10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. М. : ИНФРА-М, 2006.
11. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции : дис. ... д-ра пед.
наук. Екатеринбург, 1998.
* * *
1. Brazhnik E.I. Stanovlenie i razvitie integra-tsionnyih protsessov v sovremennom evropeyskom obrazovanii : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb.,2002.
2. Vyunova N.I. Teoreticheskie osnovyi integra-tsii i differentsiatsii psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya studentov universiteta : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1999.
3. Danilyuk A.Ya. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi integratsii v obrazovanii (Opyit teoreticheskoy didaktiki) : dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1997.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya : uchebnik dlya vuzov. M. : Logos, 2000.
5. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M., 1984.
6. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy slovar : dlya stud. vyissh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2000.
7. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina. M. : Akademiya, 2002.
8. Sergeev N.K. Izbrannyie trudyi po pedagogike. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.
9. Torgashina T.I. Nauchno-issledovatelskaya rabota studentov kak sredstvo razvitiya ih tvorcheskogo potentsiala : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1999.
10. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar / red.-sost. E.F. Gubskiy [i dr.]. M. : INFRA-M, 2006.
11. Chapaev N.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi pedagogicheskoy integratsii : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 1998.
Essential characteristics of integration of educational and scientific research work of students in the system of higher pedagogical education
There is given the definition of integration as a pedagogic process. From the positions of the systemic and holistic approach there are determined the essential characteristics, marked out the functions and stages of development of students' educational and scientific research work integration.
Key words: integration, educational work, scientific research work of students, pedagogic process.
(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)
н.м. борытко, к.ширяева
(волгоград)
современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компЕтЕнтностного подхода в образовании
Рассматривается профессиональная подготовка будущего специалиста аграрного сектора с позиции компетентностного подхода в контексте модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования, ведущих к повышению его качественной составляющей.
Ключевые слова: специалист аграрного сектора, ФГОС ВПО нового поколения, Болонский процесс, компетентностный подход, профессионально-коммуникативная компетентность специалиста аграрного сектора.
Современный динамично развивающийся мир ставит перед обществом все новые и новые требования, которые затрагивают сферу не только экономики или политики, но и непосредственно системы образования, в частности подготовки специалистов для аграрного сектора.
Анализ работ Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, A.A. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыги-на, A.B. Петровского, В.М. Соковнина и других исследователей дает нам основание распределить требования к подготовке будущего специалиста (в том числе и аграрного профиля) по трем группам : общество, работодатель, государство (в зависимости от того, кто и с какой целью их предъявляет, т.е. находится в «зоне непосредственной заинтересованности»).
требования общества. Трудно переоценить роль в системе высшего образования общества, которому необходимы высококвалифицированные кадры, способные решать творческие и практические задачи в различных отраслях, проводить исследования. Общество требует от выпускника сельскохозяйственного вуза не только обладания глубокими теоре-
© Борытко Н.М., Ширяева К., 2014
тическими знаниями по многообразию видов производимой продукции животноводства и растениеводства, по техническому устройству и практическому функционированию сельскохозяйственной техники, но и ситуационной привязки своих решений и действий из-за непредсказуемости природно-климатических факторов, различной продолжительности технологических процессов и т.д.
Мы обратились к результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 25 января 2012 г. (опрошено по 400 чел. в 4 целевых аудиториях: ученики 9-х и 11-х классов школ, их родители, студенты образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования) и посвященного восприятию и отношению общества к современной системе профессионального образования в России.
Без профессиональной подготовки не достичь успеха в жизни, считают и сами учащиеся, и их родители. Возможность сделать карьеру - ключевой фактор выбора учебного заведения (именно им мотивировали свой выбор 86% учеников). Важнейший критерий оценки профессионального образования для всех участников исследования - его востребованность на рынке труда (62 - 73%).
С точки зрения респондентов, высшее образование - это возможность хорошо зарабатывать (так считают 75% учеников и 65% родителей). Ученики на второе место ставят возможность занять высокое положение в обществе (63%), родители - возможность стать квалифицированным специалистом (59%). По 51% опрошенных в обеих группах также считают, что высшее образование следует получить для того, чтобы в дальнейшем заниматься интересной работой. Получение необходимых знаний также входит в число наиболее значимых аргументов «за» поступление в вуз (42 и 36% соответственно) [8].
Применяя изложенные выше данные к нашему исследованию, следует отметить, что хотя большинство респондентов и высказывается за профессиональную подготовку, для будущего специалиста аграрного профиля это не является максимальной планкой, т. к., имея дело с природным фактором, не дающим стопроцентной гарантии успеха (в земледелии или животноводстве), важно не только обладать достаточным багажом теоретических знаний, но и уметь их применять в нестандартных ситуациях, что сделает специалиста-агрария востребованным на рынке труда с возможностью хорошего заработка.
