Карабаш Дмитрий Васильевич
начальник кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России
(тел.: 88612583934)
Современные тенденции развития радикальной идеологии в молодежной культуре
Аннотация
Содержит в себе исследовательский материал о наиболее важных проблемах трансформации культурно-нравственных стереотипов современной молодежи. Автор исследует современные тенденции и причины развития молодежного экстремизма в России.
Annotation
Contains a research material about the most important problems of transformation of cultural-moral stereotypes of modern youth. The author investigates modern lines and the reasons for progress of youth extremism in Russia.
Ключевые слова: микросоциальный анализ, антипедагогика, контркультура, социокультурное пространство, неонацизм, антиглобализм.
Keywords: the microsocial analysis, antipedagogics, a counterculture, socio-cultural space,neonacism, antiglobalism.
Изучение наиболее значимых и актуальных проблем современного российского общества, оказывающих принципиальное влияние на уровень стабильности его функционирования, позволяет с определенной уверенностью утверждать, что большинство данных проблем представляют собой сферу интегрированных междисциплинарных исследований. Одной из наиболее важных проблем этой сферы является трансформация культурно-нравственных стереотипов современной молодежи: аномия нравственных и моральных норм, правовой нигилизм, усиливающаяся тенденция криминализации и расширение делинквентных практик в молодежной среде. Данная проблема, безусловно, требует от современного российского общества, и, в особенности, от институтов воспитания и формирования личности всеобъемлющего комплексного культурно-правового подхода к построению институциональной модели превентивного реа-
гирования, разработка которой предполагает опору на сочетание макро- и микросоциального анализа. [1, с.34]
Современные исследователи социологии отмечают, что для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены.
Следует отметить, что на протяжении одного поколения сверхактивно развивается, так назы-
85
ваемая, антипедагогика, представленная во множестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия, до банд неофашистов. Воздействуя сразу направлений восприятия, с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом. Возможность и легкость такой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого у молодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные рационально закономерности развития последней, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Вероятно, это и стало причиной возникновения и широкого распространения так называемой "субкультуры". Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межге-нерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга [2, с.11].
Анализируя данные процессы, современные исследователи отмечают, что социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удов-
летворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении [3, с.6].
В то же время, необходимо отметить, что групповые стереотипы и стратификация ценностей современной молодежи обусловлены сегодня, прежде всего, социальной принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями, молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Социокультурное пространство, трансформирующееся под воздействием кризисных явлений, не могло не оказать влияние на ценностно-мотивационную сферу молодого поколения. Т.е. молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, обусловленный транзитивным состоянием российского общества на рубеже 20-21 вв. спровоцировал, с одной стороны, социальный и культурный инфантилизм, а с другой - прагматизм и социальную неадаптированнось, проявления противоправного или экстремистского характера.
3. Коммерциализация средств массовой информации, а так же значительной части художественной культуры, сформировали определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования.
С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные
______________________________________86
ограничения. В Российском обществе этого пока нет... [2, с.12].
Бесспорно и то, что главным и определяющим в существовании молодёжных организаций радикального толка является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются ценности своей страны, что приводит, к различного рода, межкультурным конфликтам. Многие радикальные течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.
Одной из наиболее опасных идеологий, экс-пансирующихся в современное сознание российской молодежи, является идеология неонацизма. Неонаци?зм - следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые "неонацисты" исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (ра-сиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант "белого наследия", восходящего к античности).
Лозунги и символика "Зиг хайль!" (нем. Sieg Heil! - "Да здравствует победа!" или "Слава победе!") - лозунг, употреблявшийся на собраниях и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождался приветственным жестом, совершаемым поднятой прямой правой рукой, с раскрытой ладонью (так называемое "римское приветствие"). Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей трижды: "Зиг. Хайль! Зиг. Хайль! Зиг. Хайль!", что запечатлено в "Триумфе воли" и других документальных источниках.
