Науковий огляд. Науковий журнал. - Кшв, ТОВ «Меганом», 2017. - Вип.5 (37). - С. 5-15
10. Тенденции ресторанного рынка в Украине [электронный ресурс].-Режим доступа: http://c4actie.at.ua/publ/2-1-0-1.
11. Dominik P. Zasady i organizacja ywienia w turystyce [Text] / P. Dominik. -Warszawa: Almamer, 2011. - 188 p.
УДК 663.4:330.3
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПИВНОГО РЫНКА В
УКРАИНЕ
Воловельская И.В., к.э.н., доцент, Кулешов Б., магистр (УкрГУЖТ)
Отрасль пивоварения кардинально отличается от всех остальных видов промышленности. Она объединяет в себе как традиции многих поколений, так и экономику в чистом виде.
В современных условиях деятельность сферы пивной отрасли приобретает все более динамичный характер и оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства.
Отрасль эта очень инвестоемкая. Достаточно отметить, что одно рабочее место в пивоваренной отрасли дополнительно создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях.
Если говорить об инновационности и модернизации промышленности, то можно сказать, что примером одной из наиболее инновационных, модернизированных, современных отраслей промышленности является именно пивоваренная отрасль.
Согласно результатов анализа, три процента рабочих мест в отрасли создают двадцать процентов валового продукта пищевой промышленности.
Пивная ниша является одной из наиболее прибыльных на отечественном рынке. Это происходит потому, что большая часть населения мира, а точнее, около 70% употребляют пиво.
В данной статье рассматриваются и анализируются современные тенденции развития отрасли пивоварения в мире и Украине.
Ключевые слова: пивная отрасль, тенденции развития.
СУЧАСН1 ТЕНДЕНЦП РОЗВИТКУ ПИВНОГО РИНКУ В УКРА1Н1
Воловельська 1.В., к.е.н., доцент, Кулешов Б., маг^тр (УкрДУЗТ)
Галузь пивоваршня кардинально в1др1зняеться в1д вс1х 1нших вид1в промисловост1. Вона поеднуе в соб1 як традици багатьох поколть, так I економту в чистому вигляд1.
© Воловельская И.В., Кулешов Б.
В сучасних умовах дгяльнгсть сфери пивног галузг набувае все бгльш динамгчний характер i справляе суттевий вплив на розвиток нацюнального господарства.
Ця галузь дуже инвестоемкая. Одне робоче м^це у пивоварнт галузi додатково створюе до 10 робочих м^ць в сумiжних галузях.
Якщо говорити про iнновацiйностi та модертзацИ промисловостi, то можна сказати, що прикладом одшег з найбтьш тновацтних, модертзованих, сучасних галузей проммисловостi е саме пивоварна галузь.
Згiдно результатiв аналiзу, три вiдсотки робочих м^ць в галузi створюють двадцять вiдсоткiв валового продукту харчовог промисловостi.
Пивна мша е одтею з найбыьш прибуткових на втчизняному ринку. Це вiдбуваеться тому, що велика частина населення свту, а точнше, близько 70% вживають пиво.
У дант статтi розглядаються та аналiзуються сучасш тенденци розвитку галузi пивовартня в свт та Украш.
Ключовi слова: пивна галузь, тенденцп розвитку
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE BEER
MARKET IN UKRAINE
Volovelskaya I. V., Candidate of Economic Sciences, associate professor,
Kuleshov B., master (USURT)
The industry of brewing is fundamentally different from all other types of industry. It combines both the traditions of many generations, and the economy in its pure form. In modern conditions the activity of the sector of the beer industry is becoming more dynamic and has a significant impact on the development of the national economy. This field is very investama. This is due to the fact that one job in the brewing industry creates up to 10 jobs in related industries. If we talk about innovation and modernization in the industry, we can say that an example of one of the most innovative, streamlined, modern industries promyshlennosti is the brewing industry. This is due to the fact that according to the analysis of the three percent of jobs in the industry to create twenty percent of the gross domestic product of the food industry. The beer niche is one of the most profitable in the domestic market. This is because a large part of the world's population, and more specifically, about 70% drink beer. This article discusses and analyzes modern trends in the development of the industry of brewing in the world and Ukraine.
Keywords: beer industry, development trends.
Постановка проблемы: В
современных условиях деятельность сферы пивной отрасли, приобретает все более динамичный характер и оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства.
