УДК 37.018
Т. Н. Вербенко, Л. Г. Антонова
Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений
младших школьников
В статье говорится о необходимости формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников, обращено внимание на необходимость применения проектной деятельности как одной из эффективных технологий, показаны результаты работы.
Ключевые слова: риторическое обучение, коммуникативно-речевые умения младших школьников, проектная деятель-ност, младшие школьники, языковые средства, детская разговорная речь.
Т. N. Verbenko, L. G. Antonova
Modern Technologies of Forming Primary Schoolchildren's Communicative-Speech Abilities
In the article it is said about necessity to form primary schoolchildren's communicative-speech abilities, the attention is given to necessity to apply the project activity as one of effective technologies, results of work are shown.
Key words: rhetorical training, primary schoolchildren's communicative-speech abilities, a project activity, primary schoolchildren, language means, children's informal speech.
В сферу образования, как в одну из главных сфер жизни человека, сегодня включаются новые технологии. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Любая современная технология должна включать в себя соблюдение условия создания здо-ровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, причем в образовательном процессе это является особенно важным. Благотворное влияние на обучение и воспитание детей, своевременное выявление и устранение причин появления отрицательных состояний у детей и педагога, развитие личностных качеств учащихся, необходимых для осознанной деятельности, таких как искренность, открытость, честность, воля, самокритичность, гибкость, конструктивность являются задачами, на которые должна опираться любая прогрессивная образовательная технология. Например, технология рефлексивного обучения и воспитания представляет собой диалог сознания, подсознания и тела. Психологическая рефлексия выявляет состояния человека как положительные (здоровьесберегающие), так и
отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. К. Мамардашвили писал: «Рефлексия - самое эффективное средство развития сознания и осознанного отношения человека к себе, другим, событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом» [1].
Комплексный, многоплановый подход к обеспечению качества речи (синтез культурологии, риторики, философии, психологии, лингвистики) с опорой на эмоционально-чувственное восприятие слова включает в себя технология эффективной речевой деятельности [2]. Технология развития речи способствует развитию не только речи, но параллельно идет развитие психических процессов: мышления, осознанной памяти, поведения (ответственность за слово), эмоционально-чувственных качеств (эстетическое восприятие слова). Ценностное отношение к слову способствует сохранению здоровья. Следовательно, в речевой деятельности как в любой другой, необходимым условием успешности является душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен должным образом усваивать знания, полноценно творить, полноценно общаться, полноценно выражать свои мысли, чувства, отношение
© Вербенко Т. Н., Антонова Л. Г., 2011
к тому, что его окружает. Итак, установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и инициативности являются необходимыми условиями для коммуникативно-речевого развития младшего школьника. Недостаточная или несвоевременная сформиро-ванность коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида, к психологическому дискомфорту учащихся, следствием которого становятся нервные срывы или даже серьезные психические расстройства и заболевания.
В последнее время исследователями отмечается снижение культуры речи носителей языка. Эта проблема объясняется многими причинами, в частности, потерей интереса к чтению, низким уровнем качества культуры речи средств массовой информации, зачастую включающих жаргонизмы, вульгаризмы, просторечия и т. д. С конца прошлого века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что меняет структуру языка, а значит, изменяет основы нашей культуры. Психологами и методистами (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.) уже давно отмечено, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Уже с младшего школьного возраста особую значимость приобретает проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса. В активном словаре младших школьников обычно мало слов, языковых средств для выражения различных эмоциональных состояний. В своей работе учитель, как правило, встречается с недостаточным эмоциональным развитием детей, недифференцированно-стью их чувств. К сожалению, в наше время из-за сложных социальных условий родители, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи ребенка происходит произвольно. Вот почему процессу речевого развития учащихся в современном начальном школьном образовании уделяется особое внимание. Только систематическая работа по развитию речи может формировать коммуникативно-речевые умения школьников.
