Международный научно-исследовательский журнал и ® н
«Прогрессивная экономика»
№ 1 / 2025 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/sovremennye-tendenczii- Прогрессивная
obespechemya-konkurentosposobnosti-rossijskoj-ekonomiki-v-usloviyah-novyh-
ekonomicheskih-i-politicheskih-sankczij-protiv-nee/
Научная статья / Original article Ш »
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3 Я 1
УДК 339.9
DOI: 10.54861/27131211 2025 1 73
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
САНКЦИЙ ПРОТИВ НЕЕ
Киселев А.А., профессор, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Ярославский государственный технический университет; профессор, Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Ярославль, Россия
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение проблем обеспечения российской экономикой необходимого уровня конкурентоспособности на мировой арене в условиях продолжающего не только экономического, но уже политического и военного давления со стороны США и ряда стран, зависимых от США, а также определения тенденции российской экономики в конкурентной борьбе на мировом рынке. В настоящее время в мировой экономике происходят глобальные процессы, связанные со стремлением США сохранить доминирующее положение в мировой экономике и политике, «старую модель» однополярного мира, что приводит к изменению условий конкуренции во всей мировой экономике. Усиление экономической и политической конкурентоспособности России, Китая, Индии и ряда других стран, вынуждают США действовать агрессивно против «неугодных» ей экономик, в первую очередь, против России, принуждая к этому и своих партнеров по ЕС и блоку НАТО, которые утратили свой суверенитет. При этом США не считаются даже с тем, что своими действиями создают проблемы и для своих европейских партнеров. Понимая определенную неэффективность только экономических санкций, одним из инструментов удержания своего лидирующего положения в мировой экономике, США в сдерживании развития конкурентоспособности российской экономики используют любые средства вплоть до военных, в том числе, втягиванием России в вооруженную борьбу на Украине, чтобы «победить ее на поле боя» «чужими руками». Однако, как показывает практика, российская экономика стремится адекватно реагировать на внешние вызовы и трансформироваться с учетом национальных интересов. Тем не менее, в условиях экономических, политических и военных санкций против нее есть проблемы в обеспечения конкурентоспособности российской экономики, которые требуют своего научного решения, как в настоящее время, так и в стратегической перспективе.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, мировая экономика, российская экономика, глобализация, санкции, тенденции развития.
CURRENT TRENDS IN ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE CONTEXT OF NEW ECONOMIC AND POLITICAL SANCTIONS AGAINST IT
Kiselev A.A., Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department, Yaroslavl State Technical University; Professor, Yaroslavl Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Yaroslavl, Russia
Abstract. The purpose of the article is to consider the problems of providing the Russian economy with the necessary level of competitiveness in the world arena in the conditions of continuing not only economic, but already political and military pressure from the U.S. and a number of countries dependent on the U.S., as well as to determine the trend of the Russian economy in the competition in the global market. Currently, the world economy is undergoing global processes related to the U.S. desire to maintain its dominant position in the world economy and politics, the "old model" of unipolar world, which leads to changes in the conditions of competition in the entire world economy. Strengthening economic and political competitiveness of Russia, China, India and a number of other countries force the U.S. to act aggressively against "undesirable" economies, primarily against Russia, forcing its partners in the EU and NATO bloc, which have lost their sovereignty. At the same time, the U.S. does not even consider the fact that its actions create problems for its European partners as well. Realizing the ineffectiveness of economic sanctions alone, one of the tools to maintain its leading position in the world economy, the U.S. uses any means to restrain the development of competitiveness of the Russian economy, up to and including military ones, including dragging Russia into the armed struggle in Ukraine in order to "defeat it on the battlefield" with "foreign hands". However, as practice shows, the Russian economy tends to adequately respond to external challenges and transform itself with regard to national interests. Nevertheless, under the conditions of economic, political and military sanctions against it there are problems in ensuring the competitiveness of the Russian economy, which require its scientific solution, both at present and in the strategic perspective.
Keywords: competition, competitiveness, world economy, Russian economy, globalization, sanctions, development trends.
JEL classification: D72, F51, I23.
Для цитирования: Киселев А.А. Современные тенденции обеспечения конкурентоспособности российской экономики в условиях новых экономических и политических санкций против нее // Прогрессивная экономика. 2025. № 1. С. 73-89. DOI: 10.54861/27131211_2025_1_73.
Статья поступила в редакцию: 14.01.2025 г. Одобрена после рецензирования: 22.01.2025 г. Принята к публикации: 23.01.2025 г.
For citation: Kiselev A.A. Current trends in ensuring the competitiveness of the Russian economy in the context of new economic and political sanctions against it // Progressive Economy. 2025. No. 1. pp. 73-89. DOI: 10.54861/27131211_2025_1_73.
The article was submitted to the editorial office: 14/01/2025. Approved after review: 22/01/2025. Accepted for publication: 23/01/2025.
Введение
Сегодня в мировой экономике актуализируются вопросы обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, в том числе и российской экономики, на что влияет мировая тенденция по переходу от однополярного мира с доминированием США к многополярному миру. Однако США стремятся удержать свои доминирующие позиции в мире во всех сферах деятельности и возможность диктовать другим странам «правила поведения» [23]. Исторически сложилось, что важнейшим соперником своего мирового господства США в первую очередь видели и продолжают видеть Россию. Победив в холодной войне, которая закончилась распадом СССР, США посчитали, что Россия стала, по выражению бывшего президента США Б. Обамы, их «бензоколонкой», то есть источником дешевых энергоресурсов для США. А внедрение в российскую экономику американских платёжных систем Visa и Mastercard позволяли США не только контролировать финансовую систему России, но и оказывать необходимое им влияние на экономику и функционирование российской финансовой системы, а, в конечном итоге, даже воздействие на формирование необходимого США общественного мнения россиян и многое другое.
