УДК 32. 001 (470)
раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Н. В. Фирсова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 273 67 78.
E-mail: nat-fir@yandex. ru
Возникновению в обгцестве политических партий традиционно предшествует желание конкретных социальных групп и слоев выразить свои интересы и претензии к власти через определенные организационные формы.
Сегодня же тенденция развития партий в Российской Федерации такова, что узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами игцут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Это доказал избирательный цикл в Российской Федерации 2003-2004 годов.
Ключевые слова: государство, гражданское общество, депутат, конституция, политическая партия.
Происходящие перемены как в государстве, так и в гражданском обществе настоятельно требуют регламентации деятельности политических партий - одного из главных связующих звеньев между правящими слоями и обществом. При возрастающей активности политических партий ощущается явная недостаточность в разработке правовых основ их функционирования.
Регламентация деятельности политических партий в разных странах осуществляется по-разному. В развитых странах это делается через Конституцию, так как имеется значительный опыт в области партийного функционирования и правовая регламентация сведена к минимуму. В России, в связи с длительным опытом тоталитарного государства, партии вож-дистского типа, переход к демократическому устройству должен осуществляться с помощью специального законодательства о партиях. Этот строго регламентированный нормативный акт призван детально регламентировать порядок создания политических партий, регистрацию их уставов, определить их права и дать гарантии реализации, установить контроль за их деятельностью, определить формы участия партий в выборах, порядок приостановления, прекращения и запрета их деятельности.
Первые шаги по институциализации партий были сделаны ранее. Еще в 1990 г. законом СССР “Об общественных объединениях” [1] была осуществлена попытка детально регламентировать деятельность нарождающихся политических партий. Закон имел большое позитивное значение, но в нем понятие “политическая партия” было поглощено общим понятием “общественное объединение” и в нем не учитывались особенности политических партий как особого института политической системы общества. В дальнейшем Конституцией РФ 1993 г. (ст. 13) [2] была осуществлена конституционная легализация многопартийной системы, что повысило вес партий как самостоятельных институтов, укрепило их роль в государственном механизме. Следующей ступенью в правовой регламентации партий является Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” [3] от 14 апреля 1995 года, в котором партии уже выделялись из общей массы общественных объединений и четко указывалось на специальный закон, регламентирующий деятельность политических партий. Об
этом законе говорил в своем послании Федеральному Собранию Президент страны, считая что он должен быть принят в блоке иных федеральных нормативных актов.
На сегодняшний день в России отсутствуют прочные традиции существования партийности и партийной системы. Короткие уроки российского парламентаризма и многопартийной системы (1905— 1917 гг.) за время советской власти в России (1917— 1991 гг.) были основательно позабыты.
Отмена в 1991 г. ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала по сути конец монополии на власть какой-либо одной политической силы (партии). Началась новая политическая история многопартийности в России. Первой после КПСС оформленной политической партией, причем жестко оппозиционной коммунистической идеологии, стал Демократический Союз (1988 г.). После принятия в октябре 1990 г. Закона СССР “Об общественных объединениях” начался бурный процесс создания в стране самих политических партий. Одной из первых среди них была ЛДПР.
В 1993 г. в России было официально зарегистрировано около 60 политических партий и движений. В
1998 г., по данным Министерства юстиции РФ, было зарегистрировано 92 общероссийские и межрегиональные партии” [4]. Их деятельность регламентировалась Конституцией РФ, Законом РФ “Об общественных объединениях” (1995 г.). По состоянию на 21 февраля 2005 года политических партий, состоящих на учете в Федеральной регистрационной службе, -43 [5].
На современном этапе деятельность политических партий регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ “О политических партиях” (от 21 июня 2001 г. в ред. ФЗ от 8 декабря 2003 г.), ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (от 18 мая 2005 г.), а также рядом других законов.
Существенные изменения претерпел ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (от 20 декабря 2002 г.). Согласно п. 2 ст. 3 закона, 225 депутатов Государственной Думы, т.е. половина всего ее состава, избирались по одномандатным округам (по принципу мажоритарности, т.е. большинства подан-
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №4
133
ных за кандидатов голосов), а 225 депутатов ГД избирались по федеральному избирательному округу по принципу пропорциональности, т.е. пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки (т.е. партийные списки) кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом избирательное объединение или избирательный блок, за федеральный список кандидатов которого подано 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатские мандаты, число которых пропорционально количеству голосов, поданных за его федеральный список.
