и т. п. Учеными отмечается, что между повторами различных уровней существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Внутри каждого уровня классифицируются в зависимости от их специфики и становятся специальными объектами исследований.
Таким образом, загадки создают яркие картины и образы. Они легко запоминаются и воспринимаются на слух, расширяют наш кругозор. Нередко загадки возвращают время назад и требуют, чтобы мы снова прошли весь исторический путь, который прошли они сами вместе с народом.
Библиографический список
1. Курбатов Х.Р Татарская лингвистическая стилистика и поэтика. Москва: Наука 1978.
2. Хуажева М.К. и Хута Щ.Х. Адыгэ гущы1эжъхэр (Адыгейские пословицы и поговорки). Мыекъуапэ, 1978.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Москва, 1957.
References
1. Kurbatov H.R. Tatarskaya lingvisticheskaya stilistika ipo'etika. Moskva: Nauka 1978.
2. Huazheva M.K. i Huta Sch.H. Adyg'e guschyI'ezh'h'er (Adygejskie poslovicy ipogovorki). Myek'uap'e, 1978.
3. Anikin V.P. Russkie narodnye poslovicy, pogovorki, zagadki i detskij fol'klor. Moskva, 1957.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 81
Bazarova B.B., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),
E-mail: bbbazarova@mail.ru
Shangayeva N.K., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),
E-mail: chnadejda@mail.ru
MODERN TECHNOLOGIES AND MAN IN NEOLOGISMS. The article studies new words from a cognitive point of view. Cognitive neology is being developed alongside with other approaches in neology. Cognitive approach might be of help to find answers to some problems in neology, how new names appear and how new meanings develop in words among them. Aims and methods used in neology are touched upon in the article. Which fragments of the world are conceptualized and verbalized in the form of new words is in the focus of the article, it being illustrated on the example of a small fragment, namely the conceptual field of "People". The words under analysis are found at WordSpy.com site.
Key words: cognitive neology, neologisms, conceptualization, word building, derivational patterns.
Б.Б. Базарова, канд. филол. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,
E-mail: bbbazarova@mail.ru
Н.К. Шангаева, канд. социол. наук, доц. Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,
E-mail: chnadejda@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕК В НЕОЛОГИЗМАХ
В статье предпринимается попытка рассмотреть новые слова в английском языке с позиции когнитивной неологии. Когнитивная неология развивается наряду с другими новыми направлениями неологии. Изучение новых слов с когнитивных позиций может способствовать решению вопросов, связанных с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка. В работе обращается внимание на проблемы, стоящие перед новой наукой, а также на научные методы, применяемые в этой области. Предпринимается попытка обратиться к вопросу о том, какие фрагменты действительности подвергаются концептуализации и вербализуются в современном английском языке. Материал исследования составили лексические единицы, зафиксированные на сайте WordSpy.com.
Ключевые слова: когнитивная неология, неологизмы, концептуализация, словообразование, словообразовательные модели, словообразовательные ряды.
Неология сегодня развивается в разных направлениях. Так, в научной литературе встречается упоминание когнитивного, психолингвистического, коммуникативного и социолингвистического направлений, деривационного и стилистического направлений [1]. Я.А. Олефир выделяет словообразовательную неологию, социолингвистическое направление в неологии, лингво-культуро-логическое направление, психолингвистическое направление и когнитивное направление [2]. Ю.А. Воронцова же считает, что «в современной неологии можно выделить два основных направления: 1) исследование специфики обновления словарного состава языка (неологизм как объект неологии); 2) выявление и изучение проблематики, связанной с лексикографированием неологизмов (неологизм как объект неографии)» [3, с. 112]. Обзор научной литературы показывает все большее распространение когнитивного подхода в решении задач, стоящих перед неологией. В рамках когнитивного направления, как представляется, можно получить ответы на многие вопросы, связанные с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка.
Говоря о важности выделения неологии если не в отдельную науку, но в обязательный раздел лексикологии, Е.С. Кубрякова указывает на то, что данные неологии представляют исследователю бесценные сведения о технике осуществления актов семи-озиса и словообразовательных актов в современных языках, о создании и выражении новых символов, о средствах и способах
их «упаковки» в определенные языковые формы, и что благодаря этому мы можем получить представление о путях превращения концептуальных, ментальных структур нашего сознания в такие материальные сущности, как языковые знаки с их собственными телами (знаконосителями) и значениями, а, следовательно, о путях перехода указанных структур из сферы интериоризован-ного, внутреннего, ментального мира в сферу конвенциональных форм языка - сферу обозначения этих структур, их выражения средствами языка для передачи их другим людям [4].
