Научная статья на тему 'Современные требованияподготовки специалистов бухгалтерско-аналитической направленности'

Современные требованияподготовки специалистов бухгалтерско-аналитической направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требованияподготовки специалистов бухгалтерско-аналитической направленности»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

91

Современные требования подготовки специалистов бухгалтерско-аналитической направленности

Первый квартал 2019 г. характерен повышением активности работников Департамента учета, анализа и аудита в отношении научно-исследовательской и методической работы. Это определяется новыми задачами, которые поставило руководство университета в части уточнения программ и методических материалов по профильным дисциплинами с учетом новых требований, выдвигаемых цифровой экономикой. Для обсуждения и выработки общих позиций по решению поставленных задач был проведен ряд круглых столов и семинаров.

31 января 2019 г. успешно прошел семинар по обсуждению вопросов влияния цифровой экономики на методы и организацию учетно-контрольных процессов под влиянием использования современных информационных технологий, разработанных в рамках цифровой экономики. Особенностью этого семинара был его локальный характер. Основное участие в обсуждении поставленных вопросов приняли преподаватели Департамента учета, анализа и аудита, Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий и кафедры «Системный анализ в экономике» университета. Перед участниками семинара была поставлена двойная задача. Первая сформулирована в самом названии семинара — какие методы и инструменты цифровой экономики могут быть активно использованы в учетно-контрольных и аналитических процессах, как под их влиянием изменится организация этих функций, какие новые

требования будут предъявляться к специалистам учетно-контрольных специальностей.

Вторая задача не менее сложная и в меньшей мере обсуждаемая — как должна развиваться теория, методология и методика учета, контроля и анализа, чтобы максимально эффективно использовать возможности цифровизации и новых информационных технологий.

Открыл семинар д.э.н., профессор, руководитель Департамента учета, анализа и аудита Р. П. Булыга. В его докладе была проанализирована уже проведенная работа по использованию современных методов формирования и обработки информации, применению экономико-математических методов, позволяющих выявить устойчивые тенденции развития экономики и выстроить стратегические планы развития экономических субъектов, в которых, с одной стороны, были поставлены задачи, соответствующие требованиям экономического развития, а с другой — были учтены реальные возможности конкретных организаций по реализации их выполнения. Докладчик хорошо обосновал те требования и запросы, которые уже сформировались в бухгалтерском сообществе по отношению к большим базам данных, использованию XBRL, когнитивному моделированию и к новым коммуникативным системам внутри экономических субъектов и при расширении их кооперации. При этом было подчеркнуто, что все эти методы будут реально обеспечивать не только прозрачность и достоверность данных, на основе которых принимаются управленческие решения на всех

уровнях управления, но и помогут выбрать наиболее результативные меры, обеспечивающие быстрое достижение поставленных задач при оптимизации использования имеющихся ресурсов и привлекаемых инвестиционных вложений, что обеспечивает более высокие экономические результаты деятельности как отдельных организаций, так и экономики страны в целом.

В выступлении д.э.н., профессора М. В. Мельник основное внимание было уделено оценке реальных возможностей, которые обеспечивают учетно-контрольные и аналитические процессы для реального использования информационных технологий с учетом специфики конкретных видов производств и задач, которые приходится решать экономическому сообществу. Это связано,

Основное участие в обсуждении поставленных вопросов приняли преподаватели Департамента учета, анализа и аудита, Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий и кафедры «Системный анализ в экономике» университета.

прежде всего, со стандартизацией и алгоритмизацией показателей, характеризующих эффективность использования производственных ресурсов и формирования конечного финансового результата деятельности, расширением систем показателей неучетного характера, связанных с характеристикой, организацией производства, качественного состава используемых ресурсов и более широкого использования натуральных показателей. Это очень серьезная работа, которая потребует существенного внимания к организации учетно-аналитических и контрольных процессов, но будет способствовать повышению эффективности использования методов цифровой экономики.

Активное участие в семинаре приняли представители разработчиков современных информационных технологий. В докладе А. И. Ивануса «Роль и место когнитивных методов и технологий

управления экономикой в условиях неопределенности» были раскрыты возможности когнитивного моделирования при разработке стратегии, текущего планирования развития производства, показана эффективность применения этих методов, позволяющая активно сочетать использование экономико-технологических моделей с креативными предложениями, которые формулируют специалисты при обсуждении стратегических процессов, характеризующихся высокой степенью неопределенности и неустойчивости основных характеристик деятельности организации.

В докладе д. э. н., профессора В. Б. Гисина «Теория свидетельств при оценке рисков в ходе аудита» большое внимание уделялось проблеме оценки рисков на разных стадиях принятия управленческих решений, что позволяет минимизировать негативные последствия неизбежных рисков и устранение тех рисков, которые связаны с человеческим фактором.

