УДК 339.9
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.1.16
Т. И. БЕЛОУСОВА, Е. И. АНТОНОВА, Н. А. ШАЛАНИНА
Современные технологии таможенного администрирования
Проведен анализ применения современных технологий таможенного администрирования: электронное декларирование, автоматическое принятие решения о выпуске товара и автоматическая регистрация декларации, предварительное информирование, система межведомственного электронного взаимодействия. Особое внимание уделено проблемам законодательного и организационного характера, затрудняющим их максимально эффективное использование, предложены пути решения.
Ключевые слова: таможенное администрирование, электронное декларирование, технология предварительного информирования, автоматический выпуск, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
T. I. Belousova, E. I. Antonova, N. A. Shalanina
State-of-the-Art Technologies of Customs Administration
The article analyses the application of state-of-the-art technologies of customs administration, including automatic decision-making on release of goods, automatic registration of declaration, preliminary informing system, and system of inter-agency electronic interaction. The authors pay a special attention to the problems of legislative and organizational nature which inhibit maximizing effective use of them, as well as put forward the ways to solve the problems.
Keywords: customs administration,e-declaring, preliminary informing technology, automatic release mode, system of inter-agency electronic interaction (SEII).
Основным компонентом таможенной политики Федеральной таможенной службы является институт таможенного
БЕЛОУСОВА Татьяна Ивановна — кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. [email protected]. АНТОНОВА Елена Ивановна — кандидат технических наук, профессор кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. [email protected]. ШАЛАНИНА Наталья Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. [email protected].
© Белоусова Т. И., Антонова Е. И., Шаланина Н. А., 2017
администрирования. В рамках реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» и двух дорожных карт национальной предпринимательской инициативы «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [5; 8] разработан план мероприятий по совершенствованию и оптимизации таможенного администрирования и, в частности, таможенных и административных процедур. Согласно этим документам таможенное администрирование представляет систему административных методов и технологий воздействия на сферу внешнеэкономической деятельности (ВЭД), организуемую и управляемую с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля. В данном контексте речь идет об освоении новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватном реагировании на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применении информационного обеспечения принятия таможенных решений.
С учетом требований, изложенных в вышеупомянутых документах, одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования является разработка и внедрение новых механизмов сотрудничества между таможенными органами и участниками ВЭД. Центральными становятся вопросы оптимизации таможенных и административных процессов, т. е. способов и технологий упрощения порядка перемещения товаров через таможенную границу. Сделать таможенные операции и таможенные процедуры более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля позволяет масштабное внедрение современных информационных технологий.
В этом направлении весьма активно осуществляется внедрение технологии электронного декларирования (ЭД). Технология электронного декларирования является реализацией одного из основных положений Киот-ской конвенции, рамочных стандартов Всемирной торговой организации и, несомненно, способствует интеграции российской экономики в мировую систему бизнеса.
С 1 января 2014 г. таможенные органы и участники ВЭД перешли на обязательное ЭД товаров. По данным ФТС России, в 2016 г. было подано более 3,9 млн деклараций на товары в электронной форме с использованием сети Интернет. Это 99,96 % общего количества деклараций на товары. Электронную форму декларирования применили более 80 тыс. участников ВЭД, или 99,5 % общего числа участников ВЭД, подавших декларации на товары [11]. Время выпуска декларации при импорте в среднем составляет 1 ч 44 мин, а при экспорте - 51 мин [8].
Введение обязательного электронного декларирования дало возможность перейти к следующему качественному изменению порядка декларирования товаров - технологии автоматического принятия решения о выпуске товара (АВ) и технологии автоматической регистрации декларации (АР) [8, п. 9-10].
В дорожной карте проекта «Совершенствование таможенного администрирования» внедрение новой модели таможенного оформления предполагается в 2018 г. [8]. Полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска товаров позволит исключить человеческий фактор и сократить до 20 мин срок выпуска товаров для всех участников ВЭД.
В 2016 г. доля автоматической регистрации достигла 35 % всех деклараций на вывозимые товары, а общее количество автоматически зарегистрированных деклараций за 11 мес. превысило 450 тыс., что в 4 раза превышает показатель 2015 г. (около 108 тыс. ДТ) [11].
В 2016 г. за 11 мес. автоматически выпущено более 25 тыс. деклараций (2015 г. - 1 550 деклараций), рост - более чем в 16 раз [11].