К умениям, связанным с использованием в речи языковых средств, относят: умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; умение отбирать языко-
вые средства в соответствии с определенным типом текста; умение отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи. Необходимым условием развития речи детей является усвоение ими языковых средств, необходимых для создания текста, оформления своей мысли, суждения и выработка у них умения отбирать, а в дальнейшем использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Немаловажную роль в обогащении речи младших школьников образами, метафорами, метонимиями - обиняками играют пословицы и поговорки, которые украшают нашу речь, делают ее более образной, яркой, красивой. Эти средства языка интересны и ценны не только своим идейным содержанием, а еще тем, что они являются художественными произведениями, ценнейшей областью народного искусства слова. В языке народа сохраняются только наиболее меткие и художественно ценные фразы. Пословица стремится научить, утвердить истину, воспитать, поэтому она назидательна, обращена к собеседнику: «Век живи, век учись». Однако при этом она и иронична: «Не грози щуке морем», «Поел бы репки, да зубы редки». Это немаловажно в работе по развитию речи детей, которых привлекает, прежде всего, все смешное, интересное.
Непревзойденный автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль говорил: «Пословица -краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» [3]. Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают ее яркой, эмоциональной, а также несут в себе многовековую мудрость народа. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Уместное употребление таких текстов указывает на определенный культурный уровень коммуниканта. М. Рыбникова писала: «Умелое, быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме». Сложившейся ситуации дается мгновенная оценка.
Согласно мнению Е. А. Костюхина: «Пословицы демонстрируют не столько народную мудрость, сколько народное остроумие» [4]. Одной из важных функций пословиц и поговорок является отражение особенностей социальных групп как сигнала опознания по принципу «свой - чу-
жой». Внедряя в практику детской разговорной речи такие конструкции, нужно быть особо осторожным, чтобы не нарушить взаимосвязи, сложившиеся в социуме ребенка. В то же врем, обучение ребенка грамотному использованию подобных языковых конструкций позволяет ему беспрепятственно осуществлять контакты с широким спектром возрастных и социальных групп.
Современные учебные пособия в начальной школе в разной степени уделяют внимание вопросу изучения пословиц и поговорок на уроках чтения, русского языка, риторики, окружающего мира (А. Н. Гвоздев, С. А. Быстрова, Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева и др.). Значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Наши наблюдения показали, что учащиеся младших классов не употребляют в речи пословицы и поговорки как яркое выразительное средство языка. Практика показывает, что словарный запас учащихся недостаточно обогащен пословицами и поговорками. Налицо противоречие между потребностью общества в коммуникативно-компетентных личностях, способных к самоадаптации и самореализации в социуме, и недостаточным вниманием к формированию соответствующих компетенций в образовательном процессе.
Мы считаем, что можно отметить следующие причины недостаточного употребления пословиц и поговорок учащимися в речи:
- Пословицы и поговорки чаще используются только в качестве материала для чтения, что приводит к одностороннему пониманию роли пословиц детьми.
- Эпизодическая работа с устойчивыми оборотами. Так нередко после изучения темы к пословицам не возвращаются долгое время. Таким образом, закрепление материала не является систематическим, что приводит к постепенному снижению их самостоятельного употребления учащимися в речи.
- Непонимание учащимися переносного смысла пословиц. Детям сложно осознать все образные элементы пословицы, а затем выделить отношение между ними: перейти с «языка образов» на «язык мысли».
- Недостаточная работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок. Смысл употребления в той или иной ситуации пословиц с целью передать мнение о предмете, подтвердить
суть сказанного, охарактеризовать некий объект, раскрывается недостаточно.
- Однообразие, шаблонность используемых приемов и методов работы с пословицами. Таким образом, не отслеживается система постепенного наращивания трудности заданий в зависимости от возрастных особенностей детей.
- Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в изучении пословиц и поговорок.