Представитель Санкт-Петербургского государственного университета к.э.н., доцент Ю. Н. Гузов убедительно доказал значимость использования блокчейна не только в учете и аудите, но и в процессе организации производства. При этом было подчеркнуто особое внимание к использованию этого метода при планировании развития крупных хозяйственных систем.

Весьма интересно было выстроено сообщение к.э.н., доцента О. Ю. Городецкой, поскольку она очень четко выявила связь расширения использования универсального языка бизнеса XBRL с проблемами стандартизации и алгоритмизации показателей оценки эффективности деятельности экономических субъектов и использованием методов оценки, минимизирующих искажения и обеспечивающих достоверность сопоставления в длительный период времени, что предполагает расширение использования натуральных и условно-натуральных показателей. В обсуждении данного вопроса весьма активное участие приняли представители аналитических исследований, в частности к.э.н., доцент М. Н. Ермакова.

Реальные направления использования цифро-визации были проанализированы в докладе к.э.н., доцента В. В. Дворецкой, которая сумела показать конкретный эффект от их использования при налоговом контроле, но и отметила определенные сложности, возникающие во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков при высоком уровне автоматизации налоговых

расчетов, в ряде случаев исключающих прямые контакты между ними.

В своем докладе д.э.н., профессор Ж. А. Кеворкова весьма интересно раскрыла направления использования и эффективность применения современных информационных технологий в эк-спертно-аналитической работе.

Материалы данного семинара будут опубликованы в специальном выпуске журнала «Экономика и управление: проблемы, решения».

22 февраля 2019 г. была проведена в режиме онлайн международная научно-практическая конференция «Механизмы бухгалтерского учета, контроля и анализа, обеспечивающие современную и будущую экономику». Особенностью этой конференции явилось широкое участие представителей вузов других государств и регионов России. Активное участие в проведении конференции приняли представители Республики Беларусь [Белорусский государственный экономический университет, Государственный университет имени П. Н. Машерова (г. Витебск), Полоцкий государственный университет], Казахстана (Казахстанский университет «Туран», Алматинская академия экономики и статистики), Поволжья [Самарский государственный экономический университет, Государственный университет сервиса (г. Тольятти)], Санкт-Петербургского государственного экономического университета, университеты и вузы Крыма, Краснодарского края, Ставрополя, Воронежа, Ярославля, Саратова, Рязани и других городов России.

Для обсуждения на конференции были представлены 152 доклада, из которых были озвучены доклады представителей регионов, характеризующие основные направления исследований, проводимых в университетах, участвующих в конференции. Как участники конференции зарегистрировались более 180 человек, из которых 92 гостя из других регионов, в том числе 36 — из других стран и 56 — из разных городов России. Конференция проводилась в режиме онлайн, и это оказало существенное влияние на ее организацию. В зале постоянно находились около 50 человек, но каждый чувствовал широкое общение с участниками конференции из других городов, которые сумели активно подключиться к обсуждению поставленных проблем, опираясь на современные средства коммуникации. Модератором и основным организатором выступила д.э.н., профессор Т. М. Мезенцева, которая при

открытии конференции представила основных ее участников и модераторов от университетов-участников. Масштабность конференции ощущалась очень хорошо. Ее участники с двух сторон могли задавать вопросы, активно вступали в дискуссию и в конечном итоге находили общие позиции. Всего было заслушано более 15 докладов. Достаточно широко развернулась дискуссия вокруг основных положений докладов, которые прозвучали непосредственно в аудитории, в частности с интересными докладами о современных методах совершенствования методологии и методики бухгалтерского учета, анализа и аудита выступили представители Финансового университета: к.э. н., доцент М. Н. Ермакова, д.э.н., профессор С. Н. Гришкина, д.э.н., профессор О. В. Рожнова. С развернутыми докладами выступили представители белорусских университетов и Казахстанского университета «Туран». Участники конференции задавали много вопросов, что дало возможность активно участвовать в дискуссии большему количеству присутствующих на конференции.

Представитель Санкт-Петербургского

государственного университета к.э.н., доцент Ю.Н. Гузов убедительно доказал значимость использования блокчейна не только в учете и аудите, но и в процессе организации производства.

Основные доклады были представлены по следующим направлениям:

• Механизмы бухгалтерского учета, контроля и анализа и их развитие в условиях цифровой экономики.

• Совершенствование бухгалтерского учета, контроля и анализа как информационное обеспечение современной и будущей экономики.

• Тенденции развития международных и российских стандартов финансовой отчетности; взаимосвязь учетной и налоговой систем в Российской Федерации.

• Научный поиск новых подходов к современным механизмам бухгалтерского учета контроля и анализа финансовой отчетности.