Однако Россия XXI сумела выйти из-под тотального контроля США и начала совместно с Китаем, Индией и другими странами, недовольными «глобализацией по американским правилам», проводить политику перехода к многополярному миру. В этих условиях США взяли курс на то, чтобы «разорвать российскую экономику в клочья» всеми возможными средствами: от «болезненных» для российской экономики политических и экономических санкций до победы ее «на поле боя». Однако российская экономика не только удержала свои позиции, но и стремится к реализации стратегии технологического лидерства и обеспечению самодостаточности своей экономики. Но США и зависящие от нее западные и другие страны усиливают антироссийскую деятельность, вводят все новые и новые пакеты санкций. И уже не секрет, что «коллективный Запад» во главе с США вынашивает план расчленения России. Например, в США была опубликована карта раздробленной на 17 частей России. Эта информация была опубликована на сайте «Комиссии правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе». Все это требует от России того, чтобы своевременно реагировать на создаваемые для российской экономики угрозы и обеспечивать нужный российской экономике уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
И Россия последовательно выступает против однополярного мирового порядка «по правилам США» и сорвала планы США и Запада по ее изоляции в мировой экономике. Об этом свидетельствует активное участие России в создании и работе ШОС и БРИКС. Например, сегодня БРИКС насчитывает 10 членов, при этом 17 государств, включая Турцию, подали заявки на вступление. Еще 22 страны планируют подать такую заявку и др. А вот США постоянно теряют свой авторитет на мировой арене даже у своих западных партнеров, которые начинают понимать, что США их просто используют для
реализации своих интересов. Все это ведет к тому, что, как отметил французский историк и антрополог Э. Тодд, даже вновь «избранный президент США Д. Трамп не сможет сдержать свое предвыборное обещание - сделать Америку снова великой», так как «Америка находится в состоянии необратимой деградации, вызванной целым рядом объективных факторов, не зависящих от воли отдельного человека» [12]. И в этих условиях России нужно видеть тенденции развития своей экономики и активно реализовывать меры по укреплению ее конкурентоспособности на мировом рынке на основе принципов многополярного мира, что определяет актуальность исследуемой темы.
Материалы и методы
В процессе работы над статьей автором использовались работы российских и иностранных исследователей-ученых по теме исследования, авторские наработки по теме статьи, материалы выступлений различных руководителей органов государственного управления, как России, так и иностранных государств, а также текущие материалы новостных агентств и источники из интернета. Методологическую основу исследования составляют логический и системный анализ, моделирование, проектирование и включенное наблюдение. Практическая направленность исследования определяется, в том числе, и тем, что для анализа состояния и перспектив развития российской экономике в современных условиях использовались как уже проверенная временем информация, так и самая «свежая информация» из материалов новостных агентств на момент написания статьи.
Результаты и обсуждение
В настоящее время США активно использовали в качестве инструмента сохранения своей конкурентоспособности и доминирующего положения в мировой экономике использование доллара в качестве мировой резервной валюты и концепцию глобализации экономики, которая реализовывалась США так, чтобы «привязать» национальные экономики других стран к «долларовой зависимости» от США и возможности использовать в своих интересах дешевые ресурсы других стран [25]. Однако такая ситуация привела к тому, что экономика США стала ориентироваться на достаточно большой импорт продукции из других стран, так как это было «необходимо для поддержки постоянной эмиссии доллара, включая его мировое распространение» [24]. При этом за годы глобализации широчайший спектр необходимых для функционирования американской экономики товаров США привыкла не производить, а получать. А это повлияло, к примеру, на то, что экономика США во многом стала зависеть от экономики Китая. Так, например, из вышедшего несколько лет назад доклада Минобороны США «О ситуации с ключевыми поставками» стало ясно, что зависимость друг от друга крупнейших экономик мира далеко не столь проста. В частности, в докладе отмечалось, что более 300 ключевых наименований продукции, критически необходимой для функционирования американских вооруженных сил, оказались в полной зависимости от поставок из Китая [9].
Одновременно развитие таких инструментов глобализации, как использование интернета привело к тому, что появились новые возможности для усиления конкурентоспособности экономик различных стран в новых экономических и технологических реалиях. Странами стали активно использоваться системы быстрых и безопасных платежей в режиме он-лан, транспортные доставки и другое, когда физические границы государств и языковые барьеры перестали быть преградой в развитии национальных экономик [1]. Для США такое развитие событий стало нежелательным. Так, например, мировой финансовый кризис 2008-2010 гг. наглядно показал, что привлекательность глобализации для многих стран начала снижаться и проявилась тенденция к фрагментации национальных экономик, то есть многими странами началась проводиться политики защиты национальных экономических интересов, в том числе в области торговли, капитала, миграции, обмена технологиями и др. А для российской экономики сложились особые «правила» для обеспечения своей конкурентоспособности, «продиктованные» со стороны США, которые нарушают даже международные соглашения и нормы и носят характер силового давления. Так, например, американский журналист К. Моррис назвал подписание бывшим президентом США Д. Байденом в апреле 2024 года закона о конфискации замороженных активов РФ в пользу Украины объявлением экономической войны России [3].