Это, в первую очередь, связано с культурно-социальным значением этой отрасли, а также ее инвестоемкостью. Также следует отметить высокую инновационность отрасли пивоварения, что влечет за собой необходимость
внедрения технологических,
информационных, управленческих
инноваций в процесс производства.
Специфика данного бизнеса, а также недостаточное развитие его в Украине в настоящий момент времени и послужили основой для написания данной статьи.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами, в которых раскрываются экономические основы пивоваренной отрасли в мире, занимались
Вкник економжи транспорту i промисловост № 59, 2017
такие ученые, как: Агафонов В.П., Оболенский Н.В., Дикань В.Л., Зипаев Д. В., Павлович В. Е., Киселев К.В. Оганесян Л.А., Казаков И.О., Киселева ТФ., Цветков Е.В. Саркисов Г.И., Магомедов М.Д., Алексеячеко Е.Ю. и др. [1,3,7, 8, 10].
Вопросами, относительно развития пивоваренной отрасли в Украине уделили внимание такие учение, как Гончарук А.Г. , Говдя Д., Петровский Я. и др. [2,3,].
Нерешенные составляющие общей проблемы. Проблема состоит в отсутствии комплексного подхода к исследованию современных тенденций развития пивного рынка в Украине.
Цель статьи заключается в изучении и анализе современных тенденций развития пивного сегмента рынка в мире и в Украине.
Изложение основного материала исследования.
Наиболее древними отраслями бродильных производств являются виноделие и пивоварение. В Вавилоне варили пиво за 7 тыс. лет до н. э. Отечественное пивоварение обладает длительной историей, но череда кризисов привела к скачкообразному развитию украинского рынка пива.
Потребление напитков во многих странах играет культурно-социальную роль, сопровождая различного рода коммуникации и позволяя выстраивать специальную систему взаимоотношений. Пиво — напиток для общения в кругу друзей, это мнение разделяют 38 % его потребителей. С наибольшей частотой пиво выступает напитком, который употребляют, чтобы расслабиться и отдохнуть, а также для того, чтобы пообщаться в компании. Кроме того, пиво приобретается для того, чтобы поднять себе настроение .
Отрасль является достаточно инвестоемкой. Следует отметить, также, что одно рабочее место в пивоваренной отрасли дополнительно создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях.
Если говорить об
инновационности, о модернизации промышленности, то можно сказать, что примером инновационной,
модернизированной, современной
промышленностью и является
пивоваренная отрасль. Хотя бы потому, что 3 % рабочих мест в отрасли создают 20 % валового продукта пищевой промышленности.
Пивная ниша является одной из наиболее прибыльных на отечественном рынке. Это связано с тем, что большая часть населения мира, а точнее, около 70% употребляют пиво.
Пиво распространено во множестве стран мира и пользуется популярностью благодаря своим вкусовым качествам и аромату. Существует около тысячи сортов пива. Вкусовые характеристики разных видов могут кардинально отличаться.
Согласно отчету голландского банка Rabobank , а также Barth-Haas Group три основных фактора повлияли на изменения в работе крупнейших производителей пива в 2016 году :
1. Снижение производства пива в мире. Уменьшение выпуска пива за 2016 год составило 0,2%, тогда как в 2015 году производство упало на 0,1%.
2. Достаточно сильно на распределение основных сил на мировом рынке оказало приобретение лидером мирового рынка пива AB In-Bev своего ближайшего конкурента - компании Miller Coors за 103 млрд. долл. США. Однако, чтобы успокоить регуляторные органы по надзору за конкуренцией, крупнейшая в мире пивная компания должна была продать ряд своих интересов - ранее принадлежавших SABMiller - в Азии и Европе. Среди них, пивной бренд «Snow», который был продан его совладельцу China Resources Enterprises, а также «Grolsch» и «Peroni», проданные японской пивоваренной компании Asahi за 2,55 миллиарда евро (2,76 миллиарда долларов). Регуляторные органы ЕС также потребовали от пивовара отказаться от
бизнеса SABMiller в Чехии, Венгрии, Польше, Румынии и Словакии. Восемь пивоваренных компаний Центральной и Восточной Европы, которым
принадлежит целый ряд востребованных брендов, в том числе Kozel,
Tyskie и Pilsner Urquell, выкупил японский холдинг Asahi.
