modern Foreign Psychology. 11 (2), 131-140. Available from: doi:10.17759/jmfp.2022110212. (In Russian)

Campaioli, G., Testoni, I. & Zamperini, A. (2022) Double Blue Ticks: Reframing Ghosting as Ostracism through an Abductive Study on Affordances. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 16 (5). Available from: doi:10.5817/CP2022-5-10. Castells, M. (2001) The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford. 292 р. De Wiele, C. V., Campbell, J. F. (2019) From Swiping to Ghost: Conceptualizing Rejection in Mobile Dating. In: It Happened on Tinder: Reflections and Studies on Internet-Infused Dating. Amsterdam, рр. 158-175.

Finkel, E. J., Eastwick, P. W., Karney, B. R., Reis, H. T. & Sprecher, S. (2012) Online Dating: A Critical Analysis from the Perspective of Psychological Science. Psychological Science in the Public Interest. (13 (1)). 3-66. Available from: doi:10.1177/1529100612436522.

Giddens, E. (2004) Transformatsiya intimnosti. Seksual'nost', lyubov' i erotizm v sovremennykh obshchestvakh [Transformation of Intimacy. Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies]. St. Petersburg. 208 р. (In Russian)

Illuz, E. (2020) Pochemu lyubov1 ranit? Sotsiologicheskoe ob"yasnenie [Why Love Hurts: Sociological Explanation]. Moscow. 401 р. (In Russian)

Ivanova, O. E. & Ryabinina, E. V. (2019) Labor Ghosting as Organizational Alienation. Creative Economy. 13 (7), 14111428. Available from: doi:10.18334/ce.13.7.40836. (In Russian)

Koessler, R. B., Kohut, T. & Campbell, L. (2019) Integration and Expansion of Qualitative Analyses of Relationship Dissolution trough Ghosting. Ontario. 53 р. Available from: doi:10.31234/osf.io/3kvdx.

LeFebvre, L. E., Allen, M., Rasner, R. D., Garstad, S., Wilms, A. & Parrish, C. (2019) Ghosting in Emerging Adults' Romantic Relationships: The Digital Dissolution Disappearance Strategy. Imagination, Cognition and Personality. 39 (2), 125-150.

Manning, J., Denker, K. J. & Johnson, R. (2019). Justifications for 'Ghosting Out' of Developing or Ongoing Romantic Relationships: Anxieties Regarding Digitally-Mediated Romantic Interaction. In: It Happened on Tinder: Reflections and Studies on Internet-Infused Dating. Amsterdam, рр. 114-132.

Powell, D. N., Freedman, G., Williams, K. D., Le, B. & Green, H. (2021) A Multi-Study Examination of Attachment and Implicit Theories of Relationships in Ghosting Experiences. Journal of Social and Personal Relationships. 38 (7), 2225-2248. Available from: doi:10.1177/02654075211009308.

Stoicescu, M. (2019) The Globalized Online Dating Culture: Reframing the Dating Process through Online Dating. Journal of Comparative Research in Anthropology and Sociology. (10). 21 -32.

Veber, M. (1990) Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works]. Moscow. 804 р. (In Russian)

Информация об авторе О.И. Якушина - кандидат социологических наук, старший специалист Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Н.М. Федоровского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716325

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author O.I. Yakushina - PhD in Sociology, Senior Specialist, All-Russian Scientific-Research Institute of Mineral Raw Materials named after N.M. Fedorovsky, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=716325

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.