- Низкий уровень патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
В связи с этим возникает проблема эффективного построения работы по изучению пословиц и поговорок в начальной школе. Учебная деятельность зачастую сводится лишь к рутинному овладению школьными умениями и навыками; она не всегда соответствует индивидуальным особенностям и творческим возможностям младшего школьника. Часто ребенок не чувствует себя хорошим учеником, так как не удовлетворяет свою генеральную потребность. Эта ситуация в любом случае негативно отражается на процессе психического развития ребенка в целом вне зависимости от адекватности самооценки своих учебных успехов. В таких ситуациях возможны различные отклонения от нормального пути развития ребенка. Младший школьник начинает вытеснять учебную деятельность на периферию своей жизни, отчуждается от всех требований, которые предъявляются к школьнику, теряя свойственные возрасту оптимизм и доверие к учителю, родителям, замещая ее искусственными аналогами интеллектуальной деятельности (компьютерные игры, мультфильмы и др.). В результате преобладающими в развитии ребенка могут оказаться ложные ориентиры, что приводит к потере, а не обогащению жизненного опыта. Удовлетворение потребности быть хорошим учеником осуществляется ребенком только в учебной деятельности, но эта деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности. Она, как отмечает Л. Ф. Обухова, поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, понимания того, «чем я был и чем стал». Вот почему в этот период учебная деятельность становится ведущей в жизни [5].
Учитывая эти особенности младшего школьника, мы разработали систему обучения, направленную на формирование коммуникативной компетенции учащихся с помощью пословиц и поговорок. Основу этой системы составляет метод проектной деятельности.
Задачи проекта с каждым годом усложняются, то есть повышается уровень работы учащихся над проектом. Метод проектной деятельности занимает сегодня ведущее место среди других методов.
Преимущества метода проектной деятельности:
- органично входит в повседневную жизнь ребенка;
- позволяет разнообразно обеспечить управление работой учащихся;
- в ходе решения поставленных проблем получается результат деятельности учащихся;
- позволяет решать задачу развития у детей: навыков общения, умения быть ответственным; умения находить и реализовывать необходимую информацию; умения выступать перед аудиторией;
- позволяет формировать коммуникативные умения: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться;
- позволяет решать задачи здоровьесбереже-ния учащихся.
Очень важно, что этот метод помогает формированию дружного коллектива и атмосферы, способствующей созданию положительных эмоций у младших школьников. Ребенок, погруженный с раннего возраста в атмосферу радости, вырастает более устойчивым к неожиданным ситуациям, менее подверженным к стрессам и разочарованиям. Чувство товарищества обеспечивает ребенку безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
В процессе реализации системы формирования коммуникативно-речевых компетенций путем изучения пословиц и поговорок решается ряд задач:
1. Образовательная: дать учащимся представление о пословицах и поговорках, их отличительных особенностях; научить понимать их значение в жизни и смысл каждой из них; учить правильно применять устойчивые обороты в речи; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающая: развивать способности к самообучению; формировать качества мышления, память; внимание, воображение учащихся; развивать творческую инициативу; развивать эмоциональную выразительность речи; повышать уровень учебной мотивации учащихся.
3. Воспитательная: формировать у учащихся уважение к культурно-историческому наследию, к русскому языку; уважительное отношение к
здоровью; воспитание культуры общения и потребности в практическом применении знаний.
В 1 классе проводится открытый урок, на котором учитель ведет опрос-беседу с учащимися, с целью получения представления первоначальных знаний по теме. Затем детям демонстрируется презентация фильма учителя «Поговорка -цветочек, пословица - ягодка». Фильм знакомит учащихся с понятиями «пословица» и «поговорка», показывает ситуации, в которых уместно употреблять ту или иную пословицу, дети тренируются в выборе подходящей пословицы к цветной иллюстрации из мультфильма. В фильме пословица рассказывает сама о себе: что она народная мудрость; что правду всем говорит; что недаром молвится. Учащиеся знакомятся с источниками пословиц: словарями, справочниками и художественными произведениями (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского).
Затем в каждой четверти выполняется краткосрочный индивидуальный проект - изготовление открыток с пословицами о здоровье, о дружбе, о радости. Например, «Здоровье дороже денег. Здоров буду - и денег добуду», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Друзья познаются в беде».