Содержание таможенной технологии автоматической регистрации заключается в том, что юридически значимое действие - регистрация декларации, направленной в таможенный орган через Интернет, - совершается без непосредственного участия должностных лиц таможенного органа. Форматно-логический контроль электронной декларации проходит без участия инспектора. Действительность электронной подписи, факт уплаты таможенных платежей, наличие в электронном архиве таможенных органов необходимых документов проверяет компьютерная программа. При соблюдении этих условий электронная декларация регистрируется автоматически. Далее она поступает к таможенному инспектору для контроля. В данном случае предполагается, что информационная система таможенного органа должна быть способна самостоятельно провести регистрацию электронной декларации или отказать в ее регистрации.
Сущность таможенной технологии автоматического выпуска состоит в том, что информационная система таможенного органа должна в автоматическом режиме определить соблюдение условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, установленных запретов и ограничений, прав интеллектуальной собственности. Также система должна проверить классификационный код товара, страну происхождения, таможенную стоимость, правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей, и т. д. Более того, в технологии автоматического выпуска товаров параллельно со всеми этими проверками информационная система таможенного инспектора «АИСТ» должна проверить таможенную декларацию на наличие возможных рисков с целью исключения вероятности нарушения таможенного законодательства. При применении данной
технологии содержание каждого поля декларации должно соответствовать определенным критериям и включать информацию, полностью соответствующую представленным документам [4].
Как отмечают специалисты [4; 6], можно выделить несколько условий для реализации автоматической регистрации и автоматического выпуска.
Первое - широкое распространение использования в бизнес-процессах электронных документов участниками внешнеэкономической деятельности и государственными органами.
Второе - наличие информационной системы, позволяющей в режиме реального времени взаимодействовать таможенным органам и участникам внешнеэкономической деятельности.
Третье - наличие систем информационного взаимодействия таможенных и других контролирующих органов. Причем для внедрения автоматической регистрации не требуется развитой системы межведомственного взаимодействия, поскольку на этапе принятия к рассмотрению и регистрации таможенной декларации важны только правильность заполнения полей декларации и соблюдение условий регистрации.
И, конечно же, еще одно из базовых условий проведения таможенных операций в автоматическом режиме - наличие эффективно функционирующей системы управления рисками [4].
Оптимизация таможенных операций и таможенного контроля на базе технологий автоматического выпуска и автоматической регистрации связана с рядом проблем.
Одним из проблемных вопросов реализации автоматического выпуска является то, что на данный момент существуют разногласия в законодательстве. Например, п. 3 ст. 173 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) устанавливается, что от имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, п. 3 ст. 195 ТК ТС - выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа, в то время как автоматический выпуск предполагает проведение таможенных операций и выпуск без участия должностного лица. Правда в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) статьями 173, 195, 201, 95 устанавливаются нормы, которые обеспечивают правовую основу для применения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары.
Проблемным вопросом при внедрении автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары остается и взаимодействие с системой управления рисками (СУР). Применяемые в работе таможенных служб государств - членов ЕАЭС системы управления рисками не позволяют на данном этапе полностью автоматизировать
процессы таможенного контроля и тем самым минимизировать непосредственные контакты между участниками ВЭД и таможенными органами. СУР предполагает выборочность таможенного контроля на основе используемых таможенными органами индикаторов риска, разрабатываемых субъектно-ориентированными методами, постоянную аналитическую работу для категорирования участников ВЭД.
На этапе автоматической регистрации деклараций на товары взаимодействие с СУР не осуществляется. Лишь после присвоения ЭД регистрационного номера декларация должна анализироваться программными средствами таможенных органов на предмет выявления действующих профилей риска. В случае если действующие профили риска не выявлены или в отношении профилей риска должностным лицом таможенного органа принимается решение о невыявлении профиля риска, ЭД автоматически должна быть передана на этап документального контроля.
Таможенным законодательством стран - членов ЕАЭС должны быть установлены условия, при которых в отношении ЭД возможно применение технологии автоматического выпуска товаров с учетом наличия профилей риска.
Кроме того, проект Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает возможность подачи декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории ЕАЭС. Возникает необходимость частичной унификации профилей риска, действующих во всех странах - членах ЕАЭС. Это позволит обеспечить единообразный подход к организации таможенного контроля как в интересах ЕАЭС, так и в интересах стран - членов ЕАЭС, минимизировать риски нарушения таможенного законодательства, а для участников ВЭД исключает желание перемещать товары через таможенную границу ЕАЭС в тех странах, где СУР предъявляет наименее жесткие требования [2].
