Библиографический список
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. Богословский, В. А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Высшее профессиональное образование - синтез теории и практики : сб. статей. -М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - С. 119-129.
3. Галямина, И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы : сб. трудов методологического семинара. - М., 2005. - 66 с.
4. Жигалев, Б. А. Педагогическая система оценки качества образования в современном вузе (теоретико-методологический аспект) : монография. - Нижний Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. - 115 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2005. - №5. - С. 34-42.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 40 с.
7. Селезнева, Н. А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель / Н. А. Селезнева, В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -43 с.
УДК 378.6 : 629.7
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кузнецов Юрий Владимирович, канд. пед. наук, преподаватель кафедры «Организация и управление воздушным движением» Академии гражданской защиты МЧС России, пилот ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».
141410, г. Химки, ул. Марии Рубцовой, д. 5.
E-mail: [email protected].
Ключевые слова: диверсификация, авиационные, учебные, центры, вертикально-интегрированные, комплексы.
Целью исследования является совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов. Основные задачи: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов. В статье раскрываются общие тенденции, характеризующие процессы, происходящие в авиационной отрасли, и частные тенденции, обуславливающие современное состояние системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации, а также перспективные направления в развитии современной системы авиационного образования. К ним относится учет политики международной организации гражданской авиации, направленной на актуализацию нормативной базы и стандартизацию всех видов авиационного образования, снижение стоимости обучения курсантов за счет перехода на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом, увеличение количества летных дней, обеспечение современными тренажерами и др. Как положительная тенденция в авиационной отрасли отмечается создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях. Повышается роль специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России. Важнейшим направлением, характеризующим новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. Реализация данных направлений позволит с высоким качеством обеспечить авиационную отрасль квалифицированными специалистами.
Раскрывая основные тенденции в современной отечественной системе подготовки авиационных специалистов, необходимо отметить, что начало XXI века ознаменовалось существенными изменениями как в составе региональных европейских организаций, осуществляющих регулирование сферы воздушного транспорта, так и в сфере профессиональной подготовки авиационных специалистов. В настоящее время гражданская авиация России обременена грузом огромных и сложных проблем и, тем не менее, наметились положительные тенденции роста пассажирских перевозок, улучшения финансово-экономического состояния части авиапредприятий, созданы основы правовой базы воздушного транспорта, отвечающей рыночным
условиям. Государство принимает меры по поддержке отечественной авиационной промышленности, финансированию реконструкции и развития наземной базы аэропортов. Устойчивое увеличение доли авиационной отрасли в валовом региональном продукте, увеличение спроса на услуги в авиационной отрасли, объемов воздушных перевозок и авиационных работ в гражданской авиации России, привлечение инвестиций в авиа-ционно-промышленный комплекс потребовало дополнительных ресурсов: финансовых, технических, материальных и человеческих, причем острота кадрового вопроса возрастает с каждым днем [5].
Цель исследования - совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов.
Задачи исследования: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов.
Основной тенденцией, характеризующей процессы, происходящие в авиационной отрасли, является глобализация, обуславливающая унификацию требований ко всем составляющим авиационной транспортной отрасли - от процессов обслуживания пассажиров до процессов технической эксплуатации, включая и требования к обучению авиационных специалистов. На рынке авиационной техники (АТ) в настоящее время доминируют несколько крупных производителей (Boeing, Airbus и др.), поэтому большинство требований и рекомендаций Федеральной авиационной администрации США (FAA), которые фактически являются стандартом для большинства неевропейских стран, и требований Европейской объединенной авиационной администрации (JAA) в значительной части совпадают. Это существенно ограничивает национальные механизмы контроля, оставляя им функции локального мониторинга соответствия национальных процессов более общим наднациональным. Сохраняется тенденция денационализации авиационных компаний, то есть передачи их в частную собственность. Снимая с себя ответственность за организацию процессов авиационных перевозок, государство фактически снимает с себя ответственность и за подготовку специалистов для авиационной отрасли. Даже не отстраняясь полностью от этой проблемы, государственные структуры теряют чувствительность к быстрым изменениям авиационного рынка, что усиливает разрыв между реальным спросом и предложением в этой сфере. Определяющее влияние на развитие данной тенденции в авиационной отрасли оказывает переход на новые технологии разработки и производства авиационной техники, связанные с широким использованием компьютерно-ориентированных технологий в самой авиационной технике, с переходом на новые материалы и технологии, используемые в процессе ее производства. При этом с рынка уходят самолеты предыдущих поколений, которые интенсивно заменяются новыми поколениями техники, что, в свою очередь, создает проблемы перестройки для технического и летного персонала, имеющего высокую квалификацию для традиционных технологий, но требующего принципиально нового переучивания под АТ нового поколения. Еще в большей степени переход на АТ нового поколения создает проблемы педагогическому составу авиационных вузов, так как отсутствие прямых контактов между производителями АТ и образовательными учреждениями создает все более увеличивающийся разрыв между реальными потребностями авиационного бизнеса и уровнем подготовки выпускаемых для него специалистов.
