ORIGINAL ARTICLES
BISSA 2017 Vol. 6 № 4
УДК 37.022
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ ВРАЧАМ
Родин Е.В., Травникова Н.Г.
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов
MODERN REQUIREMENTS FOR TEACHING ETHICS
AND DEONTOLOGY TO DOCTORS
Rodin E.V., Travnikova N.G.
Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts
Аннотация
Данная статья рассматривает требования к преподаванию этики и деонтологии врачам. Авторы предлагают дополнить компетентност-ный подход сравнительно-историческим методом с целью улучшения качества преподавания. Отдельно разбирается проблема нехватки специалистов по этике в медицинских вузах.
Ключевые слова: этика, деонтология, компе-тентностный подход, сравнительно-исторический метод, медицинские вузы
Abstract
The given article deals with the requirements for teaching ethics and deontology to doctors. The authors suggest adding comparative method to the competence building approach to improve the quality of teaching. Additionally, the lack of ethics specialists in medical universities is being discussed.
Keywords: ethics, deontology, competence approach, comparative method, medical high schools.
В профессиональных стандартах по клинической медицине, которые активно разрабатываются в последнее время, в разделе описания трудовых функций появилось обязательное требование соблюдения клятвы врача, врачебной тайны, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами и коллегами. Современный компетентностный подход, в рамках которого преподаётся деонтология [4], позволяет надеяться на получение нужного результата в конце курса, но, с другой стороны, такой утилитарный подход к дисциплине не учитывает в полной мере её самостоятельное академическое значение. В этой связи представляется важным не воспринимать компетентностный подход узко, но преподавать деонтологию системно, в рамках структуры всего философского знания. Деонтология должна занимать своё место в структуре этики как подраздел биоэтики в тесной связи с этикой науки, а этика, в свою очередь, должна восприниматься как вполне конкретная часть философии, имеющая свою историю и научную традицию [2,3]. Изучение деонтологии должно быть систематическим, с
обязательным применением сравнительно-исторического метода, а разбор современных медицинских казусов и этических кодексов врачей должен логически завершать курс медицинской этики [5].
В преподавании дисциплины существует проблема учебной литературы, так как большинство учебников по медицинской этике на сегодняшний день слабо отвечают стандартам качества и не дают системного знания дисциплины. Зачастую это вольные рассуждения авторов на тему медицины и деонтологии либо сборники медицинских цитат и афоризмов, вырванные из контекста и мало что дающие для понимания этики. Говоря о преподавательских кадрах, нужно помнить о том, что каждую дисциплину должен преподавать специалист. То есть если, например, психиатрию преподаёт психиатр, то и медицинскую этику должен преподавать профессиональный этик, а не врач, вынужденный читать курс деонтологии [1].
Таким образом, для подготовки врачей по вопросам этики и деонтологии:
1) современный компетентностный подход в преподавании деонтологии стоит
26
Bulletin of the International Scientific Surgical Association
BISSA 2017 Vol. 6 № 4__
сделать более академичным и гуманитарным, обратившись к сравнительно-историческому методу при преподавании данной дисциплины;
2) преподавать деонтологию системно, давая учащимся необходимую структуру этического и философского знания, не ограничиваясь разбором медицинских казусов;
ORIGINAL ARTICLES
3) обеспечить учащихся качественной учебной литературой, а медицинские вузы - профессиональными этиками для преподавания деонтологии как одной из приоритетных и передовых дисциплин современности.
Список литературы
1. Башилов Р.Н., Башилова С.М. Основные задачи биоэтического образования на опыте Тверского государственного медицинского университета. - В сб.: Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016 г.) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет». - Витебск : ВГМУ, 2016. - 289 с. - с.227-230
2. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М. Гардарики, 2004.
3. Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. - М. Гардарики, 2005.
4. Троянская С.Л. Основы компетент-ностного подхода в высшем образовании: Учебное пособие. - Ижевск, 2016.
5. Шамов И.А. Биомедицинская этика- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 286 с..
Поступила в редакцию 03.12.2017
Сведения об авторах:
Родин Евгений Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]
Травникова Ника Германовна - кандидат психологических наук, зав. кафедрой гуманитарных наук ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России, e-mail: [email protected]
Bulletin of the International Scientific Surgical Association
27