Терпит сегодня крах и политика использования доллара, как экономического фактора давления США на другие страны. Так, например, по статистическим данным американского Минфина на 3 января 2024 года государственный долг США впервые в истории превысил 34 трлн. долларов, повысившись за 2023 год почти на 10%, то есть на 2,7 трлн. долларов [6]. А на конец 2024 года государственный долг США составил уже порядка 36,2 трлн. долларов. Такая ситуация создает для США это угрозу того, что доллар потеряет свои позиции в качестве мировой резервной валюты, страны начнут рассчитываться между собой в национальных валютах, вследствие чего экономика США будет терять свой лидирующий статус. Вследствие этого соратник нового президента США Д. Трампа И. Маск призвал правительство США срочно решить проблему огромного госдолга, а «иначе доллар ничего не будет стоить» [21].
При этом многие страны на примере России видят угрозу своему экономическому суверенитету от использования доллара в качестве мировой резервной валюты, когда США имеет возможность заморозить их долларовые активы. Так было, например, с Венесуэлой, когда США заморозили ее активы, так как к власти в стране пришел не тот человек, которого они хотели бы назначить. Однако в 2022 году США «разморозила» 3 млрд. долларов для того, чтобы начать поставки нефти из Венесуэлы. При этом США оплачивать поставки нефти из Венесуэлы США не намерены, так как якобы это будет сделано за счет «размороженных» средств, которые остаются в Америке. В результате этого Венесуэла не получила от США своих денег, а США были
намерены качать нефть из Венесуэлы «в счет венесуэльских долгов», то есть фактически бесплатно [13]. И такая ситуация с долларом сегодня наносит удар по имиджу США, как надежного финансового мирового гаранта.
Изучение проблемы развития мировой экономики показывает и то, что наращивание государственного долга и дефицит бюджета США ведут к тому, что Америка будет вести себя все более агрессивно во внешней политике, обеспечивая себе необходимый уровень конкурентоспособности, в том числе и за счет экономики стран, поддержавших экономические санкции против российской экономики, находящихся в политической зависимости от США. А от усиления давления США на мировую экономику негативно отразится на экономике всех стран, взаимодействующих с ними, в том числе стран Евросоюза и других стран, взаимодействующих с ними. Уже сегодня эксперты утверждают, что «иррациональные антироссийские санкции, введенные США, затронули в основном Европу», так как европейские страны, присоединившиеся к режиму санкций, столкнулись с серьезным энергетическим кризисом, что «ведет к постепенному процессу деиндустриализации и экономической деградации» даже крупных экономик таких стран, как Германия и Франция [22]. Так, например, во время посещения выставки-форума на ВДНХ в феврале 2024 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что Германия, отказавшись от российского авторынка и от российского газа, сейчас уничтожает свой автопром [5]. А 16 января 2025 года помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Дж. Пайетт заявил, что «Украина не возобновит транзит российского газа», «в Европе наблюдается «конец зависимости» от российских энергоресурсов», умолчав о том, что в связи с этим виден «драматический рост» собственной индустрии сжиженного природного газа (СПГ) в США и спад в экономике стран Евросоюза [4]. При этом Украина с января 2025 года, перекрыв перекачку российского газа в страны Евросоюза, еще больше усугубила и так не простую экономическую ситуацию в европейских странах. Эксперт клуба «Валдай» А. Гривач отметил, что «за первые две недели 2025 года из европейских хранилищ подняли около 10 млрд. м3 газа, сейчас там осталось менее 70 млрд. м3», в среднем где-то на 70 дней [20]. Хотя европейцам пока хватает топлива для работы промышленных объектов и отопления домов, участники Евросоюза все чаще задумываются о возможной волне банкротств собственных бизнесов из-за роста газовых цен. Но США уже начинают поставлять свой сжиженный газ в Европу по достаточно высокой цене, устранив Россию, как конкурента, «руками» самих европейцев. Вследствие этого, можно считать, что США считают возможным за счет снижения роста экономик стран Евросоюза решать проблемы конкурентоспособности своей экономики на рынке энергоресурсов.
Нужно отметить, что такая политика США и вмешательство в экономику других стран приводят к негативному влиянию на всю мировую экономику. Вследствие этого, как отмечается в ежегодном отчете Национального исследовательского института мировой экономики и
международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук, главные проблемы для мирового экономического развития в 2024 году заключались в следующем. Во-первых, темпы мирового экономического роста в силу демографических и структурных факторов начали замедляться. Во-вторых, экономика Китая, которая вносила наибольший вклад в мировой экономический рост на протяжении последних двух десятилетий, начнет снижать темпы своего развития. В-третьих, ни у развитых стран, ни у Китая в настоящее время нет иного способа поддерживать экономический рост, кроме, как через увеличение долговой нагрузки, которая сейчас достигла высокого уровня [18].