требования работодателей. С точки зрения работодателя, выпускник должен обладать достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками, чтобы обеспечить высокую производительность труда, развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой работы (инициативность, активная жизненная позиция, организаторские умения), высокой работоспособностью. руководителю сельскохозяйственного производства необходимо владеть разнообразием стратегий и тактик, способностью совершенствовать формы и методы производства, информацией о нуждах и интересах потребителей, умением решать нестандартные управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями, творчески подходить к распоряжениям вышестоящего начальства, а в случае несогласия тщательно обосновывать свои контраргументы.
Так, в статье В. Алтухова, С. Серебрякова [1] были подведены итоги проведенного опроса работодателей и выпускников. В опросе приняли участие более 200 компаний из различных регионов россии. Приблизительно 43% из них представляли Москву и Московский регион, 10% - Санкт-Петербург, еще 47% -другие крупные города и регионы России - Казань, Новосибирск, Ульяновск, Нижний Новгород, Тольятти, Тюмень, Якутск, Челябинск и др. По мнению работодателей, наряду с профессиональными знаниями и навыками выпускник должен обладать такими личными качествами, как ответственность, инициативность, активность, целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, желание развиваться, клиентоориентированность, обучаемость, лояльность.
Только обладая всем спектром вышеуказанных личностных качеств, будущий специалист аграрного сектора может добиться успеха в своем нелегком ежедневном труде. С одной стороны, работник сельского хозяйства должен быть ответственным, работоспособным, трудолюбивым, но с другой - не следует забывать, что в современном динамически развивающемся обществе нужно проявлять активность и инициативность, быть обучаемым и стремиться постоянному саморазвитию.
требования государства. Государство же преследует свои цели, одной из главных является повышение уровня жизни граждан. Для этого вузы должны готовить высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать постоянный экономический рост стра-
ны, при этом выпускники и качество образования должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов [13]. Эти положения изложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 г. (продленной до 2015 г.), ФГОС ВПО нового поколения, где подчеркивается, что государству нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Все вышеизложенное находит доказательство в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г., где были подчеркнуты такие общие цели, стоящие перед институтом образования [6]:
- способствовать успешному развитию государства и общества;
- обеспечить устойчивое развитие страны на основе высокого уровня образования нации;
- обеспечить качественное, добротное образование каждому;
- обеспечить развитие аналитических способностей и критического мышления учеников, умения учиться, самостоятельно воспринимать знания, «успевать за переменами».
В связи с возросшими требованиями к будущему выпускнику вуза повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Образование в аграрном вузе тоже не стоит на месте, в последние годы очень много делается для повышения качества сельскохозяйственного образования: совершенствуются рабочие программы дисциплин, вводятся профессионально ориентированные спецкурсы, особое внимание отводится прохождению практики, во время которой можно применить накопленные теоретические знания.
Поскольку присоединение России к Бо-лонскому процессу актуализировало тему компетентностного подхода в обучении, в соответствии с последним предпо-
лагается формирование системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля [2]. Компетентностный подход, который в последние годы становится все более популярным, по мнению Е.В. Бондаревской, перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, предлагаемой в сфере образования [3]. Таким образом, акцент уже делается не только на формировании знаний, умений и навыков, т. к. успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и эффективная профессиональная деятельность зависят от уровня сформированности профессиональных компетенций.
Компетентностный подход в настоящее время является теоретико-методологической основой модернизации отечественного образования и предполагает не усвоение учащимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 гг. говорится о ее основной цели - обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. иногда говорят, что язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. В условиях России реализация компетентностного подхода может выступить дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [2]. По мнению И.А. Зимней, внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено мировыми тенденциями интеграции и глобализации экономики, необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы, богатством
понятийного содержания термина компетент-ностный подход, предписаниями [9].
Из всего вышесказанного следует, что актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов.
I. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования - они стали более интегрированными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Наряду с профессиональными знаниями и навыками на первый план выходят требования к наличию у будущих работников особого предпринимательского типа мышления, иной мотивации к труду, т.е. постоянный поиск нового качества (в организации труда, результатах труда, отношениях с клиентами), ориентации на достижение лучших результатов при минимальных издержках, способности чувствовать себя членом команды, постоянной нацеленности на саморазвитие и обучение. в отношении коллектива своего подразделения или предприятия в целом предпринимательское мышление означает способность понимать и отстаивать общие интересы, в том числе интересы своего предприятия, готовность способствовать повышению квалификации своих коллег, сотрудников по работе, стремление к улучшению имиджа и укреплению позиций своего предприятия на рынке [7].