3. Стремительный рост крафтового сегмента пива. Хотя в США, где рынок этого пива занимает самый большой процент (12,5%), этот тренд существенно замедлился в развитии. А что касается стран Европы и Австралии, то там отмечается максимально активное развитие таких пивоварен. Такие пивоварни, которые являются малыми предприятиями, на сегодняшний день, активно поддерживают своими
капиталами крупнейшие производители рынка.
И еще одним немаловажным глобальным трендом является возможная консолидация пивного рынка. Четыре основные международные корпорации (AB InBev, SABMiller, Heineken и Carlsberg) сейчас контролируют 47% рынка в объеме и генерируют 74% прибыли.
Согласно некоторых источников ведутся переговоры о слиянии двух из них - AB InBev и SABMiller. Это приведет к тому, что 30% мирового рынка (в объемах) будет контролировать одна корпорация, а доля рынка AB InBev вырастет на 29%.
Борьба за рынок крупнейшими пивоваренными группами осуществляется по 3 основным направлениям:
• работа с конечным потребителем ( дальнейшее развитие бренда);
• развитие контролируемой системы дистрибуции;
• оптимизация производства (технологии, ингридиенты, масштабирование процессов).
В 2016 году в Украине стабилизации рынка пива помешал резкий
рост акцизов и последовавший быстрый рост цен.
Основная конкурентная борьба, как и массовые сорта, переместились в экономичный сегмент рынка.
В Украине сегодня производят более 880 наименований пива. Среди всех алкогольных продуктов пиво на Украинском рынке занимает 42% продаж на рынке. И это не смотря на то, что в 2015 году цена на пиво в среднем возросла на 37%, а в 2016 - на 27%.
Однако по сравнению с 2008 годом, когда на пивном рынке наблюдался достаточно сильный рост, объемы продаж сократились более, чем в 1,5 раза. Особенно сильно это стало заметно в конце 2013-14 гг, когда произошла потеря территорий.
Одна из ведущих пивных компаний находилась в Донецке (Эфес-Украина) вообще приостановила свою работу.
Также падение объемов
производства связано с изменением структуры экспорта. Поставки в Россию, как основного экспортера, прекратилось в конце 2014 года. Молдова и Беларусь тоже сократили свои закупки.
В 2016 году основным импортером украинского пива становится Молдова. 2 и 3 место разделили Беларусь и Литва. Литва даже увеличила объем закупок пива из Украины в 2 раза (с 6% до 12%).
Среди основных производителей продолжает лидировать «Оболонь». Почти 50% рынка принадлежат этой марке. На втором месте - «Славутич» - доля рынка этого производителя составляет 27%.
На третьем месте - мировой лидер пива САН ИнБев с долей Украинского рынка в 14%.
Что касается импорта, то более 50% пива Украина закупает в Бельгии, на втором месте Германия - 14% и на 3 м месте - Молдова- 6%.
Структура Украинской продукции на рынке - основные представители на рыке: САН ИнБев Украина, Карлсберг Украина и компания «Оболонь». На
четвертом месте «Перша приватна броварня».
САН ИнБев Украина представлены на рынке Украины более, чем 200 наименованиями. Но в Украине компании принадлежит 3 пивоварни: Черниговская, Харьквская и Николаевская. Это такие бренды, как: пиво «Черниговское», «Янтар», «Рогань».
Карлсберг Украина представлена такими отечественными брендами, как : «Арсенал», «Львовское», «Славутич» и «Балтика». Заводы этой компании расположены в Запорожье, Львове, Киеве.
Что касается корпорации «Оболонь», она имеет не только центральный офис, но еще девять смежных предприятий. На сегодняшний день это предприятие, которое в отличие от первых двух терпит убытки, так как не имеет поддержки зарубежных активов и неблагоприятные ситуации в политике и экономике страны ударили по ней наиболее сильно. Она владеет такими брендами, как «Оболонь», «Десант» и др.
«Перша приватна броварня» на сегодняшний день занимает четвертое место на рынке Украины. Ее основные бренды: Stare misto, "Галицька корона», «Чорне», «Бочкове», «Авторське», «Свежий розлив», «Б-А», «Закарпатьське оршнальне», «Перша варка» и др. Эта пивоварня по лицензии варит пиво «Heineken» и, следует отметить, что показатели этого предприятия постоянно увеличиваются. Их продукция
ориентируется не только на современное звучание вкусов, но и ретро-мотивы, что выгодно отличает его на рынке Украины.
