кие сроки выполнения классной работы или домашнего задания, чтобы не дать ученикам отвлечься от первоначальной цели использования цифровых технологий - обучения, а не развлечения. Кроме того, используя социальные сети и цифровые платформы, преподавателям необходимо проявлять осмотрительность, основанную на культурных ценностях учащихся, а также следить за разумным использованием цифровых технологий в классах ESP.
Быстрый рост цифровых технологий в образовании поставил многих преподавателей перед необходимостью внедрять различные инновационные технологии в процесс преподавания английского языка в рамках ESP. От преподавателей требуются не только достаточные знания по разработке материалов для курса ESP, но и отличное владение цифровыми технологиями, чтобы мотивировать студентов в долгом и сложном, а порой и утомительном обучении английскому языку. Подводя итог, можно сказать, что цифровые тех-
Библиографический список / References
нологии активно используются в обучении ESP, имея неоспоримые преимущества. Взаимодействие, исследование, актуальность, мультимедиа, цифровые платформы - ключевые понятия для создания эффективного курса ESP. Однако исследователи и практики также должны учитывать некоторые недостатки интеграции цифровых технологий в учебный процесс ESP. Поэтому данное исследование ограничивается только обсуждением преимуществ использования технологических инструментов в преподавании и обучении ESP и влияния на мотивацию студентов в учебной деятельности. Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы ответить на вопросы о том, как улучшить навыки цифровой грамотности преподавателей, чтобы соответствовать требованиям современных методов обучения. Безусловно, в дальнейших научных работах целесообразно рассмотреть взаимосвязь применения цифровых платформ и академической успеваемости учащихся.
1. Dudley-Evans T., St. John M. Developments in ESP: A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
2. Bremner S. Collaborative writing: Bridging the gap between the textbook and the workplace. English for Specific Purposes. 2010; № 29: 121-132.
3. Cocca M., Cocca A., Lopez-Walle J., Bulnes M.G., Alvarado E. From needs analysis to English for occupational purposes. The needs of Sports Sciences students. 2015: 2529-2534.
4. Kirovska-Simjanoska D. Designing an Esp Course for the 21St Century Students: the Clash of the Digital Immigrants and Natives. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021; № 9 (1): 17-30.
5. Idaryani I. The Influence of Digital Technology on Students' Motivation in Learning English Specific Purpose. Journal of English Language and Education. 2021; Vol. 6, № 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/352366051_The_Influence_of_Digital_Technology_on_Students'_Motivation_in_Learning_English_Specific_Purpose
6. Brown H. Principles of language learning and teaching. New Jersey: Prentice Hall, 2000.
7. Dornyei Z., Csizer K., Nemeth N. Motivation, language attitude and globalization: A Hungarian perspective. Multilingual Matters, Toronto, Canada, 2006.
8. Zivkovic S. The ESP Technology-Supported Learning Environment. European Journal of Social Sciences Education and Research. 2016№ № 6 (1): 154.
9. Sert N., Boynuegri E. Educational Technology: Current Issues Digital technology use by the students and english teachers and self- directed language learning. 2017.
10. Pazilah F.N., Hashim H., Yunus M. Using Technology in ESL Classroom: Highlights and Challenges. 2019: 3205-3212.
11. Alakrash H.M., Razak N.A., Krish P. The Application of Digital Platforms in Learning English Language. International Journal of Information and Education Technology. 2022; Vol. 12, № 9.
Статья поступила в редакцию 23.01.24
УДК 793.38
Moisseyev Ye.S., judge, Association of Sports Dance Federations of the Republic of Kazakhstan, Deputy Dean of Faculty of Choreography, Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
Kenzikeyev R.V., PhD, Head of Department of Pedagogy, Faculty of Choreography, Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
Dryagina Ye.N, MA (Art Criticism), teacher, Department of Pedagogy, Faculty of Choreography, Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
MODERN REQUIREMENTS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN SPORT BALLROOM DANCE IN KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL LITERATURE: ANALYSIS, TRENDS AND SUGGESTIONS. The article considers modern requirements to professional education in the field of sport ballroom dance, especially emphasizing the need for a high level of training of future teachers-choreographers. The authors take into account that in order to form competitive graduates of universities of this educational program, the implementation of educational reforms should be based on the development of empirical experience in the field of sport ballroom dance. The analysis of modernization in the sphere of sport ballroom dance revealed the problem of insufficient theoretical and methodological material, especially with regard to the description of figures used in practice. In the results of the study the authors draw attention to the updating of teaching and methodological and special literature, as the optimization of the educational process requires new approaches taking into account the latest trends.
