Научная статья на тему 'Современные тенденции и противоречия формирования образовательного потенциала России'

Современные тенденции и противоречия формирования образовательного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / СОСТОЯНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / POTENTIAL / STATUS / TRENDS / KNOWLEDGE ECONOMY / PLANNING / INNOVATION AND TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитов А. В.

В статье рассматривается процесс формирования образовательного потенциала в условиях становления инновационной экономики, выявлены и проанализированы противоречия его развития, связанные с системой стратегического планирования высшего профессионального образования; со сложившейся структурой специальностей в системе высшего профессионального образования и с применяемыми технологиями подготовки специалистов; с несоответствием конъюнктуры рынка образования конъюнктуре рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND CONTRADICTIONS IN FORMING EDUCATIONAL POTENTIAL OF RUSSIA

The paper deals with formation of educational potential in the process of establishing an innovation economy. The author identifies and analyzes the contradictions of its development related to the strategic planning system of higher education, the current structure of disciplines in higher professional education and methods of training, the disparity between education market and labor market.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и противоречия формирования образовательного потенциала России»

Ловушка необразованности. Низкое качество образования значительной части дипломированных специалистов как результат коррупции при поступлении в вузы, покровительства слабым студентам, стремления вузов удержать платный контингент и прочее в сочетании с низкой квалификацией молодых рабочих кадров - одни из серьезнейших препятствий движения страны к экономике знаний. Негативное последствие этой ловушки усиливается действием «диссертационной ловушки» (Е. Балацкий).

Ловушки Истерли [3]. Бедные понижают производительность друг друга. В зоне бедности находится большая доля населения, чем определяет официальная статистика. Высокие же стандарты жизни порождают и соответствующий уровень культуры, и инициативность, и предприимчивость, и образованность. И к такой ловушке надо стремиться. Но в условиях переходного состояния российской экономики взрывное формирование относительно небольшого, но влиятельного слоя миллионеров и миллиардеров породило кластер людей с характерным демонстративно престижным потреблением, ориентацией не на лучшие ценности Запада, а на часто беспринципные, утверждающие вседозволенность, разлагающе влияющие на более широкие круги населения, включая высшие слои чиновников. Государство может перенацелить интересы этого слоя в полезное для будущего России русло, если, реформируя налоговую систему, сократит налоги на производство и увеличит прогрессивное налогообложение потребления.

Ловушка инерционной ментальности как совокупность образа мыслей, жизненных установок, способа реагирования на изменяющиеся условия жизни. С позиций эволюционной экономики - это негативная рутина,

главное препятствие для формирования инновационного поведения, инновационной ментальности.

Стремление минимизировать издержки институциональной адаптации, порождаемые ловушками, требует гигантских усилий всех здоровых сил общества, системных реформ.

Вызов XXI в. для российской экономики состоит в том, что она должна найти для себя путь успешной адаптации к тем структурным сдвигам, которые происходят в мире, и сделаться конкурентоспособной в сфере инноваций [5]. Нынешний кризис показал, что он вызван прежде всего трудностями адаптации к инновационной экономике, в том числе несоответствием ее нынешним институтам мировой финансовой системы. Помимо этого, сейчас совершенно очевидно, что такие факторы, как институты и культура, обусловливают различия между странами и оказывают огромное влияние на их экономическую динамику.

1. См.: Манохина Н.В. «Институциональные ловушки» и институциональный вакуум в российской инновационной среде // Вестник СГСЭУ. 2011. № 5 (39). С. 44 - 48.

2. См.: Манохина Н.В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5 (24). С. 16 - 18.

3. См.: Манохина Н.В., Мирошниченко Н.В., Устинова Н.Г. Институциональное управление в инновационной среде. Саратов, 2011.

4. См.: Мирошниченко Н.В. Теоретические аспекты институционального управления в условиях новой экономики // Вестник СГСЭУ. 2011. № 4 (38). С. 32 - 35.

5. См.: Ясин Е.Г. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

удк 33:37(470) А.В. Никитов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

В статье рассматривается процесс формирования образовательного потенциала в условиях становления инновационной экономики, выявлены и проанализированы противоречия его развития, связанные с системой стратегического планирования высшего профессионального образования; со сложившейся структурой специальностей в системе высшего профессионального образования и с применяемыми технологиями подготовки специалистов; с несоответствием конъюнктуры рынка образования конъюнктуре рынка труда.

Ключевые слова: образование, потенциал, состояние, тенденции, экономика знаний, планирование, инновации, технологии.

Л.У. ммш

CURRENT TRENDS AND CONTRADICTIONS IN FORMING EDUCATIONAL POTENTIAL OF RUSSIA

The paper deals with formation of educational potential in the process of establishing an innovation economy. The author identifies and analyzes the contradictions of its development related to the strategic planning system of higher education, the current structure of disciplines in higher professional education and methods of training, the disparity between education market and labor market.

Key words: education, potential, status, trends, knowledge economy, planning, innovation and technology.

Стратегия развитии страны— 15-20 лег

Стратегические направления развития образования РФ Стратегические направления развития высшего образования РФ

______________________т__________________________________________

Стратегия развития федерального округа в виде комплекса целевых

программ

Федеральные целевые программы, связанные с образованием

I

Стратегия развития региона РФ

Стратегические направления развития системы образования региона РФ

Стратегические направления развития системы высшего образования

региона РФ

I

Стратегические направления развития муниципального образования субъекта РФ

Стратегические направления развитая системы образования муниципального образования субъекта РФ

Стратегические направления развития системы высшего образования муниципального образования субъекта РФ

\ I '

Стратегический план развития вуза

Система стратегического планирования высшего образования в системе стратегических планов РФ

Становление инновационной экономики (как в России, так и во всем мире) предъявляет особые требования к качеству и уровню формирования и использования ее образовательного потенциала, являющегося базой для создания долгосрочной стратегии развития страны. (Образовательный потенциал, во-первых, - это капитал, проявляющийся в человеческом ресурсе, во-вторых - система, где происходят накопление знаний и умений, приобретение опыта и навыков, воспроизводящиеся через систему образования.) В связи с этим перед национальными системами высшего образования различных стран возникают задачи обеспечения качественного уровня подготовки специалистов, повышения уровня их компетенции и профессионализма.

Следует отметить, что за последние 15 лет инновационная активность России не испытывала ни взлетов, ни падений: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, колеблется в пределах 9 - 11%. По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (таким как Германия - 70%;

Канада - 65%; Бельгия - 60%; Ирландия, Дания и Финляндия - 55 - 57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20 - 40%. Кроме того, Россия заметно проигрывает на международном рынке по экспорту вы -сокотехнологичных продуктов. Доля России на этом рынке - всего 1/4% [5]. Это обусловлено тем, что в настоящее время в процессе формирования и развития образовательного потенциала России сложился ряд противоречивых тенденций.

Одним из существенных противоречий, влияющих на формирование образовательного потенциала в условиях развития инновационной экономики, является противоречие, складывающееся между системой стратегического планирования высшего профессионального образования и стратегическим планированием в России.

Оно заключается в отсутствии единой функциональной стратегии развития системы высшего профессионального образования, которая во многом имеет декларативный характер.

Представленный на рисунке документ, раскрывающий основные стратегические направления развития системы образования в соответствии со стратегией развития страны на 15 - 20 лет, свидетельствует только о расстановке приоритетов развития высшей школы и является очень общей базой для разработки перспектив.

Нельзя не отметить, что, во-первых, в планах стратегического развития высшего профессионального образования основные усилия направлены на создание

новых профессиональных стандартов образования по подготовке специалистов нового уровня, адекватных потребностям инновационной экономики страны, с привлечением сообществ работодателей.

Во-вторых, в прогнозе социально-экономического развития России до 2020 г. отражена планируемая динамика расходов на образование; так, в 2011 г. объем государственного финансирования образования составляет 4,6% ВВП, а в 2020 г. планируется уже 5,5%.

В-третьих, в официальной позиции государства («О стратегии развития России до 2020 г.») особое внимание уделено образованию в РФ. Будущее России, успехи в экономике зависят от образования и здоровья людей, их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.

В-четвертых, стратегической целью образования сегодня является становление практической компетентности (социальной, интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.) студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации, конкурентоспособности на рынке труда.

