Зарубежный опыт
67
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Современные тенденции уголовной политики и стратегии противодействия преступности
П. ЩЕПАНЯК - специалист отдела по делам методики обучения и профессионального совершенствования кадров Главного центра подготовки сотрудников тюремной службы в г. Калише (Польша), кандидат наук
В статье анализируется международный опыт осуществления уголовной политики в области назначения и исполнения наказаний, даются классификации моделей развития тюремной системы, определяются принципы, согласно которым должно быть организовано отбытие наказания.
Ключевые слова: уголовная политика; криминология; преступность; призони-зация; модели развития тюремной системы; пенитенциарная служба; отбывание наказания
Все чаще в мире наблюдается повышение уровня преступности и развитие ее новых форм. Результаты криминологических исследований показывают, что за последние двадцать лет число совершенных преступлений во многих странах увеличилось в два раза. При этом в США показатель призонизации сильно отличается от стран Западной Европы (число заключенных в пересчете на 100 тыс. жителей в США достигает 450, в странах Западной Европы - около 50). Тщательный анализ этих показателей, а также различий в уголовной и пенитенциарной политике приводят к выводу, что нет никакой связи между числом совершенных преступлений и числом заключенных. Действительное количество заключенных в пенитенциарном учреждении в большей степени зависит от традиций данного общества и решений политического характера, и это позволяет сделать вывод, что существует возможность реформирования пенитенциарной системы.
Например, в скандинавских странах уже с 40-х гг. прошлого столетия началась реформа уголовной политики и пенитенциарной системы, сущность которой заключалась в ограничении показателя призонизации. Хотя до конца 60-х гг. прошлого столетия во многих странах мира увеличивалось число зарегистрированных преступлений, а затем и число заключенных, интенсивные реформационные усилия привели к тому, что показатель призонизации удерживается на уровне 50 осужденных на 100 тыс. жителей. Сегодня в европейских странах основные изменения в этом направлении тесно
связаны с политикой противодействия процессу маргинализации и депенализацией, а также определенным законом лимитом наполняемости пенитенциарного учреждения, что приводит к случаям отказа принять осужденного, если в тюрьме нет свободных мест. Тогда возникает необходимость ожидания очереди, особенно в отношении осужденных за совершение мелких преступлений. Кроме аболиционистских действий реформа инициировала деятельность общественных служб. Начинает развиваться система пробации. Расширяется круг альтернативных наказаний. В уголовной политике в некоторых странах проявляется и другая тенденция (которая для пенитенциарной политики обозначает обострение репрессий) - неоклассическое направление,связанное с ретрибутивной парадигмой в уголовном праве.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что существуют две противоположные модели развития тюремной системы: «охранная» и «реадаптационная» (реинтеграционная)1, или изоляционно-репрессионная и воспитательная. Здесь необходимо подчеркнуть, что эти два направления развития пенитенциарной службы соответствуют двум видам общества: открытому обществу с демократическими традициями (inclusive) и обществу, в котором доминирует маргинализация (исключение из общества) - exclusive. Co времен Просвещения реадаптационная модель тюрьмы сильно влияет на гуманистическую теорию и пенитенциарную практику, становясь «двигателем» развития тюремной системы.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
Реинтеграционная, воспитательная роль тюрьмы была закреплена в виде стандарта в Минимальных правилах ООН, а также Европейских тюремных правилах. В них также отражена идея невооруженного персонала, профессионально подготовленного к своей работе в области воспитания, терапии, социальной работы и т.д.2, что стало предпосылкой нового определения функции охраны пенитенциарного учреждения - охраны посредством организации общественных структур. В реализации такой тенденции управления тюрьмой первенствуют скандинавские страны.
Основные правила деятельности пенитенциарной службы можно найти в документах Европейского совета и ООН. Стоит подчеркнуть, что среди общественных ценностей свобода является самой главной и основной ценностью, а ее ограничение - исключением. Донна Гомен, профессор по правам человека Норвежского института (Университет в Осло), говоря об основных принципах, затронутых в Европейской конвенции, дает следующую интерпретацию: «Условия отбывания наказания в виде лишения свободы опираются на три основные принципа. Первый принцип определяет свободу как норму, а ограничение - как исключение. Второй принцип
- это всеобщая законность (принцип законности), формирующий права заключенных. Третий
- основной принцип, который определяет деятельность в рамках общих международных нормативных актов, относящихся к правам человека
- принцип недискриминирования».
В июле 1997 г. Европейский комитет по проблемам преступности предложил принципы этики, которых должен придерживаться персонал исправительного учреждения.
Особое значение придается подбору персонала, а также обязанности уважать человеческое достоинство осужденных лиц, а также членов их семей.
В составе Минимальных правил профессиональной этики пенитенциарного персонала нашли отражение следующие принципы:
- воздержания от применения физического или психического принуждения;
- запрещения любых форм дискриминации относительно лиц, к которым применяются уголовные меры;
- запрещения такой формы поведения, которая могла бы провоцировать лиц, лишенных свободы;
- обязанности лиц из числа персонала учреждения, имеющих непосредственный контакт с заключенными, информировать последних об их правах и обязанностях;
- обязанности членов персонала «устанавливать и поддерживать связь с лицами, находящимися на подозрении, и заключенными, а также с членами их семей».
После 1989 г. международное сотрудничество и обмен опытом между тюремными ведомст-
вами оживились. Значительную роль в процессе интеграции европейских пенитенциарных служб сыграли программы Европейского совета.
Уникальный образец подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений содержится в документе от 29 мая 1991 г. Канадской пенитенциарной службы, подписанном Д. Ларисом (Mission of the Correctional Service of Kanada). Он включает заявления, определение основных ценностей, передовых принципов и стратегических целей. В этом документе можно найти различные советы и нормы, определенные упомянутыми выше документами, так как на формирование стандартов значительное влияние оказали международные пенитенциарные конгрессы, проводимые с 1845 г. Международные нормы и стандарты в области защиты прав человека были введены в уголовно-исполнительное законодательство некоторых стран и стали аксиологическим ориентиром для многих европейских пенитенциарных систем. Этими стандартами пользуются в виде образца организации и учреждения, контролирующие и ведущие видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях.
В практике исполнения наказаний в виде лишения свободы в странах Западной Европы под влиянием тех же стандартов произошли изменения в функциях тюремных сотрудников: над-зирательную функцию сменила многофункциональная менеджерская. Надо подчеркнуть, что достижение высокого уровня развития персонала было результатом многолетнего процесса реформирования.
В настоящее время наблюдается тенденция подготовки тюремного персонала в рамках профессионального совершенствования после поступления его на тюремную службу или совершенствования в пределах пенитенциарной системы тех лиц, которые были приняты на службу с определенными способностями. Эта подготовка, или профессиональное совершенствование, включена в цикл системы подготовительного обучения, продолжающегося несколько лет и включающего в себя разные курсы, практику. После практических и теоретических экзаменов обучение приобретает форму перманентного3. Именно такая модель обучения предлагается как европейскими стандартами, так и ООН.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Reynaud A. Human rights in prisons. Strassburg, 1986. S. 22-30.
2 Правило 57: В состав персонала входят такие специалисты, как психологи, психиатры, социальные работники, учителя, специалисты по физкультуре и спорту.
3 См.: Making Standart Work: At International Handbook On Good Prison Practice, Penal Reform International, The Hague, March 1995, s. 145; G. Hill. Basic Training Manual for Correctional Works, Milan, Italy, November 1994.
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА