Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диверсификация / авиационные / учебные / центры / вертикально-интегрированные / комплексы / diversification / aviation / training / centers / vertically-integrated / complex

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кузнецов Юрий Владимирович

Целью исследования является совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов. Основные задачи: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов. В статье раскрываются общие тенденции, характеризующие процессы, происходящие в авиационной отрасли, и частные тенденции, обуславливающие современное состояние системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации, а также перспективные направления в развитии современной системы авиационного образования. К ним относится учет политики международной организации гражданской авиации, направленной на актуализацию нормативной базы и стандартизацию всех видов авиационного образования, снижение стоимости обучения курсантов за счет перехода на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом, увеличение количества летных дней, обеспечение современными тренажерами и др. Как положительная тенденция в авиационной отрасли отмечается создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях. Повышается роль специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России. Важнейшим направлением, характеризующим новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы – непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. Реализация данных направлений позволит с высоким качеством обеспечить авиационную отрасль квалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Кузнецов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN TENDENCIES AND DIRECTIONS OF THE NATIVE AVIATION SPECIALISTS EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

The aim of the article is the detection of the main conditions of native aviation specialists preparation system. The main goals are the following: to analyze the effects of globalization, diversification and denationalization of aviation education on the quality of flights and technical stuff for the aviation preparation. These conditions are: the accounting requirements of International Civil Aviation Organization, directed to the actualization of normative base and standardization of all kinds of education, the reduction of the tuition fee by means of transition to more economical aircraft with maximum overhaul resource, the increase of the number of flight days, the provision with modern trainers and etc. The implementation of the following directions will provide the aviation sphere with the qualified specialists. The article considers the general trends which describe the process, which takes place in aviation industry and the private trends which determine contemporary system condition of aviation-related personnel professional preparation and also the upcoming trend in the development of contemporary system of aviation education. The creation of united information and educational environment is noted as the positive tendency. The role of specialized aviation centers and vertically integrated educational complexes is getting more prominent in socio-economical, technological and educational development of aviation industry in different regions of Russia. Diversification is the most important direction, which characterizes the new tendencies in the development of professional aviation education. It is the main characteristic of the dominating paradigm that is the constant professionalism where the main idea is the integration of educational establishments of different levels starting with the seconddary vocational establishments up to higher establishments and postgraduate education. The realization of these directions will provide the aviation industry with the qualified specialists.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Богословский, В. А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Высшее профессиональное образование - синтез теории и практики : сб. статей. -М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - С. 119-129.

3. Галямина, И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы : сб. трудов методологического семинара. - М., 2005. - 66 с.

4. Жигалев, Б. А. Педагогическая система оценки качества образования в современном вузе (теоретико-методологический аспект) : монография. - Нижний Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. - 115 с.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2005. - №5. - С. 34-42.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 40 с.

7. Селезнева, Н. А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель / Н. А. Селезнева, В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -43 с.

УДК 378.6 : 629.7

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кузнецов Юрий Владимирович, канд. пед. наук, преподаватель кафедры «Организация и управление воздушным движением» Академии гражданской защиты МЧС России, пилот ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».

141410, г. Химки, ул. Марии Рубцовой, д. 5.

E-mail: [email protected].

Ключевые слова: диверсификация, авиационные, учебные, центры, вертикально-интегрированные, комплексы.

Целью исследования является совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов. Основные задачи: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов. В статье раскрываются общие тенденции, характеризующие процессы, происходящие в авиационной отрасли, и частные тенденции, обуславливающие современное состояние системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации, а также перспективные направления в развитии современной системы авиационного образования. К ним относится учет политики международной организации гражданской авиации, направленной на актуализацию нормативной базы и стандартизацию всех видов авиационного образования, снижение стоимости обучения курсантов за счет перехода на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом, увеличение количества летных дней, обеспечение современными тренажерами и др. Как положительная тенденция в авиационной отрасли отмечается создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях. Повышается роль специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России. Важнейшим направлением, характеризующим новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. Реализация данных направлений позволит с высоким качеством обеспечить авиационную отрасль квалифицированными специалистами.