♦---------------------------------------------------

И, в-пятых, при модернизации образования Министерством образования и науки РФ были определены такие стратегические цели своей деятельности, как:

- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

- создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

- создание условий для активизации инновационной деятельности.

Однако это только направления модернизации и развития образования. На государственном уровне для целей стратегического планирования системы высшего образования имеющиеся документы являются в большей степени лишь ориентиром и базовыми принципами. Как следствие, отсутствует стратегическое планирование развития образовательного потенциала на государственном уровне.

Согласно высказываниям и прогнозам специалистов в области стратегического планирования решение данной проблемы видится в выработке новых подходов к построению моделей для прогнозирования уровня образовательного потенциала по видам экономической деятельности. Это позволит на федеральном уровне разработать алгоритмы прогнозирования в разных временных масштабах, в том числе стратегических при использовании новых макропоказателей экономики России в отраслевых разрезах.

Однако сегодня стратегия на уровне государства имеет декларативный характер, на уровне регионов нет четких ориентиров для планирования.

Инновационный путь развития российской экономики предполагает формирование образовательного потенциала, соответствующего новому времени. Это обусловило необходимость модернизации системы высшего профессионального образования и внедрения инновационных образовательных технологий в организацию учебного процесса. В настоящее время наблюдается противоречие между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей в системе высшего профессионального образования и применяемыми технологиями подготовки специалистов.

Одной из важных стратегических задач любого образовательного учреждения является формирование университета инновационного типа, основная цель которого - это подготовка специалистов, отвечающих требованиям информационного общества. Для этого вузу необходимо активно разрабатывать и реализовывать новые технологии обучения, в частности основанные на интернет-технологиях, позволяющие существенно повысить качество обучения через систему эффективного взаимодействия преподавателя и студента. Однако образовательные учреждения, осуществляя инновационную деятельность, сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное развитие финансовой

---------------------------------------------------♦

и материально-технической базы инновационной деятельности, кадрового потенциала учебного заведения, обеспечивающего инновационную деятельность. Надо отметить, что высокие технологии (информационные и телекоммуникационные) во многих странах мира выступают основой социально-экономического развития, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к получению, обработке и распространению информации - одной из важнейших задач формирования экономики, основанной на знаниях. И наиболее перспективной технологией обучения являются интернет-технологии, которые обеспечивают доступ к информации как студентов, так и преподавателей.

Глубина распространения сети Интернет в мире составляет порядка 24,7%. Россия занимает 9-е место в мире по численности интернет-пользователей, что составляет 38 млн человек, или 2,28% мировой интернет-аудитории (по состоянию на 2009 г.). По данному показателю Россия обгоняет Южную Корею на 524 200 человек, но отстает от Франции, занимающей 8-е место в мире, на 4 млн человек. Среди 25 крупнейших стран мира по глубине проникновения сети Интернет на территорию страны Россия занимает 18-е место (27,13%), находясь рядом с Бразилией (17-е место; 33,97%) и Китаем (19-е место; 25,25%). Россия занимает 4-е место в Европе по численности интернет-пользователей (38 млн человек), отставая от Франции на 4 млн интернет-пользователей, Великобритании - на 10,8 млн пользователей, Германии - на 17,2 млн [2].

По сравнению с Европой, где практически в каждой стране имеются образовательные учреждения инновационного типа, применяющие интернет-технологии на высшем уровне, в России это все находится только на стадии становления и формирования. В этой связи необходимо более интенсивно модернизировать систему профессионального образования, так как она затрагивает все стороны образовательной системы: образовательный потенциал, информационную базу, технологию обучения, институциональную и организационную структуру вуза. Все это предполагает выработку и обоснование в первую очередь инновационных подходов к организации учебного процесса.

Модернизация и формирование системы профессионального образования с применением новых образовательных технологий (таких как активное использование сети Интернет) должны быть основаны на принципах универсальности, открытости и гибкости.

Первый принцип (универсальности) предполагает дистанционное обучение, позволяющее осваивать учебные дисциплины на расстоянии и включающее в себя самостоятельное изучение дисциплин студентами любых форм обучения.

Сущность второго принципа (открытости) заключается в предоставлении системой открытого инструментария - оболочки, позволяющей любому преподавателю / автору вносить изменения в учебные материалы, необходимые для изучения учебного курса.

