Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-ориентированная концепция образования / образовательные технологии / проектная технология / технология ситуационного анализа / технология портфолио / информационно-коммуникационная технология / person-oriented concept of education / educational technologies / design technology / situational analysis technology / portfolio technology / information and communication technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной образовательной среды современным технологиям обучения студентов вуза в контексте личностно ориентированной образовательной концепции. Введение. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня преподаватель должен использовать в своей работе современные технологии обучения, что обусловливается современными образовательными тенденциями. Целью статьи является рассмотрение современных технологий обучения студентов в системе высшей школы. Материалы и методы. Статья основана на применении публикационных источников, научных статей, личных наблюдений аврора, которые за счет использования методов теоретического анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстрагирования и моделирования синтезируются в практико-ориентированный научный материал по выбранной теме исследования. Результаты исследования. В статье отражена необходимость реализации следующих образовательных технологий в контексте личностно-ориентированного подхода: проектной технологии; ситуационного анализа; портфолио; информационно-коммуникационных технологий. Обоснована точка зрения, заключающаяся в том, что главной целью высшего образования становится создание условий развития способностей, индивидуально личностных качеств студентов. Результаты работы, изложенные в статье, будут интересны как практикам, так и представителям научной сферы. Обсуждение и заключения. В научной среде выделяется множество определений понятия «личностно-ориентированное обучение», но сущность его заключается в существенном повышении ответственности студента за планирование обучения, взаимодействие с преподавателями и другими участниками образовательного процесса, исследование и оценку результатов. По результатам проведенного анализа удалось установить, что личностно-ориентированный подход в обучении существенно изменяет приоритеты, которые должны стать главными в подготовке обучающихся любого направления. Вместе с тем оно порождает целый ряд трудностей и противоречий, преодоление которых должно значительно повысить качество образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF TEACHING UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF A PERSON-ORIENTED APPROACH

The article is devoted to one of the urgent problems of the modern educational environment modern technologies of teaching university students in the context of a personality-oriented educational concept. Introduction. The relevance of the study lies in the fact that today a teacher must use modern teaching technologies in his work, which is due to modern educational trends. The purpose of the article is to consider modern technologies of teaching students in the higher education system. Materials and methods. The article is based on the use of publication sources, scientific articles, personal observations of the auror, which, through the use of methods of theoretical analysis, synthesis, comparison, contrast, abstraction and modeling, are synthesized into practice-oriented scientific material on the selected research topic. Research results. The article reflects the need to implement the following educational technologies in the context of a personality-oriented approach: project technology; situational analysis; portfolio; information and communication technologies. The point of view is substantiated, which consists in the fact that the main goal of higher education is to create conditions for the development of abilities, individual personal qualities of students. The results of the work presented in the article will be of interest to both practitioners and representatives of the scientific field. Discussion and conclusions. In the scientific community, there are many definitions of the concept of «personally oriented learning», but its essence lies in a significant increase in the student’s responsibility for planning training, interaction with teachers and other participants in the educational process, research and evaluation of results. Based on the results of the analysis, it was possible to establish that the person-oriented approach to learning significantly changes the priorities that should become the main ones in the preparation of students in any direction. At the same time, it gives rise to a number of difficulties and contradictions, the overcoming of which should significantly improve the quality of educational services.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / THEORY AND TECHNOLOGIES OF TRAINING AND EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

Научная статья

DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-43-55

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Карамян Инара Размиковна1

1 Московский инновационный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация:

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной образовательной среды - современным технологиям обучения студентов вуза в контексте личностно - ориентированной образовательной концепции.

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня преподаватель должен использовать в своей работе современные технологии обучения, что обусловливается современными образовательными тенденциями. Целью статьи является рассмотрение современных технологий обучения студентов в системе высшей школы.

Материалы и методы. Статья основана на применении публикационных источников, научных статей, личных наблюдений аврора, которые за счет использования методов теоретического анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстрагирования и моделирования синтезируются в практико-ориентированный научный материал по выбранной теме исследования.