Раскрывая основные тенденции в современной отечественной системе подготовки авиационных специалистов, необходимо отметить, что начало XXI века ознаменовалось существенными изменениями как в составе региональных европейских организаций, осуществляющих регулирование сферы воздушного транспорта, так и в сфере профессиональной подготовки авиационных специалистов. В настоящее время гражданская авиация России обременена грузом огромных и сложных проблем и, тем не менее, наметились положительные тенденции роста пассажирских перевозок, улучшения финансово-экономического состояния части авиапредприятий, созданы основы правовой базы воздушного транспорта, отвечающей рыночным

условиям. Государство принимает меры по поддержке отечественной авиационной промышленности, финансированию реконструкции и развития наземной базы аэропортов. Устойчивое увеличение доли авиационной отрасли в валовом региональном продукте, увеличение спроса на услуги в авиационной отрасли, объемов воздушных перевозок и авиационных работ в гражданской авиации России, привлечение инвестиций в авиа-ционно-промышленный комплекс потребовало дополнительных ресурсов: финансовых, технических, материальных и человеческих, причем острота кадрового вопроса возрастает с каждым днем [5].

Цель исследования - совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов.

Задачи исследования: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов.

Основной тенденцией, характеризующей процессы, происходящие в авиационной отрасли, является глобализация, обуславливающая унификацию требований ко всем составляющим авиационной транспортной отрасли - от процессов обслуживания пассажиров до процессов технической эксплуатации, включая и требования к обучению авиационных специалистов. На рынке авиационной техники (АТ) в настоящее время доминируют несколько крупных производителей (Boeing, Airbus и др.), поэтому большинство требований и рекомендаций Федеральной авиационной администрации США (FAA), которые фактически являются стандартом для большинства неевропейских стран, и требований Европейской объединенной авиационной администрации (JAA) в значительной части совпадают. Это существенно ограничивает национальные механизмы контроля, оставляя им функции локального мониторинга соответствия национальных процессов более общим наднациональным. Сохраняется тенденция денационализации авиационных компаний, то есть передачи их в частную собственность. Снимая с себя ответственность за организацию процессов авиационных перевозок, государство фактически снимает с себя ответственность и за подготовку специалистов для авиационной отрасли. Даже не отстраняясь полностью от этой проблемы, государственные структуры теряют чувствительность к быстрым изменениям авиационного рынка, что усиливает разрыв между реальным спросом и предложением в этой сфере. Определяющее влияние на развитие данной тенденции в авиационной отрасли оказывает переход на новые технологии разработки и производства авиационной техники, связанные с широким использованием компьютерно-ориентированных технологий в самой авиационной технике, с переходом на новые материалы и технологии, используемые в процессе ее производства. При этом с рынка уходят самолеты предыдущих поколений, которые интенсивно заменяются новыми поколениями техники, что, в свою очередь, создает проблемы перестройки для технического и летного персонала, имеющего высокую квалификацию для традиционных технологий, но требующего принципиально нового переучивания под АТ нового поколения. Еще в большей степени переход на АТ нового поколения создает проблемы педагогическому составу авиационных вузов, так как отсутствие прямых контактов между производителями АТ и образовательными учреждениями создает все более увеличивающийся разрыв между реальными потребностями авиационного бизнеса и уровнем подготовки выпускаемых для него специалистов.

Одним из важнейших направлений, характеризующих новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. На этапе реформирования отечественной системы профессиональной подготовки авиационных кадров появились возможности для организации летного и авиационно-технического обучения нового типа, совместной подготовки авиационных кадров на базе специализированных авиационных учебных центров (АУЦ), предоставляющих возможность обучающимся реализовать себя в авиации на любом уровне своих способностей: от командира воздушного судна до пилота-инструктора, от авиационного техника - до инженера по эксплуатации и ремонту авиатехники [1].

