Научная статья на тему 'Современные тенденции в сценических жанрах как предмет освоения в курсе истории эстрадной и джазовой музыки (на примере рок-оперы «Легенда Ксентарона»)'

Современные тенденции в сценических жанрах как предмет освоения в курсе истории эстрадной и джазовой музыки (на примере рок-оперы «Легенда Ксентарона») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
951
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ЭСТРАДНОЙ И ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ / РОК-ОПЕРА / ФЭНТЕЗИ / ПАУЭР-МЕТАЛ / СИМФО-РОК / СКРИМ-ВОКАЛ / ГРОУЛИНГ / MUSIC EDUCATION / HISTORY OF VARIETY AND JAZZ MUSIC / ROCK OPERA / FANTASY / POWER METAL / SYMPHONIC ROCK / SCREAM VOCALS / GROWLING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безниско Оксана Николаевна, Карбулян Диана Сергеевна

В работе исследуется взаимодействие структуры и содержания современного музыкально-сценического жанра рок-оперы. На примере анализа рок-оперы «Легенда Ксентарона», поставленной «Эпидемией» российской пауэр-метал-группой, получают раскрытие особенности рок-опер XXI века, исполнительский и инструментальный составы, другие компоненты нового музыкально-сценического действа, воздействующего на слушателя; рассматривается тенденция влияния жанра фэнтези на характерные стилистические особенности жанра рок-оперы. Особое внимание авторами уделяется анализу драматургии в рок-опере «Легенда Ксентарона», на основе которого она характеризуется как смешанный вид, синтезирующий приёмы конфликтной и эпической драматургии. При этом выявлены как типичные и ставшие уже традиционными для данного музыкально-сценического жанра особенности, так и современные тенденции в его развитии. Имеются в виду такие новые черты, как: серийность, формульность, стереотипизация, тиражируемость. Включение результатов проведённого исследования в содержание дисциплины «История эстрадной и джазовой музыки» поможет студентам вуза составить представление о новых тенденциях в развитии явлений исполнительского искусства, стилей, жанров, направлений и репертуара в области вокальной и инструментальной эстрадно-джазовой музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends in Scenic Genres as the Subject of Study in the Course of History of Variety and Jazz Music (Using the Example of the Rock Opera “The Legend of Xentaron”)

The work explores the interaction of the structure and content of the modern musical and scenic genre, rock opera. On the basis of the rock opera “The Legend of Xentaron” staged by “Epidemic”, a Russian power metal group, authors show characteristics of the rock opera of the 21st century, performing and instrumental structure, other components of the new musical and scenic action influencing the listener, the trend of influence of a genre of a fantasy on characteristic stylistic features of a genre of a rock opera is considered. The authors pay special attention to the analysis of dramaturgy in the rock opera “The Legend of Xentaron”, on the basis of which it is characterized as a mixed form, synthesizing the techniques of conflict and epic dramaturgy. At the same time, they revealed both typical and already traditional features for this musical stage genre, as well as modern trends in its evolution. This refers to such new features as: serial, formulas, stereotyping, replicability. The inclusion of the results in the study of “History of variety and jazz music” will help university students to get an idea about new trends in development of the phenomena of performing art, styles, genres, directions and the repertoire in the field of vocal and instrumental variety and jazz music.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в сценических жанрах как предмет освоения в курсе истории эстрадной и джазовой музыки (на примере рок-оперы «Легенда Ксентарона»)»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СЦЕНИЧЕСКИХ ЖАНРАХ КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В КУРСЕ ИСТОРИИ ЭСТРАДНОЙ И ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ РОК-ОПЕРЫ «ЛЕГЕНДА КСЕНТАРОНА»)

О. Н. Безниско, Д. С. Карбулян*

96

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Российская Федерация, 350072

Аннотация. В работе исследуется взаимодействие структуры и содержания современного музыкально-сценического жанра — рок-оперы. На примере анализа рок-оперы «Легенда Ксентарона», поставленной «Эпидемией» — российской пауэр-метал-группой, получают раскрытие особенности рок-опер XXI века, исполнительский и инструментальный составы, другие компоненты нового музыкально-сценического действа, воздействующего на слушателя; рассматривается тенденция влияния жанра фэнтези на характерные стилистические особенности жанра рок-оперы. Особое внимание авторами уделяется анализу драматургии в рок-опере «Легенда Ксентарона», на основе которого она характеризуется как смешанный вид, синтезирующий приёмы конфликтной и эпической драматургии. При этом выявлены как типичные и ставшие уже традиционными для данного музыкально-сценического жанра особенности, так и современные тенденции в его развитии. Имеются в виду такие новые черты, как: серийность, формульность, стереотипизация, тиражируемость. Включение результатов проведённого исследования в содержание дисциплины «История эстрадной и джазовой музыки» поможет студентам вуза составить представление о новых тенденциях в развитии явлений исполнительского искусства, стилей, жанров, направлений и репертуара в области вокальной и инструментальной эстрадно-джазовой музыки.