Депутаты, избранные по федеральному списку данного избирательного объединения (или блока), образуют в ГД соответствующую фракцию, а остальные депутаты (одномандатники) формируют различные депутатские группы.
Такая избирательная система, дающая значительные преимущества небольшому числу крупных политических партий и движений, подвергалась справедливой критике и нуждалась в изменении: в направлении значительного уменьшения (с половины до примерно одной четвертой части) числа депутатов ГД, избираемых по федеральным (партийным) спискам, и, соответственно, увеличения (с половины до трех четвертей) числа депутатов ГД, избираемых по одномандатным округам [6].
Изменения же в Федеральном законе произошли куда более значительные и во многом не оправдали ожидания экспертов-политологов.
Согласно новому Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (от 18 мая 2005 г.), депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (ч. 2 ст. 3) [7].
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. В этом случае иные федеральный списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются (ч. 7 ст. 82) [7].
Несмотря на объективно благоприятные правовые и политические условия для формирования в стране политических партий (экономический кризис, идеологическая, социальная, национальная неоднородность общества), говорить о наличии в России сформировавшейся устойчивой многопартийной системы можно лишь с большой долей условности.
Возникновению в обществе политических партий традиционно предшествует желание конкретных социальных групп и слоев выразить свои интересы и претензии к власти через определенные организационные формы. В результате этого и возникают политические партии и движения. Особенности же российской действительности заключаются в том, что в Российской Федерации отсутствуют устойчивые демократические традиции. Российский народ в своем большинстве не видит пока в конкретных политиче-
ских партиях реальных выразителей своих интересов. Не случайно, что новые партии возникали, заявляли о себе и в большинстве случаев очень скоро распадались.
Процесс развития “партизации” политической системы происходит в Российской Федерации не снизу, как в большинстве стран с устойчивой демократией, а сверху. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию, в результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Это и показал избирательный цикл 20032004 годов. На смену программ в качестве предметной основы коммуникации партий и избирателей приходят имиджи партийных лидеров как наиболее экономный и электорально эффективный инструмент информации и коммуникации [8].
Это обстоятельство имеет смысл рассматривать в контексте дискуссий относительно совместимости использования имиджа политиков и партий с идеями и институтами представительной демократии. Как известно, водораздел в этих спорах пролегает между теми, кто считает имидж преимущественно инструментом манипуляции (что чревато выхолащиванием смысла демократического института выборов), и теми, кто рассматривает его в качестве инструмента демократического контроля электората над своими избранниками.
Абсолютное большинство возникших подобным образом партий не выходит из стадии карликовых, насчитывающих в своих рядах от нескольких человек до (в лучшем случае) нескольких сотен членов.
Неизбежный в исторической перспективе процесс объединения карликовых партий до последнего времени проходил в Российской Федерации достаточно вяло и не приводил к выявлению хотя бы нескольких доминирующих в политической системе партий. Пока в России не происходит заметная кристаллизация четких политических интересов и ориентиров, кроме, пожалуй, традиционного общего недовольства правящим режимом части населения. Поэтому делегирование и представительство своих интересов через партии не представляет для большинства населения России сколько-нибудь значимой цели.
Экономические трудности, невысокий уровень жизни, коррумпированность власти, влияние на власть олигархии - питательная среда для озлобленности и недоверия населения к властным и партийным структурам. При устойчивости и длительности указанных выше процессов весьма вероятно сползание власти к авторитарной системе правления, приходу “сильной личности”. При этом неизбежным станет если не формальное, то фактическое ущемление прав оппозиционных партий. Лишь при постепенной стабилизации ситуации в экономике, в социальной сфере, развитии и численном увеличении среднего класса возможны иные, более благоприятные, варианты развития в России многопартийности.
Ближайшие перспективы формирования и развития многопартийности в Российской Федерации могут серьезно измениться в связи с принятием закона о политических партиях. В нем предусматриваются жесткие условия для официального существова-
134
раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
ния и регистрации политических партий (наличие количества членов - не менее 10 тыс.) [9].
Стимулом к развитию многопартийности в обществе будет служить государственная финансовая поддержка партий, прошедших в парламент. В этом случае речь может вестись о создании в ближайшей перспективе нескольких относительно крупных партий и многопартийной системы западноевропейского типа.