Знакомство с пословицей проходит в 3 этапа:
1 этап - практическое действие (дети учатся раскладывать готовые картинки с пословицами, а затем полоски с пословицами по группам);
2 этап - речевое действие (после предварительного ознакомления ребенок учится рассказывать - о чем эта пословица);
3 этап - умственное действие (творческая работа, в ходе которой идет процесс запоминания этих пословиц). Творческая работа представляет собой процесс создания учащимися рисунка к пословице. Полоску с пословицей они прикрепляют с обратной стороны рисунка. Открытки вкладываются в специальные папки. Эти наборы открыток используются в дальнейшем на уроках чтения, окружающего мира: учитель показывает любую открытку, а учащиеся вспоминают соответствующую пословицу, глядя на рисунок. Такая работа направлена на воспитание гармонично развитой личности, ориентированной на такие ценности, как жизнь и здоровье.
Во 2 классе на вводном уроке дети узнают об отличительных особенностях пословиц и поговорок: о том, что поговорка - это меткий намек на суждение, а пословица законченное суждение, имеющее вывод. Затем перед детьми ставятся направляющие вопросы:
1. Основополагающий вопрос: «Откуда взялись пословицы и поговорки?»
2. Проблемный вопрос: «Употребляются ли пословицы и поговорки в речи сегодня?»
3. Учебный вопрос: «Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?»
Чтобы увлечь детей темой, вызвать у них желание заниматься самостоятельным ее изучением, на уроке используются фрагменты мультфильмов (например, «Ох и Ах», «Бобик в гостях у Барбоса»); цветных иллюстраций к пословицам, а также сюжеты из художественных произведений К. Д. Ушинского (например, «Не ладно скроен, да крепко сшит», «Вместе тесно, а врозь скучно») и Л. Н. Толстого («Погнался за топорищем, упустил топор», «Где любовь, там и бог»). Таким образом, урок получается ярким, эмоциональным, увлекательным. У учащихся проявляется желание участвовать в проекте «Старая пословица век не сломится». Для этого класс делится на 5 команд по 4-5 человек в группе.
Командам предлагаются темы на выбор: «Учеба», «Родина», «Времена года», «Животные», «Труд». Дети в группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Работа в группах учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Кроме того, работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе.
Каждой команде выдается блокнот. В них учащиеся собирают и обрабатывают найденные участниками команды пословицы.
В командах распределяются обязанности:
- собиратель пословиц: занимается поиском пословиц по теме, выясняет их происхождение;
- художник-оформитель: создает рисунок к выбранной пословице, отвечает за оформление страничек блокнота команды;
- писатель: записывает толкование выбранной пословицы в блокнот;
- оратор: знакомит всех учащихся класса с пословицами, собранными его командой в конце каждой недели;
- аниматор: отвечает за пополнение копилки собранных игр с пословицами командой, проводит игры с учащимися других команд.
Обязанности в команде могут распределяться заново.
Нужно отметить, что интеллектуальные игры с пословицами учащиеся сочетают с подвижными. Проект позволяет решать и задачи здоровь-есбережения. Так, проведение игр-энергизаторов с пословицами на уроке помогает снять напряжение и усталость, создает психологический комфорт в классе. Игры способствуют возникновению между детьми доверительных эмоциональных связей. Участвуя в них, организуя их, учащиеся привыкают устанавливать визуальный и тактильный контакты друг с другом, овладевают средствами выражения удовольствия от совместных занятий, поощрения, благодарности. Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими вызывают чувство защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное [6]. В ходе всей работы над проектом учитель наблюдает, направляет процесс, консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов и является идейным вдохновителем проекта, поддерживает и поощряет инициативу детей, повышает их мотивацию.
Созданные детьми продукты проекта - иллюстрированные тематические блокноты с пословицами - могут использоваться в дальнейшем в рамках преподавания русского языка, чтения, риторики в качестве наглядного пособия. Специально созданные копилки игр с пословицами удобны в использовании на уроках русского языка, чтения, риторики, окружающего мира, ОБЖ и на внеклассных мероприятия.