Ключевые слова: музыкальное образование, история эстрадной и джазовой музыки, рок-опера, фэнтези, пауэр-метал, симфо-рок, скрим-вокал, гроулинг.

Благодарности: Авторы выражают благодарность руководителю научной школы кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования факультета «Консерватория» Краснодарского го-

Научный руководитель — кандидат педагогических наук О. Н. Безниско.

сударственного института культуры «Музыковедение в XXI веке: теория, история, исполнительство» Шак Татьяне Фёдоровне, доктору искусствоведения, профессору, за научное консультирование.

Для цитирования: Безниско О. Н., Карбулян Д. С. Современные тенденции в сценических жанрах как предмет освоения в курсе истории эстрадной и джазовой музыки (на примере рок-оперы «Легенда Ксентаро-на») // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 96—108.

MODERN TRENDS IN SCENIC GENRES AS THE SUBJECT OF STUDY IN THE COURSE OF HISTORY OF VARIETY AND JAZZ MUSIC (USING THE EXAMPLE OF THE ROCK OPERA "THE LEGEND OF XENTARON")

Oksana N. Beznisko, Diana S. Karbulyan*

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation, 350072.

Abstract. The work explores the interaction of the structure and content of the modern musical and scenic genre, rock opera. On the basis of the rock opera "The Legend of Xentaron" staged by "Epidemic", a Russian power metal group, authors show characteristics of the rock opera of the 21st century, performing and instrumental structure, other components of the new musical and scenic action influencing the listener, the trend of influence of a genre of a fantasy on characteristic stylistic features of a genre of a rock opera is considered. The authors pay special attention to the analysis of dramaturgy in the rock opera "The Legend of Xentaron", on the basis of which it is characterized as a mixed form, synthesizing the techniques of conflict and epic dramaturgy. At the same time, they revealed both typical and already traditional features for this musical stage genre, as well as modern trends in its evolution. This refers to such new features as: serial, formulas, stereotyping, replicability. The inclusion of the results in the study of "History of variety and jazz music" will help university students to get an idea about new trends in development of the phenomena of performing art, styles, genres, directions and the repertoire in the field of vocal and instrumental variety and jazz music.

Keywords: music education, history of variety and jazz music, rock opera, fantasy, power metal, symphonic rock, scream vocals, growling.

Acknowledgements: The authors thank the head of the scientific school of the Department of Musicology, composition and methodology of music

Scientific advisor — PhD in Pedagogical Science O. N. Beznisko.

97

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2019. Т. 7. № 2 2019, vol. 7, no. 2

education at the Conservatory faculty of the Krasnodar State Institute of Culture "Musicology in the XXI century: theory, history, performance" Shaq Tatyana Fedorovna, doctor of art history, professor, for scientific advice.

For citation: Oksana N. Beznisko, Diana S. Karbulyan. Modern trends in scenic genres as the subject of study in the course of history of variety and jazz music (using the example of the rock opera "The Legend of Xentaron"). Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, pp. 96-108 (in Russian).

98

Введение

В задачи дисциплины «История эстрадной и джазовой музыки» входит обучение студентов творческого вуза навыкам теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, самостоятельного поиска интерпретаторских решений. Будущего педагога по эстрадно-джазовому вокалу или музыкального звукорежиссёра необходимо научить разбираться в стилях и жанрах современной музыки, постигать содержание произведений эстрадно-джазовой музыки в культурно-историческом контексте.

В настоящее время имеется немало исследований, посвящённых таким современным музыкально-сценическим жанрам, как мюзикл и рок-опера. В этом направлении работали М. С. Боброва [1], В. Д. Конен [2], В. Н. Сыров [3], А. М. Цукер [4] и другие. Вопросам формирования новой терминологии, анализу вокальных форм, структурных закономерностей в рок-опере, мюзикле уделили внимание авторы научных работ Е. Ю. Андрущенко [5], А. А. Бахтин [6], О. Н. Безниско [7], Г. Е. Калошина [8], Е. С. Сушкова [9] и другие.

Особенности подготовки будущего педагога-музыканта к руководству освоением языка современной

музыки учащимися, практику работы с произведениями отечественных композиторов авангардной волны раскрывают авторы О.-Л. Монд [10], Л. Д. Пылаева и Е. А. Молчанова [11], М. Чжоу [12], Н. П. Шишлянни-кова [13] и другие.