При этом в интересах обеспечения своих национальных экономических интересов США начали более активно использовать военную силу против реальных и потенциальных конкурентов, привлекая для этого, в том числе, своих партнеров по военному блоку НАТО. Так, США и его партнерами по НАТО под надуманными предлогами были разгромлены военным путем экономики Ирака, Ливии, Югославии, была сделана попытка уничтожения экономики Сирии, чему помешала Россия, и многое другое. И все это делалось в интересах получения США дешевых сырьевых ресурсов для своей экономики. Например, США до сих пор практически держат в Сирии военные базы без согласия на то руководства страны и практически «воруют» сирийскую нефть для нужд своей экономики. А сегодня США, которые уже решили, что после 90-х годов российская экономика превратилась в «бензоколонку», то есть поставщика дешевых ресурсов для развития американской экономики, судорожно пытается уничтожить российскую экономику, применяя, в том числе, уже испытанные методы военного воздействия на нее. Вследствие этого можно считать, что мировая экономическая конкуренция с подачи США все больше стала получать «военно-политическую окраску».
Однако применить военные меры против России, как ядерной державы, США напрямую не могли и делали все, чтобы победить нашу страну в «холодной войне», разорвав по выражению экс-президента США Б. Обамы «в клочья» российскую экономику, превратив ее в свой сырьевой «придаток». Но усиление экономической мощи России и ее активное участие в мировой экономике встревожили США. Так, например, в 2006 году в рамках Петербургского экономического форума была создана организация БРИКС, на долю стран-участниц которой уже сегодня приходится более 1/3 мирового ВПП [14]. И такая активность действий России и развития российской экономики стала восприниматься США новой глобальной угрозой для своего мирового экономического и военно-политического доминирования. Тем более, Россия выступила фактически новой силой, которая встала на пути агрессивных действий США в Сирии и нанесла удар по экономическому, политическому и даже военному престижу США. В этих условиях у США возникло желание по примеру войны с Ираком и Ливией наказать Россию и победить ее на «поле боя». Но учитывая угрозу ответных военных действий со
стороны России, США стали использовать в качестве военного «тарана» Украину. При этом Украина постоянно получает огромную финансовую и военную помощь в войне против России, чтобы ослабить ее конкурентные возможности. И пока еще США настроена, как можно дольше продолжать эту войну на Украине с Россией, не считаясь с интересами Украины, а требуя снизить призывной возраст до 18 лет, то есть «выбить» на войне украинскую молодежь, как потенциальный ресурс ее экономического развития.
Таким образом, анализ современной ситуации позволяет утверждать, что все предпринимаемые усилия США против экономики России наносят ущерб российской экономике, но, тем не менее, не дали нужного им эффекта. Как подчеркнул глава Правительства РФ М. Мишустин на заседании кабинета министров в апреле 2024 года по обсуждению основных параметров прогноза социально-экономического развития на 2025 год и плановый период до 2027 года, «российская экономика уверенно адаптируется к внешним вызовам и трансформируется исходя из собственных национальных задач». Он подчеркнул, что в феврале 2024 года «рост ВВП ускорился до 7,7%, расширилось наше производство в добывающих и обрабатывающих сферах, укрепляется потребительская активность» и т.д. [17].
Нужно отметить, что уже больше 10 лет российская экономика противостоит агрессивным экономическим, политическим и военным санкциям со стороны США и стран Запада. Ключевыми факторами, позволившими добиться такого результата, стали переориентация внешнеторговых потоков в пользу нейтральных и дружественных стран, расширение внутреннего спроса за счет наращивания государственных расходов, а также достаточно взвешенная макроэкономическая политика, позволившая избежать дестабилизации национальной экономики в условиях жесткого внешнего давления. А работа в рамках организаций ШОС и БРИКС представляют новые возможности для своего прогностического развития и сотрудничества с другими странами, позволяет усиливать свой экономический потенциал для преодоления санкций со стороны США и недружественных стран.
На основании проведенного изучения ситуации с обеспечением российской экономикой нужного ей уровня конкурентоспособности можно сделать ряд выводов. Во-первых, российская экономика сумела своевременно перейти на отечественную платежную систему «Мир», которая заменила используемые американские платёжные системы Visa и Mastercard. Это обеспечило независимость транзакций, обрабатываемых внутри страны, и невозможность отключить применение россиянами пластиковых карт «Мир» извне. Конечно, это ограничило использование пластиковых карт россиянами за рубежом, но позволило устранить угрозу искусственного создания финансового кризиса в российской экономике со стороны США.
Во-вторых, российская экономика в основном сумела переориентироваться в своем импорте на растущий азиатский и африканский рынки. Конечно, российская экономика понесла определенные потери от
потери рынка ЕС. Однако на данном этапе было важнее найти новые пути для реализации продукции, чем максимизировать прибыль от экспорта.
В-третьих, российская экономика стала использовать стратегию импортозамещения, позволяющую избежать дефицита необходимых стране товаров, ресурсов и услуг, а, соответственно, развития экономического кризиса. Это связано с тем, что достаточно долгое время выгоднее было ввозить нужное оборудование, комплектующие, товары, разработки и сырье из-за границы, чем производить российские аналоги. Например, по мнению экспертов, в станкостроение доля импорта составляла 50-60%, в электронной промышленности - 80-90%, в легкой - 70-80%. И так практически в каждой сфере [8]. В-четвертых, российская экономика стала проводить «дедоллоризацию» российской экономики и увеличивать долю межгосударственных расчетов в национальных валютах и т.д. Например, в настоящее время, как заявил в 2023 году министр финансов А. Силуанов, доля расчетов в национальных валютах между Россией и Китаем выросла до 90%. Это тоже помогло избежать экономических кризисов при блокировке долларовых счетов России со стороны США и стран ЕС [19].