Результаты исследования. В статье отражена необходимость реализации следующих образовательных технологий в контексте личностно-ориентированного подхода: проектной технологии; ситуационного анализа; портфолио; информационно-коммуникационных технологий. Обоснована точка зрения, заключающаяся в том, что главной целью высшего образования становится создание условий развития способностей, индивидуально личностных качеств студентов. Результаты работы, изложенные в статье, будут интересны как практикам, так и представителям научной сферы.

© И.Р. Карамян, 2024 43

Обсуждение и заключения. В научной среде выделяется множество определений понятия «личностно-ориентированное обучение», но сущность его заключается в существенном повышении ответственности студента за планирование обучения, взаимодействие с преподавателями и другими участниками образовательного процесса, исследование и оценку результатов. По результатам проведенного анализа удалось установить, что личностно-ориентированный подход в обучении существенно изменяет приоритеты, которые должны стать главными в подготовке обучающихся любого направления. Вместе с тем оно порождает целый ряд трудностей и противоречий, преодоление которых должно значительно повысить качество образовательных услуг.

Ключевые слова: личностно-ориентированная концепция образования; образовательные технологии; проектная технология; технология ситуационного анализа; технология портфолио; информационно-коммуникационная технология.

Для цитирования: Карамян И.Р. Современные технологии обучения студентов вуза в контексте личностно-ориентированного подхода // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 43-55. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-43-55.

Original article

MODERN TECHNOLOGIES OF TEACHING UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF A PERSON-ORIENTED APPROACH

Inara R. Karamyan1

1 Moscow Innovation University, Moscow, Russia, [email protected] Abstract.

The article is devoted to one of the urgent problems of the modern educational environment - modern technologies of teaching university students in the context of a personality-oriented educational concept. Introduction. The relevance of the study lies in the fact that today a teacher must use modern teaching technologies in his work, which is due to modern educational trends. The purpose of the article is to consider modern technologies of teaching students in the higher education system.

Materials and methods. The article is based on the use of publication sources, scientific articles, personal observations of the auror, which, through the use of methods of theoretical analysis, synthesis, comparison, contrast, abstraction and modeling, are synthesized into practice-oriented scientific material on the selected research topic.

Research results. The article reflects the need to implement the following educational technologies in the context of a personality-oriented approach: project technology; situational analysis; portfolio; information and communication technologies. The point of view is substantiated, which consists in the fact that the main goal of higher

education is to create conditions for the development of abilities, individual personal qualities of students. The results of the work presented in the article will be of interest to both practitioners and representatives of the scientific field.

Discussion and conclusions. In the scientific community, there are many definitions of the concept of «personally oriented learning», but its essence lies in a significant increase in the student's responsibility for planning training, interaction with teachers and other participants in the educational process, research and evaluation of results. Based on the results of the analysis, it was possible to establish that the person-oriented approach to learning significantly changes the priorities that should become the main ones in the preparation of students in any direction. At the same time, it gives rise to a number of difficulties and contradictions, the overcoming of which should significantly improve the quality of educational services.

Keywords: person-oriented concept of education; educational technologies; design technology; situational analysis technology; portfolio technology; information and communication technology.

For citation: Karamyan I.R. Modern technologies of teaching university students in the context of a personality-oriented approach // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. P. 43-55. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-43-55.

Введение. Трансформация вузовского образования предполагает постоянное обновление его содержания, применение эффективных способов взаимодействия в системе «преподаватель-студент» и активное внедрение новейших педагогических подходов в образовательный процесс. Указанные тенденции, в свою очередь, диктуют необходимость изменения действующей концепции традиционного обучения на обучение, ориентированное на студента, его особые образовательные потребности, предыдущий опыт и собственное видение будущего пути на рынке труда. Именно такой личностно-ориентированного подход стал важнейшим образовательным подходом в современных вузах.

Обзор литературы. Сегодня существует множество определений понятия «личностно-ориентированное обучение», но сущность его заключается в существенном повышении ответственности студента за планирование обучения, взаимодействие с преподавателями и другими участниками образовательного процесса, исследование и оценку результатов.