Музыкальный материал, на основе которого происходит освоение современных музыкально-сценических жанров в курсе «Истории эстрадно-джазовой музыки», включает произведения таких известных отечественных композиторов, как Э. Артемьев, А. Рыбников, А. Градский, А. Журбин и др. Нельзя не отметить наметившуюся тенденцию последних лет, заключающуюся в коллективной творческой работе над крупными жанрами, сценическими проектами: рок-оперы «Ангел Мести» (группа «Голос неба», 2010), «Моцарт» (Жан-Пьер Пило и Оливье Шультез, 2013), «Эльфийская рукопись» (группа «Эпидемия», 2004) и другие.

Синтез рок-оперы и литературного жанра фэнтези

Рок-опера (англ. rock opera) — музыкально-сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока. Это театрализованное

музыкальное представление с последовательным развёртыванием событий, действующими лицами и декорациями. Как известно, «опера является синтетическим жанром, включающим музыку, сценическое действие, актёрскую игру, балет, декорации, костюмы и другие компоненты (освещение, кинокадры, спецэффекты)» [1, с. 35]. Все эти компоненты создатели рок-оперы продумали и привнесли в свой проект, направленный на синтез жанра рок-оперы и литературного жанра фэнтези.

Синтез различных жанров в музыкально-сценическом искусстве ХХ — начала XXI веков служит основой для поиска новых путей их развития, сознательно применяется композиторами как самостоятельный приём. Такие эксперименты приводят к глубинной трансформации классических форм и жанров, порождают новые синтетические образцы, определяя эволюционный путь развития музыки. Тенденция синтеза различных видов искусства в настоящее время подготовила почву для появления музыкально-сценических жанров, сюжетной основой которых являются произведения жанра фэнтези.

Фэнтези (англ. fantasy - «фантазия») — жанр современного искусства, основанный на современной трактовке мифологических и сказочных мотивов. К архетипическим чертам фэнтези относят наличие в произведении различных фантастических рас и мифологических существ, противостояние сил Добра и Зла, организацию сюжета в виде квеста — путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Как отмечает

А. Д. Гусарова, «писатель создаёт лингвистическую, мифологическую, географическую и иные детальные картины придуманного им мира. Он наделяет своё создание традициями быта, обрядов, суеверий, фольклора, литературных псевдоисточников и, порою, лингвистическими изысканиями в области фантастических языков» [14, с. 87].

Жанр фэнтези становится популярным явлением современной культуры, охватывающим собой литературу, кинематограф, изобразительное искусство, музыку. Сегодня в стилистике данного жанра создаются не только литературные произведения, но и картины, музыкальные произведения, художественные фильмы, телевизионные сериалы. Популярность нового направления стремительно растёт, вызывая не только читательский, но и академический интерес со стороны различных специалистов (культурологов, психологов, социологов, музыковедов). В XX веке этот интереснейший литературный жанр представлен в творчестве Дж. Р. Р. Толкина (трилогией «Властелин колец», год издания 1954), К. С. Льюиса («Хроники Нарнии», год издания 1950), Дж. Роу-линг (книги о Гарри Поттере, год выхода первой книги 1997). Идея авторов заключается в создании и одухотворении вымышленных миров условной реальности, героев, обладающих силой духа, являющихся олицетворением добра, стремящихся восстановить справедливость и покой, нарушенный вмешательством злых сил.

Как литературный массовый жанр фэнтези отвечает современным позитивным тенденциям в культур-

99

100

ном развитии общества: побуждает стремление человека к саморазвитию, преодолению препятствий на этом пути, насыщен идеей братства и духовного роста личности. Массовую литературу от классической отличают серийность, формульность (формально-содержательные модели, типичные для фэнтези, включающие приключение, тайну, любовную историю, неземные существа и т. п.), сте-реотипизация, тиражируемость.

Все эти жанровые особенности присутствуют в рассматриваемой нами рок-опере «Легенда Ксентарона», поставленной российской пауэр-метал-группой «Эпидемия», и ярко воплощаются в её сюжете, в котором представлены такие «волшебные» предметы, как «кристалл жизни», «стрела судьбы», что также является неизменным атрибутом мира фэнте-зи. В постановке это отражается, в первую очередь, на сценических образах артистов и костюмах героев, продуманных и оригинальных.

Сама праоснова фантастического в пространстве музыкального искусства оказывается тесно связанной со стихией зрелищности, ярко выраженной театральности, с эстетикой и спецификой музыкального театра. При постановке рок-оперы немаловажную роль играет световое сопровождение, спецэффекты (дым, огонь), а также показ визуального видеоряда.