В-пятых, российская экономика стала адекватно отвечать на антироссийские действия стран, вводящих или поддерживающих экономические санкции против нее. Так, например, в рамках ответа Финляндии на экономические санкции с ее стороны запретила экспорт древесины, в том числе топлива на его основе. И сразу выяснилось, что этот товар имеет для целого ряда европейских стран критическое значение. Ведь попадающие под запрет березовые балансы, которые служат основным сырьем для производства бумаги; фанерный кряж, используемый для производства фанеры и топливная щепа являются для Евросоюза критически важными товарами. Кроме того, в настоящее время Госдума приняла законопроект о денонсации действовавшего почти 70 лет соглашения с Великобританией, разрешающего британцам вылов рыбы в российской зоне Баренцева моря, что может оставить Британию без национального блюда фиш-энд-чипс. Еще ранее Россия запретила японцам ловить рыбу у Южных Курил и многое др. Все это нарушило благоприятные условия для экономического развития недружественных России стран, считающих, что они могут объявлять безответные экономические санкции, лишило их ряда необходимых им российских ресурсов.
В-шестых, нужно отметить, что сами США объявляют антироссийские экономические санкции выборочно, чтобы не снизить конкурентоспособность своей экономики, и не считаются с экономическими потерями своих «партнеров по антироссийским санкциям». Так, например, кандидат экономических наук, профессор Университета «Синергия» С. Зайнуллин в интервью «Газете^и» отметил, что за новые антироссийские санкции США, в том числе на проект «Арктик СПГ 2», будут расплачиваться европейские союзники США по блоку НАТО. Он назвал санкции на проект «Арктик СПГ 2» мерами недобросовестной конкуренции, направленными на поддержание
высокого уровня цен на сжиженный природный газ для получения сверхприбыль американских нефтегазовых компаний, в том числе и поставляемый на европейский рынок. Но цены на газ для европейской экономики - это разорение промышленных предприятий Европы и снижение конкурентоспособности европейской экономики [25]. Официальный представитель МИД России М. Захарова 2 января 2025 года отметила, что от остановки транзита российского газа через Украину «пострадала Европа, а бенефициар такого решения - США», что это «не только ослабляет экономический потенциал Европы, но и самым негативным образом сказывается на уровне жизни европейских граждан» и на высокой стоимости газа, поставляемого из США [16].
В-седьмых, даже в условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине, где задействованы огромные ресурсы США и стран НАТО против России, российская экономика в 2023-2024 годах продемонстрировала признаки в целом успешной, хотя и краткосрочной адаптации к беспрецедентным санкционным вызовам, обусловленным резким нарастанием геополитических противоречий с США и другими ведущими экономически развитыми странами. При этом все новые и новые пакеты политических, военных и экономических санкций со стороны США уже не пугают ни руководство РФ, ни ее население. Так, например, 10 января уходящая в отставку администрация Д. Байдена ввела новые санкции против российского нефтяного сектора. При этом санкции стали самыми жесткими, так как нанесли удар по так называемому «теневому флоту», который используется Россией для поставок нефти в различные страны мира. При этом они нашли «подходящий» повод, чтобы ввести в Балтийское море военные корабли НАТО. А 15 января 2025 года финская общественная телерадиокомпания проинформировала, что «корабли НАТО были отправлены в Финский залив после того, как в Балтийском море во время европейских рождественских праздников произошли обрывы электрического кабеля и нескольких телекоммуникационных линий» [2]. Конечно, все это было обозначено действиями со стороны России. Реальная причина такого решения связана с желанием США блокировать поставки нефти и газа РФ морским путем. При этом польский премьер Д. Туск заявил, что «НАТО приняло решение значительно нарастить свои силы на Балтике, а также хочет разрешить себе задерживать любые суда в нейтральных водах» [11]. Не приходится сомневаться, что речь у него идет о российских судах.
В-восьмых, российская экономика уже начинает адекватно отвечать на санкции и недружественные действия со стороны США и зависящих от них стран. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, «Москва тщательно анализирует ситуацию вокруг санкций США в отношении российского энергетического сектора и не исключает ответных мер». Он отметил, что «речь идёт о мерах, которые позволят минимизировать последствия ограничений и будут наилучшим образом отвечать интересам России и её компаний». При этом аналитики считают, что наиболее
эффективной ответной мерой может стать временное сокращение добычи нефти - в нынешних условиях одна лишь угроза такого сокращения способна оказать серьёзное влияние на рынок [10]. А заместитель помощника американского президента по национальной безопасности Д. Сингх заявил, что в ноябре 2024 год Россия ограничила экспорт обогащенного урана, что создало угрозу перебоев в производстве атомной энергии в США [2]. Это свидетельствует о том, что Россия наконец-то заставляет недружественные страны задумываться о последствиях своих действий, осуществляемых «по правилам» США. Все эти тенденции позволяют считать, что российская экономика обеспечила определенную «выживаемость» в новых геополитических условиях. Однако все это можно считать лишь тактическими успехами российской экономики в обеспечении своей конкурентоспособности.
