Научная статья на тему 'Современные тренды в управлении и организации инновационной инфраструктуры на микроуровне'

Современные тренды в управлении и организации инновационной инфраструктуры на микроуровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ORGANIZATION / MANAGEMENT / EFFICIENCY / INNOVATION / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломин Роман Александрович, Лапшин Вячеслав Юрьевич

Возрастание значимости инновационного развития привело к необходимости более глубокого исследования его сущности, содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска путей повышения его эффективности. Становится очевидным, что становление страны на путь качественного развития невозможно без планомерной и четко выверенной поддержки государством инновационной деятельности предприятий. В условиях развития отечественной экономики предпринимательство сталкивается с огромным множеством проблем, решить которые самостоятельно оно не в состоянии. Именно поэтому необходимо создание сбалансированной и эффективной инфраструктуры инновационной деятельности, направленной на поддержку, стимулирование и развитие деятельности предпринимательства. Инновационные фирмы активно проводят исследования и разработки, вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Ориентация государственной политики на повышение статуса науки и образования, стимулирование компаний, занятых наукоемким производством, содействие экспорту высокотехнологичной продукции позволит создать основы принципиально новой модели экономического роста для России. Усиление аспектов развития инновационной деятельности предприятий в ближайшей и среднесрочной перспективе послужит базисом для закладки фундамента эффективной экономики. В статье был проанализирован микроуровень инновационной системы, рассмотрены основные способы организации инновационной деятельности предприятиями, проанализированы организационные структуры организаций, связанных с разработкой и внедрением нововведений, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия данной сферы, обусловлена необходимость поддержки государством инновационной деятельности на микроуровне, путем создания рыночно ориентированной инфраструктуры инновационной деятельности, определена сущность, задачи и составляющие инфраструктуры инновационной деятельности, рассмотрены аспекты необходимые для построения эффективной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коломин Роман Александрович, Лапшин Вячеслав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN MANAGEMENT AND THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AT THE MICROLEVEL

Increasing importance of innovative development has resulted in the need for more in-depth study of its nature, content and forms of interaction between the participants of this process, find ways to improve its effectiveness. It becomes obvious that the formation of the country on the path of high-quality development is impossible without a systematic and well-calibrated state support of innovation activity of enterprises. With the development of the domestic economy enterprise is faced with a vast array of problems to solve on their own that it can not. That is why you need a balanced and effective innovation infrastructure aimed at supporting, encouraging and developing entrepreneurship. Innovative firms are actively conducting research and development, making a significant contribution to the process of innovation, technological renewal of production. Orientation government policy to improve the status of science and education, encouraging companies involved in knowledge-intensive production, export promotion of high-tech products, will create the foundations of a fundamentally new model of economic growth for Russia. Enhancing the development dimension of innovation activity of enterprises in the short to medium term posluzhitbazisom for laying the foundation of an efficient economy. The article analyzed the micro-level innovation system, the basic ways of organizing innovation activities of enterprises, analyzed the organizational structure of the organizations associated with the development and implementation of innovations, the main problems faced by the enterprises of this sector, due to the need for state support of innovative activity at the micro level, by creating market-oriented innovation infrastructure, determined the nature, objectives and components of the innovation infrastructure, considered aspects needed to build an effective infrastructure.

Текст научной работы на тему «Современные тренды в управлении и организации инновационной инфраструктуры на микроуровне»

Менеджмент. Экономика. Организация

Федерация; директор по развитию АО «Государственный научно-исследовательский центр «Лесопромышленного комплекса», г. Москва Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Кузнецов Сергей Григорьевич - заведующий кафедрой экономики и управления на предприятиях лесного комплекса и природопользования ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», кандидат экономических наук, доцент, г. Брянск, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Конъшакова Светлана Александровна - доцент кафедры экономики и управления на предприятиях лесного комплекса и природопользования ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», кандидат экономических наук, доцент, г. Брянск, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Information about the authors