В продолжение проблем, стоящих перед неологией, обозначенных Е.С. Кубряковой, в когнитивной неологии называют следующие: проблемы, связанные с выявлением фрагментов действительности, подвергающимся концептуализации; с выявлением возможных изменений базовых концептов, категорий и их прототипов; с выявлением вопроса о наследовании информации при образовании новых значений; с выявлением роли инференции в порождении новых значений и того, каким образом инференция становится референцией; того, как происходит процесс концептуального проецирования; каковы когнитивные различия между процессом метафорического и метонимического проецирования; какова роль концептуальной интеграции при образовании новых значений и какие ее типы концептуальной интеграции лежат в основе различных видов новой лексики; каковы основные пропозиционные модели, составляющие основу образования новых слов; какие типы идеализированных когни-
тивных моделей преобладают в образовании тех или иных типов неологизмов [5].
Говоря о научных методах в этой области, исходя из задач, стоящих перед исследователем, «неологизм может быть исследован с помощью фреймового анализа, когнитивного моделирования, когнитивно-дискурсивного анализа, когнитивной интерпретации лексикографических данных и др., может быть описан посредством объяснения явлений метафоры, метонимии, ме-тафтонимии в когнитивном аспекте» [6, с. 151]. Автор считает, вслед за Е. С. Кубряковой, которая обосновала когнитивно-дискурсивный подход в изучении единиц языка [7], что «при изучении процесса порождения нового слова когнитивная составляющая данного подхода дает возможность выявить те типы знаний, которые участвуют в этом процессе, выявить стоящие за ними ментальные структуры, объяснить возможные пути вербализации осмысляемого понятия и т. д. Дискурсивная составляющая учитывает интенции автора, контекст, прагматическую направленность текста и т. д. Таким образом, когнитивно-дискурсивный анализ нового слова стремится дать наиболее полное описание объекта исследования» [6, с. 149].
Известно уже много работ в области когнитивной неологии, в которых представлены пути решения поставленных перед наукой проблем (подробнее см. [8, с. 221 - 222]. Одной из задач этой новой науки является решение вопроса о том, «какой концептуальный материал группируется в новых словах английского языка, какие именно концепты использовались чаще всего при категоризации и членении мира последних десятилетий» [9, с. 337].
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть неологизмы в этом ракурсе на материале интернет - ресурса WordSpy.com. [10] (более подробно о ресурсе см., например, [11]). Здесь представлены в обобщенном виде следующие концептуальные области (зд. под тэгами): Business (бизнес), Computers (компьютеры), Culture (культура), Language (язык), Science (наука), Sociology (социология), Technology (технология), TheWorld (мир). Далее, например, под тэгом business зафиксировано 16 наименований, computers - 17, culture - 31, language - 9, science - 8, sociology - 13, technology - 9, the world - 11. В свою очередь, концептуальная область computers представлена 53 лексическими единицами и т. д. В разделе Business под категорией advertising (реклама) мы насчитали 21 лексическую единицу. Computers - internet - 226. Culture - appearance (внешность) - 54. Language - buzzwords (модное слово, словечко) - 56. Science -environment (окружающая среда) - 133. Sociology - people (люди) - 472. Technology - devices (устройства, приборы) - 132. The world - crime (преступление) - 132. Подобная категоризация, точнее субкатегоризация, как представляется, носит достаточно условный, местами спорный характер. Тем не менее, ресурс полезен с точки зрения фиксации появляющихся в языке по тем или иным причинам лексических новаций. Кроме того, каждое слово представлено в примерах контекстуального употребления (Examples), сопровождается информацией о самом раннем зафиксированном в средствах массовой информации случае (earliest), о тематических группах, куда слово может относиться (Filed under), а также дается ссылка на, если не синонимы, то слова с подобной семантикой (Some Related Words). Таким образом, ресурс представляет достаточно информативный материал для различного рода собственно лингвистических, социолингвистических, лингвокультурологических и под. изысканий.
С точки зрения словообразовательных моделей, знакомство с представленными здесь словами подтверждает определение словообразовательной неологии, под которой понимается «производство новых слов по существующим в языке моделям, т. е. это неология по форме и содержанию» [12, с. 376].
Рассмотрим подробнее (суб)категорию people, где мы насчитали свыше четырехсот лексических единиц, что не может не вызывать интерес (ср., например, количество слов, связанных с компьютерной сферой и т. д.).
Библиографический список
Из представленного списка обратим внимание на производные от cyber: cyberchondriac, cyberflaneur, cyberscriber, cybrarian.
Cyberchondriac - n. A person who imagines they have a particular disease because their symptoms match those listed on an Internet health site. (Человек, который считает, что у него заболевание, симптомы которого подходят под описание болезни, описанной в интернете.)
Cyberflaneur - n. A person who surfs the web with no purpose beyond curiosity and inquisitiveness. (Человек, заходящий в интернет из простого любопытства, без специальной цели.)
