Эгамов К. Д. студент 1 курса магистратуры специальность «География» Ургенчский государственный университет Республика Узбекистан, г. Ургенч
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
ТРАНСПОРТА
Аннотация: Транспортные узлы и дорожная сеть являются основными элементами территориальной структуры транспортной системы. Эти элементы являются взаимосвязанными транспортно-географическими связями, и их изучение является важной географической задачей.
Ключевые слова: транспорт, узлы, система, транспортно-географическое положение, грузопотоки, транспортные узлы.
Egamov K.J. 1st year graduate student majoring in Geography Urgench State University Republic of Uzbekistan, Urgench
MODERN TRENDS IN RESEARCH GEOGRAPHY OF TRANSPORT
Abstract: Transport nodes and the road network are the main elements of the territorial structure of the transport system. These elements are interconnected transport-geographic links, and their study is an important geographical task.
Key words: transport, nodes, system, transport and geographical location, cargo flows, transport nodes.
Транспортная система региона включает в себя линейную и узловую инфраструктуру (дороги, транспортные пути, сеть этих путей; транспортные узлы и центры, транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки). Эти элементы являются взаимосвязанными транспортно-географическими связями, и их изучение является важной географической задачей. Транспортные узлы и дорожная сеть являются основными элементами территориальной структуры транспортной системы [1].
В результате современного технического прогресса в транспортной системе происходят следующие процессы: 1) расширение транспортной сети по всему миру и охват даже самых отдаленных районов; 2) снижение
скорости и времени сообщения в грузовых и пассажирских перевозках, что приводит к консолидации мирового экономического и культурного пространства; 3) очень неравномерное распределение и расположение транспортной сети независимо от технического прогресса.
В то же время методы определения протяженности и плотности линий связи очень сложны и трудоемки. Тот факт, что подобные исследования практически отсутствуют в Узбекистане, усложняет выполнение поставленных задач. Имеются объективные проблемы в оценке уровня развития существующей инфраструктуры географически, и при оценке необходимо установить транспортную обеспеченность регионов путем формирования сложных транспортно-экономических балансов, с учетом гармоничного развития всех отраслей и регионов. Поэтому важно рассмотреть направления и подходы, которые широко используются при изучении географии транспорта, адаптировать их к условиям Узбекистана.
Однако разные ученые по-разному трактуют функциональную функцию транспорта. К их числу относится трактовка, данная Г. А. Гольцем, согласно которой «роль транспорта состоит не в том, чтобы территориально изменить размещение населения и производства, а в том, чтобы территориально их объединить» [2]. Следует отметить, что региональные особенности в транспортной географии имеют большее значение, чем в других отраслях. Одной из важнейших особенностей является то, что ее объекты имеют пространственно-сетевую характеристику, взаимосвязанную с территорией, производством и размещением населения. Густота сети и мощность транспортных потоков в определенной мере отражают концентрацию производства, уровень освоения региона, его потенциал, уровень социально-экономического развития региона.
Исходя из вышеизложенных соображений, основными задачами развития транспортной системы с учетом региональных и других факторов являются:
- постепенное и сбалансированное развитие национальной транспортной системы;
- эффективное использование транзитного потенциала страны;
-расширение крупных транспортных узлов и дорог, комплексное
формирование крупных транспортных узлов, через которые проходят основные грузопотоки;
- улучшение состояния всех дорог в соответствии с международными стандартами;
- формирование системы интегрированных транспортно-логистических центров в стране и в регионах.
Развитие транспортной инфраструктуры должно основываться на следующих принципах:
-соответствие программам и перспективам социально -экономического развития страны и регионов;
- дифференциальный подход к развитию и модернизации транспортной инфраструктуры;
- максимальное использование всех помещений и коммуникаций при осуществлении внутреннего и внешнего транзита;
-координированное развитие различных видов транспорта.
При развитии транспортной инфраструктуры, безусловно, необходимо изучение ее региональных особенностей. Важнейшими элементами транспортной системы являются транспортная сеть и транспортные потоки, представляющие собой сумму всех путей сообщения, соединяющих населенные пункты в регионах. Для него характерны следующие понятия и показатели:
Транспортный поток (грузопассажирский поток) — это перемещение большого объема грузов и пассажиров из одного места в другое по дороге или маршруту с использованием транспортных средств. Основные характеристики транспортного потока: направление, объем (количество), интенсивность (количество грузов и пассажиров в единицу времени), стабильность или нестабильность, сезонность и др. При исследовании транспортных потоков используются балансовый метод, линейные и нелинейные приложения, транспортные вопросы. Транспортные потоки более интенсивны в крупных городах, чем в относительно небольших, при этом интенсивность выше на коротких дистанциях и ниже на дальних [3].
Транспортный узел - место объединения одного или нескольких видов транспорта, пересечения транспортных путей (не менее трех), разгрузки и перегрузки, пересадки пассажиров, сортировки транспортных средств с большим объемом грузопассажирооборота, видов транспорта узел - железная дорога, автомобильные дороги, воздушные узлы и т.д. По сочетанию видов транспорта делятся на транспортные узлы и комплексные узлы (к ним относится большинство видов транспорта водно-сухопутный, сухопутный, воздушно-сухопутный) [4].
По мнению известного ученого Н. Н. Баранского, транспортная сеть — транспортные узлы, центры и дорожная сеть определенной местности с экономико-географической точки зрения — составляет основу всего этого, она обеспечивает форму местности, объединяет определенную область [5].
На расположение дорог и транспортных сетей влияют различные факторы:
- природные условия (рельеф, климат, объекты гидрографии, почвенный покров);
- уровень социально-экономического развития региона;
- размещение и культура населения, проживающего и развивающегося на данной территории;
- политико-географические особенности;
- основные транспортные потоки и их направления;
- конфигурация транспортной сети;
- характеристики пространства, обслуживаемого транспортной сетью (анизотропия и изотропия, форма и размер площади, разнообразие уровня пространства, тип соседства).
Существует несколько подходов к изучению транспортных сетей и транспортных отношений. Они изучают уровень взаимодействия и транспортную доступность различных видов транспорта на заданной территории [6].
Выводы и предложения
1. Результаты изучения современных особенностей и тенденций территориальной организации транспортной системы показывают, что в территориальной организации транспортной системы усиливаются процессы социализации (повышение мобильности и пассажиропотока). В то же время расширяется влияние транспортно-географических споров, очень велико влияние социально-экономических факторов на территориальную организацию транспортной системы.
2. Результаты изучения научно-практических основ и подходов к экономико-географическим аспектам транспортной системы показывают, что сегодня территориальная организация транспортной системы отражает содержание процессов социально-экономического развития регионов. Однако существуют разные подходы к изучению этих процессов, и необходимо усиление математических и картографических подходов в исследовании совершенствования регионального состава транспортной системы.
Использованные источники:
1.Семина И.А., Носонов А.М., Логинова Н.Н. и др. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона: монография / Под. ред. А.М.Носонова, И.А.Семиной. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2014. - С.228.
2.Гольц Г.А. Транспорт и расселение / Г.А. Гольц. - М.: Наука, 1981. - С.31.
3.Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. - Смоленск-Москва, Универсум, 2005. С.384
4.Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов.— Москва: Логос, 2013.— С.18.
5.Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956.-С.168.
б.Чибряков Я.Ю. Картографический метод исследования обеспечнности террриторий транспортной сетью// Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъёмка, №3, 2012, - С.65.