Key words: ballroom dance, dance sport, pedagogy of ballroom dance, teacher-choreographer, special educational and methodical literature, books on ballroom dancing, WDSF
Е.С. Моисеев, судья Ассоциации федераций спортивного танца Республики Казахстан, зам. декана факультета хореографии РГП на ПХВ «Казахская национальная академия хореографии», г. Астана, Е-mail: [email protected]
Р.В. Кензикеев, д-р философии, зав. каф. педагогики факультета хореографии РГП на ПХВ «Казахская национальная академия хореографии», г. Астана, E-mail: [email protected]
Е.Н. Дрягина, магистр, преп., кафедры педагогики факультета хореографии РГП на ПХВ «Казахская национальная академия хореографии», г. Астана, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПОРТИВНОМУ БАЛЬНОМУ ТАНЦУ В КАЗАХСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: АНАЛИЗ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Статья рассматривает современные требования к профессиональному образованию в сфере спортивного бального танца, особенно подчёркивая необходимость высокого уровня подготовки будущих педагогов-хореографов. Авторы принимают во внимание, что для формирования конкурентоспособных выпускников вузов данной образовательной программы внедрение образовательных реформ должно опираться на развитие эмпирического опыта в сфере спортивного бального танца. Анализ модернизации в сфере спортивного бального танца выявил проблему недостаточного теоретико-методического материала, особенно в отношении описания фигур, применяемых на практике. В результатах исследования авторы обращают внимание на обновление учебно-методической и специальной литературы, так как оптимизация образовательного процесса требует новых подходов с учётом последних тенденций.
Ключевые слова: спортивный бальный танец, танцевальный спорт, педагогика спортивного бального танца, педагог-хореограф, специальная учебно-методическая литература, книги по бальным танцам, WDSF
Современные требования в контексте профессионального образования в области спортивного бального танца предполагают высокий уровень подготовки будущих педагогов-хореографов (тренеров). Для обеспечения формирования конкурентоспособных выпускников вузов необходимо, чтобы система их обучения была оптимизирована с учётом последних тенденций в данной сфере.
Анализ форсированного развития и модернизации в сфере спортивного бального танца, в частности в сфере образования, выявил проблему исследования на основе текущего положения образовательного процесса. Это недостаточный объём учебно-методической литературы. Особенно ценны книги с теоретико-методическим описанием фигур, которые активно применяются на
практике в области турниров, семинаров и в образовательном процессе по спортивному бальному танцу. В связи с совершенствованием танцевальной техники научно-теоретический пласт в системе высшего образования постоянно требует обновления специальной теоретико-методической литературы.
В настоящее время в Казахстане образовательная программа «Педагогика спортивного бального танца» на базе хореографических учреждений имеет весьма актуальную учебную программу. Преподавание специальных дисциплин базируется на книгах «старой» школы и новой. Однако перспективы обеспечения методической литературой поднимают вопросы возможных улучшений. В связи с этим целью исследования является определение способов улучше ния образовательного процесса в области спортивного бального танца через внедрен ие современной учебно-методической литературы и оценка влияния этого наподго-товку высококвалифицированных специалистов.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи: 1) анализ существующей учебно-методической литературы по спортивному бальному танцу и определение её актуальности и эффективности; 2)исследо-вание влияния теоретико-методических изданий WDSF (Всемирная федеудция танцевального спорта) на образовательный процесс и теоретико-практичесцую подготовкуобучающихсяхорео графиче ских высших учебныхзаведе ний.
И очподгвокидочучатащляст новый гзгляд н о сыскымуыб счпоеан ипа сфе од спорточйогч балиногчтч ч ца, аире нтируя ннгакчио и а кыибсыдиаоаеч интефа чих вчиркучучай уочбан-мечсдсучсчой ливераочр ы по епозпейсква зуогуа1тм €î, ^ тщм ичснчи oтиндкндуWDSЗ. Hдгйрчс звсяпанленаста и влня-нисэтгх -зданий н^ ыезчесточ oбpaзoсодeдpкдй кдофзмма! ч пваcГеcзнoз^а-tзPую подготовку иедагогов-хоюиэграфае1
Тэороэичеэкаи ииэкимосхь: исэлрдовакиевауапк уаыаа вттаемю х-Оч уДнтзгчaыисвдДыгcтп спортивнoгoа^^д^^^c^зуг^ынц^, раиширтв нздимз)ник вгдсaoввoви куЗц- aитыисчнзlстзю зчсбн0кмст00нaиигoKлиуынaoу-чы а качестввмтбученик, Таюке тив науч^ь^чх зчангио
иаеымии тeывкыбчecкpaиыутобнеecыиx иннс^^с^ь^ий на практическую подготовку ссециалмиаев.
