Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная жизнь Дальнего Востока / пейзажный жанр / искусство Якутии / искусство Бурятии / грантовая деятельность / artistic life of the Far East / landscape genre / art of Yakutia / art of Buryatia / grant activity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова Ольга Ивановна

Статья посвящена материалу XIII Региональной художественной выставки «Дальний Восток», традиции которой сложились во второй половине XX в. Дан анализ видовой и жанровой картины художественной жизни региона, отдельным авторам, искусству, представленному автономными республиками, входящими в состав Дальневосточного федерального округа (Якутия и Бурятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FINE ARTS OF THE FAR EAST: 13TH REGIONAL ART EXHIBITION aFAR EAST”

The article is devoted to the works exhibited at the 13th Regional Art Exhibition “Far East”, the traditions of which were formed in the 2nd half of the twentieth century. It analyzes the specific and genre picture of the artistic life of the region, as well as the individual authors, and the art represented by the autonomous republics that are part of the Far Eastern Federal District (Yakutia and Buryatia).

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»»

EDN: TRPUNM УДК 7.036

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT

OF FINE ARTS OF THE FAR EAST:

13TH REGIONAL ART EXHIBITION "FAR EAST"

Olga I. Zotova

The State Tretyakov Gallery, branch in Vladivostok Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the works exhibited at the 13th Regional Art Exhibition "Far East", the traditions of which were formed in the 2nd half of the twentieth century. It analyzes the specific and genre picture of the artistic life of the region, as well as the individual authors, and the art represented by the autonomous republics that are part of the Far Eastern Federal District (Yakutia and Buryatia).

Keywords: artistic life of the Far East; landscape genre; art of Yakutia; art of Buryatia; grant activity.

Citation: Zotova, О. I. (2023). MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FINE ARTS OF THE FAR EAST: 13TH REGIONAL ART EXHIBITION "FAR EAST". IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp. 80-95.

О. И.Зотова

Государственная Третьяковская галерея, филиал в г. Владивостоке Владивосток, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»

Статья посвящена материалу XIII Региональной художественной выставки «Дальний Восток», традиции которой сложились во второй половине XX в. Дан анализ видовой и жанровой картины художественной жизни региона, отдельным авторам, искусству, представленному автономными республиками, входящими в состав Дальневосточного федерального округа (Якутия и Бурятия).

Ключевые слова: художественная жизнь Дальнего Востока; пейзажный жанр; искусство Якутии; искусство Бурятии; грантовая деятельность.

Обзор материала очередной региональной выставки «Дальний Восток» хотелось бы предварить кратким эссе, посвященным общему развитию художественной жизни региона. Очевидно, что прошедшие пять лет творческие организации прожили очень активно, несмотря на то что пандемия на время приостановила деятельность выставочных залов. Назовем наиболее значительные из событий. Исключительное признание получила выставка художников театра Дальнего Востока в рамках Года Театра в России (в залах Приморского отделения Союза художников России, Владивосток, 2019). Именно в период пандемии состоялись межрегиональные проекты «Великая Победа», «Мирный Тихий», посвященный окончанию Второй мировой войны (Владивосток 2020, 2021); II и III Международные фестивали «Косторезное искусство народов мира» (Магадан, 2019, 2021). В 2022 г. был реализован передвижной межрегиональный проект, посвященный 100-летию окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. Выставки в рамках проекта последовательно открывались в Волочаеевке, Хабаровске, Дальнереченске, Лесозаводске, Спасске-Дальнем, Владивостоке. В большинстве случаев произведения для этих проектов создавались специально, что говорит о своего рода возврате к социальному заказу, но не со стороны государства, а по воле самих авторов, готовых ответить на актуальную для общества тему. Одно из таких произведений, представленное магаданскими авторами К. Кузьминых, А. и В. Мягковыми, создано на основе исторического материала и говорит о серьезности творческого замысла, реализованного с применением различных технологий, в том числе коллажа, создающего эффект документального повествования.

Большое развитие получили пленэрные проекты - международный пленэр «Баргуд-жин Токум» на побережье озера Байкал в Бар-гузинском и Курумканском районах Республики Бурятия, пленэры на академической даче им. И. Е. Репина в Вышнем Волочке, в рамках которых одним из значительных событий стал «Дальневосточный академический пленэр».

Инициативы кураторов из отделений Союза художников России в ДФО способствовали тому, что состоялись выставки «Копи смех к зиме» в Московском музее современного искусства (Москва, 2022), «Национальный на-

тюрморт» (Хабаровск, 2022), «Дальний Восток: графика» (2020), «Восточный мотив» (2021), «Земля Олонхо» (2023) в залах Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (Красноярск), «Река Лена - Японское море» (галерея «Арка», Владивосток, Выставочный центр им. Ю. Гагарина, Якутск, 2022-2023).

Интересно развиваются партнерские связи художественных музеев с отделениями Союза

художников России: из числа наиболее значимых проектов можно назвать выставку «Тайга. Арсеньев. Уз ала» в Приморской государственной картинной галерее, для которой художники Приморского края специально создали произведения, приобретенные по окончании выставки в фонды галереи; выставка произведений художников Приморского края по итогам проекта «Арсеньевские походы» в Муз ее-заповеднике истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева (обе в рамках Года В. К. Арсеньева в России); благотворительные аукционы произведений для

поддержки участников специальной военной операции во Владивостоке, Хабаровске, Находке, Уссурийске.

Невозможно назвать все инициативы, но в коротком перечне явно обозначена включенность Союза художников России в актуальные повестки дня. Вместе с тем главным событием остается XIII Региональная выставка, дающая панорамный обзор происходящего в художественной жизни.

К. Б. Кузьминых. Чукотская баллада (триптих). 2022.

Холст, масло. 200x450

Собственность автора

К. В. Kuzminykh. Chukotka ballad (triptych). 2022. Oil on canvas. 200x450

Author's property

Для масштабной экспозиции, которая открылась 15 сентября 2023 г. в столице Республики Бурятия Улан-Удэ, в апреле на выставочном комитете в Хабаровске было рассмотрено более 1500 произведений дальневосточных авторов и отобрано для выстав около 1000. Выставка развернулась на трех крупнейших площадках республики: в Художественном музее им. Ц. С. Сампи-лова, Центре современного искусства «Залуу» и Выставочном зале Союза художников Бурятии. Дальневосточный федеральный округ, включающий в себя 11 субъектов Российской Федера-

ции - Амурскую область, Еврейскую автономную область, Забайкальский край, Камчатский край, Магаданскую область, Приморский край, Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Сахалинскую область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ, представлен художниками разных поколений и мироощущений.