В 3 классе команды готовят выпуски собственной телепередачи «Узнавай-ка», которая также является продуктом проекта. Рубрики для передачи участники команд готовят самостоятельно, консультируясь с учителем. Например, рубрика «Театр одной пословицы» будет представлять собой мини-спектакль, где дети инсценируют пословицы и истории, придуманные ими. Для зрителей-учащихся всей начальной школы эти выпуски являются обучающим и развивающим материалом. Зрители отгадывают представленные в передаче пословицы, а ответы отправляют в ящик «Почты», который размещен в кабинете 3 класса. Каждая команда представляет свой выпуск один раз в месяц. В такой ситуации в классе, как и в любом человеческом обществе, оправдывает себя идея основоположника гуманистической психологии К. Роджерса о том, что «лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, неподражательного сотруд-
ничества ученика с учителем, и для содержательных дискуссий ребенка с одноклассниками [7]». Развитию самостоятельного мышления, познавательной инициативы учащихся способствует, прежде всего, деятельность в группе совместно работающих детей.
В 4 классе учащиеся, используя накопленный в 1-3 классах опыт работы с пословицами, создают собственные книги. Команды в классе становятся издательствами. Например, издательство «Знатоки». В издательстве выбирается: корреспондент, который получает задание от редакции (от учителя) и передает задание команде; редакторы изучают созданный командой материал и редактируют его; художник создает необходимые рисунки; верстальщик занимается оформление книги. Книги представляют собой альбом с сочинениями учащихся. Название каждого сочинения - это пословица. Авторы - все участники команды - придумывают историю к выбранной пословице. Пословицы в альбоме делятся по темам. Это отражено в содержании альбома-книги. В конце сборника команда представляет раздел «Пословицы собственного сочинения». Этот проект является творческим и долгосрочным. Книга создается в течение года обучения. По мнению Л. Н. Толстого «если ребенок в школе не научится творить, то в жизни он всегда будет только подражать». А современному обществу все больше нужны творческие, инициативные, имеющие свою точку зрения люди.
В каждом классе в конце учебного года проходит презентация проекта с последующим награждением. Учащиеся представляют отчет о проделанной работе, после чего необходимо сделать анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается, то есть этап рефлексии.
Предлагаемая в риторическом обучении система изучения пословиц и поговорок в начальной школе способствует развитию речи младших школьников, позволяет учащимся в целом более
осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, чувств, отношения к окружающему миру и способствует развитию, укреплению психических процессов учащихся. Именно пословицы и поговорки являются образцом самой тесной, самой крепкой связи содержания и формы.
Риторическое обучение способствует формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и помогает решать задачи здоровьесбе-режения учащихся: помогает ребенку стать личностью, совершающую меньше ошибок в жизни, следовательно, менее подверженную стрессам, способствуя тем самым сохранению психического здоровья учащихся, которое со временем благотворно отразится на их физическом здоровье.
Библиографический список:
1. Даль, В. И. Пословицы русского народа [Текст] / В. И. Даль. - М. : Русская книга, 1993. - 736 с.
2. Засоркина, Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / Н. В. Засоркина, М. Ю. Шатилова, Н. Б. Полянина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 135 с.
3. Кондратьева, Е. П. Проект: проблемы, поиск, опыт [Текст] : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов / Е. П. Кондратьева. - Чебоксары, 2007. - 234 с.
4. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору [Текст] / Е. А. Костюхин. - М., Дрофа, 2004. - 336 с.
5. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников [Текст] : методическое пособие для учителя / В. И. Максакова. - М. : Просвещение, 2003. - 254 с.
6. Цукерман, Г. А., Поливанова, К. Н. Введение в школьную жизнь [Текст] : программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М. : Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.
7. Юнина, Е. А. Педагогическая психология: социально-личностное образование [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. А. Юнина. - Современные образовательные технологии. - Пермь : ПРИПИТ, 2004. - 92 с.