Kozhemyako Nikolai Petrovich - Professor of the Department of Economics and management at enterprises of the forestry complex and nature management, Federal State budgetary educational institution «Bryansk state engineering-technological University», DSc in Economics, Associate Professor, Bryansk, Russian Federation; development Director of the JSC «State scientific research centre of «Timber industry complex», Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected] Kuznetsov Sergei Grigoryevich - Head of the Department of Economics and management at enterprises of the forestry complex and nature management, Federal State budgetary educational institution «Bryansk state engineering-technological University», Ph.D. in Economics, Associate Professor, Bryansk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Konshakova Svetlana Aleksandrovna - Associate Professor of the Department of Economics and management at enterprises of the forestry complex and nature management Federal State budgetary educational institution, «Bryansk state engineering-technological University», Ph.D. in Economics, Associate Professor, Bryansk, Russian Federation; e-mail: [email protected]

DOI: 10.12737/17430 УДК 332

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В УПРАВЛЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МИКРОУРОВНЕ

Р. А. Коломин1

доктор экономических наук, профессор В. Ю. Лапшин1 1 - ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

г. Тамбов, Российская Федерация

Возрастание значимости инновационного развития привело к необходимости более глубокого исследования его сущности, содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска путей повышения его эффективности. Становится очевидным, что становление страны

266 Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

на путь качественного развития невозможно без планомерной и четко выверенной поддержки государством инновационной деятельности предприятий. В условиях развития отечественной экономики предпринимательство сталкивается с огромным множеством проблем, решить которые самостоятельно оно не в состоянии. Именно поэтому необходимо создание сбалансированной и эффективной инфраструктуры инновационной деятельности, направленной на поддержку, стимулирование и развитие деятельности предпринимательства. Инновационные фирмы активно проводят исследования и разработки, вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Ориентация государственной политики на повышение статуса науки и образования, стимулирование компаний, занятых наукоемким производством, содействие экспорту высокотехнологичной продукции позволит создать основы принципиально новой модели экономического роста для России. Усиление аспектов развития инновационной деятельности предприятий в ближайшей и среднесрочной перспективе послужит базисом для закладки фундамента эффективной экономики. В статье был проанализирован микроуровень инновационной системы, рассмотрены основные способы организации инновационной деятельности предприятиями, проанализированы организационные структуры организаций, связанных с разработкой и внедрением нововведений, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия данной сферы, обусловлена необходимость поддержки государством инновационной деятельности на микроуровне, путем создания рыночно ориентированной инфраструктуры инновационной деятельности, определена сущность, задачи и составляющие инфраструктуры инновационной деятельности, рассмотрены аспекты необходимые для построения эффективной инфраструктуры.

Ключевые слова: организация, управление, эффективность, инновационная деятельность, инфраструктура.

MODERN TRENDS IN MANAGEMENT AND THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE

INFRASTRUCTURE AT THE MICROLEVEL R. A. Kolomin1

Doctor of Economics, professor V. Yu. Lapshin1 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Professional Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation

Abstract

Increasing importance of innovative development has resulted in the need for more in-depth study of its nature, content and forms of interaction between the participants of this process, find ways to improve its effectiveness. It becomes obvious that the formation of the country on the path of high-quality development is impossible without a systematic and well-calibrated state support of innovation activity of enterprises. With the development of the domestic economy enterprise is faced with a vast array of problems to solve on their own that it can not. That is why you need a balanced and effective innovation infrastructure aimed at supporting, encouraging and developing entrepreneurship. Innovative firms are actively conducting research and development, making a significant contribution to the process of innovation,

Лесотехнический журнал 4/2015 267

Менеджмент. Экономика. Организация

technological renewal of production. Orientation government policy to improve the status of science and education, encouraging companies involved in knowledge-intensive production, export promotion of high-tech products, will create the foundations of a fundamentally new model of economic growth for Russia. Enhancing the development dimension of innovation activity of enterprises in the short to medium term posluzhitbazisom for laying the foundation of an efficient economy. The article analyzed the microlevel innovation system, the basic ways of organizing innovation activities of enterprises, analyzed the organizational structure of the organizations associated with the development and implementation of innovations, the main problems faced by the enterprises of this sector, due to the need for state support of innovative activity at the micro level, by creating market-oriented innovation infrastructure, determined the nature, objectives and components of the innovation infrastructure, considered aspects needed to build an effective infrastructure.