Как и в предыдущей выставке «Дальний Восток» самым значительным по количеству произведений, по разнообразию тем и жанров разделом является живопись. Пейзажный жанр традиционно дает ощущение территории, ее своеобразия, отражает ментальность авторов. Еще в начале XX в. Дальний Восток не был осмыслен как собственная земля. В работах первых профессиональных художников, творивших в Благовещенске, Никольск-Уссу-рийском, Сучане, начавших создавать образ дальневосточной природы, таких как В. Ше-шунов, И. Палшков, П. Евстафьев, не было той монументальности, величественности, мощи, которая появилась позже и выросла из непосредственного взаимодействия со средой, в которой формировался человек. На протяжении XX в. художники стремились в путешествия с этюдником на Камчатку, Чукотку, Курилы, по Хабаровскому и Приморскому краю, Приамурью, эстетически осваивая Дальний Восток. А востребованность больших и малых пленэров сегодня говорит о том, что это освоение продолжается.

Пейзажное мышление, для которого характерна способность увидеть природу в духовном измерении, в творчестве дальневосточных художников очень ярко проявила «уроднение» Отермин Розанова) с природной средой. Иначе говоря, картина мира дальневосточников выражается через категорию пространства, которое становится и собственно изображением (жанр пейзажа), и выразительным элементом картины.

В пейзажах А. Авдеева, В. Антонова, И. Ар-хандеевой, С. Базовкина, Э. Балюка, С. Барсукова, В. Бейбулатова, Н. Вагина, А. Ванькина, И. Грабовского, О. Демиховой, П. Елизова, С. Ка-заряна, И. Капитуновой, Н. Карпов, А. Карташова, М. Колесниковой, В. Кондратьева, М. Морозовой, М. Набутовского, И. Никитчика, О. Но сыр ев а, Е. Пихтовникова, В. Серова, О. Стягликова, В. Торгашина, А. Ткаченко, К. Черказьянова, О. Шипи лов ой и других авторов окружающий

ландшафт предстает как великая и красочная симфония природы.

Часто используется открытая композиция, в которой художники мысленно и эмоционально раздвигают границы пространства, берут ракурс с высокой точкой обзора, с выразительным первым планом. Часто эта природная среда, в которой нет человека, героем изображения становится собственно природа - вулканы, сопки, скалистые берега, океан, заснеженные долины, массив тайги. При всем несходстве природы побережья и материковой части есть то, что делает общим это пространство - ее масштабность.

В ряде работ присутствует рукотворный мир, созданный человеком, - портовые краны, лодки, створные знаки, маяки, мосты - но и они подчинены природной среде, а их характер говорит об образе жизни людей.

Жанр городского пейзажа, который формировался в творчестве художников Дальнего Востока на протяжении XX в., дает возможность увидеть не столько образ современных

городов региона, сколько ощутить их поэтику, увидеть определенную местом мифологию со своим нарративом. Работы Т. Аистовой, Г. Гладкой, Т. Лялиной, А. Обманца, Н. Попович, Б. Седова, А. Суслова, С. Черкасова интересны деталями, отсылают к истории улиц и архитектурным стилям прошлого. В фокусе внимания оказывается отдельный объект - маяк, каменные львы, катер у пирса. Любимый авторами разных поколений жанр городского пейзажа в нынешней выставке немногочислен и от того привлекает еще более - колоритом, умением авторов вглядеться в город, найти оригинальное решение. А если речь идет об образе города, разрабатываемом на протяжении многих лет (как в творчестве С. Черкасова), можно обнаружить, как тонко и с какой фантазией варьируется мотив, как грамотно художник обобщает видимое, давая своего рода ответ исследователям темы художественного образа городской среды, по мнению которых на протяжении XX в. город все меньше воспринимался как единый организм, распада-

М. М. Лукина. Хайтинская северянка и Бриз. 2023. Холст, масло. 124x80

Собственность автора

М. М. Lukina. Khaitinsk northerner and Breeze. 2023. Oil on canvas. 124x80

Author's property

ясь на фрагменты, становясь набором отдельных картин.

Если говорить о других жанрах, представленных на выставке, одним из самых интересных является сюжетно-тематический. Темы и объекты изображения говорят о многоуровневом сложном мышлении авторов, в котором соединяется прошлое и настоящее, бытовое и бытийное, происходит философское осмысление действительности со всей широтой выбора содержания, формы и художественных средств.

Исследователи искусства XXI в. говоря о смыслах, подчеркивают, что состояние современной культуры ставит художника перед сложной задачей - найти точку опоры и в содержании, и в форме. И в первом, и во втором случае легко потеряться в комплексе понятий и стилей. Постмодернизм, как общий культурный знаменатель, в основе которого лежит установка на восприятие мира как хаоса, стал предтечей нынешних художественных поисков. Отсюда попытка найти индивидуальный путь, а следовательно - создать искусство многостилевое, с глубоким подтекстом, разными смыслами, рассчитанное на грамотного, читающего художника и зрителя. Это искусство отсылает к исто-

В. В. Леватаев. Музыка скрипки. 2022. Медь, эмаль, 50x50

Собственность автора

V. V. Levataev. Violin music. 2022. Copper, enamel, 50x50

Author's property

рии разных культур, мифологии, христианской религии, событиям XX в., внутреннему миру человека.

В работах таких авторов, как В. Белоглазов, Л. Бердникова, Н. Большаков, И. Борисов, А. Братухин, И. Бутусов, И. Буланова, И. Бухо-голова, Ю. Быков, В. Ворошилов, Н. Гончарова, С. Горбачев, Ю. Громова, А. Декин, В. Демченко, Владимир и Вера Евтушенко, Е. Ефремова, Л. Зи-натулина, Л. Козьмина, С. Логинов, А. Лылова, Е. Макеев, В. Медведев, С. Меренков, С. Мосин, А. и В. Мягковы, О. Никитчик, С. Павлуцкий, О. Подскочин, А. Рябчук, В. Хрустов. В. Цап, И. Царьков, Р. Цымбало, заключен широкий диапазон тем: коренных народов Дальнего Востока, активно разрабатываемая сегодня, христианской истории, взаимосвязи человека и места, культуры азиатских стран, патриотизма.

Хотелось бы подчеркнуть интерес к теме коренных народов: это следствие возрастающего интереса к историко-культурному наследию своей территории. Одна из самых интересных работ выставки - произведение К. Кузьминых «Чукотская баллада» - является своего рода энциклопедией образа жизни береговых чукчей. Он воссоздан и в деталях, и в символических изображениях центральной части триптиха.