Необходимо дать краткую справку об инициаторах данного проекта. Российская пауэр-метал-группа «Эпидемия» заявила о себе в 1995 году. В её музыкальном стиле ощутимо влияние таких ансамблей, как Blind Guardian, Helloween, Gamma Ray [15]. Опираясь на творчество

предшественников, активно развивая данное направление, группа перенесла эти традиции на российскую почву. Опора на мелодизм, совмещённая с мощными гитарными аранжировками, является отличительной чертой данного коллектива.

Сюжеты песен и лирика «Эпидемии» связаны с литературным творчеством Джона Толкина, Майкла Муркока, Трейси Хикмена и Маргарет Уэйс. Тематика жанра фэнтези стала основой для данной группы, что и привело к созданию ряда метал-опер, благодаря которым она получила наибольшую популярность.

Первая метал-опера «Эльфий-ская рукопись» (2004) имела большой успех. В записи принимали участие вокалисты групп «Ария», Arida Vortex, «Мастер», «Чёрный Обелиск» и «Бони НЕМ». Позднее увидели свет продолжения этой рок-оперы — «Сказание на все времена» (2007), «Сокровище Энии» (2014) и завершающая часть тетралогии — «Легенда Ксентарона» (2018). Все они связаны единой сюжетной линией; действие происходит в сказочных мирах Энии и Ксентарона.

Премьера постановки «Легенды Ксентарона» состоялась в московском клубе Stadium 23 февраля 2018 года. Лидер группы «Эпидемия», гитарист Юрий Мелисов, является основным автором музыки и сценария рок-опер, одним из тех, кто стоял у истоков фэнтезийной музыки в России. Помимо него в исполнении принимают участие следующие музыканты коллектива: Евгений Егоров — вокал, Илья Мамонтов — бас-гитара, гитара, Дмитрий Процко — гитара, Дмитрий Кривенков — барабаны, Александр WISH Андрюхин — кла-

вишные, Алексей Толстокоров — бэк-вокал [16].

Состав участников и исполнителей ролей объединил участников нескольких рок-групп. В «Легенде Ксентарона» приняли участие Наталья О'Шей (вокалистка фолк-рок-группы «Мельница»), Алексей Гор-шенёв (вокалист рок-группы «Ку-крыниксы»), актёр музыкального театра Иван Ожогин, певица Елена Минина и многие другие.

Такой неоднородный состав исполнителей позволил создать много-жанровость в этом сценическом действии. В основе рок-оперы лежит мелодичный пауэр-метал, характерный для группы «Эпидемия», но концептуальная творческая задача позволяет музыкантам добавлять и смешивать различные направления современной рок-музыки, вводить в действие элементы симфо-рока и классического оперного вокала (например, в песне «Когда уснут драконы»). Этот стилистический приём позволил адресовать рок-оперу более широкой аудитории, чем творчество группы вне этого проекта.

«Если предыдущая часть была скорее позитивной и шутливой, то новая работа — более трагичная и глубокая, как по сюжету, так и по музыкальной составляющей», — отмечает в своём интервью автор сценария и музыки Юрий Мелисов [15]. По его словам, история будет более мрачной и трагичной, она раскроет внутренний мир и переживания героев. Основной линией здесь является психологическая, и она повествует о внутренних терзаниях персонажей и о том, как они менялись под воздействием внешних факторов.

Драматургия рок-оперы «Легенда Ксентарона» как образец межжанрового синтеза

Рассматривая рок-оперу «Легенда Ксентарона», отметим, что по типу содержания это произведение представляет собой героико-эпический, повествовательный жанр с элементами фэнтези. Несмотря на сюжет, разворачивающийся, по законам жанра фэнтези, в вымышленных мирах, — в этом произведении наблюдается своеобразный синтез философских пластов: присутствует линия лирико-философского содержания (например, песня «Вне Времени»). Наряду с фэнтезийной, одной из главных сюжетных линий является лирическая (взаимоотношения Дельвиэта и Стеллы), что также отражается на характере музыки (например, лирическая баллада «Я иду за тобой»).

По особенностям изложения вокальной партии здесь преобладает характерная для рок-исполнителей подача вокала с применением различных техник (скрим-вокала и гро-улинга), что связано с более яркой и динамичной характеристикой отрицательных персонажей и созданных ими образов (дракон Скай — Кирилл Немоляев, шаманка Экстера — Да-рия Ставрович). Относительно других героев можно отметить весьма разные манеры исполнения, присущие им как вокалистам из различных коллективов и жанров музыки.

В рассматриваемой нами рок-опере доминирует номерной тип с элементами сквозного развития. Сюжетная линия концентрируется вокруг приключений главных героев, развёртывающихся постепенно, но встречаются и скачки во времени, обращение

101

102

к событиям, предшествующим реальному времени (дискретность).