Одним из важнейших направлений, характеризующих новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. На этапе реформирования отечественной системы профессиональной подготовки авиационных кадров появились возможности для организации летного и авиационно-технического обучения нового типа, совместной подготовки авиационных кадров на базе специализированных авиационных учебных центров (АУЦ), предоставляющих возможность обучающимся реализовать себя в авиации на любом уровне своих способностей: от командира воздушного судна до пилота-инструктора, от авиационного техника - до инженера по эксплуатации и ремонту авиатехники [1].
Специфичной формой современного авиационного образования является создание вертикально-интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих тесные связи авиационного образования с отраслевыми предприятиями, использующих дополнительный ресурс отраслевого сопровождения практической подготовки. Поэтому новой тенденцией в организации отечественной профессиональной подготовки авиационных специалистов является повышение роли специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России [3].
Современное профессиональное образование невозможно без использования IT-технологий. В авиационном образовании статус особой значимости получила задача создания единого IT-пространства. В своем развитии информатизация в авиационном образовании последовательно прошла путь от
автоматизации отдельных процессов в структурных подразделениях до создания комплексной ^-инфраструктуры, обеспечивающей образовательную, научную и производственную деятельность. Обеспечение образовательного процесса компьютерными учебниками, диагностическими и тестовыми системами, тренажерами, имитаторами, лабораторными комплексами, экспертными системами, базами данных и знаний, прикладными и инструментальными программными средствами, телекоммуникационными системами, электронными библиотеками создает возможности для развития единой информационно-образовательной среды в авиационном учебном заведении, способствует ее интеграции в межвузовское информационное образовательное пространство. Создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях - положительная тенденция в авиационной отрасли.
На основании анализа документов международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающихся авиационного обучения, выявлены следующие общие тенденции развития системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации (ГА): усиленное регулирование системы авиационного обучения со стороны международной организации гражданской авиации; внедрение требований к операционному персоналу гражданской авиации, связанных с владением английским языком; оптимизация системы свидетельств, выдаваемых авиационному персоналу (например, свидетельство пилота многочленного экипажа и указание в нем уровня владения английским языком); внедрение в учебных заведениях ГА системы управления безопасностью полетов; введение в содержание профессиональной подготовки специальных учебных блоков, связанных с человеческим фактором (например, курса по управлению ресурсами экипажа, а также с безопасностью полетов, например курса по управлению факторами угрозы ошибки; увеличение экономической эффективности обучения за счет использования летных тренажеров разного уровня сложности, начиная с самых простых на ранних этапах обучения; проведение в рамках начального курса обучения благодаря кооперации с операционными организациями, например, авиакомпаниями, учебных занятий на рабочем месте по модели воздушного судна [2]; организация силами ИКАО разработки стандартизованных курсов по наиболее актуальным аспектам поддержания безопасности полетов и широкое распространение этих курсов; сотрудничество ИКАО с другими авиационными организациями, например с Eurocontrol, в аспекте использования материалов этих организаций в целях обучения; определение подхода ^ (система организации обучения) в качестве рекомендованного ИКАО стандарта в сфере разработки учебных курсов и др. [5]. На основе изучения опыта профессионального образования авиационных специалистов, его приоритетов, моделей и специфики в различные периоды развития российского общества, можно обозначить основные направления, в которых авиационной отрасли необходима поддержка государства: повышение потенциала учебных заведений гражданской авиации, позволяющего с высоким качеством обеспечить отрасль квалифицированными специалистами за счет целевого финансирования учебных заведений высшего и среднего профессионального авиационного образования, а также целевого государственного финансирования разработки профессиональных и государственных стандартов с участием работодателей; обеспечение учебных заведений гражданской авиации воздушными судами (тренажерами), отвечающими современным требованиям; для снижения стоимости обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходим переход на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом [6]; для выполнения плана летной подготовки курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходимо максимально увеличить количество летных дней, что возможно только при наличии в училищах искусственных взлетно-посадочных полос (ВПП); наращивание темпов приема курсантов и студентов в летные учебные заведения: для выполнения плана приема на летные, инженерные и технические специальности в высшие и средние профессиональные учебные заведения гражданской авиации необходимо повысить эффективность профориентационной работы и организации довузовской подготовки школьников, укреплять материально-техническую базу, необходимую для профильного и целевого обучения, способствовать продвижению авиационной отрасли в средствах массовой информации (центральных и региональных); для обеспечения достаточного количества персонала всех категорий для обучения курсантов и студентов учебных заведений необходимо снижение стоимости обучения летного состава в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации, а также создание целевой программы обеспечения жильем и системы ипотечного кредитования.