II. Использование компетентностного подхода для описания результатов образовательного процесса как в европейских государствах, так и в России положительно скажется на возможности сравнения дипломов и степеней, выдаваемых отечественными и зарубежными вузами. Это будет способствовать созданию единого рынка трудовых ресурсов на Евро-Азиатском континенте, расширит возможности трудоустройства молодых специалистов - выпускников российских и зарубежных вузов.
По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в ноябре 2013 г. (опрошено 800 чел. -
родители и школьники) в 17 городах россии, россияне видят множество плюсов в признании российских дипломов за рубежом. Так, 35% опрошенных считают, что это откроет выпускникам перспективы успешного трудоустройства в западных компаниях, 30%, в свою очередь, говорят о возможности для молодых специалистов зарубежных стажировок. По мнению других респондентов, обладатели дипломов международного образца смогут профессионально изучать иностранные языки (15%), наладить деловые контакты в России и за рубежом (13%) [11].
III. Актуальность же использования компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов аграрного сектора обусловлена, с одной стороны, объективными требованиями производства (многообразие видов производимой продукции, различная продолжительность технологических процессов и необходимость выстраивать систему прямых и опосредованных (через памятки, инструкции и т.п.) коммуникаций, непредсказуемость изменения природно-климатических факторов), а с другой - международными тенденциями развития высшего образования и уже законодательно установленной формой представления результатов высшего образования на языке компетенций выпускников вузов.
в связи с этим в современном сельскохозяйственном производстве растет необходимость в специалистах нового типа, не только обладающих высокими профессиональными качествами, но и способных к управленческой и предпринимательской деятельности, установлению деловых контактов, с высоким интеллектом и уровнем культуры, склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире, в глобальной информационной сети. Реальность такова, что в настоящее время востребован специалист, который не апеллирует к инструкциям, а активно использует свой творческий потенциал и личностный опыт [12].
выделение современных требований к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора приводит к выводу, что данный процесс будет эффективен при условии применения компетентностного подхода в контексте модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования, ведущих к повышению его качественной составляющей.
литература
1. Алтухов В., Серебряков С. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда: вузы и работодатели 2009 [Электронный ресурс]. URL : http://www.ht.ru.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Пара-дигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.
4. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Эйдос: интернет-журн. 2007. 30 сент. [Электронный ресурс]. URL : http://www.eidos.ru/journal/ 2007/0930-10.htm.
5. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2009. №3. С. 29-34.
6. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://2002.kremlin. ru/events/284 .html.
7. Дядык Ю.Н. Требования работодателей к выпускникам вузов: основные требования к компетенциям молодых специалистов [Электронный ресурс]. URL: http://www.vvsu.ru/files/B9F0442A-B136-456D-A1DF-C825803B3F49.pdf.
8. Зачем, куда и на кого идти учиться? Мнение учеников, студентов и родителей // ВЦИОМ: пресс-выпуск. 2012. №1935 [Электронный ресурс]. URL : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112358.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
10. Козина О.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе кросскультурной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. 2009. №7 С. 64-67.
11. Преобразования в образовании // ВцИОМ: пресс-выпуск. 2013. № 2473 [Электронный ресурс]. URL : http://wciom.ru/index.php?id= 459&uid=114639.
12. Сазонова З.С. Функциональная модель компетентностного подхода к подготовке современных инженеров // Казанский педагогический журнал. 2007. №6. С. 24-28.
13. Сенатор С.ю. Современные требования к подготовке студентов вуза: Народное образование. Педагогика // Вестн. Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология,
2010. Вып. 1.
14. ширяева К. Информационно-функциональное моделирование профессиональной деятельности специалиста в сфере профессиональной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2008. № 8. С. 33-35.
* * *
1. Altuhov V., Serebryakov S. Issledovanie problem i perspektiv trudoustroystva vyipusknikov vuzov na sovremennom ryinke truda: vuzyi i rabotodateli 2009 [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.ht.ru.
2. Baydenko V.I. Vyiyavlenie sostava kom-petentsiy vyipusknikov vuzov kak neobhodimyiy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya : metod. posobie. M. : Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006.
3. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Para-digmalnyiy podhod k razrabotke soderzhaniya klyuchevyih pedagogicheskih kompetentsiy // Pedagogika. 2004. № 10. S. 23-31.
4. Boryitko N.M. Professionalno-pedagogicheska-ya kompetentnost pedagoga // Eydos: internet-zhurn. 2007. 30 sent. [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.
5. Verbitskiy A.A. Osnovaniya dlya vnedreniya kompetentnostnogo podhoda v obrazovanie // Munit-sipalnoe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2009. № 3. S. 29-34.