Г
exmtka ШкЬи m/iitifé
Рис.Юбложкакниги«^ Technique ofBallroomDancingbyGuyHoward»
Рис. 2.Обложкакниги«Ва11гоот Dancing by AlexMoore»
The Ballroom Technique
Рис.3.ПереизданиеISTD (TeachersDancing -Имперскоеобществоучителей танца)
Практическое применение данного исследования заключается в возможностях оптимизации образовательных программ в хореографических учреждениях и обновления учебно-методической литературы в области спортивного бального танца. Как следствие, это повлечёт повышение уровня качества подготовки будущих педагогов-хореографов, тренеров, судей по танцевальному спорту.
В первой половине 1930-х годов начали появляться первые труды, посвя-щённые детальному описанию техники и методики спортивного танца [1, с. 63]. Книги по технике исполнения е вропейских танцев авторов Г. Говарда, А. Мура, книги изданий ISTD (Imperial Society Teachers Dancing - Имперское общество учителей танца) и IDTA (InternatioTal Danee Teachers Association - Международная ассоциац ия оситотон танца) opasefa нли ннм ала допоеиетm и теменени й (рит т~еУ Однтеае(Ррони, РЕ, еандинео ме^сстиовеиомия.анмлитк^я издания книг Гая Говарда, отмечает, что последние «модификации» не являются кардинальными [2, с. 43м44].
Автоны дсзной стистьи отзяс^^ак^т змнию ысзы ппизысу Tecl^igiqub ИСосв!^^», выпущенную 4 о я4С чосупи Ипо 4С]2ДПУП -писце 0Т4Теи«0)и о с 2U ОСПпщсЮТСВ мпто-«i/Пйеныни пйюн4спд <^о«нтсцссн)гд уиполсцсио. Тстже онвопимно пзс^пкнескпы книпны птекмнчоип4ыо тснцмииппмИнис. Д].
Рис.4.ПереизданиеIDTA (ImperialSociety (InternationalDance Teachers Association-Международная ассоциация учителей танца)
Рис. 5. Серия книг по европейской программе спортивного бального танца издания \ZVDSF
Востребованность наличия вышепредставленных книг детерминирована тем, что они являют собой актуальную эмпирическую составляющую, представленную в теоретической форме. Серия книг \ZVDSF, базирующаяся на фундаментальных трудах авторов Гай Говарда и Алекса Мура, имеет ряд современных технических описаний и терминов.
Анализируя современные тенденции развития танцев европейской программы, авторы отмечают большую амплитуду работы верха; стало больше динамики и одновременно свободы в работе корпуса [3, с. 61]. Дмитрий Жарков, заслуженный мастер спорта России, десятикратный чемпион России, шестикратный чемпион мира по танцам европейской программы, также замечает данную танцевальную тенденцию в танцах европейской программы [3, с. 63]. Ольга Куликова отмечает, что «... в 2000-е года работой корпуса считались либо вращения, либо отклонения, либо свинг, ... сейчас в большинстве фигур используются все три «плоскости» (действия) одновременно» [4]. Неслучайно в учебниках \ZVDSF приводится «разграничение» работы корпуса относительно трёх плоскостей: вертикальной, горизонтальной и сагитальной [5, с. 8]. Касательно записи работы корпуса, можно заметить немаловажное дополнение: в таблицах приводится не просто направление свея (вправо/влево), но и его типы (технический, свободный, косметический), а также освещается выравнивание корпуса.
Авторам импонирует данное описание технических действий в работе корпуса, так как правильное применение свея и противодвижения корпуса (ПДК) придают паре «объём», и танец выглядит в 30. Понимание правильной работы корпуса ведёт к правильному танцеванию.
Стоит понимать, что данную «корпусную многозадачность» можно выполнить с учётом правильной работы стопы. Благодаря положению стоп следует сохранение баланса, сохранение контакта в паре и, как следствие, правильная работа корпуса.
Ранее работа стопы ограничивалась лишь тремя положениями: Каблук (К) и Носок (Н), Вся стопа. В танце «Танго» работа стопы была расписана более подробно: Внутреннее ребро стопы, Внутреннее ребро подушечки, Вся стопа. Сейчас же в табличном варианте приводятся: Каблук, Носок, Подушечка, Внутреннее ребро стопы, Внутренний край подушечки, Внешний край подушечки [6, с. 25]. В связи с подобным «расширением» возможностей работы стопы, 1-й шаг вперёд большинства фигур (например, «Закрытая перемена с левой ноги») описан как «Каблук - Вся стопа», а не «Каблук - Носок» [7, с. 47; 8, с. 35]. И нельзя не согласиться с данной трактовкой.