В-девятых, наукой и практикой уже доказано, что научно-технологическое развитие, глобальная конкурентоспособность любой страны зависят от уровня развития инженерного дела, которое в значительной степени определяется состоянием высшего, в первую очередь инженерного образования. К сожалению, как показывает практика, сегодня есть проблемы с управлением российским высшим образованием. Так, например, академик РАН Р. Нигматулин отмечает, что «на протяжении всей истории в министерстве образования работали академики. Квалифицированные люди с достойным образованием. Кого мы видим на этих постах сегодня? Менеджеров и юристов. Эти люди не способны ни поднять промышленность, ни наладить образование» [25]. Так, последние 30 лет постоянно «совершенствуется» подготовка студентов в российских вузах, которая проявляется в принятии органами управлениями высшим образованием все новых и новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Однако все изменения в них являются «косметическими», когда меняются, к примеру, только названия компетенций, как абстрактных способностей обучающихся и не более того. При этом называть их стандартами нельзя, так как они не дают четкого понимания того, чему и как нужно учить студентов, как будущих специалистов. В настоящее время уже на государственном уровне принято решение об отказе «не прижившейся» иностранной модели высшего образования «магистратура-бакалавриат».
Тем не менее, вузы уже два года продолжают набирать студентов и выпускать их по иностранным «лекалам» как бакалавров, которые, как профессионалы, не интересны работодателям. Вследствие этого можно констатировать, что российское высшее образование сегодня пока еще не решает задачу подготовки для отечественных организаций необходимых специалистов, в том числе, нужных работодателям инженеров в конкретных отраслях экономики в необходимом количестве, что негативно отражается на эффективности развития национальной экономики. При этом даже государственные вузы сегодня стали больше внимания уделять не
совершенствованию профессиональной подготовки студентов, как будущих профессионалов, а сосредотачивают свои усилия на коммерческой деятельности, то есть на «зарабатывании» денег. Как отметил один из руководителей российского технического вуза на просьбу технической кафедры приобрести нужное ей для обучения студентов оборудование: «Мы стараемся работать на реальные деньги», то есть будем закупать только такое оборудование, которое даст коммерческий эффект вузу.
На практике есть случаи, когда государственные вузы отказываются даже от части бюджетных мест в пользу платного набора студентов, так как это дает им мгновенный экономический эффект. Ряд технических вузов отказывается от бюджетных мест на заочное обучение, так как на организацию их обучения вузу выделяется «мало средств», около 15% по сравнению с организацией очного обучения. В результате такого подхода теряется такая составляющая в работе многих российских вузов, как необходимая профессиональная подготовка студентов, осуществляемая под конкретные потребности российской экономики в специалистах. В результате такой ситуации креативный потенциал молодых выпускников вузов «не работает» в должной мере в интересах отечественных организаций и в целом не используется в интересах обеспечения нужного уровня конкурентоспособности российской экономики. При этом Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования не увязаны с потребностями организаций в различных профессионалах, нужных российским организациям, с профессиональными стандартами [25]. Чтобы как-то решать эту проблему чиновники от высшего образования говорят о необходимости создания на базе российских вузов передовых инженерных школ. Считается, что задача таких школ - подготовка в них квалифицированных кадров для высокотехнологичных наукоемких секторов экономики, нацеленных на создание инновационных разработок и продуктов. Как отмечал один из экспертов М. Калмацкий, в 2024 году количество передовых инженерных школ на базе российских вузов выросло с 30 до 50. И в дальнейшем их число планируется увеличить до 100 [25]. Но возникает вопрос о том, почему речь идет об инженерных школах на базе технических вузов, когда они по определению обязаны готовить необходимых организациям профессионалов-инженеров? Особенно это актуально сегодня, когда в российских организациях уже проявляется «кадровый голод», в первую очередь, в инженерных кадрах. И он будет увеличиваться по мере необходимости решения новых задач по обеспечению технологического суверенитета российской экономики и самодостаточности российской экономики.
Основные задачи по стратегическим вопросам обеспечения своей конкурентоспособности в основном сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному собранию. Сегодня нельзя отрицать факта, что все новые и новые санкции США и «коллективного Запада» создают для российской экономики серьезные трудности и проблемы, которые
требуют научных подходов к их разрешению, и ставят новые задачи перед российской экономикой. При этом нужно понимать, что США не намерены упускать свое мировое лидерство, а, соответственно, экономические санкции против России будут вводиться еще в течение, как минимум, 10-15 лет. Примерно все это время доллар продолжит оставаться основной мировой резервной валютой. В этот период необходимо сделать многое в финансовой сфере, в первую очередь, в рамках взаимодействия стран ШОС и БРИКС, которые служат площадкой для партнёрства государств, чьи интересы в сферах политики, экономики и безопасности совпадают, нужно будет внедрить общую платежную систему БРИКС, чтобы устранить в мировых расчетах господство доллара, и увязать ее с национальными платежными системами стран, входящих в союз БРИКС.
Для этого, как показывает анализ исследуемой проблемы, необходимо реализовать много новых сложных задач. Во-первых, российская экономика должна стать связующей логистической системой, способствующей укреплению российской конкурентоспособности. Для этого российская экономика должна сделать Северный морской путь (СМП) своим главным «козырем» в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики за счет уменьшения сроков доставки грузов. Это связано с тем, что основные альтернативные маршруты грузоперевозок между Востоком и Западом не только длиннее СМП, но и рискованнее. Например, расстояние от Владивостока до Санкт-Петербурга по главному конкуренту СМП - Суэцкому каналу составляет более 23 тыс. км, тогда как по СМП только 14 тыс. км, а от японской Иокогамы до Мурманска - почти 24 тыс. км против 10,7 тыс. км. При этом при перевозках грузов компании и операторы сталкиваются с проблемами, вызываемыми постоянно напряженной политической ситуацией в зоне Суэцкого канала: сомалийские пираты, региональные конфликты, а также дороговизной судоходства и др. [15].