С целью разработки автоматического модуля проверки ЭД на наличие рисков таможенным органам предлагается реализовать следующие мероприятия:
- осуществить комплексный анализ цепочек поставок с использованием системы управления рисками;
- выявить условия и обстоятельства, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;
- применить субъективный подход к категорированию участников ВЭД и отраслевой подход при оценке степени риска.
Осуществление подобных мероприятий и создание эффективной аналитической базы данных позволит обеспечить автоматизацию процессов таможенного контроля (регистрации ЭД и выпуска товаров
в автоматическом режиме), а также исключить субъективный подход при принятии решений о выпуске товаров должностным лицом.
Переход на автоматический выпуск товаров требует внесения изменения в нормативные акты таможенного законодательство стран ЕАЭС. Остановимся на некоторых из них:
1. Решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» [9] в части:
а) определения случаев, когда решения о таможенной стоимости товаров на этапе декларирования может быть принято без участия должностных лиц таможенных органов;
б) сокращения перечня документов для заявления и подтверждения таможенной стоимости товаров.
2. Иные нормативные акты в части установки возможности автоматического выпуска отдельных категорий товаров, в частности: приказ ФТС России от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»; приказ ФТС России от 20.05.2016 № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»; приказ ФТС России от 14.02.2011 № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».
Решение о внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты стран - участниц ЕАЭС, затрагивающие технологии декларирования товаров, их выпуска и организации таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, должны приниматься совместно.
Таким образом, на данное время применению технологии автоматического выпуска мешают факторы как законодательного характера, так и организационного (взаимодействие с СУР). Если решение первой проблемы уже есть - создан проект Таможенного кодекса ЕАЭС, то совершенствование СУР является проблемой еще нерешенной. Необходимым условием для успешного внедрения технологий автоматического выпуска является оценка деятельности участников ВЭД при разработке профилей риска.
Данное категорирование участников ВЭД должно иметь наднациональные критерии, чтобы обеспечить добросовестную работу бизнес-сообщества.
Эффективным инструментом сокращения времени и затрат на проведение таможенных операций на таможенной границе (в пунктах пропуска), минимизации рисков нарушений таможенного законодательства ЕАЭС, упрощению таможенного контроля является технология предварительного информирования (ПИ). Особенно ПИ актуально для иностранных компаний, имеющих деловых партнеров на таможенной территории ЕАЭС. Введение обязательного предварительного информирования закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
На сегодняшний день ПИ является обязательным для товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.09.2016 № 1981-р «Об обеспечении использования разработанного ФТС России комплекса программных средств «Портал "Морской порт"», в рамках исполнения п. 19 дорожной карты, предварительное информирование о грузах, ввозимых морским транспортом, стало обязательным с 1 октября 2016 г. [7]. Предполагается в 2017 г. предварительное информирование ввести на воздушном транспорте.
Говоря о ПИ, нельзя не отметить, что существует ряд недостатков, которые не позволяют максимально эффективно использовать эту технологию.
Большим недостатком технологии ПИ является отсутствие ответственности заинтересованного лица за подачу недостоверной предварительной информации - об общей стоимости товара, валюте, количестве грузовых мест. Все эти ошибки существенно увеличивают время оформления и снижают пропускную способность пунктов пропуска.
Кроме того, не изданы нормативно-правовые акты использования предварительной информации государственными органами, осуществляющими государственный контроль в пунктах пропуска (к примеру, карантинный или фитосанитарный), которые были запланированы еще на январь 2014 г., а также не обеспечено использование предварительной информации в рамках СУР (декабрь 2014 г.). Недостаточно данных, отправляемых участниками ВЭД, чтобы идентифицировать какой-либо риск (кроме рисков, связанных с ввозом запрещенных товаров), а отсутствие межведомственного взаимодействия тормозит сотрудничество между государственными службами на границе, в результате чего предоставляемую информацию не удается дополнить.
Информационные системы государств - участников ЕАЭС до настоящего времени не интегрированы друг с другом, не налажена система
обмена предварительной информацией государств - участников ЕАЭС с иностранными государствами, в том числе не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС N018. Это тормозит дальнейшее развитие технологии ПИ.