Гибкость - это использование стандартных сетевых решений и построение системы на основе универсальной интегрированной базы данных, что позволяет практически неограниченно наращивать, переносить и масштабировать ее.

Таким образом, активное внедрение инновационных технологий в учебный процесс, основанных на интернет-

технологиях, обеспечит подготовку образовательного потенциала «нового времени», конкурентоспособного и востребованного на российском и международном рынках труда.

Концептуальным основанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является компетентност-ная парадигма. Она рассматривается сегодня как ключевая методология построения новой отечественной системы образования, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского процесса. Требования к выпускнику или результатам освоения основных образовательных программ задаются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в форме компетенций выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Новое законодательство в области образования, принятое в конце 2007 г., федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработка которых в основном завершилась в 2010 г., предоставляют вузам невиданные академические свободы в разработке основных образовательных программ: не менее 50% учебного времени в бакалавриате, не менее 70% в магистратуре, 30% при подготовке специалиста отводится на создание профильной подготовки.

В силу того что с конца 1980-х гг. значительно возросли права вузов в формировании образовательных программ (тогда в типовых учебных планах они составляли 10 - 12%), настоятельно требуется выработка адекватных мер по сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации, развитию внутренней мобильности студентов и преподавателей, основанной на признании результатов обучения в вузе за определенный период.

Формирование и развитие образовательного потенциала в условиях становления российской инновационной экономики происходят под влиянием противоречия, связанного с несоответствием конъюнктуры рынка образования конъюнктуре рынка труда. Актуальность данной проблемы свидетельствует о необходимости создания и развития механизмов сбалансированного взаимодействия рынка образования и рынка труда.

Социально-экономические изменения, обусловленные переходом России к инновационному типу экономики, автоматически поставили высшее образование перед необходимостью «матричного расширения», т.е. количественного расширения и качественного улучшения подготовки специалистов - выпускников вузов.

В настоящее время рынок труда столкнулся с таким явлением, как «инфляция квалификаций», когда специальность выпускника высшего учебного заведения, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой им должности. Об этом свидетельствуют данные Росстата 2009 г.: количество студентов в вузах увеличилось с 2,6 млн человек в 1993 г. до 7,5 млн человек в 2007 г. (со 176 до 525 студентов вузов на 10 000 человек населения), причем рынок труда «впитывает» новых вы-

пускников-специалистов, а безработица практически не увеличивается (по данным Росстата 2009 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 374 тыс. человек, или на 0,5%, а численность безработных сократилась на 109 тыс. человек, или на 2%); дефицит же рабочих кадров постоянно усиливается. Таким образом, с каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых и реально требуемых работодателями специалистов.

Помимо этого, на конъюнктуру российского рынка труда оказывают влияние глобализационные процессы мирового рынка труда. Российские предприятия внедряют международные стандарты качества, управления и технологий, соответственно, у них растут потребности в специалистах, отвечающих международным стандартам. Казалось бы, рынок труда и должен формулировать современные запросы к отечественному рынку образовательных услуг, но фактически существующий рынок образовательных услуг на данный момент отделен от рынка труда; система образования сегодня не является механизмом синхронизации экономических процессов и рынка труда.

В период перехода к информационному типу общества, когда знания являются основным капиталом образовательного потенциала, рынок образовательных услуг не может порождать новые виды деятельности, так как, во-первых, привязан к старым оргструктурам и институтам (которые были сформированы еще в 1960-е гг.); во-вторых, перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающейся инновационной экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособными и сформировать положительную национальную конкурентоспособность.

В таблице отражено существующее положение дел на рынке образовательных услуг. На данный момент отечественные университеты охватывают собой сегменты массового образования и исследований и трансфера знаний в технологии на локальном и страновом рынках, но абсолютно неконкурентоспособны на глобальном рынке в указанных сегментах.