• Модели информационно-аналитического обеспечения экономических субъектов.

• Интеграция учетно-контрольных и аналитических процессов.

Основная направленность докладов была связана с дальнейшим развитием отчетности экономических субъектов с ориентацией на составление интегрированной отчетности, при этом много внимания уделялось поиску современных методов отражения нефинансовой информации в отчетности. Многие доклады раскрывали новые возможности цифровизации экономики, которые требуют алгоритмизации экономических показателей. Конечно, не все доклады были полностью заслушаны и всесторонне обсуждены, но использование новых возможностей общения с коллегами имело очень большое значение для формирования единых взглядов на обсуждаемую проблему.

Особо следует отметить практически телемост с представителями Санкт-Петербургского государственного экономического университета, в докладах которых были представлены взгляды на развитие аудита, в частности на новые требования к формированию аудиторского заключения, направленного на выявление рисков и определение реальных возможностей повышения эффективности деятельности проверяемых субъектов. Это скрепило их научные позиции в области аудита с позициями представителей Финансового университета и позволило выбрать направление для совместных исследований.

Участники конференции внесли предложение подготовить на основе представленных материалов две международные монографии для издания в Республике Беларусь и Казахстане.

27 февраля 2019 г. в продолжение был проведен в режиме онлайн межвузовский круглый стол на тему: «Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях цифровизации». В его организации приняли участие специалисты Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета и кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики Российского университета дружбы народов. В качестве основных задач круглого стола были выделены:

• Теоретические и прикладные проблемы бухгалтерского и управленческого учета в коммерческих и некоммерческих организациях.

• Объединение профессиональных кадров в развитии перспектив межвузовского сотрудничества.

Следует отметить, что на данном круглом столе большое внимание было уделено развитию всех основных блоков учетной профессии — бухгалтерского учета, анализа, аудита и контроля. К обсуждению на конференции были представлены 32 доклада. В начале работы представители РУДН, д.э.н., профессор Н. В. Малиновская и руководитель круглого стола от Финуниверситета д.э.н., профессор Ж. А. Кеворкова сделали вступительные доклады, выделив актуальные направления дискуссии, опираясь на представленные доклады. С широким обзорным докладом об особенностях развития бухгалтерского учета в условиях цифровизации экономики выступил д.э.н., профессор Финансового университета В. Г. Гетьман. Интересные сообщения были сделаны по новым направлениям развития управленческого учета, в том числе по характеристикам организации производственных процессов и длительности производственного цикла как основы восстановления нормативного учета. Особое внимание в докладах представителей бухгалтерского направления было уделено дальнейшему совершенствованию стандартов бухгалтерского учета и в первую очередь широкому использованию в практике работы российских организаций международных стандартов финансовой отчетности.

Материалы круглого стола будут опубликованы в очередных номерах журнала «Учет. Анализ. Аудит» Финансового университета.

Особого внимания заслуживает круглый стол, который Департамент учета, анализа и аудита проводил в марте в рамках Международной научно-образовательной конференции «Форсайт образования: академические свободы VS аккре-дитационные ограничения». Круглый стол носил название «Траектория трансформации учетно-аналитического и аудиторского образования в условиях цифровизации — свобода и необходимость». Круглый стол проводился совместно с Институтом профессиональных бухгалтеров России, Комитетом по учету, анализу и аудиту Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО) и Единой аттестационной комиссией (АНО ЕАК). В центре внимания дискуссии были вопросы анализа развития учетно-аналитических процессов и контроля над деятельностью организаций на

разных этапах развития экономики с учетом изменения форм собственности, организационно-правовых форм экономических субъектов, институциональные реформы, изменения уровня инновационности производства, трансформация экономики в условиях изменения внешнеэкономической среды функционирования российских предприятий. При этом постоянно подчеркивалась необходимость понимания изменения роли бухгалтерско-финансовой службы в современной экономике, развития новых способов учетно-аналитической работы и внедрения новых форм контроля над деятельностью организации.

В работе круглого стола приняли участие 129 человек, в том числе 33 гостя из Казахстана и других регионов России (Ростов-на-Дону, Крым, Саратов, Ярославль, Рязань, Челябинск, Северный Кавказ, Воронеж, Псков, Ставрополь, Краснодарский край). В основном в конференции участвовали представители вузов, аспиранты и работники финансово-бухгалтерских служб экономических субъектов. На обсуждение были представлены более 70 докладов.

Особенно остро стоял вопрос об изменении характера учетно-аналитической и контрольной работы в условиях цифровизации экономики:

• Требования работодателей как драйверы развития российского профессионального экономического образования.

• Проектирование учетной среды профессиональных компетенций.

• Технологическая насыщенность образовательной среды как элемент экономического образования будущего.