В рок-оперу входят 11 номеров-композиций (девять вокально-инструментальных и две инструментальные: «Увертюра» и «Кристалл жизни»).

Структура рок-оперы «Легенда Ксентарона» основана на чередовании законченных музыкальных номеров, где преобладают принципы членения и контраста. Основой песенных композиций является музыкальный материал, придающий облику героев индивидуальные черты через круг типичных интонаций, тембров, гармоний, звукоизобрази-тельных средств. Рассмотрим далее более подробно каждый номер.

«Увертюра» (1:51). Инструментальное вступление на одной ярко выраженной теме с её варьированным сопровождением и с вкраплением речевого диалога, который разворачивается между детьми (Стеллой, Дельвиэтом и Ботар-элем в детстве), становится завязкой действия. Сопровождающая диалог музыкальная тема увертюры является основной мелодической линией последующей за ней композиции.

«Побег на Ксентарон» (5:46). Довольно энергичная и достаточно тяжёлая по звучанию композиция, написана в лучших традициях жанра пауэр-метал. Здесь разворачивается диалог между главными героями. В этом номере показан классический мотив искушения героя, когда дракон Скай предлагает Дельвиэту остаться со своей возлюбленной в сказочной стране, и герою ничего не остаётся, как пойти на сделку. Для создания тембровой выразительности партии дракона, в вокаль-

ное исполнение Кирилла Немоляева вводится приём гроула — пения с «расщеплением» звука, издаваемого голосовыми связками. Кульминация достигается в третьем куплете, когда Дельвиэт произносит слова: «Клянусь своей душою и тем, что вместе мы, не стану я слугою тьмы».

Композиция вокального номера «Когда уснут драконы» (5:03) начинается с изложения темы в аккордовой фактуре в звучании мужского хора на тоническом органном пункте, затем включает в себя диалог Ская и Дельвиэта. В припеве к партии мужского хора добавляется женский оперный вокал (Елена Минина) и инструментальные вариации у солирующей гитары. Появление нового персонажа — шаманки Экстеры (Дарья Став-рович) сопровождается звучанием скрим-вокала, характерным для неё как солистки альтернативной рок-группы «Слот». Это придаёт звучанию ещё большее напряжение.

«Вне времени» является самым длинным по продолжительности номером (7:44) и представляет собой своеобразное «трио» героев: каждый из них поёт по одному куплету, размышляя о своей судьбе, предназначении и о том, что их ждёт. Тем не менее композиция звучит очень динамично и является «философским центром» рок-оперы.

«Я иду за тобой» (5:31) представляет собой лирическую балладу, роль которой можно соотнести с любовными дуэтами героев в классических операх. Интересно тембровое решение данной композиции, в которой задействованы такие тембры, как флейта, клавишные, акустическая гитара. Обрамляют номер инструментальные вступление и за-

ключение, что придаёт ему целостность и симметрию.

«Преображение» (6:41) является, пожалуй, самым напряжённым номером, в котором рассказывается о превращении Дельвиэта в тёмного мага Деймоса и музыкально-выразительными средствами рисуются мрачные и даже зловещие картины. В музыкальной ткани появляется обилие резко звучащих гармоний и интонаций. А быстрый темп и скрим-вокал усиливают экспрессию.

«Проклятье бесконечных лет» (4:13). Повествование переносится в другое время, и в сюжетную канву вводится новый персонаж — заточённый в башне колдун. Вот как это описано в сценарии: «Нариэль и Гилтиас вошли в сумеречные залы твердыни и первое, что они увидели, были горы сияющих сокровищ, над ними стоял Колдун. Он был печален. Гилтиас потребовал объяснить, почему он бросил их с гномом в опасный момент и вообще рассказать о том, кем он является на самом деле» [16]. Появление нового героя привносит и некоторые изменения в звучании. Харизматич-ный Алексей Горшенёв, исполнитель роли Колдуна, добавляет элементы панк-рока в музыку, а вокал Хелави-сы звучит очень уверенно и проникновенно.

Далее следует инструментальная композиция «Кристалл Жизни» (1:26). Она имеет скорее иллюстративный характер (перемещение героев во времени и воскрешение героя) и подготавливает появление новой сцены и событий.

Следующий номер «Выбор есть» (4:33) представляет ещё одного героя — Ботар-эля (Петр Елфимов). Диалог (вокальный дуэт) разворачи-

вается между персонажами, где Гил-тиас (Евгений Егоров) призывает товарища отказаться от мести, но Ботар-эль непреклонен. Достаточно энергичная композиция с развёрнутыми виртуозными гитарными соло начинается с медленного вступления и достигает кульминации в самом конце, где вокалисты поют дуэтом в высоком регистре.