Keywords: organization, management, efficiency, innovation and infrastructure.

Эффективность процесса инновационной деятельности зависит не только от рационального использования научнотехнического и интеллектуального потенциала организации, осуществляющей процесс нововведений, но и от инфраструктуры инновационной деятельности, функционирующей как в рамках предприятия, так и в масштабах региона и страны в целом [5].

В процессе осуществления инновационной деятельности организации сталкиваются с огромным множеством проблем, которые они самостоятельно, в виду своих масштабов и ограниченности в ресурсах, решить не в состоянии.

Анализ деятельности фирм, занимающихся инновационной деятельностью, показывает, что вне зависимости от способа организации инновационного процесса на производстве, подавляющее большинство компанию сталкивается со следующими проблемами:

-отсутствием служб, обеспечивающих информационную поддержку инновационного процесса;

-нехваткой финансовых ресурсов в ор-

ганизации для осуществления инновационных преобразований;

-отсутствием четко налаженных каналов взаимодействия бизнеса и инновационных предприятий;

-недостатком центров инновационного развития;

-нехваткой квалифицированных кадров (особую актуальность имеет повышение качества послевузовского образования в данной сфере).

Недостаток квалифицированных кадров, крайне слабая информационная поддержка, отсутствие должного финансирования и поддержки инновационных проектов со стороны властей и многие другие проблемы, с которыми сталкиваются инновационные компании в процессе своей деятельности выводят актуальность создания сбалансированной и эффективной инфраструктуры инновационной деятельности на качественно новый уровень.

Очевидно, что решение данных проблем невозможно без привлечения дополнительной поддержки со стороны государства. Необходимо обеспечение всесторонней под-

Лесотехнический журнал 4/2015

268

Менеджмент. Экономика. Организация

держки инновационной среды и именно на решение данной проблемы направлено создание инфраструктуры инновационной деятельности.

В условиях современного общества инфраструктура инновационной деятельности должна способствовать интеграции науки и рыночных отношений, развитию предпринимательства в научно-технической сфере [2, 4].

В основу формирования инновационной инфраструктуры должна входить система целей и задач, направленных на регуляцию и развитие всех аспектов инновационной деятельности. Наличие такой системы приводит к образованию отдельных элементов инновационной инфраструктуры, которые выполняют определенные функции в соответствии с выбранным направлением развития.

Функционирование инновационной инфраструктуры должно быть направлено на решение следующих задач:

- информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (разработка четко структурированной и открытой базы данных, аккумулирующей актуальную информацию по спросу и предложению на результаты инновационной деятельности, доступной всем участникам инновационного процесса);

- экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социальной эффективности;

- финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (организация финансирования перспективных и приоритетных направлений инновационной деятельности, работы, свя-

Лесотехнический журнал 4/2015

занные с поиском и привлечением потенциальных инвесторов);

- правовое обеспечение интересов участников инновационной деятельности (услуги по патентованию интеллектуальной собственности);

- вывод инновационного продукта на рынок и работы по его продвижению (связаны с исследованием и формированием спроса на продукт или услугу, маркетинговая, выставочная деятельность);

- совершенствование системы обучения и подготовки квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента (включающее в себя не только вузовское образование, но и систему дополнительного профессионального образования).

- координация и регулирование развития научно-технической и инновационной деятельности, позволяющая управлять этими видами деятельности для их более эффективного осуществления.

