Владимир Анатольевич МОСКВИН - ответственный редактор научно-правового журнала
«Общество и государство»
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]
УДК 001.9;004.55
Для цитирования: В.А. Москвин. Современные тенденции в структуре текста (на примере навостных программ интернет-медиа // Журнал «Общество и государство». 2023. № 4 (44). С. 22-25. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-4-22-25
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА (на примере новостных программ интернет-медиа)
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются ключевые тенденции в структуре новостного текста в новых медиа. Актуальность данного исследования обусловлена научным интересом к специфике и структуре новостных текстов в новых медиа. Отмечается роль Интернета как коммуникационной среды современного медиапростран-ства. Констатируется, что новостные тексты представляют собой информационный материал обладающий устойчивой структурой. Автором рассмотрены структурные особенности новостного текста в интернет-изданиях. Обозначены стандартные лексические признаки новостных текстов интернет-СМИ. Исследуется специфика новостного текста в такого рода изданиях.
Ключевые слова: новостные сюжеты, масс-медиа, структура новостного текста, СМИ, Интернет.
Vladimir Anatolyevich MOSKVIN - Executive Editor of the scientific and legal journal «Society and the State»
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]
CURRENT TRENDS IN TEXT STRUCTURE
(using the example of internet media news programs)
ANNOTATION
The article reveals key trends in the structure of news text in new media. The relevance of this study is due to scientific interest in the specifics and structure of news texts in new media. The role of the Internet as a communication environment in the modern media space is noted. It is stated that news texts are information material with a stable structure. The author examines the structuralfeatures of news text in online publications. Standard lexicalfeatures of online media news texts are identified. The specifics of the news text in this kind of publications are explored.
Keywords: news stories, mass media, the structure of the news text, mass media, the Internet
На сегодняшний день новостные сюжеты являются неотъемлемой частью медийной сферы, предоставляя аудитории информацию о текущих, значимых и интересных событиях. С развитием технологий и появлением интернета, произошли значительные изменения в работе журналистов и коммуникативной модели масс-медиа, что привело к трансформации структуры коммуникационного опыта. Эти трансформации непосредственно отразились на форматах, жанрах и производстве новостных текстов. Роль новостных сюжетов в журналистике заключается в предоставлении информации о общественно значимых событиях, а также включает в себя предположения, прогнозы и оценки. Важно отметить, что основная функция новостных текстов заключается в информировании массовой аудито-
рии о происходящих или предстоящих событиях [12, с. 60].
Основная функция новостных сюжетов, как и других текстов, связанных с журналистикой, заключается в предоставлении информации о каком-либо общественно значимом событии. Кроме того, новости могут содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию [13, с. 19].
Функция новостного сюжета заключается не только в подробном анализе события. Самое главное — сообщить массовому адресату о событии, которое произошло или только произойдет в будущем.
Характеристикой новостей является их достоверность, краткость, актуальность, минимизация
деталей, легкость восприятия и привлекательность для широкой аудитории. Более того, новые медиа изменили традиционную структуру новостного текста, обеспечивая оперативность, объективность, повторяемость и воспроизводимость информации, особенно в коротких новостных заметках [2, с. 14].
Сейчас сложно представить человека, читающего новости в газете. Самые актуальные и последние новости обычно представлены в интернет-изданиях. Новости в электронных СМИ, в отличие от печатных текстов, имеют еще такие характеристики, как оперативность, объективность, повторяемость, воспроизводимость. Более всего эти черты проявляются в коротких новостных заметках.
Текст может быть определен как «последовательность знаковых единиц, объединенная смысловой связью, при этом основными свойствами ее являются связность и цельность». И.Р. Гальперин связывал признаки текста с грамматическими текстовыми категориями [3, с. 5]. К ним можно отнести лексическую связность текста, интеграцию, содержательную независимость, отношение говорящего к содержанию, проспекцию, ретроспекцию, временную и пространственную континуальность и т. д. [3, с. 5].
Современный читатель высоко ценит свободу в выборе информации и возможность формирования собственного отношения к ней, что требует модификации текстового содержания в интернет-изданиях. Интернет-издания отличаются гипертекстовой природой, предоставляя ссылки для перехода на другие страницы или ресурсы, что добавляет новым текстам нелинейность и незаконченность. Из-за своей гипертекстовой природы сам новостной текст может не полностью раскрывать все подробности, а отправлять на другие ресурсы. Что-то упоминалось ранее, а сейчас нет необходимости все писать заново. К основным свойствам речевого развертывания новости в гипертексте относятся ступенчатость, способность к саморазвитию, напряжённость новостного текста [6, с. 46-52].