Cyberscriber - n. A person who publishes something online. (Человек, размещающий/публикующий свои труды онлайн.)
Cybrarian - n. A librarian who specializes in locating, prioritizing, and organizing information on the internet. (Библиотекарь, специализирующийся в размещении информации в интернете, организуя ее с учетом приоритетности.)
В приведенных словах, как мы видим, мотивация прозрачная - от cyber (cyber space - интернет), слова образованы по аналогии с существующими в языке словами. Словообразовательный ряд можно со всей очевидностью продолжить, поскольку интернет как достижение современной науки давно вошел в нашу повседневную жизнь, расширяя и открывая все новые возможности для человека во всех сферах жизни, что и находит свое отражение в появляющихся новых словах.
В профессии, в профессиях, исторически не связанных с компьютером напрямую, появляются новые специализации: сompcierge - n. A hotel employee who assists guests with computer-related tasks and problems. (Служащий гостиницы, оказывающий услугу гостям, решая задачи, связанные так или иначе с компьютером.)
Появился целый ряд слов с компонентом sexual (вслед за уже ставшим известным metrosexual). В продолжение мысли о влиянии интернета на человека и его поведение можно приведем лишь один пример, связанный с материалом нашего исследования.
Datasexual - n. A person who obsessively collects and shares data about his or her own life to improve self-knowledge and embellish self-presentation. (Человек, одержимый собственной персоной, что выражается в размещении/распространении часто приукрашенной информации, данных о себе.)
Приведем еще один словообразовательный ряд, основным компонентом которого выступает лексема digital.
Digital native - n. A person who grew up in a world with computers, mobile phones, and other digital devices. (Человек, выросший в эру компьютеров, мобильных телефонов и т. д.)
Digital nomad - n. A person who uses technology, particularly wireless networking, to work without requiring an office or other fixed address. (Человек, пользующийся беспроводными технологиями для работы, и, таким образом, не нуждается в офисе или в постоянном месте/адресе.)
Digilant - n. A person who uses digital tools and techniques to avenge a crime. (Человек, использующий цифровое оборудование, технологии с целью отомстить за совершенное преступление.)
Digi-necker - n. A driver who slows down when passing an accident to take a picture of the scene with a digital camera. (Человек за рулем, сбавляющий скорость для снятия видео при виде какого-либо происшествия.)
Приведенные выше лишь несколько примеров демонстрируют, как влияют компьютерные и цифровые технологии на образ жизни человека. Нельзя не согласиться здесь с мнением Е.С. Кубряковой о том, что «единицы номинации выполняют не только собственно назывательную функцию, но и функцию репрезентации отдельных фрагментов мира и его концептуализации». И далее, «они формируют понятия и другие концептуальные сущности, свидетельствующие о том, каким видится окружающий человека мир, что в нем остановило его внимание и какие именно крупицы опыта, знаний и оценок человек счел для себя наиболее существенным» [13, с. 430].
1. Ба Юйсинь. Основные достижения и актуальные проблемы неологии. Вестник калмыцкого университета. 2016; 2 (30): 78 - 85.
2. Олефир Я.А. Актуальные проблемы современной неологии. Вестник Университета Российской академии образования. 2012; 3: 63 - 66.
3. Воронцова Ю.А. Неология и неологизмы. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; 2: 111 - 114.
4. Кубрякова Е.С. Неология: проблемы и перспективы. Проблемы английской неологии: материалы научной конференции. 2002.
5. Заботкина В.И., Рунова Н.В. Когнитивные механизмы образования новых метонимических значений (на примере новых существительных в английском языке). Вестник МГЛУ. 2007; Выпуск 532: 74 - 80.
6. Марченко Е.И. Когнитивные подходы к исследованию неологизмов. Вестник КРСУ. 2013; Т. 13, № 9: 148 - 151.
7. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. Москва: Институт языкознания РАН, 1997.
8. Заботкина В.И. Слово и смысл. Москва: РГГУ, 2012.
9. Заботкина В.И. К вопросу о когнитивной неологии. Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сборник в честь Е.С. Кубряковой. Москва: Языки славянских культур. 2009.
10. Word Spy. Word Lover's Guide to New Words. Available at: https://www.wordspy.com/
11. Базарова Б.Б. Интерпретирующий потенциал неологизмов. Казанская наука. 2018; 4: 40 - 42.
12. Цыбова И.А. О проблемах словообразовательной неологии. Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сборник в честь Е.С. Кубряковой. Москва: Языки славянских культур. 2009.
13. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Москва: Языки славянской культуры. 2004.
References
1. Ba Yujsin'. Osnovnye dostizheniya i aktual'nye problemy neologii. Vestnikkalmyckogo universiteta. 2016; 2 (30): 78 - 85.