МУЖЧИНА
Шаг Позиции Работа Построе- Степень Подъем и пдк Нак- Счет
cry пней ступни ний поворота снижение лон
1 ЛН диагонально H Лицом ДЦ Без попорота Вверху с Б/н Б
вперед, готовясь предшествую-
сделать шаг сбосуД щего шага [«Пулл стзпв»). Вверху на 1
2 ПН вперед в ЩК С&жуД НК Лицом ДЦ Вверху на 2 Снижение в конце 2 Б/н S
(й такта)
ДАМА
Шаг Позиции ступней Работе ступни Построение Степень поворота Подъем и снижение паи Наклон Счет
1 ПН диагонально назад НК Спиной ДЦ Без поворота Вверху с предшествующа) шага («Ера DJ dina»). Вверху на 1 № Б
2 ЛИ назад в ППДК НК СпинойДЦ вверху на 2, БЛС.Снижение в конце 2 Б/н 6
Рис. 6а. Методическое описание фигуры «Ховер перо» I книге «Техника исполнения европейских танцев. «Фокстрот», издание ЮТА, 2011 г (г Говард)
HOVER FEATHER (Мяп) - Side 2
Step Artion Couple Position Rotation Rise and Fill % ofSway пкепенн
Piec Step Closed ToR with shoulders ILightj then to il with shoulders M Start to rise e/oPrec.5tep H
Position F (Technical]
1 ТоЯ withi shoulder jLead.) Cont to rise onl (Foot-Leg)
1 Outside Partner Position ConLto rise b/o 3 п
[rwI'LEg'BOQyl Lower e/o 3 (foot) [Cosmetic]
HOVER FEATHER (Lady)-SMe 2
Step Adlon
Prec, Step
Couple Position
Closed Position
Closed Position
Outside Partner Position
Rotation
foR with shoulders (Light,) then toR with sWders
To S with shoulders (Lead)
Rise and Fall
Start to rise i/o Prec. Step (Foot)
mt. to rise on l (Foot-Leg) towei e/sl|Footf
Cart, to rhe b/o 2 (Leg-Body) Lower e/o 2 (Foot)
Type of Sway EntHnsiort
ToR (Techmta!)
Toi
Актива^
Чтобы акп
ТГ™
Рис. 6б. Методическое описание фигуры «Ховер перо» i книге «Technique books. Slow Fox», издание WDSF, 2013 г
Одним из главных инициаторов качественной работы корпуса является техника подъёмов и снижений. Касательно новшеств подъёмов и снижений, появилось некое уточнение: подъём в стопе, подъём в ноге, корпусной подъём [5, с. 114]. Пример описания подъёмов и снижений представлен на рис. 6а, 6б.
С учётом развития техники исполнения и, следовательно, работы корпуса авторами предпринята попытка описания работы взаимодействия нижнего и верхнего центров. Из этого следует, что корпус разделён на два центра: нижний центр отвечает за нижнюю часть корпуса (бёдра, ноги, стопы) и её работу (ведение, динамика / продвижение, работа стопы), верхний центр - за работу верха (позиция пары, рамка, растяжения в корпусе, наклоны, вращательные моменты в корпусе, лопатки, плечи, руки, голова); нижний центр отвечает за drive, верхний центр - за дизайн пары (рис. 7).
Рис. С.Расположениевевхнего и нвжж^оцп^|3(^в
Следующим отличием становится бъём изучаемой хореолексики, который еополптссявкножномвапеентеспориивноио »ального танца. Сравпсвосеовеые ер°1 ы поенровойскот ^фам!«: ^l-lowaed- «Теонпка eвпeoeйceвxевнцeв (Овееюжпе оГОеЖоот domcine)», Alex Ooorc-«Pallroожdоnc¡eg»,ISTD (lmпerЖI Society Teachers Dancing) - «Viennese V\àitz. B.D.C. recommended version», книгу WDSF авторов Luca Bussoletti и Tjasa Vuiic «Viennese V\àltz» (издание 2013 года), отметим, что добавилось методическое описание большого количества фигур в танце «Венский вальс», относящихся к «Open choreography» и разделённых на 3 уровня сложности [9-12].