По мнению Т.Г. Добросклонской, медиатекст представляет собой сложное сочетание языковых и медийных особенностей, создавая многоуровневое явление. В контексте новостных материалов в интернет-медиа проявляются основные черты текста, гипертекста и медиатекста. Новостные материалы играют ключевую роль в массовой информации, поскольку они осуществляют передачу сообщений. Их повторяемость и всеобъемлющее применение делают их ключевыми компонентами информационного потока в средствах массовой информации. Воздействие новостных сообщений проявляется через формирование медийного образа адресатов и общества в целом посредством интерпретации текстов и их структур. Изменения в потреблении медиаконтента обществом значительно влияют на содержание новостных материалов и масс-медиа.
Изменения в медиапотреблении обществом оказывают существенное влияние на современные новостные тексты и масс-медиа. Однако стоит
отметить, что технологии, стоящие за современными медиа, существуют уже десятки лет.
Современные масс-медиа включают в себя широкий спектр цифровых платформ, таких как социальные сети, блоги, новостные ресурсы, площадки для электронной коммерции и прочие формы онлайн-взаимодействия. Медиапространство представляет собой сложную сеть этих цифровых платформ и ресурсов, где люди общаются друг с другом, создают и потребляют разнообразный контент - будь то текстовый, звуковой или визуальный. Оно становится возможным благодаря Интернету, который является ключевым компонентом этого пространства.
Исследования указывают, что средний российский пользователь проводит свыше 1700 минут в месяц в Интернет, и мобильные устройства являются основным средством доступа к сетям, что вынуждает интернет-издания подстраиваться под удобный читателям формат.
Три крупнейших сферы интернет-потребления в России включают в себя социальные сети (21%), видео (18%) и мессенджеры (15%). Например, в январе 2023 года количество пользователей социальных сетей в России составило 106,0 миллионов, что составляет 72,7% от общего населения. Однако стоит отметить, что пользователи социальных сетей могут не являться уникальными личностями [4].
Журналисты, при создании новостных материалов, придерживаются традиционной структуры, характерной для публицистического стиля, где информация представляется в порядке убывания значимости, то есть ее важность постепенно уменьшается от начала к концу текста. Этот подход к написанию новостей часто называется «перевернутой пирамидой». [8, с. 168].
Новостной сюжет, написанный с использованием структуры перевернутой пирамиды, состоит из 4 частей:
1. Заголовок.
Заголовки новых историй в СМИ чаще всего достаточно информативны — в пределах 10 слов. Сам заголовок обычно иллюстрирует основную мысль новости. Например: «В Тюмени обсудили архитектуру межуниверситетского кампуса».
2. Лид — это первый или ведущий абзац новостного сообщения, вводная часть или аннотация статьи, в которой излагается основная мысль текста, только наиболее ценная информация. Например: «Более 20 экспертов - представителей архитектурных и научных сообществ города — приняли участие в работе проектной сессии.».
3. Основная часть текста — это описание события, подробности, доказательства, фотографии, цитаты и т. д.: «Заместитель губернатора Тюменской области Сергей Шустов отметил, что территория кампуса должна стать для жителей города знаковой территорией, поэтому комплекс зданий должен быть спроектирован ицц выстроен грамотно.
Планируется, что на территории кампуса появятся технопарк, центр поддержки и развития талантливой молодежи, учебно-лабораторный корпус, а
также спортцентр, крытый коворкинг, гостиницы.
«К концу 2023 года рабочая группа максимально близко подошла к этапу проектирования объекта. Встречи продолжатся и в следующем году», - сообщил начальник управления развития образовательной среды департамента образования и науки Тюменской области Даниил Павлович».
4. Окончание — заключительная часть новости — это дополнительная информация, похожие, интересные материалы и журналистская оценка. Эта часть не является обязательной: «Напомним, общая площадь всех объектов, которые войдут в состав межуниверситетского кампуса мирового уровня, составит 167 тыс. квадратных метров. Кампус будет построен к 2028 году.».
Иногда журналистами используются и другие схемы, такие как, «песочные часы», «кольцевая композиция», «мягкая новость» [10, с. 89].