Специфичной формой современного авиационного образования является создание вертикально-интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих тесные связи авиационного образования с отраслевыми предприятиями, использующих дополнительный ресурс отраслевого сопровождения практической подготовки. Поэтому новой тенденцией в организации отечественной профессиональной подготовки авиационных специалистов является повышение роли специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России [3].

Современное профессиональное образование невозможно без использования IT-технологий. В авиационном образовании статус особой значимости получила задача создания единого IT-пространства. В своем развитии информатизация в авиационном образовании последовательно прошла путь от

автоматизации отдельных процессов в структурных подразделениях до создания комплексной ^-инфраструктуры, обеспечивающей образовательную, научную и производственную деятельность. Обеспечение образовательного процесса компьютерными учебниками, диагностическими и тестовыми системами, тренажерами, имитаторами, лабораторными комплексами, экспертными системами, базами данных и знаний, прикладными и инструментальными программными средствами, телекоммуникационными системами, электронными библиотеками создает возможности для развития единой информационно-образовательной среды в авиационном учебном заведении, способствует ее интеграции в межвузовское информационное образовательное пространство. Создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях - положительная тенденция в авиационной отрасли.

На основании анализа документов международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающихся авиационного обучения, выявлены следующие общие тенденции развития системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации (ГА): усиленное регулирование системы авиационного обучения со стороны международной организации гражданской авиации; внедрение требований к операционному персоналу гражданской авиации, связанных с владением английским языком; оптимизация системы свидетельств, выдаваемых авиационному персоналу (например, свидетельство пилота многочленного экипажа и указание в нем уровня владения английским языком); внедрение в учебных заведениях ГА системы управления безопасностью полетов; введение в содержание профессиональной подготовки специальных учебных блоков, связанных с человеческим фактором (например, курса по управлению ресурсами экипажа, а также с безопасностью полетов, например курса по управлению факторами угрозы ошибки; увеличение экономической эффективности обучения за счет использования летных тренажеров разного уровня сложности, начиная с самых простых на ранних этапах обучения; проведение в рамках начального курса обучения благодаря кооперации с операционными организациями, например, авиакомпаниями, учебных занятий на рабочем месте по модели воздушного судна [2]; организация силами ИКАО разработки стандартизованных курсов по наиболее актуальным аспектам поддержания безопасности полетов и широкое распространение этих курсов; сотрудничество ИКАО с другими авиационными организациями, например с Eurocontrol, в аспекте использования материалов этих организаций в целях обучения; определение подхода ^ (система организации обучения) в качестве рекомендованного ИКАО стандарта в сфере разработки учебных курсов и др. [5]. На основе изучения опыта профессионального образования авиационных специалистов, его приоритетов, моделей и специфики в различные периоды развития российского общества, можно обозначить основные направления, в которых авиационной отрасли необходима поддержка государства: повышение потенциала учебных заведений гражданской авиации, позволяющего с высоким качеством обеспечить отрасль квалифицированными специалистами за счет целевого финансирования учебных заведений высшего и среднего профессионального авиационного образования, а также целевого государственного финансирования разработки профессиональных и государственных стандартов с участием работодателей; обеспечение учебных заведений гражданской авиации воздушными судами (тренажерами), отвечающими современным требованиям; для снижения стоимости обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходим переход на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом [6]; для выполнения плана летной подготовки курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходимо максимально увеличить количество летных дней, что возможно только при наличии в училищах искусственных взлетно-посадочных полос (ВПП); наращивание темпов приема курсантов и студентов в летные учебные заведения: для выполнения плана приема на летные, инженерные и технические специальности в высшие и средние профессиональные учебные заведения гражданской авиации необходимо повысить эффективность профориентационной работы и организации довузовской подготовки школьников, укреплять материально-техническую базу, необходимую для профильного и целевого обучения, способствовать продвижению авиационной отрасли в средствах массовой информации (центральных и региональных); для обеспечения достаточного количества персонала всех категорий для обучения курсантов и студентов учебных заведений необходимо снижение стоимости обучения летного состава в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации, а также создание целевой программы обеспечения жильем и системы ипотечного кредитования.

В условиях трансформации сети и структуры учреждений авиационного образования в России на рубеже ХХ-ХХ! столетий наиболее перспективной моделью авиационного образования выступает модель государственно-частного партнерства. Только совместная целенаправленная деятельность позволит добиться совмещения академического образования с практической подготовкой будущих авиационных специалистов, а акцент в обучении в сторону практики или в сторону теории позволит готовить как командный летный состав, так и специалистов-исполнителей (авиамехаников), специалистов-руководителей (инженеров) [4].

В результате система подготовки кадров предоставит возможность обучающимся реализовать себя в авиации на любом уровне своих способностей. Что касается негосударственных партнеров, то они имеют

собственные инвестиционные ресурсы и готовы вложить их в развитие системы подготовки кадров. Тесное партнерство учреждений авиационного образования с потенциальными работодателями позволит обеспечить соответствие содержания образования потребностям рынка труда, организацию практической подготовки курсантов в местах их будущей трудовой деятельности, гарантированное трудоустройство выпускников после окончания обучения и, как следствие, высокую степень их социальной защищенности [2].

Основными стратегиями развития новых типов и моделей профессиональной подготовки специалистов авиационной отрасли являются следующие: обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям регионального рынка труда; вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов, докторантов, студентов и специалистов; создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, отраслевой, региональный, межрегиональный уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных ресурсов структурных подразделений авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов для удовлетворения требований социально-экономического развития региона. Совершенствование систем обучения и повышение качества профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов должно идти в соответствии со следующими направлениями: сокращение издержек на обучение и переучивание экипажей путем использования новейших технических средств обучения и тренировки; разработка блоков оптимальных учебных программ, приводящих не к увеличению общего объема программ, а лишь к перераспределения часов между соответствующими предметными областями; разработка и внедрение компьютерных тестовых программ обучения и контроля [7].

Авиационная отрасль - это динамично развивающийся организм, и жизнь этого организма не была бы возможна без снижения рисков во всех сферах авиационной деятельности, включая вопросы подготовки авиационных специалистов, как одного из важнейших условий развития и безопасной деятельности авиационной отрасли. В области подготовки кадров необходимо учитывать политику международной организации гражданской авиации (ИКАО), направленную на актуализацию нормативной базы как фактора повышения качества подготовки авиационных специалистов, а также на стандартизацию всех видов обучения, регламентирующую учебный процесс в соответствии с международными требованиями в области подготовки авиационных специалистов, что позволит регионам значительно уменьшить расходы финансовых и других ресурсов, обеспечивая в то же время улучшение показателей эффективности и качества профессиональной подготовки.

Анализ состояния профессиональной подготовки в учебных заведениях гражданской авиации позволяет сделать основные выводы: потенциал учебных заведений гражданской авиации позволяет с высоким качеством обеспечить отрасль квалифицированными специалистами; для снижения стоимости обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходим переход на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом; для выполнения плана летной подготовки курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходимо максимально увеличить количество летных дней, что возможно только при наличии в училищах искусственных взлетно-посадочных полос; необходимо обеспечить достаточное количество персонала всех категорий для обучения курсантов и студентов учебных заведений.

Библиографический список

1. Елисов, Л. Н. Компетентностный подход в системе качества образовательного учреждения гражданской авиации / Л. Н. Елисов, А. В. Шмельков. - Егорьевск : ЕАТК им. В. П. Чкалова, 2007. - 162 с.

2. Икрамов, М. А. О кооперированной подготовке авиаспециалистов : сб. тр. Международной науч.-практ. конф. - Рига, 2008. - С. 13-15.

3. Краснов, С. И. Основные направления совершенствования подготовки авиационного персонала в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) и его филиалах // Становление и развитие отраслевой науки и образования на российском воздушном транспорте : сб. тез. докл. науч. конф. - М. : ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. -С. 23-28.