В первых трёх трудах танец «Венский вальс» ограничивался базовыми фигурами, такими как Правый и Левый повороты, Перемены вперёд/назад с правой и левой ног Позже были добавлены фигуры Natural Fleckerl, Reverse Fleckerl, Contra Check. Сейчас перечень пополнился методическим описанием фигур Checked Natural Turn, Natural Back Check, Hover Reverse Turn, Running Feather, Ronde Twist Turn, Double Leg Ronde и другими.
Сравнивая понятийный аппарат, представленный в серии книг WDSF, отметим, что основные принципы и термины, такие как Brush, Heel Turn, Heel Pull, Toe Pivot, Spin Action, Spin, Continuous Spins, Pivot, Pivoting Action, имеют более подробное описание, обновлённую трактовку. Более детальное изложение содержится в контексте технического описания твистового поворота (Twist Turn), действия драйва (Drive Action). Кроме того, представлено подробное описание свинговых действий: Swing Side Step, Swing Principle. Понятийный аппарат раскрывает содержание действия «Crossing», а именно - Кросс-шаг (Cross) и шаг накрест (Across) [5, с. 22].
Данное направление дополняется также рассмотрением позиций пары. Ранее позиции пары ограничивались следующими положениями: Закрытая позиция, Променадная позиция, Обратнопроменадная позиция, Fallaway-позиция, Counter Fallaway-позиция. Сейчас же представлены «угловые» позиции, используемые в фигурах-линиях (Hinge, Same Foot Lunge и др.), а также даётся описание положению головы относительно используемых позиций в паре [5, с. 33-36]. В связи с этим отметим, что при описании фигур добавлены позиции пары на каждом шаге. Ранее положение партнёров в паре по отношению друг к другу не приводилось на каждом шаге, а шло в качестве примечания после основного табличного описания фигуры.
В настоящее время ведущие преподаватели, тренеры, судьи, например Казмирчук Е.П. (мастер спорта России, финалист чемпионата мира, чемпион России по европейским танцам среди профессионалов, судья всероссийской спортивной категории), Филипов Е.В. (член президиума Федерации танцевального спорта Приморского края, судья всероссийской спортивной категории, судья международной категории WDSF), Попов P.C. (двукратный финалист чемпионата России среди профессионалов по 10 танцам (РТС), финалист чемпионата России по American Smooth) (судья международной категории WDSF) призывают танцевальную молодёжь не забывать о базовых принципах в танцевании [13; 14; 15]. Важнейшими элементами «чистого» танца, который сохраняет традиционные ценности бальной культуры, по мнению Воронина P.E., являются глубокое освоение и точное проявление базовых технических компонентов, а также выразительное представление музыкальных и стилевых особенностей движений [16, с. 62]. Базовая техническая точность заложена не только в фигурах «Е», «D», «С» классов, но и в фигурах, исполняемых в открытом классе. Например, Telespin, Big Top, Quarter Beats, Same Foot Lunge и другие имеют свои базовые принципы, знания основ которых позволит будущим педагогам грамотно составлять конкурсные вариации и интерпретировать фигуры.
Вышепредставленные фигуры, такие как Open Toe Pivot, Open Heel Pull, Spin Action, имеют свои технические действия, Перечень упомянутых фигур и
их действий представлен в видеокаталоге «A Technique of Advanced Standard Ballroom Figures by Geoffrey Hearn» (рис. 8). Фигуры продемонстрированы чемпионами мира по европейской программе среди профессионалов Мирко Гоццо-ли и Алессией Бетти (Mirko Gozzoli and Alessia Betti) [17]. Знание предложенных фигур сможет поспособствовать лучшему пониманию фигур открытого класса в их базовом варианте, позволит будущим педагогам-хореографам (тренерам) ориентироваться в их методике исполнения, а также составлять конкурсные вариации с фигурами открытого класса. «Помощником» в составлении таких вариаций может стать книга Алекса Мура «Popular variations» (рис. 9).
