СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Т. И. АКИМОВА
В статье даны основные подходы к пониманию правовой культуры государственных гражданских служащих, исследованы вопросы взаимодействия правовой культуры с другими областями и сферами культуры. В статье также предлагаются основные направления формирования высокого уровня правовой культуры государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, государственная служба, государственные гражданские служащие, право.
Правовая культура государственных гражданских служащих является неотъемлемой частью правовой культуры целого общества. Выявление особенностей и современных тенденций в правовой культуре государственных гражданских служащих дает возможность понять и оценить всю систему сложных правовых, политических, социальных, экономических отношений. Правовая культура представляет особую, чрезвычайную ценность для правовой системы общества, служит показателем зрелости общества и развитости его институтов. Формирование правовой культуры государственных гражданских служащих является первостепенной задачей государства на современном этапе, поскольку ее высокий уровень -одна из гарантий демократического развития государства, его гуманистической направленности и правовой защищенности.
В современных условиях теоретическое обоснование вопросов правовой культуры государственных гражданских служащих, детальное изучение, а также разработка основных понятий и категорий, с ней связанных, приобретает важное теоретико-методологическое и практическое значение.
Правовую культуру государственных гражданских служащих можно рассматривать в двух аспектах - как аксиологическую категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности, взглянуть на правовую культуру сквозь призму основных ценностей. Типичным и наиболее пол-
ным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в предельно высоком уровне совершенства правовых актов, безупречной правовой и правоприменительной деятельности, в высшей степени развитом правосознании и правовом развитии личности. Кроме того, правовую культуру общества характеризует высокая степень свободы индивида и взаимная ответственность государства и личности.
В рассматриваемом аспекте правовая культура государственных гражданских служащих - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права, его назначения, задач правового воздействия, сущности государства и механизма государственного регулирования. Исследуемое понятие отражает профессиональное отношение государственных гражданских служащих к праву и практике его применения, готовность следовать в точном соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности, т. е. высокую степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно, для каждого государственного гражданского служащего правовая культура - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как открытой системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в социологическом аспекте включает следующие такие крупные элементы, как право, правосознание, правовые учреждения, правовое поведение и деятельность. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии и дают такой результат, который не свойственен ни одному элементу [5].
Правовая культура функционирует в тесном взаимодействии с другими областями или сферами культуры, в частности, политической, нравственной и т. д.
Правовая культура государственных гражданских служащих является одним из важных видов правовой культуры. Она обладает определенными особенностями, обусловленными фактом обладания власти, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, различным уровнем и профилем образования и другими факторами.
При этом правовая культура гражданских служащих, обладая специфическим содержанием, неизбежно содержит черты и особенности, свойственные и превалирующей культуре данного общества, и отдельным ее областям, сферам и граням. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры является магистральной линией укрепления в обществе законности и правопорядка.
В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры. Право и нравственность являются одними из важнейших средств формирования культурно развитой, полноценной личности. Нравственное и правовое воспитание находятся в тесной взаимосвязи, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Задача нравственно-правового воспитания состоит в формировании законопослушной и высоконравственной личности, социально активного гражданина, субъекта власти.
Данный аспект особенно применим к государственным гражданским служащим, поскольку именно сочетание правового и нравственного аспектов в правовой культуре в значительной мере способствует реализации социальных функций и гуманистической направленности государства. Неслучайно в современной России особое внимание уделяется этике государственной гражданской службы.
Нравственная составляющая властной деятельности определяет уровень социальной направленности и демократичности государства, его авторитет. Особую роль здесь призваны играть этические кодексы. Кодекс этического поведения государственных гражданских служащий представ-
ляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности.
Наличие кодифицированных этических правил и норм способствует формированию должной морали в сфере государственной гражданской службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также формирует основу нравственности и самоконтроля государственных гражданских служащих, добросовестного и высокопрофессионального исполнения должностных обязанностей.
Огромное влияние на правовую культуру государственных гражданских служащих оказывает политическая культура. Сегодня трудно представить себе правовую культуру общества без таких политических ценностей, как свобода, равенство, гуманизм и др. Сущность государства, степень его ориентации на интересы общества во многом зависят от государственной службы, принципов, методов, форм ее правового регулирования. Государственная служба является важнейшим средством формирования позитивного имиджа России. Одна из составляющих такого имиджа - это характеристика государства в качестве правового. Именно государственная служба обеспечивает взаимодействие правового государства с гражданским обществом и отдельным гражданином. Реализация административной реформы должна сопровождаться внедрением в правовую культуру государственных гражданских служащих прогрессивных политических ценностей. Только в этом случае можно получить положительный результат.