Существенным фактором, который необходимо учитывать при формировании инфраструктуры, должна быть ее рыночная ориентация. Суть рыночной ориентации инфраструктуры состоит в ее способности выполнять свои функции в современных экономических условиях и возможности оперативно реагировать на изменения внешней среды [6].

Так же, если речь идет о поддержке инновационной деятельности на мезо- и микроуровнях, необходимо обеспечить связь инфраструктуры с условиями и реалиями конкретных рынков, отраслей и территорий. Необходим постоянный мониторинг инновационной активности по заданному направлению, получение обратной связи от субъектов

269

Менеджмент. Экономика. Организация

инновационной деятельности.

Конечной целью построения инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов, и обеспечение необходимых условий для эффективного их функционирования, но и обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая существенную перестройку структуры производства, повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров, не только преломление негативной тенденции по оттоку интеллектуального капитала за границу, но и создание благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций в данную сферу общественного производства [3].

Микроуровень инновационной системы представлен крупными, средними и малыми инновационными компаниями. Инновационные фирмы существенно различаются по масштабу, моделям инновационного поведения, сфере деятельности, влиянию факторов, определяющих выбор инновационных стратегий [7].

Наибольшую инновационную активность проявляют преимущественно крупные предприятия, обладающие значительными финансовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами.

Кроме того, и малый инновационный бизнес характеризуется высокой чувствительностью к изменению потребностей целевых групп потребителей, а высокая мобильность позволяет им быстро перестраивать технологический процесс на создание новой продукции, что в свою очередь значительно увеличивает конкурентоспособность.

Процесс создания новых подразделе-

ний, направленных на разработку нововведений, особенно актуален для крупных предприятий. Эти предприятия обладают сложной системой управления инновациями, ориентированную в большинстве случаев на крупные проекты. Именно поэтому количество инноваций в данных структурах не так велико, как на малых предприятиях.

Главную роль в трансформации данного процесса должна обеспечить эффективная инфраструктурная модель. Организацию инновационной деятельности на микроуровне необходимо ориентировать на систематизацию процессов генерации, поиска и разработки технических решений, а также их практическая реализация. Именно оптимальный механизм организации создает исходные условия для формирования или преобразования структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.

Сущность трансформационных преобразований в данной сфере - это, прежде всего, создание новых элементов, призванных осуществлять инновационную деятельность. Интегрируя современные практические реалии, наиболее значимыми элементами новых организационных форм являются матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, внутренние венчуры, осуществляющие деятельность по рыночным принципам.

Матричные структуры носят временный характер, создаются для разработки и реализации инновационного проекта, аккумулируют знания и навыки специалистов различных областей деятельности. Подобный

Лесотехнический журнал 4/2015

270

Менеджмент. Экономика. Организация

способ организации работ над проектом позволяет максимально эффективно использовать ресурсы компании, обеспечивает выполнение задач в короткие сроки, а также обеспечить единое управление специалистами разных областей деятельности. После завершения проекта матричная структура расформировывается, а ее участники возвращаются на свои основные рабочие места.

Научно-технические подразделения, в свою очередь, функционируют на постоянной основе, не обладают хозяйственной самостоятельностью и осуществляют свою деятельность за счет средств бюджета компании. Отличительной чертой данного формирования является то, что оно передает свои разработки в производство напрямую, без установления внутренних рыночных механизмов.

Самостоятельные научно-технические организации, напротив, обладают финансовой обособленностью и продают результаты своей деятельности производственным подразделениям компании. Что, в свою очередь, способствует повышению ответственности команды за результаты деятельности.

Деятельность внутренних венчуров направленна на непосредственное внедрение результатов инновационной деятельности и ориентирована на новый сегмент рынка. Внутренние венчуры обладают некоторой независимостью, имеют свой расчетный счет, но являются структурными подразделениями компании, используют принадлежащие ей производственные площади и оборудование.

Если структура успешно реализует свою деятельность, она может быть преобразована в самостоятельную компанию.