Ряд продолжают работы, в которых объединяющим качеством являются такие характеристики, как форма, цвет, ритм, пластические качества живописи. Это направление интересно тем, что авторы удерживаются в русле тенденции, актуальной для позднесоветской и постсоветской формальной живописи порой с полным отказом от фигуративности. В ситуации возврата к реалистическому высказыванию, с одной стороны, и ухода от классических инструментов живописи и картинной плоскости в область экспериментов в области актуальных арт-практик, с другой, эти художники демонстрируют приверженность к формам и образам, в основе которых лежит эксперимент. В работах таких авторов, как А. Горовой, Ю. Громова, Т. Ермилова, В. Иконникова, А. Кузьминых, Ф. Морозов, В. Погребняк, М. Соболевский, Е. Титов, И. Федотов, А. Шалагин (также представлен в разделах «Графика» и «Декоративно-прикладное искусство»), этот эксперимент проявлен очень интересно.

Портретный жанр представлен типизированными и индивидуальными портретами А. Антипиной, Л. Венярской, Ю. Гриценко, Де Сон Ена,

А. Енина, С. Клипинина, С. Колесова, Н. Кузнецовой, Е. Луньковой, И. Меженковой, Ю. Никонов ич, А. Пащенко, Н. Савостиковой, Н. Секисо-вой, А. Филатова, А. Чечуги, Д. Чечуги, С. Чурсина,

A. Шафранова. Из них складывается образ человека, живущего сегодня. За редким исключением ушли в прошлое болыиеформатные портреты героев времени. Поиск его сегодня сопряжен с ревизией качеств личности. Отметим камерный формат портретов, выбор моделей, которые говорят о том, что в фокусе внимания оказываются близкие художнику люди. И это создает теплую, лирическую ноту, особенно, если говорить о образах детей или людей старшего поколения. В статье каталога масштабной выставки «Портрет в России. XX век» прошедшей в Государственном Русском музее в 2001 г., исследователь портретного жанра В. Леняшин писал о взаимосвязи портретного образа и эпохи [2]. Сегодня, в период атомизации общества, портрет говорит о том, насколько важны социальные и семейные связи.

Жанр натюрморта свидетельствует о стремлении и готовности передать радость любования окружающим миром: цветами и фруктами, красивой посудой или нарядной скатертью или незамысловатым деревенским убранством стола, а подчас и философское размышление автора. Эти предметы живут в работах О. Асаевич,

B. Балычевой, О. Бескровной, В. Будажапова, Н. Гончаровой, О. Кима, И. Кравчука, Е. Ксено-фонтовой, Н. Купряковой, А. Максимова, О. Мар-келовой, Е. Нована, О. Петухова, М. Пихтовни-ковой, В. Поповой, О. Пудулис, О. Румянцевой, Е. Рыбак, А. Савченко, Л. Савченко, Н. Саяпиной, А. Селиванова, Н. Стороженко, Н. Троегубовой, Н. Тюменцевой, Л. Шаликовой, отражая предпочтения, вкусы и видение автора. В отличие от картины, в которой есть сюжетная логика, натюрморт - это извлеченная из действительности художником вещь. Но этот выбор предметов и их сочетание многое говорит не только об авторе, но и о жанре натюрморта в целом в его сегодняшнем существовании.

Более чем трехвековая история предшествует нынешнему натюрморту. В первых произведениях этого жанра главой задачей художника являлась передача подлинности в изображении предмета. Речь не шла о живописи как о средстве реализации сложных живописно-пластических отношений или внутренних переживаний художника, который выбирая предмет

для изображения, одновременно неосознанно или сознательно выбирал инструмент, с помощью которого можно было проникнуть в его собственный душевный мир. Через обманки Ф. Толстого, А. Мордвинова, через идеальные образы цветов и фруктов в работах И. Хруц-кого, В. Голике, через эстетику вещного мира, повествующую о смене общественных идеалов в жанровых картинах П. Федотова, вещи пришли в жизнь художника и зрителя в виде собственно вещей. Но во второй половине XIX в. натюрморт превратился в жанр, который отражает личностную модель мира автора. Эта ситуация развивалась на протяжении всего XX в.: передавая естественное существование предмета в связи с бытом людей, художник, помимо этого, фокусируется и на собственно живописи, на эстетическом наслаждении от цвета, сочности мазков краски, от пульсации жизни на холсте, переданной посредством цветовых сочетаний. Он создает живописный аналог натуры, ставя перед собой задачу передать не предмет, а жизнь в целом. Если обобщать, натюрморт, некогда считаемый художественной критикой «низким» жанром, становится одним из способов жить в искусстве. Этот тезис в полной мере реализован авторами.

В целом многочисленный отряд дальневосточных живописцев многопланово и ярко отражает культуру региона.

Современная дальневосточная графика развивается в интересном и ставящем вызовы перед художником контексте. Различные направления дизайна, которые реализуются в высших учебных заведениях, дают первичное представление о графике как таковой. Однако классиче-

Л. А. Казьмина. Глаза устрицы. 2023. Холст, масло. 65x100

Собственность автора

L. A. Kozmina. Oyster eyes. 2023. Oil on canvas. 65x100

Author's property

Н Д Белых- ского графического образования в вузах Дальне-

Федотова. го Востока сегодня не существует. Это обедняет

Нерест. 2018. Бумага, художественную жизнь и способствует тому, что развитие автора в этом направлении основывается на его собственной инициативе,умении вступить в коммуникацию с профессиональными художниками-графиками из других регионов, поучаствовать в заездах на Челюскинскую дачу, которые сегодня стремится возродить Союз художников России. Вместе с тем хотелось бы отметить всплеск интереса к разным видам графики, особенно тиражной. Студенты художественных колледжей и вузов с большим энтузиазмом ищут возможность экспериментировать с малыми форматами эстампа, с шелкографией. Об интересе к тиражной графике говорит факт активного посещения графической мастерской, которые ведут Приморская картинная галерея и частные художественные студии.