4. Сафонова, Т. Технология контекстной подготовки пилотов // Высшее образование в России. - 2007. - №9. -С. 132-133

5. Смуров, М. Ю. Об основных направлениях развития профессионального образования в гражданской авиации в условиях инновационного становления и модернизации российской экономики // Становление и развитие отраслевой науки и образования на российском воздушном транспорте : сб. тезисов докладов науч. конф. - М. : ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. - С. 19-23.

6. Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.atminst.ru/.../stradomski_se... 31-01-2012.pdf. (дата обращения: 15.01.2015).

7. Терешков, В. В. Повышение квалификации диспетчерского персонала УВД: европейские требования // Состояние и перспективы подготовки авиационных специалистов : сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Рига, 2008. -С. 65-67.

УДК 378

ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Стрекалова Наталья Борисовна, канд. пед. наук, докторант кафедры «Теория и методика профессионального образования», ФГБОУ ВПО Самарский ГУ.

443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: готовность, деятельность, компетентность, информатизация.

Поставленная перед высшей школой задача обеспечения качественным образованием всех желающих и подготовки высококвалифицированного специалиста актуализирует проблему поиска адекватных запросам общества результатов обучения. В связи с чем, целью исследования является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки. В результате анализа научной и педагогической литературы выявлена суть данного понятия - устойчивое интегративное личностное образование, настраивающее личность на деятельность в какой-либо области и являющаяся залогом ее успешного выполнения. Установлены отличия категорий «готовность» и «компетентность»: готовность формируется в процессе профессиональной подготовки, компетентность - в ходе реальной профессиональной деятельности; в структуре готовности преобладает ценностно-мотивационная составляющая, в компетентности - де-ятельностная; готовность является устойчивой характеристикой, в то время как компетентность необходимо постоянно подтверждать. Одновременно выявлена связь между готовностью и рисками, сопровождающими выполнение деятельности, и необходимость формирования через готовность более устойчивой внутренней мотивации к деятельности, осуществляемой в неблагоприятных условиях. Сравнение полученных результатов исследования с изменениями, происходящими в профессиональной деятельности современных специалистов в связи с информатизацией общества, позволили сделать вывод о необходимости формирования у них готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, обусловленную: высокой динамикой обновлений данных технологий; необходимостью ценностного и критичного отношения к ним; существующими неблагоприятными последствиями работы в условиях информационной перегрузки.

Описывая результаты профессиональной подготовки студентов, педагоги-исследователи используют такие педагогические понятия как готовность к деятельности или компетентность в какой-либо области. Введение в педагогическую науку категории «готовность» в середине пришлого века обосновывается традиционной задачей подготовки студентов к выполнению профессиональных функций и решению профессиональных задач в последующей трудовой деятельности. Термин «компетентность» актуализировался в конце прошлого века в связи с изменением образовательной парадигмы и введением в профессиональную подготовку компетентностного подхода. Единого понимания сути данных категорий на сегодняшний день в педагогической науке не выработано и вопросам обоснования связей между ними и выбора более точных формулировок образовательных результатов, адекватных запросам общества уделяется все большее внимания в современных научных исследованиях.

В связи с этим целью является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки.

Задачами исследования выступают: 1) выявить суть понятия «готовность к деятельности»; 2) установить связь между понятиями «готовность» и «компетентность»; 3) определить специфику профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и ее отражение в структуре готовности.

В психологии готовность рассматривается как обязательный элемент и фактор эффективности выполняемой деятельности, как состояние мобилизации всех психофизиологических систем и энергетических ресурсов человека. Выявляя суть категории «готовность к деятельности», Б. Г. Ананьев представляет ее как совокупность особых способностей личности, а М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович - как сложное психологическое образование, включающее устойчивые мотивы деятельности, положительное отношение к ней, особый психический настрой на деятельность. Таким образом, психологи делают упор на личностные особенности субъекта труда, представляя готовность как предстартовое состояние и необходимое условие успешной деятельности. Важным является также признание учеными-психологами (В. А. Крутецкий, К. К. Платонов) существования разнообразных факторов, влияющих на готовность личности к деятельности, среди которых выделяются внутренние факторы, обусловленные устойчивыми психическими особенностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.