Во-вторых, импортозамещение в российской экономике сегодня в силу объективных причин идет тяжело. Это связано с тем, что достаточно долгое время выгоднее было ввозить нужное оборудование, автомобили, комплектующие, товары, разработки и сырье из-за границы, чем производить российские аналоги такой продукции. Однако в промышленности пока еще в большей мере сейчас идет простая замена продукции, которую ранее поставляли западные страны, на продукцию из Китая и других дружественных стран или через них, как посредников (параллельный импорт). Например, уже сегодня видно, что российский авторынок легковых автомобилей активно осваивают вместо немецких и французских моделей автомобилей многочисленные китайские бренды. Однако новых отечественных автомобилей у нас появилось мало. Активно развивался бренд «Москвич», но он оказался неконкурентоспособным у россиян по отношению к многочисленным китайским моделям. А модификация вазовского автомобиля «Веста» идет, к примеру, за счет установки на нее китайского модернизированного двигателя 1,8 Evo и 7-ступенчатого вариатора от
китайского производителя WanLiYang. В этих условиях США уже воздействуют и будут стремиться воздействовать на дружественные России страны с целью запрета поставок определенных товаров в Россию. Так, например, Министерство финансов США 1 мая 2024 года внесло 20 компаний из Китая, включая Гонконг, в SDN list за их сотрудничество с Россией и т.д. [25]. И это говорит о том, что одним из главных вопросов в обеспечении конкурентоспособности российской экономики сегодня должен стать вопрос технологического суверенитета. И как отметила Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко, сегодня «еще одним ключевым вопросом станет борьба за технологический суверенитет» [7]. Вследствие этого все отрасли российской промышленности должны активнее переходить на производство продукции и комплектующих на территории РФ.
В-третьих, важнейшее направление в обеспечении конкурентоспособности российской экономики связано с подготовкой необходимых российским организациям специалистов и инженерных кадров. С 2026 года запланировано внедрение в российские вузы новой модели российского высшего образования. И нужно самое серьезное внимание нужно обратить на внедрение не просто косметических изменений в высшее образование, а на внедрение такой новой модели высшего образования, которая позволит реально решать проблемы обеспечения российских организаций выпускниками вузов, как профессионалами, способными обеспечивать креативное, прогностическое и прогрессивное развитие организаций, обеспечивая необходимую конкурентоспособность российской экономики и, самое главное, возможность реализации задачи по обеспечению ее технологического лидерства и своей самодостаточности на мировом рынке. Кроме того, желательно вернуться к тому, чтобы выпускники ведущих государственных вузов хотя бы частично получали распределение на работу в российские организации. Это не на словах, а на деле укрепило бы взаимодействие работодателей и вузов, так как работодатели начали бы предъявлять необходимые практические требования к профессиональной подготовке выпускников вузов, чтобы получить качественный ресурс в виде энергичных, креативных и активных выпускников вузов, обеспечивающих им прогностическое развитие и нужный уровень конкурентоспособности. Следовательно, сегодня важнейшим приоритетом в обеспечении нужного российской экономике уровня конкурентоспособности становится переориентация отечественных вузов на подготовку конкретных профессионалов, необходимых российской экономике и способных обеспечить ей необходимую самодостаточность и решение всех задач, стоящих перед ней.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее время российская экономика стоит перед необходимостью обеспечения своей конкурентоспособности в условиях глобальных изменений в мировой экономики, сильного санкционного
давления со стороны США и стран ЕС, что требует от нее обеспечения своей самодостаточности и технологического суверенитета.
2. Пришло время более активно встраиваться в мировую экономику с позиций страны с развитой экономикой, в том числе используя ШОС и БРИКС, как крупнейших импортеров не только ресурсов, но и высокотехнологичной продукции из всех сфер экономики. При этом стратегия импортозамещения в России не должна остаться лозунгом, а должна стать реальным механизмом развития российской экономики, включая самые технологичные отрасли и экономического взаимодействия с экономиками дружественных стран.
3. Необходимо в условиях перехода к многополярному миру ускорить уход зависимости российской экономики от доллара, обеспечивая свой национальный суверенитет. Одновременно необходимо активно развивать взаиморасчеты с дружественными странами в национальных валютах.
4. Необходимо срочно перенастроить высшее образование на подготовку таких профессиональных кадров, которые позволят организациям обеспечивать себя необходимыми молодыми кадрами для успешной работы в современных условиях развития мировой экономики, избежать кадрового голода в постоянно изменяющихся рыночных условиях и максимально использовать потенциал выпускников вузов в интересах обеспечения своей конкурентоспособности и технологического суверенитета.
5. Необходимо сделать отечественную теорию управления организациями, которая сегодня «замусорена» иностранными терминами, реальной основой для практического обеспечения эффективной деятельности отечественных организаций, возможности своевременно и адекватно оценивать угрозы для российской экономики и своевременно и адекватно реагировать на них, с научных позиций реализовывать стратегию импортозамещения и стратегию технологического лидерства и суверинитета, как механизм обеспечения самодостаточности российской экономики в условиях современных вызовов.