О.И. Ковалева утверждает, что личностно ориентированное образование требует дифференциации учебного процесса, акцентирует внимание на индивидуальность студента, его умственном и моральном развитии, а также на формировании гармоничной личности в целом, а не только отдельных её характеристик.

При реализации образовательных программ необходимо, прежде всего, руководствоваться нормативными документами, в которых сформулирована цель получения образования.

Ведущей тенденцией высшего образования является повышение внимания к подготовке специалистов нового уровня, способных работать в сложных экономических, экологических и социокультурных условиях, стремящихся к профессиональному саморазвитию, самореализации, личной ответственности, творческому поиску, осознающих свою социальную позицию и готовых решать нестандартные задачи, принимать научно обоснованные решения, свободно ориентироваться в информационном и цифровом обществе. Такие требования обусловливают дальнейшее развитие и реализацию личностно-ориентированной образовательной концепции.

Материалы и методы. Системная организация личностно-ориентирован-ного подхода к обучению студентов вузов предполагает использование следующих образовательных технологий:

- проектной технологии как способа развития независимости и креативного мышления студентов;

- технологии ситуационного анализа, обеспечивающей умение принимать самостоятельные аргументированные решения;

- технологии портфолио как средства рефлексивного обучения, развития таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ и самоконтроль;

- информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих работу в условиях новой образовательной и информационной среды.

Результаты исследования. Одной из образовательных технологий, которая в процессе обучения стимулирует активную самостоятельно-творческую деятельность студентов, является проектная технология.

Проектный метод выделяется среди других проблемных подходов тем, что в процессе целенаправленной поисковой, исследовательской и творческой работы студенты не только находят решение заданной проблемы, но и разрабатывают конкретный реальный продукт. Этот продукт наглядно иллюстрирует их способность и умение применять полученные знания на практике. В ходе выполнения проекта студенты самостоятельно, с минимальным участием преподавателя, определяют проблему, выделяют из нее подпроблемы, формулируют гипотезы для их решения, исследуют каждую подпроблему и их взаимосвязи, а затем возвращаются к основной проблеме и предлагают возможные способы ее решения. Участники проектирования должны уметь обосновывать свои мнения, приводить контраргументы к доводам оппонентов, поддерживать обсуждение и находить компромиссные решения. Эти навыки подчеркивают особенности коммуникативной компетентности.

Проектный метод способствует формированию у студентов способности к самостоятельному исследованию в конкретной области, что впоследствии позволит им успешно реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.

Изучение различных ситуаций, известное как кейс-метод, активно применяется в образовательной практике. Этот подход позволяет студентам не только

углубленно анализировать реальные кейсы, но и развивать критическое мышление, поскольку они сталкиваются с практическими вопросами и проблемами. Благодаря этой методике учащиеся могут применять теоретические знания на практике, находить оптимальные решения в сложных ситуациях. Кейс-метод становится эффективным инструментом для формирования навыков анализа, принятия решений и командной работы. Он способствует лучшему усвоению материала и повышает уровень вовлеченности студентов в учебный процесс.

В результате, такой метод обучения помогает подготовить будущих специалистов, способных справляться с вызовами реального мира, а также развивает их способность к адаптации и инновациям в быстро меняющейся среде. Технология ситуационного анализа основана на следующих принципах: создается модель конкретной жизненной ситуации с учетом специфических правил, которая отражает набор знаний и практических умений, которые студенты должны усвоить. В этом процессе преподаватель действует как модератор, который формулирует вопросы, записывает ответы и стимулирует дискуссию, выполняя роль связующего звена в процессе совместной работы [4].

Технология ситуационного анализа основывается на следующем: с учетом определенных принципов создается модель конкретной реальной ситуации, которая отражает набор знаний и практических умений, необходимых для студентов. В этом процессе преподаватель выполняет роль модератора, задавая вопросы, фиксируя ответы и поддерживая обсуждение, выступая таким образом в качестве посредника в совместной работе.