В условиях трансформации сети и структуры учреждений авиационного образования в России на рубеже ХХ-ХХ! столетий наиболее перспективной моделью авиационного образования выступает модель государственно-частного партнерства. Только совместная целенаправленная деятельность позволит добиться совмещения академического образования с практической подготовкой будущих авиационных специалистов, а акцент в обучении в сторону практики или в сторону теории позволит готовить как командный летный состав, так и специалистов-исполнителей (авиамехаников), специалистов-руководителей (инженеров) [4].
В результате система подготовки кадров предоставит возможность обучающимся реализовать себя в авиации на любом уровне своих способностей. Что касается негосударственных партнеров, то они имеют
собственные инвестиционные ресурсы и готовы вложить их в развитие системы подготовки кадров. Тесное партнерство учреждений авиационного образования с потенциальными работодателями позволит обеспечить соответствие содержания образования потребностям рынка труда, организацию практической подготовки курсантов в местах их будущей трудовой деятельности, гарантированное трудоустройство выпускников после окончания обучения и, как следствие, высокую степень их социальной защищенности [2].
Основными стратегиями развития новых типов и моделей профессиональной подготовки специалистов авиационной отрасли являются следующие: обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям регионального рынка труда; вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, аспирантов, докторантов, студентов и специалистов; создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, отраслевой, региональный, межрегиональный уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных ресурсов структурных подразделений авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов для удовлетворения требований социально-экономического развития региона. Совершенствование систем обучения и повышение качества профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов должно идти в соответствии со следующими направлениями: сокращение издержек на обучение и переучивание экипажей путем использования новейших технических средств обучения и тренировки; разработка блоков оптимальных учебных программ, приводящих не к увеличению общего объема программ, а лишь к перераспределения часов между соответствующими предметными областями; разработка и внедрение компьютерных тестовых программ обучения и контроля [7].
Авиационная отрасль - это динамично развивающийся организм, и жизнь этого организма не была бы возможна без снижения рисков во всех сферах авиационной деятельности, включая вопросы подготовки авиационных специалистов, как одного из важнейших условий развития и безопасной деятельности авиационной отрасли. В области подготовки кадров необходимо учитывать политику международной организации гражданской авиации (ИКАО), направленную на актуализацию нормативной базы как фактора повышения качества подготовки авиационных специалистов, а также на стандартизацию всех видов обучения, регламентирующую учебный процесс в соответствии с международными требованиями в области подготовки авиационных специалистов, что позволит регионам значительно уменьшить расходы финансовых и других ресурсов, обеспечивая в то же время улучшение показателей эффективности и качества профессиональной подготовки.
Анализ состояния профессиональной подготовки в учебных заведениях гражданской авиации позволяет сделать основные выводы: потенциал учебных заведений гражданской авиации позволяет с высоким качеством обеспечить отрасль квалифицированными специалистами; для снижения стоимости обучения курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходим переход на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом; для выполнения плана летной подготовки курсантов и студентов в летных учебных заведениях гражданской авиации необходимо максимально увеличить количество летных дней, что возможно только при наличии в училищах искусственных взлетно-посадочных полос; необходимо обеспечить достаточное количество персонала всех категорий для обучения курсантов и студентов учебных заведений.
Библиографический список
1. Елисов, Л. Н. Компетентностный подход в системе качества образовательного учреждения гражданской авиации / Л. Н. Елисов, А. В. Шмельков. - Егорьевск : ЕАТК им. В. П. Чкалова, 2007. - 162 с.
2. Икрамов, М. А. О кооперированной подготовке авиаспециалистов : сб. тр. Международной науч.-практ. конф. - Рига, 2008. - С. 13-15.
