И.А.Матющенко
Нижневартовск, Россия
I.A.Matyuschenko
Nizhnevartovsk, Russia
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье раскрываются основные пути информатизации повседневной жизни, приводятся примеры процессов, подвергшихся компьютеризации, дается описание новых возможностей, которые при этом получил человек.
Ключевые слова: информационные технологии; новые формы и виды связи; информационные технологии в организации учебного процесса; изменение принципов взаимодействия государства и гражданина.
CURRENT TRENDS IN INFORMATIZATION OF SOCIETY
Abstract. The article describes the main ways of informatization of everyday life, examples of processes affected by computerization, and a description of new opportunities that people obtained.
Key words: information technologies; new forms and types of communication; information technologies in the educational process; changes in the principles of interaction between government and citizens.
Сведения об авторе: Матющенко Игорь Алексеевич, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики.
Место работы: Нижневартовский государственный гуманитарный университет.__________________________
About the author: Igor Alekseevich Matyuschenko, senior lecturer of the Department of Informatics and its Teaching Methodology.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University of Humanities.
Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, E-mail: [email protected]
ул. Дзержинского, д. 11; тел. (3466) 459044.
С появлением в 1981 г. первого семейства персональных компьютеров IBM PC человечество шагнуло в новую для себя эру — эру информатизации, позволившей автоматизировать не только процессы накопления, обработки и передачи информации, профессиональную деятельность человека, но и его повседневную жизнь, основательно её изменив.
Что поменялось в жизни людей с приходом информационных технологий? Ответ на этот вопрос проиллюстрируем несколькими примерами:
- безналичные расчёты;
- приобретение товаров и услуг с помощью глобальной компьютерной сети;
- новые формы и виды связи, общения, досуга;
- модификация подходов к организации учебного процесса и проведению занятий в школе, вузе;
- изменение принципов взаимодействия государства и гражданина.
Рассмотрим некоторые примеры более подробно.
Новые формы и виды связи, общения, досуга:
- IP-телефония с функцией передачи аудио- и видеосигнала, организации телеконференций (Sipnet, Skype, QIP, Mail.Ru Агент);
- бесплатные сервисы обмена текстовыми сообщениями (ICQ, mIRC, QIP, Mail.Ru Агент, в том числе их мобильные версии);
- цифровое интерактивное телевидение;
- подписка через веб-сайты кинокомпаний на просмотр художественных фильмов, в том числе и только что вышедших в прокат.
В настоящее время сетевая телефония становится все более распространенной, оставляя фиксированную связь в прошлом. Это достигается, прежде всего, удобством пользования услугой и низкой её стоимостью при отсутствии периодических платежей. Для активизации услуги требуется простая регистрация и наличие специального программного продукта, который легко скачивается с сайта поставщика. Организация сетевого общения возможна при наличии доступа в Интернет, веб-камеры и микрофона. Наряду с этим абоненты одного сетевого оператора могут общаться друг с другом бесплатно, а современные тенденции этого сервиса заключаются в его объединении с известными платформами,
предназначенными для общения в глобальной сети (QIP, Mail.Ru Агент). Всё это делает IP-телефонию весьма привлекательной в глазах потенциальных пользователей.
Что касается времени досуга, то сегодня эта сфера жизни тоже ощущает на себе влияние информатизации. Не так давно отечественные провайдеры предложили пользователям услугу «Цифровое интерактивное телевидение» — многообразие интерактивных функций телевидения, в сравнении с эфирным, кабельным или спутниковым телевещанием [1]:
- создание списка любимых каналов, просмотр перечня каналов с электронной программой передач в меню на экране телевизора, быстрое перелистывание каналов с целью просмотра текущих программ в уменьшенном формате;
- прослушивание радиостанции через телевизор;
- просмотр фильмов по выбору клиента из постоянно обновляемой видеотеки в удоб-ное для него время;
- информация о погоде, курсе валют и прочее;
- настройка для просмотра только тех каналов, просмотр которых, по мнению родителей, будет безопасным для детей.