Метод ситуационного анализа предлагает не только приобретение знаний и развитие практических навыков, но также способствует формированию ценностной системы у студентов, их профессиональных позиций, жизненных установок и особого взгляда на свою профессию.

Метод помогает студентам развивать независимое мышление, способность слушать и принимать во внимание другие мнения, а также аргументированно выражать свои собственные взгляды. С использованием этой технологии студенты могут развивать и улучшать свои аналитические способности, учиться работать в группе и находить оптимальные решения для поставленных задач. Одной из ключевых характеристик работы с деловыми ситуациями является их разнообразие и связь с различными дисциплинами.

Главная задача метода ситуационного анализа заключается в том, чтобы обучить студентов справляться с трудными неструктурированными задачами, которые не поддаются аналитическому решению. Эта технология вовлекает студентов, предоставляя им возможность самостоятельно работать с реальными ситуациями.

Особая роль в системе новых образовательных технологий принадлежит технологии портфолио. Технология портфолио студента выступает эффективным инструментом самооценки личностной познавательной работы студента, рефлексии его личностной деятельности, самоконтроля и самопроверки своих достижений. Основной задачей работы над созданием портфолио является ос-

мысление с первых дней поступления в ВУЗы, что студент сам в ответе за свое будущее, за свою карьеру. Все его исследования будут зафиксированы в портфо-лио. Все это, на наш взгляд, будет стимулировать студента к развитию мышления, творческим возможностям, к достижению высоких результатов в учебном процессе, к участию в общественной жизни заведения.

Методика данной технологии заключается в том, что студент, выполняя задание преподавателя, собирает в своем «досье» самостоятельно выполненные работы, как в рамках занятий, так и вне их. Отбор может касаться одного или нескольких предметов за один учебный год (семестр) или за несколько лет. При выборе работ студент должен объяснить, почему он считает нужным включить именно эти материалы. Каждая задача должна включать обоснованное исправление ошибок.

Главная задача формирования портфолио заключается в оценке и демонстрации важных достижений в профессиональном и личностном развитии будущего специалиста, а также в обеспечении контроля за культурно-образовательным прогрессом студента. Образование должно учитывать будущее развитие общества, что подразумевает использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Обсуждение и заключение. Значительное распространение получили интегрированные виды работ с использованием Интернет-ресурсов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе не является самоцелью, а представляет собой педагогически обоснованный метод, который предоставляет значительные преимущества по сравнению с традиционными способами организации обучения.

Таким образом, интеграция современных образовательных технологий способствует созданию учебного процесса, ориентированного на личность студента в высшем учебном заведении.

Личностно-ориентированный подход в обучении существенно изменяет приоритеты, которые должны стать главными в подготовке обучающихся любого направления. Вместе с тем оно порождает целый ряд трудностей и противоречий, преодоление которых должно значительно повысить качество образовательных услуг. Так, на сегодняшний день существует разрыв между декларированием основных положений личностно-ориентированного обучения и их практической реализации. Прежде всего, возникает противоречие между потребностями времени и способностью удовлетворить эти потребности в объеме, который необходим для внедрения определенной системы образовательного процесса. Речь идет о том, как образовательная среда активно реагирует на изменяющиеся требования рынка труда.

К сожалению, современные образовательные стратегии в условиях сегодняшнего времени еще не отвечают необходимым условиям, одним из которых является личностно-ориентированное обучение. Устранение некоторых противоречий в образовательном процессе поможет разработать эффективную систему обучения, которая сможет воспитать компетентных, креативных и инициа-

тивных людей, соответствующих потребностям и требованиям современного общества.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения: 20.12.2024).

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 20.12.2024).

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). - URL: https://base. garant.ru/72192486/ (дата обращения: 20.12.2024).

4. Алексеев Н. А. Психология обучения: феноменология и алгоритмы / Алексеев Н. А. // Сборник: Развитие человека в современном мире материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. — 2016. — С. 8-18.

5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.

6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д., 2000.

7. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. 2001, №1. С. 17-24.

8. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. -Ростов н/Д, 2003. 40 с.