2. Olefir Ya.A. Aktual'nye problemy sovremennoj neologii. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2012; 3: 63 - 66.
3. Voroncova Yu.A. Neologiya i neologizmy. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; 2: 111 - 114.
4. Kubryakova E.S. Neologiya: problemy i perspektivy. Problemy anglijskoj neologii: materialy nauchnoj konferencii. 2002.
5. Zabotkina V.I., Runova N.V. Kognitivnye mehanizmy obrazovaniya novyh metonimicheskih znachenij (na primere novyh suschestvitel'nyh v anglijskom yazyke). Vestnik MGLU. 2007; Vypusk 532: 74 - 80.
6. Marchenko E.I. Kognitivnye podhody k issledovaniyu neologizmov. VestnikKRSU. 2013; T. 13, № 9: 148 - 151.
7. Kubryakova E.S. Chasti rechis kognitivnoj tochki zreniya. Moskva: Institut yazykoznaniya RAN, 1997.
8. Zabotkina V.I. Slovo ismysl. Moskva: RGGU, 2012.
9. Zabotkina V.I. K voprosu o kognitivnoj neologii. Gorizonty sovremennoj lingvistiki: Tradicii i novatorstvo: Sbornik v chest' E.S. Kubryakovoj. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur. 2009.
10. Word Spy. Word Lover's Guide to New Words. Available at: https://www.wordspy.com/
11. Bazarova B.B. Interpretiruyuschij potencial neologizmov. Kazanskaya nauka. 2018; 4: 40 - 42.
12. Cybova I.A. O problemah slovoobrazovatel'noj neologii. Gorizonty sovremennoj lingvistiki: Tradicii i novatorstvo: Sbornik v chest' E.S. Kubryakovoj. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur. 2009.
13. Kubryakova E.S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol' yazyka vpoznanii mira. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury. 2004.
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 808; 372.8; 80
Bogdanova Y.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, State University of Northern
Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: bogdanowa2907@mail.ru
RHETORIC AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS. The importance of studying of rhetoric by students of various directions is considered; the mission of rhetoric is defined. The reasons of need of an intensification of studying of rhetoric are characterized; it is told about the system of training as which obligatory component the speech culture and possession of bases of successful communication acts. Requirements to the educated person are provided; the main forms of work in a higher educational institution when forming rhetorical abilities are detailed. The author proves that an important factor in formation of cultural and rhetorical competence of students is their speech development directed to mastering speech knowledge, skills which are necessary for ability to communicate, abilities to perceive and reproduce the speech, to introduce own ideas, finding at the same time high intellectual development of the person.
Key words: rhetoric, personal qualities, rhetorical skills, rhetorical education.
Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,
E-mail: bogdanowa2907@mail.ru
РИТОРИКА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается важность изучения риторики студентами различных, в том числе аграрных, направлений; определено предназначение риторики: охарактеризованы причины необходимости интенсификации изучения риторики; говорится о системе обучения, обязательным компонентом которой выступает речевая культура и владение основами успешной коммуникации. Также рассматриваются требования к образованному человеку; детализированы основные формы работы в высшем учебном заведении при формировании риторических умений; обосновывается важность формирования культурно-риторической компетентности студентов, направленной на овладение риторическими знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для умения общаться, способности воспринимать и воспроизводить грамотную речь, высказывать собственные мысли, обнаруживая при этом высокоинтеллектуальный уровень развития.
Ключевые слова: риторика, личностные качества, риторические умения, риторическое образование.
Изучение риторики и ее преподавание в высших учебных заведениях сегодня - это одно из важных и перспективных лингвистически-дидактических направлений обучения, формирующее умения и навыки ясно и убедительно общаться, воспитывающее нравственные и патриотические ценности человека. Важность введения риторики в систему высшего образования обусловливается тем, что существует угроза снижения культуры общения современной молодежи. Среди весомых причин по интенсификации изучения риторики - процесс демократизации общества, который сопровождается расширением прав и свобод, в том числе и свободы слова. Также сюда необходимо отнести желание человека самосовершенствоваться с целью повышения не только личного интеллектуального потенциала, но и профессионального.
Образованный человек в наши дни должен быть коммуникабельным, уметь вести беседу, иногда даже манипулировать и активно воздействовать на слушателей. Также он должен логично выстраивать свое публичное выступление, уверенно и правильно излагать свою речь, вести дискуссию - то есть применять риторические приемы, поскольку ораторские умения и навыки нужны каждому как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Риторически грамотная речь необходима не только в политике, суде или прочих официальных сферах. Без навыков ораторского искусства в какой-либо мере не может обойтись ни преподаватель, ни эколог, ни юрист, ни агроном. И чем более развито общество, тем больше в нем ценится умение грамотно и правильно вести диалог, то есть владеть риторическими приемами [1, с. 180].