В настоящее время это приветствие активно используется неонацистами, в связи с чем, оно запрещено законом в Германии и, фактически, попадает под общие запрещения "оскорбительных" выступлений в ряде других стран. Также от неонацистов можно часто услышать (или прочитать) приветствие "Heil Hitler!" (в цифровом варианте - 88). Как вариант - 14/88. Число 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: "We must secure the existence of our people and a future for White children" (в переводе с английского, "Мы должны обезопасить существование нашего народа и будущее для Белых детей"). Также возможно, что это числовая аббревиатура. Число 88 одновременно яв-
ляется закодированным приветствием "Heil Hitler!" ("Хайль Г итлер!"), поскольку буква "H" стоит в латинском алфавите восьмой, и в тоже время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна. В день рождения Гитлера, 20 апреля 1902 - супругами Кюри впервые получен чистый радий - его номер 88. Многие неонацисты используют символику в виде Кельтского креста или свастики. Так же к символике можно отнести имперские флаги государств. В России в неонацистском движении пользуются имперским флагом России, который был государственным до 1917 года. Цвета флага -чёрный, жёлтый, белый. Так же существует вариант в виде перевёрнутого имперского флага, что символизирует с собой белый - белая раса (европейцы), жёлтый - "жёлтая раса" (азиаты) и чёрный - чёрная раса (арабы, африканцы). RaHoWa - сокращение от англ. racial holy war (Священная расовая война), которая, по мнению ультраправых, должна разразиться между расами планеты. Это будет попытка евреев получить мировое господство, которая перерастёт в войну мирового масштаба. В этой войне будет решаться судьба белой расы, или она победит, или погибнет. Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды. НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая в последствии стала культовой для НС-скинхедов) - Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) -солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей - евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи [4, с.32].
Этот образ оказался очень популярен в неонацистском движении, и вскоре схожие течения появились в Европе, США. На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, когда национал-социалистическая и близкие ей идеологии стали завоевывать популярность в Восточной Европе, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.
Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992-1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) - около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Некоторые считают, что НС-скинхеды в России -
87
популярный миф средств массовой информации, пустивший корни в массах.
НС-скинхедов поддерживают организации ультраправой направленности - например: НТС, НСО, Славянский Союз, РОНС. В прошлом, людей причисляющих себя к НС-скинхедам, православной и монархистской направленности с элементами национализма, поддерживали такие организации как РНЕ и НПФ "Память", но большинство российских неонацистов не признавали и не признают лиц, а так же организации подобного толка в качестве неонацистов. Российские НС-скинхеды почитают Белое движение и русских коллаборационистов во Второй мировой войне [5, с.24].
Подобное отношение среди российских НС-скинхедов также вызвано популярным мнением
о том, что правительство СССР, на протяжении всей его истории вело политику геноцида русского народа (Красный террор, Политические репрессии 1920-х годов в СССР и т. д.), которая достигла своего пика в период правления Иосифа Сталина - сталинские репрессии. Однако при этом можно отметить незначительное явление существования НС-скинхедов, проявляющих интерес к национал-большевизму и сочувствующих таким организациям как НБП или НБФ. Среди антифашистов, лиц похожих на НС-скинхедов и состоящих в национал-большевистских организациях называют красно-коричневыми. Само собой почти все НС-скинхеды враждебно относятся к национал-большевизму и сторонникам этой идеологии, не признают её в качестве одного из течений национализма, а также отрицают принадлежность нацболов подражающих их внешнему виду к своему движению. Праздник НС-скинхедов: 20 апреля - день рождения Гитлера. Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства "белой", арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды -крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни -пакистанцы и бангладешцы, в России - кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки. Скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии
неонацистов вообще, и в частности НС-скинхе-дов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью утратила значимость. Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других выдающихся нацистов [5, с.29].
Исследуя современные тенденции развития молодежного экстремизма в России, нельзя не акцентировать внимание на проблемах, связанных с геополитическими проблемами СевероКавказского региона. Северный Кавказ - это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих этносов и культур. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Северный Кавказ является одним из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человек на кв. км), здесь население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшее экономическое значение.
В то же время Северный Кавказ - самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности.
Сегодня в обществе идут дискуссии о переосмыслении политической значимости Северного Кавказа в связи с тем, что геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию. На протяжении почти двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый "геополитический вакуум", который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций. Сегодня этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д.
Как правило, в ряды различных организаций экстремисткой направленности вступают молодые люди, составляющие абсолютное большинство их членов. Со стороны органов государственного управления проводится комплекс мероприятий профилактического характера, направленный на предупреждение проявлений политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма.
Нам представляется возможным, на основе проведенного анализа, предложить ряд рекомен-
даций по основным направлениям превентивной деятельности.
1 .Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений (далее - НМО) для подготовки анализа субкультурных тенденций и выявления динамики их развития.
2.Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых интернет-ресурсах.
3.Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской и радикальной направленности. В ходе сопровождения проводить комплекс индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных мероприятий, в том числе с участием их родителей и представителей образовательных учреждений.
4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны НМО экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.
1. Михайлов А.П. Этиология девиантного поведения несовершеннолетних. (социологический анализ): курс лекций / А.П. Михайлов. - Майкоп: , 206. 141 с.
2. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.С. 26.
3. Гоачев А. С. Политический экстремизм. М., 1986. С. 7.
4. Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2000. № 2. С. 108.
5. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов н/Дону, 1996. С. 134.
89