Совершенствование таможенного администрирования сопряжено с эффективным взаимодействием таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), выдающими разрешительные документы при перемещении товаров через таможенную границу. Уменьшить количество разрешительных документов, которые декларант при проведении таможенного контроля представляет таможенникам в бумажном виде, и тем самым оптимизировать таможенный контроль позволяет система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В системе СМЭВ выделяют два уровня межведомственного взаимодействия. Первый уровень - межведомственное информационное взаимодействие на национальном уровне, т. е. информационное взаимодействие между органами государственной власти одного государства при совершении таможенных операций на территории одного государства - члена ЕАЭС. В настоящее время в каждой стране это информационное взаимодействие осуществляется по-разному, но в любом случае пока не на том уровне, который необходим для совершенствования таможенного администрирования.
В России СМЭВ является элементом интеграции информационных ресурсов ведомств с учетом требований Федерального закона 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В рамках исполнения п. 33 документа «Совершенствование таможенного администрирования» утвержден порядок организации межведомственного взаимодействия ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Для организации межведомственного электронного взаимодействия к началу 2016 г. ФТС России разработало и применяет 54 технологические карты. В процессе обмена информацией с таможенными органами уже участвуют 32 ведомства, включая ФНС России, Федеральное казначейство и Торгово-промышленную палату [6].
На текущий момент ФТС России взаимодействует примерно с 25 ведомствами, у которых в электронном виде можно получить информацию о документах, выдаваемых ими. Ежедневно таможенные органы формируют около 30 тыс. запросов на получение таких сведений. Таким образом, декларанты избавлены от необходимости представлять в таможенные органы документы, которые они получили в этих ведомствах. В свою очередь
и ФТС России является поставщиком определенной информации для заинтересованных министерств и ведомств.
Для формирования единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей необходима интеграция информационных систем ФТС и ФНС России. В рамках СМЭВ это позволит обеспечить сквозной контроль движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза до момента реализации. Как отмечают специалисты [1], интеграция информационных систем может быть произведена на основе действующих информационных систем ведомств. По нашему мнению, для решения задачи интеграции информационных систем и обеспечения их информационного взаимодействия необходимо провести оценку и сопоставление процессов таможенного и налогового администрирования, анализ и доработку нормативной правовой базы ФТС и ФНС России, а также модернизацию информационных систем таможенных и налоговых служб.
Второй уровень взаимодействия в системе СМЭВ - наднациональный, т. е. информационное взаимодействие между органами государственной власти разных государств при совершении таможенных операций на территории нескольких государств - членов Таможенного союза. С этой целью планируется создание Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли (ИИСВВТ).
С целью создания благоприятных условий для участников ВЭД таможенной службой реализована технология уплаты таможенных платежей в режиме реального времени [8, п. 50]. В соответствии с распоряжением ФТС России от 19.12.2013 № 406-р созданы правовые и технические условия, а также обеспечено подключение к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных и иных платежей в 74 таможенных органах Российской Федерации. Для организаций предусмотрена возможность удаленной уплаты таможенных платежей через портал электронного декларирования, а для граждан - банковскими картами или наличными денежными средствами через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы, обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей. Сроки поступления в ФТС России информации о зачислении денежных средств на счет Федерального казначейства сокращены до 2 ч.
Для оперативного получения плательщиком информации о расходовании уплаченных им денежных средств как в разрезе платежных документов, так и в разрезе документов начисления ФТС России разработала сервис «Личный кабинет плательщика». Предоставление справочной информации в электронной форме с применением этого сервиса позволяет сократить сроки предоставления плательщику данной информации
с 30 дней до нескольких минут. При этом у плательщика сохраняется возможность получения юридически значимой информации о движении денежных средств по письменному заявлению.
Сервис «Личный кабинет» может использоваться таможенными представителями для представления отчетности о своей деятельности. Кроме того, в сервисе «Валютный контроль» личного кабинета участника ВЭД реализована возможность получения в режиме, близком к реальному времени, сведений о паспортах сделок, поступивших из уполномоченных банков в ФТС России; о зарегистрированных ДТ, переданных уполномоченным банкам в разрезе паспортов сделок [8, п. 42].
В целях ускорения совершения таможенных операций, снижения временных и финансовых затрат участников ВЭД ФТС России проведены мероприятия с использованием современных информационных технологий, направленные на сокращение количества документов, представляемых при таможенном декларировании, например, контрактов (внешнеторговых договоров), лицензий, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, актов государственного контроля, сертификатов вывоза необработанных природных алмазов, паспортов сделок, идентификационных заключений о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля и иных заключений и разрешений), с сохранением требования об указании их номеров в декларации на товары при наличии сведений о них в информационных системах федеральных органов исполнительной власти или информационных ресурсах таможенных органов [8, п. 42].