POPULAR VARIATIONS
By
Alex Moore
Риа Э.ОДл ожка книги Aceaca Mypa «Popular variations»
Дыыный видeoюaтcлoг на ^neHHoœ выр шeнитвoвoxиeceиoxни выполндиия ocнoвoxlx тaннoвaлoныx фпур 4ece3 вкcдeныle oooжныlo oи™ичeoнooнлнмeнттв н^о^^^ы^н^ие Cызoвынфюгyp сТолче cлo>жиlиlиaыижeиннми.0yaчитeыиeoeвни-матю ыдытяитсс твyнcчeсккчae occooнию Гэи-yo^лиoeИl монады- e^кгвлco испот-нocюcи пс^г^с^и в вонко»тных вариыциых, Hocимгыниpыeт дcTaceHoeHnocooHe кeoнlюeиин сггaнl^r)lxBэl^гн|Г| eTen °a°-)Ta ктоны и ка^ыт. т сыизе и xoвм нн H°p ooтeыикчиикoнкoro cabra ив тоуы r^|в^ыытыкюл oбoeщëннмю ^г^ныктepxикl^кы Ф6гу-
Библиографическийсписок
рам-линиям: фигуры-линии - это такие фигуры, которые не имеют продвижения, состоят из 2-4 шагов. Их можно отнести к фигурам-позировкам. В них присутствует активная работа корпуса, технический элемент Knee Flexion. Как правило, они исполняются по центру или на углу танцевальной площадки во избежание столкновений с активно движущимися парами. Танцоры в фигурах-линиях должны продемонстрировать музыкальность, передать характер танца. Они требуют от исполнителей определённой технической подготовки, силы мышц.
Авторы в связи с поставленной целью исследования отмечают, что образовательная система их обучения должна быть оптимизирована в рамках последних тенденций в сфере спортивного бального танца. Вследствие этого мы уделяем особое внимание тому, что формирование компетенций будущих педагогов-хореографов должно быть построено с учётом применения данного видеокаталога. Усложнение учебной программы, а именно - изучение фигур уровня Advanced рекомендуется в 6-8 семестрах, когда освоены базовые теоретические и методические принципы специальных дисциплин и закреплены на практике в течение первой половины процесса обучения. Также следует помнить, что в области высшего образования хореографического искусства знания теоретических основ следуют в неразрывной концепции с практическими навыками.
Авторы обращают внимание, что теоретические нормы, изложенные в книжной форме, вносят значительный вклад в улучшение практических навыков в танцевальной области. Это подтверждается литературными источниками, выпущенными WDSF, с детальными разъяснениями танцевально-теоретических принципов.
Руководство хореографических учреждений должно быть нацелено на благоприятные перспективы для студентов, способствуя повышению теоретико-практических навыков. Этой цели будет способствовать достаточный уровень обеспеченности методической литературой, так как научно-теоретический аспект, разъясняя структуру практического применения в теоретических знаниях и научных обобщениях, играет ключевую роль в формировании компетентности. Благодаря теоретико-методической оснащённости в области спортивного бального танца будущие педагоги-хореографы будут наделены фундаментальными современными теоретическими, практическими и методическими знаниями. Такой подход способствует развитию образовательной системы в высших учебных заведениях.
Обно вление теоретико-методической базы влечёт за собой определение нодыхзадач и методов при подготовке будущих педагогов-хореографов, что, в сдою адиеедь, требует новационной реорганизации образовательного процесса в нгастеу ктурно-содержательном аспекте. Внедрение образовательных реформ в назние н&1 асти должно опираться на развитие эмпирического опыта спортивного бальдигота нца.
Poc. Ни OMлoжвa тндeecнтaлoга «ATroliniquo ofAdvopuqd StvnUarH Balrpora Flures ay (Beuffrqy Hearn»
1. Завьялов Е.В. Вехи истории развития техники европейского танца. Танец в диалоге культур и традиций: XIII Межвузовская научно-практическая конференция. Санкт-Петербург:СПбГУП,2023:62-64.
2. Воронин P.E. Учебники по технике WDSF - новый шаг в развитии теории и техники спортивного бального танца. Современный спортивный бальный танец: истори-ческийопыт,современныепроблемы, перспективыразвития:НМежвузовскаянаучно-практическая конференция. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2014: 43-50.
3. Жарков Д.А. Современные тенденции развития европейского танца глазами чемпиона. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конференция.Санкт-Петербург:СПбГУП,2019:60-64.
4. Российский танцевальныйконгресс«НовоеПоколение». -2016год.http://dancesport.ru/news/news_8351.html?ysclid=lsdwsoiwdv615092569
5. WDSF Techniquebooks. SlowFox. WDSF,2013.
6. WDSF Technique books. Quickstep. WDSF, 2013.
7. WDSF Techniquebooks. Waltz. WDSF,2013.
8. ГовардГ. Техникаисполнения европейских танцев. Медленный вальс и основные принципы. Издание 6. IDTA, 2011.
9. ГовардГ. Техникаевропейскихтанцев. ПереводсанглийскогоА. Белогородского.Москва: AP^Q 2003.
