5 (1131 май 2т
ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ экономики
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕВЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКВИ0МИК В УСАВВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В.Г. КЕЩЯН,
кандидат экономических наук,
президент ОАО «Центральная российская универсальная биржа»
В настоящее время нет оснований считать, что мировая экономика однозначно устремлена к рынку свободной конкуренции. Системная конкуренция порождает новые, помимо доллара, сильные мировые валюты, на основе которых формируются региональные центры мировой экономики. Соответственно, системная конкуренция осуществляется на общем фоне равновесия курсов мировых валют. Отсюда возможность акцентирования разных конкурентных компонентов внутри зон мировой экономики, делающих эти зоны достаточно устойчивыми. Благодаря такой устойчивости мировой рынок преодолевает монополизм развитых стран, формируя олигополь-ные структуры.
Что касается стран Центральной и Восточной Европы, то они ориентированы на европейскую интеграцию. Помимо создания чисто правовых предпосылок, происходит переориентация этих стран с рынков бывшего СЭВ на европейские при одновременном наращивании объемов экспорта, импорта и финансовых потоков.
Участие России в процессах глобализации и ее включение в обороты мирового финансового капитала и торговли, по-видимому, должно следовать логике формирования регионального центра на базе развитой экономики, в которой глобализация является атрибутом внутреннего рынка, имеющего конструкцию макроэкономики. Это вытекает из анализа рыночного трансформационного потенциала российской экономики, или «общественной потребности в трансформации»1.
К рыночному реформированию в России с позиций глобализации можно предъявить два требования. Во-первых, экономика должна быть
1 Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Трансформационный потенциал российской экономики // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. С. 10.
трансформирована в макроструктуру по Д. Кейн-су, когда макроуровень представлен не суммарными величинами микроуровня (ВВП, совокупный капитал и резервы труда в обществе), а денежными оборотами разных функциональных капиталов — финансового, производительного, капитализированного (точнее, капитализируемого или включающего в свои обороты капитализацию) дохода. Во-вторых, экономика должна противостоять государству как целостная система структур и институтов указанных функциональных капиталов, что предполагает формирование единой инвестиционной и денежной системы на базе и во главе с финансовым капиталом. При этом институциональный подход к реформам должен проявиться во всей своей полноте и привести к созданию конвергентных механизмов реформирования, охватывающих систему экономических и социально-политических институтов.
Для этого, следует в принципе изменить отношение к роли крупных вертикальных структур капитала в становлении товарных рынков. Они «держат» рынок в том плане, что формируют своих контрагентов, кредитуют их, осуществляют крупные текущие и стратегические инвестиции, привлекают иностранные капиталы, цементируют внутренний товарный рынок и раздвигают его региональные границы. Разумеется, здесь есть и негатив — угроза госкапитализма, состоящая, с одной стороны, в коррупции и подрыве механизмов демократии (вполне возможно подчинение экономической политики государства интересам той или иной группы монополий) и в перенесении части экономических рисков на бюджет, с другой стороны. Однако минусы преодолеваются открытостью товарного рынка и участием экономики в процессах глобализации. Глобализация поддерживает обязательность мировых стандартов и уровней эффективности и цен на
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
7
5 11131 МДЙ 2004
ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ экономики
внутренних товарных рынках. Тем самым открытая экономика объективно стремится к трансформации монопольных рынков в олигопольные, по отношению к которым государству легче держать дистанцию и отстаивать свои приоритеты.
Необходимо также, чтобы программа выхода из кризиса исходила бы из сбалансированного сочетания типов монополии. Монополия товарно-финансового капитала обусловливает меру допустимости всех других видов монополии, исходя из потребностей процесса формирования единой инвестиционной системы страны. Тем самым можно говорить о системной природе монополии товарно-финансового капитала, которая сочетается с денежными механизмами струк-туроформирования: спецификацией товарных оборотов и полной национальной товарной конвертируемостью. Благодаря этому монополия товарно-финансового капитала характеризует макроэкономику с очень высоким потенциалом либерализации экономики.
В настоящее время стоит задача сведения в один узел следующих трех проблем развития товарного рынка: дефицита инвестиций в товарное производство; рыночной адаптации комплекса товаропроизводящих отраслей, включая ВПК; предельно больших размеров теневой экономики.
Глобализация применительно к рыночной трансформации в России должна быть органичной для внутренней логики системной эволюции. Более того, она должна стать, скорее, следствием процессов рыночной трансформации, нежели продуктом «внешней диктатуры». Так, важно, чтобы формирование товарно-финансового капитала и его товарных, валютных и фондовых рынков сопровождалось открытием экономики именно и этой области, становление финансовой системы производительного капитала — открытием массовых рынков корпоративных акций. Развитие региональных товарных рынков должно включать в себя также условия и предпосылки привлечения иностранного капитала. В этом случае становление внутреннего товарного рынка будет означать становление системы регулирования национальной экономики во главе с финансовым капиталом. Алгоритм данного процесса одновременно станет и алгоритмом преобразования внутреннего национального рынка в открытую экономику.
Сказанное поднимает вопрос о сочетании примата мировой экономики, выражающего ее целостность, с совокупностью национальных, в том числе и товарных рынков, обладающих собственной автономией. Поставленный вопрос по-
буждает более внимательно отнестись к проблеме противоречий и механизмов глобализации, так или иначе связанных с базисной ролью финансового капитала в мировой экономике.
Первое противоречие экономики и политики возникает на верхнем уровне глобализации, т.е. на уровне мировой экономики как системы региональных центров. Системная конкуренция, включая в свою сферу государственную политику, порождает экономико-политический маятник выравнивания интересов участников и стабилизирует товарно-денежную систему мира в формах, переплетающих экономику и политику. Это активизирует тенденцию к политизации мировой экономики, хотя о политизации как о негативном явлении можно говорить только применительно к избыточности данного процесса.
Второе противоречие охватывает противопоставление и единство национальной и мировой экономики. Тем самым оно относится к более низкому уровню мировой экономики. С ним связано формирование финансового инвестиционного единства мировых рынков. В своей актуальной, тем более политизированной форме — столкновения национальных и мировых приоритетов — данное противоречие способно выйти за рациональные границы взаимодействия международных финансовых организаций и национальных государств.
На самом конкретном уровне там, где происходят процессы кластеризации мировой экономики, являющейся базой для выравнивания уровней эффективности производства мирового продукта и мировых факторов производства, мы попадаем в поле нетрадиционных рыночных конкурентных отношений. Это мир межнациональных корпораций, прямых инвестиций, формирования экономических стратегий, условий хозяйствования, технологий и т.п. Нетрадиционный характер рыночной конкуренции выражается в том, что хозяйственные связи имеют не только горизонтальные, но и вертикальные составляющие.
Благодаря системным связям разных уровней мировой экономики (вертикали мировой экономики) практика хозяйствования приобретает черты целостности мирового рынка. Абсолютная открытость национальных экономик, если таковую можно себе представить, преодолевается — это открытость по отношению к мировой экономике, но не хаос самой мировой экономики. Целостность мирохозяйственных связей совершенно необходима для формирования стратегических тенденций развития мировой экономики на принципах самоорганизации.
В
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