Не менее распространенным организа-

Лесотехнический журнал 4/2015

ционным решением является поглощение крупной компанией других инновационных фирм. Это связано с привлечением значительного объема инвестиций, но обеспечивает значительное сокращение сроков выхода нового продукта или услуги на рынок. И кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инновационных достижений нескольких фирм. Малые предприятия так же могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточным средствами для осуществления своей деятельности и нуждаются в дополнительном финансировании. Дополняет поглощение механизм рыночной инновационной интеграции. Суть механизма заключается в формировании тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, основанных на долгосрочных отношениях. Инновационные фирмы, в данном случае, сохраняют самостоятельность. Параллельное использование процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование веерной организации инновационного процесса.

Суть данной модели заключается в построении структуры, позволяющей максимально эффективно использовать инновационный потенциал малых фирм, входящих в окружение компании. Структура позволяет удовлетворить потребность в интеллектуальных ресурсах даже самых наукоемких и сложных проектов. А экономическая обособленность и конкурентные отношения между предприятиями, действующими в рамках рыночной интеграции, позволят получить качественно новые идеи.

Трансформационные преобразования при определенных условиях могут иметь и

271

Менеджмент. Экономика. Организация

противоположное действие, т.е. выделение -это механизм обособления из состава организации структурной единицы. Данная организационная модель используется, когда в компании возникает необходимость разработки абсолютно нового направления деятельности, не связанного с основной специализацией компании. Достоинством данной структуры является организационная и финансовая самостоятельность, а также возможность избежать проблемы "размывания" ограниченных ресурсов компании на несколько проектов [1, 4].

Таким образом, принимая во внимание основной функционал, должна формироваться инновационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных элементов и включающая:

1. Организационные структуры, обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. К важнейшим задачам данных организационных структур относятся нормативно-правовое обеспечение и развитие инновационной деятельности (разработка законодательной базы по данному направлению, определение стратегии развития инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства, разработка и внедрение механизма взаимодействия инновационных фирм с государственными учреждениями);

2. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности.

3. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций.

4. Информационные сети, позволяю-

щие обеспечить обмен информацией и технологиями между всеми участниками инновационного процесса, а также способствующие упрощению процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

5. Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющая экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, рекламу и другие услуги.

6. Развитая система подготовки высококвалифицированных кадров.

Таким образом, можно сделать вывод, что вне зависимости от выбранного способа управления инновационной деятельностью, предпринимательство нуждается в поддержке со стороны государства. Причем государственная поддержка должна быть сфокусирована не только на развитии малого предпринимательства (финансовое, информационное обеспечение), но и на стимулировании и создании условий для наиболее эффективной деятельности крупного бизнеса (законодательное, правовое обеспечение, решение проблемы с нехваткой интеллектуального капитала в стране и т.д.), т.е. носить всеобъемлющий характер. В современных условиях развития экономики данная поддержка должна принимать форму инфраструктуры инновационной деятельности, сбалансированное построение и развитие которой направлено на достижение четко поставленных целей и реализацию интересов всех участников инновационного процесса, будет являться гарантом интенсивного развития экономики страны.

272

Лесотехнический журнал 4/2015

Менеджмент. Экономика. Организация

Библиографический список

1. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст] : монография / О.Б Казакова. - М. Издательство«Палеотип», 2011. - 164 с

2. Хотяшева, О. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие. / О. Хотяшева. - 2-е и-зд. - СПб.:Питер, 2006. - 384 с.

3. Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / Н.М. Цы-царова. - Ульяновск, 2009. - 196 с.

4. Райхлина, А.В. Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности [Текст] : автореф. ... канд. экон. наук: 23.03.2012 / А.В. Райхлина. - Ярославль, 2012. - 26 с.