Матрица образовательных услуг

Ситуация, касающаяся сегмента подготовки кадров, заключается в том, что наметилась благоприятная тенденция к разделению функций бизнеса и университета в обеспечении многоуровневой подготовки кадров. Вузы, занимаясь подготовкой специалистов для рынка труда, исключительно используют собственные ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.). Бизнес-структуры с нежеланием принимают участие в данном деле. Такое решение выгодно обеим сторонам процесса. С одной стороны, уменьшается ноша материально-технического обеспе-

Подготовка кадров Российские университеты (частично) Российские университеты (частично) Элитные школы бизнеса и университеты

Исследования и трансфер знаний в технологии Российские университеты Российские университеты Университеты «business to business»

Массовое профобразование Российские университеты Российские университеты Университеты -«образовательные гипермаркеты»

Локальный рынок Страновой рынок Глобальный рынок

♦--------------------------------------------------

чения университетом учебного процесса современным оборудованием и технологиями, с другой - обеспечивается непрерывное пополнение учебного процесса этим оборудованием, технологиями и практикой за счет бизнес-структур. Конечно, идеальным является положение, при котором вузы, адекватно реагируя на происходящие в обществе изменения, следуют за рынком труда, в ряде случаев - сами его формируют. Это предполагает существенные изменения в деятельности вузовских структур, которые должны позволить обеспечить учебным заведениям более перспективные позиции на рынке образовательных услуг (как в настоящем, так и в будущем).

При внедрении инноваций в сферу высшего образования необходимо прежде всего уделить внимание «педагогическим инновациям», развивать в российской вузовской сфере системы технологического маркетинга, долгосрочного прогнозирования развития рынка технологий (технологического форсайта) и новых подходов к оценке вузов на основе их роли в инновационно-технологическом комплексе страны.

Представляется, что формирование образовательных кластеров как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли, поможет частично решить вопрос взаимодействия рынков образования и труда и сбалансировать сложившуюся ситуацию.

Таким образом, анализ противоречий, складывающихся при формировании и развитии образовательного потенциала в условиях становления инновационной

------------------------------------------------♦

экономики, показывает, что возникают проблемные ситуации, которые неизбежны и должны восприниматься в обществе как естественное проявление их трансформации, оцениваться системой образования как сигналы о необходимости модернизации и совершенствования. Это предполагает позитивный подход к разрешению назревающих кризисных ситуаций, обеспечение отношения к ним как к явлениям, предваряющим качественную перестройку и последующее развитие образовательного потенциала России с учетом требований инновационной экономики.

1. Арташкина Т.А. Основные тенденции развития высшего регионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1.

2. См.: Васильева Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего профессионального образования. СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2009.

3. Горбунов В.Г. Инновационное развитие человеческого потенциала региона // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31). С. 57 - 60.

4. Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Доклад «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации» на III Ежегодной конференции по вопросам образования для стран Европы и Центральной Азии «Актуальность и качество образования». СПб., 4 - 6 октября 2006 г.

5. См.: Литвинова А. Инновационная активность в России стабильна, но не выдерживает международной конкуренции // Ежедневная деловая газета. и^: http://www.rbcdaily.ru/2011/05/11/ (Ъси8/562949980227449 (дата обращения: 11.05.2011 г.).

6. Сбойчакова Е.В. Новейшие концепции человеческого капитала // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34). С. 37 - 40.

удк 330.35 И. П. Потехина

ВАРИАТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предметом научного анализа является современный экономический рост, который должен базироваться на новых факторах - информационно-коммуникационных, включающих в себя не только собственно информационно-коммуникационные технологии, но и базирующиеся на них рынки - информационные, рынки сетевых благ, электронных сделок, электронной торговли, а также присущие им институты.

Цель работы - раскрыть вариативность воздействия данных факторов на экономический рост. Методология проведения работы включала в себя общенаучные методы и подходы исследования. Результаты работы показали, что существуют два варианта воздействия данных факторов на экономический рост, определяемые как дивергентный и конвергентный. Данное исследование может служить направлением для дальнейших научных поисков и основанием для практических мер по обеспечению экономического роста на основе системного использования информационно-коммуникационных факторов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные факторы, парадокс Солоу, факторы экономического роста, российский ИКТ-рынок.

I.P. Potekhina

VARYING EFFECT OF INFORMATION AND COMMUNICATION FACTORS ON ECONOMIC GROWTH

The paper deals with modern economic growth which should be based on new factors - information and communications, they include not only information and communication factors proper but also markets based on them - information, network goods market, electronic transactions, e-commerce as well as their inherent institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.