6. Vyistuplenie Prezidenta Rossiyskoy Federat-sii V.V. Putina na zasedanii Gosudarstvennogo Sove-ta Rossiyskoy Federatsii 29 avgusta 2001 g. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://2002.kremlin.ru/events/284. html.
7. Dyadyik Yu.N. Trebovaniya rabotodateley k vyipusknikam vuzov: osnovnyie trebovaniya k kompetentsiyam molodyih spetsialistov [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.vvsu.ru/files/B9F0442A-B136-456D-A1DF-C825803B3F49.pdf.
8. Zachem, kuda i na kogo idti uchitsya? Mne-nie uchenikov, studentov i roditeley // VTsIOM: press-vyipusk.2012. № 1935. [Elektronnyiy resurs]. URL : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112358.
9. Zimnyaya I.A. Klyuchevyie kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M. : Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.
10. Kozina O.V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov neyazyikovyih vuzov v protsesse krosskulturnoy kommunikatsii // Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya. 2009. № 7. S. 64-67.
11. Preobrazovaniya v obrazovanii // VTslOM: press-vyipusk. 2013. № 2473 [Elektronnyiy resurs]. URL : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114639.
12. Sazonova Z.S. Funktsionalnaya model kompetentnostnogo podhoda k podgotovke sovremennyih in-zhenerov // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2007. № 6. S. 24-28.
13. Senator S.Yu. Sovremennyie trebovaniya k podgotovke studentov vuza: Narodnoe obrazovanie. Pedagogika // Vestn. Mosk. gos. gumanit. un-ta im.
M.A. Sholohova. Ser.: Pedagogika i psihologiya, 2010. Vyip. 1.
14. Shiryaeva K. Informatsionno-funktsional-noe modelirovanie professionalnoy deyatelnosti spet-sialista v sfere professionalnoy kommunikatsii // Vestn. Mosk. un-ta MVD Rossii. 2008. № 8. S. 33-35.
Modern requirements to professional training of a future specialist of the agricultural sector as the basis for the competence approach use in education
There is considered the professional training of a future specialist of the agricultural sector from the position of the competence approach in the context of modernization of the contents of education, optimization of the ways and technologies of educational process organization and reconsideration of the goal and result of education that lead to its quality improvement.
Key words: specialist of the agricultural sector, Federal state educational standard of higher professional education of the new generation, the Bologna process, competence approach, professional and communicative competence of a specialist of the agricultural sector.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2014)
н.а. андрощук
(Санкт-Петербург)
сопровождение профессионального развития учителей в педагогическом сообществе
Доказывается, что постоянное профессиональное развитие является ключевым звеном в работе учителя на сегодняшний момент. Характеризуется работа сообщества «Санкт-Петербургская мастерская педагогических инноваций» и преподавателей Российского государственного педагогического университета по сопровождению специалистов в этом развитии.
Ключевые слова: профессиональное сообщество, профессиональное развитие, сопровождение профессионального развития, научное и методическое консультирование.
Практикующим учителям сегодня доступны различные формы содействия профессиональному развитию - от сотрудничества со школьными методическими объединениями
до участия в курсах повышения квалификации в институтах повышения квалификации и вузах. однако анализ результатов опросов учителей свидетельствует о том, что, несмотря на общую положительную оценку имеющихся форм повышения квалификации, неудовлетворенность вызывают недостаточная индивидуализация обучения, жесткая временная организация, узкая тематическая направленность, слабая степень привлечения компетентных специалистов при рассмотрении актуальных вопросов современной школы.
так, результаты проведенного нами в 2011 г. анкетирования учителей о путях повышения педагогического мастерства (опрос-анкетирование учителей общеобразовательных школ Петроградского района г. Санкт-Петербурга на тему «Пути повышения педагогического мастерства» в декабре 2011 г. (178 опрашиваемых)) показывают:
- в диалог не включены все участники образовательного процесса;
не используется все разнообразие палитры методов обучения взрослых;
- отсутствуют возможности создания экспериментального пространства для мотивированных педагогов;
- присутствуют замкнутость и инертность существующих форм учительских сообществ (за исключением виртуальных) в трансляции инновационных педагогических технологий.
Современные исследователи, в частности М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер, отмечают, что, в отличие от традиционных форм обучения, научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет ряд преимуществ: оно более индивидуализировано и гибко; имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как конкретного учителя, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; имеет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений; имеет постоянный характер [3; 5; 7; 8].
Продуктивность перечисленных преимуществ очевидна и позволяет сделать вывод о том, что в сложившихся условиях изменения образовательного процесса научно-
© Андрощук H.A., 2014