Так что следует отметить, что, не смотря на кризис, в пивной промышленности Украины видны только положительные перемены. Вот некоторые из них.
1. Украинское пиво идет в ногу с мировыми брендами, и многие иностранные компании окрывают у нас свои производства.
2. Законодательные изменения должны простимулировать развитие малого производства. Это, в первую очередь, касается крафтового пива, которое стало очень модным продуктов сегодня.
3. По прогнозам аналитиков, падение отрасли значительно замедлится.
Вывод:
Пивоваренная отрасль - это целый сектор экономики. С пивоваренной отраслью тесно связаны очень многие смежные отрасли, успех или неуспех которых в том числе зависит от стабильной работы пивоваров.
Следует отметить, что на сегодняшний день Украинские пивовары с успехом исполняют все требования рынка. Это касается как вкусовых качеств продукта, так и инновационных веяний как в технологии изготовления, так и удовлетворении необычных предпочтений (пиво со вкусом малины).
Однако, при всех своих позитивных моментах, пивной рынок Украины еще требует некоторых улучшений и изменений, причем это в основном касается законодательной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов В.П., Оболенский Н.В. Продвижение пива на рынке с учетом социокультурных традиций страны // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (4). - С. 70-78.
2. Говдя Д., Петровский Я. Запретное пиво: как работает новый закон [Интернет ресурс]. - URL: http://www.ukrbeer.kiev.ua/news/7504
3. Гончарук А.Г. Механизм обеспечения эффективности бизнеса (на примерепивной отрасли Украины) // Зарубежный опыт. -2008. -№22(127). -С.56-67.
4. Дикань В.Л. Економiчна безпека тдприемства [Текст]: навч. поаб.
для студентiв економiчних спещальностей ВНЗ / В.Л. Дикань, 1.В. Воловельська, О.В. Маковоз. - Х.:УкрДАЗТ, 2011. - 270 с.
5. Зипаев Д. В., Павлович В. Е. Экономическое обоснование производства пивного напитка с использованием тритикалевого солода // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №2. — С. 5256.
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Интернет ресурс]. - URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do. (дата доступа 07.12.2015).
7. Исследование украинского рынка пива: тенденции и прогноз [электронный ресурс]. -Режим доступа: https://koloro.ua/blog/issledovaniya/issledova nie-ukrainskogo-rynka-piva.html
8. Казаков И.О., Киселева ТФ., Цветков Е.В. Исследование потребительских предпочтений на рынке пива // Техника и технология пищевых производств. - 2014. - № 3 (34). - С. 158162.
9. Киселев К.В. Анализ структуры торгового предложения на рынке пива. В
сборнике: ИМПУЛЬС-2012 Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2-х томах. -Томск: Изд. «Национальный
исследовательский Томский
политехнический университет». - 2012. -С. 267-269.
10. Коновалов Д.В. Стратегическое поведение предприятия на рынке пива// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013.- № 3.- С. 55-58.
11. Оганесян Л.А., Саркисов Г.И., Магомедов М.Д., Алексеячеко Е.Ю. Эфективность развития предприятий пивоваренной отрасли №3, 2012г. Изд-во пищевая промышленность, М, (50-51).-121с.
12. Рынок пива в Украине. [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pivnoe-
delo.info/2017/02/03/rynok-piva-ukrainy-bolshaya-trojka-stala-menshe/#002].
УДК 365.459
TRENDS AND STABILITY FACTOR CONDITIONS OF BANKS CREDIT FLOWS: THE UKRAINIAN CASE
Kolomyichuk Dmitry I. (V.N. Karazin Kharkiv National University)
The present article analyses the tendencies and factor conditions of credit flows stability, as one of the main components of the banking activity in Ukraine. Using an econometric investigation we achieved sufficient basis to assume the existence of a tight bound between credit, deposit rates and the movement of credit flows.
Credit regulation is used to soften the economic crises and keep in check the inflation rate. To support the conjuncture, the government uses credit to stimulate the financial investments into different areas of the national economy. Credit policy is carried out by the means of direct or indirect approach. The difference between then is that the central bank either uses liquidity of the credit institutes to apply indirect control, or uses direct limits to economical credits (limits the credit quantity).
© Kolomyichuk D. I.