С приходом в дом высокоскоростного доступа в Интернет, у людей появилась возможность не только принимать качественный телесигнал, но и просматривать новинки кинопроката, не посещая кинотеатров. Такая услуга активно набирает обороты в Европе и США. Пользователь через сайт кинокомпании оформляет и оплачивает подписку на просмотр определённого фильма. После подтверждения оплаты, в течение 48 часов ему открывается доступ к просмотру. При этом трансляция идёт через сеть, а качество получаемого видеосигнала не уступает телевидению высокого разрешения. Для многих киностудий эта услуга, на фоне падающего спроса на кинотеатральный прокат и DVD-диски, является весьма перспективной.
Не стоит в стороне от информатизации и образование. Происходит модификация подходов к организации учебного процесса и проведению занятий в школе и вузе. В ряде регионов России в средних школах активно апробируются и внедряются информационные среды, позволяющие [2]:
- вести электронное расписание, журналы, дневники;
- создавать и поддерживать ленты школьных новостей;
- организовать удалённое общение учителей, учеников и родителей;
- формировать и выдавать отчёты по каждому учащемуся, классу, школе в целом;
- оповещать родителей об успеваемости ребёнка (через SMS, e-mail);
- контролировать время прихода (ухода) ребёнка в школу (из школы) и расход денежных средств на «Карте учащегося» (предназначенной для питания) и количество совершённых по ней покупок;
- организовывать удалённый доступ к информации через Интернет с разграничением прав для администрации, учителей, родителей и учеников.
Работа школ под управлением подобных сред делает внутришкольные процессы открытыми, позволяет оперативно взаимодействовать всем сторонам, заинтересованным в обучении детей.
Преобразования претерпевают и подходы к организации учебной деятельности школьников. В наше время перед учителем открывается целый спектр технического и программного инструментария:
- персональные компьютеры с подключёнными к ним интерактивными досками;
- сетевое оборудование, необходимое для проведения занятий с помощью компьютерной сети (например, при болезни ученика, в дни отмены занятий по каким-либо причинам);
- программное обеспечение, ориентированное на использование в учебном процессе в качестве вспомогательного компонента в работе педагога (современные обучающие приложения способны сообщить новое знание пользователю, провести с ним практический
тренинг, проконтролировать усвоение материала с детальным анализом выявленных ошибок).
В опытных руках учителя, преподавателя эти помощники способны сделать занятия более познавательными, интересными, помочь вникнуть в предмет тем учащимся, кто имел до этого проблемы с восприятием материала.
Изменение принципов взаимодействия государства и гражданина. Согласно утверждённым концепциям «Формирование информационного общества в России» и «Электронное правительство», органы федеральной власти страны «вошли» в глобальную сеть. Необходимость такого шага обоснована как изменившимися реалиями жизни, так и желанием государства быть мобильным в организации диалога с гражданами. Реализуются принятые концепции с помощью двух площадок:
- сервер органов государственной власти России (http://gov.ru/) служит для организации доступа к электронным ресурсам всех ветвей власти в стране, к порталам и сайтам субъектов Российской Федерации и их руководителей;
- портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/ru/) ориентирован на работу пользователей и государственных структур в режиме он-лайн, сосредотачивает в себе все «точки соприкосновения» государств и гражданина.
Логическим продолжением внедрения информационных технологий в государственное управление стало намерение руководителей страны ввести универсальную электронную карту (УЭК) как средство предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Внедрение УЭК позволит:
- производить выплаты из бюджета (пенсии, стипендии, пособия, зарплаты и др.) на счета карт;
- оплачивать штрафы и налоги в бюджет, проезд, услуги связи, покупки в магазинах;
- идентифицировать гражданина (карта должна стать аналогом паспорта);
- заменить все виды социальных карт, а также полисы обязательного медицинского и пенсионного страхования, банковские карты.
Информационно-коммуникационный прогресс не стоит на месте, способствуя развитию техники и технологий, даруя человеку возможность качественно изменить свою жизнь, трудовую деятельность, взаимоотношение с окружающими. Но те несомненные блага, приведённые выше, могут обернуться регрессом, деградацией, если использовать их бездумно или оставаться равнодушным к тем пагубным процессам, которые получили своё развитие с приходом в нашу жизнь персонального компьютера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт ОАО «Ростелеком». иКЬ: http://www.rt.ru
2. Официальный сайт ООО «Электронная школа». иКЬ: http://www.e-school.ru
3. Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. иКЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/electric_card