5. Busarina, U. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect [Text] / U. Busarina, E. Kolesnichenko, S. Morkovina, S. Budkova // Asian Social Science. -2014. - Vol. 10. - no. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pozdniakova, U. Marketing Mechanism of Consumer Demand for Ecological Products Identification [Text] / U. Pozdniakova, L Ponomareva, V. Lapshin, ABolotin& G. Khmeleva // Asian Social Science. - 2014. - Vol. 10. - no. 23.

7. Spesivtcev, V. Principles of Innovational startups selection for e-platforms placement [Text] / V. Spesivtcev, E. Kolesnichenko, S. Morkovina, A. Ivanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - no. 6.

References

1. Kazakova O.B. Infrastrukturnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Infrastructural support innovation development of economy]. Moscow, 2011, 164 p. (In Russian).

2. Khotyasheva O. Innovatsionnyy menedzhment [innovation management]. Uchebnoeposobie [Tutorial].Saint Petersburg, 2006, 384 p. (In Russian).

3. Tsytsarova N.M. Innovatsionny menedzhment [innovation management]. Uchebnoe posobie [Tutorial]. Ulyanovsk, 2009, 196 p. (In Russian).

4. Raykhlina A.V. Formirovanie i razvitie infrastruktury innovatsionnoy deyatel'nosti: avtoref. kand. Ekon. nauk [Formation and development of innovation infrastructure: abstract PhD in Economic Science]. Yaroslavl, 2012, 26 p. (In Russian).

5. Busarina U., Kolesnichenko E., Morkovina S., Budkova S. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect. Asian Social Science. 2014, Vol. 10, no. 23, Published by Canadian Center of Science and Education.

6. Pozdniakova U., Ponomareva L., Lapshin V., Bolotin A. & Khmeleva G. Marketing Mechanism of Consumer Demand for Ecological Products Identification. Asian Social Science, 2014 , Vol. 10, no. 23.

7. Spesivtcev V., Kolesnichenko E., Morkovina S., Ivanova A. Principles of Innovational startups selection for e-platforms placement. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, no. 6.

Сведения об авторах

Коломин Роман Александрович - аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Лесотехнический журнал 4/2015

273

Менеджмент. Экономика. Организация

Лапшин Вячеслав Юрьевич - заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», доктор экономических наук, профессор, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Information about authors

Kolomin Roman Aleksandrovich - post-graduate student, Federal State Budget Education Institution of Higher Professional Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]

Lapshin Vyacheslav Yuryevich - Head of the Department of Management, Marketing and Advertising Federal State Budget Education Institution of Higher Professional Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», DSc in Economics, Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]

DOI: 10.12737/17431 УДК 338.22

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

кандидат исторических наук Н. В. Шабуцкая1 кандидат исторических наук, доцент Е. Д. Соломатина1 1 - Воронежский филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Воронеж, Российская Федерация

В статье посредством анализа истории формирования государственной инновационной политики РФ обосновывается мысль, что на современном этапе развития государству отводится ведущая роль как источника спроса на инновации, так и главного посредника инновационных процессов. Аргументируется тот факт, что в условиях кризиса именно государство первым заинтересовано в том, чтобы продукция отечественного производителя была конкурентоспособной, и то, что именно государство имеет наибольшие возможности по стимулированию инновационных процессов, как с точки зрения финансирования инноваций, так и организации инфраструктуры, экономической среды, благоприятной для развития инноваций, которые сегодня являются индикатором развития страны. В современных условиях, с учетом приоритетов социально-экономического развития, в России достигнуты определенные положительные результаты в направлении формирования и реализации государственного управления инновационными процессами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Г осударственная инновационная политика России формируется с учетом изменений на мировых высокотехнологичных рынках, меняющихся векторов научнотехнического и промышленного развития мировых стран-лидеров в инновационных процессах. В 2013 г. РФ изменила направление государственной инновационной политики: начался перевод части научно-технического сектора по «традиционной» модели на принципы работы «новой» модели НИС; произошла корректировка «новой» модели НИС. Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Рос-

274 Лесотехнический журнал 4/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.