«Стрела судьбы» (4:59). Данная композиция является кульминацией всего действия и рассказывает о решающем сражении. Это масштабный номер с наибольшим количеством участников и актёров. В нём есть признаки жанра баллады: сюжетная повествовательность, суровая мужественность переживания, исполнение попеременно солистом и хором, сочетание реального и фантастического. Героическая тема вступления звучит несколько раз, олицетворяя эпическое начало (битву). Хоровой припев композиции строится на нисходящем терцовом ходу в мелодии в сочетании с ритмическим ускорением, виртуозным соло гитары. - . _„

«Придумай светлый мир» 103 (4:15) — довольно спокойная и мелодичная композиция. Партия электрогитары полифонически перекликается с вокальной, что придаёт звучанию особую тембровую окраску, а лирике свойственна светлая грусть — герои прощаются со зрителями и закрывают двери в сказку. Дуэт Нари-эль и Гиотиаса подводит итог всей истории: «Огонь в душе уйми, иди навстречу ветреной судьбе, никого не виня».

Таким образом, через взаимодействие и развитие различных интонационных сфер в драматургии раскрывается идея и конфликт произве-

дения, единство или антагонизм характеров.

В рок-опере «Легенда Ксентаро-на», имеющей в основе сюжет в стилистике жанра фэнтези, присутствуют все компоненты оперной драматургии. В исследованиях по оперной драматургии выделяют два её вида: конфликтно-драматическая (сквозная), основанная на столкновении тем-образов и контрастно-эпическая (повествовательная), связанная с контрастным сопоставлением и повествовательной основой. На их пересечении возможен смешанный вид, синтезирующий приёмы конфликтной и эпической драматургии. Из вышесказанного следует, что в рассматриваемой рок-опере присутствует именно такой — смешанный тип драматургии: сочетание и взаимопроникновение принципов завершённости и текучести в построении целого. Общие законы драмы: экспозиция, завязка,

развитие, кульминация действия и развязка рассмотрены по этапам в данном произведении и представлены в таблице (см. таблицу 1).

Заключение

Подводя итог исследованию, подчеркнём, что опыт анализа современных тенденций в развитии музыкально-сценического жанра рок-оперы, приобретаемый в процессе освоения курса истории эстрадной и джазовой музыки, необходим для формирования профессиональных компетенций студентов. Современные образовательные стандарты высшего образования в области музыкального искусства по программам бакалавриата в числе предъявляемых к выпускнику требований в категории «История и теория музыкального искусства» включают способность понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете пред-

Таблица 1

Драматургический план рок-оперы «Легенда Ксентарона»

104

Этап драматургии Номера рок-оперы «Легенда Ксентарона»

Экспозиция (показ героев и места действия) № 1. «Увертюра» (герои представлены в детстве); № 2. «Побег на Ксентарон» (завязка событий); № 3. «Когда уснут драконы» (картина древнего пророчества); № 4. «Вне времени» (герои попадают в башню и видят будущее).

Завязка (перелом в действии) № 5. Баллада «Я иду за тобой» (прощание Дельвиэта и Стеллы).

Развитие № 6. «Преображение» (сцена превращения Дельвиэта); № 7. «Проклятье бесконечных лет» (другая ветвь повествования, события в башне колдуна). № 8. Инструментальная композиция «Кристалл Жизни» (символизирует воскрешение ледяного лучника с помощью магического кристалла).

Кульминация № 9. «Выбор есть» (подготовка героев к решающей битве). № 10. «Стрела судьбы» (происходит сражение, и тёмный маг Деймос повержен).

Развязка № 11. «Придумай светлый мир» (послесловие).

ставлений об особенностях развития музыкального искусства на определённом историческом этапе.

На основе анализа драматургии в рок-опере «Легенда Ксентарона» были выявлены как типичные и ставшие уже традиционными для данного музыкально-сценического жанра черты, так и современные тенденции в его развитии, информацию о которых, целесообразно включать в содержание курса «История эстрадного и джазового искусства».

В качестве типологических можно отметить следующие признаки:

1) рок-опера — музыкально-сценический жанр, обладающий компонентами классической оперной драматургии;

2) среди вокальных номеров в рок-опере преобладают песни, дуэты, реже — хоровые эпизоды и речитативы, но не арии и ариозо, как в классической опере;

3) для рок-оперы характерен определённый инструментарий: клавишные инструменты, электрогитары, ударная установка;

4) классические оперные фиоритуры заменены на современные вокальные приёмы: гроула, скрим-во-кала;

5) характерными являются сценическое поведение музыкантов и

манера исполнения (вокальные и сценические маркеры).