9. Габышева Т.П. Применение личностно ориентированных технологий в обучении выпускников учреждений среднего профессионального образования в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3.

10. Громова Т. В. Использование личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 3 (март). - С. 40-47.

11. Демьяненко, А. Е. Аспекты конкурентоспособности вуза / А. Е. Демьяненко, И. Р. Карамян // Вестник экспертного совета. - 2017. - № 1(8). - С. 119-123.

12. Железкина И. И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода / Железкина И. И. // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — № 1(2) — С. 65-68.

13. Захарова Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2011,-№4.

14. Деменева, Н. Н. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Учебно-методическое пособие: моногр. / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 224

15. Матухин Д.Л. Личностно-ориентированная технология обучения / Дмитрий Леонидович Матухин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 180 c.

16. Манджиева Е.В. Готовность студентов к личностно ориентированному взаимодействию / Елена Владимировна Манджиева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 703 c.

17. Железкина И. И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода / Железкина И. И. // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — № 1(2) — С. 65-68.

18. Ковалева, О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.- 171 c.

19. Кушникова, Г. К. Electrical Power. Обучение профессионально-ориентированному чтению / Г.К. Кушникова. - М.: Флинта, 2017. - 104 c.

20. Кушникова, Г. К. Electrical Power. Обучение профессионально-ориентированному чтению. Учебное пособие для студентов технических специальностей / Г.К. Кушникова. - М.: Флинта, 2018. - 337 c.

21. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с.

22. Синягин Ю.В. Личностно-ориентированный подход: отход от классической системы управления, заявленный временем// Личность: ресурсы и потенциал. 2019. № 3. С. 5-8.

23. Лисеенко, В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы / В. И. Лисеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 530-536. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 05.02.2025).

24. Мусина Л.М. Личностно-ориентированные подходы в обучении//Педа-гогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 37-42.

25. Пахальян, В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Часть 1. Методология и организация / В.Э. Пахальян. - М.: ПЭР СЭ, 2019. - 662 c.

26. Практика личностно-ориентированного образования: Учебное пособие / Авт.-составители: И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. — Елабуга, 2020. - 126 с.

27. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие для бакалавров. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 484 с.

28. Петер, Л. Личностно-ориентированная социология / Л. Петер. - М.: Академический проект, 2017. - 591 c.

29. Преснякова В. Н. Особенности личностно-ориентированного образования в начальной школе / Преснякова В. Н., Ромашева Е. А. // Обучение и воспи-

тание: методики и практика. — 2016. — № 29. — С. 119-123.

30. Рыбакова, Н. Н. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / Н.Н. Рыбакова. - М.: Флинта, 2019. - 341 с.

31. Салахов Р.Ф., Салахова Р.И., Ахметшина Г.Р. Личностно-ориентирован-ный подход как методологическая основа развития способности к творческой самореализации у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.

32. Савицкая А. В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе / Савицкая А. В. // Человек и образование. — 2010. — № 4. — С. 93-96.

33. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.

34. Тужба Т.Е. Личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.

35. Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза / Шерихова И. Е., Никитинская Е. Б. // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2010. — № 6. — С. 215-218.

36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // И.С. Якиманская / отв.ред. М.А.Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. -175 с.

References

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. [Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012 No. 273-FZ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashcheniya: 20.12.2024).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda». [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation through 2024»]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashcheniya: 20.12.2024).

3. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16)). [Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (minutes of December 24, 2018 No. 16))]. URL: https://base.garant.ru/72192486/ (data obrashcheniya: 20.12.2024).

4. Alekseev N.A.Psikhologiya obucheniya: fenomenologiya i algoritmy [Psychology of learning: phenomenology and algorithms]. Sbornik: Razvitie cheloveka v sovremennom mire materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi

konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod redaktsiei N. Ya. Bol'shunovoi, O. A. Shamshikovoi. 2016. P. 8-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bondarevskaya E.V. Kontseptsii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i tselostnaya pedagogicheskaya teoriya [Concepts of personality-oriented education and a holistic pedagogical theory]. Shk.Dukhovnosti,1999, №5, p. 41-66.

6. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-n/D., 2000.

7. Bondarevskaya E.V. Smysl i strategii lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. [The meaning and strategies of personality-oriented education]. Pedagogika. 2001, №1. p. 17-24.

8. Bondarevskaya E.V. Lichnostno-orientirovannyi podkhod k kachestvu obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii [Personality-oriented approach to the quality of education in the context of modernization]. Doklad na avgustovskoi konferentsii rabotnikov i organizatorov obrazovaniya g. Rostova-na-Donu. -Rostov n/D, 2003. 40 p.

9. Gabysheva T.P. Primenenie lichnostno orientirovannykh tekhnologii v obuchenii vypusknikov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya v vuze [Application of personality-oriented technologies in teaching graduates of secondary vocational education institutions in a university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 3.

10. Gromova T. V. Ispol'zovanie lichnostno orientirovannogo podkhoda v distantsionnom obuchenii v vuze [Use of a personality-oriented approach in distance learning at a university]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2020. № 3 (mart). p. 40-47.

11. Dem'yanenko, A. E. Aspekty konkurentosposobnosti vuza [Aspects of the University's Competitiveness]. Vestnik ekspertnogo soveta. 2017. № 1(8). p. 119123.

12. Zhelezkina I. I. Missiya sovremennoi vysshei shkoly v kontekste lichnostno orientirovannogo podkhoda [The Mission of Modern Higher Education in the Context of a Personally Oriented Approach]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1(2). p. 65-68.

13. Zakharova E.N. O kompetentnostnom podkhode v obrazovatel'noi deyatel'nosti [On the Competency-Based Approach in Educational Activities]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2011. №4.

14. Demeneva, N. N. Lichnostno orientirovannye pedagogicheskie tekhnologii v nachal'noi shkole, sootvetstvuyushchie trebovaniyam FGOS [Personally Oriented Pedagogical Technologies in Primary School That Meet the Requirements of the Federal State Educational Standar]. Uchebno-metodicheskoe posobie: monogr. / N.N. Demeneva, N.V. Ivanova. - M.: ARKTI, 2019. - 224 c.

15. Dmitrii, Leonidovich Matukhin. Lichnostno-orientirovannaya tekhnologiya obucheniya [Personally-oriented learning technology]. M.: LAP Lambert Academic

Publishing, 2017. - 180 c.

16. Elena, Vladimirovna Mandzhieva Gotovnost' studentov k lichnostno orientirovannomu vzaimodeistviyu [Students' readiness for personally-oriented interaction]. M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 703 p.

17. Zhelezkina I. I. Missiya sovremennoi vysshei shkoly v kontekste lichnostno orientirovannogo podkhoda [The mission of modern higher education in the context of a personally-oriented approach]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1(2). P. 65-68.

18. Kovaleva, O. I. Lichnostno orientirovannoe obuchenie studentov sovremennykh vuzov kak faktor sokhrannosti zdorov'ya [Personally oriented teaching of students of modern universities as a factor in maintaining health]: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08: Stavropol', 2004. 171 p.

19. Kushnikova, G. K. Electrical Power. Obuchenie professional'no-orientirovannomu chteniyu [Electrical Power. Teaching professionally oriented reading]. M.: Flinta, 2017. 104 p.

20. Kushnikova, G.K. Electrical Power. Obuchenie professional'no-orientirovannomu chteniyu. Uchebnoe posobie dlya studentov tekhnicheskikh spetsial'nostei [Electrical Power. Teaching professionally oriented reading. A textbook for students of technical specialties]. M.: Flinta, 2018. 337 p.

21. Lichnostno-orientirovannyi obrazovatel'nyi protsess: sushchnost', soderzhanie, tekhnologii [Person-oriented educational process: essence, content, technologies]. Rostov na Donu: Izd-vo RGPU, 1995. 288 p.