Из регулярных событий, посвященных графике на Дальнем Востоке, остались фестиваль графики «Серебряная волна», который проводится галереей «Метаморфоза» (Комсо-мольск-на-Амуре), номинация «Графика» в международном конкурсе «Арт-Владивосток», проводимом Дальневосточным государственным

тушь,

белила, карандаш. 65x70

Корсаковский историко-краеведческий музей

N. D. Belykh-Fedotova. Spawning. 2018. Paper, ink, white paint, pencil. 65x70

Korsakov Museum of History and Local Lore

институтом искусств, номинация «Лучший иллюстратор», учрежденная дирекцией дальневосточной книжной ярмарки «Печатный двор». Отметим, что книжная иллюстрация сегодня получила второе дыхание и является одной из самых динамично развивающихся областей графики, хотя и мало представленной в данной выставке. Дальневосточные авторы активно работаю со столичными издательствами, такими как «Нигма», «Миф», ВНУ. Некоторые авторы мыслят не отдельными произведениями, а графическими проектами, которые выходят за пределы собственно художественной жизни (проект «Невельской: плоды воображения» группы Него4Него, выросший из графического романа до мультимедийного междисциплинарного выставочного проекта, материал которого включен в интерактивные зоны аэропорта Хабаровска, носящего имя Г. И. Невельского).

В этом контексте интересно рассмотреть раздел графики, представленный в нынешней выставке. Круг тем и сюжетов очень широк - от камерных по формату декоративных композиций, бытовых сцен, в которых автором подмечены нюансы характеров персонажей, до большого формата сложно сделанных натюрмортов, свободно исполненных в акварели пейзажей.

Пейзаж в графике, как и в живописи, свидетельствует о чувстве своей земли, своей малой Родины, особенно если говорить о городском пейзаже, в котором часто художник останавливает взгляд на улицах старого города, деревянных домах, исторических кварталах, как это делают Ю. Аксенов, Е. Базилевич, Е. Изме-стьева, Е. Маскевич, Г. Морозова, А. Надеж-кина, Е. Кохановская, А. Тарасов.

Открытые пространства, дышащие свободой, с гармоничным цветовым решением, запечатлели Е. Белых, А. Гончарова, А. Елисеева, С. Кашпура, Н. Колосова, С. Крюкова, С. Подла-сов, Т. Попова, А. Потехин, П. Трач, В. Хахаев, В. Шохин, Р. Рябчук, Н. Холодок, А. Шалагин. В основном эти листы выполнены в акварели, которая как нельзя более уместна: тонкие градации в передаче воздушного пространства, разливы воды, морская поверхность именно в этой технике переданы мастерски.

Сюжетные произведения Н. Антипиной-Ки-риной, И. Борисова, В. Говорова, В. Горячева, Ю. Захарова, Е. Карачевского, Л. Козьминой, Т. Карачевской, А. Катухова, А. Михалевича, В. Муратовой, С. Толмачева, А. Шахова пред-

ставляют массив, интересный с точки зрения и тематики, и исполнительской культуры. Авторы используют различные графические техники, применяя в том числе современные материалы (маркеры, гелевые карандаши, лайнеры). Из основных линий в тематике можно выделить внимание к внутреннему миру человека, повседневности, истории.

В графике, как и в живописи, реализована тема культуры коренных народов Дальнего Востока, их образа жизни. И. Безматерных, И. Бобровская, Н. Иванова, Ю. Захаров, Г. Кун-гуров, С. Ткачева воплощают ее очень интересно, перерабатывая наследие этих народов в современных формах, подчас доводя изображение до уровня символа. Этот прием применяет Г. Кунгуров в серии гравюр «Мифы народов удэге», специально выполненных для выставки «Тайга. Арсеньев. Узала» в Год В. К. Арсеньева в России. Орнамент удэгейцев и бытовые сцены соединены в круговых композициях. С этой темой логически связана тема образа жизни на Дальнем Востоке: охота, рыбалка, походы в тайгу для многих жителей являются обычным явлением, которое стало основой графических листов С. Фирюлиной, Г. Усова.

В экспериментальной графике, для которой характерны сложные техники и художественный язык, работают В. Смирнов, А. Тэн, Н. Рыбак, Ю. Дунский, А. Деревнина.

К сожалению, книжная иллюстрация представлена скупо, что противоречит современной тенденции, о которой упоминалось выше: работы М. Шебеко (Холмогоровой), К. Саушкиной говорят о внимании к региональной тематике. М. Шебеко создает графический роман, в основу которого положена идея бережного отношения к природе, К. Саушкина иллюстрирует роман камчатского автора В. Евдокимова, любителя рыбалки и охоты. Д. Жарикова обращается к классической литературе. Если обобщить этот раздел, можно сказать, что явной тенденцией сегодняшней книжной иллюстрации является выход художника за пределы литературного повествования.

Раздел декоративно-прикладного искусства включает художественный текстиль, национальный костюм из рыбьей кожи, ювелирное искусство, резьбу по кости и бересте, керамику, эмали, предметы из серебра (пиалы, ножи, чайный набор), малую пластику из бронзы, панно

r

W^m Wi jL. 2

ш »>41 ЧтхД \ ¿4щ ДИГ^^И

1 WM|

QpSejkijTfpl^—

Н. С. Акишкин. Сэвэны. 2023. Кость, дерево, резьба. 36x12x6

Собственность автора

N. S. Akishkin. Sevens. 2023. Bone, wood, carving. 36x12x6

Author's property

с использованием кожи, смешанных материалов, техники энкаустики.

Большой раздел в экспозиции декоративно-прикладного искусства занимает резьба по кости. В произведениях мастеров соединены традиционные подходы и новые формы, художественные поиски, оригинальные решения. В ряде работ сохраняются традиции, сложившиеся за долгие годы, и в то же время есть принципиально новые подходы, в которых культурный код прочитывается в контексте сегодняшнего времени, когда Интернет дает возможность видеть идеи друг друга.

В этой ситуации очень важна целенаправленная работа Магаданского отделения Союза художников России и лично секретаря Союза художников России по ДФО академика PAX К. Б. Кузьминыхпо сохранению, развитию и популяризации косторезного искусства. В октябре 2023 г. в Магадане пройдет очередной Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира». В рамках мероприятия планируется не только ставший привычным круглый стол, на котором обсуждаются и творческие, и насущные проблемы отрасли, но и впервые обсуждение тенденций в этой области искусства с участием искусствоведов из Москвы. Одной из основных проблем, которая поднимается на такого рода встречах, является сохранение индивидуальности автора, стремление не

утратить связь с аутентичной традицией, основанной на коренном укладе жизни Севера.

В нынешней экспозиции косторезное искусство представлено мастерами из Магадана, Чукотского автономного округа, Якутии, где творят самые многочисленные группы авторов, а также известным хабаровским мастером Н. Акишкиным.