Ход парламентской избирательной кампании (2003 г.) и результаты выборов в Государственную Думу, как и работа ее весенней сессии, дают основание для вывода о серьезном кризисе сложившейся системы парламентского и партийно-политического представительства. Важным проявлением этого кризиса стало очевидное снижение значения идеологической идентификации: «идеологические партии» (как левые, так и правые) потерпели поражение перед напором нарочито деидеологизированных образований, совершавших активную экспансию по всем направлениям и действовавших по принципу «catch all» («хватай всех подряд»). И в этом отношении значительное число участников выборов выглядели как клоны «catch а11»-партий [8].
Результатом использования такой тактики стал провал на выборах реально действующих партий и победа политических фантомов. Начавшая участие в избирательном марафоне с наибольшим рейтингом КПРФ потерпела сокрушительное поражение, отмеченное троекратным отставанием от «Единой России» (ЕС); имевшие обоснованные надежды на преодоление 5-процентного барьера СПС и «Яблоко» остались вне стен парламента, а наскоро сформированный за три месяца до выборов блок «Родина» (подобно виртуальному «Единству» на парламентских выборах
1999 года) добился оглушительного успеха. То, что для классических партий считалось уязвимыми местами (слабость организационной и региональной инфраструктур, членской базы и партийного актива), стало конкурентным преимуществом в условиях виртуализации политического пространства.
Итак, в Государственную Думу во фракцию «Единой России» вошли более 300 депутатов, КПРФ
- 52, ЛДПР - 36, блока «Родина» - 36 [10]. Поскольку «Единая Россия» имеет в Думе квалифицированное большинство - % (конституционное большинство), многие вопросы фактически решаются фракцией «Единой России», так называемой «партией власти».
Президент В. В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации говорил: «Парламентские партии являются частью государственно-политической машины и одновременно с этим частью гражданского общества. Добавлю - наиболее влиятельной его частью, а значит, и наиболее ответственной» [11].
Президент в своем обращении подчеркнул значимую роль партий в Российской Федерации, но некоторые общественно-политические деятели очень резко характеризуют сегодняшнюю тенденцию развития партий в Российской Федерации.
Писатель А. Проханов считает: «Партии деградируют, вырождаются. Перестают быть выразителями сословных, классовых интересов. А свое присутствие в Думе они сделали бизнесом. Партии сего-
дня - коммерческие институты, и потому должны управляться опытными менеджерами...» [12].
И. Бунин, гендиректор Центра политических технологий, подчеркнул: «К 2008 году в партиях не останется ярких лидеров. Партии сегодня могут выжить, только договариваясь с Кремлем. Если они выходят за рамки договоренности - власть бьет по «нарушителям конвенции» из всех орудий. Задача проста
- сохранить безраздельное доминирование «Единой России» [12].
Последние парламентские выборы (2003 г.) в полной мере высветили новую тенденцию: монополизацию партийно-политического поля партийной клиентурной федеральной бюрократии и достижение ею приоритета по отношению к партиям, спонсируемым крупным бизнесом. Эта тенденция стала одним из проявлений общего усиления влияния федеральной вертикали по отношению к крупному бизнесу: прессингу подверглись не только олигархи, но и их партийная клиентура [8].
До парламентских выборов 2003 года говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая - формирование полуторапартийной системы как многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая - становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Сегодня, очевидно, что первая альтернатива превратилась в реальность [8].
Таким образом, становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Многопартийность еще далека от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии.
Надлежащая реализация либерально-демократической модели отношений между обществом и государством возможна лишь в условиях прочно утвердившегося конституционно-правового строя, достаточно развитой многопартийности парламентского типа, высокой политической и правовой ответственности, активности и культуры как самих членов общества, так и его политических представителей.
Существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 24. С. 839.
2. Конституция РФ 1993 г. М., 2006.
3. Собрание законодательства РФ. 22.05.95. № 21. Ст. 1930.
4. Политология / Под ред. Лавриненко В. Н. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 334.
5. Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. № 3. С. 56.
6. Лапаева В. В. // Власть. 1997. № 12. С. 47-51.
7. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г.
8. Гаман-Голутвина О. // Свободная мысль. 2004. № 9. С. 77.
9. ФЗ «О политических партиях» от 21 июня 2001 г.
10. Чиркин В. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 361.
11. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. -17 мая.
12. Нетреба Т. // Аргументы и факты. 2006. № 14. С. 4.
Поступила в редакцию 30.10.2006 г.