• Актуальные проблемы развития теории, методологии и методики учета, анализа и аудита.

• Анализ зарубежного положительного опыта подготовки специалистов в области учета, анализа и аудита.

• Практика внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс.

На круглом столе продолжалась дискуссия о форсайте образования, экономических свободах и об аккредитационных ограничениях, вводимых в настоящее время. Важно было определиться, какие специалисты по учету, анализу и контролю необходимы производству, учитывая, что большая часть рутинной работы переходит на механизированный и автоматизированный режим исполнения. Каким образом при этом

должен меняться вуз по подготовке кадров? как трансформируется компетенция специалиста? что он должен знать и уметь? как он будет взаимодействовать с менеджментом организации? Именно эти вопросы были поставлены в центр дискуссии.

Однако одновременно все чаще стал возникать вопрос: что получит производство от цифрови-зации экономики? Конечно, очевидно, что могут быть ускорены многие процессы, бесспорна эффективность дистанционного наблюдения за процессом, понятен эффект от использования новых коммуникационных связей. А какие сущностные изменения произойдут в учетно-анали-тическом процессе и контроле? Как они повлияют на реальное повышение эффективности производства? Кроме того, важно четко понять, что высвобождение работников учетно-финансового процесса в большой мере связано с рутинными процессами, где будут использоваться машины и механизмы, «умные» машины, но необходимо для этого разработать сами методики и базу для механизации и автоматизации процессов, что и будет способствовать реальному повышению эффективности производства. А эту работу могут выполнять только креативные и существенно более широко образованные специалисты, знающие организацию производство, управление коллективом работников, умеющих работать в команде и имеющих представление о стратегии развития отдельных сфер производства. Следовательно, требуются кардинальные изменения подхода к подготовке кадров данного направления. В целом все участники выразили удовлетворение проведенным обсуждением и считают необходимым реализацию высказанных предложений. Более полно результаты обсуждения и конкретные рекомендации будут представлены в соответствующих публикациях авторов. Дискуссия носила очень активный характер. Вносились не только конкретные предложения, но и устойчиво звучали требования о необходимости современной разработки учебных планов, программ, в определенной мере свободных от тех формальных ограничений, которые в настоящее время неоправданно включены в образовательные стандарты. Для решения этих задач целесообразно восстановление прежнего формата работы учебно-методического объединения, при котором межвузовские творческие коллективы профессоров готовили базовые программы, учебные планы и базовые учебники.

Особое внимание уделялось взаимоотношениям вузов с работодателями, в частности был поставлен вопрос о более широком предоставлении мест для практики, прохождения стажировок на предприятиях и в учреждениях, где предполагается работать выпускникам вузов. Важно более активное участие представителей предприятий в учебном процессе, в частности изложение опыта работы и постановка конкретных задач для решения силами студентов или с их участием.

В качестве первоочередной задачи была выдвинута организация совместной работы подразделений вузов, занятых разработкой современных информационных технологий и других инструментов цифровизации и специализированных учетно-аналитических кафедр. Отмечалось, что этот процесс будет взаимовыгоден, так как позволит пользователям лучше воспринимать новый инструментарий работы, а для разработчиков нового инструментария — глубже понять интересы будущих пользователей.

Особое внимание было уделено проблемам изучения трендов трансформации учетно-анали-тических и контрольных процессов и направлений повышения информационной прозрачности бизнеса, что должно найти отражение в системе подготовки и повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов. Это должно выражаться через введение в программы подготовки бухгалтеров и аудиторов тем и вопросов, формирующих компетенции по составлению и подтверждению достоверности расширенного формата деловой информации с применением современных информационных платформ (типа XBRL) и тех-

нологий (прежде всего, технологий блокчейна и распределительных реестров). Новые информационные технологии должны активно применяться в самом процессе обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов, включая информационные технологии как инструментарий повышения экономической эффективности образовательного процесса, ноне заменяя содержательную часть процесса передачи знания. Они необходимы в формировании массовых компетенций, формирующих навыки исполнителей и пользователей, тогда как формирование креативных навыков и эксклюзивных компетенций возможно лишь при личном общении обучающегося с опытным преподавателем-наставником.

В ходе дискуссии высказывалось мнение, что в основе всех видов аккредитации образовательных программ (государственной, общественной, профессиональной) должны лежать схожие методологические принципы. На практике это вызывает извечную проблему дублирования видов контроля, когда образовательная организация по одним и тем же вопросам проверяется несколько раз различными инстанциями. Решение данной проблемы возможно при конвергенции видов контроля, взаимном использовании и признании результатов аккредитации образовательных программ проверяющими разного уровня.

Материал подготовлен профессором, доктором экономических наук, профессором Департамента учета и аудита Финансового университета М. В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.