Правовая культура государственных гражданских служащих формируется в процессе осуществления ими деятельности по исполнению своих должностных обязанностей и должна включать следующие элементы: 1) глубокое знание правовых норм, принципов, институтов, системы права, соответствующий уровень правового мышления и профессиональной подготовки; 2) понимание основных политических и экономических принципов и законов, определяющих уровень общей культуры; 3) этические качества, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность. Правовая культура требует сопереживания юридическим явлениям, политическим, моральным, вследствие чего она приобретает значение высшей ценности.
Реализация в правовой культуре государственных гражданских служащих правовых ценно-
стей инициирует процесс трансформации государственной воли в личную волю. При этом частная воля чиновника, принимает вид государственной воли, определяет ее и направляет.
Таким образом, инкорпорация основных правовых ценностей в правовую культуру государственных гражданских служащих позволяет избежать проблемы присвоения должностным лицом государственных полномочий и направляют его деятельность в русло служения всему обществу, а не личным интересам.
Отмеченные аспекты позволяют утверждать, что на современном этапе государственнообщественного развития особую роль приобретает правовое воспитание государственных гражданских служащих.
Задача правового воспитания с точки зрения аксиологии заключается в том, чтобы правовое сознание и правовая культура государственных гражданских служащих достигли такого уровня, при котором право будет восприниматься одной из важнейших ценностей, стоящей в одном ряду с моралью и религией. Необходимо достичь такого состояния, чтобы «власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти, и чтобы от власти своевременно удалялись те, кто, добившись успеха, отказывается от необходимого конституционного восприятия ее статуса и роли» [2].
Важность и актуальность проблемы повышения правового сознания и правовой культуры граждан России, в том числе и государственных гражданских служащих, осознается государством, что подтверждается утвержденными Президентом РФ в мае 2011 г. Основами государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [4].
Основы обозначенной государственной политики направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Однако реализация Основ не получила широкого отклика ни со стороны общества, ни со стороны государства. Между тем в этом документе определяются цели государственной политики, направленные на преодоление и ликвидацию правового нигилизма, формирование позитивного правосознания, создание системы стимулов к законопослушному поведению, внедрение в обще-
ственное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и реализацию правовых норм.
В качестве основных направлений государственной политики в Основах закреплены: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; совершенствование системы юридического образования; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан [4].
Одновременно с мерами, направленными на повышение уровня правовой культуры рядовых граждан России, устанавливаются нормы, направленные на повышение правовой культуры государственных гражданских служащих, в частности, раздел VI Основ предусматриват следующие меры:
1. Содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Таким содействием может стать введение в законодательство нормы, устанавливающей право государственного гражданского служащего, получающего второе высшее образование по направлению «юриспруденция», на оплачиваемый ученический отпуск один раз в год.
Кроме этого, ежегодный оплачиваемый отпуск, гарантированный трудовым законодательством, следует предоставлять в этом случае в период экзаменационной сессии. Таким образом, юридическое образование встраивается в систему правового воспитания государственных гражданских служащих и становится ее неотъемлемой частью.
2. Совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих, повышения их квалификации и дополнительного обучения, направленные на повышение уровня правовой культуры. Система переподготовки государственных служащих призвана способствовать повышению правосознания государственных гражданских служащих. Причем особое внимание следует уделить преподаванию именно юридических дисциплин, в которых в качестве приоритетных направлений выделить аксиологическую и антикоррупционную составляющие.
Порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими регулируется Положением «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 и положениями субъектов РФ.
В соответствии с указанными документами под дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих понимается: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности, назначения на иную должность гражданской службы на конкурсной основе, включения его в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе, решения аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в тех же случаях, что и профессиональная переподготовка, а также по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в том числе зарубежного опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Однако есть ряд проблем при осуществлении дополнительного профессионального образования. Одной из них является отсутствие единого государственного стандарта дополнительного образования для государственных гражданских служащих, разработанного по образцу государст-
венных стандартов для высшего образования. Представляется, что государственный стандарт должен включать обязательную, вариативную и факультативную части в соответствии со специальностями государственных гражданских служащих и категориями должностей.
3. Устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга.
Реализация поставленной задачи возможна путем совершенствования законодательства, юридической техники и правоприменительной практики. Организационное, правовое, финансовое, методологическое и иное обеспечение этого направления повышения уровня правовой культуры позволит минимизировать пробелы и коллизии в законах, в полной мере реализовать принципы законности и справедливости, неотвратимости наказания и целесообразности ответственности, гуманности и объективности.
