2 + 2 = 8, то в цепочке от у до г не может быть P0. Последовательно ухудшать векторную оценку у = (2, 2, 3, 1) можно согласно графу на рис. 3, а последовательно улучшать векторную оценку г = (1, 3, 2, 2) можно согласно графу на рис. 4.
.у = (2,2,3.1)
(1,1,3,3)
Рис. 3. Векторные оценки, менее предпочти- Рис. 4. Векторные оценки, более предпоч-
тельные, чем у, согласно информации Q*&D тительные, чем z, согласно информации Q*&D
Поскольку на этих рисунках одна и та же векторная оценка не встречается, то понятно, что «склеить» цепочку отy до z из звеньев с этих рисунков невозможно. Следовательно, Rn неверно.
Литература
1. Подиновский В. В. Введение в теорию важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений: Учебное пособие. - М.: Физматлит, 2007. 64 с.
2. Подиновский В. В. Аксиоматическое решение проблемы оценки важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений // Современное состояние теории исследования операций / Под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: Наука, 1979. С. 117-145.
3. Podinovski V. V. Problems with importance-ordered criteria // User-Oriented Methodology and Techniques of Decision Analysis and Support / J. Wessels and A. P. Wierzbicki (Eds.). Lecture Notes in Economics and Math. Systems. V. 397. - Berlin: Springer, 1993. P. 150-155.
4. Fishburn P. C. Decision and value theory. - New York: Wiley, 1964. 452 p.
5. Подиновский В. В. Количественная важность критериев // Автоматика и телемеханика, 2000. № 5. С. 110-123.
6. Podinovski V. V. The quantitative importance of criteria for MCDA // Journal of Multi-Criteria Decision Analysis, 2002. Vol. 11. P. 1-15.
7. Подиновский В. В. Количественная важность критериев с дискретной шкалой первой порядковой метрики // Автоматика и телемеханика, 2004. № 8. С. 196-203.
8. Podinovski V. V. On the use of importance information in MCDA problems with criteria measured on the first ordered metric scale // Journal of Multi-Criteria Decision Analysis, 2009. Vol. 15. P. 163-174.
9. Подиновский В. В. Анализ решений при множественных оценках коэффициентов важности критериев и вероятностей значений неопределенных факторов в целевой функции // Автоматика и телемеханика, 2004. № 11. С. 141-159.
10.Claessens M. N. A. J., Lootsma F. A., Vogt F. J. An elementary proof of Poelinck's theorem on the convex hull of ranked criterion weights // European Journal of Operational Research, 1991. Vol. 52. P. 255-258.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ И ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ E-LEARNING
С. А. Кочерга, к. ю. н., доц., проректор по кадровому и правовому обеспечению, эксперт по оценке качества профессионального образования Тел.: (495) 442-24-95, e-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
www.mesi.ru
The issues of the quality of education in the conditions of information society, integration into the global educational space and cardinally transformed attitude of the state to education are analyzed. The most important conditions include the guarantee of quality. The harmonious system of quality management of the university, creates conditions for competitive advantage and allows to react adequately to the challenges of the modern societies.
В статье рассмотрены вопросы качества образования в условиях информационного общества, интеграции в мировое образовательное пространство и кардинально трансформированного отношения государства к образованию, когда наиболее важными условиями становятся гарантии качества. Гармонично построенная система менеджмента качества вуза создает предпосылки для конкурентного преимущества и позволяет адекватно реагировать на вызовы современного обществ.
Ключевые слова ISO, EFQUEL, ENQA, EADTU, e-xcellence, качество образовательных услуг, МЭ-СИ, Болонский процесс, e-learning, модернизация.
Keywords: ISO, EFQUEL, ENQA, EADTU, e-Xcellence, the quality of educational services, MESI, Bologna Process, e-learning, modernization
От качества образования зачастую зависят человеческие судьбы
Д. А. Медведев
Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития страны, оказывает существенное
влияние на развитие государства, экономической системы и социальной сферы. Информационное общество, интеграция в мировое образовательное пространство, новые социально-экономические реалии, реализация принципов Болонского соглашения, обусловливают необходимость трансформации российской системы образования к общепризнанным на мировом уровне правилам и нормам в области обеспечения качества. Происходящие процессы влияют на образование в целом и обязывают вузы все более и более удовлетворять потребности личности в доступном и качественном образовании на протяжении всей жизни на основе интеграции передовых образовательных технологий, научных исследований, инноваций и бизнеса.
Новые тенденции развития общества и государства требуют разработки и реализации соответствующих направлений государственной политики. Для обеспечения качества образования большое значение имеет разработка национальных стандартов оценки качества профессионального образования, гармонизированных с международными стандартами и критериями.
Следует отметить, что на федеральном уровне разработаны программы по инновационному развитию: в 2010 г. появилась новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия» [1]; утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, согласно которой одним из приоритетных направлений является участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой [2].