10. Alex Moore. Ballroom dancing10-thed. RoutledgeNew York,2002r
11. ISTD (Imperial Society Teachers Dancing). Viennese Waltz. B.D.C. recommended version. Имперское общество учителей танцев. Венский вальс. Техника исполнения, рекомендованнаяБританскимсоветом потанцам.Лондон,2001.
12. Luca Bussoletti, Tjasa Vulic. Viennese Waltz. WDSF, 2013.
13. Филипов Е.В. Специфика диалога традиций и инноваций в европейском танце. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конференция. Санкт-Петербург:СПбГУП,2019:65-69.
14. Казмирчук Е.П. Стилевые направления и базовые принципы европейского танца. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конфе-ренция.Санкт-Петербург:СПбГУП,2019:69-71.
15. Попов P.Q Ограничения по фигурам в танцевальном спорте (спортивных танцах): причины, логика, следствия. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конференция. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2019: 71-75.
16. Воронин P.E. Возврат к базовым ценностям бального танца — шаг вперёд в развитии танцевального спорта. Танец в диалоге культур и традиций: XIII Межвузовская научно-практическая конференция. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2023: 60-62.
17. DSI London. Available at: https://dsi-london.com/product/a-technique-of-advanced-standard-ballroom-figures/12403?categoryid=195
References
1. Zav'yalov E.V. Vehi istorii razvitiya tehniki evropejskogo tanca. Tanec v dialoge kul'tur i tradicij: XIII Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2023: 62-64.
2. Voronin R.E. Uchebniki po tehnike WDSF - novyj shag v razvitii teorii i tehniki sportivnogo bal'nogo tanca. Sovremennyjsportivnyjbal'nyj tanec: istoricheskijopyt, sovremennye problemy, perspektivy razvitiya: II Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2014: 43-50.
3. Zharkov D.A. Sovremennye tendencii razvitiya evropejskogo tanca glazami chempiona. Tanec v dialoge kul'tur i tradicij: IX Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2019: 60-64.
4. Rossijskij tanceval'nyj kongress «Novoe Pokolenie». - 2016 god. http://dancesport.ru/news/news_8351.html?ysclid=lsdwsoiwdv615092569
5. WDSF Technique books. Slow Fox. WDSF, 2013.
6. WDSF Technique books. Quickstep. WDSF, 2013.
7. WDSF Technique books. Waltz. WDSF, 2013.
8. Govard G. Tehnika ispolneniya evropejskih tancev. Medlennyj vais i osnovnye principy. Izdanie 6. IDTA, 2011.
9. Govard G. Tehnika evropejskih tancev. Perevod s anglijskogo A. Belogorodskogo. Moskva: ARTIS, 2003.
10. Alex Moore. Ballroom dancing 10-th ed. Routledge New York, 2002 g.
11. ISTD (Imperial Society Teachers Dancing). Viennese Waltz. B.D.C. recommended version. Imperskoe obschestvo uchitelej tancev. Venskij val's. Tehnika ispolneniya, rekomendovannaya Britanskim sovetom po tancam. London, 2001.
12. Luca Bussoletti, Tjasa Vulic. Viennese Waltz. WDSF, 2013.
13. Filipov E.V. Specifika dialoga tradicij i innovacij v evropejskom tance. Tanec v dialoge kul'turi tradicij: IX Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2019: 65-69.
14. Kazmirchuk E.P. Stilevye napravleniya i bazovye principy evropejskogo tanca. Tanec v dialoge kul'tur i tradicij: IX Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2019: 69-71.
15. Popov R.S. Ogranicheniya po figuram v tanceval'nom sporte (sportivnyh tancah): prichiny, logika, sledstviya. Tanec v dialoge kul'tur i tradicij: IX Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2019: 71-75.
16. Voronin R.E. Vozvrat k bazovym cennostyam bal'nogo tanca - shag vpered v razvitii tanceval'nogo sporta. Tanec v dialoge kul'tur i tradicij: XIII Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2023: 60-62.
17. DSI London. Available at: https://dsi-london.com/product/a-technique-of-advanced-standard-ballroom-figures/12403?categoryid=195
Статья поступила в редакцию 26.01.24
УДК 378.01
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences, (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMING THE READINESS OF POLICE OFFICERS TO SOLVE SERVICE AND COMBAT TASKS USING INNOVATIVE METHODS. The article substantiates the relevance of a problem of developing the readiness of police officers to solve service and combat tasks using innovative methods in modern conditions. The essence and content of pedagogical synergetics as an innovative approach in educational activities has been clarified. Factors and directions for the implementation of pedagogical synergetics in the educational process are identified. Conditions for the introduction of innovative methods in the process of professional training of police officers are revealed. Directions for implementing simulation methods in developing the readiness of police officers to solve service and combat tasks are proposed. Results of experimental work on the implementation of the proposed approach are presented. Recommendations and features for implementing an innovative approach that are advisable to use in the educational process are substantiated.