Сокращение количества разрешительных документов стало возможным благодаря переходу федеральных органов исполнительной власти к использованию СМЭВ. Отменена обязанность участника внешнеэкономической деятельности по представлению более 20 документов. Информация о документах (сведениях) поступает в таможенные органы непосредственно от ФОИВ не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения о выдаче документа заинтересованному лицу.
Рассмотренные технологии составляют только часть мероприятий таможенного администрирования. Принимая во внимание статистические данные и отчеты о проделанной работе федеральных органов исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу, к числу реализованных технологий таможенного администрирования можно отнести: окончательный переход на электронное декларирование, в том числе с использованием права удаленного выпуска товаров; введение системы предварительного информирования; создание правовых основ для реализации автоматической процедуры регистрации таможенной декларации; отказ от требования представлять отдельные категории документов, необходимых для таможенного оформления; совершенствование системы
управления рисками: ввод отраслевого и автоматического категорирова-ния с созданием профилей рисков, внедрение субъектно-ориентирован-ного подхода; совершенствование процедуры взимания таможенных платежей за счет сокращения сроков доведения сведений о зачислении денежных средств на счет Федерального казначейства; развитие системы межведомственного электронного взаимодействия [2].
Следует согласиться с мнением специалистов [10; 3], что дополнения по упрощению и ускорению таможенных операций, межведомственному взаимодействию и сокращению количества требуемых документов, которые вносятся правительством в дорожную карту, не обоснованы в достаточной степени. На данный момент еще не реализован ряд уже принятых положений, а установленные сроки для новых задач явно оторваны от реальности. Более того, по многим пунктам пометка «выполнено» стоит лишь формально, на деле же многие современные технологии полноценно не внедрены в практику работы таможенных органов.
Таким образом, нами обозначен ряд законодательных и организационных моментов, затрудняющих применение рассмотренных в статье технологий таможенного администрирования. Но несмотря на существующие проблемы, как отмечалось на пресс-конференции «Россия сегодня» заместителем руководителя ФТС России Русланом Давыдовым и представителями участников ВЭД [11], реформы по оптимизации таможенных операций и таможенного контроля на основе внедрения современных информационных технологий уже привели к качественным изменениям в области таможенного дела и позволили кардинально сократить время совершения таможенных операций и издержки участников внешнеэкономической деятельности, содействуя созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в стране.
Список литературы
1. Данилин Д. Информатизация всему голова // Таможня. 2016. № 20. С. 4-5.
2. Жебрик Э. Л. Совершенствование таможенного администрирования как определяющий шаг в развитии таможенного дела // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/09/37754 (дата обращения 01.10.2016).
3. Ковалев Ю. Хотели электронный транзит - извольте! // Таможенные новости. 2015. № 10. URL: http://www.customsnews.ru/2016/10/T_News_ 132int.pdf (дата обращения 01.10.2016).
4. Лямин Д. М. Перспективы совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. URL: http: /eec.eaeunion.
org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/EDConf/ 2_9_Lyamin.pdf (дата обращения 18.10.2016).
5. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.10. 2016).
6. О практической реализации технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа: распоряжение ФТС России от 31.12.2013 № 438-р. URL: http:// www.consul-tant.ru (дата обращения 01.10.2016).
7. Об обеспечении использования разработанного ФТС России комплекса программных средств «Портал "Морской порт"»: распоряжение Правительства РФ от 19.09.2016 № 1981-р. URL: http://www.tks.ru/news/ law/2016/09/24/0001 (дата обращения 01.10.2016).
8. О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» (с изм. и доп.): распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р. URL: http://base.garant.ru/70197020/ #ixzz4PJUvHFWX (дата обращения 01.02.2017).
9. О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров: решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 03.11.2015). URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_105055 (дата обращения 01.10.2016).
10. Падалко В. Как улучшить таможенное администрирование. URL: http://customsexpert.ru/articles/kak-uluchshit-tamozhennoe.htm (дата обращения 01.10.2016).
11. ФТС России: Совершенствование таможенного администрирования. URL: http://www.tks.ru/news/nearby /2016/07/ 08/0004 (дата обращения 01.10.2016).