Все же работу в этом направлении желательно ускорить, поскольку перспективы интеграции российского образования в мировую образовательную систему во многом зависят от соблюдения требований международных стандартов, требуется ускоренная разработка и гармонизация национальных стандартов с требованиями международных стандартов: Болонского соглашения, ISO, EFQUEL, ENQA, EADTU, e-xcellence и т. д.
Очень стремительно происходит развитие информационных технологий, рядовой потребитель едва ли успевает отслеживать новинки в этой сфере. Мировое образовательное сообщество так же оперативно реагирует на инновации, и сегодня обсуждает такие инновационные технологии, как Smart education. Smart education является концепцией, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах [3].
Сформированная в университете модель системы менеджмента качества (СМК) позволяет проводить разнообразные оценки деятельности (в рамках участия в международных и национальных оценках качества образования) - предложенный инструмент оценки, основанный на методе проведения SWOT-анализа используется как относительно простой и удобный, а также быстрый и эффективный способ выявления областей для улучшения. Внедренный инструмент самоанализа является не единственным способом оценки качества электронного обучения.
Опыт использования информационных технологий позволяет нам сделать вывод, что наиболее эффективным инструментом повышения качества предоставляемых образовательных услуг и обеспечения эффективности управления университетом является создание и постоянное развитие единой информационной системы (ЕИС), включающей ряд комплексных сервисов, используемых как в учебном процессе, так и в работе административно-управленческих структур и филиалов, вместе с тем это не исключает полностью использования иных форм и технологий работы.
Электронные технологии в первую очередь являются средством создания наиболее оптимальных условий для реализации способностей студента и преподавателя в образовательном процессе, индивидуализации процесса обучения и повышения качества последнего [4]. Одновременно выступают и как основа для преобразования управленческих отношений, возникающих в процессе трансформации системы управления университетом, и как ресурс для успешного функционирования образовательного процесса в электронном распределенном университете в целом [5].
На наш взгляд, именно такой механизм планирования, мониторинга, анализа и улучшения деятельности вуза может обеспечить необходимый уровень принятия управленческих решений сегодня.
Эффективность СМК в МЭСИ подтверждена международным сертификатом соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. В основе модели СМК МЭСИ, построенной в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008, лежат принципы всеобщего менеджмента качества (TQM) (см. рисунок).
Внедрение процессного подхода как одного из инструментов управления способ-
ствует повышению прозрачности и упорядоченности деятельности. В динамично развивающейся организации применение одного лишь процессного подхода очень часто не решает всех задач, но в сочетании с проект-но-ориентированным подходом, с использованием различных информационных систем, таких как MS Project (интегрированное с Windows SharePoint) и др., которые в полной мере могут быть интегрированы в любую существующую систему, повышает эффективность управления университетом и является базисом для внедрения новых технологий в образовательный процесс в целях улучшения качества образовательных программ и учебных курсов.
Сотрудничество университета с зарубежными организациями, развивающими инновационные технологии в образовании, такими как EADTU (основной оператор Европейского союза по развитию электронного обучения), EFQUEL (Европейский фонд качества электронного обучения), IMS (мировой лидер в разработке технологических стандартов для информационных систем в образовании) способствует внедрению лучших практик, позволяет гибко реагировать на изменения и использовать новейшие инструменты.
В оценке качества электронного обучения МЭСИ неоценимую помощь оказали результаты проведенной апробации критериев оценки качества электронного обучения реализуемых образовательных программ в рамках проекта e-xcellence. 2011 году в МЭ-СИ прошла апробация критериев оценки качества электронного обучения в рамках проекта e-xcellence. Подобная апробация уже состоялась в ряде вузов стран Западной Европы. Цель апробации - оценка применимо -сти установленных критериев в национальной системе оценки качества и определение возможности их интеграции в существую-
Лидерство руководства
Вовлечение персонала
Ориентация на потребителя
Процессный и системный подходы к менеджменту
Принятие решений, основанных на
фактах
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Непрерывное улучшение
Рисунок. Принципы всеобщего менеджмента качества (TQM)
щую СМК университета методом проведения самоанализа реализуемых образовательных программ. Разработанный в рамках проекта е-хсе11епсе инструмент оценки качества содержит 33 критерия, распределенных на шесть областей: стратегический менеджмент, разработка учебных программ, разработка курсов, доставка учебных материалов, поддержка персонала, поддержка студентов. В процедурах оценки участвовали научно-образовательные, административно-управленческие структурные подразделения, в целях обеспечения открытости и независимости исследования были также привлечены студенты, обучающиеся по образовательным программам, проходящим процедуру оценки, и представители работодателей.
Внедренный инструмент самоанализа является не единственным способом оценки качества электронного обучения.