Ключевые слова: формирование готовности, сотрудник полиции, служебно-боевые задачи, инновации, педагогическая синергетика, имитационные методы
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К РЕШЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ
В статье обосновывается актуальность проблемы формирование готовности сотрудников полиции к решению служебно-боевых задач инновационными методами в современных условиях. Уточнена сущность и содержание педагогической синергетики как инновационного подхода в образовательной деятельности. Определены факторы и направления реализации педагогической синергетики в учебно-воспитательном процессе. Раскрыты условия внедрения инновационных методов в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции. Предложены направления реализации имитационных методов при формировании готовности сотрудников полиции к решению служебно-боевых задач. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению предлагаемого подхода. Обоснованы рекомендации и особенности реализации инновационного подхода, которые целесообразно использовать в образовательном процессе.
Ключевые слова: формирование готовности, сотрудник полиции, служебно-боевые задачи, инновации, педагогическая синергетика, имитационные методы
Формирование готовности сотрудников полиции к решению служебно-бо-евых задач касается в первую очередь дисциплин тактико-специальной подготовки, которые осуществляют подготовку к деятельности по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в условиях чрезвычайных ситуациях различного характера. Сегодня сотрудники полиции несут службу в спецкомандировках, в том числе Луганской и Донецкой областях, принимая непосредственное участие в специальной военной операции, что требует повышения их профессиональной и морально-психологической подготовки. В связи с этим современные руководящие документы устанавливают в образовательной деятельности основным направлением самоопределение и личностно-профессиональное развитие на основе инновационных методов [1]. Данное положение вызывает необходимость изыскивать и реализовывать в образовательном процессе новые инновационные подходы для решения задач правоохранительной деятельности в современной сложной международной обстановке. В работе в качестве инновационного подхода выделяется синергетический и внедрение имитационных методов обучения и воспитания сотрудников полиции, что определяет актуальность данной работы.
Цель - выявить и раскрыть особенности формирования готовности сотрудников полиции к решению служебно-боевых задач инновационными методами.
Задачи исследования:
1. Обосновать реализацию синергетического подхода в профессиональной подготовке сотрудников полиции при формировании их готовности к выполнению служебно-боевых задач.
2. Определить направления реализации имитационных методов в процессе совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции в современных условиях.
3. Предложить условия для реализации воспитательных задач через создание условий, приближенных к реальным действиям, раскрытия личностей сотрудников полиции как идеалов для подражания и приведения положительных примеров успешных действия.
Научная новизна состоит том, что: уточнена сущность и содержание педагогической синергетики как инновационного подхода в образовательной деятельности; предложены направления реализации имитационных методов при формировании готовности сотрудников полиции к решению служебно-боевых задач.
Теоретическая значимость заключается в том, что обоснованы потребность и возможность формирования готовности сотрудников к решению служебно-бое-вых задач инновационными методами; определены факторы и направления реализации педагогической синергетики, раскрыты условия внедрения инновационных методов в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Практическая значимость - раскрытые положений, условий и направлений формирования готовности сотрудников полиции к решению служебно-боевых задач инновационными методами, которые могут быть реализованы при проведении учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России.
Личный вклад авторов в решении рассматриваемой проблемы заключается в раскрытии причин и факторов внедрения синергетического подхода в образовательную деятельность; уточнении сущности и содержания педагогической синергетики; в разработке требований по реализации имитационных методов в процессе профессиональной сотрудников полиции.
Проблемам разработки инновационных методов в профессиональной подготовке сотрудников ОВД посвящены работы В.Я. Кикотя, В.А. Песоцкогой, В.В. Сметанникова, А.М. Столяренко, Л.С. Узуна, А.М. Киселева и др. Особенности реализации синергетического подхода в образовательном процессе раскрывают такие авторы, как В.И. Аршинова, В.П Буданов, В.А. Игнатова, С.П. Курдюмов, В.И. Писаренко и др. Работы по применению имитационных методов в подготовке сотрудников ОВД имеют ограниченное количество, и практически не рассматриваются вопросы по подготовки к выполнению служебно-боевых задач. В то же время в педагогических исследованиях нет однозначного отношения к синергетике и определения термина «педагогическая синергетика», недостаточно разработаны методические основы ее применения в образовательном процессе.