22. Sinyagin Yu.V. Lichnostno-orientirovannyi podkhod: otkhod ot klassicheskoi sistemy upravleniya, zayavlennyi vremenem [Person-oriented approach: a departure from the classical management system, declared by the time]. Lichnost': resursy i potentsial. 2019. № 3. P. 5-8.

23. Liseenko, V. I. Osobennosti lichnostno orientirovannogo obrazovaniya v vuze: formy realizatsii, osobennosti, problemy [Features of person-oriented education at the university: forms of implementation, features, problems]. Tekst: neposredstvennyi. Molodoi uchenyi. 2017. № 15 (149). p. 530-536. URL: https:// moluch.ru/archive/149/42231/ (data obrashcheniya: 05.02.2025).

24. Musina L.M. Lichnostno-orientirovannye podkhody v obuchenii [Person-centered approaches in teaching]. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2021. № 2 (32). P. 37-42.

25. Pakhal'yan, V. E. Lichnostno-orientirovannoe konsul'tirovanie v obrazovanii. Chast' 1. Metodologiya i organizatsiya [Person-centered counseling in education. Part 1. Methodology and organization]. M.: PER SE, 2019. 662 p.

26. Praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie [Practice of person-centered education: Textbook].Avt.-sostaviteli: I.A. Talysheva, Kh.R. Pegova. Elabuga, 2020. 126 p.

27. Panfilova A.P., Dolmatov A.V. Vzaimodeistvie uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa: uchebnoe posobie dlya bakalavrov [Interaction of participants in the educational process: a tutorial for bachelors]. M.: Izd-vo Yurait, 2015. 484 p.

28. Peter, L. Lichnostno-orientirovannaya sotsiologiya [Personality-oriented sociology]. M.: Akademicheskii proekt, 2017. 591 p.

29. Presnyakova V. N. Osobennosti lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya v nachal'noi shkole [Features of personality-oriented education in primary school]. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 201б. № 29. P. 119-123.

30. Rybakova, N.N. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v meditsinskom vuze [Competence-oriented training in a medical university]. M.: Flinta, 2019. 341 p.

31. Salakhov R.F., Salakhova R.I., Akhmetshina G.R. Lichnostno-orientirovannyi podkhod kak metodologicheskaya osnova razvitiya sposobnosti k tvorcheskoi samorealizatsii u studentov vuza [Personality-oriented approach as a methodological basis for developing the ability to creative self-realization in university students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3.

32. Savitskaya A.V. Lichnostno-orientirovannyi podkhod i usloviya ego realizatsii pri distantsionnom obuchenii v vuze [Student-oriented approach and conditions for its implementation in distance learning at the university]. Chelovek i obrazovanie. 2010. № 4. P. 93-9б.

33. Serikov V.V. Lichnostno-orientirovannyi podkhod v obrazovanii: kontseptsii tekhnologii: Monografiya [Student-oriented approach in education: concepts of technology: Monograph]. Volgograd: Peremena, 1994. 152 p.

34. Tuzhba T.E. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie studentov v vuze v kontekste kompetentnostnoi modeli professional'noi podgotovki [Student-oriented teaching of students at the university in the context of the competence-based model of professional training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5.

35. Sherikhova I. E. Lichnostno-orientirovannyi podkhod k organizatsii protsessa obucheniya studentov vuza [Student-oriented approach to organizing the process of teaching university students]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2010. № б. p. 215-218.

36. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Technology of personality-oriented education]. M.: Sentyabr', 2000. 175 p.

Информация об авторах

Карамян Инара Размиковна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и информационных технологий, Mосковский инновационный университет, Mосква, Российская Федерация, iukafmiu@mail. ru

Information about the authors

Karamyan Inara Razmikovna, Candidate of Economical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Information Technology, Moscow Innovative University, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов Information about competitive interests:

The authors declare that they have no conflict of interest

Статья поступила в редакцию: 18.10.2024, одобрена после рецензирования: 25.10.2024, принята к публикации: 1.11.2024

The article was submitted: 18.10.2024; approved after reviewing: 25.10.2024; accepted for publication: 1.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.