Среди современных тенденций в развитии рок-оперы выявлено обогащение содержания музыкально-сценической композиции литературным жанром фэнтези, что определило такие черты, как:

• серийность («Легенда Ксента-рона» продолжает сюжет предыдущих рок-опер группы);

• формульность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стереотипизация,

• тиражируемость.

Также можно отметить тенденцию к многожанровости и смешению различных музыкальных стилей (например, симфо-рока и классического оперного вокала).

Осуществлённый анализ позволил выявить формы синтеза различных искусств на примере рок-оперы «Легенда Ксентарона» группы «Эпидемия» и пути развития данного направления современной музыкальной культуры. Включение результатов проведённого исследования в содержание дисциплины «История эстрадной и джазовой музыки» поможет студентам вуза составить представление о новых тенденциях в развитии исполнительского искусства, стилей, жанров и репертуара в данной области.

105

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Боброва М. С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону. 2011. 297 с.

2. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка. 1994. 160 с.

3. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока. СПб.: Композитор. 2008. 312 с.

4. Цукер А. М. Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной музыке: автореф. дис ... д-ра искусствоведения. М.: 1991. 50 с.

5. Андрущенко Е. Ю. Жанрово-стилевые диалоги в историческом развитии мюзикла: конец

106

1960-х - 1990-е годы // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 2 (23). С. 86-91.

6. Бахтин А. А. Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера). Монография. М.: Палеотип. 2012. 52 с.

7. Безниско О. Н. Индивидуализирование вокальных форм в рок-опере «Моцарт» // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1 (68). С. 57-60.

8. Калошина Г. Е. Французский мюзикл и рок-опера в контексте социокультурной ситуации рубежа XX-XXI веков // Музыкальное искусство в современном социуме. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. 2014. С. 205-229.

9. Сушкова Е. С. Мюзикл в современной культуре // Державинский форум. 2017. № 2. С. 111-116.

10. Монд О.-Л. Музыкальный театр: жанры и вокальные стили //SocialScience / Общественные науки: Всероссийский научный журнал. М.: МИИ Наука. 2010. № 6. С. 95-101.

11. Пылаева Л. Д., Мочалова Е. А. Новые подходы к изучению жанра рок-оперы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 282-287.

12. Чжоу М. Жанрово-стилевое разнообразие европейского музыкально-драматического искусства в контексте задач музыкально-педагогического образования // Педагогика и современность. 2013. № 3. С. 83-89.

13. Шишлянникова Н. П. Подготовка студентов к преподаванию современной музыки на уроках в общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. 2018. 7 (196). С. 190-193.

14. Гусарова А. Д. Как создаётся мир фэнтези (к вопросу о требовании психологического правдоподобия в фантастике) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 1 (162). С. 86-89.

15. Эпидемия // Официальный сайт группы / Сценарий метал-оперы «Легенда Ксентарона». URL: http://epidemia.ru/pages/libretto4 (дата обращения: 07.03.2019).

16. Эльфийская рукопись // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB% D1 %8C%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D00/oBA%D0%B0%D1 %8F_%D1%80%D1%8 3%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C (дата обращения: 07.03.2019).

Поступила 05.04.2019; принята к публикации 14.06.2019.

Об авторах:

Безниско Оксана Николаевна, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования факультета «Консерватория» ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (Краснодар, Российская Федерация, 350072, ул. 40-летия Победы, 33), кандидат педагогических наук, [email protected]

Карбулян Диана Сергеевна, магистрант 1 курса направления подготовки 53.04.06 — Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль Музыковедение, кафедра Музыковедения, композиции и методики музыкального образования факультета «Консерватория» ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (Краснодар, Российская Федерация, 350072, ул. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bobrova M. S. Otechestvennyj myuzikl i rok-opera v kontekste zhanrovykh vzaimodejstvij v muzyke vtoroj poloviny XX - nachala XXI veka [The domestic musical and a rock opera in the context of genre interactions in music of the second half of XX - the beginnings of the 21st century]. Phd Dissertation (Arts). Rostov-on-Don, 2011. 297 p. (in Russian).

2. Konen V. D. Tretij plast: Novye massovye zhanry v muzyke XX veka [The third layer: New mass genres in music of the 20th century]. Moscow: Muzyka Publ. 1994, 160 p. (in Russian).

3. Syrov V. N. Stilevye metamorfozy roka [Style metamorphoses of rock]. Saint-Petersburg: Kompozitor Publ., 2008. 312 p. (in Russian).

4. Tsuker A. M. Problemy vzaimodejstviya akademicheskikh i massovykh zhanrov v sovremennoj muzyke [Problems of interaction of the academic and mass genres in modern music]. Extended abstract of Doctoral dissertation (Art Criticism). Moscow, 1991. 50 p. (in Russian).