Магаданских резчиков отличает особое мышление и узнаваемая стилистика, в которой проявлена история формирования этого вида искусства. Магаданская фабрика сувениров и подарочных изделий в свое время объединила большое количество мастеров, которые создавали произведения из клыка моржа, рога оленя, зуба кашалота, цевки, представляли свои работы на международных ярмарках и фестивалях. В числе участников выставки есть мастера, которые работали на фабрике и продолжают сегодня создавать новые произведения. Один из них - А. Дикарев - получил диплом в номинации «За сохранение традиций» III Международного фестиваля «Косторезное искусство народов мира» в 2021 г. Широта в выборе тем и персонажей, авторских приемов, владение материалом свидетельствуют о высоком профессионализме художников: используются бивень мамонта, кость кита, клык моржа, зуб кашалота, рог лося и оленя в комбинации с деревом, янтарем, агатом, морскими раковинами. Авторский замысел реализуется в произведениях малой пластики, композициях на клыке моржа, создается сложный масштабный рельеф из бивня мамонта.

В. А. Шохин. Дальневосточные рубежи России. 2018. Бумага, акварель. 30x43,5

Собственность автора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К A. Shokhin. Far Eastern borders of Russia. 2018. Paper, watercolor. 30x43,5

Author's property

Представленные работы можно разделить на два основных направления: быт народов Крайнего Севера (бег собачей упряжки, охота с каяка, сюда же можно отнести фигурки пеликенов, являющихся неотъемлемым атрибутом культуры коренных народов) и анималистические образы и сюжетные композиции, в которых запечатлены сцены схватки животных, рыбной ловли и др. Произведения А. Вербицкого, В. Вихлянцева, Е. Годовой, А. Дикарева, В. Духонина, А. Дьячкова, В. Шешукова убедительны по пластике, демонстрируют прекрасное владение материалом.

Уэленская мастерская, работа которой основана на замечательных традициях, сложившихся в первой половине XX в., в последние годы переживает настоящее возрождение. А. Ныпевги, П. Каляч, Н. Эчьек, Р. Кейнон, П. Кулай, А. Таер-гин, Т. Эйнес, В. Нинель, А. Эйнетегин, Марина и Максим Эргиро, А. Игнатовский в авторских произведениях реализуют линию уэленской резьбы и гравировки по кости. Применение цветной тонировки, фризовые композиции, сочетание объемной пластики и гравированного основания - эти приемы дают Уэленской мастерской показать собственное лицо.

В разделе керамики можно увидеть произведения Е. Брест, И. Бочкаревой, Г. Добрыниной, К. Гречанова, А. Коктаевой, Е. Лапо, Е. Мельник, В. Моргуновой, Е. Сачава, О. Николайчук, И. Кузьменко, А. Огонеровой, Т. Перепелкиной, Л. Плетневой, И. Суслова, Ш. Шахназарова, Н. Христенко. Авторы используют подглазур-ную роспись, цветные глазури, дровяной обжиг, придающий неповторимый эффект изделию, молочение, майоликовые техники. Отдельные произведения выходят за рамки декоративно-прикладного искусства, являясь по сути картиной из керамики (Е. Лапо).

Национальный костюм представлен работами В. Бельды, Л. Варшавской, А. Зверевой. Интересно, что сегодня костюм дает возможность не только прикоснуться к национальным корням, но и быть источником идей для современных дизайнеров, которых очень вдохновляет тема этники. Помимо того, популярность обрела тема реконструкции костюма в театральных постановках и кино. В этой ситуации работы мастериц более чем востребованы. Национальный костюм логически связан с еще одним видом народного искусства - декоративными панно с использованием рыбьей кожи, бересты,

тонированной бумаги (Н. Дигор, Е. Киле, Д. Са-мар). Приемы работы над панно схожи с теми, что применяют мастерицы при создании одежды.

Ювелирное искусство также включено в выставку «Дальний Восток» и дает возможность увидеть современные тенденции в этом виде. Отметим, что благодаря исследовательской инициативе К. Кузьминых впервые в истории в 2022 г. издан альбом, в котором были представлены художники ювелирного направления всего Дальнего Востока. Более 50 авторов всех территорий ДФО дали прекрасный материал, высоко оцененный доктором искусствоведения, специалистом по ювелирному искусству, сотрудником Научно-исследовательского теории и истории искусства Российской академии художеств И. Ю. Перфильевой. В выставке представлены произведения А. Абрамовской, И. Березина, В. и С. Волошенко, Н. Ковалевской, А. Номар, Н. Новикова, а также ювелиров из Якутии и Бурятии, об искусстве которых будет сказано ниже. Сложности экспонирования не позволили полноценно показать широкий перечень предметов: выставки ювелирных изделий обладают своей спецификой и очень трудоемки в организации. В присутствовавших произведениях можно увидеть две линии: в первой реализованы дальневосточные мотивы, во второй -современные конструктивные формы, акцент сделан на крупные камни.

Художественный текстиль представлен единичными работами, большая часть которых относится к панно из конского волоса и шерсти и создана мастерами Якутии и Бурятии. Из других традиционно притягивает внимание боль-шеформатный батик Н. Хрустовой, в которой ярко и эстетично проявлена русская традиция, батик В. Захаренко с интересным сюжетным решением.

В эмальерном искусстве работают В. Левата-ев и А. Конченков. В их произведениях реализованы тенденции современной художественной эмали: тяготение к станковой форме и декоративному цвету.

Раздел скульптуры представлен произведениями из бронзы, камня, дерева, мрамора, полимерных масс. Портрет, декоративная композиция, рельеф - основные формы, в которых работают авторы.

Отдельно хотелось бы сказать об изобразительном искусстве национальных Республик

Дальнего Востока. Включенные в административные границы региона, они обладают своей национальной ментальностью и традициями, которые являются основой культуры и художественного видения.