Заключение
Только все это в комплексе позволит эффективно решить задачи обеспечения российской экономике нужного уровня конкурентоспособности не только в краткосрочном периоде, но и долгосрочной перспективе. И все эти задачи нужно решать с государственных позиций, а не с позиций какого-то сиюминутного результата, который в стратегической перспективе нанесет урон конкурентоспособности российской экономике, что у нас часто происходило до 2010 года. Тем не менее, практика показывает, что российская экономика вышла на свой путь развития, и имеет хорошие шансы к 2050 году стать одной из ведущих мировых экономик. При этом сегодня важно выдерживать временные рамки своевременного решения стоящих перед российской экономикой задач по обеспечению нужного уровня своей конкурентоспособности, чтобы избежать ошибок 90-х годов прошлого века, вследствие чего сегодня приходится нагонять упущенные возможности в
развитии экономики, что требует значительного перерасхода всех видов ресурсов и финансовых средств.
Литература
1. Влияние глобализации на конкуренцию и конкурентоспособность. URL: https://scienceforam .ru/2019/article/2018017181.
2. В США заявили о рисках в связи с ограничением РФ экспорта урана. URL: https://finance.mail.ru/2025-01-17/v-ssha-zayavili-o-riskah-v-svyazi-s-ogranicheniem-rf-eksporta-urana-64475007/.
3. В США назвали объявлением войны конфискацию активов РФ. URL: https://rg.ru/2024/05/02/v-ssha-nazvali-obiavleniem-vojny-konfiskaciiu-aktivov-rf.html.
4. В США оценили перспективы транзита российского газа через Украину. URL: https://lenta.ru/news/2025/01/16/v-ssha-otsenili-perspektivy-tranzita-rossiyskogo-gaza-cherez-ukrainu/.
5. «Германия уничтожает свой автопром»: ждать ли «смерти» немецких концернов. URL: https://auto.rambler.ru/news/52204684-germaniya-unichtozhaet-svoy-avtoprom-zhdat-li-smerti-nemetskih-kontsernov/.
6. Госдолг США 2024: что это и как он угрожает мировой экономике. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/645e58c89a7947668c1aadf6.
7. Матвиенко не ждет кардинальных изменений в структуре нового правительства. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6664645.
8. Пономаренко Н.Ш., Балдынюк А.И. Инновационные доминанты формирования и реализации стратегии импортозамещения на предприятиях пищевой промышленности // Прогрессивная экономика. 2023. № 9. С. 5-30.
9. Погодин С. Н., Ягья Т. С. О Развитии торговых американо-китайских отношений // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №3 (33). С. 26-38.
10. Есиков С.Н. Интеграция России в мировую экономику: анализ влияния глобализации и санкций на экономическую безопасность // Прогрессивная экономика. 2024. № 3. С. 100-109.
11. Немецкая пресса: НАТО на Балтике начинает операцию против России. URL: https://topwar.ru/257516-nemeckaja-pressa-nato-na-baltike-nachinaet-operaciju-protiv-rossii .html.
12. Тодд Э. После империи. Pax Americana - начало конца. М.: Лабиринт. 2004. 240 с.
13. Отчаянная ситуация. Почему США сняли санкции с Венесуэлы. URL: https://www.rbc.ru/politics/19/10/2023/653067ae9a7947bcc981541d.
14. Пономарева О.В. Перспективы промышленной кооперации стран БРИКС в рамках новых трендов развития ГЦДС // Международная экономика. 2021. № 6. С. 408-425.
15. Перспективы Северного морского пути. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/686530-perspektivy-razvitiya-smp/.
16. После остановки транзита газа Россия жалеет Европу, а эксперты боятся за «Газпром». URL: https://newizv.ru/news/2025-01-02/posle-ostanovki-tranzita-gaza-rossiya-zhaleet-evropu-a-eksperty-boyatsya-za-gazprom-435324.
17. Российская экономика адаптируется к внешним вызовам, заявил Мишустин. URL: https://ria.ru/20240423/mishustin-1941785517.html.
18. Россия и мир: 2024 (ежегодный отчет). URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2023/RossiaMir2024-Prognoz.pdf.
19. Силуанов заявил, что доля расчетов в нацвалютах между РФ и Китаем оставляет 90%. URL: https://tass.ru/ekonomika/19047493.
20. Стало известно, на сколько дней осталось запасов газа в хранилищах Европы. URL: https://monocle.ru/2025/01/16/stalo-izvestno-na-skolko-dney-ostalos-zapasov-gaza-v-khranilischakh-yevropy/.
21. США лопнут через год: большая война неизбежна. URL: https://tsargrad.tv/articles/ssha-lopnut-cherez-god-bolshaja-vojna-neizbezhna_1003260.
22. США намеренно провоцируют кризис на европейском континенте. URL: https://inosmi.ru/20240503/krizis-268767979.html.
23. Ткаченко М.Ф., Кутовой В.М., Толмачев П.И. Новые тренды в мировой экономике и международном бизнесе и их влияние на внешнеэкономическую деятельность российских предприятий // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 6589-6600
24. Экономические проблемы США. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskie_problemy_i_puti_ih_resheniy a/ekonomicheskie_problemy_ssha/.
25. Kolesov R.V., Kiselev, A.A. Trends and prospects for ensuring the Russion economy competitiveness in the context of economie and politikalsanctions // Journal of Regional and International Compttitiveness. 2024. Vol. 5 (03). P. 2229.