5. Andrushchenko E. Yu. Zhanrovo-stilevye dialogi v istoricheskom razvitii myuzikla: konets 1960 -1990 gody [Genre and style dialogues in historical development of the musical: the end of the 1960th - the 1990th years]. Problemy muzykal'noj nauki [Problems of musical science]. 2016, no. 2 (23), pp. 86-91 (in Russian).

6. Bakhtin A. A. Zhanrovaya klassifikatsiya muzykal'no-dramaticheskikh spektaklej (opera, balladnaya opera, operetta, vodevil', myuzikl, pop-myuzikl, rok-opera, zong-opera) [Genre classification of musical and drama performances (opera, ballad opera, operetta, vaudeville, musical, pop musical, rock opera, zong-opera)]. Monograph. Moscow: Paleotip Publ., 2012, 52 p. (in Russian).

7. Beznisko O. N. Individualizirovanie vokal'nykh form v rok-opere «Mozart» [Individualizing of vocal forms in the rock opera Mozart]. Kul 'turnaya zhizn'YugaRossii [Cultural life of the South of Russia]. 2018, no. 1 (68), pp. 57-60 (in Russian).

8. Kaloshina G. E. Frantsuzskij myuzikl i rok-opera v kontekste sotsiokul'turnoj situatsii rubezha XX-XXI vekov [The French musical and a rock opera in the context of a sociocultural situation of a turn of the XX-XXI centuries]. Muzykal'noe iskusstvo v sovremennom sotsiume [Musical art in modern society]. Collection of scientific articles. Rostov-on-Don. Rostov State conservatory named after. S. V. Rachmaninov Publ., 2014, pp. 205-229 (in Russian).

9. Sushkova E. S. Myuzikl v sovremennoj kul'ture [The musical in modern culture]. The Derzhavinsky forum. 2017, no. 2, pp. 111-116 (in Russian).

10. Mond O.-L. Muzykal'nyj teatr: zhanry i vokal'nye stili [Musical theater: genres and vocal styles]. SocialScience. Obshchestvennye nauki: Vserossijskij nauchnyj zhurnal [Social sciences: All-Russian scientific magazine]. Moscow, MII Nauka Publ., 2010, no. 6, pp. 95-101 (in Russian).

11. Pylaeva L. D., Mochalova E. A. Novye podkhody k izucheniyu zhanra rok-opery [New approaches to studying of a genre of a rock opera]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogics: technique and problems of practical application]. 2010, no. 13, pp. 282-287 (in Russian).

12. Zhou M. Zhanrovo-stilevoe raznoobrazie evropejskogo muzykal'no-dramaticheskogo iskusstva v kontekste zadach muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [A genre and style variety of the European musical and drama art in the context of problems of musical and pedagogical education]. Pedagogika i sovremennost' [Pedagodics and the present]. 2013, no. 3, pp. 83-89 (in Russian).

13. Shishlyannikova N. P. Podgotovka studentov k prepodavaniyu sovremennoj muzyki na urokakh v obshcheobrazovatel'noj shkole [Training of students for teaching modern music at lessons in comprehensive school]. Vestnik TGPU [TGPU bulletin]. 2018, no. 7 (196), pp. 190-193 (in Russian).

107

14. Gusarova A. D. Kak sozdayotsya mir fentezi (k voprosu o trebovanii psikhologicheskogo pravdopodobiya v fantastike) [As the world of a fantasy (to a question of the requirement of psychological credibility in a fantasy)]. Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Petrozavodsk state university]. 2017. № 1 (162). pp. 86-89 (in Russian).

15. Epidemiya. Official website. Script of the metal opera "Legenda Ksentarona" [Legend of Xentaron] Available at: http://epidemia.ru/pages/libretto4 (accessed: 07.03.2019) (in Russian).

16. El'fijskaya rukopis' [Elven manuscript]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%AD%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D 1%8F_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C (accessed: 07.03.2019) (in Russian).

Submitted 05.04. 2019; revised 14.06.2019.

108

About the authors:

Oksana N. Beznisko, Associate Professor at the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education at the Conservatory faculty of the Krasnodar State Institute of Culture (Victory 40 Anniversary Street, Krasnodar, Russian Federation, 350072), PhD in Pedagogical Science, hart-77@ mail.ru

Diana S. Karbulyan, 1st year undergraduate student in the direction of training 53.04.06 — Music studies and applied music profile Musicology, Department of Musicology, composition and methods of Music Education of the Department of Conservatory of the Krasnodar State Institute of Culture (Victory 40 Anniversary Street, Krasnodar, Russian Federation, 350072), [email protected]

All the authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.