Очень интересно искусство Бурятии. Национальный музей Республики Бурятия, принявший выставку, обладает ценной коллекцией бурятского искусства, которое основано на ощущении национальной идеологии, этнических основ, традиционной художественной культуры, связанной с ремеслами - вышивкой и аппликацией по бархату, коже, сукну, резьбой по кости, дереву, изделиями из металла с применением насечки, чеканки, черни, гравировки. В орнаменте сочетаются геометрические и растительные узоры. Впрочем, орнаментальные мотивы лежат в основе не всех произведений современных авторов, которые открыты к европейским стилям. Одна из известных работ 3. Доржиева «Дама с горностаем», римейк Да Винчи, обозначает тенденцию, в которой успешно поколение авторов, пришедших в искусство в 2000-е гг. Вместе с тем основой национальной ментально-сти является культура, сформированная в русле феномена земли-степи. В статье «Планета, имя которой степь» журнала «Третьяковская галерея» Л. Марц и Н. Комарова пишут: «К концу XX века в Бурятии активизировалось движение по возрождению национальной культуры, обращению к своим истокам, осознанию этнической и культурной принадлежности огромному азиатскому региону, включающему Сибирь с Бурятией и Монголию, где столетиями причудливо переплетались нити „родства" и „соседства" близких народов. Исторические же корни народов Забайкалья уходят в глубину тысячелетий, в культуру кочевников, которые непрерывно перемещались по необозримой евразийской степи от Северного Китая, Монголии до нынешней Венгрии, разнося по свету опыт и знания разных народов. От рождения до смерти кочевник был в пути. И сейчас в мироощущении бурятов сохраняется чувство природного единства с живой бескрайней степью и необъятным небом над ней, с ее мифами и духами» [3].

Другие исследователи отмечают специфику мышления степняка, который проводит жизнь в бескрайнем пространстве, принимая и малый мир - мир юрты, где он проживает. Уровень земли рядом с очагом, и внешнее пространство мира, ограниченное только горизонтом.

И. Д. Лиханов. Голубой стол. 2023. Холст, масло. 73x67

Собственность автора

I. D. Likhanov. Blue table. 2023. Oil on canvas. 73x67

Author's property

Находясь в седле, степняк становится еще ближе к небу. Не случайно одним из часто повторяющихся сюжетов в бурятском искусстве является изображение крылатого коня, который считается существом небесного происхождения (одна из замечательных работ «Небесный аргамак» принадлежит Е. Болсобоеву).

Вторая доминанта ментальное™ - буддизм и соответствующее мировосприятие и влияние буддизма на изобразительное искусство с его непрерывностью иконографического канона, специальной стилистики, составившей эстетическую базу для последующего воспроизведения в работах современных художников (Н. Эр-дынеева, Н. Дондокова).

Интерес к бурятскому искусству активно проявляют кураторы и арт-критики и в России, и за рубежом: галерея Ханхалаев (Москва), которая продвигает искусство бурят и в страны Европы, галерея Бронштейна (Иркутск). Выставки художников республики в последние годы прошли в Москве и городах России с неизмен-

ным успехом. Такие имена, как Даши Намдаков, Чингиз Шенхоров, Бальжинима и Зорикто Дор-жиевы, Жамсо Раднаев, Бато Дугаржапов, Бато Дашицыренов, стали настоящими брендами региона. Подъем интереса к национальной истории наблюдается и в самой Бурятии: в настоящее время в Иволгинском районе идут сьемки полнометражного художественного фильма «Коралловые бусы», сюжет которого основан на бурятских сказках, отрывках из эпоса «Гэсэр». Национальные костюмы и обувь были специально изготовлены для этого проекта на основе исторических образцов.

Материал, представленный в выставке, говорит об этих основах А. Батуров, Ц. Болотова, Л. Воронцова, Б. Доржиев, М. Клочков, Л. Нохоева, А. Рин-чинов, Ю. Раднаев, Б. Тайсаев, Н. Улзытуева, А. Ульянов, А. Цыденов, Д. Юндунов, Л. Лабок, Б. Лыксоков, Ю. Мандаганов в живописных работах каждый в своей стилистике раскрывают их.

Особняком стоит творчество Б. Чимитова, который известен косторезными произведениями, являющимися замечательными образцами малой пластики.

Эта линия поддержана в графических произведениях А. Бахлуева, В. Богомазова, Л. Гармае-вой, Ж. Зомонова, А. Цыденова, С. Цыреновой. К числу этих авторов можно добавить А. Гунзе-нова, который многие годы живет и работает во Владивостоке, воплощая в своих произведениях национальную идею. Мотив юрты, скачки и другие устойчивые сюжеты реализуются в уникальной и тиражной графике.

Хорошо представлено ювелирное искусство, изделия из металла, скульптура. И это те направления, которые как нельзя более логично находятся в русле национальной традиции. Представленные в каталоге произведения Т. Ли, С. Маликова, Б. Маркакова, А. и Б. Мэрдыгее-вых, А. Павловой, Б. Ошорова, И. Содномдар-жаа, А. Танганова, С. Цыбенова, А. Чинбата, Ю. Эрдынеева и Ж. Эрдынеева говорят о высоком профессионализме и опоре на традиции, в которых авторы ищут вдохновения для реализации творческого замысла и интерпретации национального мотива.

В числе драгоценностей Бурятии называют бронзовую скульптуру. Фольклорно-мифоло-гические мотивы лежат в основе произведений, поэтому часто встречаются такие образы, как лошадь, Буха-Нойон, борцы, - бурятская национальная пластика давно вышла за пределы сво-

его региона и оказалась уникальным пластом самобытного творчества. Б. Базаров, В. Гатапов, Е. Болсобоев, 3. Дугаров, Б. Жигжитов, Б. Сун-дупов, А. Цыденов творчески осмысляют национальную традицию.

Еще один вид декоративного искусства бурят, который включен в выставку, изделия из конского волоса и шерсти. Авторы Р. Доржи-ева, Т. Дашиева, И. Асхаева создают произведения в технике ручного ткачества, воспроизводя традицию своего народа.

Не менее интересно искусство Якутии. Это продемонстрировала недавняя выставка «Земля Олонхо», организованная Союзом художников Республики Саха (Якутия) в залах Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске и Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева. Живопись, графика, художественный текстиль, малая пластика из кости и других материалов, скульптура говорят о том, что культурное наследие народа саха в последние годы привлекает все более пристальное внимание за пределами республики Якутия: очень интересно развиваются кино, театр, разные области изобразительного искусства. Последнее неизменно попадает в фокус внимания, ведь именно оно дает возможность визуального восприятия богатой и самобытной культуры этого народа.

В альбоме, выпущенном к 80-летнему юбилею Союза художников Якутии, который отмечался в 2021 г., подробно говорится о становлении профессионального искусства, о формировании цеха живописцев, графиков, мастеров косторезного и народного искусства, ювелиров, скульпторов, которые вместе представляют многообразие творческих поисков и манер.

В ходе подготовки к знаменательной дате также была опубликована статья для журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока», посвященная этапам развития Союза художников Якутии, автором которой выступила директор Национального художественного музея Республики Саха (Я) В. В. Тимофеева [8]. Она пишет о современном периоде как об одном из самых интересных, когда развиваются все области искусства, включая актуальное (объединения «Флогистон», «Узкий взгляд»), а в искусстве в целом искренность и гуманизм, открытость к будущему сочетаются с интере-

сом к прошлому, к накопленному художниками предшествующих поколений опыту.