3. Краснов, С. И. Основные направления совершенствования подготовки авиационного персонала в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) и его филиалах // Становление и развитие отраслевой науки и образования на российском воздушном транспорте : сб. тез. докл. науч. конф. - М. : ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. -С. 23-28.
4. Сафонова, Т. Технология контекстной подготовки пилотов // Высшее образование в России. - 2007. - №9. -С. 132-133
5. Смуров, М. Ю. Об основных направлениях развития профессионального образования в гражданской авиации в условиях инновационного становления и модернизации российской экономики // Становление и развитие отраслевой науки и образования на российском воздушном транспорте : сб. тезисов докладов науч. конф. - М. : ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. - С. 19-23.
6. Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.atminst.ru/.../stradomski_se... 31-01-2012.pdf. (дата обращения: 15.01.2015).
7. Терешков, В. В. Повышение квалификации диспетчерского персонала УВД: европейские требования // Состояние и перспективы подготовки авиационных специалистов : сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Рига, 2008. -С. 65-67.
УДК 378
ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Стрекалова Наталья Борисовна, канд. пед. наук, докторант кафедры «Теория и методика профессионального образования», ФГБОУ ВПО Самарский ГУ.
443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: готовность, деятельность, компетентность, информатизация.
Поставленная перед высшей школой задача обеспечения качественным образованием всех желающих и подготовки высококвалифицированного специалиста актуализирует проблему поиска адекватных запросам общества результатов обучения. В связи с чем, целью исследования является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки. В результате анализа научной и педагогической литературы выявлена суть данного понятия - устойчивое интегративное личностное образование, настраивающее личность на деятельность в какой-либо области и являющаяся залогом ее успешного выполнения. Установлены отличия категорий «готовность» и «компетентность»: готовность формируется в процессе профессиональной подготовки, компетентность - в ходе реальной профессиональной деятельности; в структуре готовности преобладает ценностно-мотивационная составляющая, в компетентности - де-ятельностная; готовность является устойчивой характеристикой, в то время как компетентность необходимо постоянно подтверждать. Одновременно выявлена связь между готовностью и рисками, сопровождающими выполнение деятельности, и необходимость формирования через готовность более устойчивой внутренней мотивации к деятельности, осуществляемой в неблагоприятных условиях. Сравнение полученных результатов исследования с изменениями, происходящими в профессиональной деятельности современных специалистов в связи с информатизацией общества, позволили сделать вывод о необходимости формирования у них готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, обусловленную: высокой динамикой обновлений данных технологий; необходимостью ценностного и критичного отношения к ним; существующими неблагоприятными последствиями работы в условиях информационной перегрузки.
Описывая результаты профессиональной подготовки студентов, педагоги-исследователи используют такие педагогические понятия как готовность к деятельности или компетентность в какой-либо области. Введение в педагогическую науку категории «готовность» в середине пришлого века обосновывается традиционной задачей подготовки студентов к выполнению профессиональных функций и решению профессиональных задач в последующей трудовой деятельности. Термин «компетентность» актуализировался в конце прошлого века в связи с изменением образовательной парадигмы и введением в профессиональную подготовку компетентностного подхода. Единого понимания сути данных категорий на сегодняшний день в педагогической науке не выработано и вопросам обоснования связей между ними и выбора более точных формулировок образовательных результатов, адекватных запросам общества уделяется все большее внимания в современных научных исследованиях.
В связи с этим целью является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки.
Задачами исследования выступают: 1) выявить суть понятия «готовность к деятельности»; 2) установить связь между понятиями «готовность» и «компетентность»; 3) определить специфику профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и ее отражение в структуре готовности.
В психологии готовность рассматривается как обязательный элемент и фактор эффективности выполняемой деятельности, как состояние мобилизации всех психофизиологических систем и энергетических ресурсов человека. Выявляя суть категории «готовность к деятельности», Б. Г. Ананьев представляет ее как совокупность особых способностей личности, а М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович - как сложное психологическое образование, включающее устойчивые мотивы деятельности, положительное отношение к ней, особый психический настрой на деятельность. Таким образом, психологи делают упор на личностные особенности субъекта труда, представляя готовность как предстартовое состояние и необходимое условие успешной деятельности. Важным является также признание учеными-психологами (В. А. Крутецкий, К. К. Платонов) существования разнообразных факторов, влияющих на готовность личности к деятельности, среди которых выделяются внутренние факторы, обусловленные устойчивыми психическими особенностями