В рамках сотрудничества с Европейским фондом качества электронного обучения (Е¥ОиЕЦ МЭСИ в 2011 году принимает участие в институциональной оценке университета на основе критериев, разработанных в рамках проекта. Проект подразумевает оценку деятельности учебного заведения по 10 областям: стратегия развития электронного обучения, стремление к инновациям (культура, научные исследования, развитие), развитие человеческих ресурсов и услуг, образовательные ресурсы, профессорско-преподавательский состав учебного заведения, обучающиеся, качество предложения, степень открытости общественности, управление правами на интеллектуальную собственность, уровень технического обеспечения. Оценка деятельности вуза в рамках проекта проводится в 2 этапа - осуществление самоанализа и, в случае признания экспертами EFQUEL информации соответствующей установленным требованиям, - экспертная (выездная) оценка. Успешная реализация первого этапа позволила МЭСИ организовать экспертную оценку с участием экспертов проекта иЫ!Оие в октябре 2011 года.
Многообразие предлагаемых на рынке образовательных услуг образовательных программ диктует необходимость проведения независимых исследований для определения лучших предложений образовательных продуктов. В 2010 году МЭСИ принял участие в интересном на наш взгляд проекте «Лучшие программы инновационной России», организованном совместно Гильдией экспертов профессионального образования, Национальным центром общественно-
профессиональной аккредитации и журналом «Аккредитация в образовании». Особенность проекта в том, что, в отличие от существующей в России практики выбора (ранжирования) вузов на основе статистической информации и количественных показателей, анализ программ осуществлялся методом экспертных оценок общественно-профессиональных сообществ. В результате проведенной оценки из 30 000 образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями России, по оценкам независимых экспертов лучшими признаны 2330. В их числе 8 образовательных программ МЭСИ. Именно эти программы вошли в сборник «Лучшие программы инновационной России», ставший своего рода путеводителем для абитуриентов.
Предоставление гарантий качества образования и его признание на национальном и международном уровне является важным конкурентным преимуществом университета в нынешних социально-демографических условиях. Эффективное использование инструментов самоанализа, интеграция критериев оценки качества различных международных и национальных стандартов, конкурсов по оценке качества образования и систем управления образовательным учреждением, а также осуществление общественно-профессиональной аккредитации - основные современные тренды в оценке качества образования.
Опыт МЭСИ, внедренная и эффективно функционирующая в университете система управления, основанная на передовых национальных и международных стандартах и системах качества, позволяют вузу успешно управлять университетом с филиалами и занимать лидирующие позиции и гарантировать качество образования нашим существующим и потенциальным потребителям услуг в соответствии с требованиями профессиональных сообществ, государства и общества в целом.
Для совершенствования качества используются различные критерии: модели премий и конкурсов по качеству, лучшие практики других общеобразовательных учреждений, мировая практика, сформулированная в стандартах ISO, другие стандарты и модели, что позволяет определить сильные и слабые стороны, области, требующие улучшения, - основу для совершенствования в целом, зачастую без дополнительных затрат. Такие системы, как СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008, раз-
работаны и результативно внедрены во многих российских вузах.
Для обеспечения качества образования большое значение имеет разработка национальных стандартов оценки качества профессионального образования, гармонизированных с международными стандартами и критериями.
Университет сегодня - научно-образовательный и воспитательный комплекс, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных кадров, стремящийся гармо-
нично интегрироваться в информационное общество и инновационную национальную и международную экономику. Обеспечить качество образования необходимо не только в рамках требований государства, которые как показывает практика, все вузы успешно выполняют, но и с помощью отлаженной системы управления, внедрения системы менеджмента качества, все это способствует удовлетворению требований обучающихся и их родителей, работодателей и государства.
Литература
1. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010). - URL: http://base.garant.ru/184120/ (дата обращения: 14.10.2011).
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Российская газета, 16.02.2008. № 34.
3. Тихомиров В. П. Мир на пути Smart education. Новые возможности для развития // Открытое образование, 2011. № 3. С. 22-28.
4. Тихомирова Н. В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации // Открытое образование, 2011. № 3. С. 71-77.
5. Тихомирова Н. В. Управление современным распределенным университетом: концепция, инструменты, методы // Высшее образование в России, 2010. № 4. С. 8-16.
ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА, РАВЕНСТВО И ДОСТУПНОСТЬ
П. А. Шевцов, первый проректор, кандидат политических наук, профессор кафедры финансов и статистики E-mail:[email protected] Российский государственный торгово-экономический университет
http://www.rsute.ru
The interpretation of the term «Elitist education» by famous sociologists and by the author is given in the article. The influence of educational standards of parents on the desire and possibility to give their child the opportunity to have a higher education is considered in the article.
В статье дана интерпретация понятия элитарного образования известных социологов и авторское мнение, а также рассмотрено влияние уровня образования родителей на желание и возможность получения ребенком высшего образования.
Ключевые слова: элитарное образование, массовое образование, образование родителей.
Key words: elitist education, mass education, education of parents.
Элитарное образование, судя по всему, торыми сталкивается образование такого есть некая отсутствующая реальность, по- типа.
скольку нет реального элитарного образова- Не является ли сама эта идея элитарного
ния. Это, скорее, обращает к общетеоретиче- образования ошибочной, сомнительной? В скому плану, чем к описанию проблем, с ко- данном случае мы опираемся на классиков