В региональныхвыставках «Дальний Восток» и других крупных проектах якутское искусство всегда выглядит особняком за счет своего национального колорита (название коллективной выставки было выбрано в связи с тем, что тра-

диции не утрачиваются в современном художественном поле, напротив, становятся основой для отдельных работ и больших проектов, таких как триеннале «Арктический хронотоп»), самобытного типа мышления, где отчетливо присутствует тема Севера, и высокого профессионального уровня.

Каждый из участников выставки «Дальний Восток» достоин отдельного разговора, но в данном обзоре предпринята попытка увидеть общие тенденции, по которым сегодня могут судить об искусстве якутских художников специалисты и рядовые зрители.

В живописи заметно стремление удержать престиж станковой картины, начатой леген-

Н. В. Хрустова. Доброе утро. 2021. Шелк, батик. 100x90

Собственность автора

N. К Khrustova. Good morning. 2021. Silk, batik. 100x90

Author's property

дарным художником А. Осиповым (его работы вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи). В этой форме воплощаются самые разные сюжеты - от исторических событий до окружающей действительности, в которой возникают темы памяти, семьи и близкого круга людей, уклада жизни. Этот пласт самый обширный, и именно он демонстрирует, насколько сильно искусство Якутии напитано ощущением своей земли, собственных корней, родной культуры. Насколько это логично и оправдано, понимаешь, если попасть на главный праздник Ысыах. Величественное и масштабное действо, которое запечатлено А. Осиповым в одноименном полотне, хранящемся в фондах Третьяковской галереи, и которое стало основой современных работ (С. Захаров), формирует сознание саха во многих проявлениях. Повторяющийся из года в год ритуал, чье смысловое наполнение связано с цикличностью жизни, основами бытия, символическим благо-пожеланием человеку; национальный костюм, в котором тысячи людей приезжают на место, выделенное для проведения Ысыаха. Неслучайно именно эта сцена становится началом художественного фильма «Тыгын Дархан», посвященного известному герою Якутии, дархану хангаласского племени якутов, начавшего политику объединения.

В образах оленеводов, лоскутного одеяла из советского детства, табуна лошадей и других воплощены архетипы, которые со времен древнегреческой философии рассматривались как первооснова, образец, по которому строится бытие. В работах А. Жирковой, С. Колесова, М. Инно-кентьевой, Г. Окоемовой, Д. Бойтунова, М. Лу-киной, Ф. Макарова и других авторов запечатлено коллективное понимание пространства Саха. Примечательно, что не менее интересно оно выражено и в современном актуальном искусстве. С. Иванова, А. Петрова, Н. Николаева, О. Скорикова, А. Шадринаи еще ряд авторов в оригинальной форме говорят о том же - о длительной зиме и белом цвете, символизирующем покрытую снегом территорию, о природных стихиях, о типе человека, который философски осмысляет время и пространство. В одном из ярких проектов последних лет «Копи смех к зиме» в ММОМА (Москва) было проанализировано и найдено общее выражение «народного» в различных художественных практиках трех поколений якутских художников.

Если в связи с сюжетной композицией можно размышлять о картине мира в якутском искусстве (В. Кравчук, Н. Николаева, С. Петровой), то портретный жанр дает возможность увидеть человека. Щемяще трогательные детские образы, автопортреты художников и портреты определенных людей складываются в собирательный образ человека, раскрытый с максимальной полнотой и честностью. А. Чикачев дополняет эту линию детскими образами, которые можно рассматривать как часть феномена каваии. В региональных выставках якутский портрет неизменно является одной из самых выразительных составляющих экспозиций. Способность найти верное художественное решение - то главное, что отличает этот жанр.

Вновь о традициях и наследии уместно сказать в связи с натюрмортами. В свое время собирание коллекции и отображение точных черт предметов традиционной культуры легли в основу творчества одного из первых профессиональных художников Якутии М. Носова.

А. Чикачева, В. Артамонова, А. Бочкаре-ву-Иннокентьеву, Э. Васильева и других авторов натюрмортов можно назвать продолжателями его линии на современном этапе. Предметный мир якутов отображен в их работах, предъявляя традиционное наследие в его красоте и многообразии. Подробно написанные туесы, чоро-ны, декоративные панно, конское убранство дают погрузиться в материальную культуру, которую тщательно собирают и исследуют искусствоведы Якутии (в качестве примера приведем масштабный проект «Раритеты Якутии», который ведет Национальный художественный музей Республики Саха) [5; 7]).

Графика представлена на нынешней выставке такими авторами, как Г. Григорьев, Н. Давыдова, С. Иванова, Г. Решетников, М. Мищенко, М. Старостин, Г. Петров, М. Рахлеева, Д. Тартыкынова, Е. Третьякова, В. Камшилин, Т. Шапошникова, И. Мекумянова, Б. Осипов, Н. Комиссарова. Этапом становления этого направления в Якутии считается начало 1960-х, когда республиканские художники осваивают классическое наследие зарубежных и российских мастеров графики, переосмысляют свои культурные корни в связи с этим опытом, разрабатывают определенный сюжетный ряд с учетом фольклорного материала. В 1960-1970-х гг. работают такие художники, как А. Мунхалов, В. Карамзин, Е. Шапошников, В. Васильев, чьи

работы сегодня широко известны и являются классикой якутской графической школы, в первую очередь школы эстампа. Отрадно, что искусство графики - тема статей Г. Г. Неустроевой [4; 6], сотрудника Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), которые, в частности, были включены в материалы научной конференции «Потаповские чтения».

В следующие десятилетия развивается творчество новых мастеров, в число которых вошли участники нынешней выставки. Природа, общечеловеческие ценности, национальные основы - это темы, которые удивительно разнообразно варьируются в современной графике Якутии. Интересен формальный строй работ - от классического офорта М. Старостина до экспериментальной печати на текстиле, который использует Т. Шапошникова, от мягких по колориту листов пастели М. Рахлее-вой до контрастных линогравюр Е. Третьяковой и экспериментальной графики И. Мекумяно-вой.