4. Усиление правовоспитательного процесса. Считаем важным отметить, что правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Одной из важнейших задач воспитания государственных гражданских служащих является превращение идейных ценностей во внутренние убеждения и поступки. Отношение гражданского служащего к праву и закону формируется не столько на стадии ознакомления с правовым материалом, сколько в процессе его реализации на практике. Следовательно, правовая информация как таковая еще не обеспечивает формирование позитивного поведения гражданского служащего, поведения, основанного на уважении к закону и правовым ценностям. В этом процессе взаимодействуют профессиональная среда, личные особенности и установки, информационные потоки, формальные и неформальные связи и контакты, а также система правовоспитательных мероприятий, осуществляемых по официальным каналам через государственные органы и общественные организации.
При осуществлении правового воспитания не стоит игнорировать и недооценивать моральные стимулы, всевозможные поощрения, награды,
официальное признание заслуг, популяризацию лучшей практики. В любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание.
5. Разработка и реализация программ участия государственных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и за-конопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных органов, а также в высших учебных заведениях.
Внедрение инновационных способов участия государственных гражданских служащих в правовой пропаганде, разъяснении правовой политики государства предусматривает использование различных форм устной пропаганды, включая формы, обеспечивающие систему получения знаний (интернет-сообщества, клубы, в том числе виртуальные) и разовые формы пропаганды (отдельные лекции, беседы, диспуты и т. д.). Кроме того, для реализации поставленных задач важно использовать такие средства массовой информации, как: печать, радио, телевидение, кино. Пропаганду правовых знаний и правомерного поведения необходимо осуществлять через произведения литературы и искусства (издание и обсуждение книг на правовую тему, тематические выставки в музеях, спектакли и др.).
Принимая участие в правовом обучении гражданские служащие, с одной стороны, обеспечивают усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, умений и навыков их использования, развитие на этой основе познавательных способностей, формирование мировоззрения и подготовку к практической деятельности, а с другой - сами становятся объектом воспитания, тем самым замыкая круг воспитательного процесса.
В основе правовой культуры государственных гражданских служащих должно лежать чувство глубокого уважении к праву как основному ее компоненту. В юридической литературе в содержание этой категории включают: уровень правовой информированности личности, группы, общества; оценку системы права и правовых предписаний; степень идентификации личных интересов с общественными; отношение к деятельности юридических учреждений к правопорядку; степень социально-правовой активности при реализации обязанностей и др. [3].
Высокий уровень правовой культуры государственных гражданских служащих обеспечивает правомерное поведение, мотивом которого выступает осознанное убеждение в справедливости
требований правовых норм, поэтому «правовая культура есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве» [1].
Однако формирование правовой культуры, основанной на личной убежденности каждого государственного служащего в ценности права и закона, обеспечивает не просто внешне правомерное поведение, но и поведение, основанное на глубоком осознании социальной необходимости и полезности правовых норм, на убеждении в их справедливости и ценности.
Говоря о правовой культуре государственных гражданских служащих, следует отметить, что она оказывает непосредственное воздействие на правовую систему, так как правовая культура может иметь материальное выражение и воплощение в тех или иных предметах. Так, правовая культура государственных гражданских служащих, принимающих участие в разработке какого-либо законопроекта, материализуется в таких предметах, как опубликованные и вступившие в силу нормативные правовые акты. Правовая культура государственного гражданского служащего, занимающегося научной или преподавательской деятельностью, может быть выражена в виде научной статьи, монографии, в форме проекта закона и т. п. Гражданские служащие, занимающиеся контрольно-надзорной деятельностью, в качестве материального проявления правового сознания имеют акты применения норм права, другие индивидуальные акты. Возникшие предметы правовой культуры становятся частью правовой действительности, приобретают самостоятельный характер, вступают во взаимодействие с другими элементами правовой реальности.
В современных условиях возрастающая значимость правовой культуры обусловливается усилением роли права в процессе регулирования общественных отношений. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания государственных гражданских служащих признано важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности РФ. При этом необходимо отметить, что показателем культуры властвующего субъекта служит эффективность проводимой им политики.
Литература
1. Бондарев А. С. Двухуровневая структура правовой культуры // Правовая культура. 2010. № 2. С. 50.
2. Крусс В. И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.
3. Мураметс О. Личность и уважение к закону: социологический аспект. М., 1979. С. 22-23.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля. № 5527.
5. Плешаков А. П. Правовая культура и становление новой российской государственности // Правовая культура. 2007. № 1(2). С. 47.
* * *
CURRENT TRENDS OF FORMATION
OF LEGAL CULTURE OF THE STATE CIVIL SERVANTS
T. I. Akimova
In article the main approaches to understanding of legal culture of the state civil servants are given, questions of interaction of legal culture with other areas and culture spheres are investigated. In article the main directions of formation of high level of legal culture of the state civil servants also are offered.
Key words: legal culture, legal consciousness, public service, state civil servants, right.