Например, схему «мягкая новость» используют тогда, когда важно донести то «как произошло», чем то «что произошло»: оперативность для такой новости стоит на втором плане. Внимание читателя часто заостряется на необычности новости, используется интрига, к основному событию подбираются постепенно.
Рассмотрим на примере статей интернет-издания «Взгляд.Ру» структурные особенности новостных текстов.
В статье Взгляд.ру «Посол России оценил планы Британии отправить корабли в Черное море» [11], опубликованной на главной странице сайта, содержится 1542 знаков и 216 слов. Текст состоит из пяти композиционных абзацев, в каждом из которых от двух до трех простых повествовательных предложений. В статье говорится о том, что Великобритания не сможет создать военно-морскую коалицию для помощи Украине в Черном море и отправить туда корабли из-за позиции Турции. В новостной заметке упоминаются официальные лица, политики, страны. Статья построена по классической схеме «перевернутой пирамиды», главная мысль его содержится в лиде (ведущем абзаце): «Келин обратил внимание на то, что даже если Лондон захотел бы направить корабли в Черное море, они не смогли бы пройти туда из-за Конвенции Монтре». Следующие предложения («По его словам, два года два минных тральщика под украинскими флагами не могут пройти в Черное море, потому что Турция запретила проходы кораблей «воюющих держав» на основании положений документа, регулирующих ситуацию в черноморских проливах, передает ТАСС»), в которых говорится о причине возникшего явления, предопределяет структуру и выбор языковых средств новостного текста, т. е. это тек-стообразущая пропозиция. Так как анализируемая статья представляет переработку исходной новости ТАСС, то важно достоверно передать информацию, что существенно ограничивает автора. Текст данной новости подчиняется классической композиционной структуре. В статье 2 гиперссылки на другие ресурсы. В конце приводится дополнительная информация «Ранее газета The Daily Telegraph
сообщила, что Великобритания использует свой военно-морской опыт, чтобы помочь Украине контролировать Черное море» [11].
В другом новостном тексте «Путин обсудил с Советом безопасности биологическую безопасность в СНГ» [12], но уже с конкретизацией: «Президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с Советом безопасности, на котором обсудил обеспечение коллективной биологической безопасности в СНГ». В тексте четыре блока и в каждом повторяется слово «безопасность» и фамилия «Путин», благодаря чему автор закрепляет в сознании читателя главную мысль статьи. В анализируемом тексте 203 слова и 1468 знаков. Эта статья не подчиняется схеме «Перевернутая пирамида», так как в конце тоже приводится основная информация: «У нас 25-26 (декабря) будут встречи с коллегами, с руководителями стран СНГ. Это один из вопросов, которые в целом интересуют, конечно, всех», — добавил Путин» [12]. В статье присутствуют 2 гиперссылки.
В примерах новостных текстов, представленных в интернет-СМИ, можно увидеть характерную специфику современного подхода к созданию новостного контента. Зачастую отсутствует привычная схема «перевернутой пирамиды», и авторы в своих текстах используют языковые средства, применяя эти приемы для достижения определенного воздействия на аудиторию.
Гипертекстовые ссылки в новостных текстах обычно размещаются в начальном и заключительном абзацах, что позволяет ссылаться на первоисточник или предыдущие данные. Такой подход направлен на донесение информации до читателей и в то же время напоминает им о предшествующих событиях.
В новостных текстах гипертекстовые ссылки чаще всего размещаются в начальном и заключительном абзацах. Это помогает организовать обращение к первоисточнику или предыдущим данным, обеспечивая читателей нужной информацией и напоминая им о предшествующих событиях. В целях краткости (ограничение текста до 1000 знаков), частого использования аббревиаций и гиперссылок новостные сообщения остаются лаконичными. Эти языковые стратегии соответствуют потребностям современного медиапотре-бления, особенно учитывая предпочтение людей к получению новостей через мобильные устройства. Следует отметить, что этот тренд к экономии языковых средств, отчетливо проявленный в рассматриваемых новостных текстах, представляет собой общее явление в языковой практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амзин А.А. Особенности медиапотребления// Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016.
— Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.
- С. 86-100.
2. Баженова Е.Ю. Структурная организация сетевого новостного текста // Вестник Челябинского
государственного университета. (326). Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 85. № 35. - С. 11-14.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 138 с.