В экспозицию выставки включены произведения декоративно-прикладного искусства: декоративные панно с кожей, металлом, бисером, плетение из конского волоса, резьба по кости. Современное декоративное искусство выросло из традиционного и связано с ним не только методами работы, но и осознанием продолжения национальной линии. Образ жизни, о котором интересно размышляют герои документальной ленты «Хранители тундры» режиссера С. Барабановой, сохраняется не только в дея-тельностной составляющей, но и в материалах, используемых художниками, названиях работ, говорящих об образном мире авторов, - «Суу-руу», «Дьол». Примечательно, что в этих названиях есть еще одно свидетельство актуализации национальной традиций - использование якутского языка.

Особенно выразительным в этой ситуации выглядит искусство резьбы по кости. Сегодня якутские резчики участвуют в фестивалях этого искусства в регионах России, составляя один из самых обширных и интересных разделов выставок. Современное косторезное искусство Якутии находится на этапе, когда осмысляются художественные результаты XX в., исследуется творческое наследие, идет поиск возможностей сохранения национальной культуры. Об этом пишет 3. И. Иванова-Унарова в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока»: «В настоящее время традиция

косторезного искусства в Якутии, накопленная почти за четыре столетия, обогащается новым содержанием, находится в постоянной динамике, находясь в зависимости от современных социокультурных условий, и вместе с тем сохраняет свою этнокультурную аутентичность» [1,с. 123].

К мастерам старшего поколения принадлежит Ф. Марков, произведения которого находятся в составе коллекций государственных музеев России. Одна из его работ называется «Миры Олонхо». Вряд ли можно найти более подходящее название для того, чтобы описать весь спектр сюжетов якутских резчиков по кости А. Винокурова, В. Капустина, Д. Постникова, М. Слепцова, где часто встречались коновяз-ный столб, Ысыах, эпос Олонхо, рыбалка и др. В этом же русле развивается ювелирное искусство Якутии, в котором сегодня акцент ставится на авторское начало: «Кун (Солнце)» Н. Васильева, броши Л. Гоголевой, женский гарнитур Н. Пермяковой яркое тому подтверждение.

Подводя итог, скажем о том, что сегодня большая роль отводится творческим объединениям самого разного уровня. Открыты гранто-вые программы (и в ряде отделений практика подачи заявки на грант хорошо отлажена), есть возможность привлечь партнеров на разовые акции. Художников все чаще приглашают для коллаборации в крупные проекты: Vladivostok design Week, VK Fest, креативный кластер «Квартал труда (Якутск) и др. Художник стал играть роль в оформлении общественных пространств: хотя общая ситуация в этой области далека от идеальной, авторы с профессиональным художественным образованием приглашаются для создания арт-объектов и декоративных решений фасадов зданий и под. Особая роль сегодня отводится куратору, который способен не только подать идею, но и реализовать ее полностью - от определения концепции выставки до поиска финансирования. Самым важным, объединяющим ДФО фактором, является взаимодействие творческих организаций Союза художников России в регионе.

Отдельно хотелось бы сказать о возросшей активности искусствоведов в Дальневосточном регионе. За период с 2018 по 2023 г. вышли десятки каталогов коллективных и персональных выставок, объемные научные издания, подготовленные музейными сотрудниками, делаются публикации в периодических изданиях, в том

числе в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири и дальнего Востока». Благодаря этой деятельности художественная жизнь региона вписывается в общероссийский контекст. Впервые в каталоге региональной выставки «Дальний Восток» искусствоведы представлены в отдельном разделе. Все этой говорит о системной совместной работе художников и исследователей.

Литература

1. Иванова-Унарова, 3. И. Косторезное искусство Якутии тенденции развития // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2019. -№ 1. - С. 123-133.

2. Леняшин, В. Портрет в России. XX век / В. Леня-шин, Е. Карпова, М. Стекольникова. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2001. - 408 с.

3. Марц, Л. Планета, имя которой степь / Л. Марц, Н. Комарова // Третьяковская галерея. - 2007. - № 4 (17). - URL : https://www.tg-m.ru/articles/4-2007-17/ planeta-imya-kotoroi-step (дата обращения 21.09.2023)

4. Неустроева, Г. Г. Графика Якутии 1960-1980-х годов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2020. - № 1. - С. 121-131.

5. Неустроева, Г. Г. Раритеты Якутии // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2021. - № 3. - С. 52-65.

6. Неустроева, Г. Г. Современная графика Якутии (1990-2019) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2020. - № 2. - С. 57-65.

7. Проект «Раритеты Якутии». - URL : https:// sakhamuseum.ru/nauka/proekty/proekt-raritety-yak utii/?ysclid=lmt3u360ec27473885 (дата обращения 21.09.2023)

8. Тимофеева, В. В. Летопись Союза художников Якутии // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2021. - № 1. - С. 103-111.

References

1. Ivanova-Unarova, Z. I. Kostoreznoe iskusstvo Yakutii tendencii razvitiya [Bone carving art of Yakutia: tendences of development]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2019, no.1, pp.123-133.

2. Lenyashin, V., Karpova, E., Stekolnikova, E. Portret v Rossii. XX vek [Portrait in Russia. 20th century]. Saint Petersburg, Palace Editions, 2001, 408 p.

3. Marc, L., Komarova, N. Planeta, imya kotoroj step' [The planet whose name is steppe]. Tret'yakovskaya galereya, 2007, no. 4 (17), available at: https://www. tg-m.ru/arti cles/4-2007-17/planeta-imya-kotoroi-step (accessed 21. 09. 2023)

4. Neustroeva, G. G. Grafika Yakutii 1960-1980-hgodov [Graphics of Yakutia in 1960-1980]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2020, no. 1, pp. 121-131.

5. Neustroeva, G. G. Raritety Yakutii [Yakutia rarities]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2021, no. 3, pp. 52-65.

6. Neustroeva, G. G. Sovremennaya grafika Yakutii (1990-2019) [Modern graphics of Yakutia (1990-2019)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2020, no. 2, pp. 57-65.

7. Proekt «Raritety Yakutii» [Project "Yakutia rarities"], available at: https://sakhamuseum.ru/nauka/proekty/

proekt-raritety-yakutii/?ysclid=lmt3u360ec27473885 (accessed 21.09.2023)

8. Timofeeva, V. V. Letopis' Soyuza hudozhnikov Yakutii [Chronicle of the Union of Artists of Yakutia]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2021, no. l,pp. 103-111.

Об авторе

Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, Государственная Третьяковская галерея, филиал в г. Владивостоке, главный специалист Регионального отделения Урал, Сибирь и Дальний Восток Российской академии художеств в г. Красноярске E-mail: [email protected]

Zotova Olga Ivanovna

Candidate of Arts, The State Tretyakov Gallery, branch in Vladivostok, Chief Specialist of the Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk

ipr a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.