4. Дзялошинский И.М. Интернет в системе медиапространства [Электронный ресурс]. - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/ eb7zzry2hs/direct/152667259 (дата обращения: 18.11.2023).
5. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа-текстов. - М.: УРСС, 2005. - 288 с.
6. Дускаева Л.Р. Новостной гипертекст сетевых СМИ: трансформационные стилистико-речевые процессы // Экология языка и коммуникативная практика. - Красноярск: СФУ, 2013. - № 1. - С. 45-53.
7. Жуков А.С. О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов [Электронный ресурс]//Молодой ученый. 2014. № 2 (61). - С. 943945. - URL: https://moluch.ru/archive/61/9135/(дата обращения: 15.08.2023).
8. Кудрина Л.В. Реализация воздействующей функции новостных текстов интернет-изданий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: «Филология». 2018. № 2. - С. 166-174.
9. Латузина Г.В., Распопова С.С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2008. № 5. - С. 82-98.
10. Новые медиатехнологии [Электронный ресурс]. - URL: https://open.lib.umn.edu/communication/ chapter/16-1-new-media-technologies/ (дата обращения: 15.08.2023).
11. Посол России оценил планы Британии отправить корабли в Черное море [Электронный ресурс]. Взгляд.ру. 2023. 15 декабря. - URL: https://m.vz.ru/ news/2023/12/22/1245565.html (дата обращения: 15.12.2023).
12. Путин обсудил с Советом безопасности биологическую безопасность в СНГ [Электронныйресурс]. Взгляд.ру. 2023. 15 декабря. - URL: https://m.vz.ru/ news/2023/12/22/1245629.html.
SPISOK LITERATURY:
1. Amzin A.A. Osobennosti mediapotrebleniya // Kak novyye media izmenili zhurnalistiku
2012-2016. — Ekaterinburg: Gumanitarnyy universitet. 2016. — S. 86-100.
2. Bazhenova E.Yu. Strukturnaya organizatsiya setevogo novostnogo teksta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. (326). Filologiya. Iskusstvovedeniye. 2013. Vyp. 85. № 35. — S. 11-14.
3. Galperin I.R. Tekst kak obyekt lingvisticheskogo issledovaniya. M.: Nauka. 1981. — 138 c.
4. Dzyaloshinskiy I.M. Internet v sisteme mediaprostranstva [Elektronnyy resurs]. — URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/ eb7zzry2hs/direct/152667259 (data obrashcheniya: 18.11.2023).
5. Dobrosklonskaya T.G. Voprosy izucheniya mediatekstov. — M.: URSS. 2005. — 288c.
6. Duskayeva L.R. Novostnoy gipertekst setevykh SMI: transformatsionnyye stilistiko-rechevyye protsessy // Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. — Krasnoyarsk: SFU. 2013. — № 1. — S. 45-53.
7. Zhukov A.S. O nekotorykh strukturnykh osobennosty akh novostnykh mediatekstov [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. 2014. № 2 (61). — S. 943-945. — URL: https://moluch.ru/ archive/61/9135/ (data obrashcheniya: 15.08.2023).
8. Kudrina L.V. Realizatsiya vozdeystvuyushchey funktsii novostnykh tekstov internet-izdaniy // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: «Filologiya». 2018. № 2. — S. 166-174.
9. Latuzina G.V.. Raspopova S.S. Novostnaya zhurnalistika v svete predmetno-funktsionalnogo podkhoda k differentsiatsii zhanrov // Vestnik Moskovskogo un-ta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2008. № 5. — S. 82-98.
10.Novyye mediatekhnologii [Elektronnyy resurs]. — URL: https://open.lib.umn.edu/ communication/chapter/16-1-new-media-technologies/ (data obrashcheniya: 15.08.2023).
11. Posol Rossii otsenil plany Britanii otpravit korabli v Chernoye more [Elektronnyy resurs]. Vzglyad. ru. 2023. 15 dekabrya. — URL: https://m.vz.ru/ news/2023/12/22/1245565.html (data obrashcheniya: 15.12.2023).
12.Putin obsudil s Sovetom bezopasnosti biologicheskuyu bezopasnost v SNG [Elektronnyy resurs]. Vzglyad.ru. 2023. 15 dekabrya. — URL: https: //m.vz.ru/news/2023/12/22/1245629.html.